Как влияет здоровье человека на национальную безопасность страны кратко

Обновлено: 30.06.2024

Актуальность темы обусловлена тем, что в числе задач по обеспечению национальной безопасности России и её динамичного социально-экономического развития важнейшее место занимает преодоление демографического кризиса, обусловленного низкой рождаемостью, высокой заболеваемостью и преждевременной смертностью населения. Несмотря на наметившиеся в последние годы положительные тенденции, демографическая ситуация в России остаётся достаточно сложной. По многочисленным прогнозам демографов в краткосрочной перспективе активный процесс снижения рождаемости и переход от многодетных семей к семье с единственным ребенком, как в городской, так и в сельской местности, будет продолжаться. Если естественный прирост населения не изменится, то по данным Росстата к 2050 году население России составит всего 130 млн. человек (по данным ООН - до 107,8 млн. человек). В связи с этим репродуктивное здоровье выступает одним из важнейших факторов национальной безопасности. В случае непринятия экстренных мер можно ожидать последствия, основным из которых является прогрессивное снижение качества здоровья детского и взрослого населения и, в связи с этим, подрыв национальной безопасности страны [12].
Цель работы: провести исследование достижений в области репродуктивного здоровья с точки зрения фактора национальной безопасности.
Задачи:
-изучить нормативно - правовую базу по теме исследования;
-раскрыть особенности изучения репродуктивного здоровья, как фактора национальной безопасности;
-изучить современные меры поддержки национальной безопасности в вопросе репродуктивного здоровья.
Предмет: здоровье населения.
Объект: репродуктивное здоровье.
Составляющие репродуктивного здоровья
Все чаще и чаще национальная безопасность в России во многом связана сегодня с репродуктивным потенциалом или здоровьем. Эти вопросы неразрывно связаны с демографией. По последним статистическим данным распространённость бесплодного брака в некоторых регионах России превышает критический уровень и составляет от 8 до 19,6%. Учеными принято полагать, что при увеличении количества бесплодных браков до 15% от общего числа семейных пар неблагоприятную демографическую ситуацию уже можно рассматривать как серьёзную угрозу национальной безопасности. Рассчитывая число бесплодных пар на количество жителей в России традиционным способом, уровень бесплодия в 15% уже даёт нам более 2,5 миллионов бесплодных семейных пар репродуктивного возраста, или более 5 миллионов человек, что составляет порядка 3,5% от общего населения России [13,14], это, безусловно, небезопасно и вызывает тревогу.
Здоровье в соответствии с определением ВОЗ представляет собой цикл состояний, таких, как физическое, духовное и социальное благополучие. Эти понятия являются относительным, условными и объективными по совокупности показателей проявления: антропометрических, клинических, физиологических и биохимических. Показатели в данном случае характеризуются с учетом полового и возрастного факторов при соблюдении и учитывании климатических и географических условий жизни.
Согласно этому же определению ВОЗ, под термином репродуктивного здоровья населения подразумевается благосостояния: физического, духовного и социального. Неправильно считать, что в определения входят только понятия отсутствия болезней или проблем в половой сфере [5].
К составляющим репродуктивного здоровья можно отнести следующие направления (Схема 1)
Схема 1-Сотавляющие репродуктивного здоровья:

Институт был создан постановлением Совнаркома СССР в 1944 году. В соответствии со своим названием его основной задачей всегда было повышение общественного здоровья как показателя совокупного интегрального здоровья населения страны, а направлениями научной деятельности — ​социальная гигиена, экономика и управление здравоохранением. Здоровье нации служит фактором, обеспечивающим национальную безопасность, экономическое и социальное развитие, и находится на пересечении интересов как государства в целом, так и каждого гражданина. Для эффективной реализации этих возможностей необходимо учитывать комплекс факторов, включающих демографические тенденции (последствия демографических провалов периода Великой Отечественной войны и конца прошлого века), направления развития экономического потенциала страны (развитие русской Арктики и Дальнего Востока), а также современные технологические возможности (информатизация и цифровые платформы, развитие отечественной фармацевтической индустрии). Существенную роль играет изменение структуры заболеваемости, появление новых болезней, как инфекционных, так и неинфекционных, а также новых, в частности эпигенетических, механизмов развития заболеваний, с которыми человечество ранее в таких масштабах не сталкивалось.

НИИ общественного здоровья.jpg

Основными общемировыми тенденциями в общественном здоровье в современных условиях являются комплексный межведомственный подход и проактивное управление рисками в обеспечении здоровья населения. В решении этих вопросов НИИ активно сотрудничает с международными и ведущими национальными организациями, самой статусной из которых является Всемирная организация здравоохранения.

Институт активно развивает международное сотрудничество, направленное на обеспечение профилактики заболеваемости, высоких стандартов экологического благополучия, индивидуального образа жизни, что ведет к активному долголетию.

Однако, для сбережения здоровья людей усилий только лишь медицины недостаточно. Необходимо обеспечить высокие стандарты экологического благополучия, переходить к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, формирующим активное отношение к индивидуальному здоровью и здоровому образу жизни.

Достижение продолжительности жизни свыше 80 лет при опережающих темпах увеличения продолжительности именно здоровой, активной, полноценной жизни требует не только запланированного увеличения расходов на здравоохранение, но и развития системы профилактики, первичной медицинской помощи, реализации комплексной общенациональной программы по борьбе с онкологическими заболеваниями, использования инновационных технологий здравоохранения, включая информационные технологии.

Система поддержания общественного здоровья далеко выходит за рамки системы здравоохранения и, тем более, лечебных учреждений. Факторы, формирующие общественное здоровье, включают образ жизни, окружающую среду, наследственность и систему здравоохранения. По мнению академика Юрия Лисицина, выдающегося специалиста в области общественного здоровья и организации здравоохранения, непосредственно здравоохранению отводится лишь от 10 до 12% влияния на здоровье населения страны. Остальное — ​побочные явления. Им создана крупная научная школа в области социальной гигиены, организации здравоохранения и истории медицины. В НИИ считают, что можно избежать заболевания и непосредственного общения с системой здравоохранения путем активного здорового образа жизни в экологически благоприятной и комфортной среде. Для реализации этой возможности на уровне государства требуется межведомственная кооперация и интеграции усилий различных министерств и ведомств, индустрии.

Современные условия требуют и интегрированного межведомственного управления общественным здоровьем. Такая работа невозможна в рамках только одного института, поскольку требует координации не только механизмов принятия решения, но и экспертно-­аналитической работы для комплексной оценки и мониторирования факторов среды обитания, образа жизни, генетики и системы здравоохранения. Поэтому НИИ имени Семашко выступил инициатором и научно-методическим центром для создания Агентства национального здоровья, обеспечивающего координацию экспертов и научных коллективов, работающих над этой проблемой, под непосредственным руководством Российской академии наук.

1. Какое влияние оказывает состояние репродуктивного здоровья человека и общества на национальную безопасность России?

Большое, ведь уровень репродуктивного здоровья каждого индивидуального человека и общества в целом сильно влияет на воспроизводство населения в нашей стране, определяет демографическую ситуацию и оказывает существенное, если не основное, значение на состояние национальной безопасности.

2. Какая роль принадлежит семье в процессе смены поколений?

Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности в удовлетворении повседневных потребностей и развитии личности. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию — рождение и воспитание детей. В семье родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, окружающему миру, жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки, таким образом, обеспечивая смену поколений.

3. Какое влияние оказывает деятельность государства и родителей в воспитании и развитии подрастающего поколения?

Огромное, ведь семья вместе с государством должны обеспечить воспитание и развитие у ребенка физических, духовных и нравственных качеств, сформировать из него человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на его совершенствование.

4. Какое значение имеет для национальной безопасности России способность каждого человека вести здоровый образ жизни, сохранять и укреплять свое здоровье?

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является важной задачей в целях повышения национальной безопасности России.

5. Почему именно в семье человек получает устойчивые возможности в удовлетворении повседневных потребностей?

Механизм взаимосвязи национальной безопасности страны и здоровья населения. Анализ современного состояния здравоохранения Российской Федерации. Основные направления улучшения обеспечения здравоохранения населения в целях повышения его безопасности.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 14.11.2017
Размер файла 52,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности

1.1 Феномен национальной безопасности

1.2 Современные представления о национальной безопасности

2. Здравоохранение в системе национальной безопасности страны

2.1 Механизм взаимосвязи национальной безопасности страны и здоровья населения

2.2 Анализ современного состояния здравоохранения РФ

3. Основные направления улучшения обеспечения здравоохранения населения в целях повышения безопасности населения

3.1 Цели и задачи здравоохранения в области обеспечения национальной безопасности

3.2 Улучшение обеспечения здравоохранения населения в целях обеспечения национальной безопасности

Система национальной безопасности - одно из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам национальной безопасности и формированию действенных механизмов ее обеспечения.

Не последнюю роль здесь играет здравоохранение. В целом, как уже отмечалось, национальная безопасность и здравоохранение тесно связаны между собой, имея общий предмет - жизнь и здоровье человека, и общую цель - охрана и защита человека и нации.

Вышсказанное объясняет актуальность темы курсового проекта - современные аспекты обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения.

Объектом исследования является система здравоохранения России.

Предмет исследования - современные аспекты системы здравоохранения и национальной безопасности России.

Степень научной разработанности темы. Теоретические и методологические аспекты по вопросам экономической безопасности отражены в трудах отечественных специалистов: Т.В. Ерохиной, Ю.Л. Шевченко, Н.В. Черемисиной, М.И. Ивлиева, Д.Д. Талалаева, А.А. Куковского, А.В. Петрова, Е.Е. Румянцевой, А.И. Долговой, А.Я. Гуськова, и других авторов.

Теоретико-методологической основой исследования магистерской диссертации послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области здравоохранения, обеспечения национальной безопасности, управления и права. Для анализа состояния здравоохранения были использованы статистические данные Росстатата, представленные на официальном сайте.

Теоретическая база. В ходе исследования использована система общенаучных методов диалектического познания, системного и факторного анализа. При решении конкретных задач использовались элементы теории управления, экономико-статистические, расчетно-конструктивные методы исследования, метод экспертных оценок.

- рассмотреть феномен национальной безопасности;

- изучить современные представления о национальной безопасности;

- исследовать механизм взаимосвязи национальной безопасности страны и здоровья населения на современном этапе;

- проанализировать современное состояние здравоохранения Российской Федерации;

- определить цели и задачи здравоохранения в области обеспечения национальной безопасности;

- выявить направления улучшение обеспечения здравоохранения населения в целях обеспечения национальной безопасности.

1. Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности

1.1 Феномен национальной безопасности

- как защищенность или состояние защищенности;

- как отсутствие опасности;

- как свойство (атрибут) системы;

- как состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию и развитию.

Характеризуя феномен национальной безопасности, официальные документы, являющиеся основой концепции национальной безопасности Соединенных Штатов, в качестве важнейшей цели национальной безопасности называли самосохранение нации как особой культурно-исторической, политической общности, что подразумевало защиту государственного строя, национальных идеалов, традиций, стиля жизни [4].

Основа формирования правовой базы системы обеспечения национальной безопасности в стране - Совет Безопасности Российской Федерации с четко обозначенными функциями [7]. В декабре 1997 г. Указом Президента России была утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

Это определение не носит конкретного исторического характера и не несет в себе прямого действия ни при постановке задач по данной проблеме, ни по основным направлениям их реализации.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Глобализация оказывает значительное влияние на происходящие в мире процессы. Эти процессы имеют отношение и к происходящему в нашей стране. Россия - уникальная многонациональная и многоконфессиональная страна. Несовпадение интересов государств, конкуренция, направленная на усиление влияния на мировую политику, создает прямую угрозу национальной безопасности нашей страны.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах [9].

Положение России на мировой арене в настоящий момент можно расценивать как двойственное. С одной стороны, Российская Федерация интегрируется в мировую экономику, включается в проблемы международной безопасности, расширяет сотрудничество с многими странами. С другой стороны, определенные иностранные государства активизируются для ослабления положения России, игнорируют ее интересы, провоцируют конфликтные ситуации с другими странами.

В современных условиях национальная безопасность рассматривается как социальное явление, которое включает в себя множество аспектов, закрепленных правом, как состояние, которое аккумулирует множество видов ущерба, а также возможных представлений об угрозах и их последствиях [10].

1.2 Современные представления о национальной безопасности

Новым этапом формирования теории национальной безопасности РФ можно считать опубликование Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, которая является официально признанной системой стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности на долгосрочную перспективу.

Новая редакция Стратегии национальной безопасности России была утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683. В данном документе национальная безопасность определена как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности [9].

Таким образом, необходимая правовая база, определяющая содержание национальной безопасности, сформирована в соответствии с вызовами времени. В этой связи возникает вопрос: а как представители политико-правовой элиты в российских регионах воспринимают категории национальной безопасности?

В числе актуальных направлений безопасности эксперты выделили безопасность труда, пожарную безопасность, безопасность культуры, миграционную безопасность, демографическую безопасность, безопасность на транспорте. Представляется, что проблемы, существующие сегодня в безопасности культуры и демографической безопасности, порождают большинство проблем безопасности, характерных для современной обстановки.

В качестве приоритетной модели политического управления, которая реализует основной концепт национальной безопасности, половина экспертов выделила демократическую модель. Сторонников либеральной модели оказалось порядка 9%. Треть экспертов предпочли бы более решительные меры государства, ограничивающие часть прав и свобод личности, и расширение централизованных функций и действий государства, позволяющих более энергично обеспечивать интересы национальной безопасности.

Особое место в структуре национальной безопасности занимает социальная безопасность, а среди факторов, способствующих ее обеспечению, в качестве приоритетных можно выделить здоровье населения.

2. Здравоохранение в системе национальной безопасности страны

2.1 Механизм взаимосвязи национальной безопасности страны и здоровья населения

Факторами обеспечения смерт национальной безопасности сделать в сфере здравоохранения умирают являются:

- повышение скрининговых показателей продолжительности принимать жизни, снижение среднем инвалидности и смертности;

- улучшение опробуем качества профилактических степени мер и своевременность оказания пугает квалифицированной медицинской соответственно помощи, в том медицины числе высокотехнологичной;

- совершенствование способные стандартов медицинской помощи помощи, а также франции контроля качества, привлечение эффективности и безопасности россии лекарственных средств.

Основными среди направлениями обеспечения безусловн национальной безопасности россии в сфере здравоохранения развитие и здоровья нации России анализируемом являются увеличение мощности роли профилактических достаточно мер системы договорной здравоохранения, обеспечение комплексность сохранения и укрепления здоровья здоровья человека, пугает совершенствование в качестве россия основы жизнедеятельности сделать общества института придание семьи, охраны период материнства, отцовства степени и детства.

Анализируя положения Стратегии помощи национальной безопасности отражают Российской Федерации россии до 2020 г. попробуем сформулировать следуя некоторые меры, способные непрерывность содействовать укреплению опробуем национальной безопасности анализируемом в сфере здравоохранения возм и здоровья нации.

Прежде телекомму всего, это привлечение повышение качества реорганизация и доступности оказания составляет медицинской помощи жалобы посредством использования составляет современных информационных возм и телекоммуникационных технологий; непрерывность оказание государственной выраженной поддержки в осуществлении наблюдаем перспективных разработок умирают в различных сферах швейцарии медицинской и фармацевтической деятельности; несмотря проведение этот модернизации экономических только механизмов функционирования болезни здравоохранения и развитие рассмотрим материально-технической базы федерации медицинских организаций здоровья государственной и муниципальной который систем здравоохранения цинского с учетом региональных учрежде особенностей.

Повышение эффективности государственного управления общественным здоровьем является одним из ведущих факторов национальной безопасности. Актуальным этот вопрос представляется в связи с тем, что общественное здоровье наиболее ярко отражает экономический и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием комплекса факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасность жизни людей. Как отмечает Б.Б. Прохоров, общественное здоровье отражает не только совокупность индивидуальных приспособительных реакций каждого отдельного человека, но и способность всей общности наиболее эффективно работать, защищать страну, помогать старикам и детям, охранять природу, а также воспроизводить и воспитывать новые поколения, т.е. поддерживать национальную безопасность государства. В современном обществе не только социально-экономические факторы оказывают влияние на общественное здоровье, но и общественное здоровье воздействует на социально-экономическое развитие.

Таким образом, здоровье населения - важнейшая ценность человечества и неизменная составляющая общественного развития, отражающая структурно-морфологическое, функциональное и социально-генетическое единство групп людей, ведущих определённый образ жизни. Решение проблемы сохранения и улучшения здоровья как на индивидуальном, так и на популяционном уровне является одним из приоритетных и наиболее востребованных направлений государственной политики, К сожалению, очень на сегодняшний день этом в системе здравоохранения медицинской Российской Федерации который сложилась не самая период благоприятная обстановка. Это охрану отражают и основные статистические мощности показатели здоровья сред населения.

Однако на современном этапе развития для России характерны параметры общественного здоровья, представляющие угрозу национальной безопасности. Так, ожидаемая продолжительность жизни сопоставима с показателями развивающихся стран Африки, коэффициент младенческой смертности превышает среднеевропейский уровень, суммарный коэффициент рождаемости не обеспечивает простое замещение поколений.

2.2 Анализ современного состояния здравоохранения Российской Федерации

Итак, очень на сегодняшний день этом в системе здравоохранения медицинской Российской Федерации который сложилась не самая период благоприятная обстановка. Это охрану отражают и основные статистические мощности показатели здоровья сред населения. Рассмотрим их.

Основным проверенных показателем здоровья коллизий населения является пациентов средняя ожидаемая оказание продолжительности жизни. По соответ данным ООН эффективности в 2016 г. этот скрининговых показатель в России числа составил 69,1 года. Это достаточно довольно низкий только показатель. В общем учреждений рейтинге ООН процесс по данному показателю медицинской наша страна этот заняла лишь 124 место данной из 192 возможных. Если различных сравнить данный стране показатель в России является и странах-лидерах рейтинга, систему то можно без обеспечение сомнения судить учрежде о явных проблемах числа в здравоохранении нашей успешного страны. Так, помощи в Японии в среднем учрежде живут 83,6 года, процесс во Франции - 81,7 года, несмотря а в США - 78,7 года [2].

Таким развитии образом, в России различных живут в целом придание на 10-14 лет права меньше, чем таблице в развитых странах [2]. различных

Но степени есть и положительные процессами моменты по данному права показателю. Так, муниципальные по данным Росстата, с 2010 г. показатель анализируемый средней продолжительность сделать жизни неуклонно службами растет (табл. 1).

Динамика были средней продолжительности развитие жизни в России федерации за 2010-2016 гг.

Путин так не считает, и потому в бюджете страны на следующий год заложено сокращение расходов на здравоохранение на 30%.

Олег Кондрашов Оракул (73570) бред, кому оно тут надо, все сельские и районные больнички по закрывали

Национальная безопасность — это безопасность, которая отвечает за целостность государства.
Здоровая нация дает, как правило, здоровое потомство.
Здоровые люди более трудоспособны, что положительно влияет на экономику.
Армия наполняется за счет здоровых молодых людей.

Читайте также: