Как усиливался контроль за духовной жизнью общества в 1920 х гг кратко

Обновлено: 05.07.2024

Как усиливался контроль за духовной житью общества в 1920-х гг.?

  • Миша Деконов
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-01 17:06:39
  • 0
  • 1

До 1925 г. культура развивалась в условиях относительной свободы, несмофя на высылку крупнейших деятелей культуры и науки, а также творение цензурных органов - Главлит и Главрепертком, контролировавшие литературу и театр. После постановления Политбюро ЦК РКИ(б) О политике партии б области художественной литературы в 1925 г. началось искоренение разномыслия в культуре и возрастание воздействия идеологии

14. Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.

§ 14 Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.

1. Как усиливался контроль за духовной жизнью общества в 1920-х гг.?
  • упор на пролетарскую культуры и отказ от буржуазной культуры;
  • отказ от традиций и культурных достижений прошлого;
  • произведение оценивалось не по художественной ценности, а по социальному происхождению автора;
  • основной темой в искусстве стала революция;
  • особое внимание к сатире;
  • конструктивизм в архитектуре;
  • развитие кинематографа;

Макаренко Антон Семенович [1(13).3.1888, Белополье, ныне Сумской области, — 1.4.1939, Москва] — советский педагог и писатель.

После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) Макаренко учительствовал на Украине. В 1917 году он окончил Полтавский учительский институт.

В 1920—1930-е годы Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской коммуной имени Ф.Э. Дзержинского в пригороде Харькова. Он осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей.

В 1937 году Макаренко переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности.

По Макаренко, цель воспитательной работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, политикой Коммунистической партии и Советского государства в области коммунистического воспитания.

Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая система воспитательных средств не может быть установлена навсегда.

Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного, зависимого от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, структуру взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, теорию существования мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций.

Подлинный гуманист, Макаренко требовал от воспитателя высокого идейно-морального и профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и политическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в жизнь марксистско-ленинской идеи соединения обучения и воспитания с производительным трудом учащихся.

Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. Он утверждал, что воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом — вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьезный, простой, искренний тон в отношениях с детьми.

Макаренко как педагог-новатор и художник проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развития в советском обществе новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек. Литературная деятельность Макаренко — редкий пример слияния подлинно художественного дарования с талантом педагога-ученого.

Как писатель и педагог Макаренко сформировался под сильным воздействием М. Горького, его творчества и личности. Система педагогических взглядов Макаренко способствовала развитию педагогической мысли: он внес большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия. Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В УССР в 1958 году была учреждена медаль Макаренко, которой награждаются особо отличившиеся учителя и другие работники народного образования.

Писатель Е. И. Замятин опасался увеличения влияния партийной бюрократии, которая постарается поставить культуру под полный идеологический контроль партии. Эти опасения подтверждались событиями 1920-х гг., когда писатель мог наблюдать ужесточение внутриполитической ситуации в стране в ходе борьбы за власть, переход от однопартийной диктатуре к единоличной диктатуре.

Н.И Бухарин имел ввиду, что партии большевиков не нужны были свободны творцы (литераторы, художники и прочее). Большевикам были нужны те, кто мог бы силой культуры и искусства нести в народ пропаганду революционных идей большевиков и вести народ туда, куда укажет партия.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Духовная жизнь в 1920-е годы

Описание презентации по отдельным слайдам:

Духовная жизнь в 1920-е годы

Духовная жизнь в 1920-е годы

Отправной точкой уровня грамотности по всей стране на начало века принимаются.

Прочтите документ
(стр. 159)
и ответьте
на вопросы
к документу.
Курсы ликбеза
Курсы ликбеза

Советские агитационные плакаты 1920-х гг.1. Борьба с неграмотностьюВсего в 19.

Советские агитационные плакаты 1920-х гг.
1. Борьба с неграмотностью
Всего в 1917—1927 годах было обучено грамоте до 10 млн. взрослых,
в том числе в РСФСР 5,5 млн.

Урок в школе, кон. 1920-х – нач. 1930-х гг.2. Строительство советской школы.

2. Строительство советской школыПри поступлении в ВУЗы преимуществами пользов.

2. Строительство советской школы
При поступлении в ВУЗы преимуществами пользовались рабочие и крестьяне, направляемые на учебу по партийным и комсомольским путевкам.
Для того чтобы рабочие и крестьяне могли учиться в ВУЗах, при них создавались рабочие факультеты. Государство обеспечивало выпускников рабфаков стипендиями и общежитиями.
Рабфак идёт (вузовцы)
(Б.Иогансон. 1928 год)

2. Строительство советской школыРабфаковцыК 1927 году сеть высших учебных зав.

2. Строительство советской школы
Рабфаковцы
К 1927 году сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 году – 72 вуза) и 672 техникума (в 1914 году – 297 технических училищ).

2. Строительство советской школыБольшой вклад в организацию народного образов.

2. Строительство советской школы
Большой вклад в организацию народного образования и просвещения,
в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.В.Луначарский, талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий.
А.В.Луначарский –
первый нарком просвещения (1917-1929 гг.)
Н.К.Крупская –
с 1929 года заместитель наркома просвещения
А.С.Макаренко –
советский педагог
и писатель

3. Реформа русского языкаДекабрь 1917 года – реформа русской орфографии: из.

4. Власть и интеллигенцияА.Ахматова, М.Булгаков, М.Волошин, М.Пришвин и др.

4. Власть и интеллигенция
А.Ахматова,
М.Булгаков,
М.Волошин,
М.Пришвин
и др.
ЭМИГРАЦИЯ
ОППОЗИЦИЯ
ПОДДЕРЖКА РЕВОЛЮЦИИ
М.Горький,
И.Бунин,
А.Куприн,
Ф.Шаляпин,
С.Прокофьев,
С.Рахманинов,
И.Репин,
М.Шагал,
В.Кандинский
и др.
В.Маяковский, А.Блок,
Б.Кустодиев К.Петров-Водкин и др.
Большевик
(Б.Кустодиев. 1920 год)

4. Власть и интеллигенция. Так идут державным шагом — Позади — голодны.

4. Власть и интеллигенцияВ истории русской культуры революция пришлась на рас.

4. Власть и интеллигенцияБольшевики стремились привлечь к сотрудничеству знам.

4. Власть и интеллигенция
Большевики стремились привлечь к сотрудничеству знаменитых ученых. От их деятельности зависела обороноспособность страны. Этим людям создавались условия для нормальной жизни и исследований. Многие ученые считали, что надо работать на благо Родины, хотя и не принимали идеологию большевиков.
В 20-е гг. продолжилась научная деятельность И. Павлова, Н. Жуковского, К.Циолковского, Н.Зелинского, И. Мичурина, В. Вернадского и др.
Н.Д.Зелинский
И.П.Павлов
И.В.Мичурин
В.И.Вернадский

4. Власть и интеллигенцияПосле Кронштадтского мятежа большевики усилили контр.

4. Власть и интеллигенцияВ эмиграции работали ученые с мировыми именами: мик.

4. Власть и интеллигенцияВ 1922 году был учрежден Главлит, осуществлявший цен.

4. Власть и интеллигенция
В 1922 году был учрежден Главлит, осуществлявший цензуру за всей печатной продукцией.
В 1923 году создается Главрепетком с теми же функциями.
Но до 1925 года в культуре сохранялась относительная духовная свобода.
Партийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться об единой линии.
С возвышением Сталина ситуация изменилась,
началась идеологизация художественного творчества.

5. Государство и церковьПатриарх Тихон (1917-1925 гг.)В конце октября 1917 г.

5. Государство и церковь
Патриарх Тихон
(1917-1925 гг.)
В конце октября 1917 года
в России было восстановлено патриаршество.

Деятельность патриарха Тихона:
осудил расстрел царской семьи;
осуждал гонения на церковь;
боролся против конфискации церковных ценностей (1922 год);
пытался наладить диалог и сотрудничество государства и церкви.

5. Государство и церковьФрагмент Декрета о свободе совести, церковных и религ.

5. Государство и церковь
Фрагмент Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах.
1918 год
Причины борьбы
с церковью и религией:

атеистические воззрения партийных лидеров;
стремление убрать конкурента из духовной сферы.

В начале 1918 года
церковь была отделена
от государства,
а школа от церкви.

5. Государство и церковьКарикатуры на церковь

5. Государство и церковь
Карикатуры на церковь

5. Государство и церковь1922 год – изъятие церковных ценностей. «Мы не можем.

5. Государство и церковь
1922 год – изъятие церковных ценностей.

Изъятие церковных ценностейВскрытие мощей Александра Невского и изъятие драго.

Изъятие церковных ценностей
Вскрытие мощей Александра Невского и изъятие драгоценной раки. Май 1922 года.

5. Государство и церковьСимонов монастырь. Разорение храма. 1923 год.Имуществ.

5. Государство и церковь
Симонов монастырь. Разорение храма. 1923 год.
Имущество церкви реквизировалось в фонд борьбы с голодом. Это привело к выступлениям верующих.
В ответ власть перешла в наступление. Весной 1922 года в Москве и Петрограде прошли судебные процессы над церковными деятелями. Несколько человек были казнены, а патриарх Тихон арестован. В 1925 году после смерти Тихона выборы патриарха были запрещены (до 1943 года).

6. Новое искусствоПРОЛЕТКУ́ЛЬТ — массовая культурно-просветительская.

6. Новое искусствоТеатр рабочей молодежи (ТРАМ). 1930 год.Первый рабочий теа.

6. Новое искусствоВ 1921 г. вышел первый номер первого советского толстого.

6. Новое искусствоИ.М.Бабель.Д.А.Фурманов.

6. Новое искусство
И.М.Бабель.
Д.А.Фурманов.

6. Новое искусствоЛенин и теперь живее всех живых. Наше з.

6. Новое искусство
Ленин
и теперь
живее всех живых.
Наше знанье -
сила
и оружие.

6. Новое искусствоД.Моор. Агитационные плакаты.В.Дени. Агитационные плакаты.

6. Новое искусство
Д.Моор.
Агитационные плакаты.
В.Дени.
Агитационные плакаты.

6. Новое искусствоСОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМА.В.Щусев. Мавзолей В.И.Ленина. 192.

6. Новое искусство
СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ
А.В.Щусев.
Мавзолей В.И.Ленина. 1924-1930 годы.

6. Новое искусствоСОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМК.С.Мельников. Дом культуры имени И.

6. Новое искусство
СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ
К.С.Мельников.
Дом культуры имени И. В. Русакова. 1927-1929 годы.

6. Новое искусствоСОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМК.С.Мельников. Собственный дом архи.

6. Новое искусство
СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ
К.С.Мельников.
Собственный дом архитектора
в Москве. 1927-1929 годы.

6. Новое искусствоВ.Е.Татлин. Башня III Интернационала. 1919 год.И.Д.Шадр. Бу.

6. Новое искусство
В.Е.Татлин.
Башня III Интернационала. 1919 год.
И.Д.Шадр.
Булыжник – оружие пролетариата.
1927 год.

6. Новое искусствоВ.И.Мухина. Пламя революции. 1923 год.А.М.Герасимов. Выст.

6. Новое искусство
В.И.Мухина.
Пламя революции.
1923 год.
А.М.Герасимов.
Выступление В.И.Ленина.
1930 год.

6. Новое искусствоВ.Э.МейерхольдЕ.Б.ВахтанговА.Я.ТаировВ театре кроме системы.

6. Новое искусство
В.Э.Мейерхольд
Е.Б.Вахтангов
А.Я.Таиров
В театре кроме системы К.С.Станиславского ищут новые формы художественного выражения (революционная романтика, гротеск, сатира, биомеханика и пр.)

7. Коммунальный бытКоммунальная квартира – квартира, где проживает несколько.

8. СатираМ.А.БулгаковПовесть написана в 1925 году, впервые опубликована в 196.

8. СатираИ.Ильф и Е.Петров

8. Сатира
И.Ильф и Е.Петров

+ значительно поднят уровень грамотности населения культура стала массовой и.

значительно поднят уровень грамотности населения
культура стала массовой и общедоступной
в 20-е годы ещё сохранялась относительная свобода творчества, нет жесткой цензуры

Плакат. 1920 год.
Автор: А. Радаков.
ИТОГИ:

Плакат. 1930 год.
Авторы: И.Лебедев, Н.Красильников.
ИТОГИ



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "СССР в 1920–1930-х годах. Духовное развитие общества"

В 1920-е годы в среде русских эмигрантов возникло течение сменовеховства, приверженцы которого выступали за примирение и сотрудничество с большевиками. Это течение оправдывало действия творческой интеллигенции, сотрудничавшей с советской властью.

Главный идеолог сменовеховства Николай Устрялов считал, что переход к нэпу в Советской России свидетельствует о восстановлении там буржуазно-демократических порядков.

Поэтому он сравнивал советскую власть с редиской: снаружи она красная, а внутри белая.

Далее вы подробнее узнаете об отношении советской власти к творческой интеллигенции, а также о духовном развитии советского общества в 1920–1930-х годах.


Изменение в идеологии российского общества началось уже после Октябрьской революции.

23 января 1918 года появился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.

После Гражданской войны большевики начали борьбу с инакомыслием.

По личной инициативе Владимира Ленина правительство выслало из Советской России более 160 представителей интеллигенции. Среди них было много крупнейших учёных. Все они имели идеологические разногласия с властью.

Особое внимание уделялось атеистической пропаганде, поскольку для большевистской идеологии религия представляла большую конкуренцию.

Советское правительство проводило агрессивную антирелигиозную деятельность. Весной – летом 1922 года в Москве и Петрограде многие церковные иерархи были обвинены в контрреволюционной деятельности и приговорены к смертной казни. Повсеместно закрывались и разорялись храмы всех конфессий.


В учебных заведениях вводилось обязательное изучение идеологических дисциплин.

В 1922 году был создан ключевой орган советской цензуры – Главное управление по делам литературы и издательств, или сокращённо Главлит.

В 1923 году появился Главрепертком. Он контролировал репертуар театров и всех зрелищных мероприятий.

Этот учебник активно внедрялся пропагандой в СССР и подлежал обязательному изучению. Он сыграл важную роль в популяризации официальной сталинской версии идеологии и истории.

Культурная революция – утверждение марксистско-ленинской идеологии в массовом сознании, формирование социалистической культуры и социалистической интеллигенции.

Для научно-технического развития страны ей нужны квалифицированные специалисты.

Однако по состоянию на 1920 год только около 42 % детей старше 8 лет умели читать и писать. Кроме этого, Советская власть была заинтересована в распространении своих идей и взглядов, в том числе через массовую печать. Поэтому культурная революция прежде всего предполагала борьбу с неграмотностью.

Принципиально изменилась организация школы. Произошёл отказ от старой системы образования и преподавания. Все ранее существовавшие типы учебных заведений заменила единая трудовая школа, состоявшая из двух ступеней: I ступень – 4 классы, II ступень: 5 – 9 классы.

В 30-х годах XX века система образования была реформирована.

Начался переход ко всеобщему обязательному четырёхлетнему начальному обучению. В 1937 году вводилось обязательное семилетнее обучение. Полное среднее образование можно было получить в восьмом–десятом классах. Все школьные учреждения приводились к единому образцу. Возвращался урок как основная форма учебных занятий, устанавливался строгий внутренний распорядок в учреждениях образования, вводились оценки и экзамены.

Развитие промышленности требовало большого количества грамотных специалистов. Поэтому ещё с 1921 года стала создаваться система профессионального обучения.

При предприятиях начали открываться школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).

Развивалось и высшее образование. Вскоре после революции в качестве подготовительных курсов перед вузом была введена такая форма обучения, как рабфаки (рабочие факультеты) с программой средней школы.

В августе 1918 года были упрощены правила приёма в высшие учебные заведения.

Согласно им рабочая и крестьянская молодёжь могла поступить в вузы без вступительных экзаменов и документов о среднем образовании. Обучение было бесплатное.

Однако для восполнения острой нехватки специалистов рабочих профессий советское правительство в 1936 году ввело вступительные экзамены в вузы, а в 1940 году – плату за обучение в вузах и в старших классах средней школы. С этой же целью в 1940 году было принято положение о государственных трудовых резервах СССР.

Оно давало право Совнаркому ежегодно призывать в школы ФЗУ до одного миллиона подростков, окончивших 7 классов, с обязательной 4-летней отработкой после обучения.

Благодаря принятым мерам уже к 1939 году грамотность в Советском Союзе составила 87,4 %.

Внутрипартийная борьба мешала выработке единой линии в сфере культуры. Поэтому, несмотря на принимаемые большевиками меры, до 1925 года развитие культуры проходило в атмосфере относительной духовной свободы. То есть существовало много различных жанров и стилей в литературе и искусстве, создавались различные творческие объединения.

Наибольшую известность получила АХРР (Ассоциация художников революционной России), в которую входили: Исаак Бродский, Александр Герасимов, Митрофан Греков.


Ведущим направлением советской архитектуры 1920-х годов стал конструктивизм, а 1930-х годов – постконструктивизм. На первое место вышла простота, соответствие форм и внутренней планировки здания его предназначению.


С 1930-х годов начинается становление тоталитарного режима и полного контроля государства над всеми сферами общественной жизни.

Ликвидируется право создания творческих союзов по инициативе деятелей культуры, а создаются союзы творческих деятелей, которые находились под контролем государства.

Первым из них стал Союз советских писателей, созданный в 1934 году.

В его уставе говорилось, что основным методом советской литературы является социалистический реализм.

Метод социалистического реализма требует правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Он насаждался во всех видах искусства. Утверждение этого метода в искусстве Советского Союза свидетельствовало об отказе от авангардистских художественных приёмов и форм.

Теперь художественные произведения должны были служить интересам строительства социалистического общества, утверждать превосходство коммунистических идеалов. То есть жизнь необходимо было показывать не такой, какая она есть, а какой должна быть с точки зрения большевистского мировоззрения. Главным заказчиком, адресатом и потребителем искусства соцреализма было государство. Оно рассматривало культуру как средство агитации и пропаганды.

Развивалось и музыкальное искусство. В 1930-е годы творили такие знаменитые композиторы, как Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Тихон Хренников, Исаак Дунаевский.

Были созданы коллективы, прославившие советскую музыкальную культуру: квартет имени Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии.

В живописи существовала жёсткая иерархия живописных жанров. На её вершине была тематическая картина с историко-революционным, батальным или историческим содержанием. Пейзаж и натюрморт считались мелкобуржуазными направлениями.

Классическими представителями соцреализма можно назвать Бориса Иогансона, Александра Дейнека, Юрия Пименова, Михаила Нестерова.


Не лучшим образом вмешательство партии отразилось на массовой литературе. Произведения-однодневки больше напоминали передовые статьи в газетах. Но даже в условиях жёсткой цензуры литераторы смогли написать свои знаменитые произведения.

Детская литература была представлена книгами Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, Сергея Михалкова.

Развивалось и театральное искусство. Лучшим советским театром был официально признан МХАТ.



Развитие экономики и промышленности требовало новых технических разработок, опирающихся на научные исследования. В 1930-е годы в Советском Союзе выросло количество научно-исследовательских институтов.

В то же время вся система образования и наука находились под партийным идеологическим контролем. Считалось, что в науке есть две точки зрения – правильная марксистская и враждебная буржуазная. Такой подход создавал серьёзные препятствия для нормального развития советской научной мысли.

Однако советским учёным удалось добиться заметных успехов, даже несмотря на строгий партийный контроль и вмешательство карательных органов. Особенно это касается естественных наук.

В СССР активно развивались физика, химия, биология, математическая наука, астрономия, механика, физиология, медицина.

Мировое признание получили многие представители советской физической школы. Среди них Сергей Вавилов, Абрам Иоффе, Пётр Капица, Игорь Курчатов.

Весомый вклад в развитие химической промышленности внесли работы учёных-химиков Николая Зелинского, Алексея Фаворского, Алексея Баха, Сергея Лебедева.

Мировыми достижениями стали работы советских биологов Николая Вавилова, Дмитрия Прянишникова, Василия Вильямса, Василия Пустовойта.

Николай Семашко заложил основы советского здравоохранения, создал систему охраны материнства и младенчества, а также систему охраны здоровья детей и подростков.

Иван Губкин выступил организатором советской нефтяной геологии. Благодаря интенсивным разведывательным работам были открыты новые залежи нефти и угля, что позволило сократить импорт некоторых видов сырья.

Конструкторская деятельность в основном была направлена на разработку новых образцов оружия и военной техники.


Читайте также: