Как связаны заглавие комедии и ее поэтика кратко

Обновлено: 06.07.2024

название любого произведения является ключом к его пониманию, оно содержит указание (прямое или косвенное) на основную мысль, проблему, поставленную автором. заглавие комедии а.с.грибоедова “горе от ума”, , позволяет увидеть в конфликте пьесы необычайно важную категорию, а именно — категорию ума. источником подобного выражения, положенного в основу заглавия и первоначально звучавшего как “горе уму”, восходит к пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. конфликт между умником и глупцом был важен и актуален для предшествовавших а.с.грибоедову комедиографов, принадлежавших к школе классицизма (например, он присутствует в комедиях мольера, бомарше). в “горе от ума” этот конфликт выглядит иначе, здесь он переосмыслен. современники не могли не почувствовать этого, поэтому возникло несколько мнений, например и.а.гончарова и а.с.пушкина, о чацком и о том, кто же по замыслу грибоедова является носителем ума в комедии. гончаров в статье “мильон терзаний” писал: “сам грибоедов приписал горе чацкого его уму, а пушкин отказал ему вовсе в уме. но чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен”. пушкин же действительно говорил в письме бестужеву о том, что “умное действующее лицо” в комедии — грибоедов, а чацкий — это только “пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с умным человеком (именно с грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями”. итак, что же такое ум в комедии грибоедова и кто является в ней умным человеком?

ум теоретически является добродетелью. для комедиографов раннего периода это качество никогда не являлось недостатком (филинт, умный человек, — резонер в “мизантропе” мольера; положительными героями являются стародум, правдин в “недоросле” фонвизина и т. наоборот, высмеивались авторами глупцы (митрофан у фонвизина, например). важно отметить, что именно соблюдение меры во всем считалось умом (поэтому для мольера умник альцест не является идеалом, достойным подражания). умом, как и чувством меры, обладает как раз молчалин, а не чацкий. ум молчалина служит хозяину и основательно ему , чацкому же его ум (а “речь его кипит умом, остроумием”, как говорит и.а.гончаров) только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему “мильон терзаний”. угодливый ум молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму чацкого, но это уже вовсе не противостояние ума и глупости. в пьесе а.с.грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. “горе от ума” — комедия, перешагнувшая узкие рамки классицизма.

категория ума имеет отношение к философскому наполнению пьесы, присутствие такого пласта просто невозможно в комедии классицизма, ориентированной на уже заданные абсолютные истины. в своем произведении а.с.грибоедов ставит вопрос о том, что же есть ум. почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый толкует об уме (фамусов: “скромна, а ничего кроме проказ и ветру на уме”; софья: “остер, умен, красноречив, / ах, если любит кто кого, / зачем ума искать и ездить так далеко” и т. но это высказывания разного ряда. у каждого героя свое представление об уме, которое он обосновывает по ходу появления в пьесе, поэтому комедия вовсе не сводится к четкому разграничению представителей высшего света и чацкого на предмет выявления ума. эталона ума нет в пьесе а.с.грибоедова, поэтому нет в ней и победителя. “комедия дает чацкому только “мильон терзаний” и оставляет, по-видимому, в том же положении фамусова и его братию, в каком они были, ничего не говоря о последствиях борьбы”. чацкий отличается от окружающих не тем, что он умнее, а тем, что он человечнее, чувствительнее (“чувствителен, и весел, и остер”, как говорит лиза), для чацкого существуют две взаимоисключающие категории: ум и чувство (он говорит софье, что у него “ум с сердцем не в ладу”; описывая молчалина, он снова разграничивает эти понятия: “пускай в молчалине ум бойкий, гений смелый, / но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость ”

чувство на поверку оказывается выше ума светского, изощренного (чацкий в конце пьесы говорит: “бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, / где оскорбленному есть чувству уголок! ”, т. е. он убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его драма как бы становится выражением идейного одиночества героя. “личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало пушкину повод отказать ему в уме”. “горе от ума” чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума, признанного в свете, а чувством (“у него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен”), как творит и.а.гончаров в статье “мильон терзаний”, он все-таки привязан к тому обществу, где вращается, завися в какой-то мере от мнений света.

матрена вела такой образ жизни. себя не жалела, другим . готова была отдать последнее. по сути она жертвенница. несмотря на все тяготы и трудности жизни она сохранила открытый взгляд и доброту к людям.

История названия произведения

В произведении Грибоедова вообще нет глупцов, конфликт пьесы строится на противостоянии разных типов ума.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Фамусов;
  • Софья;
  • Молчалин;
  • Скалозуб;
  • Загорецкий;
  • Хлестова;
  • Хрюмины;
  • Тугоуховские.

Безумство Чацкого с точки зрения представителей фамусовского общества

Поэтому фамусовское общество, живущее по таким законам, не может считать здравомыслящим человеком Чацкого, ведь его убеждения, согласно их взглядам, неразумны и ненормальны. Для фамусовского общества Чацкий или сумасшедший, или преступник. Самому свету в нем удобнее видеть безумца, ведь в таком случае все обвинения Чацкого можно считать лишь плодом больного воображения. Чацкий-сумасшедший фамусовскому обществу не страшен, и это главное. Поэтому клевета Софьи попала точно в цель.

Фамусов на словах признает ум за реальную ценность, он даже дал дочери образование, но сделал это лишь для того, чтобы удачно выдать ее замуж.

Но всех ловчее и хитрее здесь кроткий и тихий Молчалин, который для себя выработал целую систему взглядов на жизнь. У Молчалина своя философия, он не далеко не глуп, но его мысли мелки, а ум меркантилен.

Не менее противоречив и Чацкий, в котором гражданское негодование соединяется с любящим сердцем и который одновременно может быть злым и добродушным, насмешливым и нежным, вспыльчивым и сдержанным. При этом Грибоедов доводит свои характеры до такой высокой степени художественного обобщения, что они, не теряя индивидуальности, превращаются в образы-символы и приобретают нарицательный смысл, схватывающий устойчивые национальные и социальные явления: фамусовщина, молчалинство, репетиловщина, скалозубовщина.

Грибоедов, широко используя опыт басен Крылова, ввел в свою комедию вольный ямб, более приспособленный для передачи живого разговора своими неожиданными переходами от длинных стихов к коротким, своими паузами и сложными приемами рифмовки. Это дало возможность Грибоедову подчинить движение стиха движению мысли, разбивать и расчленять стиховую строку репликами, поделенными между участниками разговора:

Загорецкий

А вы заметили, что он

В уме серьезно поврежден?

Репетилов

Загорецкий

Об нем все этой веры.

Репетилов

Загорецкий

Репетилов

Стих приобрел необыкновенную гибкость, способную передавать и напряженный ораторский пафос монологов Чацкого, и тонкий юмор, и живой, непроизвольный диалог между героями: он стал в полном смысле слова реалистическим стихом.

Существенно видоизменил Грибоедов сам жанр комедии, включив в него наряду с комическими драматические и даже трагедийные элементы, органически соединив лирическую, интимную тему с высоким общественным содержанием.

Комедии Н. В. Гоголя. Поэтика комического

Комедии Н. В. Гоголя. Поэтика комического Драматургический талант Гоголя раскрылся очень рано. Еще в Нежинской гимназии он принимает активное участие в ученических постановках. По свидетельству однокашников, юному Гоголю весьма удавалась роль госпожи Простаковой из

Глава 9. Комедии Мольера

Глава 9. Комедии Мольера Уже в первой половине XVII в. теоретики классицизма определили жанр комедии как жанр низший, сферой изображения которого были частная жизнь, быт и нравы. Несмотря на то что во Франции к середине XVII в. были написаны комедии Корнеля, Скаррона, Сирано

Горе от ума

Горе от ума Комедия в 4-х действиях, в стихах, сочинение А. С. Грибоедова.Второе издание, С.-Петербург, 1839<Отрывок из

Поэтика жанра комедии в его генетических связях с сатирой и трагедией

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цели урока: понять поэтику заглавия комедии; проанализировать, раскрывает ли.

Цели урока: понять поэтику заглавия комедии; проанализировать, раскрывает ли заглавие идею или основной конфликт пьесы.

1. Теоретическая разминка (Осмысление данных определений) Заглавие – название.

1. Теоретическая разминка (Осмысление данных определений) Заглавие – название, наименование литературного произведения. Обычно в заглавие выносится либо имя главного героя, либо идея произведения, либо основной конфликт. Заглавие – название литературного произведения, издания, серии, определяющее тему, идею, предмет, центральный образ.

2. Аналитический вопрос: к какому виду относится заглавие комедии «Горе от ум.

4. Комментированное сопровождение учителя… Но разве Чацкого окружают одни дур.

4. Комментированное сопровождение учителя… Но разве Чацкого окружают одни дураки? Много ли глупцов в пьесе? Разобраться в этом помогают художественные приемы и детали: реплика; монолог; диалог; психологический портрет.

5.Теоретическая разминка: восстановите пропуски в определениях Реплика (в пер.

5.Теоретическая разминка: восстановите пропуски в определениях Реплика (в переводе с латинского …) – краткий ответ действующего лица в произведении, … фраза в диалоге, возникшая как отклик на слова партнера. Монолог (в переводе с греческого …) – речь действующего лица в произведении, обращенная к собеседнику или ….

5.Теоретическая разминка: Восстановите пропуски в определениях (Продолжение).

6. Литературный коллоквиум Узнайте персонажей пьесы по их психологическому по.

6. Литературный коллоквиум (Продолжение) Определите, кому принадлежат реплики.

Ключ к литературному коллоквиуму Узнайте персонажей пьесы по их психологичес.

Ключ к литературному коллоквиуму Узнайте персонажей пьесы по их психологическому портрету: Загорецкий; Максим Петрович; Молчалин. Определите, кому принадлежит реплика: Софье; Скалозубу; Чацкому.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Краткое описание документа:

Цели урока:понять поэтику заглавия комедии;

проанализировать, раскрывает ли заглавие идею или основной конфликт пьесы.

понять поэтику заглавия комедии;

проанализировать, раскрывает ли заглавие идею или основной конфликт пьесы.

понять поэтику заглавия комедии;

проанализировать, раскрывает ли заглавие идею или основной конфликт пьесы.понять поэтику заглавия комедии;

проанализировать, раскрывает ли заглавие идею или основной конфликт пьесы.

Заглавие – название, наименование литературного произведения. Обычно в заглавие выносится либо имя главного героя, либо идея произведения, либо основной конфликт.

Заглавие – название литературного произведения, издания, серии, определяющее тему, идею, предмет, центральный образ.

Читайте также: