Как вели себя чиновники после оглашения решения суда дубровский кратко

Обновлено: 05.07.2024

изначально обратимся к заглавию. в названии эпитет "воздушный" наталкивает на мысль, что корабль не настоящий, призрачный. сразу вспоминается фразологизм "строить воздушные замки". т.е. мечтать о недосягаемом, несбыточном (не зря главный герой стихотворения не может докричаться до своих подданных, так как это невозможно сделать мертвецу).

стихотворение заставляет задуматься над собственным поведением, проанализировать свои поступки.

котик кот котовасия котёл котлета котлован котёнок локоть

судейские чиновники ведут себя в кистеневке хамовато и нагло. они уверены, что им обязаны подчиниться, уверены, что никто не посмеет сказать им слово поперек.

исправник откровенно веселится,отпускает сальные шуточки, когда дубровский требует объяснения, то в ответ нарывается на откровенную грубость и пренебрежение:

В суде помещики ведут себя по-разному. Троекуров торжествует, так как ему удалось осуществить задуманное. Он берёт перо, которое ему подносят с низким поклоном, и подписывает решение суда, выражая "совершенное своё удовольствие". Андрей Дубровский сначала стоит молча, не двигаясь: он не может поверить в случившееся. Когда он осознаёт, как несправедливо поступили в отношении него, он выходит из себя, ведёт себя словно сумасшедший: глаза его сверкают, он с силой отталкивает секретаря, бросает чернильницу в председателя, в адрес которых он кричит угрозы и ругательства.

Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведением А.С.Пушкина “Дубровский”.

Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с небольшого литературного эксперимента.

Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь:

  • “Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного” (К.П.Троекуров)
  • “С расстроенным состоянием принужден был ______ (выйти в отставку) и поселиться в ______ (остальной) своей деревне. Владел ______ (семьюдесятью душами). Остался беден и ____ (независим)”. (А.Г.Дубровский)

Как вы думаете, почему именно эти цитаты я взяла в качестве эксперимента? Какова их роль в 1-й и 2-й главе?

Какова сюжетная линия 1-й и 2-й главы? Какие события являются центральными? (ссора, конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского).

К сегодняшнему уроку вы должны были еще раз перечитать эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Суд”.

3.Формулировка темы и цели урока

Исходя из домашнего задания и литературного эксперимента, подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока, цель урока.

4. Постановка проблемного вопроса

Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?

5. 1-й этап рефлексии

Я предлагаю вам сейчас подумать над проблемным вопросом урока и свое мнение, основанное на первоначальном прочтении глав, зафиксировать в тетради (учащиеся фиксируют свое первоначальное мнение по заданному проблемному вопросу “Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?” Затем работа с данными записям будет организована в конце урока, на 2-м этапе рефлексии).

Мы вернемся к данному проблемному вопросу в конце уроках, когда проанализируем эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Сцену суда”.

6. Словарная работа (опережающее домашнее задание)

Дома вам было предложено поработать со словарем и определить значения слов:

Честь, бесчестие, произвол, судебный произвол, беззаконие, притеснить, притеснение, гордость, гордыня.

Что обозначают эти слова? В чем, на ваш взгляд, разница между словами “гордость”, “гордыня”? Приведите примеры употребления данных слов.

Слова, с которыми мы сейчас работали, будут ключевыми при анализе характеров героев, постарайтесь использовать их в своих ответах.

7. Актуализация ЗУНов.

Прежде чем начать анализ эпизодов, кратко вспомним материал 1-й главы.

На столах карточка, в которой указаны слова, словосочетания, отражающие разные качества:

пылкий нрав, грубость, своенравие, избалованность, гордость, независимость, достоинство, верен свои правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность, бесцеремонность, грубость, властность, стремление к независимости

Распределить данные качества в таблице:

Вспомните, в каких эпизодах герои проявляют данные качества характера.

Что мы знаем о положении в обществе, материальном положении героев?

Понять характеры героев помогают их поступки, их речь, также в романе дается описание поместий Троекурова и Дубровского.

Работа в парах: Сравните описания Покровского и Кистенёвки, данные в произведении (гл.3), подчеркните ключевые слова в описаниях. Подумайте, что нового в характеристику героев добавляют эти описания?

Почему Пушкин дает имениям героев именно такие названия? Какие ассоциации у вас возникают? К какому слову близко слово Покровское? (Покровское – что-то большое, солидное значительное, как и сам Троекуров. Соотносится со словом “покрывать”, что неслучайно, ведь Троекуров - покровитель всей губернии).

Какой ассоциативный ряд возникает при произнесении названия имения А.Г.Дубровского? (Кистенёвка – маленькое, незначительное).

Таким образом, случаен ли выбор названий поместий?

Говорящими являются и имена героев.

Запись на доске: Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель

Петр - скала, утес, камень.

Андрей (древнееврейское) – сильный муж, крепость.

О чем говорят имена героев?

Таким образом, К.П.Троекуров и А.Г.Дубровский занимают различное социальное положение.

Как вы думаете, а есть ли что-то, что сближает героев, они совершенно разные по характеру?

На чем основывается их дружба?

Что стало причиной ссоры героев?

8. Работа с новым материалом. Анализ эпизодов.

Какой способ мести избирает Троекуров, оскорбившийся поведением А.Г.Дубровского, его отказом приехать в Покровское?

Кто сыграл решающую роль в судебной тяжбе? (Шабашкин)

Открываем учебники, найдите в 1-й главе эпизод “Шабашкин у Троекурова”.

Прочитайте портретное описание Шабашкина.

Каким показан этот герой, найдите ключевые слова, выражения, характеризующие его.

Каково значение имени этого героя, какие родственные слова можно подобрать? (шабашить, то есть недобросовестно работать. В образе героя подчеркивается ничтожность, незначительность, его раболепство)

Как ведет себя Шабашкин у Троекурова?

С какими интонациями он говорит? (приниженно, льстиво, словно в полупоклоне)

В чем особенность его речи?

Какое выражение обязательно употребляет в каждой своей фразе? (“Ваше превосходительство”) Почему? (Хочет подчеркнуть значимость Троекурова, угодить ему, льстит, боится его гнева)

Обратите внимание, как он предлагает Троекурову возможные варианты: с какой целью в фразе “Ваше превосходительство, коли есть какие- либо документы…” использовано многоточие? (боится сказать лишнее)

Когда меняется тональность его речи, появляются восклицательные интонации? (когда узнает, что бумаги сгорели, и понимает, что теперь может угодить Троекурову)

Как вы понимаете слова “Шабашкин поклонился почти до земли, с того же дня стал хлопотать по замышленному делу, и, благодаря его проворству, ровно через две недели Дубровский получил из города приглашение”

Почему “хлопотать”, а не работать, заниматься этим делом?

Почему по “замышленному делу”, а не начатому? Какие оттенки в характеристику поведения героя вносят эти слова?

Как ведет себя в этом эпизоде Троекуров? (с пренебрежением, говорит Шабашкину “ты”, несколько раз “как бишь тебя зовут”, что подчеркивает его небрежение, для него Шабашкин – маленький человечек, недостойный внимания).

Как желает действовать Троекуров в этом деле? (“В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение”). О чем говорят эти слова?

Мы видим, что образы героев создаются не только описанием их поведения, но и точными речевыми характеристиками. Зачастую достаточно одного слова, чтобы понять характер героя.

Проведем исследовательскую работу (работа в парах)

Сравнить черновой и окончательный вариант произведения. Какие изменения были внесены писателем, чем они, на ваш взгляд, были вызваны?

Роман трудно понять, не представляя времени, которое отражено в нем, а также тех вопросов и проблем, которые интересовали Пушкина в это время.

Действие романа происходит в 1820-е гг.

К каждому уроку учащиеся прочитывают соответствующие главы и озаглавливают их. При этом можно предложить подобрать цитатные заголовки к ним.

Примерные вопросы для беседы

1. Что давало Троекурову большой вес в губерниях, где находилось его имение?

2. Как относились к нему соседи и губернские чиновники?

3. Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова? (Они рождены правами владетельного барина.)

4. Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его повседневные занятия?

7. Как характеризует Дубровского случай на псарне?

Примерные вопросы для беседы

Итак, в этой сцене мы видим приниженность власти, ее готовность любыми нечестными способами угодить Троекурову.

Дома учащиеся читают и озаглавливают II главу.

Примерные вопросы

На третьем уроке, приступая к анализу III главы, можно прослушать подготовленный дома рассказ о жизни Владимира Дубровского в Петербурге. Другой вариант — беседа в классе по следующим вопросам.

— Какие черты характера проявились в нем?

III глава дает возможность говорить об отношении крепостных крестьян к Троекурову и Дубровскому.

С большой теплотой рассказывает Пушкин о крепостных слугах в доме Дубровского — няне Орине Егоровне Бузыревой, кучере Антоне, Грише, который служил Владимиру в Петербурге, кузнеце Архипе.

К крепостным крестьянам Дубровские относятся по-человечески, не презирают их и не грабят. Крестьяне понимали, какая участь ждет их, если они окажутся у Троекурова, поэтому молодой Дубровский находит сочувствие и поддержку у своих крепостных.

В заключение следует обратить внимание на помещичьи усадьбы. Предлагается перечитать описание двух усадеб — Покровского и Кистеневки — и ответить на вопрос.

— Почему автор заканчивает главу описанием этих усадеб?

Завершается урок рассуждениями учащихся о том, почему Троекуров решил: помириться с Дубровским и чем это кончилось.

Вопросы для беседы

— Как встретил Троекуров известие о вступлении во владение Кистеневкой?

— Какие чувства он при этом испытывал и как это его характеризует?

— Почему примирение оказалось невозможным?

Четвертый урок начинается с устного словесного рисования, которое должно показать, насколько ученики поняли состояние Владимира Дубровского после смерти отца, ту драму, которую переживал герой. Часто учащиеся не в состоянии передать чувства, которые волновали Владимира Дубровского, поэтому мы предлагаем с самого начала выделить три момента: Владимир Дубровский в церкви, в Кистеневской роще, в лощине. Это даст возможность учащимся глубже прочувствовать душевное состояние героя и более точно выразить его.

После выразительного чтения по ролям сцены приезда приказных чиновников и возмущения крестьян предлагаем ответить на следующие вопросы.

— Как ведет себя Шабашкин в начале и в конце сцены? Чем это можно объяснить?

— Как нарастало возмущение крестьян?

— Каким образом Владимиру Дубровскому удалось их усмирить? Как это его характеризует?

Если учитель располагает временем, следует прочитать ее. В любом случае учащиеся должны уметь ответить на вопросы:

— Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

— Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

— Почему кузнец Архип не пожалел приказных, а с риском для жизни спасает кошку?

— Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

— Почему дворовые крестьяне ушли к Дубровскому?

— Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

Необыкновенно динамично изображен пожар в Кистеневке на рисунке Б. Кустодиева. Сноп пламени рвется в ночное небо, выхватывая фигуры бегущих крестьян, мечущиеся силуэты приказных в окнах. Рисунок передает ощущение тревоги и напряжения.

Иначе изображает Д. Шмаринов картину пожара. Его манера строго реалистическая. На переднем плане неподвижные фигуры Владимира Дубровского, няни, Архипа, крестьян. Они стоят в отблесках огня. Их лица напряжены, гневны, печальны. Пожар остается где-то в стороне.

Беседа по вопросам

— Расскажите о том, что вы видите на каждой из иллюстраций.

— Чем отличаются эти изображения?

— Какое чувство вызывает каждый из этих рисунков?

Беседа по вопросам

— Как отнеслись к Дефоржу Маша и Троекуров, когда он появился в их доме?

— Когда и как изменилось их отношение к учителю?

Пересказ с изменением лица рассказчика — трудное задание для учащихся, но оно во многом оправданно, так как дает возможность задуматься о мотивах поведения героя, ярче представить его характер.

Наиболее интересно передать этот рассказ от лица Владимира Дубровского, который особенно симпатичен учащимся. Во время рассказа учитель обращает внимание учеников на то, как герой реагирует на присутствующих за обедом, их рассказы и реплики. Следует также обращать внимание на речь Дефоржа.

Заканчивается урок размышлениями учеников над вопросами.

— Почему никто из присутствующих на обеде не узнал Дубровского?

— Какой вывод он мог сделать из всего услышанного здесь?

— Почему Дубровский открылся Спицыну?

На дом: прочесть и озаглавить XI—XVIII главы.

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения.

Шестой урок посвящается отношениям Маши Троекуровой и Владимира Дубровского.

Учащимся этого возраста довольно сложно говорить о таких чувствах взрослых людей, как любовь, поэтому мы предлагаем построить урок так, чтобы дети отвечали на вопросы, читая текст романа.

— Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова?

— Почему Владимир Дубровский не стал мстить Троекурову?

— А как же Маша относится к Владимиру Дубровскому?

Дома учащиеся готовят выразительное чтение XVII главы. На седьмом уроке они читают по ролям эпизод с кольцом. Но начать урок следует с беседы о том, какими учащиеся представляют Сашу и Митю. Предлагается подумать, как в чтении лучше передать их взаимоотношения, их мысли и переживания, отношение к происходящему. Следует также выделить эпизоды, обратить внимание на диалоги и интонации.

Восьмой урок отводится анализу XIX главы и подведению итогов изучения всего романа.

Учащимся предлагаются следующие вопросы и задания.

— Прочитайте строки, где автор описывает будни разбойничьего лагеря Дубровского.

— Как вы думаете, почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?

Закончить работу на этом этапе можно, поставив вопросы, к которым подводит вся предшествующая работа на уроках.

1. Почему А. Г. Дубровский проиграл тяжбу с К. П. Троекуровым?

2. Почему Владимир Дубровский ни в чем не добился успеха?

3. Каково отношение А. С. Пушкина к изображаемому? На чьей стороне его симпатии (главная мысль, идея произведения)?

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

Работа над сочинением дает возможность сконцентрировать внимание учащихся, еще раз обратиться к тексту, глубже и более осмысленно его воспринять, а, следовательно, подняться на новую ступень постижения художественного произведения.

По творчеству А. С. Пушкина

Подготовка к сочинению «О чем заставляет задуматься одно из произведений А. С. Пушкина?

Примерный план сочинения в виде вопросов

1. Какое из изученных в этом году произведений А. С.Пушкина показалось наиболее интересным? Почему?

Читайте также: