Как стать федеральной инновационной площадкой доу

Обновлено: 17.06.2024

Минобрнауки России начинает прием заявок на присвоение статуса федеральной инновационной площадки (ФИП) в 2021 году. Подать заявку могут организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иные действующие в сфере образования организации, а также их объединения, реализующие инновационные проекты и программы, которые имеют существенное значение для обеспечения развития системы образования.

Прием заявок проводится в рамках работы по совершенствованию механизмов поддержки и развития инновационной деятельности в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного образования.

Претендовать на присвоение статуса могут организации, реализующие инновационные проекты и программы по таким направлениям, как цифровые технологии, искусственный интеллект, информатика, цифровизация; сетевые программы; инженерное образование; медицина; генетика; туризм.

Перечень ФИП, входящих в инновационную инфраструктуру в сфере высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования, Минобрнауки России утвердит в декабре этого года.

В рамках работы по совершенствованию механизмов поддержки и развития инновационной деятельности в сфере образования Минпросвещения России объявляет о приёме заявок от организаций-соискателей на присвоение им статуса федеральной инновационной площадки в 2022 году.

Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере образования утверждён приказом Минобрнауки России от 22 марта 2019 г. № 21н.

В соответствии с пунктом 13 приказа Минобрнауки России от 22 марта 2019 г. № 21н заявка, подписанная руководителем организации-соискателя или лицом, исполняющим его обязанности, представляется на бумажном носителе.

Заявки на участие в отборе должны быть получены Министерством просвещения Российской Федерации не позднее установленного срока.

При подготовке заявок необходимо учесть основные принципы, которые будут использованы при формировании инновационной инфраструктуры, доведённые в субъекты Российской Федерации письмом Минпросвещения России от 1 февраля 2021 г. № СК-33/02, касающиеся необходимости трансформации подходов к структуре сети инновационной деятельности и движения от отдельных школ как локальных точек развития инноваций к созданию пространства инноваций, объединяющего группы школ в рамках одного или нескольких муниципалитетов и регионов, на федеральном уровне; нескольких организаций одного или нескольких муниципалитетов в рамках одного региона – на региональном уровне.

Объединение нескольких организаций вокруг лидера инноваций в регионе позволит развить неформальное обучение, будет способствовать повышению квалификации, позволит апробировать инновационные идеи в учреждениях с разной степенью готовности к инновациям и распространить лучшие практики для развития системы образования в целом. Кроме того, количество таких центров инноваций повлияет на рост качества образования большого числа школ.

Приём заявок на присвоение статуса федеральной инновационной площадки на 2022 год будет осуществляться до 30 сентября 2021 года.

Срок сдачи годового отчета действующих федеральных инновационных площадок за 2021 год продлён до 30 декабря 2021 года в связи с поздними сроками проведения конкурса.


Наука педагогика не стоит на месте, она развивается вместе с обществом и берёт на вооружение новые средства образования. Сегодня в процесс воспитания юного поколения включаются интернет, современные технические средства и оснащение. С каждым годом в Воронежской области открывается всё больше инновационных площадок для развития детей. В этом материале мы расскажем о разновидностях инновационных площадок в нашем регионе и о том, какие педагогические задачи решаются с их помощью.


Инновационные площадки в дошкольном образовании

Что такое инновационные площадки?

В течение многих лет в системе дошкольного образования ведётся поиск нового облика учреждений, предназначенных для воспитания подрастающего поколения. Этот облик должен соответствовать запросам времени и одновременно удовлетворять потребностям детей и родителей. Организация в дошкольном учреждении системы инновационной деятельности – один из результатов такого поиска.

Идея заключается в том, что в процесс выполнения основных задач по созданию оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей внедряются современные системы коммуникации. Таким образом, процесс воспитания детей выходит на новый уровень.

Инновационные проекты направлены на достижение классических принципов дошкольного образования. Среди них - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей маленького человека, взаимодействие детей и взрослых, сотрудничество с семьёй, поддержка инициативы ребёнка, приобщение малышей к социокультурным нормам и т.д.

На базе инновационных площадок разрабатываются и заводятся в апробацию модели дошкольного образования принципиально иного качества, более высокого, чем типичные практики, реализуемые в обычных детских садах. Каждый инновационный проект реализуется 3 года, в течение которых он финансово поддерживается регионом. Объем финансовой поддержки региональных инновационных площадок составляет 1 000 000 рублей в год, - рассказала заместитель руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Наталья Салогубова.

В Воронежской области создание инновационных площадок началось ещё в 2013 году. За почти 8 прошедших лет в регионе модернизирована работа 33 дошкольных учреждений нескольких типов. Детские сады, превращённые в инновационные площадки, посещают 3250 малышей.

Типы инновационных площадок в Воронежской области


Что такое консультационные центры?

Помимо инновационных моделей в регионе развиваются консультационные центры, на базе которых семьи с детьми могут получить консультацию психологов и педагогов. Родителям подскажут, как обеспечить полноценное развитие малыша в условиях семьи, как помочь ребёнку освоиться в детском саду, расскажут о существующих методиках детского развития, организации досуга, окажут при необходимости помощь.

Задать вопрос консультантам можно на сайте регионального Департамента образования, науки и молодёжной политики.

Воронежскую область во Всероссийском финале этого года представит победитель регионального этапа Татьяна Рубанова. Она работает воспитателем в детском саде №8 в Россоши.


Основные НАПРАВЛЕНИЯ деятельности

1. Обновление единого содержания общего образования, включая реализацию обновленных ФГОС.

2. Интеграция в учебно-воспитательный процесс образовательных организаций методологии формирования функциональной грамотности обучающихся.

4. Современные подходы к осуществлению программ профориентации в образовательных организациях, их синхронизация с предпрофильными и профильными программами обучения.

5. Обновление содержания практик воспитания и самореализации личности обучающихся.

6. Цифровизация образовательной среды и учебно-воспитательного процесса.

  1. разработка, апробация и (или) внедрение:
    • новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора (1.1);
    • примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ, программ развития образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях (1.2);
    • новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации (1.3);
    • методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий (1.4);
    • новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использование современных технологий (1.5);
    • новых институтов общественного участия в управлении образованием (1.6);
    • новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций (1.7).
  2. иная инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование учебно-методического, научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

В рамках иной инновационной деятельности в сфере образования, направленной на совершенствование учебно-методического, научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования могут быть учтены следующие направления деятельности образовательных организаций:

  • внедрение эффективных масштабируемых моделей образования, направленных на ускоренное техническое развитие детей и реализацию научно-технического потенциала российской молодежи (2.1);
  • реализация системы ранней профессиональной ориентации учащихся, в том числе на IT профессии (2.2);
  • внедрение в образовательный процесс современных технологий и новых методов обучения в области цифрового и гуманитарного профилей, способствующих в том числе развитию творческой и проектной деятельности учащихся, шахматному образованию (2.3);
  • внедрение адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ в области среднего профессионального образования (2.4);
  • разработка методологии и/или популяризация лучших практик наставничества среди профессионального сообщества, работодателей, населения, в рамках внедрения (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, а также участие в апробировании и реализации указанных практик и целевой модели (2.5);
  • новые вариативные образовательные программы на основе индивидуализации образовательных траекторий, технологий и содержания образовательного процесса в среднем профессиональном образовании (2.6);
  • современные востребованные образовательные программы дополнительного образования (2.7);
  • механизмы вовлечения обучающихся в активную социальную практику, привлечения обучающихся образовательных организаций в принятие решений, затрагивающих их интересы (2.8);
  • новые механизмы системы оценки качества функционирования образовательных организаций, механизмов профессионально-общественной и общественной аккредитации образовательных программ (2.9);
  • новые организационно-экономические и управленческие механизмы, формы и методы управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий (2.10);
  • новые механизмы вовлеченности родителей в образование, общественного участия в управлении образованием (2.11);
  • создание условий для развития современной образовательной среды, использования учебного и лабораторного оборудования; совершенствование инфраструктуры образования, формирование новой технологической среды общего образования (2.12);
  • в рамках создания условий для подготовки кадров цифровой экономики разработка, апробация и (или) внедрение:
    • новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс на уровнях основного общего и среднего общего образования по направлениям цифровой экономики (2.13);
    • адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих его модернизацию, формирование кадрового и научного потенциала для цифровой экономики (2.14);
    • программ повышения квалификации, переподготовки и непрерывного профессионального развития педагогов, обеспечивающих их готовность к реализации современных моделей образовательного процесса в формате онлайн-курсов (2.15);
    • формирование современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность дошкольного, общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного образования (2.16);
    • формирование образовательных условий и процессов, обеспечивающих устойчивое развитие личности обучающегося, формирование персональных траекторий развития, учет и рейтингование достижений обучающихся в условиях цифровой экономики (2.17);
    • программ повышения квалификации, переподготовки и непрерывного профессионального развития педагогов, обеспечивающих их готовность к реализации современных моделей образовательного процесса (2.18);
    • современной национальной системы профессионального роста педагогических работников общеобразовательных организаций, в том числе в сетевом взаимодействии с другими организациями дошкольного, общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного образования (2.19).

    2016-2020 гг

    1. Разработка, апробация и (или) внедрение:
      • новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора;
      • примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ, программ развития образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях;
      • новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации;
      • методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий;
      • новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использование современных технологий;
      • новых институтов общественного участия в управлении образованием;
      • новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций;
    2. Иная инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование учебно-методического, научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

    В целях формирования и функционирования инновационной инфраструктуры Министерство просвещения создает Координационный орган по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере общего образования, среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых (см. здесь)

    Читайте также: