Как влияют друг на друга растения в сообществе 6 класс биология кратко

Обновлено: 05.07.2024

В природе растения растут совместно, причем не случайным образом. Каждый вид растений приспособлен расти только с определенными другими растениями. Совместно произрастающие растения формируют растительное сообщество, или фитоциноз. Примеры растительных сообществ: конкретные луг, лес, болото. При этом, например, березовый лес — это один тип сообщества, а еловый — другой.

Растительное сообщество — это совокупность растений, произрастающих на одном участке земной поверхности, приспособленные к совместной жизни и влияющие друг на друга и окружающую среду.

Существуют светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые травянистые растения. Так ландыш, папоротники растут в лесу, так как им не нужно много света. А вот васильки, ромашки, подорожники, тимофеевка встречаются только на лугу, так как для жизни им требуется большое количество солнечного света. Таким образом растения, которые встречаются на лугах, обычно не встречаются в лесах. Для болот характерны камыши, тростники, мхи, хвощи и др.

В растительном сообществе растения взаимно влияют друг на друга. При этом все они приспособлены к конкретным условиям среды (влажности, особенностям почвы, ветрам), характерным для данной однородной территории. Так в сосновом лесу во влажной местности будут расти мхи, а в сухой — лишайники и редкие светолюбивые травы.

Сосновые леса могут расти на бедных перегноем песчаных почвах. Поэтому в таких лесах видовой состав не так разнообразен. Другое дело - дубовые леса. Они вырастают на почвах богатых перегноем и минеральными веществами. Поэтому в дубовых лесах, кроме самих дубов, много другой растительности (клен, липа, орешник, жимолость, бересклет и др.). Почва здесь покрыта травой, а не сухими ветками и хвоей, как в сосновом лесу.

От количества света, влаги, тепла и других условий неживой природы зависит видовое разнообразие растительного сообщества. Наибольшее видовое разнообразие наблюдается в тропических лесах, наименьшее — в пустынях и тундрах.

В большинстве растительных сообществ можно выделить преобладающие и сопутствующие виды растений. Так в березовом лесу преобладающим видом будет береза, хотя кроме нее в лесу растет множество других видов. Однако они характерны именно для березового леса.

Не следует путать понятия фитоциноз (растительное сообщество) и флора. Под флорой понимают совокупность растений, произрастающих вообще на какой-либо территории (страны, региона, континента). В этой совокупности растения не рассматривают во взаимосвязи. Так, уместно говорить о флоре России, флоре Кавказа и т. п. Флора скорее ближе понятию растительности, под которой понимают совокупность всех растений сообществ на конкретной территории.

Взаимосвязь растений в сообществах возможна благодаря их разным особенностям и потребностям. Таким образом, разные виды в одном сообществе почти не конкурируют между собой. Например, в еловом лесу могут встречаться березы. Ели теневыносливы, а березы светолюбивы и занимают верхний ярус, поэтому почти не конкурируют с елями за свет.

В растительных сообществах выделяют ярусы. Наибольшее количество ярусов наблюдается в лесу. Первый и второй — это кроны разных по высоте и теневыносливости деревьев, третий — кустарники, четвертый — травы, пятый — мхи, грибы, лишайники. Ярусность характерна и для коней растений. У одних корни находятся близ поверхности, у других — глубже.

В процессе эволюции у растений выработались различные приспособления к совместной жизни. В лесу деревья цветут раньше распускания листьев. В таком случае листва не мешает пыльце с помощью ветра достигать пестиков. Травы в лесу опыляются насекомыми, так как под деревьями почти нет ветра. Их цветки обычно светлые, хорошо заметные для опылителей. На лугах одни травы могут использовать в качестве опоры другие. Например, бобовые растения цепляются усиками на стебли злаков. Со своей стороны бобовые обогащают почву азотом, что создает благоприятные условия для роста других растений.

Не менее тесные взаимосвязи в сообществах выработались у растений с животными, грибами и микроорганизмами.

В природе нередко происходит смена растительных сообществ, когда на месте одного сообщества появляется другое. Это может происходить медленно или резко. Так, после пожара растительное сообщество погибает. На его месте сначала появятся редкие травы, потом ветер занесет семена деревьев и появится поросль. В дальнейшем через много лет может произойти восстановление прежнего сообщества или будет иное.

Примеры естественной смены сообществ — это смена березового леса на еловый или смена какого-либо леса на болото при заболачивании почв. В первом случае в березовом лесу появляются маленькие ели. Они теневыносливы и хорошо растут под березами. Но как только они подрастают, то не дают расти молодым березам, так как затеняют их. Когда старые березы погибнут, останутся только ели.

Разрушительное влияние на растительные сообщества оказывает человек. Достаточно уничтожить некоторые виды растений или животных и это может привести к разрушению всего фитоциноза. Поэтому важна не только охрана редких растений, но и охрана целых природных сообществ.

Природное сообщество — это группа микроорганизмов, растений и животных, адаптированных у условиям существования на какой-либо территории. Они оказывают непрерывное воздействие друг на друга и на срежу своего обитания.

2. Какую роль играют растения в природном сообществе?

Растения в природном сообществе выполняют целый ряд важных и незаменимых функций:

  • растения образуют убежище для животных и других живых организмов, являются для них домом;
  • растения являются пищей для огромного количества животных и микроорганизмов, это начальное звено в цепи питания природного сообщества;
  • растения поставляют всем живым организмам кислород для дыхания и перерабатывают углекислый газ;
  • отмершие растения перерабатываются и формируют новый слой плодородной почвы, необходимой для жизни многих природных сообществ.

Вопросы в конце параграфа

1. Что называют растительным сообществом?

Растительное сообщество, или фитоценоз, — это естественное скопление, заросли или группировки растений, растущие не изолированно друг от друга, а совместно.

2. Какие растительные сообщества вы знаете?

К растительным сообществам относятся:

  • еловые леса;
  • сосновые леса — сосновые боры;
  • лиственные леса;
  • берёзовые рощи;
  • дубовые леса — дубравы;
  • смешанные леса.

3. В чём особенности сообществ дубового и соснового лесов?

Сообщества сосновых лесов (боров) возникают преимущественно на песчаных почвах. В таких лесах достаточно света, но мало питательных веществ для развития бурной растительности. Обычно в сосновых лесах произрастают мхи, лишайники, ягодные кустарники (черника, костяника), папоротники, плауны, и травы (например, грушанка круглолистная, буквица лекарственная, вереск и т.д.).

Сообщества дубовых лесов возникают обычно на богатых минеральными веществами почвах. Здесь значительно меньше света, чем в сосновых лесах, но намного более богатая растительность. Так в дубраве почву покрывает зелёный ковёр из самых разнообразных трав с насыщенными зелёными листьями, среди дубов растёт множество кустарниковых растений (жимолость лесная, орешник, бересклет), а в почве имеется разветвлённая сеть грибниц разнообразных грибов.

4. Что такое растительность?

Растительностью называют совокупность растительных сообществ, которые существуют на общей территории.

5. Как влияют друг на друга растения в сообществе?

Растения в сообществе могут по разному взаимодействовать друг с другом:

  • растения могут жить в симбиозе, то есть тесно взаимодействовать друг и другом и приносить друг другу пользу;
  • растения могут конкурировать друг с другом за солнечный свет, влагу, минеральные и органические вещества;
  • растения могут паразитировать на других растениях или быть полупаразитами, то есть при взаимодействии двух растений одно из них получает пользу, а другое — вред.

6. Почему в ряде случаев на месте берёзового леса вырастает еловый?

Смена берёзового леса на еловый бор происходит благодаря постоянному развитию растительного сообщества и ярусности леса. Так, в условиях берёзового леса нижний ярус становится оптимальным местом для развития елей: здесь имеется плодородная почва и достаточное затенение благодаря широким кронам берёз.

Со временем старые берёзы гибнут, а ели становятся всё выше. Молодые берёзки же плохо растут в тени елей и постепенно берё становится все меньше, а елей — все больше. Вместе с тем меняется и остальная растительность сообщества — земляника, колокольчики, злаки и лапчатки заменяются на кустики черники, кислицы, грушанки и других растений, характерных для ельника.

7. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на естественные природные сообщества?

Хозяйственная деятельность человека может очень легко нарушить сложившееся растительное сообщество и даже погубить его. Например, при заготовках древесины вырубаются огромные участки леса и на их восстановление требуется несколько десятков лет. Кроме того, человек часто осушает болота, орошает засушливые районы и распахивает степи для обустройства полей с культурными растениями. Это нарушает жизнь естественных растительных сообществ и приводит к их гибели.

Подумайте

Почему различающиеся своими биологическими особенностями растения могут расти в одном сообществе?

Наличие в растительном сообществе растений с различными биологическими особенностями помогает сообществу эффективней использовать питательные вещества и солнечную энергию, получаемую данной территорией. Например, раннее распускание цветков орешника необходимо для беспрепятственного ветроопыления этого растения, поскольку после распускания листьев других деревьев это было бы уже проблематично.

Растения же, которые опыляются насекомыми, расцветают позднее, когда насекомые энергично могут переносить пыльцу с цветка на цветок, а наличие ветра не только не помогает оплодотворению насекомоопыляемых растений, но иногда и мешает ему. Осенью же, когда насекомых становится меньше, многие лесные кустарники и деревья готовы поделиться с птицами своими сочными созревшими плодами. Птицы с удовольствием дополняют свой рацион лесными ягодами и, тем самым, распространяют семена кустарников по обширным территориям.

Задания

1. Приведите примеры растительных сообществ, встречающихся в вашей местности.

В средней полосе России можно встретить различные типы растительных сообществ: берёзовые рощи, лиственные леса, осинники, дубравы, ельники и сосновые боры.

2. Изучите влияние хозяйственной деятельности человека на растительные сообщества вашей местности. Соберите материал о редких растениях вашей местности.

Фенологические наблюдения

Понаблюдайте за изменениями, происходящими в одном из растительных сообществ вашей местности в течение лета.

В начале лета все деревья, находящиеся в верхнем ярусе, уже покрыты листвой, а большинство плодово-ягодных кустарников, расположенных во втором и третьем ярусе, уже отцвело. Начинается время цветения в четвёртом ярусе смешанного леса: цветут травянистые растения, папоротники, заканчивает цветение лесная земляника.

К середине июня нижние ярусы смешанного леса уже хорошо затенены и увлажнены. В это время начинают активно расти мхи и разрастается грибница лесных грибов. Травы тоже активно идут в рост и цветки остаются только на насекомоопыляемых растениях. Они своим ароматным запахом и яркими красками привлекают множество насекомых: пчёл, ос, стрекоз, бабочек и шмелей.

К концу июня начинают созревать лесные ягоды, например земляника. Кустики растения выбрасывают многочисленные усы и занимают новые территории. На кустарниках и деревьях продолжается период созревания плодов, но до спелости им ещё далеко.

К середине июля начинают зацветать некоторые растения первого яруса. Например, на липах распускаются душистые цветки, которые буквально притягивают к себе насекомых. В среднем лесном ярусе созревают первые плоды кустарников, например жимолости, а в нижнем появляются первые грибы, но их ещё очень мало.

В августе лиственный лес полон самых разнообразных спелых плодов. Созревает шиповник, орешник, кизил. В лесу все еще можно встретить насекомоопыляемые цветки трав, но они уже начинают теряться в густой высокой траве. Самых разнообразных грибов с каждым днём становится все больше. Особенно если лето выдалось дождливым. Папоротники становятся выше и мощнее, а мхи и лишайники покрывают не только почву и пни, но и стволы деревьев.

К концу лета с усиливающимися порывами ветра начинают разлетаться плоды липы и клёна. Кустарники выбрасывают новую поросль — побеги, развивающиеся из боковых и придаточных корней растений. Цветы отцветают, а травы начинают увядать. Деревья понемногу начинают сбрасывать листву и на поверхности почвы образуется слой увядших трав и опавших листьев.

Образуется благоприятная среда для развития самых разнообразных грибов, поскольку почва под упавшими листьями становится особенно влажной и насыщенной органическими веществами. Плоды кустарников и трав опадают, чтобы из их семян, зёрен и косточек в будущем году смогло вырасти новое поколение лесной растительности.

Словарик

Растительное сообщество — это группа растений разного вида, которые совместно образуют скопления, заросли и группировки.

Типы растительных сообществ — это группы растений, которые взаимосвязаны между собой и произрастают на одной территории с постоянными условиями окружающей среды.

Растительность — это все растительные сообщества, произрастающие на определённой территории.

Типы растительности — это большие группы растительных сообществ, которые существуют в определённых условиях окружающей среды: болота, леса, степи, тундры и т.д.

Ярусность — это способность сосуществования на одной территории растений с разными жизненными формами. Существует надземная и подземная ярусность.

Смена сообществ — это процесс, в ходе которого растительное сообщество, занимающее определённую территорию, под воздействием внешних и внутренних факторов начинает приобретать признаки иного растительного сообщества и постепенно полностью изменяется тип растительного сообщества, находящегося на данной территории.

Растительные сообщества. Как влияют друг на друга растения в сообществе?

В сообществе растения вступают в конкуренцию за жизненные ресурсы (свет, влагу, минеральные вещества).

Вид сожительства, приносящий пользу одному организму и вредный для другого, называют паразитизмом. Среди растений также есть паразиты. Например, такие растения, как петров крест и заразиха, паразитируют, присасываясь к корням других растений с помощью специальных присосок. Эти растения лишены хлорофилла и потеряли способность фотосинтезировать. Такие растения, как погремок большой, иван-да-марья, омела, тоже паразитируют на других растениях, но они имеют зелёную окраску и могут сами образовывать органические вещества, поэтому их называют полупаразитами.

Ещё по теме

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. Какова роль растений в оздоровлении окружающей среды?

Размножение споровых растений. Какими способами размножается улотрикс?

Клетка — живая система. Как строение эндоплазматической сети связано с выполняемыми ею функциями?

Наземная экосистема — лес. Вы пришли в лес и обнаружили, что в нем растут только большие деревья. О чем это свидетельствует?

Назовите вещества, которые растения поглощают из окружающей среды.

Строение семян. Почему семенные растения наиболее распространены в природе?

Фотосинтез. Какой опыт показывает, что наземные растения на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород?

Среда обитания. Экологические факторы. Экосистемы. Какие факторы среды вы знаете?

Прорастание семян. Какие семена — лука или гороха — глубже заделывают в почву при посеве и почему?

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. Изучите строение цветков насекомоопыляемых растений. Определите, какова продолжительность цветения, какие насекомые их опыляют.

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

Вопрос 1. Почему различающиеся своими биологическими особенностями растения могут расти в одном сообществе?
Возможность расти в одном сообществе у растений, различающихся биологическими особенностями, появилась в результате долгого приспособления к условиям среды при постоянной взаимной борьбе за существование. Растения в таких сообществах наилучшими и довольно разнообразными способами используют данную среду, приспособлены к ней и друг к другу и находятся как бы во взаимном, более или менее устойчивом равновесии.

Вопрос 2. Какие приспособления к совместной жизни обнаруживают растения леса?
Приспособлением к совместной жизни растений в лесу являются:
1) ярусность (наземная и подземная);
2) различные способы опыления (у растений верхнего яруса — преимущественно ветром, у растений нижнего яруса — насекомыми);
3) неодинаковые ритмы развития растений (различные сроки вегетации, цветения и т. д.);
4) многообразие вариантов взаимоотношений между видами (от взаимовыгодных или нейтральных до паразитических).
Перечисленные приспособления позволяют большому количеству видов растений уживаться на одной территории, наиболее полно и эффективно используя все ресурсы среды.

Вопрос 3. Почему большинство трав елового леса имеет цветки с белыми околоцветниками?
Под пологом леса почти не бывает ветра, поэтому травы, расположенные в нижнем ярусе, опыляются насекомыми. Белый околоцветник лучше виден в темноте елового леса.

Вопрос 4. Как влияют друг на друга растения в сообществе?
Растения в сообществе конкурируют друг с другом за пространство, свет, минеральное питание. Одни растения отчасти создают для других условия существования (например, затененность, доступность ветру и др.); среди растений встречаются такие, что живут за счет своих собратьев. Например, такие растения-паразиты, как петров крест и заразиха, получают готовые органические вещества, присасываясь к корням других растений с помощью специальных присосок. Сами они лишены хлорофилла и потеряли способность к фотосинтезу. Такие растения, как погремок большой, иван-да-марья, омела, тоже паразитируют на других растениях, но они имеют зеленую окраску и могут сами образовывать органические вещества, поэтому их называют полупаразитами.

Вопрос 5. Почему в ряде случаев на месте березового леса вырастает еловый?
Под пологом березового леса прекрасно растут теневыносливые ели. Идут годы. Ель вырастает и занимает верхний ярус леса. Старые березы гибнут. А молодые светолюбивые березы выжить не могут — слишком мало света для них под еловыми кронами. Происходит смена березового леса еловым.

Вопрос 6. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на естественные природные сообщества?
Хозяйственная деятельность человека может вызывать смену растительных сообществ. Вырубая леса, осушая болота, распахивая степи, орошая засушливые земли и превращая их в сельскохозяйственные угодья, человек создает новые условия жизни для растений. В новых условиях существования происходит постепенная смена видового состава в сообществах. Загрязнение — это нежелательное изменение физических, химических или биологических характеристик воздуха, земли и воды, которое может сейчас или в будущем оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека, нужных ему растений и животных.

Вопрос 7. Как предотвратить разрушение природных сообществ в местах отдыха человека?
Чтобы предотвратить разрушение природных сообществ, необходимо проводить широкую природоохранительную пропаганду среди туристов и населения. Кроме туристических организаций, в этой работе должны принять участие советы добровольных обществ охраны природы, а также школы. Нужно, чтобы все туристы не только знали правила поведения на отдыхе, но и строго их соблюдали. Также важнейшим способом сохранения природных сообществ является создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ) со специальным режимом природопользования. В первую очередь это заповедники, национальные и природные парки, заказники, памятники природы. Могут быть и иные категории ООПТ.

Различают три основные формы влияния растений друг на друга при совместном произрастании: а) контактные; б) косвенные трансабиотические и в) косвенные трансбиотические.

Контактное влияние

Различают две формы контактных влияний — со срастанием организмов и без срастания. Обе формы взаимоотношений широко распространены между детерминантами консорций и их консортами.

а) Одна из форм контактных взаимоотношений, проходящих со срастанием организмов, — это взаимодействие зеленого растения с паразитными цветковыми растениями. Среди паразитных (в широком смысле этого термина) наиболее распространены полупаразиты, их почти в четыре раза больше, нежели полных паразитов (голопаразитов). Они способны к нормальному фотосинтезу и получают от растений-хозяев воду и элементы минерального питания. Известно 1904 вида полупаразитных растений, относящихся к 83 родам из 8 семейств. Особенно много их в семействе Loranthaceae (Ремнецветные) — около 1000 видов, Scrophulariaceae (Норичниковые) — около 500 видов и Santalaceae (Санталовые) — около 400 видов. Сюда входят как травы, так и древесные растения, как однолетники, так и многолетники. Полупаразиты заметно снижают продуктивность популяций растения-хозяина — на 20-25% .

Известно 518 видов цветковых растений — полных паразитов, относящихся к 52 родам из 9 семейств: Orobanchaceae (Заразиховые), Cuscutaceae (Повиликовые), Rafflesiaceae (Раффлезиемые) и др. Паразиты получают от хозяина как органические вещества, так и минеральные. Они более угнетающе действуют на растение-хозяин, но в результате сопряженной эволюции выработались механизмы, предотвращающие массовую гибель особей растений-хозяев.

б) Одна из форм контактных взаимоотношений, проходящих без срастания организмов, — это взаимодействие зеленого растения с эпифитами. Эпифиты — растительные организмы, живущие на растениях или в их отмерших внешних тканях, но не поглощающие воду и элементы минерального питания из живых органов растений. Сюда относятся некоторые представители цветковых растений, папоротникообразных, мхов, лишайников и водорослей.

Взаимоотношения между эпифитами и форофитами (растениями, на которых поселяются эпифиты) обычно рассматриваются как пример комменсализма — понимая под этим взаимоотношения, при которых один вид (эпифит) получает выгоду, а другой выгоды не получает, но и не страдает от использования его другим организмом. Однако фитомасса ряда эпифитов может достигать до 10 т/га и больше, чем создают значительную нагрузку на ветви и снижают их устойчивость к воздействию ветра.

Косвенные трансабиотические влияния

Любое растение в процессе своей жизнедеятельности изменяет окружающую среду. Это изменение проявляется в поглощении воды и элементов минерального питания, а также в перехвате света; в выделении растением в окружающую среду продуктов его жизнедеятельности; в отложении на поверхности почвы и в почве отмерших органов; в создании особой фитосреды (фитоклимата). В связи с этим В. Сукачёв среди трансабиотических взаимоотношений различал воздействие одних растений на другие через: 1) конкуренцию за жизненные ресурсы; 2) прижизненные выделения; 3) отмершие остатки растений; 4) участие в создании фитосреды. Часто все эти формы или часть их действуют совместно и их нередко трудно разграничить.

2) Высказывания о влиянии растений друг на друга через прижизненные выделения были уже в работах древнегреческих ботаников — Теофраста и Диоскорида. Подобный род взаимоотношений был назван в 1937 году немецким ученым Гансом Молишем аллелопатией. Аллелопатию нельзя рассматривать как форму непосредственного воздействия одного растения на другое, поскольку метаболиты автотрофов и сапротрофов попадают в окружающую среду (воздух, почву, воду) и действуют на другие организмы через изменение этой среды.

Под аллелопатией следует понимать влияние одних организмов на другие через специфические метаболиты, не имеющие для них значения как источник минерального и углеродного питания. Это могут быть:

а) балластные метаболиты, от которых растению необходимо освободиться (например, смолы, алкалоиды, щавелевокислый кальций и т. д.);

б) вещества, обеспечивающие возможность существования растений в разного рода экстремальных экологических условиях (пигменты, эфирные масла и т. д.);

в) вещества, полученные растением, но не использованные для синтеза более сложных соединений (органические кислоты);

г) вещества, образующиеся при поражении растения паразитами и вредителями.

Химические соединения из перечисленных групп могут выступать в роли ингибиторов прорастания семян других видов растений, они могут вызывать гибель полезных консортов растений (например, грибов-микоризообразователей). Фенольные соединения некоторых видов (эвкалипт, грецкий орех и др.) угнетающе действуют на рост травянистых растений.

4) Наиболее ярко создание фитосреды проявляется в резком изменении светового режима под пологом растительного сообщества. Часто растения древесного яруса создают особые затененные условия, вызывая угнетение кустарников, кустарничков и трав нижних прусов. Весьма показательны в этом отношении лесные сообщества, образованные самой теневыносливой отечественной древесной породой — буком. Зрелые сообщества представляют мертвопокровные букняки с полным отсутствием растений под их пологом.

Косвенные трансбиотические влияния

Под косвенными трансбиотическими влияниями понимается влияние одних видов растений на другие посредством иных организмов. Точнее говоря, имеет место изменение воздействия одного вида на другой в результате влияния их консортов. Это часто проявляется при выпасе сельскохозяйственных животных и выборочном поедании ими отдельных видов растений, в результате чего частично снимается конкуренция и разрастаются несъедобные для скота виды. Это же происходит при зооциклических флуктуациях, когда взаимоотношения двух видов растений контролируются колебаниями численности популяций грызунов.

Читайте также: