Как устроено сознание человека кратко

Обновлено: 05.07.2024

В повседневной жизни достаточно часто понятия "сознание" и "душа" употребляются как синонимы. Но если углубляться в их точный смысл, становится понятно, что понятие души немного шире понятия сознания. С понятием души скорее синонимично понятие психики.

Сознание – это существенная форма проявления нашей души, которая наполнена глубоким и важным содержанием.

Сознание – это высшая функция мозга, которая присуща только людям, основана на речевой способности, смысл которой основывается на обобщённом и целенаправленном отображении реальности, в заранее выстроенной мысленной перспективе действий и предвидении итогов, в адекватном упорядочивании и самоконтроле поведения человека.

Проблема активности и творческой силы сознания

Являясь объективным результатом мышления действительности, сознание реализуется посредством практической и теоретической деятельности. Исполнение этого действия подразумевает формулирование замысла, цели или идеи. Стоит отметить, что идея в данном контексте значит не только то, что есть, но и то, что запланировано. Иначе говоря, идея – это термин, который предполагает практическую реализацию.

Творческая деятельность сознания плотно завязана на практической деятельности человека и основывается на его потребностях, которые, в свою очередь, возникают под воздействием внешних факторов. Потребности превращаются в цели в голове человека.

Цель – это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета реальности, в идеальной форме которого предполагается результат этой деятельности.

Цели вырабатываются под воздействием совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления под видом социальных, этических и эстетических идеалом.

Способность к целеполаганию – специфическая способность, которая характерна только людям, которая составляет кардинальную характеристику сознания.

Сознание без целеполагания не имело бы никакого смысла, иначе говоря, утратило бы способность мысленно преобразовывать вещи в соответствии со своими потребностями. Логично сделать вывод, что взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не могут быть сведены к элементарному совпадению случайностей. Основой целеполагания деятельности человека является неудовлетворённость миром и необходимость поменять его, найти новые формы, которые нужны человеку и обществу в целом. Таким образом, цели человека зарождаются, базируясь на общественной практике и объективном мире.

Человеческая мысль имеет свойство не только отражать действительность, но и отрываться от неё. Многообразие мира отражается в человеческом внутреннем "Я", тем самым образуя непростой, красочный достаточно изменчивый, но удивительно прекрасный мир. В этом причудливом пространстве и творит человеческая мысль. Сознание людей открывает дорогу и верным, и неверным представлениям. Мысль, проходя по этим иллюзорным коридорам, может двигаться по шаблонам, или прокладывать себе новые неизведанные пути, или вовсе круша старые шаблоны на своём пути. Мысли присуща невероятная способность – творить и придумывать новое.

Структура сознания

Термин "сознание" имеет множество значений. Более широкий смысл относится к психическому отражению реального мира вне зависимости уровня, оно может осуществляться биологическим или социальным, чувственным или рациональным, тем самым выделяя его отношение к материи, минуя определение структурной специфики организации.

Узкое и специальное значение понятия "сознание" – это не просто психическое состояние, а наивысшая человеческая форма психического отражения реального мира. Сознание в этом контексте представляет собой организованную структуру, которая имеет единую систему, состоящую из различных частей, в свою очередь, они находятся между собой в закономерных отношениях. Структура сознания состоит из осознания вещей и переживаний, т.е. определённого отношения к содержанию того, что отражается.

Развитие сознания подразумевает обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей может происходить на разных уровнях, а также на разной глубине проникновения в объект и степень ясности понимания. В силу этого происходит различение обыденности, научности, философии, эстетического и религиозного осознания мира, а также чувственного и разумного уровня сознания. Основу сознания образуют ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление. Но они не могут полностью исчерпать его структуру, потому как сознание состоит ещё и из акт внимания, который также является его частью. Исключительно из-за сосредоточенности внимания конкретные объекты находятся в фокусе сознания.

Окружающая действительность, а именно предметы или события могут оказывать негативное влияние на сознание, тем самым вызывать эмоциональные "бури", следствием которых будут трепет, волнение, боязнь, страх, слёзы, ненависть и даже любовь и восхищение. Познание и творчество – это пристрастный поиск истины, но никак не холодно-рассудочное проявление эмоций. Обширнейшая область человеческих эмоций состоит из чувств, которые представляют собой отношение к воздействиям из вне, настроения, эмоционального самочувствия и т.п. Здесь имеется в виду и удовольствие, и радость, и горе, и ярость, и отчаяние.

Знания могут быть менять уровень своей значимости для человека в соответствии с его отношением к ним. Наиболее яркая демонстрация выражается в убеждениях: они пронизаны сильными и стойкими чувствами, это показывает, насколько они ценны для человека, и насколько они могут влиять на направление его целей и сознания.

Компонентами структуры сознания являются чувства и эмоции. Процесс познания всесторонне затрагивает внутренний мир человека, его потребности, интересы, свободу и чувства. Познанием мира человек отражает в себе и чувственное, и образное.

Сознание не ставит рамок действовать в ограниченном пространстве и останавливаться на познавательных процессах и эмоциональной сфере. Сознание не ставит рамок действовать в ограниченном пространстве и останавливаться на познавательных процессах и эмоциональной сфере. Наши цели осуществляются благодаря усилиям воли. Но в этом контексте стоит заметить, что сознание – это не совокупность его частей, а достаточно сложное, имеющее свою структуру целое.

Память является ядром для всех психических процессов. Она является уникальной способностью мозга принимать, сохранять и воспроизводить информацию. Сила сознания, которая оказывает поступательные действия в отношении поведения, является потребность или неустойчивое состояние организма как системы, его необходимость в чём-то. Это состояние будит поисковую активность, волю. В момент обнаружения необходимого предмета, влечение перерастает в желание.

Воля – это факт сознания, является его практическим обнаружением.

Воля – это не только желать. Это психический процесс, который отражается в действиях, сконцентрированных на удовлетворении потребности. Эволюция психики от элементарных форм до высшего уровня сознания происходит на фоне качественных сдвигов характерных потребностей.

Приручение животных происходит только посредством биологического сближения видов.

Человек приобретает новые потребности, обусловленные с социальной и психологической точки зрения. Появляется жажда познания истины, чувство прекрасного, моральное удовлетворение, стремление к подвигам во имя народа и всего человечества. Причина кроется, прежде всего, в потребностях людей. Цель – потребность, которая отражается в сознании. Однако потребность – это не конечная точка причин человеческих потребностей. Внешний мир является тем фактом, который выступает определяющим при появлении потребностей, стремлений и желаний. Он определяет поведение людей не только непосредственно, но и опосредованно посредством сложной сети предшествующих поступков, мыслей, чувств, при этом не только своих, но и чужих.

Человеческие чувства – это факт сознания, который отражает мир и выражает отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению потребностей, интересов, соответствия или несоответствия чего-то его представлениям и понятиям.

Ничто в человеческом сознании не может происходить без эмоциональной составляющей, которая играет наиважнейшую роль в определении жизненного смысла. Для достижения какой-нибудь цели должен сработать эмоциональный стимул, который заставит мысли действия предпринимать что-то.

Сознание человека – это великое поле для исследований. До сих пор ученые не пришли к единому мнению, что такое сознание. Однако в определениях разных исследователей есть общие моменты. Существуют научные и псевдонаучные подходы к трактовке этого понятия. Есть религиозные и духовные определения того, что лежит в основе сознания. В этой статье рассмотрим, как определяют, что означает такое понятие, с использованием точных естественно-научных методов, а не философских взглядов и абстрактных суждений.

История изучения сознания

Первые серьезные работы, пытающиеся объяснить, в чем суть сознания, откуда оно появляется, на чем основывается, приходятся на конец XIX века. В 1872 году немецкий физиолог Дюбуа-Реймон представил миру теорию биопотенциалов, согласно которой исключительно физико-химические законы движут организмом человека. Физиолог пессимистично полагал, что человек никогда не узнает, что является сознанием. И судя по тому, что до сих пор точного ответа на этот вопрос нет, его взгляд можно считать оправданным. Коллега же Дюбуа, Карл Фридрих Вильгельм Людвиг, утверждал, что если бы не было сознания, у человека не было бы чувств и ощущений.


Некоторые ученые считают, что сознание рождается в процессе поиска мозгом информации. Другие предполагают, что на основе имеющейся в головном мозге информации происходит формирование сознания. В любом случае мысль о том, что именно мозг порождает и определяет сознание человека, на сегодняшний день является общей. Хранящаяся в мозге информация получает своеобразные коды. Так и появляется сознание, которое можно охарактеризовать как процесс, при котором человек понимает, что происходит с ним в данный момент.

Сознание в современном понимании

Сегодня, как и раньше, человеческое сознание изучают медики, психологи, физики и другие научные деятели. Можно сказать, что это одно из главных направлений в современной науке. И сейчас ученые сходятся во мнении, что мозг моделирует внешний мир. К примеру, если закрыть глаза, то мы можем представить окружающий мир, причем гораздо ярче и интереснее, чем он есть на самом деле. То есть, мозг создает модели реальности.

Психологи утверждают, что реальность носит субъективный характер. Каждый воспринимает мир по-своему. На восприятие влияет богатство ощущений. Благодаря рецепторам мы определяем запах и вкус. Краски мы видим благодаря восприятию электромагнитных волн разной длины. Таким образом, индивидуальные особенности человека делают его сознание.

В свою очередь за восприятие, ощущения, эмоции и мысли отвечают нейроны, из которых состоит мозг. Сознание включает в себя образы, которые создают нейроны. Совокупность этих образов называют внутренним миром. С биологической точки зрения к проявлениям сознания относятся многомиллиардные физико-химические реакции, которые происходят из-за связи нейронов. Любая мысль рождается, когда нейроны активируются и образуют нейронные сети. С ходом мысли взаимодействие нейронов меняется. Таким образом, ученые пришли к выводу, что мозг – инструмент познания. При этом до сих пор невозможно определить, насколько точно и полно мозг отражает реальность. Этот орган изучен не до конца, и никто не знает, возможно ли это в принципе. Но мыслители полагают, что если это когда-либо удастся, человек сможет силой собственного разума изменить мир.

Меняя мышление, меняем сознание

То, как человек воспринимает окружающий мир, зависит от его индивидуальных особенностей, ощущений и эмоций. Если у человека много негативных эмоций, его сознание формируется не в самых радужных красках. В свою очередь это ведет к эмоциональной нестабильности и даже серьезным расстройствам психики. Чтобы это изменить, необходимо начать с мышления. Меняя свое мышление, учась понимать, контролировать и управлять собственными эмоциями, человек постепенно начинает по-другому относиться в реальности. А чем ярче в его сознании представлен окружающий мир, тем легче ему выполнять повседневные задачи, достигать цели, добиваться успехов.

Откроем секреты нашего внутреннего мира. Откуда берутся наши мысли? Что такое сознание? Осознаем ли мы все, что мы делаем?


Одни из основных понятий о психической сфере это СОЗНАНИЕ (сознательное) и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

Если коротко. Сознание это все, что мы переживаем и в чем можем отдавать отчет себе. Довольно широкое определение. Бессознательное - это все остальное. Как показывают многочисленные труды великих мыслителей, работы психологов, наблюдения психиатров - объем бессознательного может быть бесконечно огромным.

Можно долго спорить по поводу подходов к пониманию сознания и его связи с бессознательным, но представляется довольно удачным тот, который сначала обозначила феноменологическая философия, а затем подтвердил и закрепил экзистенциализм Сартра.

Это довольно просто, если не пытаться выбелить эфиопа: сознание существует не просто как явление психической жизни, а как процесс, которым человек управляет. Он то "выводит из игры", то снова "вводит в игру" те или иные части сознания, которые понадобились в данный момент времени. По необходимости.

сознательное и бессознательное

И вот тут возникает небольшая тонкость - какой же командный центр руководит самим сознанием и направляет его в нужном направлении? В общем, довольно очевидно, что в границах самого сознания его найти вряд ли возможно. И именно по этой причине возникает проблема бессознательного и его влияния на сознание.

Склонности, поведение или желания человека - это процессы, которые определены самим характером построения личности, ее так называемым "первоначальным проектом", на основании которого человек гордо выбирает самого себя.

Такая глобальная "глубинная структура", которая информационно описывает личность. То есть, любое движение души человека, любое ее проявление, есть проявление всей его личности и эти подозрительные движения удобно расшифровывать с помощью предложенного метода "экзистенциального психоанализа".

Звучит сложно, но на самом деле это просто систематическое отслеживание и проработка "разоблачающих" суть человека проявлений поведения, что, кстати, часто используется в НЛП.

Вся суть в том, что экзистенционализм (такое направление в философии) предложил модель многослойного сознания, со сложной структурой и иерархией, с различной степенью активности его частей в происходящей внутри деятельности. Поэтому и предполагается, что существование сознания являет собой управляемый процесс и человек, в зависимости от конкретной ситуации, может либо включать, либо отключать различные его части.

Однако подобные, вполне, кстати, логичные допущения, все время упираются в систему, которая управляет этими процессами. Строго говоря, экзистенциалисты ставят на место бессознательного "первичный проект", однако, по сути, предлагают выйти за пределы своего любимого "здесь и сейчас"и попытаться найти инстанцию управления сознанием вне его. А тут и мы с бессознательным.

С точки зрения современных представлений, бессознательное определяется как совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании которых и их влиянии на себя человек не отдает отчета.

Всего мы можем выделить пять таких больших классов явлений:

1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий

1.1. Неосознаваемые автоматизмы.

Это первичные и вторичные автоматизмы (автоматические действия (мигание, чихание и т.п.) и навыки. Первые вообще никогда не осознавались, вторые прошли через обработку сознания и впитались в бессознательное - на их базе действие проводится быстро и качественно, а сознание освобождается для все более сложных комбинаций. Высвобождение действий от контроля сознания адаптивно, в нем постоянно происходит калейдоскоп изменений: сменяют друг друга различные слои иерархической системы актов, из которых оно состоит. При желании мы даже можем вернуть в сознание старый навык для его усовершенствования, делая из него более гибкий и современный инструмент.

1.2. Неосознаваемая установка.

Это внутренняя готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Разница между установкой и навыком в том, что установка формирует готовность к определенному действию до наступления момента его исполнения. А если это действие - навык (как, например, в восточных единоборствах), то мы получаем огромное преимущество в скорости и точности его проведения, а значит - эффективности.

1.3. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Это очень важные коммуникативные инструменты невербального общения между людьми, которые, к тому же, могут быть использованы как маркеры разнообразных психологических особенностей человека. К ним относятся вегетативные реакции, мимика, непроизвольные движения, тонические напряжения.

2. Неосознаваемые побудители сознательной деятельности

Это бессознательные аффективные комплексы, находящиеся в глубине собственно бессознательного, которое, по представлению психоанализа, представлено невротической симптоматикой, ошибочными действиями (в том числе оговорками) и сновидениями.

Комплексы, глубоко скрытые в бессознательном, проявляются в разнообразных невротических симптомах и представляют собой болезненные последствия вытесненных личных переживаний, травмирующих человека. При вскрытии такого комплекса он теряет свою силу, и, следовательно, побудительную способность, освобождая личность от своей тирании.

3. Надсознательные явления

Это процессы настолько значимы и объемны, что проходят через сознание только частично, да и то транзитом - они интеллектуально или аффективно перегружены и касаются важнейших областей жизнедеятельности человека; их интегральный результат может легко изменить судьбу. В их особенности входят растянутость во времени и неожиданность завершения, что совместно с непредсказуемостью результата может создавать как картины страшных преступлений, так и гениальных открытий.

4. Механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов

Мозг обладает способностью реагировать на незаметные для сознания, но отчетливо воспринимаемые бессознательным стимулы, имеющие, как правило, значительную психологическую нагрузку для конкретного человека. Эти стимулы не представлены образами, но их появление приводит к возникновению, например, биоэлектрических реакций, которые можно отследить на приборах (это принцип используется в работе "детектора лжи").

5. Структуры общественного бессознательного

По представлению К.Г.Юнга, то, что мы называем теперь архетипами (структурами общественного бессознательного), являются наследуемыми структурами и принципами, передающимися в скрытой форме в данной культуре и определяющими мировосприятие ее людей.

При определенных условиях они активизируются и проявляются в сознании либо как символические образы, либо как стереотипные реакции и способы поведения.

Таким образом, система адаптации человека к миру состоит из активного, быстро реагирующего на изменения окружающей среды сознания и бессознательного, хранящего данные предыдущих опытов взаимодействия с реальностью и новую информацию.

Особенность заключается в том, что управление человеческой деятельностью происходит непосредственно из бессознательного, в какой-то степени редуцируя наше понятие о свободе выбора. Отсюда и необходимость наводить порядок в бессознательном - стараться структурировать подаваемую в него информацию, обращать внимание на его проявления и проводить необходимую "чистку" его содержаний.

Но это не только необходимость - это еще и увлекательное путешествие на пути к расширению своих возможностей.

Возможно, сознание — самый сложный из механизмов, возникших путем эволюции. Это ключевой инструмент нашей связи с окружающим миром. На лекции разберем, откуда у человека берется сознание, какие задачи оно решает, а какие решить не может, как и куда оно способно расширяться и к каким результатам это может привести. Также узнаем, что может происходить, когда сознание перестает справляться с обработкой информации.


Психолог, преподаватель кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии факультета медицинской психологии Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ

Читайте также: