Как воплотил драматические образы в своей музыке франц шуберт кратко

Обновлено: 04.07.2024

Обучающиеся: Нет, музыка не похожа ни на лирический образ, ни на эпический.

Учитель: Да, вы правы, с такой музыкой мы ещё не знакомы.Но остался неизученным ещё один вид музыкальных образов, надеемся, что он поможет нам понять это произведение. Значит мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Обучающиеся: Драматические образы в музыке.

Учитель: Какие задачи мы обычно ставим для себя на уроке?

Обучающиеся:

- Я – хочу научиться…

Учитель: И сегодняшний урок поможет нам:

- узнать, что такое драматический образ? ;

- научиться отличать драматический образ от лирического и эпического;

- поможет понять, какими выразительными средствами можно добиться воплощения в музыке драматических образов.

Учитель: В переводе с греческого драма - действие.

Это один из родов литературы, передающий события через диалоги персонажей. С древних времён существовала драма в фольклорном или литературном виде у различных народов.

Ребята, какие слова синонимы вы подберёте к понятию драма?

Обучающиеся:

Воплотить драму в музыке удаётся не каждому композитору. Под силу это только тому, кто сам пережил и трагедию, и горе, и несчастье, и разочарование.

Вы провели исследовательскую деятельность, по изучению биографии и творчества австрийского композитора Ф.Шуберта.

Франц Шуберт— великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке.

Родился Шуберт в пригороде Вены в многодетной семье школьного учителя. Еще в детстве проявилось большое увлечение музыкой: с раннего возраста он играл на скрипке и фортепиано.

С 1808 по 1812 год Франц пел в императорской Придворной капелле под руководством выдающегося венского композитора и педагога Антонио Сальери, который, обратив внимание на талант мальчика, начал обучать его основам композиции. К семнадцати годам Шуберт уже был автором фортепианных пьес, вокальных миниатюр, струнных квартетов, симфонии. Важное место в творчестве композитора занимает песня. Песенность пронизывает сочинения всех жанров.

В связи с переходным возрастом начал ломаться голос, и Франц больше не мог петь в придворной капелле. Он вернулся домой и по настоянию отца стал помощником учителя в его школе. Это было невыносимо для юного гения.

Когда Шуберт окончательно решил посвятить себя музыке, отец выгнал его из дому.

Однако Шуберт остался верен своему решению и продолжал заниматься исключительно композиторским трудом. Будучи человеком болезненно скромным, он поддерживал отношения лишь с небольшим кругом своих друзей, которые всячески стремились пропагандировать произведения одаренного композитора. В Вене были известны так называемые "шубертиады" — вечера, на которых Шуберт и друзья композитора исполняли его произведения.

Материальные затруднения помешали ему завести семью. Бедный музыкант не смог жениться на любимой девушке. Родители выдали её за богатого кондитера.

Разочарованный, вечно нуждающийся Шуберт создавал божественную музыку. Будучи не очень счастливым, оставаясь одиноким и чувствуя себя изолированным от всего мира, он писал дивные, наполненные свежестью произведения.

Несколько лет Шуберта связывала дружба с известным певцом Иоганном Фоглем, который стал исполнителем его песен. Но молодой застенчивый композитор всегда оставался в тени его славы.

7.Признание пришло к Шуберту лишь в 20-х годах. В 1828 году, за несколько месяцев до смерти, состоялся его авторский концерт, который прошел с большим успехом.

Все, что происходило в жизни композитора, ясно отразилось в его записях и очевидно демонстрировало все признаки депрессии, все сильнее и сильнее поглощающей Шуберта. Разбитые надежды, беспросветная нищета, плохое здоровье, одиночество, боль и разочарование в любви – все это приводило в отчаяние.

За короткую жизнь композитор создал огромное количество произведений в разных жанрах. Музыке Шуберта свойственна удивительная душевная открытость и искренность. В песнях и других произведениях композитор раскрывает необъятный внутренний мир человека, передает самые сокровенные мысли и чувства. Его считают создателем романтической песни и баллады.

В течение всей жизни и достаточно долго после смерти Франц Шуберт был олицетворением не понятого гения, так и не добившегося признания. Его музыкой восхищались только друзья и близкие, а большинство произведений обнаружено и опубликовано много лет спустя после его безвременной смерти.

Учитель: Ребята, как вы узнали судьба Ф.Шуберта была очень непростой. Вечный скиталец, в ранней юности покинул отчий дом и всю жизнь слонялся в поисках однодневного крова и куска хлеба. Он был жутко замкнут, нелюдим. Его страшно тяготило любое общество людей. И только, благодаря немногочисленным друзьям и поклонникам музыки Шуберта, его сочинения были бережно донесены до слушателя.

Главное место в его творчестве занимал жанр песни (около 600), который он поднял на высокий уровень.

Песня Шуберта – это всегда живая сцена, драматическая картина, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств. Ф.Шуберт – создатель вокальной баллады. Впервые баллады появились в литературе.

Вокальная баллада – это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро

драматический. В нем переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.

Пришло время и нам познакомится с этим произведением. Перевод баллады Гёте на русский язык сделал поэт В.Жуковский.

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

Обняв, его держит и греет старик.

- Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?

- Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул;

Он в тёмной короне, с густой бородой.

- О нет, то белеет туман над водой.

«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;

Весёлого много в моей стороне:

Цветы бирюзовы, жемчужны струи;

- Родимый лесной царь со мной говорит:

Он золото, перлы и радость сулит.

- О нет, мой младенец, ослышался ты:

То ветер, проснувшись, колыхнул листы.

«Ко мне, мой младенец; в Дубраве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей;

При месяце будут играть и летать,

- Родимый, лесной царь созвал дочерей:

Мне, вижу, кивают из тёмных ветвей.

- О нет, всё спокойно в ночной глубине:

То ветлы седые стоят в стороне.

«Дитя, я пленился твоей красотой:

- Родимый, лесной царь нас хочет догнать;

Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.

Ездок оробелый не скачет, летит;

Младенец тоскует, младенец кричит;

Ездок погоняет, ездок доскакал…

В руках его младенец был мёртв.

Учитель: Чем взволновала Шуберта поэзия ГЁТЕ?

Обучающиеся: Композитор Шуберт увидел трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души.

Учитель: Если бы вы были композиторами, какие мелодии сочинили бы для персонажей баллады? Мелодия какого героя будет самой красивой? Почему?

Охарактеризуйте, в каком характере звучали реплики, интонации героев.

Рассказчик, встревоженно

Отец – успокаивающе

Сын- испуганно, взволнованно

Лесной царь – сладостно – завлекательно.

Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .

Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около.

Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока
Формировать основы музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; позна-комить с жанром баллады и её особенностями; с исто-рией развития жанра баллады.

Планируемый результат
1.Предметные умения
Познакомятся с жанром баллады и её особенностями; научатся воспринимать музыку и выражать своё отно-шение к музыкальному произведению; понимать со-держание и смысл баллады; обогатят память новыми терминами и новыми словами о характере музыки; научатся проводить интонационно-образный анализ музыкальных тем героев; воплощать в своём исполне-нии разные виды развития для создания музыкального образ в вокально-хоровом произведении.
2. Метапредметные умения
- познавательные
Научатся ставить и решать проблему; осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств ин-формации и коммуникации.
- регулятивные
Научатся выбирать действия в соответствии с постав-ленными задачами.
- коммуникативные
Научатся решать проблемы творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, анализа музыкального сочинения; приобретут умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, отвечать на вопросы.
3. Личностные
Научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки; овла-деют навыками сотрудничества с учителем и сверстни-ками; уважительно относиться к культуре другого на-рода.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— знание специфики жанра баллады в разных видах искусства (литература, музыка);

— осознание специфики драматических образов в разных видах искусства.

Личностные:

— совершенствование художественного вкуса, развитие музыкально-эстетического чувства, укрепление эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к музыке;

Предметные:

— умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к драме, отражение этого умения в размышлениях о музыке;

— умение находить взаимодействие между художественными образами музыки, литературы;

— осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;

— проявление навыков вокально-хоровой деятельности, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать её отдельные голоса.

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 11. Драматические образы в музыке

1.Образовательные:

- продолжать обучать учащихся сравнивать и сопоставлять поэзию, музыку и изобразительность;

2. Развивающие:

- дальнейшее развитие слушательской культуры;

- продолжать развивать активное, прочувствованное, осознанное восприятие учащимися музыки, поэзии, изобразительного искусства;

- развивать навыки кантиленного пения.

3.Воспитательные:

- вызвать интерес к творчеству композитора Франца Шуберта, поэзии Гёте.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— знание специфики жанра баллады в разных видах искусства (литература, музыка);

— осознание специфики драматических образов в разных видах искусства.

Личностные:

— совершенствование художественного вкуса, развитие музыкально-эстетического чувства, укрепление эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к музыке;

Предметные:

— умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к драме, отражение этого умения в размышлениях о музыке;

— умение находить взаимодействие между художественными образами музыки, литературы;

— осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;

— проявление навыков вокально-хоровой деятельности, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать её отдельные голоса.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Дополнительный материал: портреты Ф. Шуберта, И. Гёте, В. Жуковского.

Виды деятельности учащихся: Беседа о воплощении драматических образов в искусстве, об их отличии от лирических образов. Смысловое прослушивание баллады Ф. Шуберта. Сравнительный анализ исполнения баллады на русском и немецком языках. Беседа об особенностях литературного перевода стихов. Сравнительный анализ текста и музыки баллады. Анализ трёх нотных примеров. Разучивание и пение песни — сольное исполнение куплетов и хоровое пение припевов.

Формы педагогического контроля: Контроль общения, взаимодействия учащихся со сверстниками в совместной творческой деятельности. Контроль использования разных источников информации для получения знаний. Контроль проявления творческой инициативы и самостоятельности. Контроль осуществления сравнительного анализа текста и музыки баллады, исполнения на русском и немецком языках. Контроль понимания нотных примеров и умения их объяснить. Контроль проявления навыков вокально-хоровой деятельности. Проверка умения слышать разные голоса хоровой партитуры.

Организация урока. Актуализация опорных знаний

Вопросы:

Что такое музыкальный образ?

С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор может отразить окружающую действительность?

- Мелодия, темп, регистр, динамика.

Как чаще проявляет себя образ в музыкальном произведении – одновременно или многопланово и почему?

С каким музыкальным образом познакомились на прошлом уроке?

Что такое прелюдия?

Музыкальный образ не всегда связан с воплощением тонких лирических чувств. Как и в других видах искусства, образы бывают не только лирическими, но порой остро драматическими, выражающими столкновения, противоречия, конфликты.

Сегодня мы продолжим разговор о музыкальных образах: поговорим о воплощении драматических образов в искусстве, об их отличии от лирических образов; рассмотрим вид драматического образно-музыкального развития в его связи с особенностями музыкального содержания. Вы узнаете также, что такое жанр баллады и познакомитесь с балладой Ф. Шуберта.



Франц Шуберт Иоганн Гёте

Работа по теме урока

Жанр баллады

Баллада — старинный литературный жанр. На уроках литературы вы уже, наверное, говорили об этом жанре. И в музыке - в песенном жанре - баллада занимает особое место.

В далёкой древности балладами называли танцевальные песни. В средние века они стали песнями повествовательного характера.

Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. В них нашли своё отражение народные предания, истории о таинственных событиях, заповедном мире духов, фантастические, мистические образы.

Народные баллады исполняются нараспев; в них очень важен сюжет.

В балладе обычно бывает много героев, событий, чередующихся эпизодов.

Размеры баллады достаточно велики; самая важная, кульминационная точка в балладе обычно находится в конце — случается какое-то неожиданное событие, происходит внезапный поворот сюжета.

Много сочинений в жанре баллады написано великим немецким поэтом и мыслителем второй половины XVIII — первой трети XIX в. И.В. Гёте.

Создателем вокальной баллады считается Франц Шуберт.

Вокальное творчество Франца Шуберта

Франц Шуберт – великий австрийский композитор-романтик (19 век). За свою короткую жизнь он написал столько чудесных произведений, что они с трудом поместились в 37 толстых томах: симфонии, вокальные произведения, фортепианные пьесы и многое другое.

Главное место в его творчестве занимал жанр песни (более 600), который он поднял на высокий художественный уровень. Песня Шуберта – это всегда живая сцена, драматическая картина, в которой раскрываются тончайшие оттенки человеческих чувств. Особенную роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песни новыми красками, помогает глубже раскрыть их содержание.

Большую часть своих произведений композитор написал для венских обществ любителей музыки, для своих друзей, встречи с которыми назывались шубертиадами (на экране иллюстрация).

Но творчество Шуберта, всё же, было мало известно его современникам. Произведения почти не издавались и редко звучали. Жизнь композитора была трагически короткой, он прожил всего 31 год. Только потомки оценили величие его наследия.

Франца Шуберта зачаровывала поэзия Гёте. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта.

О чём же в ней говорится?

Прослушайте балладу на языке оригинала – немецком - и постарайтесь определить: сколько действующих лиц в этом произведении?

Внимательно прислушайтесь к интонации исполнителя. Музыкальный язык понятен без перевода: по звучанию самой музыки можно почувствовать, что это – неторопливое повествование автора или взволнованный разговор нескольких действующих лиц. Обратите внимание на характер мелодии.

А) Слушание музыки (в оригинале), музыкальный анализ

? Ответьте на вопросы:

В каком исполнении прозвучало произведение?

- Мужской голос в сопровождении ф-но.

Охарактеризуйте средства музыкальной выразительности.

- Характер – взволнованный, тревожный; темп – быстрый; лад – минорный; регистр – низкий; динамика – f и mp.

Что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть?

- Стремительное, напряжённое движение – будто на самом деле скачет всадник.

Музыка выразительная или изобразительная?

- И выразительная, и изобразительная.

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

Обняв, его держит и греет старик.

«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:

«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;

Весёлого много в моей стороне;

Цветы бирюзовы, жемчужны струи;

«Родимый, лесной царь со мной говорит:

«О нет, мой младенец, ослышался ты:

«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей:

При месяце будут играть и летать,

«Родимый, лесной царь созвал дочерей:

«О нет, всё спокойно в ночной глубине:

«Дитя, я пленился твоей красотой:

«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;

Ездок оробелый не скачет, летит;

Младенец тоскует, младенец кричит;

Ездок подгоняет, ездок доскакал.

В руках его мёртвый младенец лежал.

Прослушайте, как вокальная баллада Шуберта прозвучит на русском языке в переводе Василия Андреевича Жуковского и ответьте на вопросы.

Сколько действующих лиц в этой балладе?

По каким интонациям вы это определили?

- Рассказчик – взволнованная интонация; отец – встревоженная; сын – испуганная, задыхающаяся; Лесной царь – сладостно-завлекательная.

- Характер мелодии – отрывистый, с обилием вопросов и восходящих интонаций всех персонажей, кроме Лесного царя, у него же она – плавная, закруглённая, певучая.

- Совершенно верно, речь Лесного царя заметно отличается от взволнованной речи рассказчика, ребёнка и отца преобладанием ласковой вкрадчивости, мягкости, завлекательности.

Но не только характер мелодической интонации – с появлением Лесного царя меняется всё фактурное сопровождение: ритм бешеной скачки, пронизывающей балладу от начала до конца, уступает место более спокойно звучащим аккордам, очень благозвучным, нежным, убаюкивающим. Возникает даже своеобразный контраст между эпизодами баллады, такой взволнованной, тревожной по характеру в целом, с двумя лишь проблесками спокойствия и благозвучия (две фразы Лесного царя).

И не зная содержания произведения, возможно даже ошибиться, связав лирические эпизоды с появлением будто доброго и светлого персонажа на фоне общего смятения и тревоги. Такова трагическая ирония этой музыки, как бы дразнящей слушателя мнимым светом и мягким призывом.

На самом деле, как это часто бывает в искусстве, именно в такой ласковости таится самое страшное: зов к смерти, непоправимости и безвозвратности ухода.

Поэтому музыка Шуберта не оставляет нам иллюзий: едва умолкают сладкие и страшные речи Лесного царя, тут же вновь врывается неистовая скачка коня (или стук сердца?), своей стремительностью показывающая нам последний рывок к спасению, к преодолению страшного леса, его тёмных и таинственных глубин.

Так в музыкальной трактовке баллады нам являются не только образы её участников, но и образы, прямо повлиявшие на построение всего музыкального развития. Жизнь, её порывы, её стремления к освобождению – и смерть, пугающая и влекущая, страшная и убаюкивающая. Отсюда и двуплановость музыкального движения, реально-изобразительного в эпизодах, связанных со скачкой коня, смятением отца, задыхающимся голосом ребёнка, и отстранённо-ласкового в спокойных, почти колыбельных по характеру речах Лесного царя.

Сравнивая немецкую и русскую версии стихотворения, поэт Марина Цветаева отмечает главное различие между ними: у Жуковского Лесной царь привиделся мальчику, у Гёте – явился на самом деле. Поэтому баллада Гёте реальнее, страшнее, достовернее: у него ребёнок погибает не от страха (как у Жуковского), а от подлинного Лесного царя, представшего перед мальчиком во всей силе своего могущества.

У Шуберта, австрийского композитора, читавшего балладу по-немецки, передана вся страшная реальность истории про Лесного царя: в его песне это такой же достоверный персонаж, как мальчик и его отец.

В балладе Шуберта проявились типичные черты этого жанра — мы видим соединение реального и фантастического, драматического и ярко-картинного.

Баллада состоит из контрастных эпизодов, которые объединены мощным сквозным развитием.

Баллада похожа на оперную сцену, но, в отличие от оперы, партии всех действующих лиц должен исполнять один певец. Он должен быть настоящим артистом, только силой своего голоса, без декораций и костюмов, передающим эту драматическую историю.

Речь рассказчика повествовательная, несколько отстранённая. Фразы мальчика с каждым разом всё более и более возбуждённые, взволнованные, они звучат всё выше и выше по диапазону; в конце он почти кричит. Ответы отца — неизменно успокаивающие, утешающие, заботливые. Партия Лесного царя — обольстительная, песенно-танцевальная, ласковая и вкрадчивая. Однако последнее, третье его высказывание становится жёстким, повелительным, непреклонным — он силой призывает ребёнка к себе.

Заканчивается баллада, как и начиналась, строгими скупыми словами рассказчика, подводящего горестный итог — мальчик мёртв.

Г) Работа над нотными примерами

В учебнике даны три нотных примера разных эпизодов баллады — фортепианное вступление (нотный пример 8), фраза Лесного царя (нотный пример 9) и завершение баллады, её трагическая кульминация (нотный пример 10).

В первом примере ученики отмечают тревожный взволнованный характер, который создаётся благодаря безостановочному движению в быстром темпе, минорном ладу, низком и среднем регистрах. Во вступлении нет продолжительных мелодий — только короткие фразы на фоне постоянно пульсирующих звуков, вызывающих ассоциации с топотом коня.

Нотный пример 9 рисует речь Лесного царя. Завораживающие ласковые певучие интонации в мажоре сопровождаются танцевальным вальсовым аккомпанементом. Это — образ обманчивой мечты, пугающей коварной красоты.

Нотный пример 10 — развязка трагедии. Мы слышим скупую краткую фразу на фоне строгих скорбных аккордов.

По строению песня состоит из трёх куплетов с припевами.

Текст песни:

Как горько нам стоять у обелисков

И видеть там скорбящих матерей.

Мы головы свои склоняем низко, -

Земной поклон за ваших сыновей.

Припев: Считайте нас своими сыновьями,

Считайте нас своими дочерьми:

Детей своих вы в битвах потеряли

И все мы стали вашими детьми.

Шумят под ветром сосны вековые,

Горят цветы невянущим огнём.

Вам, матерям Героев всей России,

Свою любовь и нежность отдаём.

Наследники великой этой славы, -

Её мы чтим и бережно храним.

Героями гордимся мы по праву

И стать на них похожими хотим.

Вокально-хоровая работа

Куплеты исполняются солистом или группой хора, припевы — хором. Вторая половина припева — вокализ, поющийся на одном звуке трёхголосно.

5. Рефлексия

Целью нашего урока было выявление средств выразительности разных видов искусств (литературного, музыкального) в создании единого образа. Какими же средствами композитор и поэт пришли к созданию единого драматического образа?

- Композитор – с помощью средств музыкальной выразительности. Поэт – созданием сюжета, введением различных интонаций.

Верно. Какой вывод отсюда мы можем сделать?

Вывод:

- И в стихах, и в музыке нарисована большая драматическая картина - сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышали отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня, но и движением чувств главных действующих лиц.

Воплощение драматических образов требует от композитора максимальной концентрации выразительных средств, что приводит к созданию внутренне динамичного и, как правило, компактного произведения (или его фрагмента), основанного на образном развитии драматического характера.

Поэтому драматические образы так часто воплощаются в формах вокальной музыки, в инструментальных жанрах небольшого масштаба, а также в отдельных фрагментах циклических произведений (сонат, концертов, симфоний).

На этом наш урок закончен. Спасибо всем за работу!

(Выставление оценок.)

7. Вопросы и задания

Слайды и текст этой презентации

Драматический образ в музыке Ф.Шуберта

Драматический образ в музыке Ф.Шуберта

Франц Шуберт(1797-1828), австрийский композитор.родился 31 января 1797 в Учителя отдавали должное поразительной легкости, с которой мальчик овладевал музыкальными знаниями. Благодаря своим

(1797-1828), австрийский композитор.
родился 31 января 1797 в
Учителя отдавали должное поразительной легкости, с которой мальчик овладевал музыкальными знаниями. Благодаря своим успехам в учении и хорошему владению голосом Шуберт в 1808 был принят в Императорскую капеллу и в Конвикт — лучшую в Вене школу с пансионом.
В течение 1810-1813 он написал множество сочинений: оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни.

В 1813 он поступил в учительскую семинарию и через год начал преподавать в школе, где служил его отец. В свободное от работы время он сочинил свою первую мессу и положил на музыку стихотворение Гёте Гретхен за прялкой — это был первый шедевр Шуберта и первая великая немецкая песня.

Годы 1815-1816 примечательны феноменальной продуктивностью юного гения. В 1815 он сочинил две симфонии, две мессы, четыре оперетты, несколько струнных квартетов и около

Годы 1815-1816 примечательны феноменальной продуктивностью юного гения. В 1815 он сочинил две симфонии, две мессы, четыре оперетты, несколько струнных квартетов и около 150 песен. В 1816 появились еще две симфонии — Трагическая и часто звучащая Пятая си бемоль мажор, а также еще месса и свыше 100 песен. Среди песен этих лет — Скиталец (Der Wanderer) и знаменитый Лесной царь (Erlkönig); обе песни вскоре получили всеобщее признание.

Как звучит музыка?
Какой характер музыки?
Какой образ создаёт музыка?
Что представили слушая музыку?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок в 6 классе.

Тема урока : Драматические и лирические образы в творчестве

Цель: Формировать эмоционально осознанное восприятие музыкального образа.

Развить образную память на классическую музыку, в частности на стиль Ф.Шуберта; развить ассоциативное мышление;

воспитать личную значимость для каждого учащегося восприятия романтической музыки, эмоциональной отзывчивости на музыку; воспитать личную заинтересованность участия в творческой работе на уроке.

Вид урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок-беседа)

Тип урока : расширение и углубление знаний

Жанр урока: творческий портрет.

Проблема урока: Может ли быть несколько образов в одном произведении?

Оборудование и музыкальный материал: проигрыватель мпр3, фонохрестоматия.

У.Сегодня на уроке мы снова встретимся музыкой Ф.Шуберта и на её примерах разберем различные музыкальные образы. Итак, начнем с понятия – музыкальный образ.

Д.Музыкальный образ это-то или иное жизненное содержание, те или иные творческие замыслы композитора, воплощенные в муз. произведении.

У.Как мы различаем образы?

Д.На конкретные и обобщенные; выразительные и изобразительные; лирические, трагические и др.

У.А какое произведение мы слушали на прошлом уроке?

У.Давайте на примере этого произведения и повторим всё, что знаем о музыкальных образах. Назовите жанр этого произведения.

У. Разъясните этот жанр.

Д. Вокальная баллада- это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро драматический. В нем переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.

У.Баллада - жанр, встречающийся в литературе и музыке. Само слово "баллада" в разные эпохи и у разных композиторов означало не одно и то же. Как одна из форм народно-поэтического творчества, своими корнями баллада уходит в далёкое средневековье. Свой расцвет она пережила в 19 веке, затем на долгий срок была забыта, и вот снова возродилась в творчестве некоторых популярных исполнителей - Scorpions, Король и Шут. Прежде всего - это произведения сюжетные. Сюжеты баллад легендарны, иногда навеяны отдалёнными историческими событиями или старинными преданиями, преображёнными народной молвой. Развитие действия часто происходит на мрачно-фантастическом фоне, в необычных условиях.

У. Какой же обобщенный образ мы встретили в этой балладе?

Учитель просматривает и комментирует рисунки с детьми, в том числе и свой вариант. Ребята, сейчас мы перенесли музыкальный образ в графический рисунок. Он изменился? Нет, он просто поменял форму выражения.

Сгущённую фантастичность картины "Лесного царя", мрачную ночь, бешеную скачку коня, бредовые идеи умирающего ребёнка Шуберт облекает в реальные образы действительного мира, отчего драматизм происходящего становится более ощутимым, остро впечатляющим . Эта баллада, исполненная 7 марта знаменитым певцом придворной оперы г-ном Фоглем на концерте, устроенном благородными дамами с благотворительной целью, настолько понравилась своей музыкой, что её пришлось по общему требованию повторить. Это произведение исполнялось уже раньше в лучших домах, где музицируют, и повсюду на долю шубертовского произведения выпадал заслуженный, т. е. самый шумный успех.

У. Красивая музыка? Приятно ли вам было слушать?

Д.Да, она добрая, мягкая, нежная…

У.Ребята, я зачитаю вам стихотворение А.Блока, а вы сравните его с прослушанной музыкой:

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче,

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у царских врат,

Причастным тайнам, - плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Д.Музыка и стихи очень перекликаются, передают похожие чувства- возвышенности, любви к жизни, людям, несут спокойствие и умиротворение.

У.Давайте снова переведем образ музыки в образ красок и графики. (на доске ватман, во время звучания музыки дети подходят и прикрепляют к нему листочки с цветом, который в данный момент по их мнению соответствует музыке. Остальные дети выполняют задание - диаграмма.)

У.Итак, что сегодня мы повторили, узнали нового?

У. И закончить урок мне хочется тоже на романтической волне исполнением песни о любви к родному краю, о сказке, детстве.

Читайте также: