Как правовые нормы взаимодействуют с другими видами социальных норм кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мораль и право. Формула взаимодействия морали и права представляется таковой “Мораль не должна требовать нарушения закона; право не должно закреплять в своих нормах и требовать исполнения безнравственных поступков”.

Мораль как и нравственность воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием поведения. Мораль по этой причине правомочна оценивать право с точки зрения его соответствия требованиям справедливости и моральным ожиданиям. По большому счету мораль первична, право вторично.

Право и мораль поддерживают друг друга в деле упорядочения одних и тех же общественных отношений, например, одна из заповедей христианской морали гласит: “Чти отца своего и мать свою”. Это моральное требование находит свое выражение и в статье100 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, где зафиксировано: “Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обязанностью совершеннолетних трудоспособных детей”.

Действительно, требования морали и права во многом совпадают, так, например, мораль осуждает все виды правонарушений, один и тот же поступок в глазах окружающих получает и правовую и моральную оценку. Тенденция же в соотношении права и морали -- их сближение. Более того, исходя из нравственной концепции правопонимания, право есть нормативно закрепленная справедливость. И вместе с тем сближение права и морали не означает, что право должно превратиться в саму мораль. Такое сближение имеет свои границы, за пределами которых право рискует утратить свою уникальность.

И в тоже время мораль и право опираются на единый экономический и политический фундамент, имеют один и тот же объект регулирования – поведение человека и его отношения с другими людьми в обществе, основываются на свободе воли индивидов, являются показателями социального и культурного развития общества и содержат такие общечеловеческие ценности как жизнь, свобода, равенство.

Основные различия между правом и моралью сводятся к следующему: так право регулирует только те общественные отношения, которые поддаются правовому регулированию, т.е сфера более узкая, избирательная, в то время как мораль регулирует практически все поступки и действия человека, т.е сфера ее действия более широкая. По степени детализации правовые правила поведения точные, детализированные, они выступают как мера возможного и мера должного поведения, нормы морали абстрактные, не содержат точных предписаний, форма выражения права формально определенная, закреплена в правовых источниках как правило, письменная, в то время как форма выражения морали обычно устная, ее нормы живут в сознании людей. Единственный способ обеспечения права – это государство, через его специальные средства, механизмы и учреждения, мораль обеспечивается через общественное мнение, общественное воздействие. Меры принуждения представлены в виде предусмотренных в виде уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной и материальной и других видов юридической ответственности. Мораль обеспечивается общественными мерами, такими например, как осуждение, порицание, предупреждение и другими. Наконец, категории используемые в праве это такие, как “юридически допустимо”, “юридически закреплено”, “правомерно”, “законно”, “незаконно” и т.д. В то время как мораль оперирует категориями: “справедливо”, “несправедливо”, “честно”, “бесчестно”, “добро”, “зло”, “человечно”, “бесчеловечно” и т.д. Правовые нормы легко и быстро можно модернизировать, изменить, в то время как моральные --- более стабильны.

Религиозные нормы и право. В данном взаимодействии важно отметить, что правовые нормы закрепляют свободу совести в конституциях и законах и устанавливают механизм их защиты. Во многих странах существует закон “О свободе совести”, где гарантируется свобода совести и вероисповеданий, равноправие конфессий, возможность замены для верующих военной службы альтернативной гражданской службой. Правовые нормы защищают общество от оккультных религий и тоталитарных сект.

В тоже время такие мировые религии как иудаизм, христианство, буддизм, ислам оказали большое влияние на развитие правовых систем, например мусульманская правовая система – одна из основных правовых систем современности.

Сходство правовых и религиозных норм состоит в том, что они формализованы и содержательно определены; правовые – в нормативных правовых актах, судебных прецедентах и других источниках права, а религиозные – в Библии (Ветхий завет и Новый завет), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов.

Принцип взаимодействия права и религии в светском государстве выражается в следующем принципе: “Религия отделена от государства” Это значит, что законодатель ни одну из религий не может установить в виде обязательной, запрещается любая дискриминация гражданина по признаку его религиозной принадлежности, запрещается деятельность любых общественных объединений, направленная на разжигание религиозной розни.

Своеобразие сегодняшней жизни в бывших атеистических советских странах проявляется в возрастании религиозного сознания, религиозных норм в укреплении общественного согласия.

Политические и правовые нормы. На соотношение этих норм существует две точки зрения. Первая состоит в том, что право доминирует над политикой, такое понимание сложилось в период буржуазно-демократических революций, выдвинувших идеи равенства, прав человека, правового государства, ограничения всевластия государства правами человека. Правовые нормы сдерживают и обуздывают политическую власть, которая зачастую стремиться удержаться неправовыми методами. Вторая точка зрения состоит в том, что политика доминирует над правом. Это аксиома марксизма: “Политика – концентрированное выражение экономики, а право – концентрированное выражение политики”. Такое соотношение характерно для тоталитарных режимов, которые возникают там, где политические нормы не имеют правовой опоры, где право не является ограничителем политической власти, где естественные права человека не выступают в качестве цели, осуществления политики.

Несомненно, категория собственности является основой и правовых и политических норм, поскольку тот, кто обладает собственностью, обладает и юридической свободой и политической властью. Правовые нормы возникают из отношений людей, собственности и в результате правотворческой деятельности государства становятся юридическим, а политические нормы, как бы абстрагируясь от своей первоосновы – собственности, выступают как нормы, регулирующие отношения партий по поводу политической власти.

Исторически признано, что в демократическом обществе соотношение права и политики должно быть таким: с одной стороны право должно стать средством осуществления государственной политики через нормы публичного права, с другой стороны, политическая деятельность всех субъектов должна быть жестко регламентирована правом и не выходить за его рамки.

Гражданин как объект политических отношений обладает свободой слова, правом на объединения, на участие в собраниях, шествиях и демонстрациях, правом на участие в управлении государством, правом, на равный доступ к государственной службе и другими.

Экономические и правовые нормы. Требования экономических законов (Закон денежного обращения, производства и сбыта, спроса и предложения и другие) находят свое выражение в государственно-правовых актах. Так, конституции различных стран фиксируют принципы экономического базиса государства и задачи экономического развития. Законы, как правило, определяют формы собственности, гарантируют ее защиту, устанавливают систему налогов, бюджет, кредитную систему, финансовую и денежную политику. Гражданский кодекс каждого государства – это своеобразная экономическая конституция.

В результате различного соотношения права и экономики возможны три различных способа управления экономикой. Первый – командный, административный, характеризирующийся тотальным государственно-правовым регулированием экономики. Закон регламентирует все процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Все объективные закономерности развития экономики игнорируются.

Второй – стихийный, рыночный, основанный на стихийном саморегулировании экономики, когда правовой и государственный механизмы самоустраняются от всякого вмешательства в экономику. В абсолютном виде в настоящее время нигде не наблюдается. Наконец, третий – смешанный, сочетающий рыночные законы с разумным юридическим регулированием экономики, налогов, рынка сбыта, рабочей силы и т.д. Этот способ государственно-правового управления экономикой способствует ее поступательному развитию, поскольку государство защищает свободное предпринимательство от кризисов, предпринимает меры по предотвращению спада производства, кризиса хозяйственной жизни используя при этом юридические формы таких экономических рычагов как налоги, кредит, инвестиции и другие. Политика приватизации собственности, либерализации экономимики, бюджетная политика, плата за производственные фонды и природные ресурсы, кредитная политика, совершенствование финансовой системы – реальные правовые средства в оптимальной хозяйственной жизни.

Говоря о соотношении экономических и правовых норм важно определить пределы государственно-правового вмешательства в экономику. Юридические нормы должны определить цели, задачи, принципы рыночных отношений, законодательным путем, зафиксировать рамки и пределы вмешательства государства в экономику, закрепить и гарантировать все формы собственности, запретить монополию и недобросовестную конкуренцию, лжепредпринимательство, лжебанкротство, определить порядок разрешения хозяйственных, гражданско-правовых и иных споров.

Корпоративные и правовые нормы. Посколькукорпоративные нормы создаются в процессе организации и деятельности общественных организаций (профсоюзы, политические партии, предпринимательские союзы, клубы по интересам и т.д.) и соответственно распространяются на членов этих организаций, то следует признать, что в отличие от правовых норм корпоративные нормы не обладают общеобязательностью и не обеспечены государственным принуждением. Это институт гражданского общества, а не государства.

Корпоративные нормы соблюдаются членам организации добровольно, а в случае их нарушения возможны общественные меры воздействия на нарушителя. По своему характеру корпоративные нормы могут противоречить нормам морали и нравственности, правовым нормам. Источниками корпоративных норм являются уставы, кодексы общественных организаций. Формальная определенность корпоративных и правовых норм – признак который их объединяет.

Среди правовых норм есть локальные правовые нормы, которые схожи с корпоративными тем, что также действуют в пределах определенной организации и распространяются только на членов этой организации (трудовые коллективы). Однако локальные правовые нормы являются юридическими, поскольку права и обязанности, которые они порождают обеспечиваются государственным механизмом.

Право связано с корпоративными нормами тем, что определяет порядок организации и деятельности общественных объединений, характер и пределы регулирования ими общественных отношений.

Когда говорят о соотношении норм права с другими социальными нормами, чаще всего имеют в виду три момента: их единство, различия и взаимодействие.

Единствозаключается в том, что и нормы права, и нормы морали, и корпоративные нормы, и обычаи – все они относятся к социальным нормам. Их содержание зависит от уровня социально-экономического и культурного развития общества.

Различия,существующие между нормами права и иными социальными нормами, устанавливаются по многим критериям:

- по происхождению.Нормы права издаются государственными органами. Нормы нравственности и обычаи возникают в обществе в ходе его исторического развития. Корпоративные нормы вырабатываются соответствующими организациями.

- по форме выражения.Нормы права фиксируются в официально издаваемых органами государства нормативно-правовых актах либо других источниках права. Другие социальные нормы существуют либо в сознании общества, отдельных социальных групп, либо зафиксированы в различных источниках, не имеющих официального характера;

- по сфере действия.Нормы права распространяют свое действие на всех лиц, находящихся в пределах территории государства или административно-территориальной единицы. Обычаи и корпоративные нормы имеют локальный характер. Нормы морали распространены во всем обществе. Многие нормы морали не знают государственных границ;

- по способу обеспечения.За нормами права в случае их неисполнения стоит возможность государственного принуждения.Гарантии соблюдения иных социальных норм в большинстве случаев – сила общественного мнения, возможность применения мер общественного воздействия.

Взаимодействиенорм права и иных социальных норм заключается в том, что большинство правовых норм не противоречат а, напротив, соответствуют нормам морали, обычаям, корпоративным нормам. Различные социальные нормы оказывают влияние на право, как в сфере правотворчества, так и в сфере правоприменения. В некоторых случаях социальные нормы входят в противоречие с нормами права.

Право взаимодействует с обычаями:

- юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации. Полезные, социально необходимые обычаи могут даже наделяться правовой санкцией, в этом случае они принимают форму правового обычая;

- юридические нормы могут служить вытеснению вредныхс точки зрения общества обычаев;

- юридические нормы безразличнык действующим обычаям.

Таких обычаев большинство, и связаны они, главным образом, с отношениями людей в быту.

Особое влияние на право оказывают нормы морали.

Соотношение права и моралипроявляется в их единстве, взаимодействии, различии и противоречии.

Единствоправа и морали заключается в том, что они:

- имеют один и тот же объект регулирования–общественные отношения;

- принадлежат к социальным нормам;

- являются самыми универсальными регуляторами поведения;

- возникают в связи с волей и сознанием людей;

- являются показателями социального и культурного развития общества.

Взаимодействиеправа и морали проявляется в следующем:

- их требования во многом совпадают;

- различные поступкиполучают в глазах людей как правовую, так и моральную оценку;

- они поддерживают друг друга в деле упорядочения общественных отношений.

Эта поддержка может осуществляться в виде влияния морали на право, и, наоборот, права на мораль.

Влияние морали на содержание и функционирование права

В правотворчестве

Моральные воззрения общества должны быть выражены в законодательстве. Это положение можно определить как объективный фактор влияния морали на право. Мораль выступает как критерий оценки права. Право, не отвечающее ее требованиям, оценивается негативно, морально не одобряется. Таким образом, право должно быть нравственным, отвечающим принципам справедливости, в противном случае оно не получит признания в обществе.

Помимо объективного фактора влияния морали на право, существует еще и субъективный момент.Законодатели сами являются носителями определенной морали.Их моральные воззрения неизбежно оказывают влияние на содержание принимаемых законов и иных нормативных актов.

В правоприменении

Решения правопринимателя должны не только соответствовать нормам права, но и не противоречить морали. Мораль требует, чтобы юридические дела разрешались с учетом принципов нравственности.

Влияние права на мораль

Право, в свою очередь, оказывает воздействие на мораль, способствует нравственному воспитанию членов общества. Это вытекает из того, что основные принципы, нормы права должны быть нравственными.

Отличие норм права от норм морали:

- по происхождению.Нормы права устанавливаются, санкционируются либо признаются государством. Право возникает вместе с государством. Нормы морали формируются в сознании людей и возникают вместе с обществом;

- по способу обеспечения.Нормы права обеспечиваются принудительной силой государства. Нормы морали обеспечиваются общественным воздействием, силою общественного мнения.

- по сфере действия.Право регулирует наиболее важные общественные отношения, которые поддаются правовому регулированию. Мораль может регулировать практически все общественные отношения;

- по времени введения в действие.Правовые нормы вводятся в конкретно установленный срок. Нормы морали – по мере их осознания;

- по структурной организации.Нормы права представляют систему. Нормы морали не являются системой.

Противоречия права и морали

Противоречия права и морали могут носить и субъективный, и объективный характер. В первом случае это возможно, когда законодатель, преследуя личные и корпоративные интересы, издает несправедливые законы, противоречащие нормам морали.

Причины объективного характера сводятся к тому, что право может отставать от течения жизни. Но бывают и такие ситуации, когда законодательство в силу своего прогрессивного потенциала опережает мораль.

Противоречия между правом и моралью могут проявляться в следующем:

- право может что-либо разрешать, а мораль это осуждает, запрещает;

- право что-либо запрещает, а мораль одобряет, разрешает;

Вопросы:

1. Каково значение нормативного регулирования общественных отношений? В чем его отличие от других регуляторов общественной жизни?

2. Назовите признаки социальных норм.

3. Каковы критерии классификации социальных норм?

4. Дайте характеристику системы социальных норм.

5. В чем состоит суть моральных норм?

6. Охарактеризуйте религиозные нормы.

7. Что представляют собой корпоративные нормы?

8. Какое значение для жизни общества имеют обычаи и традиции?

9. Что представляют собой нормы, исторически сложившиеся и вошедшие в привычку?

10. Определите, в чем состоит единство, различие и взаимодействие социальных норм.

11. Охарактеризуйте влияние морали на право, и права на мораль.

12. В чем состоит противоречие права и морали?

13. В чем состоит отличие норм права от норм морали?

Темы творческих проектов:

Формы (источники) права.

1. Понятие формы (источника) права.

2. Виды форм (источников) права.

3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц.

1. Понятие формы (источника) права

Право, как и любой объект действительности, представляет собой единство содержания и формы.Под содержанием имеется в виду совокупность всех элементов объекта, взятых в единстве и взаимосвязи в процессе его функционирования. Форма – это способ внешнего выражения содержания.

В таком случае под содержанием праваследует понимать совокупность юридических правил поведения (норм права), взятых в единстве и взаимосвязи в процессе регулирования общественных отношений.

Содержание права, как и любого явления социальной действительности, имеет определенную форму своего внешнего выражения.

Таким образом, форма права – это способ внешнего выражения юридических правил поведения (норм права), взятых в единстве и взаимосвязи в процессе регулирования общественных отношений и позволяющих судить о содержании права (черпать сведения о праве).

Способы внешнего выражения норм права могут быть различными. В силу этого существуют и различные виды форм права. Формы права в юридической литературе называются еще источниками права,т.е. формы права и источники права употребляются в качестве синонимов.

Под источниками права понимают внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных органов, устанавливающих нормы права.

Источникам права присущ официальный характер, они признаются государством, что и предопределяет поддержку содержащихся в них норм со стороны государства, их государственную обеспеченность.

Официальный характер источникам права придается двумя путями:

- путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются компетентными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства;

- путем санкционирования, когда государственные органы в том или ином виде одобряют социальные нормы

2. Виды форм (источников) права

В национальных правовых системах имеются различные источники права. К ним относятся:

Равенство, будучи принципом права, имеет, разумеется, важное значение и с точки зрения всех иных (неправовых) видов социальных норм, всех других типов социальной регуляции, но (и в этом — суть дела!) не в качестве их собственного принципа. Мораль, религия, эстетика и т. д. в их взаимодействии с принципом равенства (в том или ином его проявлении и значении) по существу имеют дело с правовым началом и принципом. При этом можно выделить два взаимосвязанных аспекта такого взаимодействия: 1) соответствующее моральное, религиозное, эстетическое и т. д. отношение (понимание, восприятие, оценку, притязание, применение) к данному правовому принципу и 2) признание и выражение в праве данного отношения-притязания (морального, религиозного и т. д.) с учетом специфических особенностей и требований самого принципа правового равенства (равная мера, всеобщий масштаб и т. и.).

В первом аспекте мы имеем дело с моральными, религиозными и т. и. формами осознания права (и правового равенства) и соответствующими притязаниями на их правовое признание. Здесь коренятся истоки различных прошлых и современных представлений и концепций так называемого морального права, религиозного права и т. д. Во втором аспекте речь идет о правовой форме осознания и выражения этих видов правопритязаний; сюда относятся многообразные, исторически изменявшиеся направления, формы и способы правового признания и закрепления (и, следовательно, вовлечения в сферу действия принципа правового равенства) прав и свобод людей в области морали, религии, эстетики и т. д.

Характер и формы распространения принципа правового равенства на эти области духовной жизни, способы правовой защиты соответствующих запросов и интересов людей и условий для их надлежащего удовлетворения относятся к числу существенных характеристик исторически достигнутой ступени прогресса права и свободы, развития форм общественного сознания и видов социальной регуляции.

Утверждение принципа господства права предполагает законодательное признание, закрепление и защиту всех юридически значимых аспектов свободы человека как духовной личности, как свободного, независимого и автономного субъекта во всех сферах общественной жизни (правовой, моральной, нравственной, эстетической, религиозной и т. д.).

Соответствующие современные требования в этом плане нашли свое надлежащее выражение в Конституции Российской Федерации (ст. 2, 28, 29 и др.), согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и слова, свобода массовой информации, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Причем никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Очевидно, что такое правовое (посредством Конституции и текущего законодательства) признание, закрепление и защита свободы личности в соответствующих областях общественной жизни (в сфере морали, нравственности, религии и т. д.) является необходимым условием нормального бытия и функционирования не только всех этих неправовых социальных норм и регуляторов, но и самого права в общей системе социальных норм и социальной регуляции данного общества.

Юридический подход к проблеме соотношения и взаимодействия права с другими видами социальных норм — с учетом правовых притязаний морали, нравственности, религии и т. д. и адекватного (соответствующего специфике права и смыслу принципа правового равенства) правового типа, способа и формы удовлетворения этих притязаний (в меру их правомерности) — обеспечивает определенную системную взаимосогласованность и единство различных социальных регуляторов по правовому критерию, с точки зрения принципа свободного действия всех этих регуляторов (и видов социальных норм) по единому, всеобщему и общезначимому правовому основанию.

В условиях развитости, самостоятельности и отдифференцированности друг от друга различных видов социальных норм (морали, нравственности, религии и т. д.) именно правовой принцип согласования их совместного бытия и действия способен придать этому разнообразию социальных норм (и регуляторов) определенное системное единство. В историческом плане такое определяющее значение права во всей соционормативной системе соответствует такой эпохе (а именно — буржуазной) социального и духовного развития, когда правовое сознание (юридическое мировоззрение) начинает играть ведущую роль в системе форм общественного сознания, как ранее такую роль играли мифология (в эпоху становления соционормативной регуляции), потом религия (в древности и средние века), а затем в Новое время — моральные (нравственные) воззрения.

Эта историческая смена ведущей роли разных форм общественного сознания и соответственно различных видов социальных норм (и регуляторов) нашла свое преломление также в процессе прогресса представлений о праве и развития концепций юридического правопонимания — от мифологических, религиозных, моральных, нравственных трактовок естественного и искусственного (позитивного) права до более развитых в теоретико-юридическом смысле концепций различения и соотношения права и закона.

Очевидные недостатки разного рода теологических, моральных, нравственных и т. д. трактовок права состоят в смешении различных видов социальных норм (и регуляторов), в игнорировании специфики права, в теологизации и этизации учения о праве, в подмене права религиозными или этическими феноменами, в предъявлении действующему праву (закону) неадекватных (неправовых) требований и т. д.

Особо широко распространенными продолжают оставаться ошибочные представления о том, будто право должно быть моральным, нравственным (в подобных этических требованиях к праву мораль и нравственность, как правило, отождествляются). Но подобное требование, если оно выходит за рамки рассмотренного нами правового способа удовлетворения правомерных правопритязаний морали (или нравственности), означает по сути дела, что право должно быть не правом, а моралью, что содержание закона (позитивного права) должно быть не правовым, а моральным.

Но подобное моральное правопонимание неизбежно деформирует существо не только права, но и морали, поскольку морализация права неизбежно сопровождается юридизацией морали[41].

В разного рода моральных (нравственных) учениях о праве различение права и закона (позитивного права) подменяется различением морали и закона. И моральный подход к праву в лучшем случае ведет через его моральную трактовку и оценку к моральному обоснованию и оправданию морально "правильного" права, т. е. морального закона (позитивного права).

Между тем ясно, что искомой истиной и целью теоретически развитого юридического правопонимания является именно правовой закон, достижение которого возможно лишь на основе различения права и закона и с учетом специфики различных видов социальных норм.

§ 2. Описание вчувствования в сравнении с другими актами

§ 2. Описание вчувствования в сравнении с другими актами Акты вчувствования лучше всего проявятся для нас в их своеобразии, если мы сопоставим их с другими актами чистого сознания (образующего поле наших исследований после описанного осуществления редукции). Возьмем

Понятие философии права, воли, свободы и права

Понятие философии права, воли, свободы и права § 1Философская наука о праве имеет своим предметом идею права – понятие права и его осуществление.Примечание. Философия занимается идеями; она поэтому не занимается тем, что обычно характеризуется как представляющее собою

Глава 9. Связь с другими функциями искусства I.

Глава 9. Связь с другими функциями искусства I. Отражение: гедонистическая функция; коммуникативная; познавательная; эстетический элементНаш основной тезис о назначении искусства, высказанный в гл.6, сам представляет собой интуитивное суждение. Он может быть ошибочным, и

Глава 10. Связь с другими функциями искусства II.

Глава 10. Связь с другими функциями искусства II. Искусство и этическое начало Для чего же мы образовываем сыновей, обучая их свободным искусствам? - Дело не в том, что они могут дать добродетель, а в том, что они подготавливают душу к ее восприятию. Сенека В предложенной выше

Глава 11. Связь с другими функциями искусства III

Глава 11. Связь с другими функциями искусства III Гармония и целостное восприятие мираТеперь нам необходимо особо остановиться на функции искусства, которая справедливо рассматривается как одна из важнейших, - на способности искусства вносить гармонию в духовную

Вырастая другими

4.2. Субъект права как первичный элемент (аспект) системы права

4.2. Субъект права как первичный элемент (аспект) системы права Проблема субъекта права - одна из актуальнейших в современной юридической науке. Ее особая актуальность, как представляется, связана, прежде всего, с изменением представления о человеке в современном

§ 3. Форми буття права: ідея права, закон, правове життя

§ 3. Форми буття права: ідея права, закон, правове життя Аналіз правової реальності дає змогу виділити в ній такі форми буття права, що у сукупності виражають динаміку правової реальності:а) світ ідей: ідея права;б) світ знакових форм: правові норми і закони;в) світ взаємодій

Тема 12 Інституціинии вимір права. Філософські проблеми права і влади у посттоталітарному суспільстві

Тема 12 Інституціинии вимір права. Філософські проблеми права і влади у посттоталітарному суспільстві Однією з найважливіших функцій права є регулятивна, яка здійснюється внаслідок формалізації поведінки індивідів, тобто поміщення цієї поведінки у певні форми чи рамки,

Управление социальными ситуациями с помощью нарративов

1. Идея права: право власти и власть права

1. Идея права: право власти и власть права Правопорядок как власть закона. Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему под своим особым углом зрения, разумеется, с опорой на конкретные исследования юридической науки. Идея права

Отношения с другими

Имидж как средство управления другими

Имидж как средство управления другими Для улучшения имиджа и положительного восприятия человека или учреждения прибегают к услугам маркетинговых агентств.Где пределы этого? В какой момент измененный имидж настолько отличается от реальности, что становится полнейшей

Социальные нормы разнообразны. По содержанию социальные нормы подразделяются на нормы морали, обычаи, корпоративные нормы, религиозные нормы и т.д. Самостоятельное место в системе социальных норм занимают нормы права.

Норма права - выраженное в статье юридического документа правило поведения, обеспеченное обществом и государством.

Политическая норма –

Корпоративная норма – это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Религиозная норма -

Cоотношение права с другими социальными нормами определяется тремя моментами: их единством, различием и взаимодействием.

Единство:

1. Право, обычаи, мораль, корпоративные нормы — все они относятся к социальным нормам.

2. Право является важнейшей разновидностью социальных норм. Ей характерны все признаки, присущие социальной норме как родовому понятию.

3. Признаки социальных норм в полной мере относятся к нормам права.

4. Все эти явления относятся к социальным регуляторам, выполняя сходные социальные функции;

5. Они вызываются к жизни аналогичными причинами и обусловлены условиями жизни данного общества.

6. Общие черты и с точки зрения средств обеспечения. Все они выполняются в большей мере добровольно, под влиянием сознательности и убежденности людей в их полезности. Меры общественного воздействия, загодя всего сила общественного мнения, поддерживают все виды социальных норм, в том числе и правовые. Но для правовых норм эти меры не являются единственным средством обеспечения.

7. Носят социальный, а не технический характер, т. е. регулируют отношения между людьми.

8. Имеют один и тот же объект регулирования – общественные отношения и адресуются людям и их объединениям.

9. Как нормативные явления они определяют границы должного и возможного поведения субъектов.

10. Характеризуются многократностью действия, т.е. направляют поведение людей во многих, заранее не зафиксированных случаях.

11. Основаны на свободы индивида, т.е. возможности выбора варианта поведения. При отсутствии свободы выбора не наступает ни правовой, ни моральной, ни иной ответственности индивида, так как он был лишён возможности выбрать иной вариант поведения.

12. Цель – упорядочение общественных отношений.

Различия:

1. Основными критериями разграничения правовых и иных социальных норм являются способы их формирования и обеспечения.

2. Нормы права отличаются от других социальных норм по форме выражения. Правовые нормы фиксируются в официальных нормативных актах, издаваемых органами государства. Иные нормы существуют в сознании людей, в различных знаковых системах и иных формах объективации, не имеющих официального характера.

3. Различия по сфере действия. Нормы права регулируют общественные отношения, поддающиеся правовому урегулированию и нуждающиеся в нем. Как правило, это наиболее значимые общественные отношения. С другой стороны, правовые нормы затрагивают ряд отношений, нейтральных с точки зрения морали и иных социальных норм, отношений, не затронутых этими регуляторами.

4. Нормы права распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории государства или административно-территориальной единицы.

5. Различия по тенденциям развития. Нормы права появляются на отдельной стадии развития общества. При этом неотъемлемым свойством права является динамизм, что позволяет ему трансформироваться вместе с обществом. Обычаи и нормы морали появились раньше правовых норм, они более консервативны, медленнее формируются и медленнее исчезают.

6. Норма права непосредственно связано с государством, его органами. Она результат, прежде всего, проектно нормативной деятельности государства, государственных органов. Статус органов, их деятельность придаёт норме права характер официального правила поведения.

7. Норма права - это формально-определенное правило. Норма права достаточно полно выражает права, свободы, обязанности, что позволяет ей оказывать во многих ситуациях вполне определенное позитивное направляющее воздействие на субъектов.

8. Норма права закрепляется в статьях нормативно-правовых документов.

9. Право содержит специальные юридические понятия и конструкции, например, истец, ответчик, собственность и т.д.

Взаимодействие:

Воздействие морали на право проявляется в правотворчестве, правоприменении, непосредственной реализации права.

В сфере правотворчества мораль оказывает влияние на:

- субъектов правотворчества (этические требования, предъявляемые к личности законодателя, к договаривающимся сторонам и т.д.)

- правотворческий процесс (соблюдение этических правил в ходе заседаний комиссий и комитетов представительных органов власти, сессий);

В сфере правоприменения мораль оказывает влияние на:

- субъектов применения права (этические требования, предъявляемые к личности судьи, прокурора, адвоката, нотариуса);

- процесс правоприменения. В ходе применения права мораль необходима при разрешении конкретных гражданских, семейных, уголовных дел, оценке личности истца, ответчика, подсудимого и т.д. В частности, суд не сможет вынести справедливый приговор, не опираясь на нравственные критерии по делам о клевете, оскорблении, о половых преступлениях, хулиганстве и др. Не восторжествует справедливость, если по делам о выселении за невозможностью совместного проживания, о детях при расторжении брака, о недобросовестной конкуренции, о трудовых спорах не использованы нравственные характеристики участвующих в разбирательствах субъектов и т.д.;

- акт правоприменения. Решение, приговор не могут быть изложены в оскорбительной, унижающей человеческое достоинство форме. При вынесении оправдательного приговора обязательно должны быть произнесены– извинения перед оправданным.

В сфере непосредственной реализации права мораль оказывает влияние на:

- субъектов, использующих, соблюдающих, исполняющих права и обязанности. Каждый человек по природе - нравственная и правовая личность. Если у человека сложилась система нравственных ценностей, то для него важное значение имеют и правовые ценности;

- на совершение правомерных действий. Закон исходит из презумпции допропорядочности. Поэтому, например, защита гражданских прав ставится в зависимость от того осуществлялись ли они добросовестно и разумно (добросовестная конкуренция);

- на составляемые документы. Договоры, уставы не должны содержать правила, унижающие честь и достоинство человека.

В свою очередь право, закрепляя и защищая моральные ценности, обеспечивает компенсацию морального вреда. В частности, в соответствии со ст. 151 ГК РФ «…если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Влияние права на мораль.

1. В последнее время право всё более усиливает своё воздействие на мораль, в праве закрепляются нравственные категории, что придаёт морали официальный вид, а это способствует формированию личности.

2. Через право стимулируются моральные поступки, через стимулы - премии, награды.

3. Право охраняет моральные устои в обществе, борется с безнравственными явлениями. Так, право, закрепляя и защищая моральные ценности, обеспечивает компенсацию морального вреда (ст. 151 ГК РФ).

Читайте также: