Как сравнивают длины любых предметов в детском саду
Обновлено: 05.07.2024
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
— учить сравнивать предметы, пользуясь приемами наложения;
— развивать мелкую моторику пальцев;
— развивать мышление на основе сравнения предметов;
— развивать сенсорные представления (цвет, величина).
— воспитывать дружеские отношения между детьми;
— воспитывать у детей познавательный интерес;
— воспитывать умения взаимодействия детей с педагогом и друг с другом.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: Игрушки зайчики (большой и маленький), 2 ленты разного цвета и разной длины, полоски одного цвета, но разной длины и игрушки по количеству детей, демонстрационный материал: два домика, две дорожки (полоски) разной длины, собачка, фланелеграф.
Ребята, давайте поздороваемся:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро, здравствуй, день –
Нам здороваться не лень!
Присаживайтесь на скамеечки. ( Тут раздается стук в дверь и входят два зайчика (игрушки)).
-Ребята, посмотрите, кто это к нам в гости пришел? Поздороваемся с ними и пригласим вместе поиграть. (Усаживаю игрушки напротив детей на стульчики).
-Дети, посмотрите, а зайцы одинаковые по размеру? — (Нет, один маленький, другой большой).
-Что-то грустные наши зайчата. Надо бы их чем-нибудь порадовать. Посмотрите, что у меня есть. Что это?- (ленточки). Подарим их медвежатам?- (Да)- Но сначала давайте вместе подумаем, какую ленточку кому будем дарить (Помещаю обе ленточки на фланелеграф)
-Какого цвета эта ленточка? (Красного — хоровые ответы). Правильно, молодцы!
-Чем еще отличаются ленты? Давайте, сравним их по длине. ( Одна длинная, другая короткая).
-Чтобы сравнить ленточки, надо край одной ленты наложить на край другой.
-Какого цвета длинная лента? Василиса, проведи по ней пальчиком. (Молодец).
-Какого цвета короткая лента? Маша, проведи по ней пальцем. Умница!
-Какую ленту мы подарим большому зайцу? (Длинную)
-Какую ленту — маленькому? (Короткую)
По ходу завязываю игрушкам ленты.
-У кого лента длиннее? (У большого зайца). У кого короче? (У маленького)
-Ребята, посмотрите, а зайчата принесли нам вот такие две полоски. Какого они цвета? Правильно, желтого. Молодцы! Сейчас мы будем учиться сравнивать полоски по длине.
-Какая полоска длиннее? Как же это нам узнать? Посмотрите, пожалуйста, я приложу одну полоску к другой, слева подравняю их концы. Вот так. Видите, правый конец полоски выступает, значит, она длиннее вот этой, а эта полоска короче этой.
-Катя, покажи какая полоска длиннее. Проведи по ней пальчиком. Длиннее эта полоска или короче?
-Короче эта полоска или длиннее? Да, она короче — проведи по ней пальцем. Умница!
— Посмотрите – эти полоски как будто дорожки. А здесь будет домик.
Ребята, дайте с вами немного отдохнем.
Жили-были зайчики (поднять руки вверх, показать ушки)
На лесной опушке. (развести руки в стороны, наклониться немного вперёд) Жили-были зайчики (показать ушки)
В маленькой избушке. (присесть, сложить руки над головой домиком)
Мыли свои ушки, (выполнять движения по ходу
Мыли свои лапочки, стихотворения)
Наряжались зайчики — (руки на пояс, повороты вправо (влево))
Надевали тапочки. (руки на пояс, поочерёдно выставлять ноги на пятки)
Хорошо, ребятки мы с вами немного отдохнули — давайте продолжим.
-А теперь собачка побежит по другой дорожке. Добежала собачка до домика? Почему? (хоровые и индивидуальные ответы детей)
А теперь поменяем дорожки местами. Какая дорожка длиннее, верхняя или нижняя? А какая короче? А как вы догадались? Правильно, конец этой дорожки выступает, значит, она длиннее. А у этой не хватает маленького кусочка — значит она короче. Молодцы ребята — все правильно назвали.
-Хорошо, а теперь дети возьмите полоски. Это как будто дорожки. Как узнать какая полоска длиннее? Приложите дорожки одну к другой, подравняйте их концы слева. Какая дорожка длиннее? Проведите по ней пальчиком. А какая дорожка короче — проведите по ней пальчиком. Возьмите, игрушку в правую руку в, а левой придерживайте дорожку. Пусть игрушка погуляет по дорожкам. Какая дорожка короче? Ведите по ней игрушку. Какая дорожка длиннее? Пусть игрушка по ней пройдет. (Хожу между столами и спрашиваю — эта дорожка длиннее или короче? Почему?)
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе
Тип занятия: по обобщению и систематизации
Цель: Закреплять умение сравнивать длины предметов с помощью непосредственного наложения; формировать представление о том, что для сравнения каких-то предметов их надо измерить.
- расширять представления детей о геометрических фигурах как совместно со взрослым, так и самостоятельно;
- закрепить умение соотносить количество предметов с числом ;
- закрепить умение выбирать нужный элемент из группы предметов .
- развивать память, внимание.
- воспитывать у детей умение устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в процессе игровой деятельности.
Познавательные УУД: обучение умению находить длину отрезка, развитие пространственных представлений, образного и логического мышления;
Регулятивные УУД: воспитание сдержанности, усидчивости, доброжелательности чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Коммуникативные УУД: продолжать формировать умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми
Материалы и оборудование : теремок, игрушки – животные (мышка,
лягушка, заяц, лиса, медведь, флажки разного цвета, полоски различной длины желтого и зеленого цвета, геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат.
Словарная работа: длинный – короткий , длиннее – короче , слева – направо,
Восп: Ребята, любите ли вы сказки? Какая у вас самая любимая? (выслушивает ответы каждого желающего ребенка и обращает внимание на домик) .
Воспитатель: Как вы думаете, из какой сказки этот домик? (ответы детей) . -Давайте заглянем в него? Он пустой, разбежались звери кто куда. Посмотрите, письмо нам кто-то в теремке оставил. (читает письмо, в котором звери просят помочь детей вернуться в сказку) .
Восп. Поможем зверятам? (ответы детей)
Мышка: Ребята, к теремку ведут 2 дорожки: одна длинная , другая короткая, я совсем запуталась, по которой к теремку быстрее попасть? (ответы детей) . А вы мне поможете определить , какая дорожка короче?
Работа с раздаточным материалом .
Восп. Как мы можем определить , какая дорожка короче, а какая длиннее ? (дети предлагают варианты )
Дети сравнивают отрезки путем наложения, приложения и делают вывод, что желтая дорожка короче зеленой и поэтому по ней можно быстрее попасть в теремок.
Мышка: Спасибо вам за помощь, теперь я снова могу в теремке жить – поживать, да песни распевать.
Восп. Сколько животных живет теперь в теремке? А какой цифрой можно обозначить это количество? ( предлагает найти среди цифр единицу и поставить на магнитную доску)
Лягушка: я по болоту скакала, все фигуры растеряла, помогите, ребята, их собрать.
На ковре лежат 3 обруча, пересеченные между собой. в каждом обруче набор фигур6 : в 1-желтые круги, треугольники и квадраты; во 2-квадраты разного размера и цвета; в 3-большие квадраты и треугольники (красные, желтые, синие).
Лягушка: спасибо, ребята, помогли мне разобраться, я теперь тоже смогу жить в теремке.
Восп: Сколько зверей теперь живут в домике? Какой цифрой обозначить это количество? (ответы детей, затем выставляется цифра 2 на магнитную доску)
Зайчик: я заблудился, помогите мне из леса выбраться, да к теремку попасть.
Воспитатель: «чем тебе помочь,зайчик ?
Заяц: мне надо измерить дорогу до Теремка.
В: Поможем зайцу? дети: да!
Разбиваются дети на пары. Каждая пара получает карточку с цифрой,которая равна количеству клеток в отрезке (8,10,11). Детям предлагается нарисовать отрезок соответствующей длины.
В: Почему у вас получилось разное количество клеток?
Дети: Длина отрезков разная.
Восп: Сколько зверей теперь живет в теремке? (Выкладывается цифра 3)
Лиса: Я решила украсить теремок флажками, какие они? (разноцветные, красивые) . Наступила ночь, налетел ветер и унес один флажок. Давайте узнаем, какой.
Восп: Сколько зверей теперь живет в теремке? (Выкладывается цифра 4)
Восп: лиса хочет с вами поиграть
1. Сколько точек видишь в круге, столько раз поднимешь руки.
2. Сколько елочек зеленых, столько выполни наклонов.
3. Мы присядем столько раз, сколько яблочек у нас.
4. Столько раз сейчас подпрыгнешь, сколько пальчиков увидишь.
5. Столько ножкой ты притопнешь, сколько хлопну я в ладоши.
Восп: Тише, кто-то к нам идет…
Восп: Сколько животных теперь живет в теремке? (4)
Появляется медведь (если время остается)
Медведь: Пустите меня в теремок!
Звери: нет, не пустим, ты очень большой, опять нам теремок сломаешь!
Восп: Что же делать, ребята? Ведь Мишке плохо будет одному на улице жить
Дети предлагают свои варианты , как помочь медведю.
Восп:поиграем с медведем.
Восп: Вам понравилось помогать зверятам? Как нас можно назвать? Все ли у нас получилось? Что было труднее всего? Где можно будет использовать то, о чем мы с вами сегодня узнали?
Самоанализ (оценка) деятельности воспитанников
Если вы справились, но испытывали затруднения-желтый круг.
Если вам было сложно -красный круг.
Если у вас все получилось и вам было легко-поднимите зеленый круг.
Восп: Спасибо, ребята, мне понравилось, что вы были сегодня дружными и старательными.
Список использованной литературы:
1. Белошистая А.В. Формирование математических способностей: пу-ти и формы // Ребенок в детском саду, 2001. № 1. е. 5-17; № 2. с. 9-25.
2. П. Венгер Л. Больше, меньше, поровну. // Дошкольное воспитание, 1994-№ 10. с. 48.
3.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. А.А. Столяра. М.: Просвещение, 1988. 303 с.
Описание материала. Предлагаю вашему вниманию материал, раскрывающий особенности формирования представлений о величине и её измерении у детей дошкольного возраста. Данный материал может стать полезным воспитателям детских садов, методистам. Он позволит методически грамотно организовать процесс познавательной деятельности детей.
1. Денисова, Д. Математика для дошкольников: монография / Д. Денисова, Ю. Дорожин. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 76с.
2. Ерофеева, Т.И. Знакомство с математикой: метод. пособие для педагогов / Т.И. Ерофеева. М.: Просвещение, 2006. 344 с.
3. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста /А.М. Леушина. М.: Просвещение, 1974. 368 с.
4. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду / Л.С. Метлина. М.: Мир, 2010. 163 с.
5. Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников: монография / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. М.: Детство-Пресс, 2007. 444с.
6. Расцветаева, О.Н. Возрастные особенности формирования интеллектуальных способностей старших дошкольников в условиях ДОУ / О.Н. Расцветаева // Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. № 4 (7). С. 113-114.
7. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников /Е.И. Щербакова. М.: Академия, 2005. 129с.
Величина - одно из основных математических понятий. Величина является свойством предмета, воспринимаемым различными анализаторами: зрительным, тактильным, двигательным. Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника.
2 слайд
3 слайд
Основные задачи знакомства сравнения величин дошкольников этого возраста:
- Сравнивать два предмета по длине, способом наложения и приложения и обозначать результат сравнения словами длинный - короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине.
-Сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире - уже, одинаковые по ширине.
-Сравнивать два предмета по высоте, обозначать результат сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.
-Совершенствовать навыки сравнения контрастных и одинаковых по высоте предметов, уметь обозначать результаты сравнения слова высокий – низкий, выше – ниже.
4 слайд
Начинать надо с приложения, так как сначала для сравнения даются предметы одного цвета, которые при наложении сливаются. На первых занятиях предпочтительно использовать плоские предметы, постепенно расширяя их круг, чтобы сформировать у детей обобщенное представление о том, что при сравнении любых предметов разной длины они определяются как абсолютную (длинный - короткий), так и относительную величину (длиннее - короче). Для сравнения в этом возрасте достаточно взять два предмета. Вначале ребят учат называть длину как наиболее легко выделяемую протяженность, затем другие измерения.
5 слайд
Сравнение предметов по каждому измерению в отдельности следует проводить на 3—4 занятиях. Показ обследуемого признака величины нужно повторять 2—3 раза, каждый раз, несколько смещая линию движения, чтобы дети не соотнесли данный признак с какой-либо одной линией или стороной предмета. Способ наложения следует вводить тогда, когда для сравнения используют предметы разного цвета. Практически сравнивая контрастные и одинаковые по величине и цвету предметы, малыши устанавливают отношения "равенства — неравенства".
6 слайд
Основное требование к дидактическому материалу в этой группе — сравниваемое свойство должно быть ярко выражено и реально характеризовать предмет. На каждом занятии следует предоставлять детям возможность действовать с раздаточным материалом, так как это обеспечивают возможность всестороннего обследования предметов каждым ребенком.
Дети узнают, что при показе длины рука движется слева направо, вдоль предмета,
показывая ширину, рука движется поперек предмета,
высота показывается снизу вверх или сверху вниз,
толщину показывают разведенными пальцами и степень разведения зависит от толщины предмета,
толщина округлых предметов показывается путем обхвата их.
Учитывая тот факт, что в процессе познания действия всегда должны сопровождаться словом, необходимо называть обследуемые признаки величины. Первоначально это делает воспитатель, а затем требует осмысленного употребления детьми слов длина, ширина, высота, толщина.
При наложении или приложении сравниваемые предметы подравнивают с одного края лучше с левого или ставят рядом на одну плоскость, если сравнивают по высоте.
Значительно большее число ошибок делают дети (в том числе и старшие) при показе ширины. Выделяя то или иное конкретное измерение, ребенок стремится показать его (проводит пальчиком по длине, разведенными руками показывает ширину и т. п.). Эти действия обследования очень важны для более дифференцированного восприятия величины предмета.
7 слайд
Для упражнения детей в сравнении предметов по величине можно давать такие, задания:
— из двух полосок разной длины, разложенных на столе, показать длинную или, наоборот, короткую;
— детям предъявляются поочередно образцы разной длины; необходимо найти полоску такой же длины;
— нужно взять самый длинный брусок из двух; показать его длину, затем показать длину короткого бруска;
— найти длинный карандаш из двух, положить его вверху, а короткий положить под ним.
Большое место в работе с маленькими детьми должно быть отведено игровым ситуациям. Например: "Посадим мишек на скамейки" (на длинную — много, на короткую — одного). "Поставим машины в гаражи" (широкие — узкие, высокие — низкие). "Кто быстрее придет в свой домик?" (длинная — короткая дорожка). "Подбери ленточки для бантиков куклам, мишкам".
Воспитатель, проверяет, как дети выполняют задания, предлагает им рассказать о величине выбранного предмета, объяснить, почему именно этот предмет они выбрали.
Читайте также:
- В чем заключаются отличия поисковых систем от электронных каталогов кратко
- Что такое колокол определение кратко
- Какие цели преследовала царская администрация создавая тяжкие условия службы и быта кратко
- Что является причиной изменения скорости движения тела кратко
- Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие школьное образование