Типовые учебные планы для специализированных школ

Обновлено: 08.07.2024

Учебный план (УП) — нормативный документ, который определяет:

  • структуру и длительность учебного года, каникул;
  • перечень учебных предметов;
  • распределяемость дисциплин по годам обучения;
  • количество и график обязательных и факультативных занятий;
  • количество часов каждого отдельного предмета в течение недели и в течение года в каждом классе.

Учебные планы создаются в соответствии с государственными стандартами образования. УП вузов и ссузов устанавливают объем часов на семестр и на все годы обучения. Фиксируется количество лекционных занятий, практических, семинаров, лабораторных. Учитываются способы итоговой проверки знаний по дисциплине — экзамен или зачет, количество и виды практик в год, их длительность.

Учебный план структурирует, упорядочивает образовательный процесс. Каждое образовательное учреждение создает свой документ (несколько).

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основные виды

Выделяют 3 вида учебных планов:

  • базовый;
  • типовой;
  • план общеобразовательной школы.

Независимо от вида, к УП предъявляются требования:

  • при создании должен базироваться на соблюдении санитарно-эпидемиологических норм, условий, которые необходимы для получения образования;
  • обязательное включение в программу обучения государственного, родного языка и определение количества часов;
  • ориентироваться на этнический состав учащихся и в соответствии с этим предоставлять возможности факультативных занятий.

Это база для формирования образовательных, познавательных, нравственных ценностей учащихся. Документ должен решать следующие задачи:

  • воспитание в гражданском, патриотическом духе;
  • формирование в учащихся основных культурных ценностей;
  • создание мотивации для продолжения образовательного процесса на последующих степенях обучения;
  • следование принципам здорового образа жизни;
  • развитие поведенческих навыков в чрезвычайных ситуациях;
  • индивидуальный подход и развитие личности.

Базисный учебный план, характеристика

Базисный учебный план (БУП) — нормативно-правовой государственный акт, одна из частей госстандарта, которая устанавливает порядок образовательного процесса.

Базисный нормативный акт для начальной школы (1–4 классы) устанавливает срок обучения 4 года. Длительность года обучения в 1 классе составляет 33 недели, 2–4 классы — от 34 недель. Норма времени для урока в 1 классе — 35 минут, 2–4 классы — 35–45 минут.

БУП для 5–9 классов устанавливает срок обучения 5 лет. Продолжительность учебного года может составлять 34–37 недель. Временные рамки урока — 45 минут.

В состав базисного документа образования входят:

  1. Определение длительности обучения и выделение, характеристика его отдельных этапов.
  2. Определение общей недельной нагрузки в соответствии с возрастом учащихся.
  3. Количество часов факультативных занятий.
  4. Общий объем нагрузки, включающий обязательные занятия, дополнительные и самостоятельную внеклассную работу учеников.

Составные компоненты базисного плана

Базисный учебный план состоит из трех компонентов, их соотношения:

  • федеральный компонент должен составлять 75% от общего учебного времени;
  • региональный или национально-региональный компонент занимает от 10%;
  • компонент учебного заведения (факультативы по желанию) — от 10%.

БУП является фундаментальным для формирования других аналогичных документов.

Типовой учебный план, характеристика

Типовой учебный план — нормативный документ необязательного характера. Разрабатывается, ориентируясь на положения базисного плана.

Типовой учебный план обязательно должен быть утвержден министерством общего и профессионального образования РФ. Допускается его корректировка специалистами образовательного учреждения.

Различают 2 вида типовых УП:

  1. В основе индивидуального УП учреждения лежат положения базового нормативного документа.
  2. Рабочий учебный план учреждения образования каждый год одобряется Советом образовательного заведения. Он устанавливает порядок проведения, количество часов авторских или рабочих программ.

При разработке типового образовательного документа учитывают:

  • общепринятые нормы воспитании в организации образования;
  • технологическую подготовку учащихся;
  • разделение процесса обучения на теоретическую и практическую части;
  • возрастную категорию учащихся.

Учебный план общеобразовательной школы

Учебный план общеобразовательной школы разрабатывается в соответствии с базисным и региональным документами. В нем отражаются характерные черты конкретного учебного заведения.

В учебных планах, программах, учебной, дидактической и методической литературе и иных наглядных пособиях, отражено содержание обучения.

План (в педагогике) – это основная нормативная документация, которая имеет определенную структуру и требования.

Выделяют три основных вида учебных планов, которые используются педагогами общеобразовательных учреждений в работе:

  • базисный учебный план
  • типовой учебный план
  • учебный план общеобразовательной школы

Базисный учебный план

Базисный учебный план (БУП) – основной государственный документ, который является составной частью государственного стандарта в определенной области воспитания или предметной области.

В том случае, если базисный учебный план разрабатывает для основной общеобразовательной школы, то он подлежит обязательному одобрению и утверждению Государственной Думой Российской Федерации. Если план разрабатывается для полной и средней общеобразовательной школы, то утверждается Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Наличие базисного плана для образовательной организации является обязательной государственной нормой.

Базисный учебный план включает:

  1. Общую продолжительность обучения и характеристику каждого его этапа.
  2. Обязательная недельная нагрузка, которая включает в себя почасовое распределение каждого учебного занятия, в соответствии с государственным Стандартом образования.
  3. Обязательная недельная нагрузка дополнительных и внеурочных занятий с распределением часов на каждый вид занятий.
  4. Общая часовая нагрузка, в соответствии с государственным Стандартом образования, включающая в себя все виды занятий, а также внеклассную и самостоятельную работу учащихся.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, структура базисного учебного плана представлена составом и структурой учебных предметов, порядком их изучения (семестрам, четвертям, годам), формами обучения и контролем.

Базисный учебный план состоит из трех компонентов:

  • федеральный
  • национально-региональный
  • курсы, дисциплины и предметы по выбору

Базисный учебный план является основной для разработки рабочих и типовых учебных планов, а также основным документом для финансирования образовательного учреждения.

Таким образом, базисный учебный план является основным и первичным образовательным документов в любом учебном заведении.

Типовой учебный план

Типовой учебный план – необязательный нормативный документ, составляемый на основании базисного учебного плана.

Типовой учебный план проходит процесс одобрения и утверждения Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Этот вид учебного плана не всегда полностью соответствует требованиям образовательной организации, поэтому он может подвергаться корректировки со стороны педагогического коллектива и методистов учреждения.

Типовой учебный план общеобразовательной школы составляется и готовится на основании государственного базисного плана и региональных учебных планов. В данном плане определены характерные черты образовании в конкретном учебном заведении.

Выделяют следующие виды типовых учебных планов:

  1. Индивидуальный учебный план образовательной организации – основан на базисном учебном плане, создается на тот же период.
  2. Рабочий учебный план образовательной организации – опирается на текущие условий, проходит ежегодное утверждение на Совете учреждения.

Рабочий учебный план – документ, который определяет структуру образовательного курса, объем времени, отведенный на освоение учебных дисциплин, в рамках рабочих и авторских программ.

Процесс обучения в образовательных организациях любого типа отражают разделение воспитания на два основных вида: технологическое и фундаментальное.

Фундаментальный тип воспитания – является основой воспитательного процесса в учебной организации.

Технический тип воспитания – направлен на повышение количества технологической подготовки.

Каждая образовательная сфера в своей деятельности опирается на каждый тип при составлении учебного плана соответствующей ступени образования, при этом сам процесс обучения делят на теоретический и практический.

Типовой учебный план включает в себя инвариантную часть, которая является основной и служит для ознакомления учащихся с национальными и общекультурными ценностями, значимыми в процессе становления и развития нравственной стороны личности. Кроме того, соблюдается правило индивидуализации образовательного процесса, учитывающего возрастные особенности, возможности и потребности каждого учащегося.

Учебный план общеобразовательной школы

Учебный план общеобразовательной школы – нормативный документ, который составляется и формируется на основе государственного базисного учебного плана и регионального учебного плана.

В учебном плане общеобразовательной школы отражаются характерные образовательные черты, присущие именно данной школе.

Выделяют следующие типы учебных школьных планов:

  1. Индивидуальный учебный план общеобразовательной школы – сформирован на основе базисного учебного плана, направлен на демонстрацию индивидуальности данной школы (например, национальные особенности обучения).
  2. Рабочий учебный план общеобразовательной школы – содержит планирование обучению предметам по часам, а также во внеурочное время и во время самостоятельной работы.

Учебный план общеобразовательной школы направлен на оптимизацию системы контроля качества образования, проверки внутренней работы учебного заведения в рамках единого образовательного пространства, а также соблюдение последовательности перехода между ступенями образования. Под переходом между ступенями образования понимается организация и реализация эффективного воспитательно-образовательного процесса, формирование у детей определенных умений и навыков, необходимых для дальнейшего успешного обучения.

Работа сайта временно приостановлена

Хостинг сайта временно приостановлен

Если вы владелец данного ресурса, то для возобновления работы сайта вам необходимо продлить действие услуги хостинга.

В случае, если приостановка работы сайта вызвана нарушением условий Договора на абонентское обслуживание, то для возобновления работы вам необходимо обратиться в Службу поддержки . Мы будем рады вам помочь!

Если вы уверены, что это недоразумение или ошибка, напишите в Службу поддержки
В письме не забудьте указать ссылку на страницу.

Сноска. Заголовок в редакции приказа Министра образования и науки РК от 07.08.2017 № 393 (вводится в действие с 05.09.2017 для 1, 2, 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 3, 6, 8, 10 классов, с 01.09.2019 для 4, 9 (10), 11 (12) классов).

В соответствии с пунктом 14 Типовых правил деятельности специализированных организаций образования, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499 "Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей", ПРИКАЗЫВАЮ:

Сноска. Преамбула в редакции приказа Министра образования и науки РК от 07.08.2017 № 393 (вводится в действие с 05.09.2017 для 1, 2, 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 3, 6, 8, 10 классов, с 01.09.2019 для 4, 9 (10), 11 (12) классов).

1) типовой учебный план начального образования специализированных организаций образования с казахским языком обучения согласно приложению 1 к настоящему приказу;

2) типовой учебный план начального образования специализированных организаций образования с русским языком обучения согласно приложению 2 к настоящему приказу;

3) типовой учебный план основного среднего образования специализированных организаций образования с казахским языком обучения согласно приложению 3 к настоящему приказу;

4) типовой учебный план основного среднего образования специализированных организаций образования с русским языком обучения согласно приложению 4 к настоящему приказу;

5) типовой учебный план общего среднего образования специализированных организаций образования с казахским языком обучения (общественно-гуманитарное направление) согласно приложению 5 к настоящему приказу;

6) типовой учебный план общего среднего образования специализированных организаций образования с русским языком обучения (общественно-гуманитарное направление) согласно приложению 6 к настоящему приказу;

7) типовой учебный план общего среднего образования специализированных организаций образования с казахским языком обучения (естественно-математическое направление) согласно приложению 7 к настоящему приказу;

8) типовой учебный план общего среднего образования специализированных организаций образования с русским языком обучения (естественно-математическое направление) согласно приложению 8 к настоящему приказу;

9) типовой учебный план основного среднего образования специализированных организаций образования с обучением на трех языках (для школ с казахским языком обучения) согласно приложению 9 к настоящему приказу;

10) типовой учебный план основного среднего образования специализированных организаций образования с обучением на трех языках (для школ с русским языком обучения) согласно приложению 10 к настоящему приказу;

11) типовой учебный план общего среднего образования специализированных организаций образования с обучением на трех языках (для школ с казахским языком обучения) согласно приложению 11 к настоящему приказу;

12) типовой учебный план общего среднего образования специализированных организаций образования с обучением на трех языках (для школ с русским языком обучения) согласно приложению 12 к настоящему приказу;

13) типовой учебный план начального, основного среднего, общего среднего образования специализированных музыкальных школ-интернатов с казахским языком обучения согласно приложению 13 к настоящему приказу;

14) типовой учебный план начального, основного среднего, общего среднего образования специализированных музыкальных школ-интернатов с русским языком обучения согласно приложению 14 к настоящему приказу;

15) типовой учебный план (обновленного содержания) начального образования для специализированных организаций образования с казахским языком обучения согласно приложению 15 к настоящему приказу;

16) типовой учебный план (обновленного содержания) начального образования для специализированных организаций образования с русским языком обучения согласно приложению 16 к настоящему приказу;

17) типовой учебный план (обновленного содержания) основного среднего образования для специализированных организаций образования с казахским языком обучения согласно приложению 17 к настоящему приказу;

18) типовой учебный план (обновленного содержания) основного среднего образования для специализированных организаций образования с русским языком обучения согласно приложению 18 к настоящему приказу;

19) типовой учебный план (обновленного содержания) основного среднего образования для специализированных организаций образования с обучением на трех языках (для школ с казахским языком обучения) согласно приложению 19 к настоящему приказу;

20) типовой учебный план (обновленного содержания) основного среднего образования для специализированных организаций образования с обучением на трех языках (для школ с русским языком обучения) согласно приложению 20 к настоящему приказу;

21) типовой учебный план (обновленного содержания) начального, основного среднего, общего среднего образования для специализированных музыкальных школ-интернатов с казахским языком обучения согласно приложению 21 к настоящему приказу;

22) типовой учебный план (обновленного содержания) начального, основного среднего, общего среднего образования для специализированных музыкальных школ-интернатов с русским языком обучения согласно приложению 22 к настоящему приказу;

23) типовой учебный план (обновленного содержания) начального, основного среднего, общего среднего образования для республиканских средних специализированных музыкальных школ-интернатов с казахским языком обучения согласно приложению 23 к настоящему приказу;

24) типовой учебный план (обновленного содержания) начального, основного среднего, общего среднего образования для республиканских средних специализированных музыкальных школ-интернатов с русским языком обучения согласно приложению 24 к настоящему приказу;

25) типовой учебный план (обновленного содержания) начального, основного среднего образования для специализированных школ-интернатов в сфере искусств с казахским языком обучения согласно приложению 25 к настоящему приказу;

26) типовой учебный план (обновленного содержания) начального, основного среднего образования для специализированных школ-интернатов в сфере искусств с русским языком обучения согласно приложению 26 к настоящему приказу;

27) типовой учебный план специальности "Инструментальное исполнительство" по специализации "Клавишные инструменты" для специализированных музыкальных школ-интернатов согласно приложению 27 к настоящему приказу;

28) типовой учебный план специальности "Инструментальное исполнительство" по специализации "Струнные инструменты" для специализированных музыкальных школ-интернатов согласно приложению 28 к настоящему приказу;

29) типовой учебный план специальности "Инструментальное исполнительство" по специализации "Народные инструменты" для специализированных музыкальных школ-интернатов согласно приложению 29 к настоящему приказу;

30) типовой учебный план специальности "Инструментальное исполнительство" по специализации "Духовые и ударные инструменты" для специализированных музыкальных школ-интернатов согласно приложению 30 к настоящему приказу;

31) типовой учебный план специальности "Музыкальное исполнительство эстрады" для специализированных музыкальных школ-интернатов согласно приложению 31 к настоящему приказу;

32) типовой учебный план специальности "Хоровое дирижирование" для специализированных музыкальных школ-интернатов согласно приложению 32 к настоящему приказу;

33) типовой учебный план специальности "Теория и история музыки" для специализированных музыкальных школ-интернатов согласно приложению 33 к настоящему приказу;

34) типовой учебный план специальности "Композиция" для специализированных музыкальных школ-интернатов согласно приложению 34 к настоящему приказу;

35) типовой учебный план начального, основного среднего образования для специализированных школ-интернатов в сфере искусств (музыкально-теоретический цикл для исполнительских специальностей) согласно приложению 35 к настоящему приказу.

Сноска. Пункт 1 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 07.08.2017 № 393 (вводится в действие с 05.09.2017 для 1, 2, 5, 7 классов, с 01.09.2018 для 3, 6, 8, 10 классов, с 01.09.2019 для 4, 9 (10), 11 (12) классов).

2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Жонтаева Ж.А.) обеспечить:

1) в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) после прохождения государственной регистрации официальное опубликование настоящего приказа в средствах массовой информации;

3) доведение настоящего приказа до сведения организаций образования.

3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

Читайте также: