Как стать успешным психологом в школе

Обновлено: 07.07.2024

У психологов широкий спектр специализаций. Можно помогать подросткам справляться с кибербуллингом и строить первые отношения. Решать семейные конфликты и наблюдать, как партнёры снова влюбляются друг в друга после 20 лет совместной жизни. Или учить клиентов трансформировать стресс в искусство через арт‑терапию.

Иллюстрация: UfaBizPhoto / Shutterstock

Сейчас востребованы специалисты, которые помогают преодолеть последствия пандемии: усталость от удалёнки, страх заболеть, неуверенность в завтрашнем дне. Другое интересное направление — корпоративная терапия. Компании нанимают психологов, чтобы научить сотрудников бороться с выгоранием, адаптироваться к карьерному росту, улаживать конфликты.

Можно обратить внимание и на профессии на стыке психологии и ИТ. Например, в разработке пользовательских интерфейсов — от сайтов и приложений до автоматов с кофе и пылесосов. Психолог помогает программистам и дизайнерам разобраться в ожиданиях пользователей и облегчить для них взаимодействие с системой.

В любом из этих и других направлений можно быть полезным и достойно зарабатывать. Главное — найти то, от чего горят глаза именно у вас.

2. Спланируйте обучение

Получать новые знания можно разными способами. У каждого есть свои преимущества и недостатки.

Самообразование

Интернет полон книг, видеолекций, практических кейсов и подкастов о психологии. Многие из них доступны бесплатно. Правда, среди этого моря информации сложно найти действительно качественную и полезную.

Самообразование легко совмещать с работой и другими делами. Но сохранять мотивацию будет непросто: чтобы каждый день заниматься и ставить себе дедлайны, нужна железная дисциплина. Да и дипломов о самообразовании никто не выдаёт.

В университете можно на 5–6 лет погрузиться в фундаментальное обучение. Здесь чётко организован процесс, и сессии придётся сдавать регулярно — это один из столпов успешной учёбы.

Бывает так, что методики устаревают быстрее, чем программы вузов адаптируются к ним. К тому же нужно сдавать много лишних предметов, которые могут не пригодиться в работе. Зато вы получите диплом, который, вероятно, оценит работодатель.

Курсы

Программы переподготовки помогут сменить направление работы куда быстрее — за несколько лет или даже месяцев. Лишних предметов сдавать не придётся, а гибкий график обычно позволяет учиться и работать. Разобраться со сложным материалом поможет наставник, а по окончании обучения выдадут диплом или сертификат.

Но не все курсы одинаково полезны. Звёзды психологии в Facebook и Instagram не обязательно компетентные преподаватели. Лучше, чтобы курсы вёл специалист с дипломом, богатой практикой, публикациями в профильных изданиях. Сертификат курсов должен иметь вес в профессиональном сообществе.

Сейчас легко получать новые знания и специализации, не выходя из дома. Но многие курсы по психологии выдают сертификаты, которые не имеют реальной ценности. Чтобы действительно стать психологом и быть полезным для других людей, выбирайте только надёжные площадки. После обучения в НАДПО — Национальной академии дополнительного профессионального образования — вы получаете диплом образца, установленного государством, и можете работать практикующим психотерапевтом, спортивным психологом и семейным консультантом. Учиться можно без отрыва от основной работы. НАДПО также предлагает рассрочку на весь период обучения — и обращаться в банк для этого не придётся, процедуру возьмёт на себя учебная организация.

3. Оцените инвестиции в будущую профессию

На освоение новой сферы нужно заложить определённый бюджет. Траты на обучение — это только часть всех инвестиций. Продумайте, какие ещё расходы вас ждут.

Аренда офиса. Работать дома не всегда комфортно, поэтому даже те психологи, которые консультируют онлайн, часто снимают кабинеты.

Ведение сайта и соцсетей. Если вы захотите сделать профессиональную фотосессию, нанять SMM‑специалиста, который будет вести ваши страницы в социальных сетях, делегировать разработку сайта.

4. Исследуйте карьерные возможности

Сначала ответьте себе, ради чего вы стремитесь развиваться как психолог и на какой доход рассчитываете. Для понимания: среднемесячный доход психологов в России составляет 15–65 тысяч рублей, в Москве — 25–90 тысяч рублей. Цена одной психологической консультации в среднем около 2 500 рублей. Однако на самом деле потолок зависит только от вас: 45‑минутная консультация у известных психологов стоит 10–12 тысяч рублей, у раскрученных звёзд — свыше 1 тысячи евро.

Подумайте, в каком формате вы бы хотели работать: заниматься исследованиями, вести частную практику, консультировать в крупной организации. Поищите в Сети информацию о том, на какую зарплату рассчитывают кандидаты в каждом из вариантов, сколько готовы платить клиенты или работодатели.

Чтобы зарабатывать больше, нужно будет увеличить количество клиентов либо поднимать цену на услуги. Первый вариант — часто путь в никуда: работая с утра до вечера с непростыми людьми, можно быстро выгореть и всё бросить. Лучше учиться и развиваться, чтобы продавать своё время дороже.

5. Выстройте личный бренд

Личный бренд — это когда вокруг много психологов, но на консультацию хотят попасть именно к вам. Нарабатывать репутацию можно за счёт безукоризненной работы и повышения узнаваемости в соцсетях. Делитесь своими ценностями, делайте контент, который будет нести пользу. Например, как прекратить паническую атаку, что делать, чтобы успокоиться перед важной встречей. Люди будут возвращаться к вам на страничку за новыми советами.

Важно иметь собственный сайт с красивым визуалом, интересным рассказом о себе и своей специализации, успешными кейсами — которые можно публиковать только с согласия клиентов. Организуйте мероприятия в онлайн или реальной жизни. Присоединитесь к благотворительным инициативам — получите +100 к репутации. Попробуйте свежие форматы: ролики в TikTok, каналы с мемами и советами в Telegram, коллаборации с блогерами.

6. Займитесь нетворкингом

Нетворкинг помогает найти интересных клиентов и наладить профессиональные связи. Если другие психологи будут знать о вашем опыте, специализации и репутации, то смогут порекомендовать вас людям, с которыми они по каким‑то причинам не готовы работать.

Не стесняйтесь знакомиться со светилами психологии — даже если они гораздо известнее и востребованнее вас. Обычно людям приятно внимание к собственной персоне, поэтому многие будут готовы рассказать об интересных кейсах из практики или поделиться советом.

Психолог — одна из профессий, спрос на которые только растёт. Именно поэтому есть большой шанс, что такие люди точно останутся востребованными в ближайшие 20–30 лет. Клиенты обычно ищут профессионала, который специализируется на узкой группе случаев, поэтому развиваться в рамках определённого направления особенно перспективно.

Курсы НАДПО помогут вам сделать первый шаг к успешной карьере психолога. На площадке московской академии можно выбрать интересные направления и узкие специализации для повышения квалификации: арт‑терапия, перинатальная психология, коррекция суицидального поведения, техники гипноза. После завершения программы вы получите все необходимые компетенции и сможете заниматься важным и полезным делом, не боясь остаться без работы.

Вероника Чуванчи


– В чем специфика работы школьного психолога?
– Психолог в школе – это точно не спасатель душ. Для этого не остается места. И не стоит его путать с врачом-психиатром. Психолог – это не врач. Это менеджер, существующий для того, чтобы совместить интересы учащихся и возможности учебного заведения.
Специфика работы школьного психолога очень широкая. Она включает в себя проведение адаптационных, коррекционных и профилактических занятий со школьниками. Также в обязанности входит профориентационная работа с выпускными классами. Кроме этого, я провожу психологические консультации, работаю с учителями и родителями.
При необходимости я организовываю индивидуальные консультации для ребят. Мне очень хочется стать школьнику тем другом, которым для меня когда-то была психолог моей гимназии.


– В твоей профессии нужно чем-то жертвовать, чтобы быть хорошим специалистом?
– На данный момент я жертвую только своим свободным временем. Но это, думаю, минус многих профессий.

– Какими качествами, на твой взгляд, необходимо обладать психологу, который работает со школьниками?
– Основные – это сдержанность и эмпатия (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания, – прим. авт.). Кроме этого, у психолога обязательно должны быть свои жизненные устои, твердость характера.


– Легко ли тебе давалось обучение в университете? Какой для тебя была образовательная программа?
– Скажу точно, что 5 лет были потрачены не зря. Годы учебы в университете прошли интересно, именно поэтому программа давалась легко. В Барановичском университете работают отличные преподаватели, которые передали достаточно полезных знаний, умений и навыков для будущей профессии.
Во время учебы большое значение уделялось практике студентов. Она у нас проходила каждый год: 3 года я практиковалась в дошкольных учреждениях образования, а потом – в школах.

– Вероника, номер журнала с твоим интервью выйдет как раз в конце учебного года, что хочешь пожелать выпускникам как психолог?
– Выбор профессии – это одно из наиболее важных и значимых для будущего решений, которые человек принимает в своей жизни. С ребятами нашей школы мы провели большую работу в этом направлении. Я желаю всем выпускникам не ошибиться и выбрать ту специальность, которая действительно по душе.
К выбору будущей профессии стоит отнестись со всей серьезностью. Проанализировать, к чему у вас есть способности и склонности, кем вы видите себя в будущем. Порой сделать такой выбор без помощи психолога затруднительно, поэтому советую всем школьникам и их родителям не бояться психологов, а почаще обращаться за профессиональной помощью.
Дорогие выпускники, не бойтесь ставить перед собой высокие цели, верьте в свои силы и все у вас получится!


Татьяна ЦАНДЕР
Фото из личного архива Вероники ЧУВАНЧИ

Эта популярная профессия привлекает многих. Ведь она позволяет проникнуть в душу другого человека, получить ключ к его тайнам, разобраться в самом сокровенном. Это очень интересная деятельность, поэтому в этой статье я расскажу вам, как стать хорошим частным психологом, если вы не имеете образования, и с чего начать самостоятельное обучение.

Характеристика профессии: функции и задачи

Специализация весьма непростая, она подразумевает постоянный контакт с разными людьми. Кто-то приходит на прием сам, а кого-то принуждают. Сложностей в некоторых ситуациях не избежать.

Услуги такого врача востребованы повсеместно. Специалисты данного профиля трудятся в правоохранительных органах, учебных заведениях, крупных компаниях. Там, где на фоне постоянного стресса сотрудникам или ученикам может понадобиться психологическая поддержка.

Деятельность предполагает работу с клиентами, проведение консультаций, тренингов, оценку личностных качеств и состояния психики, оказание помощи в сложных жизненных ситуациях. Прямые обязанности обычно обусловлены рабочим местом и направлением специализации. Например, в крупной фирме психотерапевт консультирует руководящий состав по взаимодействию с подчиненными, в садиках и школах следит за психическим здоровьем детей.

Что нужно для того, чтобы стать психологом

В первую очередь, необходимо понимать, что выбор профессии — большая ответственность. В ходе своей деятельности специалист, как и любой другой врач, не должен принести вред пациенту. Его отличительной чертой выступает любовь к людям – истинное желание помочь им разобраться в проблемах, выбрать правильный путь в жизни.

что нужно знать чтоб стать психологом

Железное терпение — важнейший инструмент успешной психотерапии. Стать терпеливым способен только по-настоящему увлеченный человек. Направлений такой деятельности очень много, поэтому быть профессионалом сразу во всех — невозможно. Неплохим началом станет курс самообразования, в рамках которого следует изучить имеющуюся информацию в сети, научно-популярные книги.

Какие требуются качества

Тактичность, умение сопереживать, слушать, конечно, очень пригодятся будущему специалисту. Но интеллект и профессионализм — основные характеристики, необходимые для эффективной деятельности. Кроме того, чтобы изучить огромное количество общей и профильной литературы, впитать в себя получаемую информацию, нужно обладать отличной памятью, усидчивостью, логическим мышлением и силой воли.

Эта работа зачастую приводит к эмоциональному перенапряжению. Поэтому человеку, связавшему жизнь с этой профессией, надо уметь абстрагироваться, отгораживаться от проблем пациентов. В противном случае из-за перепадов настроения, плохого сна и недостатка отдыха неминуема депрессия. Психотерапевт обязан иметь крепкое психологическое и физическое здоровье.

Эмпатия — чувство, которое нужно для работы психологом . Способности понимать собеседника и по-настоящему сопереживать ему — неоценимы. Хорошего специалиста отличает толерантность, он всегда сдержан, полностью контролирует свои эмоции.

Чтобы научиться помогать людям с психологическими проблемами, следует больше читать, постоянно наблюдать за окружающими и много трудиться. Этот доктор, как никто другой, обязан понимать, что недостающие навыки необходимо вырабатывать.

Какие бывают психологи

Разновидностей этой профессии несколько. Специалисты в этой сфере занимаются самыми разными проблемами, задействуют соответствующие методики, подходящие для достижения определенных целей.

что нужно чтобы выучиться на психолога

Детский

Его работа заключается в том, чтобы помочь взрослым разобраться, что происходит с их детьми. Как им преодолеть возникающие трудности в общении с ним, как наладить контакт и оказать благотворное влияние.

В терапевтический процесс детский доктор вовлекает не только ребенка, но и его родителей. Вся его деятельность в этом случае направлена на выявление проблем и на причины их возникновения. Он отлично понимает психологические особенности развития детей, знает все о возрастных кризисах, через которые проходит абсолютно каждый маленький человек. Ведь психика малышей совершенно другая, поэтому и подход к таким пациентам нужен особенный.

Школьный

Ведущая цель педагога-психолога — обеспечение психического здоровья учеников. Он помогает им развиваться в верном направлении, с учетом индивидуальных особенностей характера. Корректирует реализацию творческого потенциала, стимулирует заинтересованность в различных социальных сферах. В его обязанности входит обеспечение благоприятного климата для становления детей.

как стать психологом консультантом

Военный

Этот специалист большую часть времени уделяет не научно-исследовательской работе, а практике. Он находится в постоянном контакте с военнослужащими и их близкими, поэтому прекрасно разбирается не только в своей профессии, но и обладает необходимыми знаниями о жизни офицеров и солдат. Свою деятельность осуществляет посредством постоянного наблюдения, проведения анкетирования, тестирования, опросов и анализа полученной информации.

Лариса Юрьевна, какими компетенциями и навыками должен обладать школьный психолог?

Он должен уметь вести консультативную деятельность и просветительскую работу, применять диагностический инструментарий. Разумеется, хорошо знать психологию – все, что связано с особенностями развития личности ребенка от 0 до 18 лет. Подробно все требования описаны в образовательных и профессиональных стандартах.

Какие задачи психолог выполняет на рабочем месте? С какими проблемами и сложностями сталкивается?

Задачи, как правило, зависят от целей, которые ставит перед собой образовательная организация. У каждой школы, у каждого дошкольного учреждения есть определенная глобальная тема, над которой работает весь педагогический состав, в том числе и психолог. Если говорить о профессиональных задачах, прежде всего психолог должен вместе с педагогом организовать сопровождение учебного процесса, чтобы каждому ребенку было комфортно учиться, чтобы он достигал определенных результатов, двигался вперед, развивался, готовился к взрослой жизни. Это глобально. Если говорить более конкретно, в числе задач – психологическая диагностика, консультирование, психолого-педагогическое просвещение, коррекционно-развивающая работа. План утверждается директором школы в начале учебного года. Ему и следует психолог.Что касается трудностей, они есть в любой профессии. Психологи в этом смысле особые люди: сложности стараемся переориентировать в решаемые задачи. Главная из них – эффективно организовать коммуникацию между всеми участниками образовательного процесса: педагогами, администрацией школы, родителями, учениками. Если это удается, нас ожидает отличный результат.

Занят ли школьный психолог только с детьми или помогает решать проблемы и взрослым?

Какими документами регламентируется деятельность школьного психолога?

Их довольно много: международные соглашения, такие как Конвенция о правах ребенка; федеральное законодательство (закон об образовании, упомянутые выше профстандарты, ФГОСы); все документы субъекта Федерации, определяющие деятельность школьного психолога; локальные документы, включая устав образовательной организации, на который мы ориентируемся в своей работе.

Хватает ли в школах психологов?

Это очень непростой вопрос. Мы всегда ратуем за то, чтобы психологи в школе были: грамотный специалист облегчает работу со сложными случаями. Дети очень разные, с разными образовательными потребностями, и психолог оказывает значительную поддержку в учебном процессе. Но сколько должно быть специалистов, всегда решает администрация, исходя опять же из тех задач, которые перед ней стоят.

Какие ведущие вузы, занятые подготовкой педагогов-психологов, вы могли бы назвать?

Профессиональная обязанность постоянно помогать решать чужие проблемы очень выматывает. Что помогает психологу быть в форме?

Я отработала школьным психологом больше 20 лет и сделала для себя главный вывод: психолог – специалист, который учится всю жизнь, чтобы держать руку на пульсе. Психолог должен постоянно повышать квалификацию. Об этом мы с коллегами постоянно напоминаем студентам.Важна и забота о собственном самочувствии: беречь психическое здоровье позволяют супервизии, которые мы проходим, чтобы подтверждать свою квалификацию.

Опыт каких зарубежных и российских коллег считаете ориентиром в профессии?

Мы регулярно участвуем в международных конференциях, обмениваемся опытом. Многие зарубежные наработки очень интересны и ценны, но безоглядно применять их на практике я бы не рекомендовала. К примеру, у австрийских психологов сильная психоаналитическая школа: особый подход к детям, анализу ситуации, коррекционной педагогике. Но чтобы перенести этот опыт на отечественное поле деятельности, нужна серьезная адаптация. К тому же мы тоже можем похвастать своей школой возрастной психологии, психолого-педагогической деятельности. Достаточно вспомнить Выготского, Давыдова, Эльконина. Существует научная школа Леонтьевых – несколько поколений психологов, которые сделали огромный вклад в отечественную науку. Если мы говорим о школьной психологии, невозможно не упомянуть академика Ирину Владимировну Дубровину, Евгению Сергеевну Романову, Ольгу Владимировну Хухлаеву. Можно бесконечно перечислять и современных авторов, чьи работы стали настольной библиотекой для школьного психолога.

Что вы можете порекомендовать школьным психологам: и начинающим, и опытным?

Школа либо принимает, либо нет. Школой надо гореть. Школу надо любить. Тогда все будет получаться. Это, разумеется, помимо профессиональной базы. Главное – школу не бояться. Если есть какое-то смущение, надо его преодолеть, прежде чем идти работать с детьми. Но, поборов собственные страхи и сомнения, вы непременно добьетесь успеха!

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

ВЕБИНАР: Травмирующий опыт и рискованное поведение в Сети: психологическая помощь детям, подросткам и их родителям

Психологическая поддержка семей с приемными детьми

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Условия для успешной деятельности психолога в школе

Автор

/module/item/name

До 1988 года я работала в Научно-исследовательском институте образования взрослых в должности научного сотрудника. Программ занятий с детьми тогда не было. Мы с коллегами сами создавали программы и методики, знакомились с опытом зарубежных коллег, затем – с опытом отечественных психологов. Итоги 30-летней практической работы в школе, детском доме, ППМС центре, интернате, детском саду, педагогическом колледже предлагаем Вашему вниманию.

Психолог в любой ситуации может ускорить поиск решения, выработки стратегии и тактики разрешения проблемы.

Устойчивые позитивные результаты сотрудничества психолога с детьми и взрослыми

Исследование в 1999 году эффективности работы психологов в ППМС центре Красногвардейского района Санкт-Петербурга (руководитель - канд.пед.наук Т.Н.Левашова), показало, что улучшение состояния детей и родителей наблюдалось уже после одного-трех посещений детьми и родителями ППМС центра в 80% случаев. Стоит отметить, что профессионализм коллег этого центра на тот период времени был высочайшим.

В период работы в ППМС центрах в сложных случаях можно посоветоваться с коллегами, одновременно работать с семьей – детьми и взрослыми (например, я и музыкальный терапевт В.М. Элькин), была реальная возможность восстановить силы психологу. Кроме того, в ППМС центре не нужно убеждать родителей в необходимости помощи, родители обратились за помощью сами и настроены на сотрудничество.

Как создать такую атмосферу в школе, систему, чтобы работа психологов была максимально эффективной?

1. Необходима программа работы психологической службы, объединяющая всех участников образовательного процесса.

Участие в работе единой для школы программы дает возможность достигать взаимопонимания, видеть вклад психолога в работу школы, его трудности и совместно искать пути решения проблем.

Психологу всё же важно уметь рассказать о своей работе, показать её эффективность уже в первые два года работы в школе, иначе возникает разочарование в его деятельности. Психолог вынужден демонстрировать эффективность своей работы раз в полгода - раз в год, анализировать условия успеха (доверие, сотрудничество, терпение, профессионализм взрослых) и причины неэффективной работы (эмоциональное выгорание учителей, которое проявляется у преимущественного большинства педагогов уже через 5 лет работы в школе; непрофессионализм родителей, например, усыновили ребенка, а теперь решили вернуть его в детский дом; непрофессионализм педагогов, например, педагог по первому образованию инженер, не педагог, однако, не готов сотрудничать с психологом и педагогами, исходить из интересов ребенка).

Для успешной работы в школе психолог должен работать 18 часов в неделю, так как встречается с очень сложными историями, с такими, с которыми не всегда справляются и опытные учителя. Психолог должен иметь возможность получить необходимые консультации специалистов в особо трудных случаях. Как учителя готовятся к уроку, так и психологи готовятся к каждой встрече, составляя индивидуальную программу работы с каждым классом, учеником, семьей.

В одной старинной школе с традициями, созданной до войны, я работала три года. Преимущественно, к детям и коллегам относились с уважением и любовью, атмосфера школы была теплая и спокойная. В этой школе я одна успевала откликаться на все запросы родителей, педагогов, учащихся. На второй год работы оказалось возможным также вести уроки психологии в двух классах. А в школе-новостройке и 400 учащихся для одного психолога – много. В такой школе даже опытному психологу нужен куратор в течение 1-2 лет.

4. Видимая для педагогов и родителей результативность работы психолога.

5. Авторитет психолога в школе. В школе с традициями могли бы работать психологи со стажем 3 года (а до этого времени они могли бы работать помощниками психолога в течение одного-трех лет). Молодые специалисты, оказавшиеся в трудных обстоятельствах, без поддержки администрации и профессионала-психолога теряют свой потенциал, уходят из профессии.

Школьному психологу с любым опытом работы необходимо иметь возможность обратиться за помощью к профессионалам, так как в школе проявлен полный репертуар проблемам, никакой человек не в состоянии быстро найти эффективное решение без профессиональной консультации. Особо следует отмечать такое направление работы психолога как защита прав детей в школе. Желательно успешную работу психолога отмечать на всех уровнях каждые 2-3 года (грамоты, премии, путевки в санаторий и пр.).

Психолог иногда предлагает школе больше, чем она готова принять. Оказав первую необходимую помощь, психолог переходит в другое образовательное учреждение, где он необходим.

Публикации

Читайте также: