Как учитывать темперамент учащихся в учебно воспитательной работе кратко

Обновлено: 30.06.2024

Современное образование становится психолого-педагогическим и подчеркивает необходимость такого содержания, которое позволит учителю осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала [5].

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Как никогда, актуальным для учителя, становится умение использовать в своей ежедневной работе психологические знания об индивидуальных личностных особенностях обучающихся, применять эти знания в различных видах и формах деятельности и способствовать, таким образом, полноценному личностному развитию и самоопределению обучающихся на каждом возрастном этапе.

2. Теоретические основы темперамента и репрезентативной системы.

2.1. Понятие о темпераменте и его свойствах.

В современной психологической науке сложилось твердое убеждение в том, что тип темперамента у человека является врожденным и в целом характеризует особенности динамики нервных процессов.

Темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности.

Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

Существуют возрастные особенности темперамента: “в каждом возрасте – своя специфика активности, эмоциональности и моторики. В младшем школьном возрасте – это легкость пробуждения интереса и краткость состояния сосредоточенности, связанные с той же слабостью нервной системы. И эмоциональность, и моторика в эту пору, конечно, иные, чем в последующие годы, когда одновременно происходит увеличение возможностей нервной системы и утрата ее ценных детских свойств”, - отмечал Я. Стреляу в своей книге “Роль темперамента в психическом развитии”. [4]

В младшем школьном возрасте существуют некоторые признаки слабости нервной системы. Это не только маленькая выносливость, но и повышенная чувствительность, яркость восприятия, впечатлительность, и такие черты, как легкость перехода к возбуждению, импульсивность. Слабость нервной системы удивительным образом сочетается с быстрым возобновлением энергии.

Темперамент ребенка основывается на свойствах его нервной системы - силе и лабильности, специфике протекания процессов возбуждения и торможения. Темперамент редко встречается в чистом виде, но, тем не менее, накладывает отпечаток на учебную деятельность школьника.

Осуществление учителем, индивидуального подхода к обучающимся с различными типами темперамента – является важной психологической предпосылкой успешности их учебных занятий и внеклассной деятельности.

2.2. Описание типов темперамента.

Рассмотрим особенности типов темперамента у младших школьников.

Флегматик медлителен, нетороплив, выдержан, не допускает импульсивных поступков в сложных жизненных ситуациях.

На занятиях ведет себя спокойно, не отвлекается. Он медленно сосредотачивается и перестраивается на решение новых задач, долго привыкает к новой обстановке, долго осваивает новые навыки и привычки. Такой ученик не способен “разбрасываться” — чаще всего свободное время у него полностью занято учебой, приготовлением уроков. Всякое непредвиденное обстоятельство надолго выбивает его из рабочей колеи. Много времени и сил уходит на такие мелочи, которые почти не замечают другие ученики.

Сангвиник — ребенок веселого нрава, живой, любознательный, подвижный, но без резкости и порывистости. Он быстро концентрирует свое внимание и энергично принимается за новое дело, часто тянет руку на уроке. Но основательное и продолжительное изучение предмета утомляет его и нагоняет скуку. В учении сангвиник все рвется вперед и вперед, жадно бросается на всякую новинку и в первое время, действительно, схватывает и усваивает много. Но скоро охладевает, начинает скучать, утомляться и отвлекаться от предмета. Однако его легко дисциплинировать, так как он может хорошо сдерживать свои чувства и контролировать непроизвольные реакции.

Холерик — вспыльчивый, горячий, упрямый и самолюбивый до болезненности. Он учится не по принуждению, не из посторонних расчетов, а в силу внутренней потребности: он хочет все знать — и не как-нибудь, а вполне. Такому ученику свойственно критическое отношение к учебнику, к объяснению учителя.

Он с жадностью берется за дело, которому и отдается полностью, упорно добиваясь цели, не жалея труда, не отступая перед препятствиями. Его действия обычно похожи на преодоление и борьбу — они полны эмоциями азарта, ярости, а иногда гнева и агрессивности. Он часто отличается не только чувством собственного достоинства, но и чувством превосходства над другими.

Положительные стороны холерика — энергичность, активность, страстность, инициативность, а отрицательные — общая несдержанность, грубость, резкость, вспыльчивость.

Меланхолик — это, чаще всего, спокойный, тихий, осторожный и послушный ребенок. Склонен к аккуратности, доходящей до педантизма. Ему нравится сам процесс наведения порядка.

Повышенная ранимость и впечатлительность толкают его к глубоким переживаниям даже по незначительным причинам. В таких ситуациях ученик может растеряться, не найти нужных слов, не ответить на вопросы, не выполнить простейших просьб.

Меланхолику не хватает уверенности в себе, ему свойственны боязнь неудачи и страх глупо выглядеть. Такой ребенок тяжело переносит обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания выражаются у него слабо. Меланхолик склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми. Часто смущается, испытывает неловкость в новой обстановке.

Основным методом определения типа темперамента у младших школьников является метод наблюдения, поэтому получение результатов затягивается во времени.

2.3. Виды репрезентативных систем.

Коммуникация начинается с наших мыслей, и мы используем слова, тон голоса и язык телодвижений для того, чтобы передать их другому человеку. Когда мы думаем о том. Что видим, слышим и ощущаем, мы воссоздаем эти картины, звуки и ощущения внутри себя. Мы вновь переживаем эту информацию в той сенсорной форме, в которой мы первоначально ее воспринимали.

Мы используем свои органы чувств внешним способом, чтобы воспринимать мир, и внутренним способом, чтобы “репрезентировать” (перепредставлять) переживания самим себе. Те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге, - картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы – известны как репрезентативные системы, или каналы восприятия.

Первичными репрезентативными системами являются визуальная, аудиальная и кинестетическая системы.

Репрезентативные системы не являются взаимоисключающими. Мы используем все три первичные репрезентативные системы постоянно, хотя осознаем их не в равной степени, и имеем склонность отдавать предпочтение одним по сравнению с другими. Каждый человек имеет свою предпочитаемую репрезентативную систему и в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:

визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения;

аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал;

кинестетики – люди, воспринимающие информацию через ощущения (обоняние, осязание, тактильность, вкусовые ощущения и др.) и с помощью движений;

дискреты – у них восприятие информации происходит в основном через логику с помощью цифр и знаков. Эта категория самая немногочисленная вообще среди людей. А обучающимся младших классов такой способ восприятия информации вовсе не свойственен.

Каждая репрезентативная система имеет свой собственный язык. Существуют различные сигналы доступа, позволяющие определить предпочитаемую человеком репрезентативную систему, например, такие как движение глаз, дыхание, поза, словарь общения.

Идеи репрезентативных систем – это очень полезный способ понимания того, как различные люди думают, а чтение сигналов доступа является бесценным искусством для тех, кто хочет улучшить свои коммуникации с другими людьми. Это важно для педагогов, так как они могут определить, какие способы мышления работают лучше всего в разных ситуациях, и учить именно этим успешным способам.

3. Особенности организации уроков с учетом типа темперамента и репрезентативной системы обучающихся.

Изучив, опыт российских учителей по организации работы на уроке с учетом особенностей темперамента и репрезентативной системы, я создала таблицы, в которых отражены приемы, способы, формы организации работы в соответствии с особенностями темперамента (таблица № 1) и репрезентативной системы (таблица № 2).

Такие таблицы очень удобны в применении и являются прекрасным подспорьем при подготовке уроков и организации различных видов деятельности.

Энергичный и работоспособный. В первое время изучения материала, рвется вперед, много усваивает. Но со временем охладевает и утомляется. Его легко дисциплинировать, благодаря сильной нервной системе и умению сдерживать себя.

Часто спешат при выполнении заданий, отвлекаются от работы, поэтому необходимо побуждать к самоконтролю.

Подходит фронтальный опрос в быстром темпе. Спрашивать можно и по только что объясненной теме. Нуждается в частом повторении материала.

Необходимо подчеркивать важность изучаемого вопроса, проблемно излагать материал, так как у холерика на первом месте значимость и полезность получаемых знаний. Обязательно отвечать на возникающие вопросы в процессе объяснения материала. Нуждается в частом повторении материала.

Соблюдать уравновешенность в общении, не делать резких замечаний. В общении должен преобладать спокойный, но по необходимости требовательный тон.

Высока потребность в самореализации.

Не требовать от флегматика немедленного включения в деятельность, поскольку их активность возрастает постепенно.

Наилучший вид контроля – самостоятельная индивидуальная письменная работа. Фронтальный опрос часто не показывает реальных знаний ребенка-флегматика.

Больших успехов достигает там, где требуется усидчивость, терпение, Начатое дело, как правило, доводит до конца.

Полезно использовать алгоритмы изучения темы, решения задач.

Меланхолик любит работать по плану.

При обучении желательно поощрять за старание и настойчивость.

Желательно проводить опрос в письменной форме и давать достаточно времени на проверку написанного.

Необходимо осторожно оценивать неудачи ребенка-меланхолика.

Данные этой таблицы на уроках удобно использовать и в воспитательной работе. В частности я проводила с детьми цикл нравственно-психологических классных часов “Наука быть человеком”. На этих классных часах я проводила психологические игры, в которых обучающиеся “примеряли” на себя темперамент другого человека.

Во время игр разыгрывались разнообразные учебные ситуации, где дети показывали различные реакции в зависимости от типа темперамента, а также возможные последствия выбранного поведения в дальнейшем. Цель таких игр дать возможность ребенку увидеть себя со стороны, отметить положительные и отрицательные стороны своего преобладающего типа темперамента; учиться понимать другого человека, уважать его личностные особенности, которые даны ему природой.

Таблица № 2

У визуалов хорошо развито образное мышление, важное значение имеет раздаточный материал, причем значительную роль играет эстетика его оформления. Свою работу могут помногу раз переписывать, чтобы было “красиво”.

На уроках визуалы обычно усидчивы и сосредоточены.

При общении необходимо использовать вариации голоса (громкость, паузы, высоту).

Легко отвлекается на звуки, на уроке желательна спокойная, тихая обстановка, так как аудиал не может заниматься в шумном помещении.

Если изучается какая-то справочная информация кинестетику обязательно нужно записать ее самому.

Использовать ролевые игры, работу в группах, выполнение заданий с использованием реальных предметов, экскурсии.

Замечание надо делать физическим воздействием, например, положить руку на плечо, взять за руку и т.п. Телесные наказания недопустимы.

Преподавание уроков с учетом доминирующей репрезентативной системы приводит к тому, что у ребенка развивается чувство уверенности в своих силах, исчезает страх неуспеха, боязнь перед заданием, ведь он получает возможность выполнять работу на своем “ репрезентативном языке”, т.е. в рамках тех отношений, которые адекватны его типу восприятия информации.

Опираясь на рассмотренный опыт применения особенностей репрезентативных систем, я разработала несколько видов заданий, цель которых, показать особенности проявления этих систем; научить понимать словарь общения каждого типа восприятия; развить умение сравнивать информацию, представленную или полученную разными репрезентативными системами.

Приведу пример одного задания.

С помощью таких заданий дети составляли тексты, тематика которых соотносилась с одним из видов репрезентативных систем. Например: “Как я вижу весну”, “Как я слышу весну”, “Как я чувствую весну”.

Для написания текстов в помощь предлагались слова-помощники, отражающие словарь общения той или иной репрезентативной системы. Такие задания помогали детям учиться различать репрезентативные системы в общении, т.е. способствовали формированию благоприятных межличностных отношений. Анализируя, написанные тексты, дети участвовали в коллективном обсуждении проблемы; учились строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками; формировали умение слушать других и учитывать позицию другого человека (коммуникативные УУД).

1. Знания о личностных особенностях обучающихся, таких как типы темперамента и репрезентативных систем, могут оказать неоценимую помощь учителю при реализации ФГОС НОО. Учитель, владеющий этими знаниями и умеющий их применять в учебно-воспитательном процессе, получает колоссальные возможности по созданию благоприятных условий для формирования различных универсальных учебных действий. Понимание личности ребенка, умение признать и принять его индивидуальные особенности, способствует созданию той комфортной образовательной среды, в которой происходит развитие личности обучающегося, где он познает и осваивает окружающий мир, овладевает основами умения учиться.

2. Учитель, реализующий ФГОС второго поколения, находится в теснейшем контакте со своими учениками. Это проведение уроков, воспитательная работа, внеурочная деятельность, а также в тандеме с педагогом-психологом создание и по мере необходимости коррекция индивидуальных траекторий развития обучающихся. Учитывая, особенности психологического сопровождения ФГОС НОО можно предположить, что знания о личностных особенностях учеников помогут педагогу эффективно создавать образовательные маршруты, вносить в них необходимые коррективы, а систематическое применение особенностей типов темперамента и репрезентативных систем в учебно-воспитательном процессе будет обеспечивать положительную динамику учебной деятельности обучающихся.

Диагностика темперамента у детей младшего школьного возраста и учет его в учебно-воспитательной работе

Среди различных направлений и форм перестройки народного образования едва ли не главное, узловое значение приобрела индивидуализация учебно – воспитательного процесса. Сейчас стали по – настоящему осознавать всю глубину отчуждённости, которую многие дети испытывают по отношению к школе. Более того, становится очевидным, что эта отчуждённость – закономерное следствие того, что сама школа во многом отчуждена от ученика. И проявляется это прежде всего в игнорировании индивидуальности школьника.

Почему детям трудно учиться? Как помочь преодолеть им школьные трудности, начиная с первого класса? Эти вопросы стоят передо мной все 18 лет педагогической практики. В связи с этим меня заинтересовала проблема изучения и диагностики темперамента, учёт его в учебно-воспитательной работе.

Каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Зная темпераменты учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого школьника, чтобы постепенно менее резко проявлялись свойства темперамента, которые мешают ребёнку в его учебной работе и поведении, и закреплялись положительные свойства его темперамента. В результате будут воспитываться (приобретаться) нужные качества обеспечивающие гармоническое развитие каждого учащегося.

Задача данной работы – определение личностных (темпераментных) особенностей учащихся с целью помощи педагогу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании; разработка индивидуальных рекомендаций для учителя.

Для определения типа темперамента лучше всего использовать 2 метода: наблюдение и Личностный опросник Айзенка.

Наблюдение – метод, наиболее подходящий в педагогической работе, особенно метод направленного наблюдения по определённой схеме или программе наблюдения. Эта схема указывает, на какие явления, а также на какие формы поведения и в каких ситуациях следует обратить особое внимание.

Средством диагностики, позволяющим дать наиболее быстрый результат, является опросник, как один из методов многомерного шкалирования. Следует, однако, отметить, что опросники, в принципе не применимы к исследованию дошкольников и учеников 1–2-х классов. Дело в том, что многие содержащиеся в них вопросы просто непонятны детям и, кроме того, им труднее, чем взрослым, оценивать своё поведение.

В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кэттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).

Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (детский вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с детьми каждого типа.

На чистом листе бумаги вычерчиваются две взаимно перпендикулярные оси экстравертированности и нейротизма, как это обозначено на рис. 1, со значениями шкал 0 – 24. Точка пересечения осей соответствует значению 12.

Рис. 1. Двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма Г. Айзенка.

Определив место испытуемого в двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма, можно делать предположение о наличии у него определённых черт характера .

На основе данных тестирования экспериментатор пишет заключение, в котором отмечает уровневые характеристики показателей по каждому испытуемому и тип темперамента.

Следует помнить, что диагностика не является самоцелью – она должна быть либо информационной, либо познавательной, либо служить средством для более адекватной и целенаправленной обработки рекомендаций по развитию, совершенствованию и коррекции.

Ход диагностической работы.

Проведение теста Айзенка. (Описание методики дано в приложении).

На основе данных, полученных в ходе тестирования даются рекомендации о путях самокоррекции свойств личности, показании которых оказались чрезмерно высокими либо слишком низкими.

Индивидуальный подход и тип темперамента.

Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, даёт возможность варьировать нужным образом приёмы воспитательных воздействий. Специально изучалось, как по – разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью типа нервной системы после такой оценки бывали заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учеников требуют и различной педагогической тактики.

Учителя знают, что изменения школьного расписания, замена одного урока другим нарушают нормальную работу класса. Некоторые ученики легко и быстро осваиваются с такого рода изменениями, другие медленно. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое даже на уроке по одному и тому же предмету. В тоже время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее состояние на уроках.

На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищённым в коллективе. На занятиях этих учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.

Внимание учителя должны привлекать учащиеся – флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания – они спокойны, никому не мешают. У флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость.

У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремлённость.

Растущему человеку необходимо постепенно научиться сознательно регулировать своё поведение и деятельность. У представителей разного типа темперамента это происходит по – разному. Так, если холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергичность действий, то флегматику легче, чем холерику, выработать усидчивость, выдержку и хладнокровие. Темперамент сказывается в том, что для одного ученика нужны одни приёмы выработки тех или иных психических качеств, а для другого – другие.

Показательно, что черты темперамента могут проявляться в разных сферах жизни (например, в условиях школы и дома) в разной степени; определённые проявления темперамента могут ограничиваться в то или другое русло под воздействием вырабатываемых установок и привычек. Другими словами, темперамент сказывается на чертах поведения, но не предопределяет их; первостепенное значение имеют воспитательные воздействия и вся система отношений растущего человека к окружающему миру.

Задача учителя заключается не в том, чтобы попытаться переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы путём систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и корректировать отрицательные черты, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности детей в классе мы можем создавать детям наиболее благоприятные условия обучения, устранять причины возможной дезадаптации, а следовательно, помогать ребёнку справляться с его психологическими трудностями, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать интересной его жизнь.

Венедиктова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов

Темперамент как психологическая категория, его определение и типы. Особенности проявления темперамента у школьников. Учёт особенностей темперамента школьников в учебно-воспитательной работе, психолого-педагогические рекомендации для проведения урока.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 21.05.2012
Размер файла 44,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) Филиал ДВФУ в г. Уссурийске

кафедра психологического образования

Учет особенностей проявления темперамента учащихся в учебном процессе

Специальность 050303.65 иностранные языки

(английский и французский)

Мачкарина Наталья Александровна

Руководитель - Стороженко И.В.

Уссурийск, 2012 г.

  • Глава 1. Темперамент как психологическая категория
  • 1.1 Общее представление о темпераменте
    • 1.2 Типы темперамента
    • 2.1 Особенности проявления темперамента у школьников
    • 2.2 Учет особенностей темперамента школьников в учебно-воспитательной работе
    • 2.3 Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом особенностей темперамента школьников
    • Заключение
    Глава 1. Темперамент как психологическая категория

    1.1 Общее представление о темпераменте

    Темперамент - это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение [7, С.394].

    Человек не рождается готовой личностью. Ею он становиться постепенно. Уже с ранних детских лет у него наблюдаются свои индивидуальные особенности психики, Эти особенности очень консервативны и устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нами свойства личности (взгляды и убеждения, черты характера, способности), они образуют своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии в зависимости от ее особенностей вырастают определенные индивидуальности. Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения психическими качествами являются свойства темперамента.

    Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. И все-таки, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

    Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

    Общая активность определяется интенсивностью объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным. Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

    В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.).

    Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Основными компонентами темперамента являются: общая психологическая активность; эмоциональность. От темперамента зависят скорость возникновения психических процессов и их устойчивость, темп и ритм деятельности и поведения, интенсивность психических процессов. Темперамент накладывает отпечаток и на другие особенности психики.

    Свойства темперамента, как и свойства нервной системы, не являются абсолютно неизменными. Свойства темперамента проявляются не с момента рождения и не все сразу в определенном возрасте, а развиваются в определенной последовательности, обусловленной как общими закономерностями созревания высшей нервной деятельности, так и специфическими закономерностями созревания каждого типа нервной системы. Причина индивидуальных особенностей поведения обусловлена свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями.

    1.2 Типы темперамента

    психологический школьник темперамент урок

    Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Особенности темперамента человека не только проявляются в его поведении, но и определяют своеобразие динамики познавательной деятельности и сферы чувств, отражаются в побуждениях и действиях человека, а также в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т. п.

    Считая, что свойства темперамента "… возникая на основе определенных анатомо-физиологических особенностей индивида, формируются под воздействием воспитания и общественной среды…", Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента.[14]

    Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, сохраняет самообладание в неожиданной и сложной обстановке, без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, т. е. является экстравертом. “Сангвинику нельзя поручить защиту важной крепости, зато его следует пригласить на роль любезного царедворца. Подавляющая масса французов - сангвиники, и поэтому в их армии во время отступления из России не было никакого порядка “, - считает Стендаль.

    Считается, что сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутников, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

    Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда -- большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания; он скорее экстраверт. В психологической литературе холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Сводя особенности холерика к набору качеств, можно написать следующее: холерик неусидчив и суетлив, вспыльчив, резок и прямолинеен, решителен и инициативен, упрям, работает рывками, склонен к риску, незлопамятен и необидчив, обладает быстрой, страстной речью, агрессивен, нетерпим к чужим недостаткам, обладает выразительной мимикой, способен быстро действовать, настойчив в достижении поставленной цели, неустанно стремится к новому, обладает резкими, порывистыми движениями, склонен к резким сменам настроения.

    Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым; при больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же как речь. Ом ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, строго придерживается выработанного распорядка жизни и системы в работе, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. По своей психологической сути он интроверт.

    Флегматику совершенно чужда тревога, от которой возникают великие дела, манящие холерика. Его обычное состояние - спокойное, тихое благополучие. Ему свойственна мягкость, медлительность, лень, тусклость существования. Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

    Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и малоработоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов -- интроверты. Меланхолика отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Чувства его лишены непосредственности. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого не зависит. Меланхолик чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию, предъявляет высокие требования к себе и окружающим, склонен к подозрительности и мнительности, болезненно чувствителен, чрезвычайно раним, скрытен и необщителен, малоактивен и робок, безропотно покорен, стремится вызвать сочувствие и помощь у окружающих. [5],[6],[8],[10],[14].

    Следует обратить внимание на то, что темперамент не определяет способности и одаренность человека. Большие способности могут встречаться одинаково часто при любом темпераменте. Среди выдающихся талантов во всякой сфере деятельности можно найти людей с разным темпераментом. Если взять, например, крупнейших русских писателей, то у А.С. Пушкина мы можем отметить яркие черты холерического темперамента, у А.И. Герцена -- сангвинического, у И.В. Гоголя и В.А. Жуковского -- меланхолического, у И.А. Крылова и И.А Гончарова -- флегматического. Два великих русских полководца -- А.В. Суворов и М.И. Кутузов -- с точки зрения темперамента образуют резкую противоположность. Суворов был типичным холериком, а у Кутузова наблюдались черты, характерные для флегматического темперамента, например медлительность движений, спокойствие, хладнокровие.[4]

    В заключение хотелось бы добавить, что лишь немногие являются чистыми представителями этих типов, так как у большинства людей наблюдается сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов

    Глава 2. Возрастные особенности темперамента школьника

    Темперамент подобно всем свойствам организма, подвержен возрастным изменениям, прежде всего связанным с процессом созревания или с изменениями поведения, вытекающими главным образом из анатомического и физиологического развития нервной системы и других систем организма.

    Изучение типов нервной системы у детей различного возраста подтверждает существование возрастных изменений темперамента (свойств нервной системы), обусловленных, прежде всего созреванием центральной нервной системы и эндокринного аппарата.

    Существуют и выделяются исследователями и педагогами особенности проявления темпераментных особенностей школьников в протекании речевых и мыслительных процессов, а также в специфике внимания.

    Как найти подход к каждому ребенку. Детские темпераменты

    В чистом виде темпераменты редко проявляются, однако тот или иной тип нервной системы у каждого человека преобладает. Темперамент с возрастом изменяется (во многом благодаря воспитанию и воздействию социальной среды).

    В процессе воспитания ребенка обязательно нужно учитывать его темперамент — это поможет избежать многих ошибок. Ребенок будет расти, меняться, приспосабливаться к условиям окружающей его жизни, но ведущие черты его мало изменятся. Не надо пытаться сделать из холерика меланхолика. Все равно это вряд ли удастся. Гораздо продуктивнее развить его сильные стороны и даже слабые обратить на пользу.

    Рассмотрим подробнее каждый из четырех видов темперамента (характеристики в основном даны по К.В. Динейке и М.В. Бениаминовой).

    Сангвинический темперамент (уравновешенный). Если ребенок активен, энергичен, подвижен и хорошо приспосабливается к различным жизненным ситуациям, значит, у него преобладает сангвинический тип темперамента. Обычно сангвиники — сильные и довольно уравновешенные люди, которые легко заражаются какой-нибудь идеей, но также быстро успокаиваются, они возбудимы и впечатлительны. Общительность, энергичность, жизнерадостность, предприимчивость и остроумие — основные качества сангвиника.

    Дети с таким темпераментом отличаются от других детей активностью уже в раннем возрасте, но движения у них обычно плавные, а не резкие. У таких детей, как правило, живая и одновременно спокойная мимика, речь быстрая и громкая. Сангвиник отличается довольно спокойным и ровным характером, не страдает от резких смен настроения. Легко засыпает и обычно просыпается в хорошем настроении. И подвижные, и спокойные игры доставляют таким детям удовольствие, и они способны легко переключаться с одних на другие. Их легко заинтересовать чем-то новым, неизвестным. Они зажигают всех около себя энергией и движением, не держат долго зла на обидчиков. Если у такого ребенка что-то не получается, он не очень расстраивается. Ему проще заняться тем, что получается. Чтобы оптимизм и жизнерадостность сангвиника не переросли в легкомыслие и непостоянство, его нужно учить терпению и умению добиваться поставленных целей. Для этого лучше всего подойдут всевозможные игры, требующие длительной концентрации внимания: конструкторы, головоломки, пазлы, трансформеры, электронные игры. Задача родителей и педагогов — поддерживать интерес ребенка к какой-либо игре или игрушке достаточно длительное время, развивать его воображение, показывая, как можно использовать в разных играх одну и ту же игрушку. Но если взрослый видит, что ребенок уже устал от этой игры, — необходимо переключить его на какой-то другой вид деятельности и ни в коем случае не заставлять заниматься через силу. Во всем нужно знать меру. А позже можно опять вернуться к той же игрушке.

    Пусть у ребенка будут свои обязанности по дому: сложить аккуратно свои вещи в шкафу, сервировать стол к обеду, протереть от пыли листья комнатных цветов — что угодно, но чтобы с него можно было спросить результат. Если работа выполнена плохо, заставьте переделать, довести начатое дело до конца. Такому ребенку необходим постоянный ненавязчивый контроль и напоминание, что еще надо сделать. Обязательно хвалите и поощряйте ребенка за аккуратно выполненную работу. Интересное дело повышает продуктивность деятельности сангвиника. Если такого дела нет, ребенок может стать вялым и скучным.

    Дети-сангвиники обычно послушны и покладисты, но им часто не хватает критического взгляда на вещи. Они смотрят на мир в розовых очках и плохо отстаивают свое мнение. Сангвиники быстро сходятся со сверстниками, находят друзей в любой компании, прекрасно адаптируются в незнакомом месте, хорошо усваивают новую информацию. Но у них есть склонность часто менять друзей. Необходимо научить его радоваться старым друзьям, помочь найти для них новые игры, точки соприкосновения. Учите ребенка общаться со сверстниками, дружить, но играть при этом по правилам.

    Сангвиник одинаково хорошо руководит и подчиняется, поэтому может стать как хорошим начальником, так и исполнительным подчиненным. Они обычно не принимают обиды близко к сердцу, незлопамятны, не сильно расстраиваются из-за неудач или жизненных неприятностей. Быстро привязываются к людям, но также быстро охладевают к ним, если общение перестает доставлять удовольствие. Сангвиник — увлекающаяся натура и обычно смотрит на мир с оптимизмом, но его настроение и чувства не остаются постоянными долго.

    Холерический темперамент (легковозбудимый). Дети-холерики обладают повышенной возбудимостью и неуравновешенностью поведения. Нервная система холериков очень подвижна. Они на все реагируют очень бурно и, впав в раздражение, долго не успокаиваются. Протестовать с криком и плачем против того, что им не нравится, такие дети могут часами. Они постоянно держат родителей в напряжении. У них выразительная мимика, движения резкие, речь быстрая и громкая. Им не хватает самообладания, терпения, они легко могут вспылить из-за пустяка. Холерики неутомимые, бесстрашные, шумные и задиристые дети, которые часто вступают в конфликты. Нетерпеливы, хотят добиваться желаемого сразу, не умеют сдерживать свои желания, ждать. Из-за агрессивности и прямолинейности холериков общаться с ними иногда бывает трудно. Они легко увлекаются каким-то делом, но оно им также быстро надоедает. У них острый ум, они легко, на лету, усваивают информацию, но из-за неусидчивости так же легко ее забывают. Не выносят однообразности и крайне неусидчивы. Детям-холерикам бывает трудно заснуть вечером, так как они часто переутомляются, спят беспокойно, но утром быстро просыпаются, как ни в чем не бывало, и сразу включаются в обычный ритм жизни. Они нуждаются в щадящем режиме. Желательно за два часа до сна ограничить до умеренного количества все, что возбуждает (кино, телевидение, музыку, шумные игры), организовать спокойные игры.

    Малыши-холерики любят активные, шумные, подвижные игры, баловство, стремятся к лидерству. Вспыльчивы, сами устанавливают правила и сами их нарушают, сами провоцируют конфликты и первыми лезут в драку. Они постоянно нуждаются в зрителях, им необходимо, чтобы окружающие видели, как у них здорово все получается.

    Холерики не умеют играть в игры, где требуются концентрация внимания и усидчивость. Они вряд ли по достоинству оценят конструктор или пазл, но бесконечно будут играть в настольный футбол или бильярд, кегли, кидать дротики. В спокойные интеллектуальные игры их нужно учить играть. Но они играют не ради самой игры, а на достижение результата, и в завершение игры обязательно ждут награды. Таким детям полезны все занятия, развивающие сосредоточенное внимание, например, настольные игры, рисование, лепка — все, что требует усидчивости и терпения.

    Обязательно нужно давать выход бурлящей в них энергии. Не ограничивайте их подвижность. Им нравятся всевозможные игры с мячом, а также разные лазалки, бегалки, прыгалки. Привлекайте их к участию в играх, где нужно не руководить, а выполнять требования других — с этим у холериков обычно возникают проблемы. Также рекомендуются игры с внезапной остановкой, жесткими правилами, которые необходимо неукоснительно соблюдать. Полезно придумать для детей-холериков игры на расслабление: лежа на спине, подрыгать ножками, ручками, сбросить с них напряжение; поводить руками, как будто летим по небу, и т.д. Почаще выезжайте на природу, ходите в походы, дайте вволю наиграться в подвижные игры. Запишите ребенка-холерика в спортивную секцию, где присутствует соревновательный дух, поощряйте их увлечение техникой или искусством.

    Таких детей очень важно учить правилам общения: говорить спокойно, не перебивая друг друга; просить только вежливо, а не требовать; извиняться, если нагрубил. Запретами и нравоучениями от такого ребенка ничего не добиться. С раннего детства он не позволяет командовать собой, контролировать свое поведение. Даже когда ребенок совершил какой-то проступок, нужно дождаться, пока он успокоится, а потом объяснить, почему так поступать нельзя. Иначе из духа противоречия в следующий раз он обязательно опять сделает вам назло. Не следует применять наказания, связанные с лишением движений: сидение на стульчике, укладывание в кровать, стояние в углу и т.п. Кричать, угрожать и использовать физические наказания тоже нежелательно, от этого он возбудится и занервничает еще больше. Чрезмерные наказания могут привести к тому, что он станет активно бороться с любыми требованиями взрослых (даже справедливыми), и в итоге у него разовьется стойкий негативизм — полное отрицание и неприятие чужого мнения.

    Холерики страдают от несдержанности, и умение владеть собой приходит к ним только с возрастом. Не стоит сильно переживать по этому поводу — с возрастом у ребенка сформируется умение управлять собой. Гуманность и терпение — вот главные средства воспитания ребенка с холерическим темпераментом.

    Меланхолический темперамент (слабый). Ребенок-меланхолик отличается высокой эмоциональной чувствительностью и ранимостью. Это остро на все реагирующий, тонко чувствующий, отзывчивый, деликатный и чуткий ребенок. Такие дети редко отличаются сильным и твердым характером. Они, как правило, неуверенно двигаются, тихо, но выразительно говорят. Дети-меланхолики часто страдают от усталости и переутомления, для восстановления сил им требуется много времени, потому что процессы торможения преобладают над возбуждением. Такие дети долго засыпают, любят поспать и не любят рано вставать. Меланхоликам нужна комфортная домашняя обстановка, где их окружали бы забота и любовь.

    Замкнутые и нерешительные, они с трудом приспосабливаются к переменам. Дети очень тяжело привыкают к новым местам и потому не любят ходить в садик и школу, особенно при их смене. И в детстве, и во взрослом возрасте меланхолики предпочитают спокойные, не требующие усиленных движений занятия. Меланхоликам не хватает уверенности в себе, и из-за этого они легко обижаются и тревожатся по пустякам. Трудно переносят промахи и неудачи, расстраиваются и переживают из-за них. Излишне фиксируют внимание на трудностях, повышенно зависимы от мелких повседневных воздействий. Избегают публичных выступлений, часто внушаемы, склонны к пессимистическим оценкам. Новую информацию усваивают с трудом, все время отвлекаются и быстро устают.

    Дети-меланхолики не выдерживают длительных раздражений (шум, новые лица, новые впечатления, поток информации), от этого они быстро устают. Например, ребенок слушает что-то, но, утомившись, начинает отвлекаться. Когда взрослые делают ему замечание, он старательно имитирует внимательное слушание, но уже не в состоянии понять то, о чем ему говорят. Если его в это время о чем-то спросить, ответить он не сможет, и это дает повод упрекнуть его в невнимательности, непонятливости, забывчивости. Но дело не в плохой памяти или невнимательности, просто ребенок устал, и в его организме сработала защитная реакция от перегрузки

    На формирование умений, навыков и привычек у меланхоликов уходит много времени. Но если уж они сформировались, они обязательно будут прочными, устойчивыми, и в дальнейшем контролировать их не понадобится. Меланхолика трудно переучивать. Если, например, он научился держать ложку или ручку неправильно, на исправление этой привычки понадобится много времени.

    Не принуждайте ребенка к соревновательным играм. Это абсолютно не его сфера. Пусть лучше его игры сначала будут индивидуальными — велосипед, коньки, ролики. А еще лучше подойдут творческие занятия различными видами искусства — музыкой, пением, рисованием. Ребенок с радостью будет участвовать в домашних спектаклях, показывать пантомиму, сочинять вместе с вами сказки, разучивать песенки и стишки.

    Флегматический темпермент (медлительный). Со стороны может показаться, что флегматик — ребенок без проблем, однако это совсем не так. Флегматический темперамент один из наиболее сложных типов организации психики. Медлительность людей с этим темпераментом проявляется уже с младенчества. Такой малыш много спит, а проснувшись, лежит спокойно, редко плачет или смеется. Флегматики легко засыпают, но просыпаются вялыми, вставать им трудно. У них невыразительная мимика, они не часто и не бурно проявляют эмоции. Движения флегматиков плавные и медлительные, говорят они тоже медленно, делая паузы между словами и предложениями. Они обычно долго раздумывают, прежде чем приступить к какому-нибудь делу, зато могут хорошо выполнять однообразную кропотливую работу.

    Дети-флегматики с трудом входят в детский в коллектив, они необщительны, не любят участвовать в детских праздниках. Долго приспосабливаются к новому режиму, трудно расстаются с родителями, неохотно знакомятся и сначала не играют с детьми. Но, привыкнув к новой обстановке, соблюдают все правила поведения и слушаются старших. Они во всем любят порядок.

    Если флегматику поручить какое-то дело, можно быть уверенным, что он обязательно доведет его до конца. Но вот торопить его при этом ни в коем случае нельзя, как бы вас не нервировала медлительность ребенка. И тем более ругать его за это. Окрики, являясь сильным раздражителем, наоборот, тормозят его действия. От критики и упреков флегматик впадает в еще большую задумчивость и медлительность, переходит в заторможенное состояние и вообще перестает на что-либо реагировать.

    Ребенок-флегматик — терпеливый, выдержанный, выносливый, хорошо владеет собой, поэтому настроение у него меняется медленно. Поведение флегматика устойчивое — его трудно вывести из себя. Переход от одного занятия к другому дается ему с трудом и требует времени. Привычки и навыки формируются долго, но, сформировавшись, становятся устойчивыми. Новую информацию флегматик усваивает медленно, но зато навсегда. Ребенок-флегматик не любит перемен ни в чем. Он малообщителен, малоэмоционален, сходится с людьми тяжело и заводит новые знакомства неохотно. Поэтому окружающим взрослым стоит обращать его внимание на других людей, их чувства, отношения с ними, приучать его к чувствительности, развивать эмоциональность. Очень полезно завести домашнее животное, птичку, за которыми ребенок мог бы ухаживать, кормить, играть и общаться с ними.

    Дети-флегматики реагируют на все как бы вполсилы. Эта постоянная умиротворенность может привести к тому, что ребенок вырастет ленивым и равнодушным ко всему, кроме самых элементарных потребностей (есть, пить и спать). Необходимо развивать в малыше любознательность и инициативность, показывать ему пример эмоционального поведения: активно радоваться и огорчаться. Почаще ходите с ним в гости, в общественные места. Давайте ему мелкие поручения — сбегать выкинуть мусор в урну, заплатить за билет, купить что-то в магазине. Если ребенок выполняет какое-либо дело, предупреждайте его заранее, сколько осталось на это времени, чтобы он успел все выполнить в срок.

    Читайте также: