Как в истории человеческой мысли рассматривалась проблема смысла жизни кратко

Обновлено: 05.07.2024

Рассматривая вопрос, уместно выявить, как эта проблема рассматривалась в различные эпохи. Ряд толкователей проблемы пытались уменьшить значение самоценности человеческой жизни путем призывов к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений. Но человек должен быть счастлив не в чужой, а в своей жизни. Счастлив не за счет других и не в ущерб другим. Суть проблемы сжато выражается в форме вопроса: "Для чего жить?". Есть, пишет французский философ А.Камю, только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.

Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые - достижение максимальных наслаждений, вторые - достижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.

В современной христианской православной традиции провозглашается: "человек не имеет границ своей человеческой природе". Если Бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается возможность становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и свободы.

Сторонники материалистических представлений полагают, что развитие человека и человечества определяются их внутренней логикой саморазвития. Предназначение человека не имеет ничего общего с неким мировым разумом, абсолютом или богом. В материалистической традиции смысл жизни усматривается в саморазвитии человека, в совершенствовании его сущностных сил, способностей и потребностей. Этот процесс обусловлен предыдущим развитием и имеет конкретное историческое реальное содержание.

Поэтому, категорию "смысл жизни"можно определить как регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая деятельность.

Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности.

Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое - чаяния людей каждой данной эпохи. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность. "Только мы и никто другой", пишет в своей книге "Время человеческого бытия"талантливый философ Н.Н.Трубников.

Смысл жизни - это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Смысл жизни - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительней личность, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей. Смысл жизни заключается в том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать мир вокруг себя.

Эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.

Вопрос о смысле нашей жизни занимает большинство людей с самого раннего возраста. Например, мой младший сын задал вопрос "Для чего мы живём, пап?" - примерно в пять - шесть лет. А сам я, на сколько помню, задумался над этим с семи или может чуть старше.

С годами начинаешь понимать, что этот смысл начинает постепенно меняться по мере духовного взросления человека или окружения, в котором мы живём. Ранее я уже попытался рассказать моё собственное видение смысла жизни в специальной статье В чём смысл жизни? Всё очень просто! Но сегодня речь пойдёт о другом. А именно о том, как понимали смысл жизни выдающиеся мыслители и философы своей современности. Выбор этих людей мой собственный, на сколько я сам понимаю их влияние на наш сегодняшний мир.

Фёдор Достоевский

Фёдор Михайлович один из самых почитаемых авторов на западе из-за своих глубоких и психологически выверенных по философскому содержанию романов, а также непреходящий классик в нашей стране. И хотя прямых высказываний о смысле жизни в литературе он почти не оставил, мы можем судить о его мнении по словам, высказываемым героями его произведений, а также письмам самого Достоевского.

Ричард Бах

Для меня это не просто писатель, а великий вдохновитель. И так же, как и в случае с Достоевским о смысле жизни говорят его книги. Чайка по имени Джонатан Ливингстон является самым известным его произведением, хотя на самом деле есть ещё немало его творений, которые просто обязательны к прочтению. Об этом, пожалуй, нужно написать отдельную статью.

Так вот, по мнению учителя Джонатана, а скорее всего и самого Баха смысл жизни состоит в постоянном развитии и обучении чему-то новому в этом мире, не останавливаясь только на еде, борьбе и власти в стае. Только это позволит нам быстрее сперва понять, а затем и приблизиться к тому, что является высшей целью жизни человека и человечества. И чем быстрее этот процесс, тем меньше времени мы затратим при новых перерождениях.

Чего только стоят такие строчки:

Цитату целиком вы можете посмотреть, например, здесь . А если не читали книгу, то крайне рекомендую и "чайку", и ещё в довесок Приключения миссии поневоле".

Антуан Де Сент Экзюпери

Его маленький принц - неотъемлемая часть философии счастья и смысла жизни. И хотя по мере прочтения произведения нельзя точно сказать, в чём именно заключается его свет, по окончанию остаётся очень много мыслей, идей и желания созидать.

У Экзюпери есть целый сборник, который называется "Смысл жизни", но вкратце можно сказать, что под смыслом он понимал скорее стремление жизни отдельно взятого человека к чему-то общему, созидательному и свойственному всему человечеству в целом.

Николай Рерих

Великий мыслитель, гениальный художник, сподвижник и борец за мир во всём мире, Николай Рерих провёл всю свою жизнь в неустанном труде на благо общества, в поисках высших сил искусства, а также изучении великих сил, которые могут управлять человечеством на более высоком уровне. Когда-то я зачитывался и упивался его идеями.

По его мнению, смысл жизни человека в неустанном творчестве и созидании. Но крайне важно, чтобы мысль творческого человека ничем не была стеснена, иначе это порождает уродство. Я понимаю это так, что стеснённой мысли приходится придерживаться определённых правил, в результате чего может произойти перекос в сторону, далёкую от истинного созидания.

Аристотель

Очень известный и достигший многих высот для своего времени учёный-энциклопедист и философ Аристотель понимал смысл жизни немного по-своему и видел его в первую очередь достижении счастья. Что такое счастье это совершенно отдельная тема для разговора. Но в понимании Аристотеля оно состояло скорее в том, чтобы найти себя, своё предназначение, а следовательно и возможность получить так называемые душевные блага. Он созвучен со многими великими людьми, которых мы уже упомянули в этой статье, так как считает неотъемлемой частью счастья тяготение к знаниям, освоение различных навыков и умений, возможность любить и быть любимым и иметь рядом родных и близких людей.

Альберт Эйнштейн

Философ, давший людям новую физику и окончательное понимание относительности, которая присутствует во вселенной абсолютно во всём размышляет о смысле жизни довольно интересно:

Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее.

Таким образом это ещё раз созвучно с моими выводами о смысле жизни на более ранних стадиях. Позволю себе привести ещё одну очень важную его цитату:

Если бы все об этом помнили каждый день и час, мир был бы в сотни раз лучше, чем есть сейчас.

Христос

Если понять, что Иисус изначально был человеком, которому были даны знания свыше, и исключить из его речей все призвания служить единственному богу, которые могли быть приписаны много позднее, то можно понять, что миссия в первую очередь учил людей и призывал их измениться. В постоянных его призывах в первую очередь слышится недопустимость жить той жизнью, в которой погрязли люди, вездесущая мысль о том, что нужно расти духовно и стремиться к чему-то высшему, не допуская при этом грехов и низких мыслей. Сложно сказать наверняка, но в этом можно понять в первую очередь постоянный духовный рост, о чём позже говорили многие другие философы, упомянутые в этой статье.

Будда

Будда, как легендарный основатель восточного учения, превратившегося позднее в религию или целую философию, немало времени уделял размышлениям о смысле жизни. Хотя вернее сказать, он познал его ранее, достигнув нирваны, а позже многими способами пытался донести эти знания до не посвящённых и не понимающих смысла людей.

Так как буддизм в целом верит в перерождение душ (сансару), карму, а следовательно, и постоянный цикл рождения и смерти, Будда говорит о том, что желания человека неисчерпаемы по своей сути, при том, что ничего из этих желаний и материальных благ мы не сможем перенести в следующую жизнь. И наоборот, наши поступки на протяжении всей жизни влияют на наши последующие перерождения. Желания создают потребность, потребность неудовлетворённость, а неудовлетворённость вражду и стремление получить большего. Следовательно, именно максимальный отказ от желаний есть смысл и цель жизни человеческой сущности.

Конфуций

Великий мыслитель и философ Китая, на основе изречений и мыслей которого возникла целая религия был убежден в том, что материальное благополучие человека должно отходить на второй план, а смысл жизни заключается в достижении так называемого Дао, под которым можно понимать предназначение, путь человека в этом мире. И если каждый будет придерживаться этой позиции, с учётом самопожертвования, возникнет полноценное человеческое общество. Таким образом мы снова приходим мысли, что смысл жизни часто кроется в самой целенаправленной жизни, насыщенной красками и постоянным ростом над самим собой.

В чем смысл жизни? Над этим вопросом ученые и философы бились не одно столетие, но так и не смогли прийти к какому-то определенному и единому выводу. Из споров истина не родилась, скорее все ещё сильнее запутались. Это привело к расколу на множество лагерей, в каждом из которых люди по-своему пытались осознать тщетность бытия. И у всех это получилось. А решать, что из этого правильнее и вернее, предоставили тебе и нам. Поэтому мы попытались разобраться в самых популярных учениях различных философов, чтобы все-таки понять, в чем же смысл жизни.

1. Гедонизм

Одно из древнейших учений, которое было направлено на понимание смысла жизни. Основоположником его считается философ Аристипп, живший в одно время с Сократом. Исходя из логики гедонистов, смысл жизни человека заключен в удовольствии, которое является высшим благом. Под удовольствием не стоит понимать только удовлетворение физиологических потребностей — сюда входит все, что может принести человеку это состояние: например, творчество, наука, искусство и тому подобное.

По философии гедонистов, удовольствие, как смысл жизни, является единственной настоящей ценностью, в то время как остальные ценности человека носят исключительно инструментальный характер. То есть предназначены для достижения удовольствия. Интересное учение, хоть и довольно простое.

2. Эвдемонизм

Чаще всего это философское учение, одним из основателей которого был Аристотель, приравнивают к течению гедонизма. Однако между этими двумя вещами есть колоссальная разница, которая заключена в следующем: для эвдемонизма смысл жизни — полное и абсолютное счастье, которое находится намного выше человеческого удовольствия. В некоторых моментах такое понимание главного вопроса человека в чем-то схоже с учением буддизма. Хоть там главной целью становится вырваться из бесконечной цепочки перерождений, но делается это для того, чтобы достигнуть нирваны, так называемого просветления. Это-то просветление и схоже с эвдемонизмом. Согласно учению, счастье заключено в победе духа над телом, который отрицает страх перед Богом, смертью и страданием.

3. Утилитаризм

Суть этого философского подхода к изучению смысла жизни лежит в том, что человек должен извлекать из всего происходящего с ним определенную пользу. От предыдущих двух учений отличается тем, что извлекаемая польза необязательно должна приносить ему удовольствие или счастье. Одним из первых, кто разграничил эти три течения и систематизировал утилитаризм, был философ-моралист Иеремия Бентам. По его словам, смысл человеческой жизни в том, чтобы сделать своё существование максимально комфортным. Правда, человек в аспекте бытия загнан в этические рамки, выход за которые является непозволительным. При столкновении с выбором счастья в свою пользу или пользу окружающих человек должен руководствоваться не своими личными потребностями, а удовлетворением желаний максимального числа окружающих людей. С другой стороны, в основе учения лежит принцип, который провозгласил Кант: относись к окружающим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. То есть смысл сводится к извлечению пользы из событий, которая осчастливит окружающих.

4. Принцип самопожертвования

В ряде некоторых функций это учение о смысле жизни довольно похоже на течение утилитаризма. Однако полностью соотносить эти два понятия нельзя, поскольку имеются кардинальные различия. Если в первом случае человек может (и в некоторых случаях должен) прожить свою жизнь, извлекая из неё максимальную пользу, то здесь главным принципом становится самоотречение, что довольно благородно. Отказ от личной выгоды не только не должен смущать человека, но и обязан стать его смыслом жизни. Отчасти подобные пункты присутствовали в философии стоиков, отчасти это учение родилось из христианства и образа Иисуса Христа. По сути, получается так, что каждый из нас должен принести максимальную пользу другому, отринув личные мотивы. И если все человеческое сообщество приложит максимум усилий для этого, в мире воцарится счастье, радость и гармония, а сосуществование станет настолько приятным, что вряд ли тогда люди откажутся от выполнения такой миссии. Звучит заманчиво, но крайне утопично. Хотя было бы неплохо жить в таком обществе.

5. Экзистенциализм

Это философское течение не только взорвало миллионы мозгов своей жёсткостью и откровенностью, но и стало основным в прошлом веке, плавно перейдя и в наше время. Кьеркегор, Камю, Сартр и многие другие философы активно продвигали эту философию в массы. Суть ее в том, что смысл жизни человека сводится к познанию собственной сущности, которая определяется существованием. Жизнь человека и он сам — открытый проект, который необходимо завершить. Правда, это практически невозможно. Человек сталкивается с разным опытом на протяжении своего существования: бренностью жизни, ее абсурдностью, а также тотальной свободой, которая может оказаться иллюзорной. Исходя из всех этих факторов, человек и выстраивает свою истинную сущность, но под воздействием различных обстоятельств та может меняться. А потому полностью достроить ее не получится, следовательно смысл жизни теряется, снова сводясь к простому существованию. То есть смысл — в обретении недостижимого, что позволяет нам заключить, исходя из этого, что смысла жизни и вовсе не существует. А принимать это или нет, решать только тебе.

6. Прагматизм

Это течение, которое обычно связывают с именем американского философа Чарльза Пирса, основано только на личной выгоде человека. Он не то что может извлекать ее из происходящего и окружающего его — достижение личного счастья приравнивается к смыслу жизни. Отличие от других перечисленных течений в том, что здесь этические рамки не только не устанавливаются, но и должны быть разрушены. Здесь все вопросы переводятся в практическую плоскость, духовное ставится на второй план. Цель человека, какой бы она ни была, какой бы эгоизм им ни двигал, оправдывает средства, которые человек использует для ее достижения. Жёстко, не очень приятно, но надо смириться с тем, что много людей так и живет. Может, поэтому наш мир не всегда такой приятный?

Рассматривая вопрос, уместно выявить, как эта проблема рассматривалась в различные эпохи. Ряд толкователей проблемы пытались уменьшить значение самоценности человеческой жизни путем призывов к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений. Но человек должен быть счастлив не в чужой, а в своей жизни. Счастлив не за счет других и не в ущерб другим. Суть проблемы сжато выражается в форме вопроса: "Для чего жить?". Есть, пишет французский философ А.Камю, только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.

Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые - достижение максимальных наслаждений, вторые - достижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.

В современной христианской православной традиции провозглашается: "человек не имеет границ своей человеческой природе". Если Бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается возможность становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и свободы.

Сторонники материалистических представлений полагают, что развитие человека и человечества определяются их внутренней логикой саморазвития. Предназначение человека не имеет ничего общего с неким мировым разумом, абсолютом или богом. В материалистической традиции смысл жизни усматривается в саморазвитии человека, в совершенствовании его сущностных сил, способностей и потребностей. Этот процесс обусловлен предыдущим развитием и имеет конкретное историческое реальное содержание.

Поэтому, категорию "смысл жизни"можно определить как регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая деятельность.

Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности.

Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое - чаяния людей каждой данной эпохи. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность. "Только мы и никто другой", пишет в своей книге "Время человеческого бытия"талантливый философ Н.Н.Трубников.

Смысл жизни - это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Смысл жизни - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительней личность, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей. Смысл жизни заключается в том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать мир вокруг себя.

Эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.

Читайте также: