Как в доу соблюдаются основные гарантии прав детей находящихся в трудной жизненной ситуации

Обновлено: 02.07.2024

1. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны органов государственной власти области, органов местного самоуправления. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни.

2. В целях защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создаются соответствующие социальные службы для детей, которые по поручению органа исполнительной власти области, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка.

Указанная программа включает в себя оценку (экспертизу) состояния ребенка, в том числе проведенную учреждениями здравоохранения оценку состояния здоровья ребенка, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации ребенка, которые осуществляются социальной службой самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и другими учреждениями.

3. В случае установления судом вины родителей (лиц, их заменяющих) в нарушении прав и законных интересов детей, компенсация вреда, нанесенного детям, определяется судом с учетом проведения необходимых мер по социальной реабилитации и социальной адаптации детей.

4. При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, должностные лица органов государственной власти области, местного самоуправления действуют в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, касающимися гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи.

5. Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информация о Курганском городском отделе

Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, в том числе международные объединения в лице своих отделений в Российской Федерации, осуществляют свою деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Данные организации вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия должностных лиц органов государственной власти и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми.
При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления действуют в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи, законодательством Российской Федерации.
Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 25 мая 2017 года N 15-2/10/2-3461

Министерство здравоохранения Российской Федерации во исполнение пункта 54 плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 167-р, направляет методические рекомендации "Организация трехуровневой системы медико-социальной помощи детям в трудной жизненной ситуации", разработанные ФГАУ "Национальный научно-практический центр здоровья детей" Минздрава России и согласованные Министерством образования и науки Российской Федерации (письмо от 19.05.2017 N ТС-91/08).

Приложение

Министерство здравоохранения Российской Федерации

ФГАУ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ"

ГАУЗ "ДЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН"

Организация трехуровневой системы медико-социальной помощи детям в трудной жизненной ситуации

Методические рекомендации предназначены для руководителей органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации, главных врачей детских больниц, поликлиник, а также специалистов, участвующих в оказании медико-социальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Введение

Дети в трудной жизненной ситуации составляют до 20% детского населения Российской Федерации, причем эти данные носят приблизительный характер и включают только те случаи, когда нахождение в такой ситуации уже представляет серьезную проблему для ребенка.

Социально детерминированные ситуации, непосредственно угрожающие здоровью и жизни ребенка (жестокое обращение с детьми, безнадзорность и беспризорность, буллинг, распространение "рискованных форм" поведения и др.), требуют безотлагательного решения.

Отсутствие должной системы оказания медико-социальной помощи данному контингенту детей и их семей - одна из главных причин предотвратимых потерь здоровья и жизни детей и подростков.

В Указе Президента РФ от 01.06.2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" указывается на необходимость разработки и внедрения эффективных современных технологий медико-социальной помощи детям и подросткам. Таким образом, в современных условиях, совершенствование системы медицинского обеспечения детского населения должно осуществляться не только по пути повышения эффективности и качества лечебно-диагностической помощи, но и интенсивного развития профилактической и медико-социальной помощи.

В приказе Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2012 N 366н "Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи" указано, что структура детской поликлиники предусматривает наличие отделения медико-социальной помощи (ОМСП).

Разработка и апробация типовой региональной модели организации медико-социальной помощи детскому населению осуществлялось в рамках мероприятий Рабочей группы N 3 "Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни" Координационного Совета при Президенте Российской Федерации по реализации "Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях обеспечения организации эффективной медико-социальной помощи детскому населению в субъектах РФ.

Целью медико-социальной помощи детскому населению является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации детей с физической и психической патологией, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими работниками с высшим и средним медицинским образованием, а также специалистами немедицинского профиля (психологами, юристами, специалистами по социальной работе) в амбулаторных условиях, стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

Основные понятия

В настоящих методических рекомендациях используются следующие основные понятия и определения:

медико-социальная помощь детскому населению - комплекс интегрированных мероприятий медицинского, социального, психологического, юридического характера, направленных на восстановление, сохранение, укрепление здоровья для обеспечения социального благополучия несовершеннолетних;

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (далее - ТЖС) - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Дети и их семьи из группы повышенного социального риска - обобщенная группа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении.

1. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение создания трехуровневой системы оказания медико-социальной помощи детскому населению в РФ.

Успешная организация системы медико-социальной помощи детскому населению обеспечивается наличием регламентирующих ее деятельность законодательных и нормативно-правовых актов.

Приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации ("О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста" от 05.05.1999 г. N 154; "О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации" от 30.05.2002 г. N 176; "Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники" от 23.01.2007 г. N 56; "Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи" от 16.04.2012 г. N 366н) рекомендуют предусматривать в структуре детских поликлиник отделения медико-социальной помощи. Прописано, что поликлиники, кроме всего прочего, осуществляют следующие функции: медико-социальную и психологическую помощь детям; организацию медико-социальной подготовки детей к поступлению в образовательные организации. "Правила организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового" регламентируют обеспечение передачи информации о детях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники.

1.1. Перечень основных законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность медицинских организаций, оказывающих медико-социальную помощь детскому населению в РФ:

Читайте также: