Какие цели преследовала царская администрация создавая тяжкие условия службы и быта кратко

Обновлено: 04.07.2024

Смысл этого положения заключается в том, что беглых крестьян и членов из семей, в случае их поимки, нужно возвращать только их предыдущим хозяевам. Никто другой не имел права самовольно присвоить себе беглецов. Новизна данного положения состоит в том, что он защищал интересы помещиков, которым принадлежали эти крестьяне. Такое нововведение, скорее всего, устраивало мелкопоместных крестьян, у которых каждый крестьянин был на счету. А боярам напротив – такой запрет не устраивал, поскольку многие из них практиковали самовольное присвоение себе чужих крестьян.

2. Какое значение имели положения под цифрами 2 и 3? Как вы думаете, чем могло быть вызвано их появление?

Указанное положение устанавливало ответственность за любой заговор, мятеж или покушение на государя. Их появление, по всей видимости, напрямую связанно с событиями Смуты (убийства и свержения царей в этот период стали чуть ли не нормой), а также с недавно вспыхнувшим Соляным бунтом.

Стр. 115

Вопросы в конце параграфа

1. Почему уже первые годы правления Алексея Михайловича ознаменовались бунтом? О чём это свидетельствовало?

2. Охарактеризуйте события Соляного бунта по плану:

1) причины и повод выступления;

Главной причиной Соляного бунта было введение дополнительной пошлины на соль, что привело к подорожанию продуктов питания (прежде всего на мясо и рыбу). Поводом для выступления стал разгон стрельцами москвичей, которые пытались передать царю челобитную с жалобами на своих обидчиков – воевод и приказных людей, злоупотреблявших своей властью.

2) ход восстания, характер действий участников;

Поскольку царь не захотел выслушать горожан, они ворвались в Кремль и потребовали выполнения их требований. При этом москвичи поначалу действовали мирно. И Алесей Михайлович уже был готов пойти на уступки, но боярин Борис Морозов, решил поступить по-своему.

3) действия царского правительства;

Морозов отдал приказ о том, чтобы челобитчиков разогнать силой. Тогда москвичи начали грабить и разорять дворы бояр, богатых купцов, приказных дьяков. Особенную ненависть они вымещали на имуществе Морозова, которого считали причиной всех своих бед, и приближенных к нему людей. Некоторых из них восставшие убили.

4) итоги выступления.

Алексей Михайлович был вынужден пойти навстречу требованиям москвичей, и для недопущения в будущем подобных выступлений, распорядился созвать Земский собор. Он должен был для принять новый свод законов – Уложение, в котором были бы зафиксированы все пожелания восставших. Ненавистный в народе боярин Морозов был отстранен от власти и сослан в монастырь.

3. Объясните, почему в середине XVII века потребовалось принять новый свод законов в России.

Новый свод законов России нужно было принять потому, что действующие нормы Судебника Ивана Грозного устарели и уже не соответствовали той ситуации, которая сложилась в середине XVII в.

4. Какие новые установления были закреплены Соборным уложением 1649 года? Что они меняли в положении населения?

Соборное уложение 1649 г. закрепляло следующие установления: защиту личности государя, введение бессрочного сыска беглых крестьян, окончательную отмену Юрьева дня и упразднение белых слобод в городах. Соборное положение существенно изменило положение населения, поскольку фактически устанавливало крепостное право, вводило налоги для всех посадских людей и в целом окончательно закрепляло сословную структуру русского общества, т.е. чётко определяло права и обязанности каждого сословия.

5. Соборное уложение действовало до 30-х годов XIX века. В чём в связи с этим состояло историческое значение Уложения? *Какие определяющие стороны жизни России были затронуты в этом своде законов?

Историческое значение Соборного уложения состояло в том, что оно было универсальным и охватывало практически все стороны жизни русского общества. Прежде всего следует отметить, что в этом своде законов прежде всего затронуты вопросы об окончательном закрепощении крестьян, обложение налогами всего городского населения и усиление царской власти в целом.

6*. Составьте характеристику (исторический портрет) Алексея Михайловича как правителя и человека.

Алексей Михайлович, по прозвищу Тишайший, был вторым русским царём из династии Романовых. Правил без малого 31 год – с 1645 по 1676 г. Период его царствования – важнейший в истории России XVII в. Именно в эти годы произошло укрепление могущества Российского государства и окончательное избавление от последствий Смутного времени.

Кроме того, следует отметить, что именно в годы правления Алексея Михайловича произошло наибольшее территориальное расширение на восток. И хотя освоение и заселение необъятных сибирских просторов происходило не всегда быстрыми темпами, однако следует признать, что именно в этот период большая часть Сибири вошла в состав Российского государства. Опорными пунктами на пути продвижения к Тихому океану стали основанные города: Симбирск, Нерчинск, Иркутск, Пенза, Кунгур, Селенгинск.

Во внутренней политике Алексея Михайловича было не всё так однозначно. Его правление ознаменовалось многими мятежами и народными выступлениями, крупнейшими из которых был Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., и конечно же – восстание Степана Разина 1667 – 1671 гг. Среди достижений следует отметить военную реформу (создание полков иноземного строя), церковную реформу (внесение важных изменений в порядок богослужения и православных обрядов), а также принятие первого в российской истории полного свода законов – Соборного уложения 1649 г. Увеличение количества приказов и исчезновение сословно-представительного органа – Земского собора (последний был созван в 1653 г.) даёт возможность утверждать о начале формирования в России централизованной абсолютной монархии (окончательное завершение данного процесса произошло уже в годы правления сына Алексея Михайловича – Петра I Великого). Одним словом, самодержавная власть существенно укрепилась.

Таким образом, подводя итоги правления царя Алексея Михайловича необходимо выделить его два величайших достижения: укрепление царской власти и взятие у Речи Посполитой реванша за территориальные потери в ходе Смутного времени. Лишь земли, захваченные Швецией остались в руках иностранных захватчиков. Но эта задача была реализована несколько позже – в начале XVIII в.

7*. Рассмотрите на примере правления Алексея Михайловича проблему отношений самодержавной власти и различных слоёв общества. Приведите примеры.

Отношение самодержавной власти и различных слоёв российского общества в годы правления Алексея Михайловича было непростым, о чём свидетельствуют регулярные бунты и восстания. Поэтому проанализируем их взаимоотношения по каждому сословию отдельно.

Дворяне. Они желали от царя получить те же права и привилегии, что и бояре (в частности приравнять свои поместья к боярским вотчинам). Также служилые люди стремились получить полный контроль над крестьянами. Для этого и были отменены урочные лета розыска беглых крестьян. Это означало окончательное формирование крепостного права.

Крестьяне. Хотели возвратить традиции прежних лет (т.н. Юрьев день и право ухода от своего помещика). Также они были заинтересованы в сохранении урочных лет, которые позволяли беглым крестьянам (чаще всего они бежали на юг и пополняли ряды казачества), через определённый промежуток времени чувствовать себя полностью свободным. Ведь по истечению урочных лет, бывший хозяин не мог требовать возвращения ему беглецов. К сожалению, к интересам крестьянского сословия не прислушивался никто. Ни самодержец, ни знать, ни служилые люди. И более того – Соборное уложение 1649 г. фактически ввело бессрочных розыск беглых крестьян, что на практике означало полное закрепощение.

- создать условия для нравственного воспитания учащихся на примере просветительской деятельности декабристов на Кубани, формирование представления о роли декабристов в истории Кубани, развитие познавательного интереса к истории родного края.

ВложениеРазмер
dekabristy_na_kubani_0.doc 396 КБ

Предварительный просмотр:

Учебник: В.Н.Ратушняк «История Кубани с древнейших времен до конца XIXв.: учебник для 10-х классов общеобразовательных учреждений. «Краснодар,2000г.

- создать условия для нравственного воспитания учащихся на примере просветительской деятельности декабристов на Кубани, формирование представления о роли декабристов в истории Кубани, развитие познавательного интереса к истории родного края.

- способствовать воспитанию чувств патриотизма, преданности своему долгу, чести, доблести.

- обеспечить формирование исторического знания о деятельности декабристов на Кубани.

- создавать условия для развития умений прослеживать причинно-следственные связи, навыков анализа.

Оборудование: презентация Power Point, портреты декабристов, исторический документ.

Тип урока: комбинированный, лекция с элементами беседы с использованием мультимедийной презентации.

Подготовительный этап урока:

группа учащихся получает дополнительные задания: выучить стихотворение, подготовить рассказы о пребывании, деятельности декабристов на Кубани

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

1.Причины восстания в декабре 1825г.

2.Последствия восстания на Сенатской площади.

3.Просветительская деятельность декабристов на Кубани.

1.Причины восстания в декабре 1825г.

Передовая часть дворянства, а именно она совершила восстание 1825г., вкусила плодов века просвещения и расширила свой кругозор. Этих молодых людей волновали не столько чины, ордена и деньги, сколько судьбу Отечества. После Отечественной войны 1812г.И заграничных походов русской армии они ощутили себя гражданами и патриотами, которые желали России процветания. Увидев уровень жизни побежденного француза, которой несравненно выше, чем у русского героя победителя, молодые дворяне сделали важное решение (совершить восстание и дать русским людям ,новое неизведанное :отмену крепостного права и Конституцию).

Учащимся раздаются материалы о декабристах ,на основе этих материалов необходимо выяснить причины и последствия восстания декабристов.

Работа с историческими документами.

Декабрист А.А.Бестужев. Об историческом ходе свободомыслия в России.

Ученик: А могли бы, могли декабристы

На Сенатскую не выходить

И не брать себе жребий тернистый,

Кандалами детей не будить.

Как же так, не подумали сразу,

Что у каждого сын или дочь.

И от них, как от страшной проказы

Убегать будут многие прочь?

Отчего ж на Сенатскую вышли?

Не хватало что ль царских щедрот?

Надоели покой и затишье,

Не пугал роковой эшафот!

Нет, обиды и тяжкие слезы

Разоренных дотла деревень

Собирали грядущие грозы,

Приближали возмездия день.

Член тайной организации, драматург Павел Катенин пишет гимн.

2.Последствия восстания на Сенатской площади.

Выступление декабристов, стало неудачным. Расправа над декабристами была жестокой. После разгрома движения 5 руководителей тайных обществ и активных участников восстания были повешены.

3. Декабристы на Кубани.

Работа с историческим документом.

М.Н.Гернет о декабристах

-Какие цели преследовала царская администрация, создавая тяжкие условия службы и быта опальных декабристов на Кубани?

- Были ли достигнуты эти цели?

Великие люди, великие сыны России выполняли свой долг, невзирая на трудности, с которыми им пришлось столкнутся. Находясь на Кубани, все они внесли существенный вклад в развитие нашего края и оставили свой след в истории.

… становясь поневоле участниками

военных действий на Кавказе,

декабристы не только по своей доброй воле

но и в силу лучших чувств и стремлений

Закрепление изученного материала.

1.Что вы можете сказать о вкладе декабристов в развитие Кубани и Черноморья?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация кратко излагает материал о деятельности декабристов на Кубани. Может использоваться для учащихся 10 класса к §21 "Декабристы на Кубани" и для учащихся 8 класса к §3 к пункту "Декабристы и Кубань".

Содержит закрепляющие вопросы и ссылки на видеосюжеты по теме.

Декабристы на Кубани Отчизне посвятим души прекрасные порывы”. (А.С.Пушкин) “ Это какие-то богатыри, кованые воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия”. (А.И.Герцен) Автор: Карташевич Е.Е. Учитель кубановедения МБОУ СОШ №27 пос. Комсомолец Ейский р-он Краснодарский край

Декабристы на Кубани

Отчизне посвятим души прекрасные порывы”.

Это какие-то богатыри, кованые воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия”.

Сегодняшним призывникам сложно представить, что в старые времена в России срок службы был не один, не два и даже не три года – она была пожизненной. Уходя служить, солдат прощался с родным домом навсегда.

Как проходила военная служба в царской России

Как забирали в солдаты, кто мог не служить, как Петр I создавал армию - ответы на эти вопросы можно найти в нашем обзоре.

Как Петр I армию создавал

Как проходила военная служба в царской России

До прихода к власти Петра I пожизненную военную повинность несли стрельцы, передавая ее по наследству. Такое понятие как отставка существовало, но уйти на покой было достаточно сложно. Вариантов было два: или прилежная безупречная служба, или имеющийся на место претендент, которого следовало искать самостоятельно.С.Иванов. Стрельцы. Стрельцы несли пожизненную военную повинность.

Стрельцы проходили хорошее обучение и считались профессионалами. Когда был мир, они спокойно жили на земле, которую им жаловались за хорошую службу, работали тушителями пожаров, следили за порядком на территории, выполняли некоторые другие обязанности. Когда начиналась война, стрельцы покидали свои дома и поступали в распоряжение военного начальства, также при недостатке военных разрешалось набирать людей дополнительно.

Пётр I задумал создать в России регулярную армию, используя европейские стандарты.

Им был издан указ о рекрутской повинности, которым разрешалось призывать мужчин на службу не только в момент войны, и который распространил повинность на все сословия.

Кто подлежал рекрутскому набору

Представители крестьянства и мещанства тоже шли в армию, но из ста мужчин этих сословий в рекруты брали только одного. Выбирала рекрута крестьянская община, для крепостных крестьян решение принимал барин. А вот дворяне были обязаны служить все без исключения. Правда, они становились сразу офицерами.

Население отнеслось к новому указу с настороженностью, ведь попадание в рекруты означало, что мужчина уходит из своего дома навсегда. Четкого призывного возраста не было установлено, чаще всего забирали мужчин в расцвете сил, от 20 до 30 лет. Отношение к рекрутской системе подтверждали и постоянные побеги. Дошло до того, что для сопровождения рекрутов к сборному пункту задействовали конвой.

Офицеры и солдаты, попавшие в плен к неприятелю, получали компенсацию, размер которой зависел от страны. Во второй половине XVIII века компенсации были отменены для того, чтобы cолдаты не стремились сдаться в плен с целью получения денег. Премиальные выплачивались не только за смелое поведение в бою, но и за победу в целом. Например, после Полтавской битвы Петр I приказал наградить всех участников.

Потери среди набранных рекрутов

Смертная казнь за побег

За побеги от призыва по указу от 27 сентября 1700 года велено было пойманных беглых рекрутов вешать, однако добровольно явившиеся из побега рекруты от наказания освобождались. В январе 1705 года, накануне всеобщих рекрутских наборов, царь несколько смягчил наказание — вешать теперь полагалось только каждого третьего пойманного беглого рекрута по жребию, а прочих били кнутом и ссылали на вечную каторгу. За бегство рекрута также наказывались его родственники (отцы, братья, дядья) и свойственники (племянники, зятья, тести и другие), им полагалась ссылка вместе с их женами и детьми в новозавоеванные города. Однако даже такие драконовские меры лишь частично удерживали от дезертирства — в петровские времена бежало и уклонялось от службы не менее 10% рекрутов.

Из рекрутов в офицеры и дворяне

Несмотря на всю тяжесть рекрутчины, именно она давала крестьянам и представителям низших сословий единственный шанс подняться по социальной лестнице. Солдаты, дослужившиеся в петровских полках до первого офицерского чина, получали дворянское звание. Как писал сам царь Петр в одном из своих указов:
Все офицеры, которые произошли не из дворянства, и их дети, и их потомки, суть — дворяне, и надлежит им дать патенты на дворянство.
В конце царствования Петра I треть офицеров русской армии были бывшими рекрутами, заслужившими дворянство и командирские чины в боях и походах. Всего же за первую четверть XVIII века в Российской империи призвали в армию 284 тысячи рекрутов — примерно каждого тридцатого мужчину.

Смягчение условий после смерти Петра I

Как проходила военная служба в царской России

Петр 1 взял на себя решение очень сложной задачи - создание регулярной армии, способной к боевым действиям в любой момент. Царь принимал активное участие во многих делах, например, запрещал использовать родственные и дружеские связи, следил за этим, а также за утверждением офицерских назначений.К. Савицкий. На войну. При необходимости могли мобилизовать ополченцев.

В течение XVIII века условия службы постепенно становились более мягкими. Простые солдаты могли дослужиться до офицеров, получив при этом потомственный дворянский титул. Для дворян срок военной службы был уменьшен до 25 лет, а также дано право одному мужчине из семьи не идти в армию. Произошло это уже после того, как Петр I скончался. Екатерина II освободила дворянское сословие от военной службы, но поскольку она давала неплохой доход, многие дворяне этим правом не пользовались.

Было возможно откупиться от службы, приобретя за деньги рекрутский билет или отыскав себе на замену другого рекрута. Духовенство и купцы, а также почетные граждане были полностью освобождены от военной повинности.

Жизнь отставников при Екатерине II и Павле

Как проходила военная служба в царской России

После отмены пожизненной службы появилась категория отставников. Солдат должен был адаптироваться в тылу. Во времена Петра отслуживших использовали в качестве наставников для новобранцев или сторожей. Человек получал жалование и числился в армии. Если же солдат был слишком стар или получил тяжелые ранения, то его направляли в монастырь, Петром I был даже издан указ, обязывающий монастыри иметь богадельни для солдат.Литография с картины В.Бочина. Весть о рекрутском наборе. Рекруты часто сбегали по дороге к месту сбора, потому их сопровождал конвой.

В период правления Екатерины II согласно Приказу общественного призрения, о самых старых солдатах заботилось государство, солдатские богадельни при монастырях перестали существовать. Вместо этого государство получала от церкви некоторые денежные средства. Все инвалиды (а в то время так назывался не только человек, имеющий какое-либо увечья, а любой отставник), получали пенсии. При Павле существовали даже инвалидные роты, используемые для конвоирования каторжников, охраны тюрем, дежурств на заставах. В 1778 году открылся первый инвалидный дом, где на полном пансионе проживали солдаты-отставники, не способные к самостоятельному существованию и получающие уход до конца жизни.

Солдатские жены и их социальный статус

Как проходила военная служба в царской России

Солдаты могли жениться, при прохождении службы они должны были получить на это разрешение начальника. Солдатские жены становились свободными людьми, даже если были из крепостных, а сыновья солдат передавались в ведение военного ведомства, и обязательно получали образование. Для этого существовали полковые школы.И. Львов. Прощание рекрута с родителями. Рекрутский набор был отменен в 1874 году.

Как проходила военная служба в царской России

Летом солдаты располагались в полевых лагерях, когда наступало холодное время года, переходили на квартиры. Их брали на постой простые жители деревень и сел - своеобразная квартирная повинность. Не всем владельцам домов нравилось такое положение дел, потому конфликты были достаточно часты. С середины XVIII века стали создаваться солдатские слободы, то есть специальные районы для солдата. Слободы были своеобразным маленькими городками, где были лазареты, церкви, бани. Постепенно солдаты переселялись в казармы, которые возникли в больших городах в конце XVIII - начале XIX века.Проводы новобранца. Художник И. Репин

Призывы в XIX веке

Призыв не касался единственных сыновей в семье, внуков немощных дедушек и бабушек, у которых не было других опекунов, старших братьев в сиротских семьях и преподавателей университета. Студенты и крестьяне, переселяющиеся на новые места, получали отсрочку. Для комплектования полков использовался территориальный принцип, поскольку полагалось, что земляки могут лучше найти общий язык и быть более сплоченными в ответственный момент.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: