Какое образование должно быть у учителя математики в школе
Обновлено: 04.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Директор МБОУ СОШ
Должностная инструкция учителя математики.
1. Общие положения
1.2. Учитель математики назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы.
1.4. Учитель подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.
1.5. В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором. Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
2. Учитель математики должен знать.
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
-Конвенцию о правах ребенка;
-основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач на ступени начального общего образования;
-педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
-методику преподавания предметов и воспитательной работы;
-программы и учебники по преподаваемым предметам, отвечающие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее по тексту ФГОС);
-требования ФГОС и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении;
-требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
-средства обучения и их дидактические возможности;
-основы научной организации труда;
-нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
-теорию и методы управления образовательными системами;
-современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации системно-деятельностного подхода, компетентностного подхода в обучении;
-методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе;
-технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
-основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
-правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
-правила по охране труда и пожарной безопасности.
3. Функции.
Основными направлениями деятельности учителя математики являются:
3.1. Обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемых предметов и возраста обучающихся.
3.2. Обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям новых ФГОС.
3.3. Содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры.
3.4. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе.
4. Должностные обязанности.
4.1.Учитель математики осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, на высоком профессиональном уровне.
4.2. Соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими работниками.
4.3.Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.
4.4.Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Обеспечивает соответствие учебных программ по предметам, а так же программ по внеурочной деятельности ФГОС.
4.5. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных педагогических и информационных технологий , методик обучения.
4.6.Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение в полном объеме.
4.7. При проведении урочных и внеурочных занятий обеспечивает оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей.
4.8.Организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую и проектную.
4.9.Реализует ситстемно-деятельностный подход к обучению ( в том числе проблемное обучение). Осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности, обеспечивает максимальное развитие личности ребенка ( том числе ,развитие метапредметных умений учащихся).
4.10.Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии.
4.11.Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся, других участников образовательного процесса.
4.12. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации); участвует в проведении и обработке результатов мониторингов разного уровня.
4.13. Участвует в проведении государственной итоговой аттестации учащихся (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ).
4.14. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
4.15. Допускает в установленном порядке на занятия представителей администрации школы, в целях контроля и оценки деятельности педагога.
4.16.Систематически повышает свою квалификацию, через непрерывное самообразование, корпоративное обучение, активное участие в работе структурных подразделений методической службы школы, обучение один раз в три года на курсах повышения квалификации.
4.17.Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности, в случае отсутствия первой или высшей квалификационной категории ,один раз в пять лет.
4.18. Обеспечивает включение учащихся в различные формы внеурочной деятельности.
4.19.Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
4.20. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Работает в тесном контакте с другими учителями.
4.21. Выполняет правила по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности. Проводит инструктаж учащихся по данным вопросам, с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа.
4.22. Заменяет на уроках временно отсутствующих учителей, по распоряжению заместителя директора по УР, с оплатой замены в установленном порядке.
4.23. Дежурит по школе ( не являясь классным руководителем) , в соответствии с графиком дежурства, в перерывах между занятиями, а так же за 20 минут до начала и 20 минут после окончания своих уроков.
4.24.Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.
4.25. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
5. Требования к учителю математики.
5.1 Формирует у учащихся способности к логическому рассуждению использование этой способности, способность к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, применению моделирования для построения объектов и процессов.
5.2 Формирует у учащихся умение проверять математическое доказательство, выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий.
5.3. Формирование у обучающихся способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи.
5.4. Владеть основными математическими компьютерными инструментами, квалифицированно набирать математический текст, использовать информационные источники
5.5. Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал, в форме предложения специальных занятий, индивидуальных консультаций, осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий.
5.6. Контролирует наличие у учащихся тетрадей по математике , соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.
5.7. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:
5-й класс - проверяются все домашние и классные работы учащихся;
6 класс- первое полугодие- проверяются все домашние и классные работы учащихся;
9-11-е классы - ежедневно проверяются работы у слабых учащихся, у всех остальных проверяются наиболее значимые работы с таким расчетом, чтобы все тетради были проверены один раз в две недели.
5.8. Своевременно по указанию заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе заполняет график проведения контрольных работ.
5.9. Все виды контрольных работ проверяются у всех учащихся.
5.10. Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ:
9-11-е классы- не позднее, чем через два урока, после проведения работы.
5.11. Проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ.
5.12. Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года.
5.13 К каждому уроку имеет развернутый план- конспект или технологическую
карту. Все конспекты уроков хранятся в течении учебного года в кабинете и
предъявляются по- требованию администрации школы.
5.14. Осуществляет подготовку учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах ( в том числе по индивидуальным программам); организует совместно с коллегами проведение школьной олимпиады по предмету и внеклассную работу по предмету.
5.15. Формирует команду для участия в муниципальных, региональных олимпиадах и конкурсах.
6. Права.
Учитель имеет право:
6.1. участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;
6.2. на защиту профессиональной чести и достоинства;
6.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
6.4. защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;
6.5. на конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
6.6. свободно выбирать и использовать:
методики обучения и воспитания;
учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной школой и списком учебников и учебных пособий, определенных школой; методы оценки знаний обучающихся;
6.7. повышать квалификацию;
6.8. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
6.9 давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, применять к обучающимся меры педагогического воздействия в случаях и порядке, установленных Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы.
7. Ответственность.
7.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке учитель несет ответственность:
за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;
за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и во внеурочной деятельности, проводимых учителем;
за нарушение прав и свобод обучающихся, определенных законодательством РФ, Уставом и локальными актами школы;
за безопасное проведение образовательного процесса;
за принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение администрации о несчастном случае.
7.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, учитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством (ст. 192 ТК РФ).
7.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей учитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
7.5. Учитель, являясь индивидуальным предпринимателем, не имеет права оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данном образовательном учреждении, если это приводит к конфликту интересов.
8. Связи по должности.
8.1. работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки;
8.2 .в период каникул, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией школы к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул. График работы учителя в каникулы утверждается приказом директора школы;
8.3. заменяется на период временного отсутствия учителями той же специальности или учителями, имеющими отставание по учебному плану в преподавании своего предмета в данном классе;
8.4. заменяет в установленном порядке временное отсутствие учителей на условиях почасовой оплаты и тарификации (в зависимости от срока замены);
8.5. получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
8.6. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.
Математика – один из основных предметов школьной программы. Не случайно по количеству часов, которые выделяются для ее изучения, до 7 класса она уступает только русскому языку, а после выходит на уверенное первое место. Но полюбить математику детям куда сложнее, чем некоторые другие дисциплины. В ней нет эффектных опытов, как в химии, отсылок к эмоциям, как в литературе, места для увлекательных дискуссий, как в истории. Как же учителю, особенно начинающему, заинтересовать детей математикой? Поговорим об этом и дадим новичкам советы от опытных педагогов.
Что должен знать учитель математики для работы в системе школьного образования?
Как и все учителя-предметники, специалисту нужно знать психологию, педагогику, возрастную физиологию, анатомию и гигиену, методики воспитательной работы, способы обучения, нормативно-правовую базу по вопросам воспитания и обучения детей, требования пожарной безопасности и охраны труда, правила личной гигиены, правила оказания первой помощи. Важно разбираться в законах и других нормативно-правовых актах, которые регулируют образовательную деятельность в России, в том числе понимать требования ФГОС основного общего и среднего общего образования.
Чтобы работать учителем математики, необходимо хорошо знать профильный предмет, основы информатики, черчения, решать математические задачи разной сложности. Следует освоить методику преподавания дисциплины в школе, изучить программу и учебники математики, алгебры, геометрии, ознакомиться с требованиями к оборудованию и оснащению кабинета математики. Современный учитель должен уметь применять в работе текстовые редакторы, презентации, электронные таблицы, интернет-ресурсы, пользоваться мультимедийным оборудованием.
Как стать учителем математики? Можно ли работать в школе без педагогического образования?
При выборе программы обучения отталкивайтесь от полученного ранее образования:
-
Если у вас есть математическое образование, то подойдет программа:
340 часов (3 мес.)
620 часов (5.5 мес.)
Квалификация: Учитель математики
Также можно пройти программы с присвоением сразу двух квалификаций (например, учителя математики и физики или математики и информатики), чтобы расширить карьерные перспективы. Это особенно актуально для малокомплектных школ, где не хватает преподавателей и сложно набрать нужное количество часов на ставку, если вести только одну дисциплину.
Где работают и сколько получают учителя математики?
В основном учителя математики работают в государственных школах. Также они могут устроиться в частные образовательные учреждения, в центры дополнительного образования. Если пройти переподготовку по педагогике профессионального образования, можно вести математику в колледжах, техникумах, вузах.
В Москве средняя зарплата учителей математики составляет 70-110 тыс. рублей. В Санкт-Петербурге они получают 40-70 тыс. рублей, в Казани и других городах-миллионниках – 35-40 тыс. рублей. В среднем по России специалисты могут рассчитывать на зарплату около 25-35 тыс. рублей в месяц. Стандартный оклад можно увеличить, если взять дополнительную нагрузку (классное руководство, кружки, методическую работу) или пройти переподготовку и вести несколько предметов. Уровень зарплаты учителя также зависит от его квалификационной категории, стажа, от условий в конкретной организации (в лицеях, гимназиях, частных школах обычно платят больше) и других факторов.
Учитель может работать или подрабатывать репетитором, в том числе по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Час занятий стоит в среднем от 500 до 2000 рублей. Цена зависит от квалификации, стажа специалиста, наличия рекомендаций. При этом не обязательно ездить к ученикам домой или приглашать их к себе. Сегодня все больше репетиторов дают уроки посредством видеосвязи.
Как сделать уроки интересными? 5 советов начинающим учителям математики.
- Начинайте каждый урок не с чтения правила в учебнике, не с проверки домашнего задания, а с информации, которая привлечет внимание детей. Это может быть занимательный случай из жизни математика, который вывел формулу, сделал открытие, которое выросло из доказательства теоремы, и что угодно еще. Найти занимательные факты для каждой темы в интернете не составит труда.
- Предлагайте детям разные формы работы. Обычно уроки математики строятся по одному плану: проверили домашнюю работу – выучили новое правило – закрепили теорию парой задач. Избавьте ваших учеников от этой рутины. Пусть они участвуют в круглых столах и диспутах, готовят проекты индивидуально и в группах. Устраивайте беседы, математические диктанты, игры.
- Связывайте математику с реальной жизнью. Многих отталкивает от школьных уроков их абстрактность. Мало кому в 15 лет интересно искать площадь треугольника или узнавать, чему равны Х и Y. А когда дети рассчитывают, сколько переплатят за купленный в кредит телефон, определяют, как будет дешевле доехать до Москвы – на автомобиле или на поезде, составляют меню на неделю по таблице калорийности продуктов, им сразу становится понятно, для чего нужно учить формулы и решать уравнения.
- Делайте уроки наглядными. Используйте весь арсенал средств, которые можно задействовать в изучении математики: таблицы, диаграммы, презентации, фильмы, математические эксперименты и фокусы. Помните, что 80-85% людей – визуалы, которым недостаточно услышать объяснение формулы или задачи, а нужно его еще и увидеть.
- Используйте приемы занимательной математики. Пусть дети собирают роботов из конструктора, решают исследовательские задачи, разгадывают математические загадки и ребусы и т. д.
Математика – сложный, но полезный и интересный предмет. И задача учителя – заинтересовать им детей. А для этого нужно не просто самому знать и любить математику, но и постоянно развиваться как педагогу.
* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Заявка на обучение или
консультацию
Заполните форму, и специалист отдела по организации приема свяжется с Вами в ближайшее время.
- плюсы и минусы профессии;
- основные обязанности;
- какое требуется образование;
- какая заработная плата.
Описание профессии
Учитель математики преподает уроки по алгебре, геометрии в средних и старших классах. Обязанности регламентируются образовательным учреждением. Основные:
- помогать ученикам сформировать способности к логическому рассуждению через примеры в учебнике;
- работать по образовательным программам в рамках ФГОС;
- планировать уроки, анализировать результат работы класса, степень вовлеченности и уровень подготовки домашнего задания;
- оценивать достижения учащихся: выявлять пробелы в знаниях, помогать индивидуально;
- воспитывать в детях чувство собственного достоинства, выстраивает отношения в доверительной атмосфере;
- работать по дистанционным образовательным программам.
Плюсы профессии:
- много бумажной рутины;
- работа в напряжении — удержание внимания учеников;
- эмоциональное выгорание;
- быстрое переключение: с программы урока, например, 5 класса, на программу 11 класса;
- влияние на результаты выпускных экзаменов и проверочных работ учеников.
Качества учителя математики
- высокий уровень знаний по разделам математики — алгебре, геометрии, тригонометрии, началам математического анализа;
- стремление к самообразованию, повышению своего профессионального педагогического уровня;
- пространственно-логическое мышление;
- владение индуктивным мышлением — процессом построения логического вывода на основе перехода от частного положения к общему;
- эмоциональная устойчивость.
Важное качество учителя математики — умение донести до учеников сложные формулы простым языком.
Учитель математики должен знать:
- теорию и методику преподавания предмета;
- методы формирования навыка создания мысленной модели математической ситуации;
- как научить детей приводить математические доказательства и аргументированно опровергать утверждения;
- приёмы по выделению подзадач, применения математических формул, алгоритмов;
- как развивать математические способности каждого ребенка, создавая образовательную среду;
- особенности подготовки учеников к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах и профильных конференциях;
- как вести кружки и факультативы математической направленности;
- методы формирования позитивного отношения к математике, страха ошибок и видеть в них источник знания и опыта.
Как стать учителем математики и где пройти обучение?
Получить необходимую квалификацию можно:
Потребуются результаты экзаменов по математике, обществознанию, русскому языку. Кроме результатов ЕГЭ, вуз может самостоятельно назначить вступительные экзамены. Проходной балл зависит от:
- популярности вуза (количества абитуриентов);
- количества мест для обучения (для бюджета и платного — соответственно);
- общего уровня подготовки абитуриентов.
В 2020 году на очное бюджетное обучение уровень проходных баллов составил от 74 до 81.
Время обучения - 5 лет.
2. Поступив в ссуз.
Программа среднего специального образования направлена на конкретную специальность. Срок обучения меньше, но практических навыков, благодаря учебной и производственной практике, больше.
Условия поступления ограничиваются конкурсом аттестатов — чем выше балл, тем больше шансов быть зачисленным.
Зарплата и карьерный рост
Средняя зарплата учителя 30 000-35 000 рублей в месяц, но в разных регионах варьируется от 20 000 до 80 000 рублей.
Дополнительно занимаясь репетиторством (удалённо или на дому), заработок составит от 1000 до 4000 руб. за одно занятие. Общая сумма в месяц зависит от количества учеников.
Итоговая зарплата учителя зависит от:
- наличия пройденных курсов повышения квалификации и переподготовки, диплома о высшем образовании;
- количества подготовленных учеников к олимпиадам — городским, всероссийским, международным. Это отмечается наградами и премиями.
Вертикальный путь развития карьеры — заведующий по учебной или воспитательной части, затем директор, руководящая должность в РОНО.
Обязательно ли математическое образование, если хочешь стать учителем/преподавателем математики? Учусь на 2 курсе экономического и только сейчас поняла, что очень хочу преподавать математику. Хотелось бы узнать все тонкости
Как стать учителем. Рассказывает преподаватель математики в средней школе
intalent.pro › article…matematiki-v…
Учитель — это человек, который должен быть грамотным, современным, воспитанным, с правильно поставленной речью, с хорошими манерами. Он должен понимать и чувствовать и детей, и свой предмет, иметь определенный жизненный опыт и стараться его передать детям. Какое образование нужно для работы педагогом
Если только отучиться в магистратуре- там могут давать педагогику, и потом репетиторством заниматься.
В принципе, вы сможете потом просто пройти переподготовку на учителя. Но дело в том, что директор школы может косо смотреть на переподготовку.
Читайте также: