Какое государство считается светским кратко

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время в науке доминирует представление о светском государстве как о государстве, в котором не существует какой-либо официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Соответственно, светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от друга и не вмешиваются в дела друг друга.

Светскость может также выступать в качестве: 1) основы конституционного строя; 2) политико-правового принципа; 3) политико-правовой характеристики государства; 4) политико-правового института; 5) политико-правового требования; 6) системы политико-правовых отношений; 7) политико-правового процесса.

Светское государство — государство с устройством, где религия отделена от власти , и которое регулируется на основе гражданских, не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

Светским государством признается такое государство, в котором государство и религия, а точнее государство и религиозные объединения отделены друг от друга, а следовательно, не вмешиваются в дела друг друга.

Конституция РФ ( ч. 1 ст. 14 ) не только провозглашает Россию светским государством, но и раскрывает суть этой характеристики: "Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". А далее в ч. 2 той же ст. 14 говорится: "Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Давая такую характеристику Россий­скому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следую­щих положениях:

  • никакая религия не может устанавливаться в качестве госу­дарственной или обязательной;
  • религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Эти конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе "О свободе совести и религиозных объединениях". Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, этот закон устанавливает, что государство:

  • не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
  • не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственной власти и органов местного самоуправления;
  • не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону;
  • обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В свою очередь, и религиозные объединения в соответствии с конституционными принципами создаются и осуществляют свою деятельность независимо от государства - в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирают, назначают и заменяют свой персонал согласно своим собственным установлениям, но при этом условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством РФ трудовым договором (контрактом).

  • Светское государство — государство с устройством, где религия отделена от него, и которое регулируется на основе гражданских, не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия является в нём прерогативой государства. В светском государстве последователи всех религий равны перед законом.

Большинство мусульманских стран не отвечают критериям светскости. Так, Иран и Саудовская Аравия официально являются теократическими государствами, в конституциях большинства арабских стран записано, что их законодательство основано на Коране и шариате, религиозная форма брака является единственно возможной. В Малайзии в последние годы произошёл отход от светского государства (появилась религиозная полиция, разбирающая дела мусульман). Из государств с преобладанием мусульманского населения светскими являются, например, Турция и Казахстан, Кыргызстан и Азербайджан. Кроме того, бывают случаи, когда государство имеет государственную религию и вместе с тем провозглашает себя светским (Англия, Дания, Египет, Тунис, Бангладеш и так далее).

Не полностью религия отделена от государства и в Израиле.

Принцип светскости предполагает отделение государства от религиозных догм, но не означает удаление религии из общественной жизни. Также он способствует разграничению сфер влияния государства и религиозных организаций при сохранении роли государства, как основной формы организации общественно-политической власти.

В социологической науке представлена типология светских и несветских государств по различным основаниям. Критерии классификации светских государств: 1) наличие партнёрства государства и религиозных организаций и 2) степень влияния религии на правовую систему государства. Данные критерии позволяют выделить 4 типа светских государств:

преференциальный, эквипотенциальный (государство стремится к максимально возможной изоляции религиозных организаций от государственной жизни), контаминационный, идентификационный (сотрудничество государства с религиозными организациями).

Связанные понятия

Свобода совести — естественное право человека формировать свои убеждения. Свобода совести — более широкое понятие, чем свобода вероисповедания.

Госуда́рственная рели́гия (синоним официальная религия) — вероучение, официальный статус которого подтверждён данным государством. Государство без государственной религии называют светским или секулярным государством.

Свобо́да вероиспове́дания — право исповедовать и практиковать любую религию. Исторически значение термина расширялось, и в настоящее время свобода вероисповедания обычно понимается также как право не исповедовать и не практиковать никакой религии, проповедовать религиозные или другие мировоззрения и/или пропагандировать отказ от них.

Секуляризм — концепция, согласно которой правительство и другие источники норм права должны существовать отдельно от любого типа религий. С одной стороны, секуляризм может означать свободу от религиозных законов и учений и отсутствие принуждения к религиозному вероисповеданию со стороны государства и общества, которые должны быть нейтральными в вопросах религии. С другой стороны, секуляризм может означать концепцию о том, что деятельность людей, особенно политическая, должна быть основана на доказательствах.

Отделение церкви от государства — принцип взаимоотношений государства и церкви, предполагающий отказ государства от вмешательства в дела церкви; свободу граждан от принуждения к исповеданию той или иной религии; отсутствие закрепленных за церковью государственных функций.

Упоминания в литературе

Светское государство . Светский характер Российской Федерации закреплен в ст. 14 Конституции РФ. Светское – это такое государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга, и не допускается установление какой-либо государственной религии. Данный принцип характеризуется следующим:

Государство регулирует экономические процессы лишь опосредованно, остается широкое пространство для рыночных механизмов саморегулирования. Признается множественность конкурирующих друг с другом идей, т. е. идеологическое многообразие, идеологический и политический плюрализм. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Россия является светским государством , никакая религия не может признаваться государственной или обязательной.

И сегодня многие турецкие политические и общественные деятели считают, что демократия и прогресс наиболее полно могут быть реализованы лишь в рамках гражданского, светского государства . И более чем полувековой опыт существования Турецкой Республики как светского государства является серьезным препятствием для возрождения шариатских норм в общественной жизни.

– эквипотенциальный тип – светское государство , характеризующееся стремлением к достижению максимально возможной внерелигиозности и изоляции религиозных объединений от государственной и общественной жизни (Япония, КНР, Южная Корея, отчасти США),

Связанные понятия (продолжение)

Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе обладающими властью лицами или органами, называется законностью.

Лаици́зм (от греч. λαός народный, лат. laicus не принадлежащий к священству, необразованный, и фр. Laïcité букв. светскость, нерелигиозность, откуда прилаг. фр. laïque светский) — французское движение за секуляризацию общественной жизни страны; процесс, в ходе которого религиозные догмы, институты и практики утрачивают их прежде высокое значение в жизни общества.

Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Равенство перед законом, равноправие — важнейший принцип демократии и классического либерализма, согласно которому все граждане равны перед законом независимо от их расы, национальности, пола, места жительства, положения в обществе, религиозных и политических убеждений. Нарушение этого принципа называется дискриминацией.

Религиозная нетерпимость — нетерпимость, мотивированная чьими-то личными религиозными убеждениями или практикой, или собственно нетерпимостью к другим религиозным верованиям или практикам как таковым. Она проявляется как на культурном уровне, так и в качестве части догмы некоторых религиозных и секулярных групп.

Народный суверенитет (народовластие, суверенитет народа) — доктрина, согласно которой народ государства рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета.

Национа́льное госуда́рство (госуда́рство-на́ция) — конституционно-правовой тип государства, означающий, что оно (государство) — форма самоопределения и организации той или иной нации на определённой суверенной территории и выражает волю этой нации.

Исламская республика — форма теократического или близкого к нему государственного устройства, при которой роль в управлении государством играет исламское духовенство (в Иране, где эти принципы проведены наиболее последовательно, фактическим главой государства является высший по рангу исламский религиозный деятель).

Либерали́зм (от лат. liberalis — свободный) — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека.

Суверенитет (через нем. Souveränität от фр. souveraineté — верховная власть, верховенство, господство) — независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах.

Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Другими словами — многопартийность.

Секуляриза́ция (от лат. saecularis — светский) — в социологии процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм.

Политическая свобода — естественное, неотчуждаемое от человека и социальных общностей качество, выражающееся в отсутствии вмешательства в суверенитет человека на взаимодействие с политической системой при помощи принуждения или агрессии. Политические права и свободы принципиально отличаются от личных, социальных, экономических и других прав и свобод тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства.

Парламентари́зм — система государственного устройства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при доминирующем положении парламента. При парламентаризме правительство формируется парламентариями из числа членов партии, получившей большинство в парламенте, и ответственно перед ним.

Этатизм (фр. Étatisme) или госуда́рственничество, реже статизм (англ. statism), — идеология, утверждающая ведущую роль государства в политической жизни, включая подчинение интересов как отдельных людей, так и групп интересам государства; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни. Идейная противоположность анархизма.

Право народов на самоопределение — один из основных принципов международного права, означающий право каждого народа самостоятельно решать вопрос о форме своего государственного существования, свободно устанавливать свой политический статус и осуществлять своё экономическое и культурное развитие.

Представительная демократия — политический режим, при котором хотя основным источником власти и признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы.

Полити́ческий режи́м (от фр. régime — управление, командование, руководство) — совокупность средств и методов осуществления политической власти.

Авторитари́зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — политический режим, при котором носитель власти (например, диктатор и т. д.) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительное мнение на этот счёт носителя данной власти.

Религио́зное пра́во — одна из исторических форм права, в системе которого источником постулируется воля божества (Бога), выраженная в священных текстах или преданиях.

Права́ челове́ка — такие правила, которые обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В своей совокупности основные права образуют основу правового статуса личности.

Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.

Либера́льная демокра́тия — правовой строй, построенный на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей, осуществляющих власть, ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан.

Свобода личности (лат. Liberum arbitrium, также гражданская свобода) — это конституционно-правовая категория, гражданские права, возможность выбора гражданам страны образа жизни, деятельности и т. п. Степень свободы личности отличается в разных странах.

Свобо́да — состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми. При этом свободу не стоит путать со вседозволенностью, когда человек вовсе не учитывает возможной пагубности своих действий для себя и окружающих.

Антиклерикали́зм (от др.-греч. άντι — против и κληρικός — клирик) — социальное движение, направленное против религиозных организаций и духовенства, религиозной власти в политической, экономической и культурной областях общества, а также в сфере науки и образования. На волне просвещения XVII века, когда атеизм в Европе пережил первую большую волну распространения, антиклерикализмом стали называть любые антицерковные позиции; независимо от сопутствующего вероисповедания или радикальности антиклерикальных.

Суверенное государство — государство, которое имеет чётко определённую территорию, на которой оно осуществляет внутренний и внешний суверенитет, имеет постоянное население, правительство, не зависит от других государств, имеет полномочия и способность вступать в международные отношения с другими суверенными государствами.

Социальное равенство — общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определённой области.

Полити́ческая систе́ма о́бщества или полити́ческая организа́ция о́бщества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Какое государство считается светским?

Обществознание. 9 класс. Боголюбов Л. Н ответы на вопросы

§ 13. Основы конституционного строя Российской Федерации

Какое государство считается светским?

Ответ

Светское государство – это страна, в которой нет признаков теократии или клерикализма. Религиозные институты отделены от государственного аппарата, не служат обоснованием для правовых норм и не оказывают влияния на выбор гражданами мировоззрения.

При этом светскость – это не отвержение и не игнорирование религии. А, скорее, партнёрские отношения между государством и церковью. Партнёры взаимодействуют, но не мешают друг другу.

Одни рассматривают понятие с позиции мировоззренческого нейтралитета и утверждают, что власть не отдаёт предпочтение никакому из вероисповеданий.

Светское государство

Другие указывают на отделение религии от политических и правовых институтов. Третьи отождествляют светское государство с атеистическим (это каким?). Однако ни одна точка зрения не раскрывает термин полностью.

В этой статье вы узнаете, что же такое светское государство.

Светское государство — это .

Наука выделяет три типа государств:

Современным примером теократии может служить Ватикан, которым управляет Папа Римский. Глава страны избирается пожизненно Коллегией кардиналов.

Религиозные обоснования затрагивают, в частности, следующие сферы:

  1. политическую;
  2. правовую;
  3. образовательную.

В клерикальной стране одна религия признаётся государственной (официальной) и получает преференции от властей. Пример – Великобритания, где англиканская церковь выступает влиятельной политической силой.

Церковь

Светское государство – это страна, в которой нет признаков теократии или клерикализма. Религиозные институты отделены от государственного аппарата, не служат обоснованием для правовых норм и не оказывают влияния на выбор гражданами мировоззрения.

Однако в светском государстве могут присутствовать следующие явления:

    какого-либо вероисповедания;
  1. финансирование церкви из бюджета;
  2. наличие частных религиозных образовательных учреждений;
  3. большое количество верующих;
  4. широкое строительство храмов.

То есть, светскость – это не отвержение и не игнорирование религии. А, скорее, партнёрские отношения между государством и церковью. Партнёры взаимодействуют, но не мешают друг другу.

Основные признаки светского государства

Перечисленные в таблице признаки соответствуют идеальной модели светского государства. На практике часто наблюдаются отступления и переходные состояния.

Например, учёные-политологи спорят о том, к какому типу государства относить Израиль: клерикальному или светскому.

Израиль

В этой стране нет официальной религии. Однако иудаизм, который исповедуют почти 77% населения, оказывает огромное влияние на политику, право и образование.

Россия – это светское государство?

В статье 14 Конституции прямо указано, что Российская Федерация – это светское государство.

А далее утверждение раскрывается в других положениях основного закона:

  1. отсутствие обязательной религии;
  2. равенство религиозных объединений перед законом;
  3. свобода вероисповедания;
  4. свобода мысли и слова;
  5. право гражданина заменить военную службу на альтернативную гражданскую в случае, если несение первой противоречит его вере.

Конституция

И тут учёные-политологи отмечают следующие расхождения России с идеальной моделью светского государства:

Однако сегодня реальное влияние православия на общественную жизнь далеко от стандартов клерикального государства. Причина в отсутствии поддержки со стороны населения.

Так, согласно данным Европейского социального опроса (ESS) 2018 года 49% граждан РФ в возрасте 16-29 лет не верят в Бога. А большая часть старшего поколения хоть и относят себя к православной конфессии, но не участвуют активно в приходской жизни.

Карикатура

Таким образом, Россию можно скорее расценивать как светское государство. Хоть и с рядом отступлений.

Заключение

Итак, светское государство – это государство, в котором религиозные организации выступают институтами гражданского общества (это что такое?), а не политическими структурами.

Граждане свободно выбирают мировоззрение и не подвергаются дискриминации по признаку вероисповедания. Светскость не означает отказ от религиозности. Это компромисс и грамотное разделение сфер влияния.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Малое число прихожан вовсе не свидетельствует о том, что государство светское, здесь важнее взаимоотношения церкви с государством.

Мы видим, что религиозные деятели всё чаще присутствуют на официальных государственных мероприятиях, например, на послании президента федеральному собранию, сидели главы религиозных конфессий, так же есть такой телевизионный канал Спас, который занимается открытой пропагандой православия.

Институты власти должны быть свободны от любых предрассудков и руководствоваться логикой и здравым смыслом при принятии решений. В свою очередь, лучше чтоб религиозные учреждения занимались духовным развитием своих прихожан и были свободны от политики.

В государственной и правовой теории четко установлено, что зависимо от отношений, которые сложились между государством и церковью различают три основных вида государств:

  1. государство теократического вида;
  2. государство клерикального вида;
  3. государство светского вида.

Теократическое государство

К примеру, Монголия до 1921 г. или сегодняшнее государство Ватикан, которое является теократической монархией, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе Римскому.

Клерикальное государство

Примером служит Исламская республика Иран. Здесь, кроме светских органов, к которым относятся парламент и правительство, существует и духовный государственный лидер. Именно его верующие люди тотально боготворят, всецело поклоняются ему.

Точно так же, деятельность государства может быть напрямую связана с церковной сферой в еще одной дополнительной форме. Это государственная церковь. Суть такой церкви заключается в том, что одна из конфессий полностью признается частицей официальной государственной организации, т.е. воспринимается как главная в стране. И тогда, как правило, все должности страны занимают определенные представители государственной единой религии. Подобный институт имеется в Исландии, Швеции, Дании, Греции, Великобритании, Иордании, Иране. Также был и в России до 1917 года.

Светское государство

Что касается светского государства, то его базовыми принципами представляются принципы абсолютного отделения церковной политики от государства и принципов свободы совести. При этом целый ряд авторов в своих работах по данной проблеме относят принцип отделения церкви от государства к одной из важнейших гарантий свободы совести.

Четко формулируя полноценное содержание понятия светского государства, стоит брать во внимание тот факт, что автономность и абсолютная суверенность интересов страны и религиозных сообществ имеют достаточно принципиальное различие компетенции. В таком случае, понятие суверенности подразумевает верховенство и независимость, а также, полнейшее обладание компетенцией исключительного вида.

Сама страна вовсе не вмешивается в вопросы религиозного характера, в четкие определения гражданами принадлежности к религии, в моменты внутренней самоорганизации религиозного объединения. Объединения религиозного вида абсолютно не вмешиваются в следующие моменты:

  • в государственное управление;
  • в отношения публично-властного вида;
  • в деятельность органов государственной власти;
  • в деятельность правовых и политических институтов.

Светскость, которая выражается через отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на полное распространение идеологии, а именно разделение государства и подобных объединений, подразумевает, что в религиозных моментах верующие представляют собой хозяев у себя и для себя, а сама страна вовсе не позиционирует как религиозный арбитр.

Основные признаки светского государства

Стоит выделить напрямую следующие базовые признаки светского государства:

  • отделение от страны религиозных образований, деятельность которых существенно направлена на полное идеологическое распространение;
  • абсолютная недопустимость установления всеобщей обязательной идеологии либо религии.

Этапы отделения религиозных сообществ от государства

Главный признак полноценного отделения от государства всех религиозных объединений и тех объединений, у которых деятельность целиком направлена на распространение, вмещает в себя следующие пункты:

  • абсолютная независимость страны и религиозных объединений, точно, как и объединений, прямая деятельность которых строго направлена на распространение идеологии, в сферах, которые соответствуют их компетенции, которая предполагает такие моменты:
    • полная независимость формирования, базового устройства и постоянной деятельности государства, системы права и правовых взаимоотношений от санкционирования религиозного либо идеологического вида, или давления, от религиозных организаций и объединений, у которых деятельность направлена на абсолютное распространение подобной идеологии;
    • абсолютная независимость вышеуказанного порядка формирования и полноценной деятельности государственных органов, других органов и учреждений, также управления на уровне государства, санкционирования либо тотального контроля религиозными сообществами и сообществами, у которых деятельность целиком направлена на распространение подобной идеологии. Исключение составляет осуществление общественного контроля над полноценным выполнением страной своих персональных функций согласно законодательству;
    • полнейшая недопустимость вмешательства самого государства, его определенных органов и должностных лиц во внутренние дела законодательной системы уже действующих объединений религиозного характера. К последним относятся и вопросы внутреннего устройства объединений религиозного вида, и моменты полного определения гражданами своего персонального отношения к религии.
    • абсолютная недопустимость передачи страной религиозным сообществам и объединениям, которые направлены на распространение идеологии, их управленческим органам, должностным лицам или религиозного служителям государственно-властных полномочий органов государственной власти, иных государственных органов или учреждений;
    • полная недопустимость создания и процесса деятельности в государственных органах и подразделениях сообществ религиозного вида, а также сообществ, которые направляют свою деятельность на распространение определенной идеологии;
    • недопустимость создания в государственной системе суда особых судов религиозного или идеологического характера, а также распространения своей юрисдикции на абсолютно всех граждан судов религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии; участия государства в реализации решений таких судов;
    • полнейшая недопустимость поступления средств государством религиозной деятельности сообществ религиозного вида, а также идеологической деятельности сообществ, деятельность которых направлена на распространение идеологии, что не исключает возможности содействия государства благотворительной и культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности указанных объединений в соответствии с законодательством;
    • недопустимость процесса одновременного замещения должностей политического вида руководителями, которые имеют отношение к религиозных объединений или сообществам, которые действуют с направлением на всеобщее распространение самой идеологии.
    • нормы, которые установлены на религиозном уровне (подразумеваются внутриконфессиональные сообщества) не являют собой источники права в государстве (за исключением случаев, которые специально оговорены законом);
    • решение руководящих органов религиозных сообществ и сообществ, которые действуют с направлением на распространение базовой идеологии. Подобные нормы не имеют никакой правовой силы или актов, а сама страна никак не участвует в их непосредственной реализации для членов религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение подобной идеологии;
    • правовой статус состояния личности определяется, в свою очередь, нормами законодательства государственного характера.

    Важнейшим признаком недопустимости установления обязательной религии либо идеологии влечет за собой запрет на закрепление на законодательном уровне какой-либо религии или идеологии в качестве базовой. Право на свободное мировоззрение представляет собой существенный признак недопустимости появления общеобязательной религии либо идеологии и включает в себя следующие права и виды свобод:

    • полнейшая свобода мыслей, убеждений и религии, включая право на принятие или изменение религии или убеждений по своему выбору и свободу следовать своей религии или убеждениям как в единоличном порядке, так и сообща с другими, публичным или частным порядками;
    • право на свободное выражение своего религиозного мнения, включая право придерживаться своего личного мнения, право на поиск, получение и распространение всякого рода информации и идей, независимо от государственных границ, в устной и письменной форме, через печать или художественные формы выражения или другими способами по своему усмотрению;
    • протекционное право от прямой дискриминации по признаку отношения к религии, различным национальностям либо расам или мировоззренческим взглядам, а также, на протекцию от пропаганды, дискриминации или прямого геноцида;
    • право на национальную или культурную, либо религиозную принадлежность, включая право на сохранение автономной национальной культуры, на развитие культурного характера, на доступ ко всем культурным ценностям и на участие в культурной жизни, право народов на личностное определение и свободное установление и осуществление своего развития.

    Абсолютное равенство прав, а также свобод человека и гражданина, вне зависимости от убеждений и религиозного характера и полное равноправие религиозных объединений относительно законодательства. Вышеуказанное представляет собой определенный конституционный принцип, означающий равенство юридических прав, а также обязанностей религиозных объединений, которые действуют согласно законодательства.

    Один из базовых принципов полного равенства религиозных сообществ перед законом допускает полную возможность наделения тех или иных религиозных объединений дополнительными преференциями. Такие принципы представляют собой элементы политики страны в сфере взаимоотношений с религиозными сообществами, и никак не препятствует выделению самой страной сообществ религий традиционного характера, наделению их специальным конституционно-правовым базовым статусом и более широкому сотрудничеству с ними, не ущемляя при этом права и свободы других организаций религиозного вида.

    При детальном рассмотрении содержание светского государства, стоит говорить и о таком важнейшем признаке подобного государства, как светскость самой легитимности страны.

    В правовой конституции легитимность фигурирует как понятие признания законности прав и всех полномочий государственного органа власти либо высших должностных лиц, их строжайшая идентичность конституции и воле народа, которая выражена законным образом.

    Стоит учесть важный момент, что вышеуказанный признак вовсе не представляет собой существенный признак государства светского вида, вместе с тем находя свое отражение в приведенных выше существенных признаках данного государства.

    Достаточно высокая степень значимости светскости РФ, как государства, глубоко выражена в определенной протекции базового принципа светскости подобного государства и признании базового значения конституционного вида этого принципа в качестве одной из основ конституционного строя России.

    Читайте также: