Эссе на тему мониторинг как механизм по отслеживанию качества образования в современной школе

Обновлено: 06.07.2024

В современных социальных условиях образовательные учреждения стремятся обеспечить качественное достижение результатов образования, соответствующих государственному образовательному стандарту, и необходимый для этого уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся. Образовательные учреждения стараются работать в режиме развития, целенаправленно занимаясь инновационной деятельностью.

Чтобы объективно ответить на вопросы: какие изменения в школе и что надо сделать, чтобы улучшить качество образовательного процесса, нужен учет. Наблюдение, измерение, фиксация, анализ, происходящих в школе процессов, необходимы для выработки стратегии успешного саморазвития школы. Только точное знание того, идем ли мы вперед или стоим на месте, дает возможность последовательно и грамотно проводить работу по регулированию и коррекции образовательного процесса, то есть повышать эффективность его управления и совершенствовать школьную систему образования с целью повышения качества его результатов.

Проблема: Как правильно организовать мониторинг в начальной школе, чтобы повысить качество обучения?

Цель исследования: выявить, как мониторинг влияет на повышение качества обучения младших школьников в учебной деятельности.

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

1.Изучить, проанализировать и обобщить психолого-педагогический опыт по данной теме.

2.Проверить эффективность используемых мониторинговых исследований.

3.Обобщить опыт работы по данной теме для последующей трансляции.

Основные методы: для решения поставленных задач и проверки исходных положений в исследовании был использован комплекс методов эмпирического характера - изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение опыта работы педагогов по теме, метод наблюдения, практическая работа.

В решении задач, поставленных перед современной школой, особое значение придается педагогическому мониторингу, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы школы.

В нашей школе разработана система мониторинга, где определены цели, задачи, объекты, критерии, показатели, методы сбора и обработки информации.

Целью мониторинга является отслеживание динамики качества образования и эффективность управления качеством образования.

- обработка, корректировка и ввод информации в базы данных;

- осуществление первичного анализа информации;

- создание прогнозов, аналитических материалов;

- совершенствование технологии мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

Мониторинг ведется по 2 уровням - индивидуальный, персональный и внутришкольный.

Осуществляю дидактический, воспитательный, психолого-педагогический мониторинги, как учитель и классный руководитель. Дидактический мониторинг – отслеживание различных сторон учебного процесса (уровень обученности и обучаемости учащихся, качество знаний). Воспитательный – отслеживание уровня воспитанности, уровня классного коллектива, социума. Психолого - педагогический – отслеживание состояния психического здоровья учащихся, развитие их индивидуальных способностей, осуществляю совместно с психологом. Мониторинг помогает мне в работе с родителями, даю рекомендации родителям на основе мониторинга.

Мною осуществляется внутришкольный мониторинг. Проводится ежегодно мониторинг уровня сформированности результатов обучения в виде контрольных работ по русскому языку и математике в начальных классах:

- входной – с целью определения степени устойчивости знаний учащихся, выявления причин потери знаний, устранения пробелов в процессе повторения, прогнозирования возможности успешного обучения (совместно с учениками – если проводит учитель);

- промежуточный – с целью отслеживания динамики обученности учащихся, коррекции знаний у слабоуспевающих учеников;

- итоговый – с целью определения уровня сформированности ЗУН, отслеживания динамики обученности, прогнозирования результативности дальнейшего обучения учащихся. Результаты заносятся в таблицы.

Осуществляется также мониторинг обученности по отдельным предметам (тематические) по родному языку, окружающему миру. При этом мони­торинг обученности фиксирует промежуточные результаты подготовки к выполнению стандарта, необходимые для дальнейшего успешного обучения.

Проводится мониторинг формирования ОУУН учащихся:

- уровень сформированности учебно-логических умений (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) - 2 раза в год;

- уровень сформированности навыков чтения, беглости, осознанности и правильности чтения, скорости письма и скорости вычислительных навыков.

Проводятся мониторинговые обследования качества общего образования в 1-4 классах по материалам министерства Пермского края, которые дают возможность проанализировать и соотнести результаты, определить динамику продвижения каждого обучающегося, спланировать коррекционную работу.

Мониторинг формирования читательской компетентности учащихся 4 класса проводится ежегодно по материалам министерства Пермского края.

Мониторинг уровня профессионализма учителей начальных классов в нашей школе осуществляется по показателям:

- уровень квалификации (категория);

- повышение квалификации на уровне курсовой подготовки, на уровне района (РМО, ПГ), на уровне школы (ШМО, ПГ, семинары);

- качество преподавания (посещение уроков, открытые уроки, самоанализ уроков);

- изучение педагогических затруднений;

- использование современных образовательных программ, технологий;

- результаты учебной деятельности педагога.

Без информации о ходе и промежуточ­ных результатах, без постоянной обратной свя­зи процесс управления невозможен. Отсутствие необходимой информации парализует процесс управления. Наиболее важной является информация, по­лученная в системе внутришкольного мониторинга. Администрации пред­стоит разобраться в обилии фактов, провести их сортировку, отсеять несущественное, выделить главное, оценить их с точки зрения влияния на ход и результаты образовательного процесса, и только затем принять наиболее обоснованные и оптимальные решения.

Мониторинг не ломает существенную традиционную систему контроля, а требует обеспечения ее информационной стабильности, долгосрочности, надежности и своевременности, что предотвращает дефицит информации при выработке рекомендаций и принятию управленческих решений. Мониторинг помогает путем анализа свести всю информацию в одно целое, обобщить ее и получить общую картину развития образовательного процесса.

Проведенные исследования подтвердили, что мониторинг эффективно влияет на повышение качества обучения младших школьников в учебной деятельности.

Наиболее важным видом мониторинга для нашей школы определен мониторинг качества обучения и образования, так как этот вид имеет непосредственное отношение к образовательной технологии и позволяет собрать, описать и использовать информацию о состоянии учащихся и педагогов в любой промежуток времени. Мониторинг необходим для построения управляемого образовательного процесса, дальнейшего совершенствования деятельности педагогов и администрации по улучшению качества образования.

Мониторинг позволят проводить непрерывный контроль знаний учащихся и диагностику уровня профессионализма педагогов. Практическое внедрение системы мониторинга, то есть сбор, обработка и передача информации осуществляется с помощью информационных технологий, однако, в нашей школе необходимы специальные программы, хотелось бы ознакомиться с опытом работы других педагогов и зам. директоров по данной теме.

Мониторинг строится на определенных основаниях для измерения и сравнения. Основанием для измерения является соответствие какому-либо эталону: стандарту, норме, требованию. Данные мониторинга должны обеспечивать возможность сравнения двух или нескольких сходных по характеристикам систем и возможность сравнения данных одного ОУ во времени (например, сравнение образовательных достижений учащихся, полученных за несколько лет).

Мониторинг формируется как система повторяющихся диагностических процедур, проводимых с использованием количественных методик, максимально объективирующих качественные показатели избранных объектов. На практике эта система повторяющихся диагностических процедур может выглядеть как система повторяющихся временных срезов, например, уровня знаний учащихся.

ВложениеРазмер
monitoring_kak_sredstvo_otslezhivaniya_kachestva_obrazovaniya_gotovaya.docx 24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг как средство отслеживания качества образования

После анализа литературных источников были выделены признаки определения:

  • система,
  • наблюдение (слежение),
  • измерение,
  • обработка,
  • сбор и хранение информации,
  • прогнозирование,
  • управленческие решения.

ФГОС можно рассматривать как основу для выделения качеств как существенных признаков, свойств, определяющих качество. ОУ несут ответственность за интерпретацию стандартов и присущих школе специфических целей. Три группы требований к качеству в стандартах фактически определяют три направления для мониторинга:

  • требования к качеству результатов: оценка образовательных результатов, достигаемых школой;
  • требования к качеству процесса: оценка качества условий образовательной деятельности;
  • требования к структуре образовательных программ: оценка качества управленческой деятельности всех субъектов образовательной деятельности.

Перечисленные направления мониторинга должны быть реализованы в любом ОУ. Также может быть выбрано индивидуальное направление для мониторинга, показывающее специфику конкретного ОУ.

Рассмотрим аспекты, которые необходимо учесть при разработке системы мониторинга для образовательного учреждения.

Мониторинг строится на определенных основаниях для измерения и сравнения. Основанием для измерения является соответствие какому-либо эталону: стандарту, норме, требованию. Данные мониторинга должны обеспечивать возможность сравнения двух или нескольких сходных по характеристикам систем и возможность сравнения данных одного ОУ во времени (например, сравнение образовательных достижений учащихся, полученных за несколько лет).

Выделяются следующие виды мониторинга: информационный, базовый, проблемный, управленческий.

Можно предположить, что мониторинг качества образования может быть и информационным, и базовым, и проблемным, и управленческим. Все зависит от тех целей и задач, которые ставят перед этой процедурой.

Разрабатывая программу мониторинга качества образования важно помнить о влиянии на качество образования целого ряда факторов, которые необходимо учитывать в процессе анализа собранной мониторинговой информации. Выделяют пять групп факторов:

  • факторы, которые школа может изменять;
  • факторы, которые школа может изменять при определенных условиях;
  • факторы, на которые школа может оказать влияние;
  • факторы, на которые школа может оказать влияние при определенных условиях;
  • факторы, на которые школа не может воздействовать.

По результатам международных исследований были выявлены факторы, влияющие на качество школьного образования.

Мониторинг формируется как система повторяющихся диагностических процедур, проводимых с использованием количественных методик, максимально объективирующих качественные показатели избранных объектов. На практике эта система повторяющихся диагностических процедур может выглядеть как система повторяющихся временных срезов, например, уровня знаний учащихся.

Для мониторинга характерно использование разнообразных методов измерения, сбора информации о состоянии избранных объектов. Не рекомендуется проводить измерения часто. Частые измерения оправданы в случае, например, биологических систем. В социальных системах, к которым и относятся образовательные системы, при частых замерах возможен эффект привыкания респондентов к вопросам, что может привести к формированию стереотипа ответа, а значит, к искажению результатов.

Какова возможная цель мониторинга для получения наиболее полной информации о деятельности ОУ по достижению нового качества образования в свете ФГОС?

Можно предположить следующие формулировки целей:

  • обеспечение адекватности принятия управленческих решений;
  • определение тенденций развития образовательного учреждения, его перспективы;
  • получение информации для разработки перспективного плана работы школы.

В любом случае цель мониторинга связана со стратегией работы школы. Поскольку качество как ориентир может меняться, то и цель может уточняться.

Таким образом, обобщенный вариант может быть сформулирован следующим образом: оценка и представление результатов деятельности ОУ по мониторинговым показателям для построения программы достижения нового качества образования и для отчетности перед стейкхолдерами.

В качестве объектов могут быть:

  • состояние образовательной подготовки учащихся;
  • ииндикаторы результатов (процент занятости, закончивших высшую школу, диссертации и т.д.);
  • индикаторы ресурсов (затраты на образование, квалификация учителей);
  • признаки качества – общеучебные умения;
  • организационно-педагогические условия;
  • обученность;
  • достигнутые результаты; степень социализации и адаптации;
  • отрицательные эффекты и последствия образования;
  • учебные возможности школьников;
  • профессиональное мастерство учителя;
  • информационное обеспечение;
  • состояние, эффективность инновационной работы в школе;
  • качество преподавания и организация процесса обучения;
  • работа с родителями;
  • взаимодействие с внешней средой;
  • учебная мотивация;
  • система воспитательной работы и т. д.

Управление качеством образования на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений в следующих направлениях:

  • использование информации для определения основных тенденций в развитии образовательного учреждения, как образовательной системы, направленности и динамики основных процессов, резервов совершенствования учебно-воспитательного процесса, критических точек, степени соответствий качества образовательных результатов выделяемым ресурсам и приложенным усилиям, эффективности действия механизмов обеспечения преемственности ступеней школы;
  • выбор приоритетов политики образовательного учреждения в области качества, стратегической программы ее развития; корректировка и совершенствование образовательных и учебных программ, выбор концепции профильных классов, технологии обучения; выбор модели установления общественных отношений школы с социумом;
  • формирование статистических баз данных для осуществления динамического наблюдения за образовательным процессом, выстраивания стратегий управления им на продолжительных циклах;
  • информирование различных групп стейкхолдеров о ходе и результатах образовательного процесса с целью формирования ценностно-мотивационного поля, достижения согласованности в действиях, формирования климата доверия и взаимопомощи.

С введением в ОУ системы мониторинга качества образования происходит смена объекта управления: от управления педагогическим коллективом к управлению качеством образования.

Для становления системы мониторинга необходимо, как минимум, три года. Очевидно, имеет смысл пойти на такой шаг ожидания, т.к. в течение этих трех лет все равно будет оцениваться качество образования, но уже в определенной системе критериев и показателей, а через три года накопится информация для выявления динамики показателей и получения сопоставимых данных.

Управление качеством образования на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений в следующих направлениях: использование информации для определения основных тенденций в развитии образовательного учреждения; выбор приоритетов политики образовательного учреждения в области качества; принятие управленческих решений в отношении улучшения качества образовательного процесса; формирование статистических баз данных; информирование стейкхолдеров о ходе и результатах образовательного процесса.


В данной статье раскрывается роль мониторинга как одного из элементов в управлении качеством образования в школе.

Ключевые слова: мониторинг, оценка качества образования, управление качеством образования.

Повышение качества образования — одна из ведущих целей руководителя образовательной организации. Что же именно нужно делать для достижения намеченных результатов?

Чтобы принять правильные управленческие решения для повышения качества образования, необходимо иметь представления о результатах качества в данный момент времени и понимать, каких результатов нужно добиться. Одним из элементов оценки качества образования является мониторинг. Необходимо организовать эффективную систему мониторинга, которая поможет зафиксировать и вовремя отреагировать на каждый случай сбоя в образовательном процессе.

Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению. На них отражается внешние воздействия, что приводит как к положительным, так и отрицательным изменениям функционирования объекта.

Система образования — это сложная многоуровневая система, и проследить за деятельностью всей системы достаточно трудно. Поэтому очень важно выделять основные направления проведения мониторинга. Это могут быть: качество обученности и обучения, уровень учебных достижений, состояние здоровья обучающихся, профессионализм педагогов, эффективность воспитательной системы, психологический климат в образовательном учреждении и другие.

Информация, собранная в процессе мониторинга, должна обеспечивать учителя или руководителя необходимыми и достаточными данными для выбора адекватной модели обучения или управления.

Мониторинг выполняет шесть основных функций.

1) Информационная функция — сбор информации о ходе и эффективности образовательного процесса. В этом могут помочь такие методы, как изучение школьной документации, различные виды контроля, тестирование, наблюдение, эксперимент. Все они позволяют собрать достоверную информацию за небольшой промежуток времени.

2) Аналитико-оценочная функция предполагает анализ и оценку собранной информации, что позволяет раскрыть причинно-следственные связи, отражающие состояние и тенденции развития образовательной системы. С этой целью используются различные методы анализа и оценки информации. Например, диалектический метод — сравнение полученных результатов с результатами прошлых лет или намеченными целями, метод сравнения, сопоставления и классификации. Все перечисленные методы позволяют найти причины педагогических неудач.

3) Стимулирующе-мотивационная функция — воздействие собранной информации на сознание и чувства участников образовательного процесса. Использование методов поощрения и порицания, постановка системы перспектив помогают призвать всех участников образовательного процесса к активным действиям.

4) Контролирующая функция — отслеживание образовательных результатов и сравнение их с исходными, контроль за исполнением запланированных мероприятий.

5) Прогностическая функция — возможность представить общую картину развития и результаты в перспективе, и на основании прогноза разработать план преобразования педагогического процесса.

6) Корректирующая функция — исправление выявленных ошибок, разработка рекомендаций.

Все перечисленные функции связаны между собой и определяют этапы осуществления мониторингового исследования. Пренебрежение какой-либо функцией мониторинга приводит к снижению эффективности управленческих решений.

Программа мониторинга реализуется в 3 этапа.

На первом этапе проводится разработка программы мониторинга; определяются основные подходы, компоненты, объекты и субъекты мониторинга качества образования; осуществляется сбор информации по выбранным направлениям образовательного процесса.

Третий этап подразумевает сопоставление полученных результатов с поставленными целями; систематизацию, анализ и оценку качества полученных результатов; анализ и описание найденных форм работы, применяемых технологий; выявление проблем и определение путей их решения; социализацию результатов; анализ деятельности по реализации целей и задач программы мониторинга, оценку ее результативности, оформление результатов.

Результаты грамотно организованного мониторинга помогают получить довольно полную и объективную информацию о результатах учебного процесса в динамике, увидеть недочеты в знаниях и умениях обучающихся, сильные и слабые качества педагогов и др. Проанализировав всю полученную информацию, можно увидеть целостную картину развития образовательного процесса в динамике. На основании этих результатов проводится корректирование образовательного процесса, принимаются управленческие решения, разрабатывается перспективный план развития образовательного учреждения. Все это способствует повышению качества образования.

  1. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. — М.: Интеллект-Центр, 2005.
  2. Попова Г. П., Размерова Г. А., Ремчукова И. Б. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование — Волгоград: Учитель, 2007
  3. Поташник М. М. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника — М.: Педагогическое общество России, 2000
  4. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. — М.: Российское педагогическое агентство, 2010.
  5. Тюнников Ю. С. Непрерывное формирование медиакомпетентности учителя в условиях постоянных изменений информационной и образовательной среды / Ю. С. Тюнников, Т. П. Афанасьева, И. С. Казаков, М. А. Мазниченко //Медиаобразование. — М., — 2017. — № 1. — С. 58–74.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, образовательное учреждение, повышение качества образования, момент времени, мониторинг, образовательная система, решение, сбор информации, собранная информация, управление качеством.

Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.

Вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность освоения предмета учащимися.

Чрезвычайно значимым сегодня является процесс непрерывного оценивания состояния и результатов динамического самодвижения школы и ее инновационных преобразований.

Для эффективного решения задач, поставленных перед современной школой, необходимо построить свою деятельность на диагностико-прогностической основе (на внедрении педагогического мониторинга), обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Что же такое мониторинг? Педагогический мониторинг можно рассматривать как процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях его оптимизации, организации на научной основе и повышения результативности качества образования.

Педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.

  • Образовательной среды,
  • Образовательных технологий;
  • Результатов образовательного процесса;
  • Эффективности управления ОУ.

Образовательный мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации разного направления: эффективности образовательного процесса, действенности внутришкольного управления, состояния инновационной работы в школе, результативности методической работы, уровня развития обучающихся и состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков, качество преподавания предмета, анализ конечных результатов функционирования школы.

Мониторинг это не просто контроль или диагностика чего-либо. Мониторинг идет дальше благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления и высокой технологичности. Схематически специфику мониторинга в школе можно выразить в виде схемы: Слайд 4

Как видим, это замкнутая система. Управление школой на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений.
Информация, полученная в результате педагогического мониторинга крайне важна и полезна для образовательного учреждения, служит основанием для прогнозирования дальнейшего развития, для постановки новых ближних и дальних целей.

Создавая мониторинг своей школы, мы постепенно формируем свое представление об образовательном мониторинге, его роли, месте в педагогической, управленческой деятельности, рассматривая его как механизм слежения и контроля за качеством образования с привлечением современных ИК-технологий (т.е. обработка, хранение информации осуществляется с помощью компьютера и определенных программных средств: наиболее широко на данном этапе используются электронные таблицы Exсel, табличный процессор Word, специализированное ПО Хронограф 2.5., 3.0.).

Основным объектом мониторинга в ОУ является педагогическая система, которую условно можно разбить на блоки. Кроме того, в качестве объекта может выступать социум и родители. Слайд 5

Более подробно хочется остановиться на внутришкольном мониторинге.
Школа работает над созданием банка данных, полученных в ходе мониторинга, по многим направлениям, в частности: Слайд 6-11

1. Уровень успеваемости, качества знаний, степени обученности учащихся
2. Организация процесса обучения (посещаемость учебных занятий, использование ИКТ, работа с мотивированными учащимися и др.)
3. Уровень воспитанности учащихся.
4. Уровень работы по сохранению здоровья детей.
5. Уровень профессионального мастерства педагогов.

Эти данные используются педагогическим коллективом при разработке и мониторинге Программы развития школы, составлении учебного плана, постановке задач учебно-воспитательной работы.
Накопленный опыт работы школы в этом направлении позволяет сделать вывод о том, что именно результаты диагностических исследований определяют, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в управлении учебно-воспитательным процессом школы.

Мониторинг успеваемости учащихся позволяет видеть динамику (возрастание и убывание) основных показателей успешности каждого класса и принимать управленческие решения в зависимости от этой динамики: брать классы на классно-обобщающий контроль, включать необходимый контроль в план ВШК.

С целью выявления пробелов в знаниях учащихся, корректировки учебно-воспитательного процесса, учителя вместе с руководителями школы отслеживают закономерности обученности школьников, осуществляют совместную аналитическую деятельность, используя при этом различные способы оценки знаний учащихся. Эти исследования определяют основные вопросы для обсуждения на педагогических советах, родительских собраниях, классных часах.

Ежегодно, в начале каждого учебного года, мы осуществляем входной контроль качества знаний учащихся с целью определения уровня знаний обучающихся на начало учебной деятельности. Проводится он в середине сентября. На этом этапе выявляются положительные и отрицательные симптомы учебно-воспитательного процесса. Анализ результатов входного контроля дают возможность преподавателю внести необходимые коррективы в образовательный процесс.

Для того чтобы оценить учебные достижения учащихся в определенной предметной области и правильность выбранных методик и технологий обучения проводится промежуточный контроль качества знаний учащихся. Итоговый контроль позволяет учителю проанализировать результаты образовательного процесса и успешность освоения учащимися программного материала на завершающемся этапе обучения.

Результаты срезов рассматриваются на педагогических советах, совещаниях при директоре, зам. директора, ШМО.

Выявление отношения учащихся к школе позволяет нам изучить мотивацию учения, сферу познавательных интересов, уровень адаптации учащихся к школе. По результатам исследований намечается система педагогических мероприятий. Коллектив нашей школы стремится к созданию адаптивной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника.

  1. Диагностика усвоения и качества знаний учащихся на отделении должна проводиться в течение учебного года по всем учебным дисциплинам, по классам и отделению в целом.
  2. Обработка и анализ полученных результатов.
  • письма родителям с указанием не только результатов обучения учащихся на каждом этапе и его текущих оценок, но и рейтинга по отделению и тенденции успеваемости;
  • обсуждение проблем учащихся на классных часах;
  • обсуждение на заседаниях малого педагогического совета с приглашением родителей;
  • формирование учебной мотивации;
  • развитие профессиональных интересов;
  • разработка индивидуальных перспективных планов работы учащегося;
  • проведение дополнительных занятий по дисциплине с целью белее доступного изложения трудного материала;
  • прогнозирование конечных уровней учебных достижений учащихся.

Диагностирование качества знаний и умений учащихся нуждается в систематическом отслеживании степени обученности с целью поэтапного решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваемом материале с последующей коррекцией в ходе учебного процесса и прогнозированием содержания и технологии обучения. При мониторинге успешности учебной деятельности выявляются определенные закономерности в деятельности преподавателей и учащихся, анализ которых позволяет выстраивать стратегию дальнейших действий. Этот позволяет представить учащихся не только как объект учебных действий, но и как субъект в организации учебного процесса.

В классе в течение учебного года по всем учебным дисциплинам проводится от 7 (если дисциплина изучается 1 час в неделю) до 13 диагностических процедур. Показатель усвоения знаний в каждом случае вычисляется методом нормального распределения. Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, отслеживание ряда сквозных, а также сопоставление входных и итоговых показателей.

Систематическое отслеживание качества обучения у большого числа учащихся способствует получению более объективной, достоверной оценки, что позволяет прогнозировать конечные уровни учебных достижений учащихся, проектировать планы обучения. Процесс обучения становится не только отслеженным, но и целенаправленным.

Контроль качества обучения нуждается в объективных методах педагогических измерений. Педагогический мониторинг как средство управления и контроля учебно-воспитательным процессом обеспечивает учителя обратной связью об уровне усвоения учебного материала с помощью регулярного системного отслеживания степени или уровня обученности. В условиях инновационной деятельности педагогический мониторинг может стать механизмом в системе учебно-воспитательного процесса, который будет способствовать стимулированию, активизации, развитию учащихся, будет связан с предоставлением им большей свободы и ответственности.

Таким образом, результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. Точнее сказать, мониторинг качества образования является одним из основных инструментов, способствующих повышению эффективности управления школой.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ И. Презентация на заданную тему содержит 24 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Мониторинг как механизм управления Качественное образование рассматривается в современном мире как ориентир развития национальных систем образования. Эта категория становится предметом оценки не только на уровне государства, но и на уровне конкретного образовательного учреждения. Сегодня нельзя говорить о всеобщей согласованной позиции по поводу понимания качества образования. Однако ЮНЕСКО на основании исследований считает, что качество образования можно описывать и улучшать через следующие характеристики: учащихся (их здоровье, мотивация к обучению и, безусловно, результаты обучения, которые учащиеся демонстрируют); процессов (в которых компетентные учителя используют технологии активного обучения); содержания (адекватные учебные планы и программы); систем (хорошее управление и адекватное распределение и использование ресурсов).

Мониторинг как механизм управления Исходя из этих данных можно сказать, что качественное образование включает следующие составляющие: учащихся, которые здоровы и получают хорошее питание, готовы участвовать в образовательном процессе при поддержке семьи и общества; образовательную среду – здоровую, безопасную, обеспечивающую защиту и восприимчивую к полу, обеспечивающую необходимыми ресурсами и благоприятными условиями; содержание, которое отражено в соответствующих учебных программах и материалах для овладения базовыми навыками, особенно в области грамотности, арифметики и навыков жизнеобеспечения в таких областях, как гендер, здоровье, питание, предотвращение заболеваний ВИЧ/СПИД, мирное сосуществование;

Мониторинг как механизм управления (ПРОДОЛЖЕНИЕ) содержание, которое отражено в соответствующих учебных программах и материалах для овладения базовыми навыками, особенно в области грамотности, арифметики и навыков жизнеобеспечения в таких областях, как гендер, здоровье, питание, предотвращение заболеваний ВИЧ/СПИД, мирное сосуществование; процесс, посредством которого подготовленные учителя используют такие подходы в обучении, где на первом месте стоят интересы ребенка, занятия ведутся в специально оборудованных аудиториях и школах, используется метод оценивания способностей ребенка, чтобы стимулировать обучение и свести к минимуму различия в объеме знаний; результаты, которые включают знание, умения и личную позицию и связаны с национальными задачами в области образования и позитивным участием в общественной жизни (по Дж.Колби и Миске Уитт).

Мониторинг как механизм управления Таким образом, рассуждая о качестве образования, мы рассматриваем основные его характеристики, а именно результативную, процессуальную и системную.

Мониторинг как механизм управления Мониторинг можно определить как отслеживание состояния системы образования, ее прогресса. В управлении образованием мониторинг рассматривается как начальное звено планирования и принятия решений. Он выполняет две основные задачи: а) сбор фактов, характеризующих состояние образования и процессы его реформирования и модернизации; б) анализ и интерпретацию информации о качественных изменениях в системах образования.

Мониторинг как механизм управления Мониторинг выступает как важнейшая часть и информационная база управления, являясь научно обоснованной системой периодического сбора, обработки, хранения, распространения, обобщения и анализа информации об образовательной системе или отдельных её элементов и представления полученных данных с целью принятия стратегических, тактических, оперативных решений.

Мониторинг как механизм управления Необходима модель качества образования как многофакторной системы взаимодействия, которая показывает пути управления этим качеством. Данная модель должна включать компоненты и структуры жизнедеятельности школы, которые влияют на качество результата, а, следовательно, качество образования. Тем самым модель отражает систему стратегических задач развития и тактических задач функционирования образовательного учреждения. Иными словами, это система задач по общему управлению качеством образования.

Мониторинг как механизм управления КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТА Педагогический Ученик Учитель Мониторинг и процесс оценка Внешняя Внутренняя среда Организация Материально коммуникационная -техническая база сеть Политика Ценности и приоритеты Стратегия развития Управление КАЧЕСТВО ЦЕЛИ КАЧЕСТВО РУКОВОДСТВА

Мониторинг как механизм управления Контроль над качеством образования в русле данной модели осуществляется на основе мониторинга, целью которого является наличие целостного представления об изменениях в жизнедеятельности школы, а также формирование эффективной системы управления качеством.

Мониторинг как механизм управления Основные задачи мониторинга как механизма комплексного управления ОУ: создание единой системы и пакета методик диагностики качества образования; выявление данных, обеспечивающих анализ состояния образования в школе; получение вторичных сравнительных данных о динамике развития образовательной системы, её подсистем и компонентов; организация, сбор, хранение, обработка и распространение информации о динамике качества образования.

Мониторинг как механизм управления Разработка технологии мониторинга заключается в следующем: 1) определение объектов диагностики согласно основным направлениям деятельности по управлению качеством и назначение ответственных исполнителей; 2) определение адекватных методик диагностики состояния и периодичности; 3) определение способов обработки, анализа, распространения полученной информации. Технологичность мониторинга заключается в строгой последовательности действий, а именно: диагностика – анализ – определение путей коррекции – собственно коррекция – вторичная диагностика и т.д. Необходимо помнить о том, что мониторинг – это процесс бесконечный, спиралевидный, только в этом случае он становится незаменимым инструментом управления.

Мониторинг как механизм управления Информация, которую должна предоставлять пользователю система мониторинга, должна отвечать ряду требований: 1. Системность и структурированность в соответствии с целевыми установками. 2. Объективность (результаты должны отражать реальное состояние дел, личностный фактор должен быть минимизирован). 3. Информация должна поступать в форме, доступной для восприятия, переработки и понимания управленцем, который будет использовать ее для проектирования в дальнейшей работе. 4. Валидность (средства диагностики должны охватывать главные аспекты изучаемого явления и позволять выносить однозначные суждения именно о том параметре, который исследовался, наблюдался). 5. Оперативность и достаточность. Концептуально важным представляется создание единого информационного пространства ОУ для мониторинга системы качества образования.

Мониторинг как механизм управления Модуль I. УПРАВЛЕНИЕ Общее управление Уровень управления качеством образования. Образовательная среда. Экспресс-анализ качества образования. Самооценка деятельности на соответствие критериям премий в области качества. Делопроизводство. Финансовая деятельность. Материально-хозяйственная деятельность. Исполнение приказов и распоряжений.

Мониторинг как механизм управления Модуль I. УПРАВЛЕНИЕ Качество управления педагогическим коллективом Уровень развития коллектива. Мотивационная среда. Организационная культура. Профессиональная позиция коллектива.

Мониторинг как механизм управления Модуль I. УПРАВЛЕНИЕ Качество деятельности администрации Стиль деятельности. Результативность деятельности. Самооценка деятельности. Экспресс-анализ организации общего управления.

Мониторинг как механизм управления Модуль 2. Профессиональное развитие педагогического коллектива Непрерывное профессиональное образование (НПО) Повышение квалификации в системе дополнительного профессионального образования Повышение квалификации на базе школы (научно-методическая работа и самообразование) Анализ эффективности системы НПО:-выявление запросов;-результативность;-удовлетворённость сотрудников;-выполнение программы НПО.

Мониторинг как механизм управления Модуль 2. Профессиональное развитие педагогического коллектива Инновационная деятельность (ИД) Выявление уровня вовлечённости педагогов в инновационную деятельность:- готовность к ИД;- динамика участия в ИД;- анализ выполнения программ ИД;- самоанализ уровня ИД. Выявление уровня удовлетворённости педагогов:- ИД школы;-собственной ИД; Экспертиза качества ИД педагогов в целях аттестации

Мониторинг как механизм управления Модуль 2. Профессиональное развитие педагогического коллектива Мотивация педагогической деятельности Потребности в достижениях Мотивационная среда Экспресс-анализ организации профессионального развития педагогов

Мониторинг как механизм управления Модуль 2. Профессиональное развитие педагогического коллектива Достижения педагогов Портфолио достижений

Мониторинг качества воспитательной работы классного руководителя: качество планов воспитательной работы и их выполнения; качество внеклассных мероприятий; взаимодействие классного руководителя со специалистами; уровень удовлетворенности учащихся, родителей психологическим микроклиматом в классе. Мониторинг качества организации образовательного процесса: экспертиза учебного расписания (кружков, факультативов, элективных курсов); экспертиза планирования и анализ реализации внутришкольного контроля; мониторинг качества исполнения нормативных документов и приятных решений (педсоветов, производственных собраний, заседаний НМС, кафедр, МО) и т. д. Мониторинг качества инновационной деятельности (ИД):

Управление качеством образования в школе предполагает эффективную систему отслеживания администрацией учреждения качественных характеристик всех сторон жизнедеятельности учреждения. Это требует разработки оценочно-критериальных комплексов и проведения на их основе педагогического мониторинга. Педагогический мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития. Педагогический мониторинг представляет собой комплексную аналитическую систему по следующим направлениям. Мониторинг качества деятельности администрации: стиль деятельности; результативность деятельности; самооценка деятельности; организационно-педагогическая культура. Мониторинг качества преподавания: качество урока; качество школьной документации (классные журналы, календарно-тематическое планирование, плановая отчетность); качество образовательной среды (оформление учебных кабинетов, состояние материально-технической и учебно-методической базы учебного кабинета и их использование).

Читайте также: