Как в ссср появилась магнитофонная культура кратко

Обновлено: 28.06.2024

С техникой в Советском Союзе было напряженно. Основные ресурсы шли на оборонку, на легкую промышленность деньги расходовались по остаточному принципу. Но какими бы ни были советские магнитофоны, люди и им были рады. Ведь они давали возможность прикоснуться к миру западной музыки.

– С пленкой была беда, – вспоминает певец Юрий Лоза. – Она была очень плохая, сыпалась, налет с нее летел и тер головки, и они быстро выходили из строя.

Все, кто застал катушечные магнитофоны, помнят, как головки постоянно протирали спичкой с ватой, смоченной в спирте. А еще приходилось регулировать высоту головок и склеивать магнитофонную ленту – она часто рвалась. Между тем сама по себе пленка была огромным дефицитом: купить ее в магазине было практически невозможно.

За записи Пресли – в тюрьму на год

– У меня в Усть-Каменогорске был приятель Майдан, – вспоминает Алибасов. – Он где-то доставал пластинки – одна стоила 50–70 рублей – и делал с них записи на пленку. У него весь город их покупал. Так его за это посадили в тюрьму, он целый год там провел. А он слепой был, представляете?

– Запретный плод сладок. Если бы западную музыку у нас разрешили, то не было бы никакого ажиотажа, – говорит Лоза, который, кстати, тоже в советские годы зарабатывал на записях.

Кассетные магнитофоны появились в СССР в 70-е годы.

– Это был не вопрос стоимости, а вопрос дефицита, – объясняет Шкурко. – У нас в Сестрорецке кассетных магнитофонов не было в продаже, в магазинах на полках стояли катушечные, которые никого не интересовали. Кассетные магнитофоны привозили в Гостиный Двор в Ленинграде, вот там периодически на прилавок выбрасывали дефицит.

В 90-е годы кассеты уступили место компакт-дискам, а что было дальше, вы и сами знаете. Сегодня на одной флешке можно разместить целую аудиотеку и скачать песню – дело всего нескольких секунд, но романтики не осталось.


Чтобы понять природу стеба, стоит вспомнить, что романтика 60-х годов, когда с высоких трибун заявлялось, что следующее поколение будет жить при коммунизме, к 1972 году развеялась, как дым над водой. Коммунизм так и не построили, Америку не только не перегнали, но даже и не догнали. Зато из теле- и радиоэфира были убраны все твисты и шейки. Зазиявшие пустоты заполнил всевозможный мусор, от нафталиновых оперетт до псевдопатриотических маршей.

Это был все тот же родной русский язык (правда, с изрядной примесью слэнга), но интонационно совершенно иной, нежели нам преподавали в школе, поскольку в основе стёба лежала ирония по отношению к окружающей реальности.

Стёб – это также и манера общения, которая требовала от людей практически мгновенной реакции на любую шутку.

Как в СССР зарождалась эта культура? Достаточно непросто и нелегко. Ведь в то время, когда на капиталистическом Западе производство магнитофонов и их популяризация была непосредственно связана с коммерцией, то в Советском Союзе – с идеологической и культурной цензурой.

В то время эти магнитофоны стоили баснословных денег для обыкновенного советского гражданина. Позволить приобрести себе такую технику могли лишь очень немногие обыватели. В основном их приобретали Дома культуры, студии.

Со временем магнитофоны были усовершенствованы, появились первые транзисторные бобинники, улучшалось и качество воспроизводимого и записываемого звука. Появились стереофонические магнитофоны с довольно хорошим (по тем временам) качеством звука. Естественно, что с развитием магнитофонной промышленности снижалась и цена на подобную технику.

Уже ко второй половине 1970 года подобный аппарат был неотъемлемой принадлежностью для каждого меломана, но все же цена на них была достаточно высокой (или была зарплата слишком маленькой).

Я не стану описывать свое знакомство с первым в моей жизни магнитофоном, это займет много времени. Но это было что-то с чем-то. Сколько восторга, радости, размотанных и запутанных магнитофонных лент!

Любой гражданин с магнитофоном обретал независимость от предлагаемого советским искусством весьма ограниченного ассортимента музыкальных произведений. Он мог выбрать, что ему слушать. Купленную редкостную пластинку можно было растиражировать на сотни магнитофонных лент.

Возможно, это прозвучит слишком громко, но, на мой взгляд, рок-музыка в СССР выжила и более того, приобрела свои черты, да что там, просто состоялась как музыкальное направление благодаря магнитофонной культуре и отдельно взятым непокоренным энтузиастам.

Магнитофоны в СССР — это целая отдельная история. Существует немало оригинальных разработок, которые до сих пор заслуживают восхищения. Рассмотрим лучших производителей, а также самые привлекательные модели магнитофонов.



Когда появился первый магнитофон?

Но это были разработки сугубо для специального применения. По понятным причинам массовый выпуск развернули только десятилетием позже, к началу 1950-х. Выпуск бобинной техники продолжался и в 1960-е, и даже в 1970-е годы.

Сейчас такие модели интересны преимущественно фанатам техники ретро. Это одинаково относится как к катушечным, так и к кассетным модификациям.



Список лучших производителей

Посмотрим, какие производители магнитофонов заслуживали повышенного внимания публики.

Первый аппарат без использования бобин появился в начале 1970-х годов. Его запуску в производство долго мешали проблемы с освоением промышленностью бесколлекторного электромотора. Потому первоначально пришлось ставить традиционные коллекторные модели. В 1977 году развернули производство стереофонических аппаратов. Пытались выпускать еще стационарные магнитофоны со стереозвуком и магнитолы.

В первом случае дошли до стадии единичных опытных образцов, во втором — до мелкой серии.



Все устройства семейства воспроизводят только катушки и имеют ламповую элементную базу.







Выпуском таких катушечных ламповых магнитофонов занималось предприятие в городе Великие Луки. Востребованность этой техники была связана с ее простотой и дешевизной одновременно. Первая модель, выпускавшаяся с 1957 года ограниченной серией, сейчас представлена только редкими экземплярами у коллекционеров и фанатов ретро. Потом было выпущено еще 3 таких модификации.



Популярные советские модели

Судя по всему, это действительно превосходная модель, которая в 1974-м завоевала наивысшую отраслевую награду в мире.



Обращают на себя внимание:

  • световые индикаторы ключевых рабочих режимов;
  • возможность проконтролировать запись, прослушав ее на телефоне;
  • наличие паузы и автостопа;
  • регулировка громкости телефонов;
  • отличное устройство понижения шума;
  • частоты от 40 до 16000 Гц (в зависимости от типа используемой ленты);
  • масса в 7 кг.

Отдельно стоит сказать про условные знаки, использовавшиеся на аудиотехнике и радиоаппаратах. Окружность со стрелкой вправо показывала линейный выход. Соответственно, окружность, из которой выходит стрелка влево, применялась для обозначения линейного входа. Две окружности, разделенные нижним подчеркиванием, обозначают сам магнитофон (в составе других устройств). Антенный вход помечали белым квадратом, справа от которого располагалась буква Y, а 2 окружности рядом — это стерео.





Обзор магнитофонов СССР смотрите в следующем видео.

В СССР с распространением доступных бытовых магнитофонов, со второй половины 1950х — начала 1960х годов, возникло особое социальное явление — магнитофонная культура.

Легкость копирования магнитных записей позволила почти неограниченно распространять произведения, не одобрявшиеся официальной идеологией, но популярные в народе:

песни бардов и первых полуподпольных рокгрупп, западную популярную музыку, лекции по уфологии.

Эксперименты по магнитной записи видеосигнала начались в 50х бытовые бобинные видеомагнитофоны на ленте шириной дюйм и полдюйма появились в середине 70х гг.

В конце семидесятых появились кассетные системы, и после непродолжительной борьбы систем Betamax и VHS, различавшихся меха-никой лентопротяжного механизма и качеством изображения, победила VHS.

Стремление к миниатюризации бытовых магнитофонов и повышению удобства пользования ими привела к появлению на рынке, начиная с 1950-х гг., различных кассетных систем.

Ко второй половине 1960х фактически единым стандартом стала компакткассета, разработанная компанией Philips.

В 1980 - 1990-х годах магнитофоны с компакткассетой практически вытеснили катушечные системы с потребительского рынка.

В наших фондах имеется катушечный магнитофон Союз-110-стерео 1986 года выпуска Стереофонический катушечный магнитофон Союз-110-стерео с начала 1986 года выпускал Брянский ЭМЗ.

https://i0.wp.com/priborazbor.ru/wp-content/uploads/2020/09/souz_mk110s-1.jpg?ssl=1

Еще один экземпляр из фондов музея из катушечных магнитофонов Орбита-107-с. С 1988 года магнитофон-приставка Орбита-107-стерео.

Настольный катушечный магнитофон-приставка первой группы сложности - Орбита-107-стерео предназначен для записи.

http://www.rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/orbita107_0.jpg

до появления кассетных магнитофонов катушки называли кассетами) или на сердечники без щёчек (для предотвращения спадания ленты магнитфоны,

Намотка ленты рабочем слоем внутрь рулона, но в очень старых магнитофонах нередко встречалась намотка рабочим слоем наружу.

За счёт широкой ленты и высокой скорости её протяжки катушечные магнитофоны могут обеспечивать очень высокое качество записи и воспроизведения,

выше, чем качество механической грамзаписи, CD и компакткассет.

Стандартные скорости ленты в бытовых катушечных магнитофонах — 4,76, 9,53 и 19,05 см/с (в некоторых высококлассных применялась и 38,1 см/с); в студийных — 19,05, 38,1 и 76,2 см/с.

В кинематографии для синхронной записи звука могла применяться скорость 48,5 см/с (скорость протяжки 35-мм киноплёнки), в спецаппаратуре встречалась также скорость 28,0 см/с.

Все возможности качественной записи реализуются на высоких скоростях, 19,05 см/с и выше.

Катушечники отличаются большими габаритами, массой (хотя существовали и переносные, и носимые, и карманные модели) и энергопотреблением.

Многодорожечные (с 8 и более дорожками) многоканальные катушечные магнитофоны в 60-х — 90-х годах активно использовались как студийные.

В бытовом секторе были практически вытеснены кассетными моделями к середине 80-х годов — для среднего потребителя компактность и простота использования оказались важнее качества звучания.

В батарейных магнитофонах, как правило, использовались катушки № 10 и № 13, в сетевых — № 15 и № 18, реже — № 13, № 22 и № 27.

Самые маленькие катушки — № 7,5 — применялись в некоторых диктофонах; кроме того, на них продавалась ракордная лента.

Самая распространенная лента для катушечных магнитофонов — шириной 6,25 мм, толщиной 55, 37 и 27 мкм, значительно реже встречалась лента толщиной 18 мкм.

Толстые ленты имеют лучшие механические свойства и стабильность характеристик, а большая толщина рабочего слоя обеспечивает высокую перегрузочную способность.

Тонкие, в свою очередь, в силу лучшей гибкости не требуют сильного натяжения для хорошего прилегания к головкам и имеют большую длину при том же диаметре рулона,

так на катушку № 18 помещается 350 м ленты толщиной 55 мкм или 525 м ленты 37 мкм. Диаметр километрового рулона ленты толщиной 55 мкм,

намотанной на сердечник (стандартно для студийных магнитофонов) составляет около 30 см.

В СССР магнитофоны 0 и 1 классов делались исключительно со сквозным каналом (раздельные записывающие и воспроизводящие головки, раздельные усилители записи и воспроизведения),

магнитофоны 2, 3 и 4 классов для удешевления как правило имели универсальные головки и усилители.

Зарубежные производители не придерживались жесткой привязки схемотехники к классу, а потому выпускалось немало как Hi-Fi-моделей с универсальным усилителем,

так и довольно дешевых со сквозным каналом.

Кассетные магнитофоны.

Портативный стереофонический магнитофон “Русь М-310-стерео” с 1987 года выпускал Рязанский приборный завод. Магнитофон является аналогом магнитофона “Весна М-310С” и по схеме, конструкции, характеристикам и оформлению ему полностью, кроме надписей соответствует. Магнитофон обеспечивал запись моно или стереофонических музыкальных и речевых программ, с последующим воспроизведением магнитозаписи через выносные акустические системы или стереотелефоны. Имелась возможность: автоматической остановки работы магнитофона при окончании магнитной ленты в кассете или неисправности кассеты; автоматической регулировки уровня записи; контроля уровня записи по пиковым индикаторам на светодиодах; регулировки стереобаланса; раздельной регулировки тембра по высшим и низшим частотам; использования магнитных лент двух типов; автоматического переключения типа ленты.

https://a.d-cd.net/62ac2des-960.jpg

Это была целая эпоха, как сейчас говорят-золотой век аудио. Правда, на то время для нашей страны такая техника была предметом роскоши. Когда-то Sharp был действительно мощной фирмой и на нас, школьников СССР 80х, производил неизгладимое впечатление хотя бы дизайном. Мечтать о таком было в те годы просто запредельно. Мне, на то время очень повезло, мои родители купили новенький Шарп, на то время один на всю улицу. Я до сих пор помню, как мы могли подолгу устраивать танцы. И хотя, на тот момент в нашей семье была достаточно серьёзная отечественная аппаратура, а именно катушечная дека "Маяк-001" -появление переносного кассетного магнитофона было целым событием!

Шарп имел замечательный радиоприёмник, на нем с удовольствием слушались радиостанции во всех диапазонах. И конечно, что больше всего восхищало в этом аппарате, это истинно японское качество изготовления и что-то притягательное в дизайне аппарата, какие-то особые тактильные ощущения при касании ручек и клавиш. Так могут делать аппаратуру только одна нация в Мире-японцы!

Еще один экземпляр из коллекции это переносной, компактный магнитофон тоже из очень известной фирмы SONI.

https://almois.ru/wp-content/uploads/2018/03/almois-jobbing-cassette-audio-recorder-sony-cfs-b7s-9559-1600.jpg

Название фирмы SONY было придумано как абстрактное, созвучное с английским словом Sound(звук) и Sonic(звуковой) и произносимое на всех языках одинаково - SONY. Началась история SONY в сентябре 1945 г., когда Масару Ибука с группой единомышленников основал компанию Tokyo Tsushin Kenkyujo. Поначалу фирма занималась всем, что подварачивалось под руку. В 1946 г. Ибука расширил свой бизнес и взял в партнеры своего давнего друга Акио Мориту. Масару Ибука хотел производить вещи для широкого круга покупателей, оставалось только найти надлежащий продукт. Он обратил свое внимание на проволочный магнитофон. Но изготовленный им магнитофон обладал целым рядом недостатков: быстрый износ головки, малое время записи, большой уровень шумов, и Масару Ибука решил изготовить магнитофон, используя ленту с магнитным слоем. Львиная доля работы над этим проектом принадлежала инженеру-электронщику Кихаре.

Читайте также: