Краткое описание педагогической деятельности вашего выдающегося школьного учителя или тренера

Обновлено: 05.07.2024

В честь Дня учителя мы решили вспомнить о выдающихся учителях Российской империи, СССР и России – целой плеяде имен, во многом определившей развитие современной педагогики.

Константин Дмитриевич Ушинский

(2 марта 1824 – 22 декабря 1870)

"Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях"

Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной.

Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работа – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.

Лев Семенович Выготский

(17 ноября 1896 – 11 июня 1934)

"Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности. ".

Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время.

В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку.

Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдете конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Ведь только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.

Антон Семенович Макаренко

(1 марта 1888 – 1 апреля 1939)


Василий Александрович Сухомлинский

(28 сентября 1918 – 2 сентября 1970)

"В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка".


Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания.

Симон Львович Соловейчик

(1 октября 1930 – 18 октября 1996)

"Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив. и это сложнейшее из дел".

Деятельность тренера-преподавателя по виду спорта существенно отличается от деятельности учителя физкультуры прежде всего потому, что она направлена на выявление и развитие спортивных способностей школьников и молодежи, на прогнозирование их достижений в спорте, базой которого служит гармоничное развитие и физическое совершенствование личности.

Тренер-преподаватель по виду спорта в совершенстве должен знать:

– принципы, средства и методы системы подготовки спортсменов;

– теорию и методику обучения и тренировки в избранном виде спорта, а также методику обучения основным видам физических упражнений;

– основные психолого-педагогические закономерности организации учебно-тренировочного процесса;

– дидактические возможности различных средств подготовки спортсменов;

– закономерности возрастно-половых особенностей занимающихся спортом, методы развития основных физических качеств и двигательных навыков;

– особенности организации спортивной работы в условиях учебно-тренировочных сборов и спортивно-оздоровительных лагерей;

– санитарно-гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности, меры профилактики травматизма в процессе занятий спортом;

– особенности конструкции спортивного сооружения, правила его эксплуатации, правила использования и сохранности спортивного инвентаря и оборудования.

Тренер-преподаватель должен уметь:

– определять общие и конкретные цели спортивной подготовки, цели и задачи конкретного тренировочного занятия;

– применять в учебно-тренировочном процессе современные методы тренировки с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся и уровня их физической подготовленности;

– определять и оценивать физическое развитие и особенности телосложения занимающихся с целью их спортивной ориентации;

– корректировать собственную деятельность в зависимости от результатов контроля за деятельностью занимающихся;

– владеть методами спортивно-педагогического контроля с использованием современной метрологической аппаратуры, а также приемами, обеспечивающими безопасность на занятиях, и способами оказания первой медицинской помощи;

– организовывать соревнования и принимать в них участие в качестве судьи, представителя команды;

– прививать занимающимся навыки самостоятельной подготовки к проведению спортивных занятий;

– проводить профориентационную работу среди занимающихся, готовить спортивный актив, способный оказывать помощь в организации учебно-тренировочного процесса и соревнований.

Условия деятельности тренера ДЮСШ существенно отличаются от тех условий, в которых работают учителя физкультуры в школе и преподаватели физического воспитания в ПТУ, колледже и вузе.

К специфическим особенностям деятельности тренера ДЮСШ относятся:

1) добровольность выбора и посещения занятий занимающимися. Добровольность занятий в ДЮСШ существенно влияет на характер взаимоотношений занимающихся с тренером. Неудовлетворенность этими взаимоотношениями может стать причиной ухода из ДЮСШ перспективного спортсмена. Только хороший контакт с тренером, доверие и уважение к нему, чувство ответственности перед тренером и коллективом может удержать занимающихся от подобного шага;

2) особые условия общения на тренировках, вне занятий, в условиях учебно-тренировочного сбора, в период соревнований. От тренера требуется большой такт по отношению к каждому воспитаннику. От его поведения во многом зависят поведение и результаты выступления юных спортсменов;

3) необходимость постоянно поддерживать на высоком уровне свои физические возможности и техническое мастерство. Физические возможности тренера подразумевают его состояние здоровья, способность выполнять упражнения вместе с занимающимися. Под техническим мастерством понимается умение технически правильно выполнить упражнение. Уровень физических возможностей и технического мастерства существенно влияет на показ упражнения и, естественно, на авторитет тренера;

4) воспитательная работа с занимающимися. Тренер, работающий с детьми, руководит педагогическим процессом не только во время учебно-тренировочных занятий – его воспитательная деятельность продолжается и за пределами ДЮСШ. Он является наставником своих воспитанников в очень ответственный для них период проведения соревнований; оказывает огромное влияние на их образ жизни, выбор жизненного пути, старается узнать все подробности жизни юных спортсменов; следит за состоянием их тренированности, организует рациональный режим занятий и отдыха;




5) специфика детского спортивного коллектива. Такой коллектив отличается от обычного школьного сложностью структуры и управления им. Члены спортивного коллектива, как правило, одновременно являются членами разных коллективов по месту учебы. Нередко их объединение в данном спортивном коллективе носит кратковременный характер (сборная команда, учебно-тренировочный сбор и т. п.). Необходимость согласовывать влияние двух коллективов (общеобразовательной школы и ДЮСШ), непостоянство состава спортивного коллектива создают большие трудности в работе тренера;

6) необходимость воспитания у занимающихся устойчивого интереса к занятиям избранным видом спорта. Тренер, работающий с начинающими спортсменами, должен постоянно помнить о том, что у них еще нет убежденности в правильности выбора вида спорта, что в процессе однообразных и утомительных тренировок у них может пропасть интерес к занятиям. Поэтому тренеру ДЮСШ необходимо постоянно заботиться о воспитании устойчивого интереса к занятиям избранным видом спорта – во избежание ухода способных спортсменов из ДЮСШ.

Особую специфику имеет педагогическая деятельность тренера клубной и сборной команд. Различия в работе тренера ДЮСШ, СДЮСШОР и тренера, работающего со спортсменами высокого класса, весьма значительны и заключаются в следующем.

Функция обучения, свойственная тренеру, который работает на этапе начальной подготовки с детьми, не типична для тренера сборной команды клуба, города, республики, который руководит уже обученными спортсменами. Коррективы, вносимые тренером в технику и тактику их подготовки, можно характеризовать как экспертно-консультативную функцию.

Воспитательная функция тренера сборной команды больше направлена на создание благоприятного психологического климата и на сплочение коллектива, чем на установление элементарных норм поведения и формирование мотивов занятий спортом – последнее свойственно тренерам ДЮСШ.

Показателями успешности педагогической деятельности тренеров, работающих с высококвалифицированными спортсменами, являются:

1) стабильность спортивных результатов команды и отдельных спортсменов;

2) соблюдение всеми членами команды норм общественной морали и спортивной этики;

3) создание в спортивном коллективе условий для дальнейшего прогрессирования в спорте без ущерба для всестороннего развития личности спортсмена.

Возникновение в команде конфликтных ситуаций, частичное или полное неприятие спортсменами требований тренера могут рассматриваться как показатели низкого уровня воспитательной работы и неблагоприятного психологического климата в спортивном коллективе.

Деятельность тренера-преподавателя по виду спорта существенно отличается от деятельности учителя физкультуры прежде всего потому, что она направлена на выявление и развитие спортивных способностей школьников и молодежи, на прогнозирование их достижений в спорте, базой которого служит гармоничное развитие и физическое совершенствование личности.

Тренер-преподаватель по виду спорта в совершенстве должен знать:

– принципы, средства и методы системы подготовки спортсменов;

– теорию и методику обучения и тренировки в избранном виде спорта, а также методику обучения основным видам физических упражнений;

– основные психолого-педагогические закономерности организации учебно-тренировочного процесса;

– дидактические возможности различных средств подготовки спортсменов;

– закономерности возрастно-половых особенностей занимающихся спортом, методы развития основных физических качеств и двигательных навыков;

– особенности организации спортивной работы в условиях учебно-тренировочных сборов и спортивно-оздоровительных лагерей;

– санитарно-гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности, меры профилактики травматизма в процессе занятий спортом;

– особенности конструкции спортивного сооружения, правила его эксплуатации, правила использования и сохранности спортивного инвентаря и оборудования.

Тренер-преподаватель должен уметь:

– определять общие и конкретные цели спортивной подготовки, цели и задачи конкретного тренировочного занятия;

– применять в учебно-тренировочном процессе современные методы тренировки с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся и уровня их физической подготовленности;

– определять и оценивать физическое развитие и особенности телосложения занимающихся с целью их спортивной ориентации;

– корректировать собственную деятельность в зависимости от результатов контроля за деятельностью занимающихся;

– владеть методами спортивно-педагогического контроля с использованием современной метрологической аппаратуры, а также приемами, обеспечивающими безопасность на занятиях, и способами оказания первой медицинской помощи;

– организовывать соревнования и принимать в них участие в качестве судьи, представителя команды;

– прививать занимающимся навыки самостоятельной подготовки к проведению спортивных занятий;

– проводить профориентационную работу среди занимающихся, готовить спортивный актив, способный оказывать помощь в организации учебно-тренировочного процесса и соревнований.

Условия деятельности тренера ДЮСШ существенно отличаются от тех условий, в которых работают учителя физкультуры в школе и преподаватели физического воспитания в ПТУ, колледже и вузе.

К специфическим особенностям деятельности тренера ДЮСШ относятся:

1) добровольность выбора и посещения занятий занимающимися. Добровольность занятий в ДЮСШ существенно влияет на характер взаимоотношений занимающихся с тренером. Неудовлетворенность этими взаимоотношениями может стать причиной ухода из ДЮСШ перспективного спортсмена. Только хороший контакт с тренером, доверие и уважение к нему, чувство ответственности перед тренером и коллективом может удержать занимающихся от подобного шага;

2) особые условия общения на тренировках, вне занятий, в условиях учебно-тренировочного сбора, в период соревнований. От тренера требуется большой такт по отношению к каждому воспитаннику. От его поведения во многом зависят поведение и результаты выступления юных спортсменов;

3) необходимость постоянно поддерживать на высоком уровне свои физические возможности и техническое мастерство. Физические возможности тренера подразумевают его состояние здоровья, способность выполнять упражнения вместе с занимающимися. Под техническим мастерством понимается умение технически правильно выполнить упражнение. Уровень физических возможностей и технического мастерства существенно влияет на показ упражнения и, естественно, на авторитет тренера;

4) воспитательная работа с занимающимися. Тренер, работающий с детьми, руководит педагогическим процессом не только во время учебно-тренировочных занятий – его воспитательная деятельность продолжается и за пределами ДЮСШ. Он является наставником своих воспитанников в очень ответственный для них период проведения соревнований; оказывает огромное влияние на их образ жизни, выбор жизненного пути, старается узнать все подробности жизни юных спортсменов; следит за состоянием их тренированности, организует рациональный режим занятий и отдыха;

5) специфика детского спортивного коллектива. Такой коллектив отличается от обычного школьного сложностью структуры и управления им. Члены спортивного коллектива, как правило, одновременно являются членами разных коллективов по месту учебы. Нередко их объединение в данном спортивном коллективе носит кратковременный характер (сборная команда, учебно-тренировочный сбор и т. п.). Необходимость согласовывать влияние двух коллективов (общеобразовательной школы и ДЮСШ), непостоянство состава спортивного коллектива создают большие трудности в работе тренера;

6) необходимость воспитания у занимающихся устойчивого интереса к занятиям избранным видом спорта. Тренер, работающий с начинающими спортсменами, должен постоянно помнить о том, что у них еще нет убежденности в правильности выбора вида спорта, что в процессе однообразных и утомительных тренировок у них может пропасть интерес к занятиям. Поэтому тренеру ДЮСШ необходимо постоянно заботиться о воспитании устойчивого интереса к занятиям избранным видом спорта – во избежание ухода способных спортсменов из ДЮСШ.

Особую специфику имеет педагогическая деятельность тренера клубной и сборной команд. Различия в работе тренера ДЮСШ, СДЮСШОР и тренера, работающего со спортсменами высокого класса, весьма значительны и заключаются в следующем.

Функция обучения, свойственная тренеру, который работает на этапе начальной подготовки с детьми, не типична для тренера сборной команды клуба, города, республики, который руководит уже обученными спортсменами. Коррективы, вносимые тренером в технику и тактику их подготовки, можно характеризовать как экспертно-консультативную функцию.

Воспитательная функция тренера сборной команды больше направлена на создание благоприятного психологического климата и на сплочение коллектива, чем на установление элементарных норм поведения и формирование мотивов занятий спортом – последнее свойственно тренерам ДЮСШ.

Показателями успешности педагогической деятельности тренеров, работающих с высококвалифицированными спортсменами, являются:

1) стабильность спортивных результатов команды и отдельных спортсменов;

2) соблюдение всеми членами команды норм общественной морали и спортивной этики;

3) создание в спортивном коллективе условий для дальнейшего прогрессирования в спорте без ущерба для всестороннего развития личности спортсмена.

Возникновение в команде конфликтных ситуаций, частичное или полное неприятие спортсменами требований тренера могут рассматриваться как показатели низкого уровня воспитательной работы и неблагоприятного психологического климата в спортивном коллективе.

Деятельность учителя по обучению

На данный момент преподаю английский язык во 2-11 кл. и немецкий как второй

Главной целью своей педагогической деятельности считаю необходимость формирования и развития у школьников ключевых универсальных учебных компетенций , включающих образовательную,ценностно-ориентационную, общекультурную, учебно- познавательную,информационную, коммуникативную, социально- трудовую компетенции, компетенцию личностного самосовершенствования .

На своих уроках формирую у школьников понимание важности владения иностранным языком в современном мире, вырабатываю потребности пользоваться иностранным языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.

Подбираю такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также продумываю формы организации работы учащихся на уроке. На моих уроках преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Организуя работу в парах и группах ,учу учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, формирую коммуникативные умения. Групповую работу использую при организации работы над проектами.

К каждому уроку готовлюсь тщательно, систематизируя материал по предмету. Провожу уроки, как традиционной формы, так и нестандартной. В своей работе я использую следующие формы уроков:

-урок-виртуальная экскурсия(Музей восковых фигур,парки развлечений,тематические парки,дома британцев,школы,Лондонский зопарк). Урок-экскурсию трудно переоценить в наше время, когда все шире и шире развиваются связи между странами и народами. Знакомство с национальной культурой становится необходимым элементом процесса изучения иностранного языка. Учу учеников проводить экскурсии по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры.Применяю принцип диалога культур, что позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

-урок ,виртуальное путешествие(Города,англоязычные страны);

-урок- ролевая игра(В магазине,в отеле,в аэропорту итд.);

- уроки-состязания, викторины - проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические умения и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме.

- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций — деловая игра.

Урок-суд, урок-аукцион, урок-биржа знаний и так далее.

- урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников стремление к иноязычному общению, способствующее участию в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Перед учащимися ставятся проблемно-поисковые задачи, им даются творческие задания, эти уроки выполняют и профориентационную роль, здесь проявляются инициатива и артистизм школьников, неординарность мышления.

В условиях реализации требований ФГОС ООО современный процесс образования и воспитания невозможен без использования новых технологий.

На своих уроках применяю следующие технологии:

развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
технология развития критического мышления;

проектная технология;
технология обучения в сотрудничестве;
технология проблемного обучения;
технология системно-деятельностного подхода.

Построение уроков на основе современных технологий позволяет ликвидировать перегрузки, реализовать личностно-ориентированное обучение, внедрив системно-деятельностный подход , планировать и прогнозировать результаты обучения. При использовании современных технологий формирую у школьников умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваю умения и навыки самостоятельности и саморазвития. Активно применяю на уроках и во внеурочной, внеклассной деятельности технологии проектов и исследовательской деятельности. Данные технологии готовят учащихся к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологическом мире.

Принцип метапредметного подхода в обучение нашел свое отражение и в образовательных стандартах второго поколения. Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. Формирование метапредметных результатов - одно из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом. Именно метапредметные результаты являются мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

Метатема: Знание – незнание- Предметная тема: Правильные и неправильные глаголы.

Метатема:Постановка проблемы- Предметная тема: Защита окружающей среды итд.

Следовательно, я,как учитель английского языка не только даю знания ученикам, но и являюсь помощником в поиске знаний, обеспечиваю возможность получить умения для дальнейшей жизни, самому ориентироваться в предлагаемой информации, в новых знаниях, различных жизненный ситуациях, показываю, где можно найти дополнительную информацию, какими ресурсами пользоваться, помогаю определить, что является главным, а что второстепенным.

Внеурочная деятельность учителя по учебным предметам

3. Занько Роман- Образ леса в стихотворениях уярских поэтов.

4. Куприянов Данил- Реклама как текст воздействия :графический код языковой игры -2017- шк.уровень
5. Лебедева Валерия –Потребительский рынок хлебобулочных изделий Уярского района-2017- шк.уровень

6. Лидер Дмитрий- Метод умножения на 3-2018 шк.уровень

7. Мамаева Карина - История создания брекет-систем- 3м. на районной конференции -2018г

8. Нестеренко Алина-Создание эффективного средства от простуды.-2м. на районной конференции -2018г

9. Яшников Данил-Лондонский и Красноярский Биг-Бен-2018 шк.уровень

В рамках работы с одаренными детьми участвую в олимпиадах и конкурсах разного уровня. Мои учащиеся также принимают участие в различных конкурсах :


1. Герасимович Е.Е. Междисциплинарная интеграция в современной системе Российского образования // Наука и инновации XXI века: сб. мат-лов VI окр. конф. молодых ученых. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. – С. 335–336.

3. Легостаев Г.Н. Целесообразность применения занятий психической саморегуляцией в учебном процессе вуза // Проблемы совершенствования системы физического воспитания: тез. докл. Все-рос. науч. конф. 25–27 апреля. – Карачаевск: КЧГПУ, 1996. – С. 36–39.

4. Лейкин С.Ф. Педагогические функции ушу в системе спортивно-боевых единоборств России: дис. … канд. пед. наук. 13.00.04. – СПб., 1998. – 275 с.

6. Леготкин А.Н. Улучшение физического состояния студентов технических вузов в процессе занятий спортивно-ориентированной направленности: дис. … канд. пед. наук. 13.00.04. – Чайковский, 2004. – 181 с.

7. Леготкина Л.Р. Формирование профессиональных и личностных качеств специалистов – переводчиков средствами физической культуры: дис. … канд. пед. наук. 13.00.08. – Екатеринбург, 2005. – 195 с.

8. Лопатина А.Б. Инновационные технологии в образовании и медицине // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 9. – С. 96–97.

9. Мошляк Г.А. Инновационные технологии в высшем и профессиональном образовании // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 9. – С. 94–95.

10. Пурахин Н.Ф. Педагогическая диагностика профессиональных качеств тренера по спортивным единоборствам: дис. … канд. пед. наук. 13.00.08. – М., 2013. – 157 с.

Целью данной работы является описание роли тренера, а прежде всего его педагогической сути, которую он проявляет, во-первых, во всех своих личностных аспектах, а только потом уже в социальном, педагогическом, психологическом, и многих других планах.

В настоящее время наблюдается уже даже не тенденция, а почти полная феминизация образования. Если еще в ХХ веке учителями, тренерами, педагогами были в основном мужчины, а во времена дохристианские на Руси воспитанием молодого поколения и тем более молодых мужчин занимались только мужчины, причем только те, кто был избран на эту деятельность и был признан достойным человеком для ее осуществления, то в настоящее время тренерами, преподавателями, да и вообще педагогами становятся в основном женщины [2]. Это уже приводит к появлению негативных последствий, которые касаются как самих женщин, их маскулинизации, росту количества одиноких женщин с неустроенными судьбами, росту количества заболеваний женской половой сферы, росту количества детей, воспитывающихся в неполных семьях, чаще всего в отсутствие отца, так и к искажению сути воспитательного процесса, последствиями которого становится пополнение количества негармонично развитых молодых людей.

Преподавание любого предмета в высшем учебном заведении является сложной повседневной задачей педагога, который по своему истинному призванию и откровенному признанию намерен быть не просто педагогом, а настоящим учителем для своих учеников (студентов, аспирантов, докторантов и даже коллег). Для реализации этой цели, поистине высокой и значимой, необходимо, помимо высококачественного профессионализма, обладать еще и высокой нравственной, морально-волевой и интеллектуальной основой, равняться на которую хотелось бы всем окружающим данного педагога, и студентам, и коллегам [1]. В преподавании такой дисциплины, как физическая культура, как раз возможна передача не только теоретических знаний, но и практических навыков, демонстрация владения которыми является некоторым ключом к познанию личности педагога с целью распознать в нем лидера, за которым хотелось бы следовать, либо, не разглядев в нем черты, присущие настоящему мастеру своего дела, отвергнуть его, что чаще всего и бывает в настоящее время [7]. Для того чтобы стать лидером в глазах своих студентов, педагог должен опираться на традиционные ценностные категории, дабы воспитать в своих учениках поистине высококультурную личность с помощью средств физической культуры [4].

В настоящее время, в отсутствие общей национальной идеи, в нашем государстве молодому человеку, даже будучи студентом, сложно сориентироваться в обилии трендов и тенденций, практически невозможно не сбиться с пути сохранений нравственных устоев и определить свой путь во всех смыслах этого слова, и физическом, и социальном, и философском.

Поэтому роль тренера в формировании личности становится ведущей [4, 5, 6], и, как показывает практика, особенно практика советского спорта, такой подход становится максимально эффективным в становлении личности молодого человека.

Для того чтобы быть успешным тренером и выполнять наиважнейшую роль в жизни молодого человека, тренеру прежде всего нужно быть педагогом по призванию, а как участнику спортивного движения самому пройти все этапы становления себя, с детского возраста впитывая в себя все основы тренерско-педагогической практики:

1) раннее начало занятиями физической культурой и спортом;

2) часто: смена одного вида спорта на другой, но в раннем возрасте, чаще в детском, реже в подростковом;

3) часто поводом для начала занятий спортом являлось желание родителей укрепить здоровье своего часто и длительно болеющего ребенка;

4) полное и углубленное занятие выбранным видом спорта по программе;

5) часто: смена тренера в раннем детском, детском и подростковом возрасте, для поиска того тренера, с которым бы занятия спортом для ребенка были мотивирующими к победам, а не демотивирующими;

6) часто: отбор тренером одного вида спорта потенциально результативного спортсмена на соревнованиях по другому виду спорта;

8) частые и длительные тренировки в течение всей спортивной карьеры по заранее разработанному учебно-тренировочному плану;

9) высокая личная мотивация спортсмена на достижение спортивного результата;

10) высокий профессиональный спортивный интеллект и хорошая теоретическая база самого спортсмена или тренерско-педагогического состава, его окружающего;

11) направленность на достижение максимально возможного для данного атлета спортивного результата;

12) систематический контроль за состоянием функциональных систем во время тренировочного процесса и периодическое углубленное исследование состояния различных органов и систем организма спортсмена;

13) использование околопредельных тренировочных и предельных соревновательных нагрузок;

14) максимальная индивидуализация всего тренировочного процесса на всем его протяжении;

15) тесное взаимодействие спортсмена с тренером и полное доверие тренеру и тренерско-педагогическому составу;

16) умение трактовать свое состояние в процессе подготовки к соревнованиям и на соревнованиях самим спортсменом и умение принимать ответственные решения;

17) самостоятельность спортсмена и понимание своей индивидуальности, умение применить свои знания на практике;

18) роль тренера-наставника является руководящей, однако не подавляет личность спортсмена;

19) постоянный поиск и использование средств восстановления, новейших педагогических методов спортивной тренировки и медицинских средств, обеспечивающих оптимизацию адаптационных процессов.

Позднее взросление, больше психологическое, чем физиологическое, поскольку гормоны и природа берут свое несмотря ни на какие социальные и культурные тренды, приводят к тому, что почти каждый студент переживает свой период становления, как личности, причем личности-гражданина, ибо студенчество не вечно и быстро заканчивается, под действием всех социо-культурных трендов, зачастую демотивирующих к развитию, а следовательно, не становится полноценной зрелой личностью, несмотря на все физические усилия, им производимые.

Традиционные практики любой традиции, любой национальности, имеющие различные корни и места происхождения всегда основывались и основываются на единой цели, развития тела, души и духа, что показывает их цельность и гармоничность существования, как внутри самой системы, так и вне ее [11]. Всегда такие практики имели своих носителей идеи, своих учителей, которые, овладев всецело определенной методикой, могли передавать ее своим ученикам. Как правило, такие практики имели внутри своей системы как минимум три подсистемы, направленные на развитие тела посредством физических упражнений, направленные на развитие души посредством получения духовного знания через книги и навыки умения передавать знания, полученные из книг, направленные на укрепления духа через практики прохождения препятствий как физического, так и нефизического уровней и овладения навыков управления своими инстинктами, мыслями и действиями. Поскольку в нашей стране традиционные славянские практики овладения телом, душой и духом были утрачены, а синтез восток – запад имеет тенденцию к укреплению и обмену, то восточные практики, сохраненные и чтимые в восточных традициях, внедряются в нашу повседневную жизнь сейчас, как когда-то славянские практики были переданы на хранение и пользование белой расой жителям востока. Так персы (Перуна Сыны) были наделены всеми атрибутами славянского миропонимания, для ведения своей жизни в гармонии и РАдости. Так и древние даосы (ДАО Сыны, дети, дающие и веДАющие путь) сохранили и сберегли знания взращивания себя в гармонии во всех трех своих оболочках: телесной, душевной и духовной. Носителя такой идеи, человека, практикующего упражнения для тела, души и духа, в настоящее время можно определить по его ясному взору, ясному мышлению, умению четко излагать свои мысли, несущему добро и свет, обладающему широтой знания и высокоразвитыми интеллектуальными и ментальными качествами, обладающего большими возможностями своего тела, умением управлять своим телом, а также умением управлять своими мыслями, душой и духом [3]. Человека, обладающего этими навыками и этими знаниями, можно назвать учителем, причем не учителем в традиционном восточном понимании этого слова, когда следование за учителем и беспрекословное ему подчинение учениками было нормой вещей, а учителем-педагогом, знания и умения которого ученик желает впитывать в себя с тем, чтобы обрести путь.

Заключение

Таким образом роль тренера-преподавателя сводится к простой задаче – стать учителем своим студентам в первоначальном понимании этого слова, то есть несущим основы и первоосновы человеком, на которого, студентам хотелось бы равняться по всем параметрам, включая личностные, педагогические, медицинские, психологические и социальные.

Читайте также: