Как в труде проявляются нравственные качества человека 5 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Труд бывает двух видов: физический и умственный. Выполняя опреленный физический труд, человек развивает в себе такие качества как: упорство, стремление достичь желаемого результата, усидчивость, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, внимательность, терпение, силу воли.
Но в любом случае все зависит от человека, потому что такие отрицательные качества как: необязательность, безответственность, лень могут взять вверх над желанием выполнить работу.
Также стимулирует к работе оплата за неё.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

 Рассмотрим несколько картин. Какая тема объединяет их?

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Рассмотрим несколько картин. Какая тема объединяет их?

Рассмотрим несколько картин. Какая тема объединяет их?



как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? как может проявляться лю.

как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? как может проявляться любовь к Родине в мирное время?

В труде – красота человека

В труде – красота человека

- объясните смысл данных пословиц и поговорок Вразумись здраво, начни рано.

- объясните смысл данных пословиц и поговорок Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно! Муравей не велик, а горы копает. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Дело без конца, что кобыла без хвоста. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи! Не потрудиться, так и хлеба не родится. Руки не протянешь, так и с полки не достанешь. По готовой работе вкусен обед. Без дела жить – только небо коптить. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Терпенье и труд все перетрут. Не за свое дело не берись, а за своим – не ленись. Где хотенье, там и уменье. Без работы и печь холодна. Любишь кататься, люби и саночки возить.

Труд – это деятельность человека, направленная на достижение определённых цел.

Труд человека Профессиональный Умственный Не профессиональный (хобби, домашни.

Труд человека Профессиональный Умственный Не профессиональный (хобби, домашние обязанности) Физический

Что даёт человеку труд?

Что даёт человеку труд?

Труд – одна из главных человеческих ценностей.

Труд – одна из главных человеческих ценностей.

 Представление о труде в мировых религиях

Представление о труде в мировых религиях

Будда призывал своих последователей проявлять усердие в труде. Что такое «тру.

Шантидева – выдающийся индийский мыслитель, буддийский монах VIII века монас.

Мухаммед является реальной исторической личностью, о его жизни можно узнать в.

Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, а Сам Бог трудился, как нап.

Придя в этот мир, Иисус Христос в своём учении заповедовал не только обязател.

Предмет "Основы духовно-нравственной культуры народов России".

Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре. В любую историческую эпоху, у любого народа есть люди, славные трудовые дела и подвиги которых внесли вклад в развитие культуры общества.

ВложениеРазмер
_v_trude_-_krasota_cheloveka.docx 29.74 КБ
v_trude_-_krasota_cheloveka.ppt 2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: ОДНКНР, 5 класс

Предметные: умение назвать нравственные качества человека труда, привести примеры и дать оценку

П: способность выделять существенную информацию, взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время беседы

Р: способность самостоятельно формулировать цели урока, умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, корректировать свою деятельность

К: умение излагать свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения, слушать и слышать других

Личностные: признание (осознание) ценности созидательного труда

Цель: Формирование отношения и уважения к труду собственному и труду других людей.

  • расширять представление детей о значении созидательного труда в жизни
  • развивать способность к целеполаганию, анализу, обобщению;
  • развивать у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству
  • воспитывать бережное отношение к результатам созидательного труда

Организационная структура урока

Вступительное слово учителя:

Всем нам хочется учиться,
Чтоб работою гордиться.
Будьте же внимательны
И во всём старательны!

Нас ждут интересные и увлекательные дела. От Вашей активности и внимательности будет зависеть, какой у нас получится урок.

Определение темы и цели урока

Учитель показывает слайды с картинами о труде

- Какая тема объединяет эти картины?

- О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Тема урока: В труде - красота человека

- Сформулируем цели урока:

Мы будем говорить о красоте человека. О людях, занимающихся трудом.

Учиться уважать собственный труд и труд других людей.

  • Выберите и аргументируйте одно качество, которое объединяет все понятия (трудолюбие)
  • Выражают свои мысли в соответствии с поставленной целью (ответственный, трудолюбивый, профессионал, мастер, работяга и т.д.)
  • Выдвигают предположения на поставленный вопрос

К: сотрудничают с учителем

К: обсуждают, высказывают собственное мнение, прислушиваются к мнению других

Р: осознают, что уже известно и что предстоит усвоить

Работа с текстом :

  • чтение и работа с текстом татарской сказки «Звездочка

-Какова идея сказки?

Определить качества Микулы.

- Почему народ сделал его героем былин? (с давних пор эти качества ценились и уважались)

  • Беседа в группе
  • Выражают свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с поставленной целью
  • Слушают и анализируют отрывок былины; выражают свои мысли в соответствии с поставленной целью

К: обмениваются мнениями, умеют слушать, слышать, выражают свою точку зрения;

Л: формирование уважительного отношения к семьям одноклассников

К: выражают свою точку зрения, аргументируют свою позицию

П: выделяют необходимую информацию, анализируют, делают выводы

Переход к практической работе, работа в группах:

  • 1 группа. Расскажите о человеке семьи, который является примером трудолюбия. Выделите качества: какой он? Выпишите пять прилагательных от каждой группы.
  • 2 группа. Приведите примеры трудолюбивых сказочных персонажей

4 группа. Объясните значение пословицы, поговорки.

5 группа. Расскажите о человеке семьи, который является примером трудолюбия. Выделите качества: какой он? Выпишите пять прилагательных от каждой группы

6 группа. Оъясните значение пословицы, поговорки.

  • Беседа в группе
  • Выражают свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с поставленной целью
  • Приводят примеры из художественной литературы
  • Читают и анализируют отрывок былины; выражают свои мысли в соответствии с поставленной целью

К: обмениваются мнениями, умеют слушать, слышать, выражают свою точку зрения;

Л: формирование уважительного отношения к семьям одноклассников

К: выражают свою точку зрения, аргументируют свою позицию

П: выделяют необходимую информацию, анализируют, делают выводы

Рефлексия и подведение итога

К: полно и грамотно выражают свои мысли

Р: осознают важность приобретения новых знаний

П: оценивают процесс и результаты своей деятельности

Л: осознают важность полученных знаний

Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

- От труда, мой милый, - отвечал тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Ответьте на вопрос:

  • Расскажите о человеке семьи, который является примером трудолюбия. Выделите качества: какой он? Выпишите пять прилагательных от каждой группы.
  • ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  • Расскажите о человеке семьи, который является примером трудолюбия. Выделите качества: какой он? Выпишите пять прилагательных от каждой группы.
  • ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  • Приведите примеры трудолюбивых сказочных персонажей
  • ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Объясните значение пословицы, поговорки.

Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно!

Муравей не велик, а горы копает.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Где хотенье, там и уменье.

Объясните значение пословицы, поговорки.

По готовой работе вкусен обед.

Без дела жить - только небо коптить.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Терпенье и труд все перетрут.

Когда–то жила на свете девушка по имени Зухра . Была она пригожей, умной, слыла большой мастерицей. Все вокруг восхищались ее умением, расторопностью и уважительностью. Любили Зухру и за то, что она не возгордилась своей красотой и трудолюбием.

Зухра жила с отцом и мачехой, которая завидовала падчерице, бранила ее за любой пустяк, взваливала на девушку самую тяжелую работу по дому. При отце злая женщина придерживала язык, но только он за порог, как начинала изводить приемную дочь. Мачеха посылала Зухру за хворостом в страшный дремучий лес, где водилось множество змей и свирепых зверей. Но они ни разу не тронули добрую и кроткую девушку.

Зухра трудилась от зари до зари, старалась выполнить все, что ей прикажут, пытаясь угодить отцовой жене. Да где там! Покорность и долготерпение падчерицы и вовсе выводили из себя мачеху.

И вот однажды под вечер, когда Зухра особенно сильно устала от беспрестанной работы, мачеха велела ей натаскать из реки воды в бездонную посудину. Да пригрозила:

– Если до утренней зорьки не наполнишь до краев, чтоб ноги твоей в доме не было!

Не смея перечить, Зухра взяла ведра с коромыслом и отправилась по воду. Так уж она намаялась за день, что ноги едва несли ее, руки отнимались, а плечи сгибались даже под тяжестью пустых ведер. На берегу Зухра решила хоть немного передохнуть. Сняла с коромысла ведра, расправила плечи, огляделась.

Была чудная ночь. Луна лила на землю серебристые лучи, и все вокруг нежилось в сладостном покое, осиянное ее лучами. В зеркале воды мерцали звезды, соединяясь с их хороводом в небесном океане. Все было полно таинственной пленительной красоты, и на какие–то мгновенья забылась Зухра, ушли прочь печали и невзгоды. Плеснула рыба в камышах, накатила на берег легкая волна. Вместе с ней нахлынули воспоминания милого детства, будто вновь прозвучали ласковые слова любимой матушки. И от этого еще горше стало несчастной девушке, очнувшейся от минутного забытья. Горячие слезы покатились по ее щекам, крупными алмазами падая на землю.

Тяжко вздохнув, наполнила Зухра ведра, и коромысло невыносимой тяжестью легло на девичьи плечи. А еще тяжелее лег камень на сердце. Снова взглянула Зухра на луну – она все так же вольно плыла по небесной дорожке, сияя и маня. И так захотелось Зухре вновь забыться, подобно небесной страннице не знать ни горя, ни забот и дарить доброту и ласку…

В это время с неба скатилась звездочка. А покуда она падала на землю, становилось все светлее и светлее. На душе у Зухры вдруг полегчало, тяжкий камень перестал давить на сердце девушки. Сладкая истома охватила ее, стало отрадно, покойно. Зухра почувствовала, как ведра с водой становятся почти невесомыми. Глаза ее сами собой закрылись. А когда Зухра вновь распахнула свои длинные ресницы, то увидела себя на Луне, в которую она так долго вглядывалась. Ее окружил хоровод из множества звезд, одна из которых засияла особенно ярко.

Оказывается, эта звезда всегда следила за Зухрой. Она видела ее страдания, не ожесточившие девушку против злой мачехи. Эта самая звезда обняла Зухру своими лучами и подняла ее ввысь, до самой Луны. Никто на земле этого не увидел, ничто не нарушило ее ночной покой. Лишь подернулась рябью гладь реки у берега и вновь стала чистой, как зеркало. А с утренней зорькой исчезли и Луна, и звезды.

Пришел на берег отец Зухры, долго искал свою доченьку, звал – кликал ее любимой и ненаглядной. Но увидел лишь два ведра, до краев наполненные водой. И то ли почудилось ему, то ли вправду это было – будто вспыхнула и исчезла в чистой воде маленькая ясная звездочка.

Потемнело, зарябило у отца в глазах. Тронул он ведра рукой – шелохнулась вода, засверкала, заиграла. Словно не ей были полны ведра, а множеством драгоценных алмазов.

Если ясной ночью вы вглядитесь хорошенько в Луну, то увидите на ней силуэт девушки с коромыслом на плечах. А рядом с Луной заметите ярко светящую звезду. Это и есть та самая звездочка, что вознесла добрую душу на небо. Ее называют звездой Зухры.



В последнее время очень важной задачей можно считать воспитание у детей школьного возраста таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность, организованность, ответственность, дисциплинированность, настойчивость. Воспитание дошкольника – очень важный фактор, ведь от него всецело зависит не только успешность обучения в школе, но и формирование жизненных ценностей.

У детей старшего школьного возраста должна быть сформирована стойкая привычка трудиться, причем у них должны быть развиты нравственные ориентиры, трудолюбие, осознанность труда. Отсутствие этих волевых качеств зачастую приводит к чрезмерной опеке взрослых над детьми, что, в свою очередь, может привести к несамостоятельности, лени, неуверенности в себе, заниженной самооценке, эгоизму.

Труд в природе считался одним из приоритетных направлений и был отражен во всех образовательных программах. Он был очень полезен, так как в процессе подобного труда у детей формировалась ответственность, бережливость, аккуратность. А самое главное – они могли сразу же увидеть результаты своих стараний, к примеру, цветы, посаженные вместе со взрослыми. К тому же, современным детям особенно необходимо общение с живой природой.

Но, к сожалению, на практике получается иначе: новые требования СанПиНов делают труд детей в природе почти невозможным, и теперь единственное что могут делать школьники, это поливать то, что было посажено взрослыми.

И это в стране, где посадка растений, уход за растениями на огороде, на клумбе всегда считались важной частью воспитания.

Кроме того, многих воспитателей волнует запрет на содержание аквариумов в школьных учреждениях. Забота о рыбках доступна даже малышам и очень их привлекает, к тому же аквариумы отлично помогают в психологической разгрузке и адаптации детей к школе.

Что же касается традиционного ухода за комнатными растениями, то он, к сожалению, постепенно уходит в прошлое.

Тем не менее, решить универсальные задачи, прописанные в программах и запрещенные СанПином вполне возможно, возложив их на родителей школьников. Согласно наблюдениям, многие родители недооценивают волевые способности детей, стремятся их опекать. Очень часто дети чувствуют себя беспомощными и неуверенными при возникновении трудностей в присутствии родителей.

Говоря о проблеме трудового воспитания, стоит обратить внимание на работы знаменитых отечественных педагогов, психологов и методистов, таких как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, Л.С. Выготский, Т.А. Маркова и многие другие. К примеру, Н. Крупская во всех своих работах упоминала о необходимости привлечения детей к трудовой деятельности с самого раннего возраста и считала, что новое поколение следует воспитывать людьми, приспособленными к труду.

Как привить ребенку привычку к труду?

Чтобы достичь поставленных целей, перед педагогом ставятся следующие задачи:

    , самостоятельности, умение работать в коллективе.
  1. Формирование у детей практических и трудовых умений.
  2. Развитие положительных черт характера: отзывчивости, заботы, трудолюбия.
  3. Закрепление бережного отношения к предметам, как к результатам труда людей.

Для того, чтобы показать детям суть любого труда педагог:

  1. Вызывает у детей желание выполнить ту или иную работу.
  2. Раскрывает детям ценность, серьезность и важность труда.
  3. Развивает способность заранее видеть конечные результаты своих трудов.
  4. Обучает четкому планированию своих действий.

Решить все эти сложные задачи только с помощью вербальных методов невозможно, поскольку необходимы еще и наглядные методические примеры. Для этого с родителями проводят своеобразное собеседование и просят заполнить анкету.

Виды совместного труда детей и родителей

К сожалению, в семьях пока недостаточно развит совместный труд детей и их родителей, а он очень важен, ведь с его помощью можно удовлетворить естественную потребность детей в общении со своими родителями.

Увы, ручной труд, такой как шитье, изготовление поделок из природных материалов и т.д. распространен в семьях меньше бытового труда. Хотя детям он нравится куда больше, и выполняется с особым старанием.

Очень важно для полноценного развития личности уход за растениями и домашними животными. Подобный труд развивает как гуманные качества, такие как доброта, отзывчивость, любовь, забота, но и волевые – ответственность, самостоятельность, организованность. Подобный труд распространен и в городской, и в сельской местности. Разумеется, взрослые должны помогать ребенку в его трудовой деятельности, тем самым мотивируя его в доведении любого начатого дела до необходимых результатов.
В семье есть все условия для того, чтобы привлекать детей школьного возраста к труду, поскольку ребенок может наглядно убедиться в пользе своих действий для всех членов семьи.

Обычными мотивами труда школьников в семье служат любовь и забота по отношению к остальным членам семьи. В семейном кругу дети любят заниматься таким трудом, который почти не распространен в школах – моют и вытирают посуду, помогают готовить пищу, покупать продукты.

Организация труда в детском коллективе

Чтобы понять, на каком уровне находятся трудовые умения и навыки детей, с ними проводятся тестирования, после чего планируется дальнейшая работа. В группе создаются условия, необходимые для полноценного трудового воспитания, используются разнообразные формы организации трудовой деятельности – дежурства, труд в коллективе. Детей необходимо учить трудиться вместе, помогать и поддерживать друг друга.

При организации труда в детском коллективе педагогу необходимо выделить несколько последовательных этапов:

  • распределить работу между всеми участниками;
  • проследить за выполнением детьми различных заданий;
  • обсудить результаты трудовой деятельности.

Школьникам нужно подробно объяснить всю пользу труда, и те объемы работы, которые им предстоят, ввести необходимые правила, которые будут регулировать взаимоотношения в детском коллективе. В дальнейшем дети постепенно научатся распределять свою работу самостоятельно, главное научить школьников рациональной организации своей деятельности.

Итогом трудовой деятельности в коллективе будет служить обсуждение результатов. При оценке совместного труда педагогу следует уточнить, кто что делал, а затем подвести итоги, подчеркнув при этом, что качество конечных результатов будет зависеть от хорошей работы каждого ее участника.

Отличный эффект могут дать и музыкально-литературные концерты, спектакли, комплексные занятия.

Вообще, давно известно, что нравственное и трудовое воспитание детей реализуется гораздо успешнее, если применять оригинальные формы работы, такие как викторины, КВН, выставки, дни открытых дверей.

По опыту психологов можно отметить, что наиболее успешным трудовое воспитание может быть только при совместной работе семьи и школы.

Роль семьи в трудовом воспитании детей

Педагог должен убедить родителей, что трудовое воспитание имеет чрезвычайную важность для формирования волевых и нравственных качеств ребенка, и помочь им понять психологическую роль труда в подготовке к обучению в школе.

Для начала педагог посещает семьи воспитанников и изучает условия, созданные для домашнего труда, участвует ли ребенок в трудовой деятельности семьи, каким образом родители объясняют ребенку необходимость школьного обучения, какие трудности есть в воспитании, на чем необходимо заострить внимание в первую очередь, какую помощь родители хотели бы получить от педагогов школы. В планировании работы с родителями важную роль играют также беседы, консультации, родительские собрания, на которых все участники могут поделиться своим опытом и знаниями.

Зачастую у детей недостаточно развиты нравственные и волевые качества в силу того, что родители не могут правильно воспитать ответственность, настойчивость, самостоятельность. Типичной ошибкой является использование только словесных методов. Злоупотребление отрицательными оценками не повышает старательность и ответственность детей, а лишь ведет к негативному отношению к труду как к таковому.

К сожалению, в семьях пока еще недостаточно развит совместный труд детей и родителей, но не стоит его недооценивать, поскольку детям необходимо полноценное общение со взрослыми, которые, в свою очередь, могут держать детскую деятельность под контролем.

Как правило, согласно ответам родителей, на самом первом месте среди труда школьников в семье стоит самообслуживание, затем – уборка помещения и игрушек, а остальные виды трудовой деятельности почти не задействованы.

Шитье, вышивание, изготовление разнообразных поделок из тканей, бумаги, природных материалов и другой подобный ручной труд, к сожалению, распространен в семьях еще меньше бытового. Хотя это совершенно напрасно: занимаясь подобно деятельностью, ребенок может своим руками сделать подарки своим близким, родителям, друзьям, ровесникам из школы, что, в свою очередь, способствует развитию в нем инициативности, усидчивости, настойчивости и множества других важных волевых и нравственных качеств, и черт характера.

Уход за комнатными растениями и домашними животными тоже может внести свой вклад в развитие детской трудовой деятельности. В городе у большинства семей обычно есть домашние животные и уж тем более комнатные растения. Но, увы, как правило, ухаживают за ними только взрослые, поскольку не доверяют детям, считая, что те могут испачкаться, обжечься и т.д. Но этот вид труд очень важен, он воспитывает не только гуманизм, доброту, любовь ко всему живому, но и укрепляет волю, развивает самостоятельность, ответственность за свои поступки. К тому же, подобный труд распространен повсеместно – как в городах, так и в сельской местности, и всегда служат удовлетворению потребностей не только детей, но и всех членов семьи, способствует их объединению, и, без сомнения, улучшает и укрепляет отношения.

Взрослым членам семьи тоже важно привносить в труд школьников некие нравственные мотивы, уделяя внимание, помогая, проявляя заботу, сочувствие, тем самым мотивируя ребенка на доведение абсолютно любой работы до качественного результата, а не бросать дела на полпути.

Плановая, систематическая и целенаправленная работа обязательно окажет влияние на результат, тем самым у детей сформируются практические умения и навыки, выработаются положительные черты характера, такие как доброта, забота, трудолюбие, ответственность. У школьников будут развито нравственное отношение к предметам человеческих трудов.

В результате дети получат не просто четкие представления о трудовой деятельности как таковой, но и приобретут стойкие навыки и привычки, улучшат взаимоотношения в своем коллективе, существенно повысят свою самостоятельность, при этом заметно снизится агрессивность. Кроме того, дети школьного возраста научатся правильному поведению в коллективе, смогут довести любое начатое ими дело до конца, смогут помогать и поддерживать друг друга, а трудовые навыки и умения заметно повысятся.

Читайте также: