Как сравнивают длины любых предметов в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

— учить сравнивать предметы, пользуясь приемами наложения;

— развивать мелкую моторику пальцев;

— развивать мышление на основе сравнения предметов;

— развивать сенсорные представления (цвет, величина).

— воспитывать дружеские отношения между детьми;

— воспитывать у детей познавательный интерес;

— воспитывать умения взаимодействия детей с педагогом и друг с другом.

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: Игрушки зайчики (большой и маленький), 2 ленты разного цвета и разной длины, полоски одного цвета, но разной длины и игрушки по количеству детей, демонстрационный материал: два домика, две дорожки (полоски) разной длины, собачка, фланелеграф.

Ребята, давайте поздороваемся:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро, здравствуй, день –

Нам здороваться не лень!

Присаживайтесь на скамеечки. ( Тут раздается стук в дверь и входят два зайчика (игрушки)).

-Ребята, посмотрите, кто это к нам в гости пришел? Поздороваемся с ними и пригласим вместе поиграть. (Усаживаю игрушки напротив детей на стульчики).

-Дети, посмотрите, а зайцы одинаковые по размеру? — (Нет, один маленький, другой большой).

-Что-то грустные наши зайчата. Надо бы их чем-нибудь порадовать. Посмотрите, что у меня есть. Что это?- (ленточки). Подарим их медвежатам?- (Да)- Но сначала давайте вместе подумаем, какую ленточку кому будем дарить (Помещаю обе ленточки на фланелеграф)

-Какого цвета эта ленточка? (Красного — хоровые ответы). Правильно, молодцы!

-Чем еще отличаются ленты? Давайте, сравним их по длине. ( Одна длинная, другая короткая).

-Чтобы сравнить ленточки, надо край одной ленты наложить на край другой.

-Какого цвета длинная лента? Василиса, проведи по ней пальчиком. (Молодец).

-Какого цвета короткая лента? Маша, проведи по ней пальцем. Умница!

-Какую ленту мы подарим большому зайцу? (Длинную)

-Какую ленту — маленькому? (Короткую)

По ходу завязываю игрушкам ленты.

-У кого лента длиннее? (У большого зайца). У кого короче? (У маленького)

-Ребята, посмотрите, а зайчата принесли нам вот такие две полоски. Какого они цвета? Правильно, желтого. Молодцы! Сейчас мы будем учиться сравнивать полоски по длине.

-Какая полоска длиннее? Как же это нам узнать? Посмотрите, пожалуйста, я приложу одну полоску к другой, слева подравняю их концы. Вот так. Видите, правый конец полоски выступает, значит, она длиннее вот этой, а эта полоска короче этой.

-Катя, покажи какая полоска длиннее. Проведи по ней пальчиком. Длиннее эта полоска или короче?

-Короче эта полоска или длиннее? Да, она короче — проведи по ней пальцем. Умница!

— Посмотрите – эти полоски как будто дорожки. А здесь будет домик.

Ребята, дайте с вами немного отдохнем.

Жили-были зайчики (поднять руки вверх, показать ушки)

На лесной опушке. (развести руки в стороны, наклониться немного вперёд) Жили-были зайчики (показать ушки)

В маленькой избушке. (присесть, сложить руки над головой домиком)

Мыли свои ушки, (выполнять движения по ходу

Мыли свои лапочки, стихотворения)

Наряжались зайчики — (руки на пояс, повороты вправо (влево))

Надевали тапочки. (руки на пояс, поочерёдно выставлять ноги на пятки)

Хорошо, ребятки мы с вами немного отдохнули — давайте продолжим.

-А теперь собачка побежит по другой дорожке. Добежала собачка до домика? Почему? (хоровые и индивидуальные ответы детей)

А теперь поменяем дорожки местами. Какая дорожка длиннее, верхняя или нижняя? А какая короче? А как вы догадались? Правильно, конец этой дорожки выступает, значит, она длиннее. А у этой не хватает маленького кусочка — значит она короче. Молодцы ребята — все правильно назвали.

-Хорошо, а теперь дети возьмите полоски. Это как будто дорожки. Как узнать какая полоска длиннее? Приложите дорожки одну к другой, подравняйте их концы слева. Какая дорожка длиннее? Проведите по ней пальчиком. А какая дорожка короче — проведите по ней пальчиком. Возьмите, игрушку в правую руку в, а левой придерживайте дорожку. Пусть игрушка погуляет по дорожкам. Какая дорожка короче? Ведите по ней игрушку. Какая дорожка длиннее? Пусть игрушка по ней пройдет. (Хожу между столами и спрашиваю — эта дорожка длиннее или короче? Почему?)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе

Тип занятия: по обобщению и систематизации

Цель: Закреплять умение сравнивать длины предметов с помощью непосредственного наложения; формировать представление о том, что для сравнения каких-то предметов их надо измерить.

- расширять представления детей о геометрических фигурах как совместно со взрослым, так и самостоятельно;

- закрепить умение соотносить количество предметов с числом ;

- закрепить умение выбирать нужный элемент из группы предметов .

- развивать память, внимание.

- воспитывать у детей умение устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в процессе игровой деятельности.

Познавательные УУД: обучение умению находить длину отрезка, развитие пространственных представлений, образного и логического мышления;

Регулятивные УУД: воспитание сдержанности, усидчивости, доброжелательности чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Коммуникативные УУД: продолжать формировать умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми

Материалы и оборудование : теремок, игрушки – животные (мышка,

лягушка, заяц, лиса, медведь, флажки разного цвета, полоски различной длины желтого и зеленого цвета, геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат.

Словарная работа: длинный – короткий , длиннее – короче , слева – направо,

Восп: Ребята, любите ли вы сказки? Какая у вас самая любимая? (выслушивает ответы каждого желающего ребенка и обращает внимание на домик) .

Воспитатель: Как вы думаете, из какой сказки этот домик? (ответы детей) . -Давайте заглянем в него? Он пустой, разбежались звери кто куда. Посмотрите, письмо нам кто-то в теремке оставил. (читает письмо, в котором звери просят помочь детей вернуться в сказку) .

Восп. Поможем зверятам? (ответы детей)

Мышка: Ребята, к теремку ведут 2 дорожки: одна длинная , другая короткая, я совсем запуталась, по которой к теремку быстрее попасть? (ответы детей) . А вы мне поможете определить , какая дорожка короче?

Работа с раздаточным материалом .

Восп. Как мы можем определить , какая дорожка короче, а какая длиннее ? (дети предлагают варианты )

Дети сравнивают отрезки путем наложения, приложения и делают вывод, что желтая дорожка короче зеленой и поэтому по ней можно быстрее попасть в теремок.

Мышка: Спасибо вам за помощь, теперь я снова могу в теремке жить – поживать, да песни распевать.

Восп. Сколько животных живет теперь в теремке? А какой цифрой можно обозначить это количество? ( предлагает найти среди цифр единицу и поставить на магнитную доску)

Лягушка: я по болоту скакала, все фигуры растеряла, помогите, ребята, их собрать.

На ковре лежат 3 обруча, пересеченные между собой. в каждом обруче набор фигур6 : в 1-желтые круги, треугольники и квадраты; во 2-квадраты разного размера и цвета; в 3-большие квадраты и треугольники (красные, желтые, синие).

Лягушка: спасибо, ребята, помогли мне разобраться, я теперь тоже смогу жить в теремке.

Восп: Сколько зверей теперь живут в домике? Какой цифрой обозначить это количество? (ответы детей, затем выставляется цифра 2 на магнитную доску)

Зайчик: я заблудился, помогите мне из леса выбраться, да к теремку попасть.

Воспитатель: «чем тебе помочь,зайчик ?

Заяц: мне надо измерить дорогу до Теремка.

В: Поможем зайцу? дети: да!

Разбиваются дети на пары. Каждая пара получает карточку с цифрой,которая равна количеству клеток в отрезке (8,10,11). Детям предлагается нарисовать отрезок соответствующей длины.

В: Почему у вас получилось разное количество клеток?

Дети: Длина отрезков разная.

Восп: Сколько зверей теперь живет в теремке? (Выкладывается цифра 3)

Лиса: Я решила украсить теремок флажками, какие они? (разноцветные, красивые) . Наступила ночь, налетел ветер и унес один флажок. Давайте узнаем, какой.

Восп: Сколько зверей теперь живет в теремке? (Выкладывается цифра 4)

Восп: лиса хочет с вами поиграть

1. Сколько точек видишь в круге, столько раз поднимешь руки.

2. Сколько елочек зеленых, столько выполни наклонов.

3. Мы присядем столько раз, сколько яблочек у нас.

4. Столько раз сейчас подпрыгнешь, сколько пальчиков увидишь.

5. Столько ножкой ты притопнешь, сколько хлопну я в ладоши.

Восп: Тише, кто-то к нам идет…

Восп: Сколько животных теперь живет в теремке? (4)

Появляется медведь (если время остается)

Медведь: Пустите меня в теремок!

Звери: нет, не пустим, ты очень большой, опять нам теремок сломаешь!

Восп: Что же делать, ребята? Ведь Мишке плохо будет одному на улице жить

Дети предлагают свои варианты , как помочь медведю.

Восп:поиграем с медведем.

Восп: Вам понравилось помогать зверятам? Как нас можно назвать? Все ли у нас получилось? Что было труднее всего? Где можно будет использовать то, о чем мы с вами сегодня узнали?

Самоанализ (оценка) деятельности воспитанников

Если вы справились, но испытывали затруднения-желтый круг.

Если вам было сложно -красный круг.

Если у вас все получилось и вам было легко-поднимите зеленый круг.

Восп: Спасибо, ребята, мне понравилось, что вы были сегодня дружными и старательными.

Список использованной литературы:

1. Белошистая А.В. Формирование математических способностей: пу-ти и формы // Ребенок в детском саду, 2001. № 1. е. 5-17; № 2. с. 9-25.

2. П. Венгер Л. Больше, меньше, поровну. // Дошкольное воспитание, 1994-№ 10. с. 48.

3.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. А.А. Столяра. М.: Просвещение, 1988. 303 с.

Описание материала. Предлагаю вашему вниманию материал, раскрывающий особенности формирования представлений о величине и её измерении у детей дошкольного возраста. Данный материал может стать полезным воспитателям детских садов, методистам. Он позволит методически грамотно организовать процесс познавательной деятельности детей.

1. Денисова, Д. Математика для дошкольников: монография / Д. Денисова, Ю. Дорожин. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 76с.
2. Ерофеева, Т.И. Знакомство с математикой: метод. пособие для педагогов / Т.И. Ерофеева. М.: Просвещение, 2006. 344 с.
3. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста /А.М. Леушина. М.: Просвещение, 1974. 368 с.
4. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду / Л.С. Метлина. М.: Мир, 2010. 163 с.
5. Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников: монография / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. М.: Детство-Пресс, 2007. 444с.
6. Расцветаева, О.Н. Возрастные особенности формирования интеллектуальных способностей старших дошкольников в условиях ДОУ / О.Н. Расцветаева // Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. № 4 (7). С. 113-114.
7. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников /Е.И. Щербакова. М.: Академия, 2005. 129с.

Величина - одно из основных математических понятий. Величина является свойством предмета, воспринимаемым различными анализаторами: зрительным, тактильным, двигательным. Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника.

2 слайд

3 слайд

Основные задачи знакомства сравнения величин дошкольников этого возраста:

- Сравнивать два предмета по длине, способом наложения и приложения и обозначать результат сравнения словами длинный - короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине.

-Сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире - уже, одинаковые по ширине.

-Сравнивать два предмета по высоте, обозначать результат сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

-Совершенствовать навыки сравнения контрастных и одинаковых по высоте предметов, уметь обозначать результаты сравнения слова высокий – низкий, выше – ниже.

4 слайд

Начинать надо с приложения, так как сначала для сравнения даются предметы одного цвета, которые при наложении сливаются. На первых занятиях предпочтительно использовать плоские предметы, постепенно расширяя их круг, чтобы сформировать у детей обобщенное представление о том, что при сравнении любых предметов разной длины они определяются как абсолютную (длинный - короткий), так и относительную величину (длиннее - короче). Для сравнения в этом возрасте достаточно взять два предмета. Вначале ребят учат называть длину как наиболее легко выделяемую протяженность, затем другие измерения.

5 слайд

Сравнение предметов по каждому измерению в отдельности следует проводить на 3—4 занятиях. Показ обследуемого признака величины нужно повторять 2—3 раза, каждый раз, несколько смещая линию движения, чтобы дети не соотнесли данный признак с какой-либо одной линией или стороной предмета. Способ наложения следует вводить тогда, когда для сравнения используют предметы разного цвета. Практически сравнивая контрастные и одинаковые по величине и цвету предметы, малыши устанавливают отношения "равенства — неравенства".

6 слайд

Основное требование к дидактическому материалу в этой группе — сравниваемое свойство должно быть ярко выражено и реально характеризовать предмет. На каждом занятии следует предоставлять детям возможность действовать с раздаточным материалом, так как это обеспечивают возможность всестороннего обследования предметов каждым ребенком.

Дети узнают, что при показе длины рука движется слева направо, вдоль предмета,

показывая ширину, ру­ка движется поперек предмета,

высота показывается снизу вверх или сверху вниз,

толщину показывают разведенными пальцами и степень разведения зависит от толщины предмета,

толщина округлых предметов показывается путем обхвата их.

Учитывая тот факт, что в процессе познания действия всегда должны сопровождаться словом, необходимо называть обследуемые признаки величины. Первоначально это делает воспитатель, а затем требует осмысленного употребления детьми слов длина, ширина, высота, толщина.

При наложении или приложении сравниваемые предметы подравнивают с одного края лучше с левого или ставят рядом на одну плоскость, если сравнивают по высоте.

Значительно большее число ошибок делают дети (в том числе и старшие) при показе ширины. Выделяя то или иное конкретное измерение, ребенок стремится показать его (проводит пальчиком по длине, разведенными руками показывает ширину и т. п.). Эти действия обследования очень важны для более дифференцированного восприятия величины предмета.

7 слайд

Для упражнения детей в сравнении предметов по величине можно давать такие, задания:

— из двух полосок разной длины, разложенных на столе, показать длинную или, наоборот, короткую;

— детям предъявляются поочередно образцы разной длины; необходимо найти полоску такой же длины;

— нужно взять самый длинный брусок из двух; показать его длину, затем показать длину короткого бруска;

— найти длинный карандаш из двух, положить его вверху, а короткий положить под ним.

Большое место в работе с маленькими детьми должно быть отведено игровым ситуациям. Например: "Посадим мишек на скамейки" (на длинную — много, на короткую — одного). "Поставим машины в гаражи" (широкие — узкие, высокие — низкие). "Кто быстрее придет в свой домик?" (длинная — короткая дорожка). "Подбери ленточки для бантиков куклам, мишкам".

Воспитатель, проверяет, как дети выполняют задания, пред­лагает им рассказать о величине выбранного предмета, объяс­нить, почему именно этот предмет они выбрали.

Читайте также: