Как связаны мировоззрение и смысл жизни личности кратко

Обновлено: 06.07.2024

Мировоззрение - система или совокупность знаний и представлений о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через отношение к миру как целому, частью которого является и он сам.

В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи.

Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его дела и поступки; ориентирами при выборе поступков, способов поведения служат убеждения.

Таким образом, мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира.

Мировоззрение представляет собой синтез различных черт духовной жизни человек; это познание и переживание человеком мира.

Мировоззрение - система или совокупность знаний и представлений о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через отношение к миру как целому, частью которого является и он сам.

В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи.

Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его дела и поступки; ориентирами при выборе поступков, способов поведения служат убеждения.

Таким образом, мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира.

Мировоззрение представляет собой синтез различных черт духовной жизни человек; это познание и переживание человеком мира.


Фото: ссылка

Но у нас до сих пор нет четкого исследования
происхождения и космологии Вселенной. Все известные космологии, претендующие на полную теоретическую обоснованность, не имеют экспериментального подтверждения и носят по большому счету спекулятивный характер. Спекуляция играет большую роль в любых мировоззренческих представлениях и парадигмах.

Всеобъемлющее мировоззрение является центральной целью для любого мыслителя, философа и ученого. Оно дает представление о том, что есть добро, а что зло, как нам жить, как строить общество, в чем цель и смысл жизни? Практичность мировоззрения для общества заключается в ценностях, которое несет в себе мировоззрение для решения практических задач. Оно указывает пределы познания.

И очень важно людям иметь хорошо разработанное мировоззрение, любому человеку, потому что оно поддерживает людей и придает смысл нашей жизни. Но если мировоззрения нет совсем, люди страдают психологически и без рационального, проработанного мировоззрения возникают у людей иррациональные смыслы, которые восполнят потребность людей в понимании, для чего они живут и почему именно так.

Но так трудно выразить рациональное мировоззрение, удовлетворяющее объективные и научные, субъективные и экзистенциальные вопросы, знания и опыт людей, что мировоззрения, отвечающего любому взгляду на жизнь, у нас, до сих пор, нет.

Религиозное мировоззрение придает смысл жизни многим людям, дает ответы на фундаментальные вопросы и имеет прагматическое значение с точки зрения как психологической пользы, так и социальной сплоченности. Тем не менее, в религиях мало рациональных методов разрешения конфликтов — отсюда повсеместность религиозных конфликтов — и они, как правило, не имеют объективных критериев, их принципы часто противоречат известным научным истинам.

Обычно они отвечают, призывая Б-га, используя Б-га для объяснения существующих пробелов в знаниях. Эта стратегия, как известно, слаба, так как пробелы постоянно заставляют религию отступать и религии, как правило, намного лучше подходят под субъективные представления людей, чем под объективные критерии.

Однако, философские представления рассматривают вопросы мировоззрения как аксиоматические, ответы на которые представляют собой чисто интеллектуальные структуры. Философия и религия используют такие структуры, чтобы объяснить бессмертие или свободу, добро и зло в качестве постулатов в своих системах.

Минус такого подхода очевиден — хоть философские мировоззрения последовательны, но они неполны, относительны, а следовательно, не могут решить вопросы смысла жизни и проблемы, вытекающие из отсутствия решений.

Сила науки очевидна — она ​​строит лучшие модели того, что есть, откуда мы пришли и куда идем. Она сильна именно в тех областях, где философия и религия слабы и поэтому можно сказать, что наука — единственный авторитет в современном мире, хоть и не для большей его части. Но наука часто игнорирует интеграцию своих моделей с вопросами ценности, морали, нравственности, смысла жизни.

Наука сильна в отношении объективных критериев, но в меньшей степени в отношении субъективных. Ответы на вопросы о происхождении и эволюции Вселенной, несомненно, можно найти в области науки. Современная наука может успешно связать физическую эволюцию с биологической и культурной эволюцией. Таким образом, кажется разумным предположить, что наука является эффективным методом понимания смысла и цели развития и эволюции Вселенной и людей.

Мировоззрение уменьшает конфликты между людьми, если оно отвечает коллективной полезности и объединяет людей независимо от их социального положения в обществе, цвета кожи, религиозной или культурной принадлежности.

Однако, существующие философские, религиозные и научные рамки мировоззрений, известные нам сегодня, слишком узки, а само мировоззрение переложенное с одного социума на другое, становится бесполезным. Точно так же широта или глубина мировоззрения может быть слишком узкой или слишком широкой.

Глобальное мировоззрение должно решать три вида конфликтов, в которые вовлечены люди: против природы, против самих себя и против других людей. Мировоззрение, которое хорошо решает эти три вида конфликтов, имеет больше шансов быть принятым в обществе и стать полезным для людей.
В чем смысл жизни?

Наука, учитывая ошибки этих двух мировоззрений, подошло к ответам с практической точки зрения. Там, где вопросы касаются бессмертия — наука предлагает биологические или цифровые решения, как крионика и облачные сервисы для загрузки сознания. Эти области еще не разработаны учеными в технологическом смысле, но в теоретическом они хорошо обоснованы и многие ученые уверены в том, что недалек день, когда люди будут сгружать своё сознание в компьютер или в биологического синтета или андройда и достигнут фактически бессмертной жизни.

Ученые предполагают, что мотивация к индивидуальному бессмертию возникает прежде всего потому, что мы — культурные существа. Наши гены в значительной степени выживают, но большая часть информации, которую мы собираем в течение нашей жизни, носит культурный характер и теряется во время смерти. Выход из этой проблемы — биологическое или цифровое бессмертие или их комбинация.

Критики задаются вопросом, стоит ли жить в симуляторе, кто будет его контролировать, будет ли цена этой жизни высока, хороша ли смерть, потому что она мотивирует нас развиваться и т.д. У этой критике есть рациональные аргументы, но кто же запретит людям желать жить вечно, если иной жизни не существует?

Вера в то, что после смерти людей ожидает новая жизнь — аргументы в пользу этого не убедительны с научной точки зрения и абсолютно не доказательны. А наука, как никак, хорошо обосновывает свои идеи, например, идею физического бессмертия — оно предполагает, что бессмертие вынудит людей беспокоиться о таких явлениях, как изменение климата и загрязнение планеты, ведь если люди будут жить вечно, они не захотят жить вечно в полуразрушенном, загрязненном мире, с ужасающей экологией.

Наука даёт обществу реальные проекты в этом мире, решает проблемы и цели здесь и сейчас. Собственно, поэтому она и популярна. Но возникают другие серьезные вопросы на фоне развития науки, точнее, её технологической составляющей. Например, если биологическое бессмертие будет когда-нибудь достигнуто, то что будет, когда наша Галактика или Вселенная перестанет существовать?

Вселенная — вечна или нет? Возможно, Вселенная сможет воспроизводить другие вселенные до бесконечности или наши потомки станут достаточно умными, чтобы определять судьбу космоса. Это бегство по кругу означает, что у науки нет ответа на вопрос о смысле жизни. Мы может быть станем бессмертными физически, но что дальше? Люди так устроены, что страдают от скуки, а как будут страдать люди при физическом бессмертии? Это будет бесконечное, вселенское страдание!

Напрашивается логический вывод из всего написанного выше — истинное бессмертие и смысл жизни могут быть достигнуты только связью между нами и рассмотрением наших отношений, как источника смысла жизни и конечной цели жизни людей.

"Наша жизнь становится счастливой не тогда, когда мы делаем то, что нам нравится, а тогда, когда нам нравится то, чем нам приходится заниматься" И.В.Гёте.

Мы все знаем, что мировоззрение состоит из двух слов "Мир" и "Воззрение".
Мировоззрение - это комплекс обобщенных представлений (взглядов) человека об окружающем мире и себе,о своём месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности, к людям и к себе.
1. Мировоззрение - это наши собственные убеждения, личные, неповторимые "воззрения на мир", которые невозможно заимствовать. перенять у кого-то другого. Мировоззрение - это всегда продукт индивидуального сознания человека. его личного осмысления мира и своего мета в нем.
2. Мировоззрение обусловлено развитием собственного теоретического мышления, рефлексией. Рефлексия - психический процесс, направленный на анализ, синтез, понимание, осознание себя (своих действий, опыта, чувств, состояний, мыслей и т.п.).
3. Для формирования мировоззрения необходим высокий уровень теоретического мышления. Оно развивается по мере расширения жизненного пространства самоопределения личности.
4. Главный мировоззренческий вопрос - вопрос о смысле жизни.
Каждый человек,задумываясь о жизни, все равно должен сам искать на него ответ.
Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания (предпочтение чего-нибудь)(А.Н.Леонтьев).
Смысл жизни - это движущая сила человеческого поведения, стремление человека к самореализации, это центральный жизненный мотив,отражающий то, ради чего человек живет.
В.Франкл считал, что всякий человек стремиться к поиску и реализации смысла своей жизни,и именно это стремление является основным двигателем поведения и развития. Человек должен верить в смысл своей жизни, которым обладают его поступки.
Именно не умение найти смысл является главной причиной тяжелых переживаний, депрессий, психических расстройств человека.
В.Франкл отмечает возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной.
Первый путь - творческий труд, труд, понимаемый как вклад в жизнь общества, а не просто как занятие, труд как то, что мы даем жизни. Поэтому важно для человека найти своё призвание, свою профессию, дело своей жизни.
Второй путь - это наши переживания, понимаемые как то, что мы берем от жизни. Смысл даже целой жизни может придать одно-единственное мгновение.одно ярчайшее переживание. Такими переживаниями могут быть переживания красоты природы, эстетические переживания в процессе восприятия произведений искусства. И конечно же, одним из самых сильных является переживание любви к другому человеку.
Третий путь обретения смысла - это наша позиция. Мы занимаем её по отношению к тем обстоятельствам, которые не в состоянии изменить. Человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами [Психология. X./ А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, И.В.Дубровина и др. М.:Издательство Московского психолого-социального института. 2004].

Смысл жизни - то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь, мотив жизни человека. Смысл - это будущее, в которое я живу.

Зачем живу на свете Я?
Зачем люблю, страдаю, ненавижу?
В себе несу добро и зло.
И почему Любовь и ненависть живут одновременно.
То холодность, а то тепло
Овладевают мной попеременно.

Противоречья жизни часто мучают меня.
Я упоен одной мечтою дерзновенной -
Себя поставить выше Бога самого,
А человеческий удел считаю я презренным.

Ах, почему Животными страстями бурно увлечен
Стремлюсь я часто к призрачным победам?
Мой интерес добром считаю непременным
А интерес другого мне совсем неведом.

А в жизни только то имеет смысл,
Что людям помогает делать божье дело:
Не сможет никогда животный эгоизм
Помочь достигнуть мне великой цели.

Всё счастье жизни только в правде, в красоте,
Объединяющей в себе любовь, и благо.
Возьму и устремлюсь к своей мечте
И землю сделаю счастливым райским садом.

И я решил построить счастья храм и пусть будет он прекрасным,
Свершу от серой повседневности побег -
Тогда всю жизнь свою не проживу напрасно,
И буду я достоин слова Человек.

Термины: духовный мир, познание, эмоции, чувства, мировоззрение, убеждение, менталитет, смысл жизни, аскетизм, гедониз, прагматизм, утилитаризм, эвдемонизм, альтруизм, нигилизм, объективный и субъективный, самореализация

Духовный мир человека и его структура

Канал Любви. Космический-Жилец Единый - Форум

Внутренний (духовный) мир человека — это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

Духовный мир человека — это состояние его внутреннего ЭГО(Самости) .

Структура духовного мира человека


Мировоззрение

Мировоззрение обуславливает направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации ( твердость характера ).

Мировоззрение формируется:

стихийно (обыденный опыт, например, наблюдение за поведением других людей)

осознанно (воспитание, саморазвитие, образование)


В структуру мировоззрения входят следующие элементы:

знания (информация)

принципы (устойчивые понятия)

идеалы (некие совершенные образы, которым человек стремится соответствовать)

убеждения (устойчивые представления)


Мировоззрение имеет эмоциональную окраску, в нем выражается мироощущение человека.

Оно может быть оптимистичным и пессимистичным

Менталитет — это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

Цель жизни — это некий мысленный ориентир , к которому устремляются дела и поступки человека.

Смысл жизниосознание человеком направленности своей жизни , сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.

Смысл жизни не дан человеку извне , он открывается каждому человеку по-разному.

Концепции смысла жизни

аскетизм — смысл жизни в отречение от мира , умерщвлении своей плоти ради искупления грехов

гедонизм — смысл жизни в наслаждении ( удовольствие )

прагматизм — смысл жизни в самой жизни ( достижение своих целей )

утилитаризм — смысл жизни в извлечении пользы из всего

эвдемонизм — смысл жизни в стремлении к счастью ( блаженстве )

альтруизм — смысл жизни в самопожертвовании во имя служения идеалу

нигилизмотрицание ценности морали и иных видов социальных норм

Смысл жизни — это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его на то, что бы быть (бытие, жизнь).

Самореализация — процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

ТЕСТ

1. Любите ли вы путешествовать?

2. Хотелось бы вам еще чему-нибудь научиться помимо того, что уже умеете?

3. Вы часто принимаете снотворное, успокоительное?

4. Нравится ли вам ходить в гости и принимать гостей?

5. Часто ли вам удается предугадать надвигающиеся неприятности?

6. Не кажется ли вам, что друзья сумели добиться в жизни большего, чем вы?

7. Находится ли в вашей жизни место каким-то спортивным занятиям?

8. Считаете ли вы, что судьба несправедлива к вам?

9. Беспокоит ли вас возможная глобальная экологическая катастрофа?

10. Согласны ли вы, что научный прогресс создает больше проблем, чем решает?

11. Удачно ли вы выбрали профессию?

12. Вы застраховали свое имущество?

13. Согласились бы вы на переезд в другой город, если бы там вам предложили интересную работу?

14. Довольны ли вы своей внешностью?

15. Часто ли вам беспокоят недомогания?

16. Легко ли вам освоиться в незнакомой обстановке, найти свое место в новом коллективе?

17. Считают ли вас окружающие энергичным, деятельным человеком?

18. Верите ли вы в бескорыстную дружбу?

19. Существуют ли для вас личные хорошие приметы – счастливые числа, удачные дни недели и т.п.?

20. Верите ли вы в то, что каждый – кузнец своего счастья?

Подведем итоги:-)

Подсчитайте очки. Если вы набрали:

0-4 баллов

Похоже, жизнь вас изрядно потрепала, и вы уже не ждете от нее ничего хорошего. Невзгоды считаете неизбежными, радости – случайными. Жалость к себе и недоверие к людям мешают вам радоваться жизни. Чтобы приободриться и хоть немного воспрянуть духом, научитесь ценить те маленькие радости, которые выпадают каждому из нас. Не забывайте: жизнь никогда не бывает настолько плоха, чтобы ее нельзя было изменить нашим отношением к ней

5-9 баллов

По натуре вы – человек жизнерадостный, но в испытаниях жизни растеряли изрядную долю своего оптимизма. Огорчения и несбывшиеся надежды часто омрачают ваше настроение. Ваши поступки преимущественно продиктованы не стремлением к цели, а желанием избежать неудачи. Из-за этого добиться удается немногого. Ведь когда ждешь неприятности, они обязательно случаются. Попробуйте изменить угол зрения. У вас достаточно сил, чтобы многое повернуть к лучшему.

10-14 баллов

Поздравляем, вы – реалист, здравомыслящий человек, знающий цену себе и людям. Умеете ставить перед собой реальные цели и добиваться их. Ясно видите теневые стороны жизни, но не склонны их смаковать. Для своих друзей и близких вы надежная опора, потому что умеете и утешить в горе, и остудить чрезмерный восторг.

15-18 баллов

Вы преисполнены жизнелюбия и оптимизма, всегда умеете найти в событиях и людях светлые стороны, если это стоит делать. Уныние редко посещает вас, так как это не совсем конструктивная эмоция, по вашему мнению. Однако такая позиция чревата некоторым непониманием с окружающими, которые не разделяют ваш оптимизм. Вам стоит задуматься над причинами как их недовольства, так и своей уверенности в том, что все будет хорошо. Есть ли под этими мнениями основание и насколько оно важно? Какова ваша успешность с таким подходом к жизни? Адекватны ли ваши усилия получаемому результату?

19-20 баллов

Ваш оптимизм просто бьет через край. Неприятности для вас словно и не существуют, и вы от них просто отмахиваетесь, спеша навстречу новым радостям. Однако задумайтесь: не слишком ли легкомысленна ваша позиция? Не исключено, что недооценка серьезных проблем однажды заставит вас столкнуться с неожиданными огорчениями.

Задания

3. Какой из перечисленных примеров относится к житейским знаниям?

1. закон падающего бутерброда

2. закон стоимости

3. закон фотоэффекта

4. Верны ли следующие утверждения:

А) Опыт повседневной жизни — это один из способов познания мира

Б) И научным, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.

1. верно только А.

2. Верно только Б

5. Верны ли следующие утверждения:

А) Миф является одной из форм познания мира

Б) Миф является одной из форм научного познания мира

1. верно только А.

2. Верно только Б

6. Соотнесите формы познания и особенности

1. Миф А). знание является побочным продуктом

2. Наука Б) знание существует в форме

3. Обыденное знание В) знание раскрывается в процессе повествования

4. Искусство Г) знание является результатом целенаправленной

7. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Часто можно слышать мнение, что смысл жизни человека заключается в достижении полного и нерушимого счастья. (2) Все СМИ дружно возводят в культ, на наш взгляд, естественное желание человека быть счастливым. (3) Многие не выдерживают предложенной обществом гонки за призрачными стандартами. (4) Думается, наши обычные, спокойные представления о благополучной и достойной жизни не следует менять на стандарты внешнего облика.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

8. Верны ли следующие суждения о самореализации?

А. Самореализация представляет собой процесс воплощения в материальные предметы и духовные ценности, в саму жизнь человека инженерных и технических замыслов, моральных и художественных норм.

смысл жизни человека фото

Смысл жизни человека – это все то, ради чего он живет на земле. Но далеко не каждый, действительно, знает, что заставляет его жить. У каждого думающего человека наступает такой момент, когда перед ним встает вопрос: какой смысл жизни человека, какие цели, мечты, желания заставляют людей жить, преодолевать все жизненные испытания, проходить школу добра и зла, учиться на ошибках, совершать новые и так далее. Разные мудрецы, выдающиеся умы разных времен и эпох пытались найти ответ на вопрос: "какой смысл жизни человека?", но к единственному определению никто, по сути, так и не пришел. Ответ индивидуален у каждого человека, то есть, то в чем видит свой смысл существования один индивид, может совершенно не интересовать другого, в силу различия индивидуально-характерологических особенностей.

Смысл жизни человека состоит в осознаваемой им ценности, которой он подчиняет свою жизнь, то ради чего он ставит жизненные цели и осуществляет их. Это такой компонент духовного смысла существования, который формируется независимо от общественных ценностей и составляет индивидуальную человеческую ценностную систему. Открытие этого смысла жизни и создание ценностной иерархии, происходит у каждого индивида в его размышлениях, основываясь на личном опыте.

Цель и смысл жизни человека обществознание видит полностью реализованными, только в случае необходимых условий общества: свободы, гуманизма, морали, экономических, культурных. Социальные условия должны быть такими, чтобы человек смог реализовать свои цели и развиваться, а не становиться преградой на его пути.

Цель и смысл жизни человека обществознание также видит неразрывным от социальных явлений, поэтому индивид может знать, в чем его цель, но общество может не разделять ее и всячески препятствовать в ее реализации. В некоторых случаях это хорошо, когда речь идет о целях, которые хочет достигнуть преступник, или социопат. Но когда частный предприниматель малого бизнеса хочет развиваться, а социально-экономические условия тормозят его, и ему не разрешается выразить свое мнение, это конечно никак не способствует развитию личности и воплощение ее планов в жизнь.

Смысл жизни человека: философия

Актуальный вопрос в философии – это смысл жизни человека и проблема бытия. Еще античные философы говорили о том, что человек может философствовать, познавая себя, вся загадка существования личности, кроется в ней самой. Человек является предметом гносеологии (познания) и вместе с тем, сам способен познавать. Когда человек постигнул свою сущность, смысл жизни, он решил уже много вопросов в своей жизни.

Смысл жизни человека философия кратко. Смысл жизни является основной идеей, которая определяет предназначение любого объекта, предмета или явления. Хотя истинного смысла можно до конца так и не постигнуть, он может лежать в таких глубинных структурах человеческой души, что человек имеет только поверхностное представление о том смысле. Он может познать его, заглянув вовнутрь себя, или по определенным знакам, символам, но полностью смысл не выходит на поверхность никогда, лишь только просветленные умы могут его постигнуть.

Чаще всего смыслом жизни человека считается значение предметов и явлений, которыми он их наделяет сам, зависимо от его индивидуального восприятия, понимания и степени важности этих предметов непосредственно для этого человека. Поэтому одни и те же предметы, могут обладать множеством значений, в зависимости от людей, с которыми они взаимодействуют. Предположим, какая-то вещь, может быть совершенно невзрачной, и одному человеку из нее нет толку совсем. Но для другого человека, эта, же самая вещь может значить очень много, она наполнена особенным смыслом. Она может ассоциироваться у него с определенными событиями, человеком, она может быть для него дорогой не в материальном плане, а в духовном. Обыкновенным примером тому есть обмен подарками. В подарок человек вкладывает свою душу, несмотря на его цену. Главное, он хочет, чтобы о нем осталась память. В таком случае самый обыкновенный предмет может приобрести небывалый смысл, он наполняется любовью, пожеланиями, заряжается энергией дарующего.

Так же, как и ценность предметов, есть и ценность действий индивида. Каждый поступок человека заряжается смыслом, когда он принимает определенное важное для него решение. Этот смысл обозначает, что определенные действия, несут в себе ценность, зависимо от принятого решения и его ценности для человека и его окружающих. Также он заключается в чувствах, состояниях, эмоциях и постижениях, которые возникают у индивидуума.

Смысл жизни человека, как философская проблема также изучается в религии.

Смысл жизни человека в религии – значит созерцание, и олицетворение божественного начала в душе, ее направленность к сверхчеловеческой святыне и присоединение к высшему благу и духовной истине. Но духовная сущность интересуется не только истиной, какая описывает предмет, является его сущим значением, но сам смысл этого предмета для человека и удовлетворение потребностей.

В таком смысле человек также надает значение и оценку фактам, случаям и эпизодам из его жизни, которые были для него значимыми и через призму этого реализует свое ценностное отношение к окружающему миру. Особенность взаимосвязи индивида с миром, происходит, благодаря ценностному отношению.

Смысл и ценность жизни человека , соотносятся так – ценность человек определяет, как все, что имеет для него значимость, несет смысл, является родным, дорогим и священным.

Смысл жизни человека - философия кратко, как проблема. В двадцатом веке философы особенно интересовались проблемами ценности человеческой жизни и выдвигали разные теории и концепции. Теории ценностей были также теориями смысла жизни. То есть смысл и ценность жизни человека, как понятия, отождествлялись, поскольку значение одного переходило в другое.

Ценность определяется практически одинаково во всех философских течениях и отсутствие ценности также объясняют тем, что человек безразличен и его не интересуют в жизни никакие различия между категориями добра и зла, истиной и ложью. Когда человек не может, определить ценность, или не знает, какими из них в собственной жизни ему руководствоваться, значит, он потерял себя, свою сущность, смысл жизни.

Самыми важными среди личностных форм психики индивида имеют ценность – воля, решительность, саморегуляция и самообладание. Важнейшими ценностными ориентирами личности есть – вера, как положительные стремления человека. Именно благодаря вере человек ощущает себя, живим, он верит в лучшее будущее, он верит, что достигнет своей жизненной цели и, что его жизнь имеет смысл, без веры, человек пустой сосуд.

Проблема смысла жизни человека стала особенно развиваться в девятнадцатом веке. Также образовалось философское направление – экзистенциализм. Экзистенциальные вопросы – проблемы человека, живучего повседневной жизнью, и переживающего депрессивные эмоции и состояния. Такой человек переживает состояние скуки, страха смерти и стремление освободиться.

Проблема смысла жизни человека, изучение его жизненного пути, испытаний, тяжести и проблем есть предметом направления в экзистенциализме – логотерапии. В центре ее стоит человек, как существо, не ведающее своего предназначения, и ищущее успокоение души. Именно то, что человек ставит перед собой вопрос о смысле жизни и бытии, определяет его сущность. В центре логотерапии – процесс поиска смысла в жизни, в течение которой, человек либо будет целеустремленно искать смысл своего бытия, раздумывать над этим вопросом и пробовать что – делать, либо, он разочаруется в поисках и перестанет дальше делать какие-нибудь шаги для определения своего существования.

Цель и смысл жизни человека

Человек должен хорошо поразмыслить, в чем заключается его предназначение, чего он хочет достигнуть в данный момент. Потому что в течение жизни, его цели могут меняться, в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних метаморфоз личности, ее желаний и намерений. Изменение жизненных целей можно проследить на простом жизненном примере. Допустим, девушка, заканчивающая школу, мечтает сдать экзамены на отлично, поступить в престижный университет, она бредит карьерой и откладывает свадьбу со своим парнем до неопределенного времени. Проходит время, она приобретает капитал для своего бизнеса, развивает его и становится успешной бизнес-леди. В итоге первоначальная цель достигнута. Теперь она готова делать свадьбу, она хочет детей и видит в них свой дальнейший смысл жизни. В данном примере были выдвинуты две очень сильные цели, и независимо от их последовательности, они обе достигнуты. Когда человек точно знает, чего он хочет, его ничто не остановит, главное, чтобы были грамотно сформулированы эти цели и алгоритм действий для их достижения.

По пути к достижению основной жизненной цели человек проходит определенные этапы, между которыми тоже есть цели так называемые промежуточные. Например, сначала человек учится, чтобы приобрести знания. Но важны не сами по себе знания, а их практическая применяемость. Потом получение диплома с отличием может поспособствовать получению престижной работы, а правильное выполнение своих обязанностей содействует повышению карьерной лестницы. Здесь чувствуется переход важных целей и внедрение промежуточных, без которых не достигается общий результат.

Цель и смысл жизни человека. Бывает, что два человека с одинаковыми ресурсами совершенно по-разному проживают свой жизненный путь. Один может добиться одной цели и смириться с тем, он не чувствует необходимости идти дальше, а другой, более целеустремленный, все время задает себе новые цели, добиваясь которых чувствует себя счастливым.

Практически всех людей объединяет одна жизненная цель – создание семьи, продолжение рода, воспитание детей. Таким образом, дети есть смыслом жизни многих людей. Потому что, с появлением на свет ребенка, все общее внимание родителей сосредотачивается на нем. Родители желают обеспечить ребенка всем необходимым и работают ради этого, стараясь, как можно лучше. Потом работают, чтобы дать образование. Но, главное, каждый родитель мечтает воспитать своего ребенка нужным образом, чтобы он вырос добрым, справедливым и разумным человеком. Потом дети, получив все необходимые ресурсы от родителей, на их старости, могут их отблагодарить и ставят своей целью заботу о них.

Смыслом существования людей есть желание сохранить по себе след на земле. Но не все ограничиваются стремлением продолжения рода, некоторые имеют запросы побольше. Они проявляют себя, пытаясь, выделится из серой массы в разнообразных сферах жизни: спорте, музыке, искусстве, науке и других областях деятельности, это зависит от талантов каждого человека. Достижение какого-то результата может быть целью человека, как планка, которую он перепрыгнул. Но, когда цель человека реализуется достижением и он понимает, что принес этим пользу людям, он чувствует намного большее удовлетворение от сделанного. Но вот на достижение и полную реализацию такой великой цели могут уйти года. Многих выдающихся людей, так и не признали за их жизни, но постигли смысл их ценности, когда тех уже не было в живых. Многие так и умирают в молодом возрасте, когда достигли определенной цели, и не видели больше смысла в жизни, закончив ее самоубийством. Среди таких людей в основном творческие личности (поэты, музыканты, актеры), и потеря смысла жизни для них является творческим кризисом.

Такая проблема порождает мысли о продлении человеческой жизни, и она может быть научной целью, но нужно ясно понимать, для чего это нужно. Если смотреть с позиции гуманизма, то жизнь имеет самую высокую ценность. Поэтому ее продление было бы прогрессивным шагом в отношении общества, и также отдельных людей конкретно. Если данную проблему рассматривать с точки зрения биологии, то можно утверждать, что некоторые успехи в этой области уже есть, например, пересадка органов, и лечение болезней, которые когда-то считались неизлечимыми. Очень много говорится об эликсире молодости, как источнику для поддержания вечно молодого тела, но это пока из уровня фантастики. Даже если отсрочить старость, придерживаясь здорового и правильного образа жизни, она неизбежно наступит, вместе со всеми своими проявлениями, психологическими и биологическими. Значит, целью медицины также должен быть некий способ, чтобы состарившееся люди не ощущали физический дискомфорт и не жаловались на рассудок, память, внимание, мышление, чтоб сохранили умственную и физическую работоспособность. Но не только наука должна заниматься продлением жизни, также само общество должно создавать необходимые условия для развития человеческих талантов, обеспечивать включённость в общественную жизнь.

Жизнь современного человека очень быстрая, и ему приходится расходовать немало энергии и сил, чтобы соответствовать нормам общества и успевать за прогрессом. Когда человек находится в таком ритме, ему не остается времени на то, чтобы остановиться, перестать делать повседневные дела и заученные, отработанные до автоматизма движения и подумать, а ради чего все это делается и насколько оно действительно дорого, глубоко осмыслить жизнь и развивать духовную сферу жизни.

Смысл жизни современного человека – это погоня за миражами, воображаемым успехом и счастьем, внедряемых шаблонов в головы, фальшивой культурой потребления современности. Жизнь такого человека не несет ценности в духовном плане, она выражается в постоянном потреблении, выжимании из себя всех соков. Результатом такого образа жизни есть нервозность, депрессия, синдром эмоционального выгорания, усталость. Люди хотят урвать себе большой кусок, занять место под солнцем, невзирая на потребности других. Если смотреть с такого ракурса, то, кажется, что жизнь катится ко дну, и скоро люди станут подобными роботам, бесчеловечные, бессердечные. К счастью, очень мала вероятность такого хода событий. Эта идея очень крайняя, и, по сути, касается только тех, кто действительно взвалил на себя бремя карьеры и все связанные с ней трудности. Но можно современного человека рассматривать и в другом контексте.

Смысл жизни современного человека – рождение и воспитание детей, которыми можно гордиться, самосовершенствование и усовершенствования мира. Каждый современный человек является творцом будущего мира, и каждая трудовая деятельность человека есть вложением в развитие общества. Осознавая свою ценность, человек понимает, что его жизнь имеет смысл, и ему хочется еще больше отдавать себя, инвестировать в будущее поколение, делать добрые поступки для блага общества. Причастность к достижениям человечества, дает людям понимание их собственной значимости, они чувствуют себя носителями прогрессивного будущего, потому что им посчастливилось жить именно в такое время.

Смысл жизни современного человека в самосовершенствовании, повышении квалификации, получению диплома, новых знаний, благодаря которым можно генерировать новые идеи, создавать новые объекты. Такой человек, естественно, ценится, как хороший специалист, особенно когда ему нравится то, что он делает и считает это своим смыслом жизни.

Когда умные родители, то и дети соответственно должны быть такими. Поэтому родители стремятся развивать, образовывать своих детей, чтобы из них вышли достойные члены общества.

Смысл жизни и предназначение человека

Смысл проявляется в трех категориях – онтологическом, феноменологическом и личностном. За онтологическим взглядом все предметы, явления и события жизни имеют смысл, в зависимости от их влияния на его жизнь. Феноменологический подход гласит, что в сознании существует образ мира, в который входит личностный смысл, который дает оценку объектов лично для человека, обозначает ценность данного явления или события. Третья категория – это смысловые конструкты человека, которые обеспечивают саморегуляцию. Все три структуры обеспечивают человека пониманием его жизни и раскрытием истинного смысла жизни.

Проблема смысла жизни человека тесно переплетена с его предназначением в этом мире. Например, если человек уверен, что его смысл жизни в том чтобы внести в этот мир добро и божью благодать – его предназначение быть священником.

Предназначение – это способ бытия человека, оно определяет его смысл существование с самого рождения. Когда человек четко видит свою цель, знает, чем ему заниматься, он полностью всем своим телом и душой отдает себя этому. В этом и заключается предназначение, если человек не выполняет его, он теряет смысл жизни.

Когда человек думает о своем предназначении в жизни, он приближается к мысли о бессмертии духа человеческого, своих поступков, их значении сейчас и в будущем, того что после них останется. Человек по природе своей смертен, но раз уж ему дана жизнь, он должен понимать, что все, что с ним связанное в этом недолгом отрезке его жизни, ограничено только датой его рождения и смерти. Если человек хочет выполнить свое предназначение, он будет делать поступки, которые будут социально важными. Если человек не будет верить в бессмертие души, его бытие будет немыслимым и безответственным.

Смысл жизни и предназначение человека – это жизненно важное решение. Каждый человек сам выбирает, как себя воспринимать, как личность, тело и душу, и потом раздумывать над тем, куда нужно идти и что нужно делать. Когда человек обрел истинное предназначение, он становится более уверенным в ценности своей жизни, четко может выстроить свои жизненные цели и относиться к миру с добротой и благодарностью за дарованную жизнь. Предназначение, как река, по течению которой плывет человек, и если он сам не знает к какой пристани ему плыть, ни один ветер не будет ему попутным. Религия видит свое предназначение в служении Богу, психологи – служении людям, кто-то в семье, кто-то о сохранении природы. И нельзя кого-то осуждать за избранный им путь, каждый поступает, так как хочет, как чувствует.

Читайте также: