Педагогические изюминки в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

7 Задачи работы над проектом: -образовательные: учить различать звуковой состав буквы Ё и соотносить её с графическим образом буквы, корректировать фонематический слух, восприятие, внимание и связную речь, закреплять ранее изученные звуки и буквы; -развивающие : развивать творческую и познавательную активность, познавательные интересы, формировать навыки работы в группе. -воспитательные: вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс творческого характера, воспитывать навыки самостоятельной деятельности, чувства ответственности за порученное дело и взаимопомощи, привлекать родителей к активному участию в школьной жизни детей.

8 Приёмы и методы при изучении буквы Ёё. 1. для организации урока: Прозвенел у нас звонок – Начинается урок, Звуки с буквами пришли, Чтоб порядок навести. 2. Введение в тему. На доске: буквы К М Л Ё Н Р П У. Назовите буквы, которые вы видите. Кака я буква здесь лишняя ? Почему? Дети. Буква Ё, так как она гласна я. У. О какой букве мы будем говорить ? Д. О букве Ё.

10 6. Применение ИЗО (дети обводят каждый свою ладошку. а потом рисуют иголки и превращают её в ёжика.

13 8. Работа с изографом ( ежик).

14 9. Творческа я работа. У. На этом занятии мы будем лепить подарки для ёжика и его друзей. Это будут яблоки трёх цветов.Пластилин какого цвета вы будите использовать для работы? Д. Красный, жёлтый, зелёный. Учитель показывает этапы лепки яблок. Дети самостоятельно выполняют работу. 10. домашнее задание. Дома с родителями нужно выполнить шитьё по проколу буквы Ё (даётся образец и готовые шаблоны, с подготовленными дырочками, работа выполняется в паре с родителями или под пристальным контролем).





Чтение и письмо




Составлять слова из определенного набора букв — обычное задание. Но можно сделать его немного веселее, если разделить учеников на группы и ограничить время. Вы увидите, как дети начнут находить различные способы, чтобы составить больше слов. Какая-то группа будет брейнштормить, кто-то разделится и обменяется результатами.





Работу над ошибками тоже можно провести не совсем стандартно. Например, ученики изучали деформированное предложение и выполняли самостоятельную работу. Чтобы проанализировать ошибки, вы можете выбрать одну или несколько работ, не называя имен учеников. Пусть дети сами найдут ошибки и дадут советы ученику, выполнявшему задание. В ходе анализа дети могут поделиться лайфхаками, которые помогают лучше выполнить работу.

Стена слов. Согласно учебной программе есть слова, значение которых ученикам нужно проработать. Но если слова будут оставаться только в тетради, дети о них забудут и не будут использовать. Поэтому замечательная идея — печатать слова или записывать на карточках и крепить в одном месте. Это может быть часть стены, угол или даже двери. Главное — делать это на уровне детских глаз. Также, когда вы проработали слово, записали его на доске, сразу на уроке запишите слово на карточку и прикрепите на стену. Тогда дети увидят, что выученное слово перешло на стену. И будут им пользоваться, если им потребуется обратиться к словарю.


Хорошо подкреплять непонятные слова иллюстрациями. Такие прояснения очень важны, ведь формируют навык осознанного чтения.

Математика


Так же можно работать, изучая единицы измерения. Принесите в класс литровую банку, налейте в нее воду. Предложите детям разлить ее по другим емкостям, посчитать и вылить обратно. Или дайте задание детям измерить классный коврик разными способами — шагами, линейкой или еще как-то (пусть включат фантазию). А потом предложите им метровую линейку или ленту. Когда изучение новых понятий максимально привязано к жизни, дети легче их усваивают. Поэтому лучше сначала поставить перед учениками проблему, а после ее решения ввести новый термин.

Интересный вид работы — математические карусели. Для выполнения класс нужно объединить в три группы. Первая работает с учителем, вторая выполняет задание самостоятельно, третья работает коллективно. Через некоторое время группы меняются так, чтобы за урок каждая успела выполнить все три вида работы.

Для коллективной работы можно дать математическую игру. Например, домино. Если нет возможности приобрести в класс набор, его можно просто напечатать на карточках. Задача детей — записать в пустые ячейки на общем листе примеры, которые они составят с помощью домино.

У некоторых учителей есть любимчики, а как стать любимчиком у учеников? Сложно, но возможно! Наш блогер, учитель года России — 2018 Алихан Динаев, поделился своими секретами, как провести интересный урок, увлечь учеников и получить удовольствие от собственной работы.

1. Начните урок с удивления


2. Свяжите свою тему с другими сферами и науками

Межпредметность — это не просто модное слово. Это способ показать, что всё в мире взаимосвязано, что причинно-следственные связи повсюду. Покажите ученикам, что ваша узкая тема (инфляция, начало Второй мировой, царство грибов, любовная лирика Пушкина) связана не только с другими темами в вашем предмете, но и с химией, философией, современным кино, политикой, да с чем угодно!

Это всегда выглядит красиво и эффектно, привлекает внимание, заинтересовывает, увлекает. Например, на уроке физкультуры вы показываете новое упражнение — а может, его каждый день делает Билл Гейтс?

Новая композиция на уроке музыки? А вдруг она была любимой у Льва Толстого или на ней рос Егор Крид? Связывайте!

На том же уроке, с кассетой, автор этих строк связал общественный прогресс с литературой, политикой, краеведением, ядерной физикой, ботаникой, искусством…

3. Создайте проблему и позитивную атмосферу

Создайте проблему, предложите то, что заставит задуматься, противоречивый вопрос, который и вдохновит, и побудит искать варианты ответа. Наше общество прогрессивнее общества 30-летней давности? Что будет, если государство завтра раздаст всем по миллиону рублей? Можно ли было сохранить СССР? Уверены, что Наташа Ростова — положительная героиня? Должны ли химики создавать новые радиоактивные элементы?

4. Продолжайте удивлять

Удивлять надо не только в начале. Моменты, неожиданные и необычные, должны быть на уроке всегда. Важно удивлять на протяжении всего урока. Не секрет, что в школе обычно царит однообразие. Дети устали скучать на уроках. Особенный и успешный урок всегда отличается от обыденной школьной рутины.


Школьники вполне могли бы описать значительную часть своих уроков словами Чацкого, поэтому боритесь с однообразием:

«Помилуйте, не вам, чему же удивляться?

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался — успел, а тот дал промах.

А.С. Грибоедов

5. Меняйте направление

6. Не будьте Михалковым!

При всём уважении к его таланту, когда в фильме один человек — режиссёр, главный герой и продюсер — это перебор. А когда этот фильм снимает его же кинокомпания, то это совсем перебор. На конкурсных уроках всегда есть большая проблема и серьёзная дилемма: с одной стороны, вы должны показать себя как интеллектуала, как предметника, как профессионала, как хорошего человека, в конце концов, но в то же время педагогический талант не в том, чтобы демонстрировать свою эрудированность, а в том, чтобы дети эффективно работали на уроке. Так сколько ребёнка и сколько учителя должно быть на уроке? Истина посредине, или, как говорится, где-то рядом. Не надо брать на себя все роли. Не будьте человеком-оркестром.


Важно, чтобы дети были главными героями занятий. Дайте им свободу, возможность проявить себя. Но не надо и уходить в тень и быть чрезмерно скромным. Иногда это не только вредно, но даже опасно.

7. Адаптируйтесь


Как интересные истории помогают выучить химию, геометрию и физику

Кто-то говорит, что урок — это кино или спектакль. Да, можно много репетировать, но реальный урок никогда не будет в точности таким, как вы запланировали. Что-то пойдёт не так, вмешаются дети-кактусы, которые будут вас колоть и не доверять, или дети-цветы, которые будут всем восхищаться, или дети-лампочки, которые сами зажгут класс своими яркими идеями. Педагогу надо быть готовым к тому, что на уроке может произойти всё что угодно. Всё предугадать невозможно. Поэтому на всё смотрите с новогодним настроением.

8. Красиво завершите урок

Запоминается в первую очередь начало и конец урока. Пусть дети выходят с урока с улыбкой, радуясь и понимая, что занятие было отличным. Один из лучших способов завершить урок — зациклить его, вернуться в начало. Это создаёт целостность и замкнутость — в хорошем смысле. Продумайте последние две минуты особенно тщательно. Завершение урока вполне может быть открытым. Может быть, это даже лучше всего, когда детям искренне хочется продолжить обсуждение, когда они выходят, споря друг с другом, когда окружают учителя, задавая ему вопросы и высказывая всё новые и новые аргументы.

9. Получите удовольствие от урока

Постоянно говорим (и нам постоянно говорят), что урок должен нравиться детям, что они должны получать удовольствие от занятий, испытывать радостные эмоции и так далее. Безусловно, всё это так. Но, пожалуйста, не забывайте, что и учитель тоже должен получать удовольствие от каждого урока и общения с детьми!


В начальной школе детям куда больше хочется играть и смотреть мультики, чем разбирать слова по составу и учить правила арифметики. А что, если это можно совместить? Специалисты рассказывают, как помочь детям учиться с удовольствием.

Ребенок скучает на уроке

Делать открытия вместе

Таким образом ребёнок сам делает открытие и логически приходит к тому, что таблица — это удобно, и её стоит выучить — ведь там уже всё посчитали за него.

Ещё один способ отказаться от скучного заучивания — попытаться найти все возможные ответы самому. Задача учителя в этом случае — задавать правильные наводящие вопросы.

Дети играют с преподавателем

Смешить и смеяться

Там, где не поможет логика и широкий кругозор, спасёт юмор. Например, кроссворды и забавные рифмы хорошо помогают выучить новые слова, а ребусы — их части.

Татьяна Короннова преподаватель младших классов

Позвать на помощь сказочных персонажей

Для своих онлайн-уроков Анна Степаненко готовит игровые презентации и видео. По наблюдениям преподавателя, школьники начинают идентифицировать себя с любимыми героями и благодаря этому легче запоминают новую информацию. Кроме того, им нравится, когда занятие проходит в формате соревнования — так просыпается азарт.

Недавно мы проходили множественное и единственное число у имён существительных. Я сделала из этих заданий маршрут для Человека-паука, на котором нужно было собрать как можно больше монеток. А по математике мы проходили число 9 и отправлялись в путешествие с Колобком. Его нужно было спасти от Лисы, сделав несколько заданий на сложение, вычитание, сравнение, — во всех ответах получалось число 9.

Ребенок отвечает у доски перед учителем

Повторять весело

Татьяна Короннова преподаватель младших классов

Игру можно немного усложнить и поработать над построением фразы и умением давать определение предмету через общее понятие. Например, яблоко — это фрукт, который бывает зелёным и кислым. А персик — это фрукт, который бывает только сладким. Так ребёнок постепенно научится искать как общие признаки, так и различия предметов одной категории.

Больше фантазировать

Если подключить фантазию, то познакомиться со школьными предметами можно уже в дошкольном возрасте. Например, привить интерес к письму. Для этого предложите малышу сочинить и написать записку медвежонку от куклы. Стараться повторить настоящие буквы и слова не обязательно. Каракули на листке бумаги, конечно, не будут иметь смысла, но в голове ребёнок проговорит всё, что хотел бы рассказать.

Читайте также: