Как ваш проект позволит выстроить профориентационную деятельность на уровне школы и региона

Обновлено: 05.07.2024

Визитная карточка проекта

  • – определение сущности профессиональной ориентации, профессионального самоопределения учащихся школы в условиях отсутствия спициалистов;
  • – определение проблемы, стоящие перед подростком при профессиональном самоопределении;
  • – систематизация основных методов и форм формирования профессиональной направленности;
  • – создание системы диагностических мероприятий по определению выбора профессионального самоопределения учащихся;

Введение

В педагогике центром внимания становится личность учащегося, ее направленность. Направленность личности, по определению Л.Ф.Железняк, – сложное личностное свойство, которое определяется системой ее потребностей, преобладающих мотивов, мировоззрением и выражается в жизненных целях, установках, отношений к активной деятельности по достижению этих целей. Важной стороной общей направленности личности является ее профессиональная направленность, которая представляет собой совокупность потребностей, установок, интересов, склонностей, идеалов, убеждений, определяет выбор жизненных целей и способствует развитию всей совокупности нравственных качеств личности, ее познавательной активности, работоспособности.

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии, теоретические и методические основы профессиональной консультации молодежи, системный подход к профориентации школьников, общественно-значимые мотивы выбора профессии, формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации, выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим образом сформулировать определение профориентации: это многоаспектная, целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого – педагогических и медико – физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

Различные исследования показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоты физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворённость жизнью.

Социальная значимость указанной проблемы определила тему педагогического проекта:

Возрастная категория : учащиеся 5-11 классов.

Объектом исследования является процесс профессионального самоопределения.

Предметом исследования являются условия самоопределения подростков.

Цель данной работы: определить процесс формирования профессиональных ориентаций учащихся средней общеобразовательной школы. как составляющую профессионального самоопределения и профессионального пути личности.

  • Рассмотреть сущность определения профессиональной ориентации, профессионального самоопределения учащихся школы в условиях отсутствия спициалистов.
  • Определить проблемы, стоящие перед подростком при профессиональном самоопределении.
  • Рассмотреть основные методы формирования профессиональной направленности.
  • Создать систему диагностических мероприятий по определению выбора профессионального самоопределения учащихся, способствующих созданию личностной траектории развития каждого учащегося, исходя из его природных возможностей.
  • Определить роль информационных источников в профессиональном самоопределении подростков.

Гипотеза: предполагаем, что полученная информация об уровне профессионального самоопределения учащихся поможет классным руководителям сельских общеобразовательных учреждений в дальнейшей работе по профессиональной ориентации.

  • Изучение научной литературы и периодических изданий.
  • Диагностические исследования.
  • Анализ собственной системы работы по данной проблеме.

Актуальность

Важной чертой человека, определяющей успешный характер его деятельности, глубокую личную заинтересованность и удовлетворенность работой, является профессиональная ориентированность.

Счастлив тот школьник, который знает наверняка, что он умеет, и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни. Родители, как правило, настаивают на освоении школьником той профессии, которая обеспечит его высокий социальный статус и материальное благосостояние, а если еще и школьные оценки по конкретному предмету высоки, то поступление в определенный ВУЗ может оказаться неизбежным.

Как правило, уже на первом курсе студент начинает понимать – его эта специальность или нет. Тех, кто удовлетворен своим выбором – единицы (проблемы ошибок при профориентации школьника встают перед многими). Эту проблему решает профориентационная работа, проводимая со всеми учениками школы. Каждый учитель имеет общее представление о целях и задачах профориентационной работы с учениками. Эту работы обычно проводят классные руководители и учителя-предметники (так как в последние годы в сельских школах отсутствуют в штатном расписании должности социальных педагогов и педагогов- психологов).

Цель профессиональной ориентации учащихся следует рассматривать в общей связи с более широкими целями и задачами современной школы.

Современные ученики не мотивированы к получению знаний, умений и навыков и, как следствие, совершенно не знают многих профессий, где им можно было применить свои силы.
Наша школа пытается разработать свою систему профориентационной работы с учащимися, что очень непросто сделать в отсутствие общегосударственной доктрины в этой области.

В проекте предусмотрен минимальный теоретический, методический материал необходимый для проведения профориентационной работы классными руководителями (Приложения №1-9).

Технологическая карта проведения профориентационной работы

Целью профориентационной работы в этот период является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.

Этап (10–11 классы) – период уточнения социально-профессионального статуса.

Основные задачи на данном этапе: сформировать устойчивый профессиональный интерес, развить профессионально важные качества в избранном виде труда, развить нормы, ценности конкретного трудового коллектива.

Продолжает изучаться профессиональная направленность личности, проводится диагностика. На основе данных диагностики делается заключение о желательной группе профессий и уровне подготовки учащихся к решению вопроса о выборе профессии.

  • Проведение консультаций помогут учащимся в выборе профессии.
  • Разработка методических рекомендаций по ведению профориентационной работы будут востребованы.
  • Адаптирование подрастающего поколения в различных отраслях хозяйства через организацию совместной деятельности.
  • Повышение квалификации педагогов и наставников, занимающихся профориентационной работой.

Реализация профориентационной работы с обучающимися позволила:

– познакомить обучающихся на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее востребованным в регионе профессиям; способствовать выработке навыков самопрезентации, как залога начала успешной трудовой деятельности;
– расширить представления обучающихся о профессиях и отраслях экономики, требованиях к кадрам в условиях быстрого развития информационно-коммуникационных технологий и рыночных отношений, потребностях местных предприятий, государственных учреждений и учебных заведений в работниках;
– создать дополнительные условия психолого-педагогической комфортности при обучении учащихся, сформировать у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;
сформировать у обучающихся положительное отношение к труду и людям рабочих профессий.

Перспективы работы по данной теме позволят:

– содействовать развитию у обучающихся отношение к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
– подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, способов получения образования, к осознанному выбору и освоению разнообразных профессиональных образовательных программ с направленностью на востребованные рабочие профессии.

Используемая литература:

Используемое оборудование: раздаточный опросник по сисиеме Климова Е. К.

Приложения:

В помощь классным руководителям, учителям-предметникам. Полезные сайты по профессиональному самоопределению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение метода поректов в профориентации учащихся является одним из самых эффективных форм работы со старшеклассниками.Результаты проведенного эксперимента показали насколько наши дети слабо ориентируются в мире профессий. Долг педагогов - помочь им в этом, чтобы они могли уверенно войти во взрослую жизнь.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специфика профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте…………………………………………………………….10

1.2 Технологии и формы профориентационной работы со старшеклассниками……………………………………………………………..19

1.3 Метод проектов в становлении профессионального самоопределения

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Принципы педагогической помощи в становлении профессионального самоопределения старшеклассника в процессе проектной деятельности……………………………………………………………………..37

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы…………………………..61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 72


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……. 75

Актуальность исследования. Актуальность данной темы обусловлена тем, что как известно, трудовая деятельность человека представляет собой одну из важных сфер самореализации и самовыражения личности, которая в полной мере обеспечивает полноценное раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.

Но бывает, что выбрав профессию, выучившись и проработав определенное время, человек понимает, что выбор его был сделан не правильно, человек не может или не хочет себя реализовывать в выбранной профессии, она ему становиться не интересной, тяготит его. Бывает ситуация слаживается и так, что и профессия нравиться и намечены пути для карьерного роста, реализации себя, но молодые специалисты в данной отрасли не требуются и молодые люди, даже имеющие хорошее образование оказываются невостребованными, не нужными на рынке труда. Им приходится или переучиваться или же соглашаться на такую работу, где нет квалификационных требований или не требуется определенных навыков работы, что соответственно сказывается на дальнейшей судьбе молодого человека. И здесь возникает закономерный вопрос, почему так сложилась ситуация, где и почему был просчет при выборе профессии?

В нашем постоянно развивающемся обществе профессиональное самоопределение старших школьников происходит очень часто стихийно, без осознанных твердых убеждений в правильности своего выбора профессии. В то же время современному обществу требуется, как правило, деловой, инициативный, предприимчивый, коммуникативный молодой человек, способный реализовать себя как в профессиональной сфере, так и в коллективных, межличностных отношениях. В этой непростой ситуации именно школа должна помочь молодому человеку, дать конкретные знания и умения для профессионального самоопределения, так как именно в школьном, подростковом возрасте происходит самоопределение, молодой человек становится сформировавшейся личностью, со своими потребностями, запросами и желаниями. Старшеклассникам просто необходима результативная помощь в выборе профессии, в выборе жизненного пути. Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью сделать вывод, что профориентационная работа должна стать неотъемлемой частью работы педагогического коллектива. Основная задача нашей работы состоит в том, что бы доказать, что использование метода проектирования в профориентационной работе со старшеклассниками является наиболее эффективным способом решения проблем профориентационного самоопределения старшеклассников. Мы попытаемся доказать, что используя метод проектирования молодой человек с помощью учителя способен сам смоделировать свое будущее и избежать ошибок с реализацией себя после окончания выбранного учебного заведения.

Профессиональное самоопределение всегда выступает важнейшим аспектом личностного развития и полноценной жизнедеятельности человека. Учитывая, что самопознание, самоопределение личности происходит в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте, а школа выступает основным институтом социализации в этот период, представляется актуальным исследовать технологию социально-педагогической помощи в профессиональном самоопределении старшеклассников с помощью различных методов, в нашем случае метода проектирования.

Традиционные способы профессиональной ориентации становятся малоэффективными. Результатом процесса профессионального самоопределения старшеклассников должна стать не узконаправленная профессиональная специализация, а готовность самого учащегося к выбору профессии, профессиональному и карьерному росту, а также образованию и постоянному самообразованию в течение всей жизни, способность самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, а так же определять этапы их достижения, при этом оптимально используя уже имеющиеся ресурсы. Важнейшей целью социально-педагогической помощи является помощь молодому человеку в правильном построении своей жизни и реализации личных планов.

Определение учащимися личностных профес­сиональных склонностей начинается уже с выбора темы проекта; выбор делается на основе собственных познавательных возможностей, личных интере­сов. Выбранная тема должна соответствовать типу мышления учаще­гося, его характеру, должно также быть достаточно времени, отводи­мого на выполнение и оформление работы, должна быть доступной информация и возможность консультаций по возникающим вопросам.

На данный момент ситуация в школах сложилась так, что в основном не ведется системная работа по профориентации, проводятся лишь элективные курсы, которые по большому счету сводятся к различным тестированиям и коротким рекомендациям, в больших городах существуют различные профориентационные центры, которые в определенной степени помогают старшеклассникам в самоопределении, но они не могут охватить всех учащихся, не решает полностью проблемы и профильное обучении, так как оно во – первых, не охватывает все общеобразовательные учреждения, и является приоритетом больших городов, во- вторых, в процессе обучения в профильном классе учащийся может поменять свои ориентиры, пересмотреть свое видение дальнейшего жизненного пути. Противоречие обуславливается тем, что работа по самоопределению и профориентации вроде ведется, но она не заинтересовывает ни учащихся, ни самих учителей. Как уже говорилось выше, все традиционные способы становятся малоэффективными. Необходима какая-то сравнительно новая деятельность, способная заинтересовать как самих старшеклассников, так и преподавателей, классных руководителей, педагогов-психологов, ориентированная на положительный результат. Такой деятельностью вполне может стать правильно разработанная, правильно организованная, спроецированная проектная деятельность, которая, мы попытаемся доказать это в процессе проведенного эксперимента, должна привести к определенно положительным результатам и оказать огромную помощь в становлении профессионального самоопределения старшеклассников.

Для изучения проблемы рассмотрим современные теоретико – методологические основы выбранной темы.

Современные теоретико-методологические основы учебного проектирования представлены в работах О.Г. Прикота, В.Е. Радионова, И.В. Бестужева- Лады, В.Н. Виноградова, О.В. Эрлиха, Н.И. Элиасберг и других. Профессиональное самоопределение старшеклассников, как определенную проблему рассматривали в своих трудах Э. Эриксон, Б. Ливехуд, В.Г. Казанская , О.О. Петрова (с психологической точки зрения); В.Ф. Курлов, В.В. Тумалев, С.Г. Вершловский, А.П. Надточий, А.М. Осьминина, В.В. Вершинина, Е.Г. Королева (с социологической точки зрения);

О.Е. Лебедев, Н.И. Неупокоева, М.Б. Романовская, Н.Ю. Пахомова (с педагогической точки зрения) и другие.

Средняя общеобразовательная школа занимает особое место в процессе формирования профориентационного самоопределения, так как обладает системными возможностями профориентационной работы. Проблеме формирования профориентационного самоопределения у учащихся в условиях средней общеобразовательной школы посвящены исследования Г.В. Рязапкиной, Н.В. Тельтевская и Н.С. Пряжников.

Одним из ведущих направлений в решении задач профессионального самоопределения на наш взгляд, является метод проектов, основоположниками которого были Дж. Дьюи, В. Х. Килпатрик и, хотя этот метод имеет сравнительно вековую историю существования, именно в последнее время он выдвигается в ряд ведущих педагогических методов.

Работа над собственным проектом может помочь учащимся в формировании определенных качеств, как субъекта трудовой деятельности, позволяющих в своих действиях, ходе и результате своего труда, проявлять творческую активность. Эти качества, как правило, гарантируют становление будущего профессионала, определяют его профессиональные ценности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность участников. Реальность собственной работы над проектом, рефлексивная оценка планируемых и прогнозируемых действий позволяют старшеклассникам осознать, что знания - это не самоцель, это средство, обеспечивающее способность человека логически мыслить, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализовываться как личность. Однако, специальные исследования, направленные на выявление роли проектной деятельности как средства профессионального самоопределения школьников не проводились. Этим определяется новизна исследования работы.

Цель исследования: теоретический анализ метода проектов в профессиональном самоопределении старшеклассников в общеобразовательном учреждении, а так же экспериментальное применение его на практике.

Гипотеза: наибольшая эффективность профориентационной работы со старшеклассниками будет достигнута посредством детального анализа, проработки и использования метода проектов в работе по самоопределению старшеклассников.

Объект исследования – профессиональное самоопределение подростков.

Предмет исследования – проектный подход при профессиональном самоопределении подростков.

В соответствии с гипотезой, целью исследования, его объектом и предметом были сформулированы задачи исследования:

Рассмотреть специфику профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.

Рассмотрение основных направлений профориентационной работы.

Проанализировать имеющийся опыт использования проектного подхода в процессе осуществления профессионального самоопределения подростков.

Определить сущность, принципы и методы реализации проектного подхода в процессе профессионального самоопределения подростков.

Применить метод проектирования в профориентационной работе со старшеклассниками на практике, с целью эффективности решения проблем профориентационного самоопределения.

В соответствии с гипотезой, целью и задачами были выбраны следующие методы исследования:

1) анализ психологической литературы;

4) беседы,лекции,диспуты со старшеклассниками ;

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении сущности использования метода проектов в профессиональном самоопределении старшеклассников в общеобразовательном учреждении, а также влиянии метода проектов на профессиональное самоопределение личности.

Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть полезны для педагогов - психологов, классных руководителей, родителей и самих учащихся.

Положения и выводы исследования свидетельствуют о повышении результативности профориентационной работы со старшеклассниками, разработана программа по профориентации школьников, которая может способствовать совершенствованию процесса самоопределения подростков.

Место проведения эксперимента : Муниципальное Бюджетное Учреждение Алупкинская средняя школа №1 им Амет-Хана Султана.

Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Специфика профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте

Во все времена одним из самых важных вопросов молодого поколения стоял вопрос о профессиональном самоопределении, условиях и факторах, способствующих успешности этого очень важного процесса. Профессиональная деятельность в жизни человека всегда является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации.

Проблемами профессионального самоопределения занимались многие педагоги и ученые в разные годы, им посвящены многие исследования. Существенный вклад в разработку методологических и теоретических основ профессиональной ориентации внесли советские педагоги П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский.

Вопросы профориентационной работы рассматривались такими отечественными учеными - К.М. Гуревичем, А.Е. Голомштоком, Е.А. Климовым, Т. Кудрявцевым, Б.Ф. Ломовым, А.К. Марковой, К.К. Платоновым, Н.С. Пряжниковым, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистяковой и др. Интересно, на наш взгляд процесс профессионального самоопределения рассматривает Кудрявцев Т.В., он рассматривает процесс самоопределения как длительный, многоплановый, весьма подвижный, включающий несколько стадий:

– формирование профессиональных намерений,

– частичную или полную реализацию личности в профессиональном труде.

Зарубежная наука, связанная с проблемами профессиональной ориентации располагает исследованиями Ф. Парсонса, З.Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, У. Джейда, Д. Сьюпера, А. Анастази, Л. Тайлора, Д. Голланда и др.

В отечественной и зарубежной психологии и педагогике исследования, изучение проблем профессионального самоопределения, проводилось по разным направлениям. В контексте изучения возрастных закономерностей формирования личности (Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Петровский, Д.Сьюпер и др.); в плане проблемы формирования человека как субъекта профессиональной деятельности (В.А. Беликов, А.Я. Найн, Н.С. Пряжников и др.); в рамках изучения вопросов профессионального становления (Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, О.В. Лешер, А. Маслоу, Е. М. Павлютенков и др.); определение мотивов и факторов профессионального самоопределения (Е.П. Ильин, А. Маслоу, Е.М. Павлютенков, С.Н. Чистякова, П.А. Шавир и др.); взаимодействие школы и семьи в вопросах профориентации (Е.А. Климов, И. С. Кон, Ю. Кушнер, Г. Крайг).

В педагогической энциклопедии профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способы его реализации через слияние личностных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, то есть вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора профессии, выбора образа жизни,.

В психолого-педагогической литературе данная проблема тесно связана с проблемой активности молодого человека при выборе профессии. Выбор профессии - это процесс принятия молодым человеком решения относительно получения определенного социально-значимого результата: вступление во взрослую жизнь в качестве нового участника общественного труда.

Основной период выбора профессии совпадает с подростковым и с юношеским возрастами, для которых обычно характерно принятие важных, ответственных решений, определяющих в основном, всю дальнейшую жизнь человека. Старшему школьному возрасту уже не присущи импульсивность и неустойчивость, которые обычно характерны для младших подростков. Старшие школьники становятся более внимательными, стабильными и устойчивыми в своих предпочтениях, поведении и ценностных ориентациях, поэтому в этот период часто изменяется интерес к той или иной профессии, если она была выбрана ранее.

Говоря о профессиональном самоопределении и выборе профессии учениками старших классов, следует отметить существование определенных критериев сформированности у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению. Проявлениями критериев готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников являются:

когнитивный – уровень представления старшеклассников о своих индивидуальных, личностных психофизиологических качествах, степень ознакомления с содержанием, структурой избираемой ими профессиональной деятельности, уровень информированности о возможности получения разного рода консультации у специалистов, занимающихся проблемой профориентации, знания о возможности получения необходимого образования, о общих профессионально важных качествах данной профессиональной сферы.

Мотивационный - характер мотивации и активности самих учащихся; осознание своей личной и общественной значимости будущей профессии; связь своих интересов с ценностными ориентациями.

Деятельно - практический - способность определения соотношения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований выбранной ими профессии; знания о владении основными приемами работы.

Профессиональное самоопределение только тогда может совпасть с выбором профессии, когда молодой человек выбирает профессию в соответствии со своими интересами, со своими склонностями, устремлениями а так же соответственно своим способностям, учитывая и фактор пригодности к выбранной профессии. Выбор профессии не совпадает с процессом профессионального самоопределения в тех случаях, когда молодой человек делает выбор профессии случайно, стихийно, под впечатлением каких то факторов, например, по близости работы к месту жительства, общественной ситуативной моде на данную профессию, по знакомству, основываясь на советы друзей, знакомых, низкой самооценке

Можно с уверенностью определить тот ряд факторов, которые играют неоценимо важную роль в процессе профессионального самоопределения учащихся.

Профессиональная направленность, знания о профессиях, профессиональные намерения, убеждения, ценности, мотивы, интересы, способности;

Использование профориентационных возможностей образовательного процесса;

Потребности рынка труда, возможности дальнейшего трудоустройства;

Рекомендации педагогов, психологов и других специалистов;

Влияние родителей, других взрослых, сверстников, средств массовой информации;

Личностные качества, задатки, состояние здоровья, темперамент, потребности личности;

Профориентационный проект "Навигатор" предназначен для старшеклассников, испытывающих трудности в выборе будущей профессии.

Содержимое публикации

КАРТА ПРОЕКТА

Название проекта

Людмила Николаевна Литвиненко,

География проекта

г. Лабытнанги

перечислить все муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, на которые распространяется проект

Срок реализации проекта

продолжительность проекта (в месяцах)

начало реализации проекта (день, месяц, год)

окончание реализации проекта (день, месяц, год)

1. Краткая аннотация

2. Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект

2.1. Актуальность проекта для молодёжи

- Подростки познакомятся с профессиями из Атласа новых профессий в живой интерактивной форме, в игре "ПрофХ" молодые люди узнают больше о существующих профессиях и специальностях, "примерят их на себя", проработают различные алгоритмы профессионального развития;

- Увидят влияние новых технологий на рынок труда;

- Научатся оценивать перспективность той или иной профессии;

- Узнают, какие надпрофессиональные навыки нужно развивать для успешной работы;

- Получат навыки формирования самостоятельного выстраивания образовательной и карьерной траектории;

- Сформируют навыки командной работы, коммуникативные навыки, навыки целеполагания, системного мышления, аналитические и творческие способности;

2.2. Соответствие проекта

Основам государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р

(не более 1 страницы)

Стратегическим приоритетом государственной молодежной политики является создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной при этом адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям;

популяризация людей, достигших выдающихся успехов в своей профессиональной деятельности;

создание условий для развития профориентационной работы среди молодежи и построение эффективной траектории профессионального развития;

создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для него виды деятельности

Основные целевые группы, на которые направлен проект

Подростки 15-18 лет, обучающиеся общеобразовательных организаций г. Лабытнанги (200 человек)

Основная цель проекта

Организовать серию турниров по профориентационным играм для 200 подростков 15-18 лет г. Лабытнанги с января по май 2019 года

Задачи проекта

Привлечение партнеров для реализации проекта

Проведение PR -кампании

Проведение 4 турниров с января по май 2019 года

Подведение итогов проекта

Методы реализации проекта

(описание методов реализации проекта, ведущих к решению поставленных задач)

1. Метод предпроектного анализа

2. Метод "мозгового штурма"

3. Метод деловых переговоров

Метод использовался для привлечения партнеров, специалистов, а также формирования команды добровольцев - организаторов проекта.

4. Информационная кампания проекта

7. Календарный план реализации проекта

(последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления)

Мероприятие

Сроки(дд.мм.гг)

Количественные показатели реализации

Приглашение и собеседование с добровольцами

Создана команда из 10 добровольцев

Проведение опроса среди старшеклассников с целью изучения их интересов, с представителями каких профессий они хотели бы встретиться

опрошено 100 человек

Привлечение партнеров, специалистов, студентов ВУЗов

привлечено 6 студентов,

Проведение PR -кампании

в течение срока реализации проекта

реклама планируемых событий, освещение хода реализации проекта в соцсетях, 4 группах в вконтакте, Instagra m , объявления в 5 школах

Обучение команды добровольцев-модераторов

обучено 10 добровольцев по 4 играм

Привлечение участников первого турнира

Привлечено 50 старшеклассников

в событии участвовали 50 подростков, 6 студентов

Привлечение участников второго турнира

Привлечено 50 старшеклассников

в событии участвовали 50 подростков, 3 специалиста

Привлечение участников третьего турнира

Привлечено 50 старшеклассников

в событии участвовали 50 подростков, 3 специалиста

Привлечение участников четвертого турнира

Привлечено 50 старшеклассников

в событии участвовали 50 подростков, 3 специалиста

Подведение итогов проекта, определение перспектив развития проекта

вручены благодарности 9 специалистам, 10 добровольцам

8. Команда проекта

(Описание функциональных обязанностей и опыта работы основных исполнителей проекта)

Новикова Екатерина

руководитель проекта

Вахтомин Глеб

организатор проекта

Дятченко Полина

организатор проекта, куратор работы со студентами ВУЗов

СЗИУ РАНХиГС (Санкт-Петербург)

Степанова Александра

организатор проекта, руководитель PR-кампании

Зарицкий Олег

организатор проекта, дизайнер проекта

Литвиненко Людмила

куратор проекта

9. Ожидаемые результаты

(Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе)

Количественные показатели

(указать подробно количественные результаты, включая численность вовлечения молодёжи в мероприятия проекта)

В проекте приняли участие 200 подростков 15-18 лет пяти общеобразовательных организаций г. Лабытнанги;

В реализацию проекта вовлечены 10 добровольцев;

Проведено 4 турнира в рамках проекта;

В реализации проекта приняли участие 9 специалистов, представителей разных профессий, 6 студентов ВУЗов;

В реализации проекта использованы 4 настольные профориентационные игры;

Качественные показатели

(указать подробно качественные изменения)

Подростки познакомятся с профессиями из Атласа новых профессий в живой интерактивной форме, в игре "ПрофХ" молодые люди узнают больше о существующих профессиях и специальностях, "примерят их на себя", проработают различные алгоритмы профессионального развития;

Увидят влияние новых технологий на рынок труда;

Научатся оценивать перспективность той или иной профессии;

Узнают, какие надпрофессиональные навыки нужно развивать для успешной работы;

Получат навыки формирования самостоятельного выстраивания образовательной и карьерной траектории;

Сформируют навыки командной работы, коммуникативные навыки, навыки целеполагания, системного мышления, аналитические и творческие способности.

10. Мультипликативность

(укажите как будет (если будет) распространяться опыт по реализации проекта в других муниципальных образованиях, регионах)

Опыт реализации проекта можно распространить во всех общеобразовательных организациях. Профориентационные настольные игры можно использовать на классных часах, а также в каникулярное время организовывать турниры.

11. Детализированная смета расходов

(Подробно укажите все расходы. Включаются только статьи, на которые планируется потратить денежную часть гранта.)

По мнению В. И. Блинова, профессиональную ориентацию можно рассматривать как самостоятельную систему, обладающую комплексным, многоуровневым, межведомственным характером.

В системе профориентационного сопровождения можно выделить главную задачу – постепенное формирование у учащегося на определенных возрастных этапах его развития внутренней готовности к самостоятельному и осознанному выбору будущей профессии. В данном процессе учащийся – из объекта воздействия постепенно превращается в субъект профессионального самоопределения, а сам процесс неразрывно связан с общей системой воспитания. С. Н. Чистякова отмечает, что ранняя профориентация школьников в данном контексте, то есть в многоуровневой системе, имеет большое значение.

В современной педагогической науке существуют современные образовательные технологии, которые помогают построить процесс профориентационного сопровождения.

1. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова).

2. Технология исследовательской деятельности (А. И. Савенков, Н. А. Короткова).

3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко).

4. Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, О. А. Скоролупова).

Профориентационное сопровождение строится с учетом следующих принципов:

• принцип личностно ориентированного взаимодействия (профориентационное сопровождение на основе уважения к личности ребенка, учет его индивидуальных особенностей, принятие ребенка как полноправного участника воспитательного процесса);

• принцип доступности, достоверности и научности знаний;

• принцип диалогичности (субъектно-объектные отношения);

• принцип рефлексивности (основа для осознания школьником себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений; в результате формируется представление о себе, своих возможностях, способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляция поведения);

• принцип регионального компонента (образовательная и воспитательная практика строиться в соответствии с социальным заказом и возможностями региона).

В профориентационном сопровождении, особенно на раннем его этапе, одной из эффективных форм повышения интереса школьников к выбору профессии считаю метод проекта.

Проекты, которые способствуют выбору профессии, решают одновременно и образовательные и воспитательные задачи и ориентированы на общее развитие личности, на максимальную реализацию интеллектуального, творческого и эмоционального потенциала в будущей профессиональной деятельности. Данные проекты позволяют овладевать школьникам определенными инструментами, которые он может использовать в дальнейшем: поиск и реализация себя в профессии.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. Поэтому проект в начальных классах – это огромная работа сопровождающего, требующая нестандартных методов. На всех этапах работы над проектом необходима помощь взрослого.

Эффективность метода проектной деятельности заключается в том, что его возможно использовать на любом материале и в любом школьном возрасте. Это и создание проблемных ситуаций, и активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез.

По мнению Ворониной Е. В., проектирование – технология социального воспитания обучающихся, позволяющая человеку решать основные задачи социализации, формировать готовность к личностно-профессиональному самоопределению, устанавливать новые способы социального взаимодействия с обществом.

Выбор профессии в современном мире – один из главных проектов в жизни каждого человека. Именно благодаря данному проекту реализуются такие базовые потребности человека, как: обретение социального статуса, материальное благополучие, коммуникация.

Таким образом, значимость проектирования в ранней профориентации школьников очевидна. Учащиеся в процессе проектной деятельности развиваются, за счет своих индивидуальных особенностей самореализуются, социализируются, что крайне важно на начальном и среднем этапе обучения. Метод проекта позволяет раскрыть особую связь между социумом и ребенком, показать перед учащимися механизмы взаимодействия с окружающим миром.

3. Митина Л. М. Профессиональное и личностное самоопределение молодежи: вчера, сегодня, завтра // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: материалы Всерос. науч. -практ. конф. Самара, 2008. 264 с.

4. Панина С. В. Управление профориентационной работой в общеобразовательной организации в условиях ФГОС // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 1 (18). С. 147-151.

5. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 8. С. 10-16.

Организация совместной деятельности взрослых и детей через проектную деятельность Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Ранняя профориентация в условиях ДОУ Мы все знаем, что работа по профориентации активно ведется только в старших классах школы, в лучшем случае в среднем звене. А ведь дошкольное.

Развитие творческих способностей дошкольников через проектную деятельность На сегодняшний день перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала детей. В связи с введением в действие.

Взаимодействие семьи с ДОУ через проектную деятельность в условиях ФГОС до Основными трудностями педагогов дошкольных организаций при введении ФГОС ДО является реализация основных принципов образовательного Стандарта.

Читайте также: