Как ведут себя люди во время объявления приговора и во время казни иешуа кратко

Обновлено: 05.07.2024

Во дворец Ирода Великого к прокуратору Иудеи Понтию Пилату приводят на допрос Иешуа Га — Ноцри. Иудейский Синедрион вынес ему смертный приговор, который должен утвердить Пилат, наместник римского кесаря в Иудее.

Во время допроса Пилат проникается симпатией к арестованному, который считает всех людей добрыми. Он смог таинственным образом помочь прокуратору, сняв жестокий приступ гемикрании, при котором болит полголовы.

Понтий Пилат решает, что Га- Ноцри — бродячий философ, который вовсе не подбивал народ на всякие беспорядки. Он хочет спасти Иешуа, объявив, что тот душевнобольной, и при этом поместив его в свою резиденцию в Кесарии Стратоновой.

Однако Понтию Пилату подают документ, свидетельствующий, что Иешуа произносил такие речи, которые должны быть квалифицированы как направленные против власти римского кесаря. Понтий Пилат пытается втайне от записывающего все секретаря подсказать Иешуа, чтобы тот скрыл этот факт.

Однако арестованный полагает, что правду говорить легко и приятно. Он говорит, что человечество перейдет в царство истины, когда не будет никакой власти человека над человеком. Понтий Пилат, как наместник власти кесаря, должен осудить Иешуа Га-Ноцри.

Однако он хочет спасти полюбившегося ему философа, пытаясь заставить первосвященника Каифу, президента иудейского Синедриона, помиловать Иешуа. На казнь осуждены четыре человека, и одного из них в честь праздника Пасхи Синедрион должен отпустить.

Однако все оказывается напрасным — на Каифу не действуют даже угрозы. Он говорит, что Синедрион планирует отпустить Вар-раввана. Понтий Пилат выходит на помост перед всей ершалаимской толпой и объявляет, что будет отпущен разбойник Вар-равван.

Глава 16. Казнь

Приговоренных к казни везут на Лысую гору. Процессию сопровождают многочисленные любопытные. Вскоре после распятия толпа, не выдержав палящего солнца, покидает место казни. Остаются только солдаты, бывшие в оцеплении.

На горе притаился ученик Иешуа, Левий Матвей, который до встречи с учителем был сборщиком податей. Он очень страдает оттого, что не смог избавить Иешуа от истязаний. Так, Левию Матвею не удалось заколоть учителя ножом, который он специально для этой цели украл в хлебной лавке.

Теперь ученик молит Бога, чтобы он послал Иешуа избавление. Однако смерть не приходит, и Левий Матвей проклинает Бога. Страдания мучают Иешуа менее других распятых, потому что он постоянно теряет сознание. Приближается грозовая туча. По приказу командира когорты распятым дают воды, поднеся ко рту губку.

Первому воду подносят Иешуа, и он просит, чтобы дали и другим. Затем несчастных убивают уколом копья в сердце, повелевая славить прокуратора за его великодушие.

Начинается гроза, на месте казни остается только Левий Матвей. Он снимает со столбов трупы и похищает тело Иешуа.

Глава 25. Как прокуратор пытался спасти Иуду

Ершалаим накрыла страшная черная туча, и началась гроза. Прокуратор ждет вестей о казни. Он возлежит перед столом с яствами. Около прокуратора красная лужа, похожая на кровь: рассердившись на раба за то, что тот не смотрит в лицо, будто что-то украл, прокуратор разбил кувшин с вином.

Является начальник тайной службы прокуратора Афраний, он докладывает, что казнь свершилась и беспорядков в городе нет. Отвечая на вопросы Пилата, Афраний рассказывает, как вел себя Иешуа перед повешеньем: он отказался от положенного по закону напитка, заглядывал людям в глаза и улыбался растерянной улыбкой.

Глава 26. Погребение

Афраний между тем тайно навещает Низу, молодую женщину, в которую влюблен Иуда. Последний в это время идет ко дворцу Каифы, где получает плату за предательство Иешуа Га-Ноцри. В Ершалаиме праздничная ночь Пасхи.

В городе Иуду встречает Низа и назначает ему свидание в масличном саду в Гефсимании. Там Иуду встречают трое мужчин, среди которых Афраний, и убивают его, забрав кошелек с тридцатью
сребрениками. А Понтий Пилат ждет Афрания с известиями и засыпает.

Ему грезится, что он идет рядом с Иешуа по лунной дороге, они о чем-то спорят. Прокуратор счастлив, думая, что казни не было. Рядом с ним верный Банга. Понтий Пилат говорит Иешуа, что трусость — не один из самых главных человеческих пороков, а единственный главный. И еще он понимает, что теперь бы загубил свою карьеру, чтобы спасти ни в чем не повинного человека — философа и врача Иешуа Га-Ноцри. Пробуждение Понтия Пилата тем ужасней, чем прекрасней были его мечты.

Афраний говорит также, что тело Иешуа нашли у Левия Матвея, который не хотел его отдавать, но, узнав, что Га-Ноцри будет похоронен, смирился.

Ученика приводят к прокуратору , и Пилат просит его показать пергамент со словами учителя. Левий упрекает Пилата в смерти Га- Ноцри, тот замечает, что сам Иешуа не винил никого. Левий Матвей говорит, что убьет Иуду, но прокуратор сообщает ему, что сам уже сделал это.

После утверждения смертного приговора Иешуа га Ноцри и еще двух преступников - Дисмаса и Гестаса, их доставили на место казни, привязали к столбам и подняли. Дали напиться. Иешуа перед казнью сказал, что он никого не винит.

Повинуясь жестам человека в капюшоне, один из палачей взял копье, а другой поднес к столбу ведро и губку. Первый из палачей поднял копье и постучал им сперва по одной, потом по другой руке Иешуа, вытянутым и привязанным веревками к поперечной перекладине столба. Тело с выпятившимися ребрами вздрогнуло. Палач провел концом копья по животу. Тогда Иешуа поднял голову, и мухи с гуденьем снялись, и открылось лицо повешенного, распухшее от укусов, с заплывшими глазами, неузнаваемое лицо.

Разлепив веки, Га-Ноцри глянул вниз. Глаза его, обычно ясные, теперь были мутноваты.

- Га-Ноцри! - сказал палач.

Га-Ноцри шевельнул вспухшими губами и отозвался хриплым разбойничьим голосом:

- Что тебе надо? Зачем подошел ко мне?

- Пей! - сказал палач, и пропитанная водою губка на конце копья поднялась к губам Иешуа. Радость сверкнула у того в глазах, он прильнул к губке и с жадностью начал впитывать влагу. С соседнего столба донесся голос Дисмаса:

- Несправедливость! Я такой же разбойник, как и он.

Дисмас напрягся, но шевельнуться не смог, руки его в трех местах на перекладине держали веревочные кольца. Он втянул живот, ногтями вцепился в концы перекладин, голову держал повернутой к столбу Иешуа, злоба пылала в глазах Дисмаса.

Пыльная туча накрыла площадку, сильно потемнело. Когда пыль унеслась, кентурион крикнул:

- Молчать на втором столбе!

Дисмас умолк, Иешуа оторвался от губки и, стараясь, чтобы голос его звучал ласково и убедительно, и не добившись этого, хрипло попросил палача:

Становилось все темнее. Туча залила уже полнеба, стремясь к Ершалаиму, белые кипящие облака неслись впереди наполненной черной влагой и огнем тучи. Сверкнуло и ударило над самым холмом. Палач снял губку с копья.

- Славь великодушного игемона! - торжественно шепнул он и тихонько кольнул Иешуа в сердце. Тот дрогнул, шепнул:

Кровь побежала по его животу, нижняя челюсть судорожно дрогнула, и голова его повисла.

Произведение состоит из двух пластов, представляющих единую художественную целостность, хотя нет общих героев или сюжетных связей:

Роман внешний отличается стилистически от романа малого, внутреннего. Во внешнем, как бы рамочном романе, описывающем судьбы Мастера и Маргариты, многоликую жизнь Москвы и ее обывателей, поражает пестрота и обилие персонажей. Повествование ведется шутливо-иронически, иногда откровенно игровым тоном, порой пронизано романтическо-лирическим настроением.

Главы, содержащие роман о Понтии Пилате, написанный Мастером, напротив выдержаны в торжественном и неторопливом стиле, события излагаются,как в античных тестах, ритмическим, чеканным и строгим языком. Нет авторской оценки происходящего, создается впечатление абсолютной объективности хроники событий.

Такие разные тексты тем не менее связаны. События в древнем Ершалаиме и сталинской Москве разделяют сотни лет, но все так же силен страх перед властью, свободомыслие преследуется, инакомыслящие уничтожаются, беззаконие и расправа могут вершиться по воле и от имени толпы. Люди склонны к трусости и предательству, их помыслы корыстолюбивы и тщеславны.Честность, верность, любовь, искренность редки.

Глава 2

К Понтию Пилату, страдающему от приступа гемикрании, приводят человека по имени Иешуа Га-Ноцри. Он приговорён Синедрионом к смертной казни.

Слушая его объяснения, прокуратор проникается к нему симпатией. К тому же Иешуа помогает ему избавиться от жестокой головной боли. Однако поскольку тот ранее высказывался против всякой власти, Пилат Понтийский, боясь гнева кесаря, не решился отменить приговор. Но тайно надеется, что доброго философа в честь Пасхи помилуют. Он даже пытается склонить первосвященника Каифу к такому решению. Его старания напрасны.

Библейский прокуратор и герой романа


Многие детали образа прокуратора писатель заимствовал из поэмы о Понтии Пилате, написанной Г. Петровским в 1893 г. Он брал также детали образа из исторических хроник, описывающих сражение при Идиставизо. Упоминание об этой битве, произошедшей под руководством Германика в 16 году, говорит о храбрости Пилата, его достоинстве. Этот древний бой не выдуман. Битва действительно существовала. Но был ли Пилат в действительности участником сражений — неизвестно.

Конец Пилата, который в романе живет в горах и смотрит на луну, — это уже выдумка писателя. Она исходит из германского мифа о человеке, который живет на горном хребте и каждую пятницу спускается к реке отмыть руки, которые, как он чувствует, все еще в крови. Всадник Золотое копье и евангельский Пилат в действительности во многом разнятся. Это образы скопированные, но не идентичные.

Мастер отпускает в финале своего героя, дав ему тот лунный свет, о котором тот мечтал. И одновременно он отпускает свою тоску от неисполненного долга. Он не смог донести современникам истину о любви и распятии этой любви. И только теперь прощает сам себя.

Глава 16

Чтобы избавить Га-Ноцри от мучений, Левий Матвей хочет заколоть его ножом, но опаздывает. Злясь, проклинает и себя, и Бога.

Казнь троих приговорённых происходит на Лысой Горе. Их распинают на крестах, а через несколько часов закалывают копьём. Любопытные, наблюдавшие за процессом казни, расходятся по домам, не выдержав палящих лучей солнца. Когда чёрная туча, заволокла всё небо, ушли и солдаты.

Левий, не обращая внимания на хлынувший ливень, похищает мёртвое тело Иешуа и скрывается с ним.

Арестованный назвался Иешуа по прозвищу Га-Ноцри. Отвечая на вопросы, сказал, что его отец был сириец, родных нет, он скитается по городам, владеет арамейским, греческим языками, понимает по-латыни. Он попытался объяснить, что его речи неправильно понимают, а бывший ранее сборщиком податей человек бродит за ним повсюду, неверно его слова записывает в козлиный пергамент, и зовут его Левий Матвей. Иешуа пояснил, что не призывал уничтожить здание храма, а говорил о неизбежном разрушении храма старой веры и создании храма истины.

Пилат, превозмогая боль, презрительно заметил, что бродяга не может иметь представление об истине. Иешуа, словно читая мысли прокуратора, сказал,что истина в страшной головной боли игемона, которая заставляет его помышлять о смерти. И добавил, что жизнь Пилата скудна от того, что он утратил веру в людей и привязан лишь к любимой собаке. Но пообещал, что боль пройдет и посоветовал оставить дворец и прогуляться, а он готов сопровождать игемона. Секретарь, сначала с удивлением следивший за допросом, теперь смертельно побледнел и перестал писать протокол. Подсудимый позволил себе осуждать жизнь самого прокуратора. За такую дерзость жизнью мог поплатиться не только безумец, но и свидетели. Секретарь с ужасом ждал гнева вспыльчивого Пилата.

Пилат вынужден утвердить приговор. Сделав распоряжения по подготовке казни, он встречается с президентом Синедриона Каифой и пробует убедить в честь Пасхи помиловать Иешуа. Но первосвященник твердо настоял на освобождении другого приговоренного Вар-раввана, несмотря на угрозы Пилата. Подтвердив на судебном совещании имя помилованного, прокуратор огласил приговор с помоста перед собравшейся толпой, и осужденных под конвоем повезли к месту казни на Лысую гору.

К закату место казни было оцеплено спешившимися всадниками кавалерийской алы и ярусом вышепехотинской когортой . Кентурия Крысобоя, растянувшаяся по краям дороги, конвоировала повозки с осужденными, палачами и столбами для повешения. В конце шествовали солдаты, за ними двухтысячная толпа любопытных. Конница пропустила в первое оцепление толпу, в оцепление когорты пустили лишь конвой, осужденных и палачей. Страдая от невыносимой жары, солдаты в обоих оцеплениях проклинали казненных и желали им быстрой смерти. Из пик и плащей они устроили себе шатры от солнца, шлемы заменили мокрыми повязками, воды не хватало.

К четвертому часу казни зевак не осталось. В городе было интереснее, там готовились праздновать Пасху. В стороне, безучастно наблюдая за мучениями умирающих на крестах, сидел, прикрывшись капюшоном, начальник тайной службы, исполняя поручение Пилата.

С обратной стороны холма прятался единственный зритель. Он прибежал к началу казни, пытался прорваться сквозь цепь солдат, но, получив удар в грудь, отказался от своих попыток, уединился в расщелине. Иногда он разговаривал сам с собой и записывал увиденное на пергаменте. Это был Левий Матвей. Он, опустив Иешуа одного, мучился дурными предчувствиями. А придя в город, услышал на площади, как объявляли приговор. Он побежал в толпе за приговоренными, молясь о скорейшей смерти для учителя. Решив помочь избежать Иешуа истязаний, украл в хлебной лавке нож, чтобы убить его. Вернувшись, понял, что опоздал. По истечении четырех часов казни стал проклинать себя и Бога, требуя справедливости и чуда.

Внезапно поднялся сильный ветер и появилась огромная туча. Из города прискакал командир когорты, что-то негромко сказал Крысобою и человеку в капюшоне. Солдаты стали собираться, кентурион с палачами направились к повешенным. Палач окликнул Га-Ноцри и протянул к губам на копье мокрую губку, а затем пронзил копьем сердце. После так же закололи других. Человек в капюшоне тронул рукой ногу Иешуа, удостоверившись, что тот мертв, подошел к другим казненным. Начался сильный грозовой ливень, и стражники стремительно покинули гору. Левий Матвей, перерезав веревки, спустил тела учителя и двух разбойников на землю. После он с телом Иешуа исчезает.

Эффективно подготовиться к ЕГЭ по литературе помогут тщательно продуманные онлайн-курсы

Тьма накрыла Ершалаим огромной тучей, пришедшей с моря. Начался ливень и страшный ураган. Во дворце лежал пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат, глядя на осколки и красную лужу у ног. Разозлившись на слугу, Пилат швырнул кувшин с вином на пол, но не велел убирать. Лежа во мраке, он пил вино, закусывая хлебом и устрицами, бормоча что-то, нетерпеливо ожидал кого-то.

Ураган ослабевал, и сквозь шум дождя послышался конский топот вернувшейся с казни алы. К прокуратору вошел присутствовавший во время казни начальник тайной службы Афраний. Пилат настоял, чтобы вошедший переоделся в сухую одежду и разделил с ним трапезу, после стал расспрашивать о настроениях в Ершалаиме, интересуясь, возможно ли вывести войска из города и уехать самому. Гость рассказал о казни, как Га-Ноцри не стал пить предложенный яд и сказал, что не винит никого в своей смерти, упомянув, что один из самых страшных грехов – трусость.

Прокуратор распорядился о погребении тел и стал расспрашивать Афрания об Иуде. Пилат намекнул, что им получены сведения, что Иуду должны убить этой ночью, а деньги, полученные за предательство, подбросят Каифе. Проницательный Афраний понимает скрытый приказ и удаляется.

Гость Пилата тем временем направился в казармы, откуда через некоторое время выехали повозки в сопровождении пятнадцати солдат и направились к месту казни. После сам Афраний, переодевшись в старый хитон, отправился на Греческую улицу, в одном из домов окликнул женщину, переговорил с ней, и красавица Низа поспешно ушла в город. Тем временем дворец Каифы посетил Иуда, получив деньги за донос, и уже направлялся домой. Низа обогнала его и увлекла за собой. Они условились встретиться за городом, в Гефсимании. Но, когда он прибежал на свидание, вместо Низы его поджидали двое мужчин. Забрав кошель, каждый вонзил нож в Иуду. Наблюдавший за расправой человек подал им записку, которую убийцы упаковали к деньгам и удалились.

Афраний, стараясь быть незамеченным, вернулся во дворец. Прокуратор, заснув, видел сон, как он с Бангой, разговаривая со странствующим философом, бредет по лунной дорожке. Его сон прервал Крысобой, сказав о прибытии начальника тайной службы, который доложил, что Иуду не удалось уберечь от убийц, и он готов понести наказание. Также он предложил версию произошедшего, что Иуду зарезали из-за денег бродяги. Рассказал Афраний и о погребении тел казненных, как нашли похитившего тело Иешуа Левия Матвея, и его участии в захоронении.

Левия Матвея, маленького человека, похожего на нищего, привели к прокуратору, который попросил посмотреть хартию с его записями. Это были какие-то изречения, хозяйственные и поэтические заметки, последние слова о том, что нет большего порока, чем трусость, заставили вздрогнуть Пилата. Левий Матвей отказался от еды, денег и предложенной службы в библиотеке и сознался, что должен зарезать Иуду, но Пилат сообщил, что он его опередил. Лишь на рассвете удалось прокуратору уснуть.

Достоевский. Все произведения

  • Бедные люди
  • Белые ночи
  • Бесы
  • Братья Карамазовы
  • Вечный муж
  • Двойник
  • Дядюшкин сон
  • Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита
  • Записки из Мёртвого дома
  • Записки из подполья
  • Игрок
  • Идиот
  • Крокодил
  • Кроткая
  • Легенда о Великом Инквизиторе
  • Мальчик у Христа на ёлке
  • Мальчики
  • Неточка Незванова
  • Подросток
  • Преступление и наказание
  • Село Степанчиково и его обитатели
  • Скверный анекдот
  • Сон Раскольникова о лошади
  • Сон смешного человека
  • Униженные и оскорблённые
  • Хозяйка
  • Эпилог романа Преступление и наказание

Тема свободы и власти. Образ Понтия Пилата

В диалоге Иешуа и Понтия Пилата противопоставлено ощущение свободы героев. Бродячий философ, несмотря на беззащитность и положение узника, свободен в своих высказываниях и суждениях. Облеченный властью и высоким положением прокуратор труслив, ему страшно потерять то, что у него есть. Его руки не связаны, но он зависим и несвободен. Статус римского наместника поработил его, заставляя жить в ненавистной стране, выполнять тягостные обязанности. Даже наедине, удалив стражу и секретаря, он боится высказать свои мысли, ему по должности позволено лишь выкрикивать хвалы прекрасной власти императора Тиберия .

Допрос Понтия Пилата вырастает в философский диалог с Иешуа об истине и вере, о добре и зле, свободе и власти. Сначала прокуратор думает, что перед ним просто сумасшедший, мечтает поскорее закончить дело и повесить этого странного человека. Но банальные и простодушные ответы оборванца заставляют задуматься. Пилат изумляется, что арестант не боится отвечать ему прямо и правдиво, и понимает, что его собеседник – философ.

Для достижения наилучшего результата важно структурировать знания. В этом вам помогут онлайн-курсы по литературе

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Ершалаимские главы в романе М.А. Булгакова

произведения. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе

Урок литературы в 11 класс е

Учитель русского языка и литературы

Харченко Людмила Александровна

Троицко-Харцызск

Цель урока: выявление библейских мотивов в романе, сравнение библейского сюжнта и романа; формирование у учащихся своего видения нравственно- философской проблематики романа; развитие умения решать основной философско-нравственный вопрос об истине через анализ булгаковской трактовки евангельского сюжета.

Задачи урока:

- через анализ содержания отдельных глав произведения рассмотреть нравственно-филосовские проблемы романа;

- рассмотреть новаторство Булгакова в изображении библейского сюжета;

- развивать умение анализировать текст художественного произведения в единстве формы и содержания; развивать творческое воображение и ассоциацио-логическое мышления учащихся;

- воспитать такие нравственные качества личности, как умение любить и сострадать; уяснить нравственные уроки, главные ценности, о которых говорит писатель: ценность человеческой личности, ответственность человека перед Богом и совестью за свои поступки.

Методы, применяемые на уроке:

Формы работы:

Средства обучения:

- текст художественного произведения;

- иллюстрации к роману;

- фрагменты одноимённого фильма Владимира Бортко.

Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков.

І . Организационный момент

ІІ . Мотивация познавательной деятельности

Определение своеобразия жанра и композиции: роман в романе.

Беседа по вопросам.

- К какой сюжетной линии романа они имеют отношение? (К библейской); к каким главам? (ершалаимским).

ІІІ. Определение темы, определение задач урока.

(Учащиеся определяют тему урока).

Постановка проблемного вопрос а

- Итак, нам предстоит ответить на вопрос: почему так сурово был наказан прокуратор Иудеи Понтий Пилат? Какую роль в романе играют главы, посвященные Пилату и Иешуа Га-Ноцри?

І V . Анализ содержания романа

4.1 . Знакомство с героями ершалаимских глав.

Запишите действующих лиц, с которыми вы встречаетесь в этих главах.

- Почему Понтий Пилат – главный герой этих глав?

- Роман, принадлежащий перу Мастера, - это тот стержень, на котором держится всё произведение. В его основу положены определённые главы Нового Завета. Но расхождения художественного произведения с богословским текстом очевидно. Давайте мы найдём эти расхождения. От Вас никто не требует точного знания Библии, эти сведения вы получите. От вас требуется знание текста.

4.2. Работа с таблицей (Приложение 2) .

- У вас на столах имеются карточки с таблицей, две графы которой заполнены, ваша задача – заполнить третью графу.

(Все участники команды работают на одном листе бумаги с таблицей, по очереди вписывая по одному пункту).

4.3. Работа с главами романа (Приложение 3).

- Кто является повествователем истории Понтия Пилата и Иешуа? Откройте предложенные главы романа, внимательно просмотрите их и ответьте на вопросы.

V . Анализ второй главы романа

5.1. Беседа по вопросам. Работа в парах

1. Вспомните, что является одним из основных способов раскрытия характера героя; в нём автор отражает внутреннее состояние, духовный мир изображаемого лица. (Литературный портрет).

2. Посмотрим, какими предстают перед читателем два героя – Понтий Пилат, обладающий неограниченной властью пятый прокуратор Иудеи, и Иешуа Га-Ноцри, бродячий двадцатисемилетний философ, волею судьбы оказавшийся сейчас перед глазами владыки. Найдите во второй главе портретное описание Иешуа и Понтия Пилата. Сделайте вывод. (Самостоятельная работа).

3. Как портрет раскрывает характеры героев? Сравнивая портреты, подумайте, какой приём используется автором? (Работа в группах).

Вывод. Прием, используемый автором, – антитеза.

4. Но сейчас Пилат страдает от головной боли. И о его страданиях автор скажет, постоянно обращаясь к одной детали его портрета. Какой? (Глазам).

Второй прием, раскрывающий характер героя. Художественная деталь, как вы понимаете, играет огромную роль в произведении. Проследите по тексту, выделяя ключевые слова, как меняются глаза Понтия Пилата (Работа с текстом).

Вопросы к классу:

2. Боится ли Иешуа Понтия Пилата? (Нет. Он без страха будет отстаивать свой взгляд на мир, на веру, на истину. Он боится опять пережить физическую боль (по приказу прокуратора Крысобой бил его).

3. Высокие обязанности прокуратора заставляют Пилата, мучающегося мигренью, вести допрос. В чем Синедрион обвиняет Иешуа? (Подстрекательство к разрушению ершалаимского храма).

5.2. Просмотр кадра из фильма В. Бортко.

На вопрос о том, что такое истина, искали и ищут ответ и писатели, и философы, и художники. Вспомните известных вам литературных персонажей, которые ищут истину (Пьер Безухов, Андрей Болконский, Родион Раскольников, Александр Андреевич Чацкий).

5.3. Работа в тетрадях.

- А что истина, по вашему мнению? Запишите свой ответ.

Как же Иешуа отвечает на вопрос о том, что такое истина?

5.5. Беседа по содержанию произведения.

2. Что думает Пилат о виновности Иешуа после его признаний?

(Понтий Пилат принимает решение в пользу Иешуа после его признаний, он решает объвить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления, и, удалив из Ершалаима, подвергнуть заключению там, где располагалась резиденция прокуратора).

3. В какой момент изменится настроение Понтия Пилата? Почему он будет вынужден отказываться от своего первоначального решения?

4. Перед какой нравственной проблемы встаёт Пилат, увидев лица Иешуа и Тиберия? (Понтий Пилат встаёт перед выбором, спасити ни в чём не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить своё положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью).

6. Почему прокуратор хочет спасти Иешуа? (Пилат ничего так не желает, как быть рядом с Иешуа, говорить с ним и слушать его. Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он одинок. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом, поэтому Пилат решает спасти Иешуа от казни.)

7. Почему Иешуа отказывается от компромисса, который ему выгоден? (Компромисс для Иешуа невозможен. Пойти на компромисс – значит пойти против истины. Истина для него оказывается дороже жизни.)

10. Как он ведёт себя, когда казнь предотвратить уже невозможно? (Когда казнь уже предотвратить невозможно, он стремится прекратить страдания Иешуа: после пяти часов крестных мук Пилат дарует Иешуа лёгкую смерть, приказывает совершить погребение тел, казнённых в тайне. Санкционирует убийство предавшего его Иуды: эту обязанность возлагает на Афрания. Подбрасывает деньги Каифе. Однако все эти попытки не позволяют Пилату искупить вину, очистить совесть.)

12. В чем заключается наказание Понтия Пилата? Как воспринимает герой свое наказание? (Наказание Пилата – в его бессмертии. Герой ненавидит свое бессметрие, ибо это бессметрие предателя.)

- Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

- В начале урока мы оствили без ответа вопрос: почему прокуратор Иудеи, а не Га-Ноцри, - главный герой для самого автора? Почему? (С образом Пилата связан комплекс важнейших нравственно-философских проблем, поднятых в романе.)

- Перечислим проблемы и запишем в тетрадь, так как они будут решаться содержанием всего романа:

1. Проблема личного выбора.

2. Проблема ответственности за содеянное.

3. Проблема власти.

4. Проблема веры и безверия.

5. Проблема истины (что такое истина?).

6. Проблема смысла жизни, человеческого существования.

7. Проблема верности и предательства.

8. Проблема добра и зла.

9. Проблема милосердия и всепрощения.

- Добро и зло не только у Булгакова, а вообще в мире находится в постоянной борьбе, в постоянном противостоянии. И мне хотелось бы в этой связи привести слова Бориса Пастернака:

«Верю, я придет пора,

Силу подлости и злобы

VI . Подведение итогов урока.

6.1. Заполнение листа самооценивания на уроке:

Знание содержание романа (домашнее задание).

Работа в команде.

Работа с текстом. Ответы на вопросы.

Участие в диалоге.

6.2. Рефлексия.

Роман посвящен вечным проблемам, они существуют и в настоящем так же, как тысячи лет назад. Долго человечество идёт к истине и придёт ли к её познанию – неизвестно.

Запишем выводы по первой сюжетной линии романа: Иешуа не Иисус Христос, он сын человеческий, несущий идеалы добра, сострадания, истины и внутренней свободы. Главный герой – Понтий Пилат, с образом которого связана проблема ответственности за свои поступки. Самый большой порок – трусость.

Читайте также: