Какие типы личности по степени их участия в политической жизни существуют кратко

Обновлено: 08.07.2024

5. 3. Виды политического участия рядовых граждан

6. 4. Формы (виды) политического участия:


автономное участие, т.е.
свободное и добровольное;
мобилизованное, имеет
принудительный характер;
индивидуальные действия —
голосование, контакты с
должностными лицами, работа
на кандидата в депутаты или
партию;
• коллективные действия —
митинги, демонстрации,
подписание обращений;
• прямые действия —
несанкционированные
политические забастовки,
бойкоты, пикеты, захват зданий.
Различают конвенциональный
(предусмотренный законом) и
неконвенциональный
(незаконный) тип участия.

7. 5. В зависимости от степени участия ученые выделяют пять типов личности:

• Личность активиста;
• Личность, принимающая эпизодическое
участие в политике;
• Личность политического наблюдателя с
различным уровнем компетентности;
• Пассивная личность с нейтральным,
безразличным отношением к политике;
• Аполитичная или отчужденная личность с
негативным отношением к своему участию в
политике.

8. 6.СТИМУЛЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
•С чем связана
политическая
компетентность?
•С чем связан
интерес к
политике?
•Какая группа
населения
больше всего
подвергнута
абсентеизму?

12. 7. 2 уровня политической культуры

13. А) Политическая культура личности представляет собой единство трех составляющих: 1)знаний о мире политики, 2)политических

Знания – научные и
житейские
представления
Ценности –
субъективные
политические
позиции
Способы
практических
политических
действий – образцы и
правила поведения

Б) ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ОБЩЕСТВА
это совокупность
официально принятых и
неофициально бытующих в
данной стране политических норм, правил,
принципов и обычаев,
которые достаточно жестко
(хотя порой и незаметно)
определяют, направляют,
ограничивают
политическое поведение как
государственных деятелей,
так и рядовых граждан.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ТРАДИЦИИ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
СИМВОЛЫ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ЦЕРЕМОНИИ,
ОБРЯДЫ,
РИТУАЛЫ
РЕЛИГИЯ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ, ОБРАЗОВАНИЕ,
ДОСТИГНУТЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

17. 8. Политические субкультуры — относительно самостоятельные блоки ценностей, норм, стереотипов политического поведения, которых

ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ТРАДИЦИИ
8. Политические
субкультуры —
относительно
самостоятельные блоки
ценностей, норм,
стереотипов
политического
поведения, которых
придерживаются
отдельные социальные
группы.
СОВРЕМЕННЫЕ
НОРМАТИВЫ
СОЗНАНИЯ И
ПОВЕДЕНИЯ

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КУЛЬТУР
По степени согласованности
Интегрированная политическая
культура
Фрагментарная политическая
культура
•Тенденция к единству в
•Отсутствие согласия граждан
представлениях граждан с низким
относительно политического
уровнем конфликтного и
устройства общества;
политического насилия;
•расхождение в вопросах понимания
•преобладание гражданских
власти;
процедур в разрешении
• социальная разобщенность;
конфликтов;
•отсутствие доверия между
•лояльность по отношению к
отдельными группами;
существующему политическому
•отсутствие лояльности к
режиму
государственным структурам;
•высокая степень конфликтности;
•применение насилия;
•нестабильность правительств

19. По базовым ценностям

• культура высокой гражданственности – базовой
ценностью в этом типе является человек с его
потребностями и интересами;
• элитарная политическая культура – для нее
характерно то, что в качестве базовой
политической ценности воспринимается власть
или властные структуры общества (государство,
элиты); человек выступает как средство
достижения цели;
• архаическая политическая культура – главная
ценность носителей данного типа культуры –
интересы этноса (рода, племени, нации), здесь
индивид не осознает себя как личность, не
отделяет себя от этнической общности.

20. По характеру поведения людей

• подданническая политическая культура
характеризуется повиновением; подчинением;
исполнением со стороны участников
политического процесса, которые, по сути,
превращаются в объекты принуждения;
• гражданская политическая культура (культура
участия) характеризуется участием людей в
принятии решений; наличием возможностей и
правом выбора и контроля властных структур;
• патриархальная культура. Для этой культуры
характерно отсутствие интереса людей к политике,
знаний о политической системе и существенных
ожиданий от ее функционирования.

39. Типологии политического лидерства очень разнообразны. Классическая типология лидерства предложена М. Вебером. В зависимости от

источника легитимации
власти он выделил три основных типа лидерства:
• - традиционное лидерство основывается на
традициях, обычаях, право на господство лидер
получает по наследству.
- харизматическое лидерство основано на вере в
исключительные, выдающиеся качества вождя.
- рационально-легальное лидерство
характеризуется верой в правомерность порядка
избрания лидера с посредством разработанных
процедур и формальных правил, власть
рационально-легального лидера основывается на
праве.

40. Классификация политических лидеров (М. Дж. Херманн)

• Лидер-знаменосец характеризуется
привлекательностью, собственным видением
действительности, способностью увлечь массы.
• Лидер-служитель является выразителем
интересов своих последователей. В своей
деятельности он ориентируется преимущественно
на их мнение.
• Лидер-торговец характеризуется умением
привлекательно преподнести свою программу
избирателям, “продать” её
• . Лидер-пожарный отличается способностью
быстро решать возникающие перед обществом
сложные проблемы.

41. Р. Такер выделяет три типа политических лидеров в зависимости от характера и цели его воздействия на общество:

• - консерваторы ориентируются на
сохранении общества в неизменном виде;
• - реформаторы стремятся к
преобразованию общества посредством
реформ, затрагивающих и политическую
систему;
• - революционеры ставят целью переход к
принципиально новой общественной
системе;

42. Американский ученный К. Ходжкинсон также выделяет ряд типов политических лидеров:

• - лидер-карьерист, ориентирующийся на
достижение личных эгоистических целей во
власти;
• - лидер-политик, действующий в сфере власти в
интересах представляемых ими граждан;
• - лидер-техник, умело использующий аппаратные
структуры и механизмы в процессе организации
власти;
• - лидер-поэт, действующий в политике во имя
высоких целей, реализации идеологических целей
и ценностей.

Мнение населения и элиты о факторах успеха
политических лидеров, % от числа опрошенных.
Факторы успеха
Население Элита
1. Ум, интеллект, знания
2. Конструктивность его программы
выхода России из кризиса
3. Профессионализм
4. Воля, целеустремленность
5. Поддержка простыми людьми
6. Поддержка СМИ
7. Поддержка финансовыми
структурами
53
48
59
59
45
38
38
16
20
35
39
25
39
45

Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы, властвующие элиты со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Здесь переплетаются и борются интересы различных социально-политических сил. Политика, как и любая другая сфера общественной жизни, подчиняется определенным правилам, и любой человек в целом вынужден действовать в соответствии с ними. Для описания этого аспекта политических отношений используются понятия роли и статуса. Политический статус личности— это место человека в политической системе общества, совокупность его неотъемлемых политических прав и свобод (например, статус человека (гражданина) в том виде, в котором он закреплен в Конституции РФ). Политическая роль личности— это функции, которые выполняет человек в соответствии с политическим статусом (например, роль избирателя, депутата, члена партии, митингующего и т. д.).

Политические роли бывают двух видов: стандартизованные и нестандартизованные.

1. Личность активиста. Для нее характерна высокая по­литическая активность, постоянный интерес к политичес­ким проблемам и информированность о них. Это может бытьчлен политической партии, участник движения, по своейволе включенный в политическую деятельность. К активис­там относятся также многие профессиональные политики и лидеры политических партий.

2. Личность, принимающая эпизодическое участие в по­литике. Она проявляет интерес к политике, хорошо инфор­мирована, но в силу определенных личных обстоятельств (отсутствие свободного времени, болезнь и пр.) участвует лишь в выборах и отдельных политических акциях.

3. Личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к политике и лично не участвующая в ней.

5. Аполитичная или отчужденная личность с негативным отношением к своему участию в политике, не интересую­щаяся ею и мало что о ней знающая. Такая личность, ко­нечно же, не является субъектом политики.

— Человек, состоящий в общественной организации или движении (косвенно включен в политическую деятельность, если это вытекает из его роли как члена организации).

— Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации (целенаправленно и по своей воле включен в политическую жизнь в той мере, в какой она отражается на жизни этой политической организации или органа).

— Профессиональный политик (политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни).

— Политический лидер (способен изменить ход политических событий и направленность политических процессов).

Благодаря своим незаурядным качествам и в результате выбора людьми он становится во главе социально-политического движения для реализации интересов людей, его выбравших

Имеет свои социальные и временные масштабы, в основе которых — эффективность его деятельности для удовлетворения запросов и интересов той части общества, которая прибегала к его услугам

Наделяется властными полно-мочиями: правом направлять волю, усилия, интеллект людей, оперировать материальными и финансовыми ценностями

В решении тех или иных проблем всегда испытывает влияние и давление различных заинтересованных сторон

Политическое лидерство отличается от других форм лидерства лишь тем, что оно имеет место в политической сфере жизни общества.

— Политическая деятельность разворачивается в рамках общества, т. е. затрагивает огромное количество людей. Вследствие этого политический лидер практически не может воздействовать на людей непосредственно. Его воздействие осуществляется при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц.

— В силу власти, которой обладает лидер, и необходимости воздействия на большое количество людей он всегда имеет помощников: аналитиков, экспертов, имиджмейкеров, спичрайтеров (авторов речей), которые помогают ему выстроить тот образ, который предлагается массе.

— Лидер заинтересован в том, чтобы его поддерживало как можно большее количество людей, а потому он стремится расположить к себе разные социальные группы. Поэтому деятельность политического лидера всегда имеет многоролевой характер.

В процессе деятельности политические лидеры выполняют социально значимые функции.

Имеет собственный взгляд на реальность, образ желаемого будущего и знание средств его достижения. Определяет характер происходящего, его темп и способы преобразования

Основатель партии большевиков и Советского государства В.И. Ленин, руководитель национально-освободительного движения Индии М.К. Ганди, борец за гражданские права негров в США Мартин Л. Кинг

Наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Действует от их имени. Руководствуется тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели

Обладает способностью убеждать. Своего признания добивается пониманием потребностей избирателей, желанием их удовлетворить

Обладает быстрой реакцией на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию

Политическая культура

Политические знания могут иметь научный характер, но могут бытовать и на уровне житейских представлений. В житейских представлениях политические явления неред­ко искажаются. Скажем, свобода понимается как вседозво­ленность, консенсус — как соглашательство, а демократия — как возможность делать все, что пожелаешь. Знания поли­тологии помогают адекватно воспринимать политическую реальность. Человек, обладающий научным знанием, менее подвержен дезинформации и манипулированию его полити­ческим сознанием. Он, как правило, критически осмыслива­ет услышанное и прочитанное.

Однако надо иметь в виду, что на политические представ­ления даже самой образованной личности большое влияние могут оказывать сложившиеся в обществе устойчивые стерео­типы, ставшие неотъемлемой чертой политического мышле­ния людей. Например, в период правления Сталина лишь не­многие допускали мысль о его личной вине в массовых репрессиях и других беззакониях.

— Политическое отчуждение — сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. п.

— Политическая пассивность — субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы.

— Политическая активность — стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать ее, реализуя свои интересы.

Личность и политика существовали не всегда. В первоначальном состоянии человеческого общества индивид составлял органическую часть социального целого, ни чем не отличался по социальным качествам от себе подобных и поэтому не представлял собой личность. Его общественная жизнь регулировалась обычаями, традициями и ритуалами, а не политическими или правовыми нормами.

С появлением прибавочного продукта, индивидуального разделения труда и частной собственности возникает социальная индивидуальность – личность, со специфическими интересами и целями.

Одновременно происходит и дифференциация общественной жизни. Возникает политика, специфика и основная роль которой – согласовывать разнообразные интересы и цели отдельных лиц и групп в обществе и, тем самым, обеспечивать потребности суверенной личности и целостность общества.

Взаимодействие личности и политики будет продолжаться до тех пор, пока существуют разнообразные частные интересы.

Общая характеристика субъектов политики заключается в том, что все они принимают активное сознательное участие в политической жизни. К ним относятся классы, политические партии, профсоюзы, социальные группы и организации, национально-этнические общности и т.п.

Но среди всех субъектов политики исходным, первичным ее субъектом выступает личность, именно она главный творец политики.

Степень политической активности отдельных личностей различна, но совершенно отстраниться от политике не может никто. Это обусловлено тем, что главный вопрос политики – вопрос о власти, а в систему властных отношений вовлечен каждый гражданин. Диалектика взаимодействия личности и политики состоит в том, что чем меньше индивид участвует в политике в качестве ее субъекта, тем в большей степени он является ее объектом, тем больше имеется возможностей манипулировать личностью со стороны других политических субъектов.

Современная политическая наука связывает политической поведение личности со степенью и формой ее участия в реализации власти.

По отношению к существующей форме правления и политической системе политической поведение личности может носить как конструктивный, так и деструктивных характер. В первом случае мы имеем личность, ориентированную на политическую поддержку власти, во втором случае – на ее отрицание. Между этими крайними типами находится масса колеблющихся граждан, не имеющих постоянной и четко выраженной политической ориентации.

По степени участия в политике можно выделить два крайних типа личности – активная и пассивная политическая личность. Степень активности и пассивности в политике может быть самой разной – от яростной борьбы за утверждение или ниспровержение существующего строя, до полной апатии и бегства от политике.

По мотивам политического поведения и тем целям, с которыми люди идут в политику, М.Вебер классифицирует политиков на:

Однако часто указанные мотивы пересекаются, а их противоположность оказывается относительной.




Американский политолог Гарольд Лассуэлл предложил теорию, в которой выделил пять типов мотивов участия личности в политике:

- прагматическая мотивация, она связывает участие личности в политической жизни с достижением сугубо практических результатов, с целью обращения политических событий и своих действий в них в собственную пользу, пользу группы, коллектива, общества. Этот вид мотивации является наиболее рациональным и поэтому наиболее распространенным;

- мотивация, обусловленная желанием приобщиться к историческому процессу, быть участником событий и преобразований в обществе, стремлением оставить свой след в истории;

- бескорыстная мотивация, которая объясняется желанием человека служить людям, беспокойством за судьбы своего народа, страны;

- групповая мотивация, связанная с нахождением человека в обществе, той или иной социальной группе, коллективе, которые вовлекают его в политику в соответствии с интересами и целями, преследуемыми ими;

- корыстная мотивация, связана со стремлением личности использовать свое участие в политической деятельности в целях достижения соответствующего признания в обществе, получения властных полномочий, обеспечения своего собственного материального и иного благополучия.

Политическое поведение личности может реализовываться в различных формах: участие в политических движениях, партиях, группах и т.п. Оно может осуществляться и индивидуально, путем непосредственного волеизъявления, например, при голосовании на выборах.

По характеру участия в политике выделяют следующие типы личности:

- относительно суверенный рядовой субъект политической жизни – к ним относятся люди, специально не занимающиеся политикой и не исполняющие каких-либо должностей в политических организациях;

- представитель какой-либо политической группы, в этом случае роль человека является изначально заданной, и он обязан ее выполнять в силу своего статуса, принадлежности к определенной организации, устав и нормы которой предписывают ему определенный способ политического поведения;

- политический лидер, человек, осуществляющий властные функции, способный воздействовать на других с целью реализации чьих-либо политических интересов, для таких людей политическая деятельность является первоочередным делом жизни и основной профессией.

На политической поведение личности, степень ее активности влияют различные факторы, и прежде всего объективные социально-экономические условия жизнедеятельности людей. Ведущая роль среди них принадлежит экономическим потребностям и интересам. Именно поэтому политическая борьба в обществе в конечном счете ведется за право владения, распоряжения и использования собственности.

Большое влияние на политическое поведение оказывает общественно-политический строй. Наиболее благоприятные условия для политической активности создаются в подлинно демократическом обществе и правовом государстве, где личности предоставлены широкие возможности для проявления политической воли.

Значительное влияние на политическое поведение личности оказывает степень развития политической культуры в обществе, и прежде всего таких ее элементов как идеология, ценности, политические традиции и обычаи. Они могут как способствовать развитию политической активности личности, так и сдерживать ее.

Помимо названных факторов на политическое поведение личности влияет и множество других факторов: международная ситуация, внутренняя политическая обстановка, психология личности, ее конкретные установки, цели и мотивы участия в политике.

Таким образом, факторы политического поведения носят как объективный, так и субъективный характер. При этом объективные условия политической жизни создают реальные возможности проявления индивидуальной политической воли и политического самоутверждения личности.

ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Личность и политика существовали не всегда. В первоначальном состоянии человеческого общества индивид составлял органическую часть социального целого, ни чем не отличался по социальным качествам от себе подобных и поэтому не представлял собой личность. Его общественная жизнь регулировалась обычаями, традициями и ритуалами, а не политическими или правовыми нормами.

С появлением прибавочного продукта, индивидуального разделения труда и частной собственности возникает социальная индивидуальность – личность, со специфическими интересами и целями.

Одновременно происходит и дифференциация общественной жизни. Возникает политика, специфика и основная роль которой – согласовывать разнообразные интересы и цели отдельных лиц и групп в обществе и, тем самым, обеспечивать потребности суверенной личности и целостность общества.

Взаимодействие личности и политики будет продолжаться до тех пор, пока существуют разнообразные частные интересы.

Общая характеристика субъектов политики заключается в том, что все они принимают активное сознательное участие в политической жизни. К ним относятся классы, политические партии, профсоюзы, социальные группы и организации, национально-этнические общности и т.п.

Но среди всех субъектов политики исходным, первичным ее субъектом выступает личность, именно она главный творец политики.

Степень политической активности отдельных личностей различна, но совершенно отстраниться от политике не может никто. Это обусловлено тем, что главный вопрос политики – вопрос о власти, а в систему властных отношений вовлечен каждый гражданин. Диалектика взаимодействия личности и политики состоит в том, что чем меньше индивид участвует в политике в качестве ее субъекта, тем в большей степени он является ее объектом, тем больше имеется возможностей манипулировать личностью со стороны других политических субъектов.

Современная политическая наука связывает политической поведение личности со степенью и формой ее участия в реализации власти.

По отношению к существующей форме правления и политической системе политической поведение личности может носить как конструктивный, так и деструктивных характер. В первом случае мы имеем личность, ориентированную на политическую поддержку власти, во втором случае – на ее отрицание. Между этими крайними типами находится масса колеблющихся граждан, не имеющих постоянной и четко выраженной политической ориентации.

По степени участия в политике можно выделить два крайних типа личности – активная и пассивная политическая личность. Степень активности и пассивности в политике может быть самой разной – от яростной борьбы за утверждение или ниспровержение существующего строя, до полной апатии и бегства от политике.

По мотивам политического поведения и тем целям, с которыми люди идут в политику, М.Вебер классифицирует политиков на:

Однако часто указанные мотивы пересекаются, а их противоположность оказывается относительной.

Американский политолог Гарольд Лассуэлл предложил теорию, в которой выделил пять типов мотивов участия личности в политике:

- прагматическая мотивация, она связывает участие личности в политической жизни с достижением сугубо практических результатов, с целью обращения политических событий и своих действий в них в собственную пользу, пользу группы, коллектива, общества. Этот вид мотивации является наиболее рациональным и поэтому наиболее распространенным;

- мотивация, обусловленная желанием приобщиться к историческому процессу, быть участником событий и преобразований в обществе, стремлением оставить свой след в истории;

- бескорыстная мотивация, которая объясняется желанием человека служить людям, беспокойством за судьбы своего народа, страны;

- групповая мотивация, связанная с нахождением человека в обществе, той или иной социальной группе, коллективе, которые вовлекают его в политику в соответствии с интересами и целями, преследуемыми ими;

- корыстная мотивация, связана со стремлением личности использовать свое участие в политической деятельности в целях достижения соответствующего признания в обществе, получения властных полномочий, обеспечения своего собственного материального и иного благополучия.

Политическое поведение личности может реализовываться в различных формах: участие в политических движениях, партиях, группах и т.п. Оно может осуществляться и индивидуально, путем непосредственного волеизъявления, например, при голосовании на выборах.

По характеру участия в политике выделяют следующие типы личности:

- относительно суверенный рядовой субъект политической жизни – к ним относятся люди, специально не занимающиеся политикой и не исполняющие каких-либо должностей в политических организациях;

- представитель какой-либо политической группы, в этом случае роль человека является изначально заданной, и он обязан ее выполнять в силу своего статуса, принадлежности к определенной организации, устав и нормы которой предписывают ему определенный способ политического поведения;

- политический лидер, человек, осуществляющий властные функции, способный воздействовать на других с целью реализации чьих-либо политических интересов, для таких людей политическая деятельность является первоочередным делом жизни и основной профессией.

На политической поведение личности, степень ее активности влияют различные факторы, и прежде всего объективные социально-экономические условия жизнедеятельности людей. Ведущая роль среди них принадлежит экономическим потребностям и интересам. Именно поэтому политическая борьба в обществе в конечном счете ведется за право владения, распоряжения и использования собственности.

Большое влияние на политическое поведение оказывает общественно-политический строй. Наиболее благоприятные условия для политической активности создаются в подлинно демократическом обществе и правовом государстве, где личности предоставлены широкие возможности для проявления политической воли.

Значительное влияние на политическое поведение личности оказывает степень развития политической культуры в обществе, и прежде всего таких ее элементов как идеология, ценности, политические традиции и обычаи. Они могут как способствовать развитию политической активности личности, так и сдерживать ее.

Помимо названных факторов на политическое поведение личности влияет и множество других факторов: международная ситуация, внутренняя политическая обстановка, психология личности, ее конкретные установки, цели и мотивы участия в политике.

Таким образом, факторы политического поведения носят как объективный, так и субъективный характер. При этом объективные условия политической жизни создают реальные возможности проявления индивидуальной политической воли и политического самоутверждения личности.

Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы, властвующие элиты со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Здесь переплетаются и борются интересы различных социально-политических сил.

Содержание политической жизни

– Наука в той мере, в какой политика слита со знаниями, опирается на них.

– Субъекты и объекты политических взаимодействий (личность, группа, класс, государство).

– Отношения социальных субъектов по поводу государственной власти.

– Установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов.?

– Регулирование и согласование социальных интересов групп, классов, обеспечение целостности общества, разрешение конфликтов.

– Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов.

– Участие в делах государства, влияние на власть различных политических сил (партий, граждан, групп давления).

– Деятельность по управлению (политика как искусство возможного).

Политика, как и любая другая сфера общественной жизни, подчиняется определенным правилам, и любой человек в целом вынужден действовать в соответствии с ними. Для описания этого аспекта политических отношений используются понятия роли и статуса.


В зависимости от степени вовлеченности личности в политику можно выделить несколько типов политических ролей.

Типы политических ролей

– Рядовой член общества (не оказывает влияния на политику, но заинтересован в ней).

– Человек, состоящий в общественной организации или движении (косвенно включен в политическую деятельность, если это вытекает из его роли как члена организации).

– Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации (целенаправленно и по своей воле включен в политическую жизнь в той мере, в какой она отражается на жизни этой политической организации или органа).

– Профессиональный политик (политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни).

– Политический лидер (способен изменить ход политических событий и направленность политических процессов).

В современной науке существует несколько трактовок явления политического лидерства.


Политический лидер есть одновременно и субъект и объект политического процесса.


Политическое лидерство отличается от других форм лидерства лишь тем, что оно имеет место в политической сфере жизни общества.

Особенности политического лидерства

– Политическая деятельность разворачивается в рамках общества, т. е. затрагивает огромное количество людей. Вследствие этого политический лидер практически не может воздействовать на людей непосредственно. Его воздействие осуществляется при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц.

– В силу власти, которой обладает лидер, и необходимости воздействия на большое количество людей он всегда имеет помощников: аналитиков, экспертов, имиджмейкеров, спичрайтеров (авторов речей), которые помогают ему выстроить тот образ, который предлагается массе.

– Лидер заинтересован в том, чтобы его поддерживало как можно большее количество людей, а потому он стремится расположить к себе разные социальные группы. Поэтому деятельность политического лидера всегда имеет многоролевой характер.

В процессе деятельности политические лидеры выполняют социально значимые функции.


Проявления политического лидерства достаточно разнообразны. Попытки типологизации столь сложного явления обусловлены стремлением прогнозировать вероятностное поведение лидеров на основе тех или иных признаков. Одной из общераспространенных классификаций политических лидеров выступает типология, в основе которой лежит их имидж (англ. image – образ).




Данная классификация в достаточной степени условна, так как в чистом виде такие типы политических лидеров встречаются крайне редко. Чаще всего отдельные качества каждого типа лидерства сочетаются в лидерстве одной личности на различных этапах ее политической карьеры.

Политическое участиедействия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.

Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно.

Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое) политическое участие – это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно имеет следующие формы: реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы; участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений; прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д.); обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями; участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений; деятельность политических лидеров.

Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Особенности политического участия индивида

Самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур.

Самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.

Виды политического участия

Случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом.

Профессиональное участие – человек делает политическую деятельность своей профессией.

Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и стабильность политического участия.

Критерии политического развития личности

– Наличие системы политических ценностей, норм.

– Стабильность политических мотивов.

– Способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям.

– Способность ставить политические цели и добиваться их реализации в политической практике.

– Степень активности участия в политической жизни.

– Способность включить других в политическую деятельность.

– Уважение к другим взглядам и позициям.

– Общий уровень политической культуры.

Применение форм политического участия, их многообразные и многочисленные сочетания, открытие и использование новых во многом зависит от индивида как свободного, активного субъекта политики.

Формы политического участия

– Обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей.

– Лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц.

– Направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти.

– Политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на нее.

– Выборы, референдумы (лат. referendum – то, что должно быть сообщено) – волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.

Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике – абсентеизм.

Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) – форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

В основном абсентеизму привержены граждане, не разделяющие политические ценности большинства своих соотечественников. Они отличаются высокой степенью недоверия к политическим лидерам и институтам. Некоторые из них считают, что неспособны повлиять на власть; другие удовлетворены своим стабильным и благополучным положением и забыли о властных структурах.

Основные типы политической деятельности

Политическое отчуждение – сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. п.

Политическая пассивность – субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы.

Политическая активность – стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать ее, реализуя свои интересы.

Политическое участие сегодня не только свидетельствует об устойчивости и развитости демократических институтов, но и представляет ценность как сфера самореализации человека, что находит свое отражение в следующих функциях:

– включение индивида непосредственно или опосредованно в систему властных отношений;

– удовлетворение стремления индивида к участию в различных формах, обеспечивающих его жизнедеятельность и влияющих на процессы индивидуального развития.

Успешное функционирование политической системы, основанной на демократических началах, немыслимо без активного участия граждан в общественно-политической жизни. Эффективность и логика развития политической системы, природа самого общества во многом зависят от степени политической активности граждан, уровня осознания ими своих интересов, их желания и способности реализовать возможности, предоставляемые им различными каналами политического участия.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о непосредственном политическом участии граждан?

А. Непосредственное политическое участие граждан проявляется в митингах, демонстрациях.
Б. Непосредственное политическое участие граждан проявляется в обращениях и письмах к представителям власти.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Читайте также: