Типовые учебные планы для специализированных школ
Обновлено: 08.07.2024
Учебный план (УП) — нормативный документ, который определяет:
- структуру и длительность учебного года, каникул;
- перечень учебных предметов;
- распределяемость дисциплин по годам обучения;
- количество и график обязательных и факультативных занятий;
- количество часов каждого отдельного предмета в течение недели и в течение года в каждом классе.
Учебные планы создаются в соответствии с государственными стандартами образования. УП вузов и ссузов устанавливают объем часов на семестр и на все годы обучения. Фиксируется количество лекционных занятий, практических, семинаров, лабораторных. Учитываются способы итоговой проверки знаний по дисциплине — экзамен или зачет, количество и виды практик в год, их длительность.
Учебный план структурирует, упорядочивает образовательный процесс. Каждое образовательное учреждение создает свой документ (несколько).
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Основные виды
Выделяют 3 вида учебных планов:
- базовый;
- типовой;
- план общеобразовательной школы.
Независимо от вида, к УП предъявляются требования:
- при создании должен базироваться на соблюдении санитарно-эпидемиологических норм, условий, которые необходимы для получения образования;
- обязательное включение в программу обучения государственного, родного языка и определение количества часов;
- ориентироваться на этнический состав учащихся и в соответствии с этим предоставлять возможности факультативных занятий.
Это база для формирования образовательных, познавательных, нравственных ценностей учащихся. Документ должен решать следующие задачи:
- воспитание в гражданском, патриотическом духе;
- формирование в учащихся основных культурных ценностей;
- создание мотивации для продолжения образовательного процесса на последующих степенях обучения;
- следование принципам здорового образа жизни;
- развитие поведенческих навыков в чрезвычайных ситуациях;
- индивидуальный подход и развитие личности.
Базисный учебный план, характеристика
Базисный учебный план (БУП) — нормативно-правовой государственный акт, одна из частей госстандарта, которая устанавливает порядок образовательного процесса.
Базисный нормативный акт для начальной школы (1–4 классы) устанавливает срок обучения 4 года. Длительность года обучения в 1 классе составляет 33 недели, 2–4 классы — от 34 недель. Норма времени для урока в 1 классе — 35 минут, 2–4 классы — 35–45 минут.
БУП для 5–9 классов устанавливает срок обучения 5 лет. Продолжительность учебного года может составлять 34–37 недель. Временные рамки урока — 45 минут.
В состав базисного документа образования входят:
- Определение длительности обучения и выделение, характеристика его отдельных этапов.
- Определение общей недельной нагрузки в соответствии с возрастом учащихся.
- Количество часов факультативных занятий.
- Общий объем нагрузки, включающий обязательные занятия, дополнительные и самостоятельную внеклассную работу учеников.
Составные компоненты базисного плана
Базисный учебный план состоит из трех компонентов, их соотношения:
- федеральный компонент должен составлять 75% от общего учебного времени;
- региональный или национально-региональный компонент занимает от 10%;
- компонент учебного заведения (факультативы по желанию) — от 10%.
БУП является фундаментальным для формирования других аналогичных документов.
Типовой учебный план, характеристика
Типовой учебный план — нормативный документ необязательного характера. Разрабатывается, ориентируясь на положения базисного плана.
Типовой учебный план обязательно должен быть утвержден министерством общего и профессионального образования РФ. Допускается его корректировка специалистами образовательного учреждения.
Различают 2 вида типовых УП:
- В основе индивидуального УП учреждения лежат положения базового нормативного документа.
- Рабочий учебный план учреждения образования каждый год одобряется Советом образовательного заведения. Он устанавливает порядок проведения, количество часов авторских или рабочих программ.
При разработке типового образовательного документа учитывают:
- общепринятые нормы воспитании в организации образования;
- технологическую подготовку учащихся;
- разделение процесса обучения на теоретическую и практическую части;
- возрастную категорию учащихся.
Учебный план общеобразовательной школы
Учебный план общеобразовательной школы разрабатывается в соответствии с базисным и региональным документами. В нем отражаются характерные черты конкретного учебного заведения.
В учебных планах, программах, учебной, дидактической и методической литературе и иных наглядных пособиях, отражено содержание обучения.
План (в педагогике) – это основная нормативная документация, которая имеет определенную структуру и требования.
Выделяют три основных вида учебных планов, которые используются педагогами общеобразовательных учреждений в работе:
- базисный учебный план
- типовой учебный план
- учебный план общеобразовательной школы
Базисный учебный план
Базисный учебный план (БУП) – основной государственный документ, который является составной частью государственного стандарта в определенной области воспитания или предметной области.
В том случае, если базисный учебный план разрабатывает для основной общеобразовательной школы, то он подлежит обязательному одобрению и утверждению Государственной Думой Российской Федерации. Если план разрабатывается для полной и средней общеобразовательной школы, то утверждается Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Наличие базисного плана для образовательной организации является обязательной государственной нормой.
Базисный учебный план включает:
- Общую продолжительность обучения и характеристику каждого его этапа.
- Обязательная недельная нагрузка, которая включает в себя почасовое распределение каждого учебного занятия, в соответствии с государственным Стандартом образования.
- Обязательная недельная нагрузка дополнительных и внеурочных занятий с распределением часов на каждый вид занятий.
- Общая часовая нагрузка, в соответствии с государственным Стандартом образования, включающая в себя все виды занятий, а также внеклассную и самостоятельную работу учащихся.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, структура базисного учебного плана представлена составом и структурой учебных предметов, порядком их изучения (семестрам, четвертям, годам), формами обучения и контролем.
Базисный учебный план состоит из трех компонентов:
- федеральный
- национально-региональный
- курсы, дисциплины и предметы по выбору
Базисный учебный план является основной для разработки рабочих и типовых учебных планов, а также основным документом для финансирования образовательного учреждения.
Таким образом, базисный учебный план является основным и первичным образовательным документов в любом учебном заведении.
Типовой учебный план
Типовой учебный план – необязательный нормативный документ, составляемый на основании базисного учебного плана.
Типовой учебный план проходит процесс одобрения и утверждения Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Этот вид учебного плана не всегда полностью соответствует требованиям образовательной организации, поэтому он может подвергаться корректировки со стороны педагогического коллектива и методистов учреждения.
Типовой учебный план общеобразовательной школы составляется и готовится на основании государственного базисного плана и региональных учебных планов. В данном плане определены характерные черты образовании в конкретном учебном заведении.
Выделяют следующие виды типовых учебных планов:
- Индивидуальный учебный план образовательной организации – основан на базисном учебном плане, создается на тот же период.
- Рабочий учебный план образовательной организации – опирается на текущие условий, проходит ежегодное утверждение на Совете учреждения.
Рабочий учебный план – документ, который определяет структуру образовательного курса, объем времени, отведенный на освоение учебных дисциплин, в рамках рабочих и авторских программ.
Процесс обучения в образовательных организациях любого типа отражают разделение воспитания на два основных вида: технологическое и фундаментальное.
Фундаментальный тип воспитания – является основой воспитательного процесса в учебной организации.
Технический тип воспитания – направлен на повышение количества технологической подготовки.
Каждая образовательная сфера в своей деятельности опирается на каждый тип при составлении учебного плана соответствующей ступени образования, при этом сам процесс обучения делят на теоретический и практический.
Типовой учебный план включает в себя инвариантную часть, которая является основной и служит для ознакомления учащихся с национальными и общекультурными ценностями, значимыми в процессе становления и развития нравственной стороны личности. Кроме того, соблюдается правило индивидуализации образовательного процесса, учитывающего возрастные особенности, возможности и потребности каждого учащегося.
Учебный план общеобразовательной школы
Учебный план общеобразовательной школы – нормативный документ, который составляется и формируется на основе государственного базисного учебного плана и регионального учебного плана.
В учебном плане общеобразовательной школы отражаются характерные образовательные черты, присущие именно данной школе.
Выделяют следующие типы учебных школьных планов:
- Индивидуальный учебный план общеобразовательной школы – сформирован на основе базисного учебного плана, направлен на демонстрацию индивидуальности данной школы (например, национальные особенности обучения).
- Рабочий учебный план общеобразовательной школы – содержит планирование обучению предметам по часам, а также во внеурочное время и во время самостоятельной работы.
Учебный план общеобразовательной школы направлен на оптимизацию системы контроля качества образования, проверки внутренней работы учебного заведения в рамках единого образовательного пространства, а также соблюдение последовательности перехода между ступенями образования. Под переходом между ступенями образования понимается организация и реализация эффективного воспитательно-образовательного процесса, формирование у детей определенных умений и навыков, необходимых для дальнейшего успешного обучения.
Работа сайта временно приостановлена
Хостинг сайта временно приостановлен
Если вы владелец данного ресурса, то для возобновления работы сайта вам необходимо продлить действие услуги хостинга.
В случае, если приостановка работы сайта вызвана нарушением условий Договора на абонентское обслуживание, то для возобновления работы вам необходимо обратиться в Службу поддержки . Мы будем рады вам помочь!
Если вы уверены, что это недоразумение или ошибка, напишите в Службу поддержки
В письме не забудьте указать ссылку на страницу.
Сноска. Заголовок в редакции приказа Министра образования и науки РК от 07.08.2017 № 393 (вводится в действие с 05.09.2017 для 1, 2, 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 3, 6, 8, 10 классов, с 01.09.2019 для 4, 9 (10), 11 (12) классов).
В соответствии с пунктом 14 Типовых правил деятельности специализированных организаций образования, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499 "Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей", ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула в редакции приказа Министра образования и науки РК от 07.08.2017 № 393 (вводится в действие с 05.09.2017 для 1, 2, 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 3, 6, 8, 10 классов, с 01.09.2019 для 4, 9 (10), 11 (12) классов).
1) типовой учебный план начального образования специализированных организаций образования с казахским языком обучения согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) типовой учебный план начального образования специализированных организаций образования с русским языком обучения согласно приложению 2 к настоящему приказу;
3) типовой учебный план основного среднего образования специализированных организаций образования с казахским языком обучения согласно приложению 3 к настоящему приказу;
4) типовой учебный план основного среднего образования специализированных организаций образования с русским языком обучения согласно приложению 4 к настоящему приказу;
5) типовой учебный план общего среднего образования специализированных организаций образования с казахским языком обучения (общественно-гуманитарное направление) согласно приложению 5 к настоящему приказу;
6) типовой учебный план общего среднего образования специализированных организаций образования с русским языком обучения (общественно-гуманитарное направление) согласно приложению 6 к настоящему приказу;
7) типовой учебный план общего среднего образования специализированных организаций образования с казахским языком обучения (естественно-математическое направление) согласно приложению 7 к настоящему приказу;
8) типовой учебный план общего среднего образования специализированных организаций образования с русским языком обучения (естественно-математическое направление) согласно приложению 8 к настоящему приказу;
9) типовой учебный план основного среднего образования специализированных организаций образования с обучением на трех языках (для школ с казахским языком обучения) согласно приложению 9 к настоящему приказу;
10) типовой учебный план основного среднего образования специализированных организаций образования с обучением на трех языках (для школ с русским языком обучения) согласно приложению 10 к настоящему приказу;
11) типовой учебный план общего среднего образования специализированных организаций образования с обучением на трех языках (для школ с казахским языком обучения) согласно приложению 11 к настоящему приказу;
12) типовой учебный план общего среднего образования специализированных организаций образования с обучением на трех языках (для школ с русским языком обучения) согласно приложению 12 к настоящему приказу;
13) типовой учебный план начального, основного среднего, общего среднего образования специализированных музыкальных школ-интернатов с казахским языком обучения согласно приложению 13 к настоящему приказу;
14) типовой учебный план начального, основного среднего, общего среднего образования специализированных музыкальных школ-интернатов с русским языком обучения согласно приложению 14 к настоящему приказу;
15) типовой учебный план (обновленного содержания) начального образования для специализированных организаций образования с казахским языком обучения согласно приложению 15 к настоящему приказу;
16) типовой учебный план (обновленного содержания) начального образования для специализированных организаций образования с русским языком обучения согласно приложению 16 к настоящему приказу;
17) типовой учебный план (обновленного содержания) основного среднего образования для специализированных организаций образования с казахским языком обучения согласно приложению 17 к настоящему приказу;
18) типовой учебный план (обновленного содержания) основного среднего образования для специализированных организаций образования с русским языком обучения согласно приложению 18 к настоящему приказу;
19) типовой учебный план (обновленного содержания) основного среднего образования для специализированных организаций образования с обучением на трех языках (для школ с казахским языком обучения) согласно приложению 19 к настоящему приказу;
20) типовой учебный план (обновленного содержания) основного среднего образования для специализированных организаций образования с обучением на трех языках (для школ с русским языком обучения) согласно приложению 20 к настоящему приказу;
21) типовой учебный план (обновленного содержания) начального, основного среднего, общего среднего образования для специализированных музыкальных школ-интернатов с казахским языком обучения согласно приложению 21 к настоящему приказу;
22) типовой учебный план (обновленного содержания) начального, основного среднего, общего среднего образования для специализированных музыкальных школ-интернатов с русским языком обучения согласно приложению 22 к настоящему приказу;
23) типовой учебный план (обновленного содержания) начального, основного среднего, общего среднего образования для республиканских средних специализированных музыкальных школ-интернатов с казахским языком обучения согласно приложению 23 к настоящему приказу;
24) типовой учебный план (обновленного содержания) начального, основного среднего, общего среднего образования для республиканских средних специализированных музыкальных школ-интернатов с русским языком обучения согласно приложению 24 к настоящему приказу;
25) типовой учебный план (обновленного содержания) начального, основного среднего образования для специализированных школ-интернатов в сфере искусств с казахским языком обучения согласно приложению 25 к настоящему приказу;
26) типовой учебный план (обновленного содержания) начального, основного среднего образования для специализированных школ-интернатов в сфере искусств с русским языком обучения согласно приложению 26 к настоящему приказу;
27) типовой учебный план специальности "Инструментальное исполнительство" по специализации "Клавишные инструменты" для специализированных музыкальных школ-интернатов согласно приложению 27 к настоящему приказу;
28) типовой учебный план специальности "Инструментальное исполнительство" по специализации "Струнные инструменты" для специализированных музыкальных школ-интернатов согласно приложению 28 к настоящему приказу;
29) типовой учебный план специальности "Инструментальное исполнительство" по специализации "Народные инструменты" для специализированных музыкальных школ-интернатов согласно приложению 29 к настоящему приказу;
30) типовой учебный план специальности "Инструментальное исполнительство" по специализации "Духовые и ударные инструменты" для специализированных музыкальных школ-интернатов согласно приложению 30 к настоящему приказу;
31) типовой учебный план специальности "Музыкальное исполнительство эстрады" для специализированных музыкальных школ-интернатов согласно приложению 31 к настоящему приказу;
32) типовой учебный план специальности "Хоровое дирижирование" для специализированных музыкальных школ-интернатов согласно приложению 32 к настоящему приказу;
33) типовой учебный план специальности "Теория и история музыки" для специализированных музыкальных школ-интернатов согласно приложению 33 к настоящему приказу;
34) типовой учебный план специальности "Композиция" для специализированных музыкальных школ-интернатов согласно приложению 34 к настоящему приказу;
35) типовой учебный план начального, основного среднего образования для специализированных школ-интернатов в сфере искусств (музыкально-теоретический цикл для исполнительских специальностей) согласно приложению 35 к настоящему приказу.
Сноска. Пункт 1 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 07.08.2017 № 393 (вводится в действие с 05.09.2017 для 1, 2, 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 3, 6, 8, 10 классов, с 01.09.2019 для 4, 9 (10), 11 (12) классов).
2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Жонтаева Ж.А.) обеспечить:
1) в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после прохождения государственной регистрации официальное опубликование настоящего приказа в средствах массовой информации;
3) доведение настоящего приказа до сведения организаций образования.
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Читайте также: