С какими социальными институтами взаимодействует школа

Обновлено: 05.07.2024

Подготовка к жизни молодого поколения придаёт особую актуальность развитию индивидуальности учащихся, выявлению и развитию их способностей, профориентации и профотбору, самообразованию школьников, формированию идеалов и ценностных ориентаций в системе общественных отношений и др. Решение этих задач наиболее эффективно, если школьное образование тесно связано с семейным и общественным воспитанием. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности школы является организация взаимодействия социальных институтов : школы, семьи, учреждений дополнительного образования и культурно-просветительских учреждений, общественных организаций, местных органов власти и охраны правопорядка, а также трудовых коллективов предприятий, находящихся вблизи школы.

Цель взаимодействия социальных институтов заключается в объединении усилий всех социальных институтов для наиболее эффективного воспитания, в создании единой воспитывающей среды в школе, в семьях учащихся, в микрорайоне, где они проживают.

Среди социальных институтов воспитания школа играет особую роль, поскольку основная нагрузка по осуществлению взаимодействия социальных институтов воспитания возлагается на педагогический коллектив как общность людей, профессионально занимающихся образованием подрастающего поколения.

Взаимодействие школы с социальным окружением может принимать различные формы и охватывать различные направления социального воспитания. Особое внимание во взаимодействии школы с социальным окружением уделяется работе с семьями учащихся.

Важным направлением установления контактов с общественностью является взаимодействие школы с представителями местной власти, с депутатами и чиновниками, которые могут участвовать в осуществлении учебно-воспитательного процесса, а также способствовать решению различных вопросов, связанных с организацией и финансированием работы.

Воспитательная работа, осуществляемая школой во взаимодействии с культурно-просветительскими учреждениями, может быть направлена на дополнительное образование (работа кружков, студий на базе ДК, домов творчества, библиотек и др., проведение в школе занятий работниками этих учреждений), а также на организацию культурного досуга учащихся. Цели организации культурного досуга и внешкольного воспитания учащихся может служить также сотрудничество школы с общественными организациями.

Производственные коллективы целесообразно привлечь к профориентации, к организации производственной практики учащихся, а также – совместно с Центром занятости население – в трудоустройстве школьников на время каникул.

Взаимодействие школы с педагогическими учебными заведениями может иметь форму прохождения студентами в школе педагогической практики, их временного трудоустройства (например, в качестве воспитателей, вожатых на период летних каникул).

Взаимодействие с медицинскими учреждениями необходимо для своевременного проведения медицинских осмотров учащихся и работников школы, для медицинского просвещения, профилактики заболеваний и вредных для здоровья привычек, в том числе представляющих особую опасность: алкоголизма, наркомании.

Сотрудничество школы с работниками ГАИ (ГИБДД), милиции, пожарного надзора способствует наиболее эффективной профилактике правонарушений, усвоению учащимися правовых норм, правил дорожного движения и пожарной безопасности. Важную роль в патриотическом воспитании и подготовке юношей к службе в армии играет взаимодействие школы с военным комиссариатом.

Взаимодействие школы с жилищно-коммунальным хозяйством может быть направлено на организацию ремонта школьных зданий, на создание спортивно-игровых площадок в микрорайоне школы. Наконец, школа может и должна взаимодействовать с другими школами: проводить совместные дела, соревноваться, обмениваться опытом.

Школа осуществляет не только непосредственное воспитание детей, но и педагогическое управление семейным воспитанием :

расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение родителей;

контролирует и направляет семейное воспитание;

организует и направляет помощь семье со стороны общественности, производственно-коммерческих структур, органов власти и охраны правопорядка;

координирует деятельность общественности, направленную на оказание поддержки семьям учащихся.

Система работы школы с семьями учащихся должна отвечать следующим требованиям :

целенаправленная деятельность всего педагогического коллектива при работе с семьёй;

постоянная работа педагогов над повышением своей квалификации, педагогической культуры в области семейного воспитания;

единые требования педагогического коллектива к работе с семьями, осуществляемой классными руководителями и учителями школы;

формирование активной, действенной родительской организации, поддерживающей требования и интересы школы.

Основными формами установления контактов с семьями учащихся являются посещение семьи школьника , приглашение родителей в школу и педагогические поручения родителям .

Посещение семьи, как и приглашение родителей в школу не должно иметь главной целью предъявление претензий родителям по поводу учёбы и поведения ребёнка в школе. Посещая семьи, особенно в первый раз, необходимо предупредить о посещении, согласовать время.

Среди педагогических поручений родителям можно выделить:

поручения, предполагающие непосредственную работу с детьми: руководство кружком, секцией, клубом по интересам и т. п.;

поручения, предполагающие оказание организационной помощи школе: содействие в проведении экскурсий, в организации встреч с интересными людьми и др.;

поручения, предполагающие помощь родителей в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач: участие родителей в оборудовании учебных кабинетов, в проведении ремонта и т. д.

Педагогическое просвещение родителей . Среди форм работы с семьями учащихся выделяются те, которые способствуют педагогическому просвещению родителей и пропаганде семейного воспитания. С этой целью в отечественной школе давно используются педагогический лекторий (курс занятий, вооружающий родителей систематическими знаниями основ теории воспитания), педагогический всеобуч (система занятий, в которых теория сочетается с практикой: решением педагогических задач, анализом педагогических ситуаций, разрешением проблем, реально существующих в той или иной семье) и другие массовые формы педагогического просвещения родителей.

Важным условием эффективности взаимодействия школы и семьи является сотрудничество , совместная деятельность, в которой дети, родители и учителя являются членами одного коллектива, объединённого общими заботами и проблемами.

Рассмотрим некоторые формы сотрудничества педагогов, детей и их родителей .

1. Классное собрание, на котором обсуждаются проблемы, отражающие интересы детей и родителей. Собрание может быть как родительским (на нём присутствуют только родители учащихся), так и общим, когда в нём участвуют и родители, и дети. Собрание может иметь форму конференции, диспута, включать игровые и занимательные элементы. На собрании обязательно ведётся протокол, в конце принимается решение, которое также вносится в протокол. Каждое следующее собрание обычно начинается с информации о том, как выполнено решение предыдущего собрания.

2. Формы познавательной деятельности:

общественные смотры знаний, которые готовятся и проводятся совместно с родителями (родители могут участвовать в оформлении, подготовке призов, оценке результатов, награждении);

творческие отчёты по предметам, например, в виде предметного вечера;

открытые уроки, на которые приглашены родители (конечно, такие уроки потом должны обсуждаться, анализироваться совместно с родителями);

праздники знаний и мастерства, в которых свои знания, умения, увлечения представляют как дети, так и родители (например, каждая семья, оформляет стол, стенгазету, готовит интересный рассказ о своих увлечениях и т. д.);

турниры знатоков (тематические или по разным темам) могут проходить между командой родителей и командой детей, либо между смешанными семейными командами (в первом случае необходимо подобрать вопросы и задания для турнира таким образом, чтобы они были посильны как для родителей, так и для детей).

3. Формы трудовой деятельности: оформление и оборудование учебного кабинета, трудовой десант по благоустройству и озеленению школьного двора, микрорайона и т. д.

совместные праздники, соревнования, конкурсы, походы, экскурсии;

совместная подготовка к школьным конкурсам;

совместное участие детей и родителей в художественной самодеятельности;

совместный просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, телепередач;

родительские школы по интересам: родителями проводятся занятия для небольших групп детей (в школе или на дому) – кружковая работа, осуществляемая родителями.

Организовать совместную деятельность педагогов, детей и родителей помогает знание и постоянное изучение условий семейного воспитания.

Похожие документы:

. обучающихся. 3.2. Характеристика выбранной образовательной системы и УМК Образовательная система начальной школы разработана с учётом особенностей детей . данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно- .

Образовательная программа начальной школы. Организации вуд X. Организации внеурочной деятельности (вуд) в рамках фгос второго поколения

. деятельности учащихся начальной школы К воспитанию, как целенаправленному педагогически организованному взаимодействию детей и . в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД, использование ресурса учреждений .

Школа и родители: разделяем ответственность

. разные стороны баррикад. Как же взаимодействовать этим двум социальным институтам, чтобы . учащихся начальной, основной, средней школ; Образовательная система конкретной школы. Каждая из этих рамок предъявляет .

Образовательная программа основного общего образования (фгос ооо)

. или образовательного учреждения, системы образования в целом. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений . коллективного доступа к информационно-образовательным ресурсам; - взаимодействия школы с другими организациями социальной .

Образовательная программа государственного образовательного учреждения начальной школы детского сада №1846

Современная школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Она отражает сегодня характерные признаки нашего времени – широкие возможности для индивидуального выбора человека, реализации его профессиональных и других потребностей; возрастающую роль субъекта в обеспечении собственных интересов и возможностей, разнообразие моделей деятельности. Важнейшей задачей современной школы становится формирование мировоззрения личности – широкой системы ее взглядов на мир людей и явлений – как основа внешней и внутренней культуры. Мировоззрение формируется не столько путём передачи культурного опыта от одного поколения к другому, сколько посредством приобретения растущим человеком социального и нравственного (разнообразного реального) опыта. Решение этой задачи зависит от многих факторов, в частности от развития способности к активной социокультурной адаптации.

При разработке программы развития мы столкнулись с проблемой несформированности у детей политической и правовой культуры. Педагогическая практика показывает, что у школьников нет четкой жизненной позиции, опыта взаимодействия с окружающим миром. При определении цели программы мы учитывали, что нам необходимо разработать комплекс мер, позволяющих формировать у учащихся ценностное отношение к миру и социальный опыт.

Цель программы развития: внедрение в образовательный процесс системы взаимосвязанных видов деятельности, в основе которой лежат развитие интеллекта учащихся, их ценностного отношения к миру.

  1. Создать систему взаимосвязанных видов деятельности, в основе которой лежат развитие интеллекта учащихся, их ценностного отношения к миру, через организацию и реализацию педагогического проектирования.
  2. Выявить и реализовать в практике взаимодействия всех участников образовательного процесса организационно-методические условия, способствующие эффективному внедрению системы взаимосвязанных видов деятельности, обеспечивающей развитие интеллекта учащихся, их ценностного отношения к миру.
  3. Проанализировать и откорректировать деятельность всех участников образовательного процесса.
  • Формирование у учащихся мировоззрения, представления о мире как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков;
  • Формирование четкой жизненной позиции;
  • Формирование социального интеллекта.

Это связано, прежде всего, с тем, что в нашей школе обучается 426 учащихся, разной национальности, разного материального достатка. Кроме того, из них 90 учащихся являются воспитанниками детского дома, которые после окончания основного общего образования покидают школу.

Определений социального интеллекта несколько. Мы принимаем следующее определение: социальный интеллект – это способность уживаться с другими людьми; способность иметь дело с другими, иметь знания о людях, умение входить в их положение, ставить себя на их место; способность правильно и критически оценивать настроение, мотивацию поступков других людей. Эти способности необходимы для межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

  • Повышению качества образования;
  • Обеспечению доступности качественного общего образования;
  • Повышению инвестиционной привлекательности сферы образования;
  • Формирование эффективного рынка образовательных услуг.
  • Снижение бедности и удвоение ВВП (школа может формировать активную позицию граждан на рынке труда);
  • Доступность жилья (учащиеся учатся планировать, выбирать программы ипотечного кредитования);
  • Увеличение продолжительности жизни (школа формирует представление о ценности здоровья);
  • Реформа власти (создают новые модели управления).

При создании институтов общественного участия в управлении мы учитываем, что предстоит отработать механизмы обсуждения образовательной проблематики с социальных позиций, определить образовательные идеи и подходы, позволяющие решать социально – экономические проблемы.

Социальное партнерство для нас – это сотрудничество школы, бизнеса, власти, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата. Расширяя круг социальных партнёров, мы ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности; на совпадение интересов в образовательной политике и ее результатов; на совпадение нормативных и маркетинговых целей.

  • Исследовательская деятельность;
  • Проектная деятельность (социальные, межпредметные и предметные проекты);
  • Моделирование рыночных отношений;
  • Социально значимые (в том числе рекламные) акции.
  • Реализация непрерывности образования;
  • Совместная (коллективная) деятельность;
  • Сотрудничество школы и социума на взаимовыгодных условиях;
  • Формирование активной жизненной позиции и социального интеллекта.

Также значимыми социальными партнерами являются образовательные учреждения города, с которыми совместно реализуются педагогические идеи через семинары, творческие отчеты, ролевые игры, тренинги. Так, педагоги Дома детского творчества проводят на базе школы кружки, Дни открытых дверей.

Сотрудничество с телевидением позволяет школе быть конкурентоспособной и расширить круг социокультурного взаимодействия.

Таким образом, социальное партнерство проявляет себя в школе в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет учащимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения.

  • Повышение качества образования;
  • Повышение уровня доступности качественного общего образования.

В результате совместной деятельности мы получим учащихся с четкой жизненной позицией, умеющих вступать в партнерские отношения с представителями разных слоев общества и возрастных групп.

Власть: общественно активных людей, способных определять и строить политику и экономику; граждан, способных проявлять гражданскую позицию.

Предприятия: работников, способных творчески относиться к своей деятельности.

Общественные организации: не будет прервана связь поколений и будет передан социальный и исторический опыт.

Образовательные учреждения: черпать передовые педагогические идеи, осуществлять обмен опытом.

Бизнес: предприимчивых людей с продвинутым мышлением,

Родители: могут активно влиять на учебно-воспитательный процесс, осуществлять управление качеством образования.

Школа является важнейшим социальным институтом, профессионально осуществляющим воспитание детей. Поэтому ее можно рассматривать как организующий центр совместной деятельности разного рода образовательных учреждений, семьи и общественности по воспитанию детей.

Среди социальных институтов, с которым взаимодействует школа, приоритет, несомненно, принадлежит семье.

Основа отношения педагога к родителям обучающихся - уважение их законного права представлять интересы детей.

Подобный стиль общения не только провоцирует деструктивные, агрессивные отношения, насилие, но также может быть квалифицирован как нарушение действующего законодательства.

Клеветой может быть признано преднамеренное искажение или неадекватная интерпретация фактов, оскорблением — унижение чести и достоинства ребенка или его родителей, выраженное в неприличной форме, а нарушением неприкосновенности частной жизни — незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении. Учет этих правовых норм предъявляет особые требования к профессионализму педагога.

Во взаимодействии школы и семьи могут быть допущены ошибки, которые существенно снижают его результативность:

- Педагогический пессимизм. В этом случае педагоги убеждены в том, что школа не может преодолеть негативного влияния семьи. Поэтому любые попытки совместной работы с семьей рассматриваются как заранее обреченные на провал.

Формированию гуманитарной атмосферы воспитания поможет выполнение следующих рекомендаций по бесконфликтному общению учителя с родителями обучающегося:

- не обвинять родителей в недостатках поведения и учебы их ребенка, а обращаться за информацией о причинах такого поведения;

- не начинать с негативной информации, а отыскивать для начала беседы даже малейшие положительные факты;

- не давать отрицательных характеристик ребенка, а показывать ближайшие перспективы его совершенствования;

- не сравнивать с другими детьми или семьями, а показывать динамику изменений в самом ребенке;

- не требовать от родителей принятия мер, а советовать или рекомендовать им определенные действия (иногда — просить о них);

- не раздражаться в ответ на претензии со стороны родителей, а конкретизировать их критику в свой адрес, выслушивать пожелания;

- не собственный авторитет (удовлетворение амбиций), а развитие ребенка должно быть в центре внимания при взаимодействии педагога с родителями.

Взаимодействие семьи и школы на конструктивной основе создает благоприятные условия для социализации ребенка.

В основе взаимодействия школы и семьи должен лежать принцип гуманитарности, который конкретизируется в следующих правилах:

Укрепление и повышение авторитета родителей. Недопустимы никакие проявления неуважения к родителям со стороны педагогов и администрации школы (тем более в публичной форме). Взаимодействие строится на признании общественных заслуг родителей, их положительных нравственных качеств.

Доверие к воспитательным возможностям родителей. Родители готовы поддержать все требования и мероприятия школы, если понимают, что их целью является благо ребенка. Доверие к воспитательным возможностям родителей должно сопровождаться повышением их педагогической культуры и активности в воспитании.

Педагогический такт, недопустимость необоснованного и неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Прямое вмешательство классного руководителя, администрации школы в жизнь семьи, нарушение ее автономии возможно лишь тогда, когда нет иных возможностей защитить интересы ребенка. В прочих случаях следует использовать косвенное педагогическое воздействие.

В работе школы с семьей используются такие формы, как педагогический лекторий (систематически проводимые в школе лекции для родителей по психологии, педагогике, этике, гигиене, праву), родительский университет (помимо лекций предполагает лекционные, семинарские, практические занятия, тренинги, ролевые игры), научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания, День открытых дверей, классные родительские собрания (тематические и организационные), педагогические консультации.

Помимо семьи, школа взаимодействует с другими образовательными учреждениями. В первую очередь это учреждения дополнительного образования детей (центры детского творчества, станции юных натуралистов и техников, спортивные клубы и секции, художественные и музыкальные школы). Такое взаимодействие необходимо для того, чтобы обеспечить детям возможности для пополнения знаний, полученных в общеобразовательной школе, в соответствии с их интересами и способностями, для развития их творческих способностей, физического и эстетического совершенствования, а также чтобы исключить дублирование школой некоторых аспектов содержания воспитания (например, в школе вряд ли целесообразно организовывать кружки, которые имеются в находящемся неподалеку центре детского творчества и полностью удовлетворяют запросы и потребности детей в данном виде деятельности).

Взаимодействие с детскими домами, детскими садами и другими детскими учреждениями имеет ярко выраженные воспитательные цели. Помощь детям сиротам, детям-инвалидам, шефская помощь малышам (акции милосердия, организация концертов, помощь в благоустройстве, совместное проведение праздников и пр.) способствует пробуждению у школьников чувства сострадания, воспитанию милосердия, альтруизма. Такие ситуации оказания деятельной помощи, в которые включены вместе педагоги, обучающиеся и администрация школы, сплачивают школьный коллектив, превращая его в настоящее школьное сообщество, позволяют сделать школу по-настоящему открытой системой.

Взаимодействие школы с детскими и молодежными общественными объединениями направлено на создание единого социального воспитательного пространства для детей, подростков и молодежи. В законе о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений подчеркивается, что деятельность объединений, которые поддерживаются государством, должна быть направлена на социальное становление, развитие и самореализацию детей в общественной жизни с учетом формирования тех ценностей, которые являются приоритетными в современном обществе.

В детских общественных объединениях реализуются следующие цели: развитие и саморазвитие детей и подростков с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей и интересов; раскрытие творческого потенциала, обеспечение каждому в жизнедеятельности объединения позиции субъекта познания, деятельности, общения, права; социальная адаптация, включающая опыт межличностного взаимодействия, различные социальные инициативы, развитие общей культуры, в том числе культуры досуговой деятельности, через разнообразные по тематике программы, дающие выбор форм и средств организации свободного времени; социализация подростков во взаимодействии с социумом на основе признания таких ценностей, как человек, культура, Отечество.

Взаимодействие школы с детскими общественными объединениями позволяет сформировать у школьников позитивный социальный опыт, создает условия для применения в реальной общественной жизни и деятельности результатов школьного обучения и воспитания, для расширения опыта гуманитарных отношений.

Традиционным является взаимодействие школы с учреждениями культуры — театрами, музеями, библиотеками. Тесное систематическое сотрудничество с такими учреждениями позволяет включить ребенка в жизнь общества на уровне современной культуры, способствует осознанию им собственной культурной идентичности, формированию у него любви к Отечеству, чувства гордости за него, обеспечивает его эстетическое развитие, расширяет кругозор. Такое сотрудничество зачастую позволяет наладить культурную жизнь в школе (создание школьного театра, оркестра, музея, художественной студии). Посильная помощь со стороны школьников учреждениям культуры способствует становлению их субъектами собственной жизни и деятельности.

Взаимодействие с учреждениями здравоохранения придает деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся систематический характер, позволяет грамотно, на уровне современной науки осуществлять профилактические мероприятия и просветительскую работу (в том числе по профилактике наркомании и алкоголизма), организовывать работу по формированию у школьников здорового образа жизни, внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

Взаимодействие школы с различными социальными институтами, координация их воспитательных усилий позволяет существенно уменьшить роль негативных стихийных влияний в развитии ребенка, реализовать общую педагогически целесообразную стратегию в его воспитании, создать единое воспитательное пространство.

Такое взаимодействие значительно расширяет поле формирования жизненного опыта школьника, позволяет ему увидеть многообразие окружающего мира и организовать собственное взаимодействие с миром и другими людьми на основе принципов гуманитарности.

В последние годы в связи с быстрыми изменениями в сфере образования все более серьезную роль играет взаимодействие школы с вузами, научно-исследовательскими институтами, занимающимися проблемами образования.

Сотрудничество осуществляется в рамках совместно разрабатываемых программ, которые позволяют разработать концепцию школы, содержание образования, внедрить эффективные технологии обучения, воспитания и управления образовательным учреждением, организовать научно-исследовательскую деятельность педагогов школы. В школах с углубленным изучением отдельных предметов уроки в старших классах нередко ведут вузовские преподаватели.

Многие школы наряду с вузами входят в состав учебно-научно-педагогических комплексов. Такое сотрудничество позволяет повысить качество образовательного процесса в школе. С другой стороны, школы осуществляют целенаправленную подготовку абитуриентов для определенных вузов.

Одно из основных требований к взаимодействию школы с другими социальными институтами — систематичность как в значении логики организации совместной деятельности (цель — средства — процесс — результат), так и в значении постоянства такой деятельности.

Взаимодействие школы с другими социальными институтами должно развиваться как в направлении его углубления (постановка новых, более сложных и актуальных целей, совершенствование содержания совместной работы, поиск и внедрение новых эффективных форм сотрудничества), так и в направлении расширения сферы взаимодействия, вовлечения в нее новых социальных институтов и общественных организаций.

Значение образования как единой социальной системы. Особенности, направления взаимодействия института образования с институтом государства. Специфика его взаимосвязи с институтом рынка труда. Роль института семьи в деле формирования личности обучающегося.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.12.2014
Размер файла 14,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Взаимодействие института образования с другими социальными институтами

образование социальный семья труд

Институт образования выполняет важнейшую функцию в современном обществе. Образовательный процесс являет собою сложное социальное явление, связанное с передачей, усвоением и переработкой знаний и социального опыта. Образование, будучи определенной системой учебных и воспитательных форм деятельности, интегрирует различные виды учебной деятельности, ее содержание в единую социальную систему, ориентируя их на социальный заказ, на социальные потребности общества.

Прежде чем перейти к вопросу влияния прочих социальных институтов на институт образования, следует еще раз отметить значимость самой образовательной системы. Она не только обслуживает интересы государства и других институтов современного общества, как будет сказано далее, но и напрямую оказывает влияние на направление развития своих заказчиков, так как результатом деятельности института образования являются готовые кадры, которые после окончания своего обучения займут места во всех общественных и государственных структурах. Очевидно, что взаимодействие системы образования с другими институционными элементами не может являть собою процесс одностороннего управления оной и всегда имеет обратное влияния непосредственно на самих заказчиков и потребителей результатов образования.

Институт образования функционирует совместно с другими социальными институтами и строго в их интересах. Основными субъектами влияния на формирование образовательных догматов являются четыре сферы: политическая, экономическая, социальная и духовная. Каждая из них включает в себя определенный набор социальных институтов, в той или иной степени определяющих качественные свойства этих сфер.

Следовательно, исходя из оценки масштаба влияния различных социальных институтов на формирование социального заказа, можно выделить среди них самые значимые в плане взаимодействия с институтом образования.

В нашей работе мы решили рассмотреть взаимодействия системы образования с институтами государства, рынка труда и семьи, которые мы выделили как самые значимые элементы политической, экономической и социальной сферы соответственно в контексте выбранной нами темы. Мы намеренно решили обойтись без институтов, представляющего духовную сферу общественной жизни, так как современная образовательная модель под влиянием ряда нормативно-правовых актов, регламентирующих развитие современного образования (таких как Болонское соглашение), приняла курс на обретение светского характера собственной организации и утверждение гуманистических ценностей в образовании. Духовное образование представляет собой отдельный образовательный институт, не оказывающий значительного влияния на современное общество.

1.Взаимодействие института образования с институтом государства

Тезис: Государство непосредственно воздействует на уровень и качество образования, устанавливая определённые нормы и фиксируя их в законах и иных нормативно-правовых актах.

Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования прописаны в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации". Можно выделить следующие, по нашему мнению, важные принципы образования:

2. светский характер;

3. гуманистический характер;

4. единое образовательное пространство;

5. автономия ВУЗа (право самостоятельного управления какой-либо частью государства, закреплённое Конституцией или другими правовыми актами);

6. плюрализм форм образования (наличие государственных, региональных, частных ВУЗов).

Существуют направления реформирования образования, которые выделяет государство для улучшения и развития института образования:

- гуманизация (большое внимание общества к личности, её психологии, интересам, запросам);

- гуманитаризация (усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни современного человека: экономика, социология, политология);

-интернационализация (создание единой системы образования для разных стран).

Эти тенденции в развитии современного образования отражают содержание сегодняшней стратегии в области образования.

В свою очередь, институт образования, помимо прямого влияния на качество и характер формируемых им кадров, имеет рычаги непосредственного воздействия на государство. Субъектами такого давления может являться лобби во структуре власти, а также молодежные общественные движения, в последнее время активно создаваемые в том числе на базе университетов.

2. Взаимодействие института образования с институтом рынка труда

Тезис: Рынок труда является основным потребителем и важнейшим индикатором эффективности функционирования системы образования. В зависимости от текущей конъюнктуры рынка труда, растет или снижается спрос на специалистов в тех или иных областях, что отражается на привлекательности каждой конкретной специальности в глазах потенциальных получателей образовательных услуг.

Взаимодействие института образования и института рынка труда должно представлять из себя четко сформированный и нормативно закрепленный механизм, включающий в себя:

· методы согласования спроса на специалистов того или иного уровня квалификации и предложения соответствующих рабочих мест;

· способы учета изменяющихся требований работодателей (как главных заказчиков профессионально образования) к качеству профессиональной подготовки в региональной сети образовательных учреждений;

· способы участия работодателей в деятельности системы профессионального образования в целях достижения соответствия спроса и предложения на рабочую силу (как по количественным, так и по качественным параметрам).

Прямым показателем успешной организации образовательного процесса является высокий процент выпускников, успешно трудоустроившихся по специальности.

3.Взаимодействие института образования с институтом семьи

Тезис: Институту семьи наряду с институтом образования отводится важнейшая роль в деле формирования личности обучающегося.

Семья - суть первая социальная среда, в которой оказывается индивид, здесь начинается формирование его личностных качеств. В дальнейшем, обязанность личностного воспитания человека в том или ином объеме распространяется и на институт образования. При авторитарной модели общества воспитательная роль института образования начинает доминировать над ролью семьи, что в некоторых случаях может вести к деградации института последней.

Семья может оказывать действительное влияние на образовательный процесс при выполнении следующих условий:

· родительский комитет является обязательным органом коллегиального самоуправления в организациях, в которых обучаются дети, имеет четко определенные и существенные права;

· мнение представительных органов родителей учитывается во всех вопросах, затрагивающих права и обязанности несовершеннолетних обучающихся и их родителей.

Список используемой литературы

1) Экономика и право: словарь-справочник. -- М.: Вуз и школа. Л.П. Кураков, В.Л. Кураков, А.Л. Кураков. 2004.

2) Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ // Собрание законодательства. - 2012.-С.218

В ходе работы над нашей темой, нами было проведено небольшое социологическое исследования с целью выявления взглядов простых обывателей, учащихся (средний возраст респондентов 19,3) на то, как распределены роли образования, государства и семьи относительно друг друга. Первые три вопроса касались непосредственно того, как, на взгляд респондентов, институт образования взаимодействует с институтом государства.

О чем могут говорить результаты данного вопроса? Приблизительно то же самое, что выяснилось в предыдущем вопросе. Поскольку баллы 3 и 4 по семибальной шкале представляют значение соответствующее середине, то есть некой неопределенности в какую либо сторону, положительную или отрицательную, можно опять же убедиться в том, что респонденты не совсем понимают, о каких именно реформах идет речь.

Следующий блок состоял из четырех вопросов, выявляющих особенности взаимодействия института образования с институтом семьи.

Подобные документы

Сущность и роль семьи как общественного института. Трансформация института семьи на различных эпохах исторического развития. Современные проблемы, связанные с функционированием семьи и пути их решения. Перспективы дальнейшего развития института семьи.

курсовая работа [53,8 K], добавлен 19.07.2011

Теоретические аспекты образования, как социокультурного института. Отличительные черты современного этапа развития системы российского образования. Социологические исследование восприятия системы образования среди старшеклассников школ г. Череповца.

курсовая работа [79,6 K], добавлен 16.07.2010

Изучение биографии, идей и взглядов Эмиля Дюркгейма на социальное значение воспитания и систему образования. Карл Мангейм о социальной функции института образования, отличие его взглядов от теории Дюркгейма. Идеология и утопия в социологии познания.

курсовая работа [58,0 K], добавлен 01.10.2010

Сущность, объект и предмет социологии образования, ее отношение с другими социальными институтами. Взаимосвязь воспитательного и познавательного аспектов. Образование в информационном обществе. Реформирование системы образование в Республике Беларусь.

контрольная работа [23,6 K], добавлен 27.06.2013

Социальный институт образования, его функции, теоретические концепции и современные тенденции и проблемы. Основные компоненты образования как социального института. Особенности образования в современном мире. Теоретические концепции о роли образования.

презентация [681,4 K], добавлен 18.03.2014

Характеристика семьи как социального института и социальной группы. Структура семьи по составу: неполная, отдельная, расширенная, большая. Основные функции семьи и жизненные циклы: брачная пара в момент образования, семья с детьми и отделение всех детей.

реферат [61,5 K], добавлен 30.12.2011

Определение значение и необходимости народного образования для успешного функционирования государства, история становления и развития данного института в европейских странах, Америке и России. Структура и основные элементы народного образования.

Читайте также: