Как справиться с гиперактивным ребенком в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

В последнее время родители и педагоги всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке.

Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять некоторые черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость. У детей гиперактивность проявляется через:

  • чрезмерную невнимательность;
  • отвлекаемость;
  • импульсивность;
  • подвижность.

Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться ещё до того, как ребёнок начинает ходить.

Основными же причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, является:

  • патология беременности, родов;
  • инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;
  • генетическая обусловленность.

Часто синдром гиперактивности сопровождается синдромом дефицита внимания.

С появлением гиперактивного ребёнка в группе возникает немало проблем и воспитателю следует помнить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком.

Необходимо направлять деятельность ребёнка, система запретов должна сопровождаться альтернативными предложениями. Игры должны способствовать:

  • снятию напряжения;
  • снижению агрессивности;
  • развитию умения концентрировать внимание.

Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребёнком.

Таким образом можно выделить основные моменты во взаимодействии с гиперактивным ребёнком:

  • «не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;
  • применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по головке, прижать к себе;
  • во время организованной деятельности размещать ребёнка ближе к себе чтобы уменьшить отвлекающие моменты;
  • давать возможность в процессе организованной спокойной деятельности подвигаться выполняя какое-либо поручение;
  • хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.

В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Обязательно нужна совместная работа родителей и педагогов, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей. И самое главное, следует всегда помнить, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики.

Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном взаимодействии медиков, психологов и педагогов.

Нами разработан цикл занятий для родителей гиперктивных детей. Ниже представлено одно из занятий данного цикла и игры:

Цель: формировать навыки общения.

Задачи:

  • познакомится ближе с родителями.
  • Выяснить у родителей, что они знают о технике активного слушания.
  • Провести совместный анализ различных ситуаций, в которых возникают трудности в общении с ребёнком.
  • Научится распознавать чувства детей в разных ситуациях.
  • Потренироваться использовать технику активного слушания.

Время проведения – 1,5 часа.

Материалы:

  • Мягкая игрушка.
  • Бумага форматом А4, А3.
  • Карточки с описанием различных ситуаций.

Ход занятия

Ведущий: Здравствуйте! Мы рады, что вы нашли время прийти к нам. Сегодня мы будем говорить о проблемах общения с ребёнком и умением строить общение с ним. В ходе работы нам предстоит друг с другом конструктивно взаимодействовать.

Сейчас мы по кругу будем передавать игрушку, ваша задача: представиться, сказать, чьи вы родители и в какую группу ходит ваш ребёнок, и закончить следующее предложение: я пришёл сюда для того, чтобы…

(В ходе выполнения этого задания участники по очереди представляются друг другу и говорят, зачем они пришли на занятие. Ведущий фиксирует на листе высказывания участников и делает обобщение по поводу услышанного).

Ведущий. Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудим, как можно решать эти проблемы.

Перед тем как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.

Родителям предлагаются игры:

Ведущий. В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что-то поделить между собой; ребёнок рассказывает, что он с кем-то из ребят поссорился или подрался или кто-то его обидел и т.д. Все эти ситуации нам хорошо известны. Давайте попробуем вспомнить, каким образом мы выстраиваем беседу с ребёнком.

Ведущий описывает несколько типичных ситуаций, например: ребёнок не хочет надевать шапку; ребёнок плачет, потому что другой сломал или отобрал его игрушку и спрашивает у родителей, что они обычно говорят своим детям в таких случаях.

Родители делятся своим опытом.

Ведущий. Как вы думаете, чего ждут от нас дети в эти минуты?

Родители высказывают свою точку зрения. (На данном этапе важно выйти на понимание родителями того, что ребёнок ждёт понимания, а не родительских лекций и нотаций, а порой и угроз).

Что значит активно выслушать?

(Ведущий спрашивает родителей, что они знают об этой технике.)

Родители по желанию говорят о том, что они понимают под техникой активного слушания, а некоторые даже делятся опытом использования этой техники.

СЫН. Он отнял мою машинку!
МАМА. Ты очень огорчён и рассержен на него.

СЫН. Больше я туда не пойду!
ПАПА. Ты больше не хочешь ходить в детский сад.

ДОЧЬ. Не буду я носить эту уродскую шапку!
МАМА. Тебе она очень нравится.

Ведущий. Сейчас мы предлагаем вам разыграть одну сценку.

Пояснение: (исполняющим роль дочери даются слова. Мама – импровизирует. Воспитатель корректирует слова мамы.)

Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют её пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздаётся громкий плач. Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дёргаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади – растерянный сын.

ДОЧЬ. У-у-у-у!
МАМА. Миша тебя обидел… (пауза)
ДОЧЬ (продолжает плакать). Он меня урони-и-ил?
МАМА. Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась…(пауза)
ДОЧЬ. (перестаёт плакать, но всё ещё обиженным тоном). Нет, он меня не поймал.
МАМА. Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал и ты упала…(пауза).
Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.
ДОЧЬ (уже спокойно). Да. Я к тебе хочу. (забирается к маме на колени).
МАМА (через некоторое время). Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу всё ещё обижаешься и не хочешь с ним играть…
ДОЧЬ. Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно.
МИША. Ладно, пойдём, я тебе твою пластинку поставлю….

Ведущий. Давайте попробуем прописать алгоритм действий этой техники.

Вывешивается чистый лист.

Представим, что у вас случилось что-то подобное и вы решили использовать эту технику. Что вы будете делать вначале?

Родители высказывают свои мнения.

Вначале нужно занять правильное положение по отношению к ребёнку. Вспомните только что разыгранную сценку. Какое положение занимала мама, когда разговаривала с дочерью?

Ведущий. Вы заметили совершенно верно. Это действительно первый и важный шаг при использовании этой техники: занять правильное положение по отношению к ребёнку. Почему это так важно? Психологические исследования показали, что человек воспринимает преимущественно именно невербальную информацию, поэтому наша поза является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и услышать.

На листе появляется первая запись:

1. Занять правильное положение по отношению к ребёнку (глаза взрослого и ребёнка должны находиться на одном уровне).

Ведущий. Вспомните, в какой форме беседовала мать?

Ведущий подводит родителей к тому, что ответы матери звучали в утвердительной форме.

Родители высказывают своё мнение.

Ведущий. Верно, вы сказали о том, что ответы должны отражать сочувствие (обозначать чувства ребёнка) и звучать в утвердительной форме. Во время беседы бывает очень важно и полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом обозначить его чувства.

На листе появляется вторая запись, второй пункт алгоритма:

2. Повтор услышанного от ребёнка.

Ведущий. Вы, наверное, обратили внимание, что в нашей сценке после каждой реплики мама молчала, делала небольшие паузы. Эти паузы помогали ребёнку разобраться в своём переживании и одновременно почувствовать, что рядом с ним мать.

На листе появляется третья запись:

3. Делать паузы между фразами.

Ведущий. И самый главный момент – это обозначение чувства ребёнка.

На листе бумаги появляется четвёртая запись, четвёртый пункт алгоритма:

4. Обозначение чувства ребёнка.

Ведущий. Если говорить о коротком варианте этой техники, то он может выглядеть так: чувства – в утвердительной форме.

На листе появляется последний пятый пункт алгоритма:

5. Чувства – в утвердительной форме.

Далее ведущий ещё раз зачитывает все пункты получившегося алгоритма. На этом этапе участники могут задавать друг другу вопросы по алгоритму. (Лучше, если ответы родители будут получать не от ведущих, а друг от друга).

Ведущий. Прошу вас разбиться на пары. Каждой паре предстоит обсудить, а затем записать на листе одну из типичных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь в общении с ребёнком.

Ведущий. А теперь давайте потренируемся использовать технику АС. Каждый из вас получит карточку, на которой описана ситуация. Ваша задача – понять, какие чувства испытывает в данной ситуации ребёнок и проиграть её. Родители получают карточки и работают с ними.

Ведущий. Вы только что попробовали использовать технику АС. Убедились в том, как это не просто. Увидели, что вам так и хочется задать ребёнку вопрос и прокомментировать ситуацию. Давайте теперь попробуем ответить себе на такой вопрос: что может дать нам техника активного слушания для общения с ребёнком.

На доске появляется лист, на котором написано:

Результаты применения техники АС.

Родители по желанию высказывают своё мнение.

Ведущий. Вы действительно правильно сумели почувствовать, что может дать техника АС. Позвольте, я ещё раз зачитаю вам итоги нашего обсуждения.

Ведущий зачитывает следующие результаты и коротко фиксирует их на листе:

Ведущий. А сейчас мне бы хотелось узнать ваше мнение о сегоднешнем занятии.

Диагноз "гиперактивность" или ошибки в воспитании ребенка?

Ольга Маховская психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН

Могут ли диагноз "гиперактивность" поставить ребенку в детском саду? Стоит ли принимать во внимание слова бабушки, которой внук кажется уж слишком подвижным и неуправляемым? Да, безусловно, существует такой диагноз — СДВГ, но еще больше случается ошибок в воспитании детей, которые приводят к "гиперактивному" поведению. Как их избежать, рассказывает психолог Ольга Маховская в книге "Думай как ребенок, поступай как взрослый".

Во что играть с гиперактивным ребенком

"На сына жалуются в детском саду. Он расторможенный, невнимательный. Говорят, у него синдром гиперактивности!"; "Мне кажется, гиперактивность — это детская инфекция. Как только в группе появляется шустрый ребенок, дети перестают слушаться"; "У моей подруги гиперактивный мальчик. Я не люблю, когда она приводит его с собой. Ни поговорить, ни чаю выпить, а потом еще убирай два часа после таких гостей!"

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) характеризуется внешней моторной активностью и расстройством внимания, но не означает снижения самых важных познавательных функций: интеллекта и памяти. После того как в США СДВГ отнесли к психиатрическим расстройствам, наблюдается рост диагностируемых случаев. Встревоженные и уставшие родители торопятся к доктору, чтобы получить медикаментозные средства для успокоения ребенка.

В нашей стране еще совсем недавно детей старались не водить к психологу, опасаясь услышать психиатрический диагноз. Сегодня родители прикрываются диагнозом, чтобы школа не предъявляла претензий ни к ребенку, ни к ним.

Иногда психологу кажется, что родители приходят с одной целью — узнать, на какие кнопки нужно нажимать, чтобы ребенок подчинялся командам и не отвлекался на посторонние дела. Таких кнопок нет. Кнопки есть на девайсах. Прежде чем завести ребенка, нужно все-таки понять: может, вам просто стоит купить еще одно управляемое устройство? Беспокойство должны вызывать неподвижные, заторможенные дети, не издающие ни звука.

Особую группу "риска" составляют дети, которых отдают в школу с шести лет. Хотя они могут продемонстрировать свои таланты, но навыки произвольного поведения, способность к концентрации внимания, произвольному запоминанию и воспроизведению у них еще не сформированы. Синтетические функции, целостность восприятия, способность устанавливать причинно-следственные связи между предметами, событиями, действиями и последствиями обеспечиваются зрелостью коры головного мозга.

История Сережи: не гиперактивность, а завышенные требования

Сереже три с половиной года, и мама водит его в группу неполного дня, только на развивающие занятия. Чтобы родить Сережу и вырастить его лучшим мальчиком на свете, мама оставила карьеру и весь жар души вложила в развитие сына. Она — идеальная мама, но несмотря на это вынуждена признать, что Сережа пока не достиг желаемых результатов. Занимаются английским — выучил несколько латинских букв, да и те забыл через пару дней, в одно ухо влетает, в другое — вылетает.

Преподаватель жалуется, что Сережа бегает по группе, не повторяет за ней слова, не поет песенки. Она уверяет, что мальчику еще рано заниматься. Но мама-то расспросила родителей: дети примерно Сережиного возраста. В группе уже есть "звезды". Вон малышка Катенька, наверное, вырастет, выйдет удачно замуж за топ-менеджера иностранной компании и будет счастлива сама, и ее дети тоже.

Что происходит. Родители, желающие реализовать себя и живущие по принципу "Не мы, так наши дети!", оказывают психологическое давление на ребенка, несопоставимое с его силами.

Наши родители одержимы ранним развитием. Группы неполного дня в детских садах и центрах развития переполнены трех-четырехлетними детьми, которым по физиологическим требованиям нужно гулять на свежем воздухе, включаться в подвижные игры. Они еще не умеют застегивать пуговицы, но уже знают несколько фраз на английском.

Мамы и няни на прогулках ревниво присматриваются к достижениям других детей, чтобы не отстать. Их логика понятна: раньше выйдешь на старт, раньше станешь чемпионом. Но в жизни она не подтверждается: слишком "ранние" быстро выдыхаются, а в зрелом возрасте лидируют бывшие троечники, сохранившие запал и накопившие контакты, а не только знания, умения, навыки.

Конкурентность, характерная для взрослой жизни, тяжелым грузом ложится на детские плечи. Ажиотаж взрослых вокруг любых личных достижений возбуждает и ребенка. Его еще не научили выполнять элементарные задачи, выбирать, планировать и контролировать процесс, а перед ним уже ставят высокие цели. Ребенок растет с чувством неполноценности, надеясь на то, что однажды сможет сорвать джекпот и "заткнуть всех за пояс".

Так формируется психология неудачника. Сегодняшний неудачник — это не человек с грустным лицом и опущенными плечами, а живчик, который с энтузиазмом заваливает одно предприятие за другим и тут же берется за еще более сложные задачи.

Кто может поставить диагноз СДВГ

История Пашки: не гиперактивность, а отсутствие воспитания

Маленький Пашка родился в семье, где уже был один "гиперактивный" ребенок — его старший брат Семен. Конечно, родители надеялись, что за терпение и бессонные ночи последних шести лет будут вознаграждены девочкой, настоящим ангелом. Но нет, родился мальчик. И началось: один кричит, другой орет. Старший отбирает у младшего игрушки, а младший норовит стукнуть, не боится получить сдачи. Если удается усадить одного что-то рисовать, то другой срывается с места и носится по дому.

Спасение, когда одного из парней забирают дедушка с бабушкой. Они уверяют, что нет проблем ни с одним из мальчишек. Если братьев разделить, они вполне вменяемы и послушны. Однако дело не только в том, у бабушки с дедушкой Пашка или Сема могут успокоиться, поиграть, получить внимание, то есть быть вне конкуренции. Дело еще и в том, что меняется воспитательная среда — другой дом, другие взрослые.

Что происходит. Мы постоянно наблюдаем, как посторонний для семьи человек, друг или родственник, который пока не устал от детей и у которого не "замылен глаз", легко договаривается с ребятами, а потом не только не жалуется, но и рассказывает невероятные вещи: они — умные, вежливые, аккуратные, добрые, чудо-дети.

Случается, неопытные воспитатели в детском саду тоже преждевременно паникуют, жалуясь, что им в группу "набросали" слишком много гиперактивных детей. Гораздо чаще можно встретить педагогически запущенного ребенка, которого пока не научили, как себя вести в новой группе.

Что делать родителям, если ребенка называют гиперактивным?

  1. Строгая дисциплина в отношении еды-сна-прогулок с самого рождения малыша снижает уровень тревожности и, соответственно, суетливости и неупорядоченной активности. Режим может меняться, но все равно стоит придерживаться выбранного расписания, причем так, чтобы пик активности выпадал на утро, а не на вечер. В течение дня накапливается усталость, а это значит, что "устают" и системы физиологической и психологической регуляции поведения ребенка. Он становится более капризным, невнимательным, суетливым.
  2. Строгая дисциплина не означает подавления любых эмоциональных всплесков, сильных желаний ребенка. В безопасной среде, дома или в детском саду, необходимо дать ребенку возможность попробовать разные уровни активности. За высокой моторной активностью иногда скрывается индивидуальная потребность в физической нагрузке. Проблема не в высоком уровне активности, а в слабой саморегуляции.
  3. Если в основе гиперактивности лежит проблема механизмов торможения, то особое внимание стоит уделять планированию деятельности. Часто родители с энтузиазмом агитируют ребенка что-либо сделать, но забывают показать, чем и как заканчивается игра или интересное занятие. Мотивация — это очень важно. Но в основе саморегуляции — навык целеполагания. А чем должно было все закончиться?

Я называю результат такой методы обучения "синдромом развязанных шнурков". С тех пор как синдром гиперактивности стал широко известным, на него списывают все недостатки воспитания: неубранные игрушки, разбросанные ботиночки, немытые чашки, открытые дверцы шкафчиков на кухне. Ребенок что-то начал делать, но не завершил: надел ботинки, но не завязал шнурки, напялил шапку шиворот-навыворот, не застегнул куртку или застегнул, но неправильно, и т.д. У него еще не сформирована ориентировочная основа деятельности, а также функции самоконтроля.

  1. Пока дети не научатся читать и следовать длинным инструкциям, используйте метод пиктограмм — набор символических рисунков, изображенных на альбомном листе, прикрепленном к стене, который подскажет ребенку последовательность шагов.

Дети с удовольствием "читают" дорожные знаки, вывески на магазинах и офисах. Это те же пиктограммы. Можно, например, придумать значки для занятий с пластилином. Пусть пластилиновая гусеница напомнит, что по ночам она любит прятаться в коробочке, а не оставаться брошенной на столе.

  1. Прекрасную возможность для тренировки способности ориентироваться и контролировать результаты своих действий, договариваясь с другими детьми, дает ролевая игра. Получая отклики от других, ребенок учится смотреть на свои действия со стороны. Сравнивая достижения разных детей, он сможет оценить результативность своих усилий. Задача взрослого — не только инициировать и организовать ролевую игру, но и помочь детям преодолеть неизбежные конфликты.
  2. Следите за эмоциональным фоном в семье. Избыточная нервозность и напряженность в отношениях между взрослыми скажутся и на возбудимости ребенка. Называйте вслух свои и его эмоции, помогайте ему правильно оценивать намерения других людей, распознавать свои и чужие чувства, учитывать их во взаимодействии.
  3. Настольные игры (домино, мозаика, лото) прививают усидчивость и настраивают ребенка на взаимодействие. Игра строится по простым, понятным даже 4-летнему малышу правилам. Результат игры очевиден — выигрыш, а ее продолжительность — 10 — 15 минут. Именно столько времени ребенок 4 лет может заниматься непрерывно, чтобы не устать и не потерять интерес.
  4. Как бы ни вел себя ребенок, оценивайте его действия, а не приклеивайте ярлыки, снижая самооценку. Такие номинации, как "болтушка", "непоседа", "юла", "торнадо", "катастрофа", не для вашего ребенка.

Никто кроме специалиста, регулярно наблюдающего ребенка, не может поставить диагноз "гиперактивность". Дети с сильным темпераментом отличаются повышенной подвижностью. Такова особенность их нервной системы. Движение — это способ адаптации ребенка к окружающему миру. Существуют десятки психологических приемов, доступных любому родителю и позволяющих ребенку совладать со своим поведением. И не потребуется никакого медицинского вмешательства.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ВОСПИТАТЕЛЕЙ

В психологическом словаре внешними проявлениями гиперактивности указываются невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Гиперактивности обычно сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка; при этом уровень интеллектуального развития детей не зависит от степени гиперактивности и даже может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются у детей в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни и т.д.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропотолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей он доставляет окружающим. Однако это одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не способны скорректировать его поведение, а порой они даже становятся источником новых конфликтов. Кроме того, указанные выше формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, не удавалось еще никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача для взрослых.

Портрет гиперактивного ребенка

Вероятно, каждому воспитателю и учителю знаком этот портрет.

Как выявить гиперактивного ребенка

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой.

Способен контролировать свое поведение

Активен в определенных случаях

Беспокойные, напряженные движения

Кроме того, поведение тревожного ребенка не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк, недоразумений. Чтобы выявить гиперактивного ребенка в группе детского сада, необходимо длительно наблюдать за ним, беседовать с родителями и педагогами.

Основные проявления гиперактивности можно разделить на бри блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Американские психологи П.Бейкер и М.Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности.

КРИТЕРИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

(схема наблюдений за ребенком)

Дефицит активного внимания

Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

Не слушает, когда к нему обращаются.

С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

Испытывает трудности в организации.

Часто теряет вещи.

Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

Импульсивность

Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор.

Плохо сосредотачивает внимание.

Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.

При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты: на некоторых занятиях спокоен, на других – нет; на одних занятиях успешен, на других – нет.

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных выше признаков, можно предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок гиперактивен.

ПРИЗНАКИ ИМПУЛЬСИВНОСТИ

Импульсивный ребенок всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).

У него часто меняется настроение.

Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

Ему нравится работа, которую можно делать быстро.

Обидчив, но незлопамятен.

Часто чувствует, что ему все надоело.

Быстро, не колеблясь, принимает решения.

Может резко отказаться от еды, которую не любит.

Нередко отвлекается на занятиях.

Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.

Обычно уверен, что справится с любым заданием.

Может нагрубить родителям, воспитателю.

Временами кажется, что он переполнен энергией.

Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.

Требует к себе внимания, не хочет ждать.

В играх не подчиняется общим правилам.

Горячится во время разговора, часто повышает голос.

Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.

Любит организовывать и предводительствовать.

Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2-3 взрослых, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл. Результат 15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7-14 баллов – о средней, 1-6 баллов – о низкой.

КАК ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЕНКУ

Появление гиперактивного ребенка в группе детского сада сразу же осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести занятия, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает воспитателя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.

Пример 2. Юле М всего 5 лет. Но родители были вынуждены уже дважды переводить в другой детский сад, потому что ее присутствие в группе, по словам воспитателя, опасно для здоровья окружающих. Юля то носится по группе, как вихрь, то бросает в детей игрушки, когда они говорят что-нибудь неприятное для нее, то пытается выхватить у воспитателя тарелку с супом, проливая ее содержимое на детей. В тихий час она не спит, а громко поет песни. Появление Юли в новом детском саду в первый же день вызвало беспокойство родителей других детей. Заведующая и воспитатели обратились к психологу ДОУ.

Подобные примеры знакомы многим из нас. Забегая вперед, отметим: эффективность работы воспитателя будет во многом зависеть от выбранной им стратегии. Первый шаг в решении проблемы уже сделан: Гиперактивные дети уже выявлены. Более того, и воспитательница Игоря , и воспитательница Юли готовы сесть за стол переговоров с родителями, привлечь к работе других специалистов (педагогов, психологов, медиков). Итогом такой совместной работы может стать выработка единой стратегии воспитания каждого ребенка.

Поведение Юли, ощутившей единый стиль общения с ней родителей и воспитателей, постепенно начало изменятся. Она стала меньше манипулировать взрослыми, почувствовав в их действиях и уверенность, и внимание к своим желаниям и стремлениям.

В результате целенаправленной работы удалось наладить взаимоотношения с девочкой. Воспитатели поняли, что они нужны ребенку, и применили несколько новых приемов, одним из которых (он показался очень эффективным) стал тактильный контакт. Так, укладывая ребенка спать с тихий час, воспитатель, садясь рядом с Юлей, поглаживая ее, произносил тихие и ласковые слова. Мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность девочки снижались, иногда она даже засыпала, а просыпалась отдохнувшей, становилась менее импульсивной и непредсказуемой.

Таким образом, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого ребенка. И, уже опираясь на это, можно выработать индивидуальную стратегию взаимодействия с ним. Это, конечно же, очень ответственный шаг. Ведь если выбор окажется неверным, положение ребенка в детском коллективе и дома может только ухудшиться. Поэтому возрастает необходимость совместной работы педагогов, психологов, медиков.

Однако иногда, даже работая в едином ключе, взрослые не могут добиться желаемого результата. Почему?

Пример 3. Денис воспитывается в подготовительной к школе группе. Он очень любит читать, на занятиях по развитию речи и обучению грамоте всегда много отвечает. Правда, при этом бесцеремонно перебивает воспитателя, вскакивает из-за стола и всегда хочет успеть первым. Однако в процессе занятия бывает очень невнимателен. Воспитатель и родители, обсудив проблемы ребенка, стараются совместными усилиями помочь ему.

Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы, поэтому сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы ребенок был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок, конечно, постарается какое-то время вести себя хорошо, но уже не сможет сосредоточиться на задании.

В другой раз в подходящей ситуации вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребенка высокая потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше попытаться научить его выплескивать энергию приемлемыми способами: занимаясь плаванием, легкой атлетикой, танцами, спортивными и подвижными играми.

Конечно же, воспитатели детского сада и школьные учителя обязаны помнить, что Гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один с взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

Занятия в подготовительной к школе группе продолжаются 30-35 минут, и любой ребенок должен подчиняться режиму. К сожалению, гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если занятие разделить на две части: например, после выполнения 2-3 заданий можно поиграть с детьми, провести физ.минутку или сделать гимнастику для пальцев.

Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

В процессе обучения, особенно на первых порах, Гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому вначале работы педагог может снизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие, повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

Современные программы воспитания и обучения в детском саду, по которым обучаются наши дети, усложняются год от года. Растет нагрузка, увеличивается интенсивность занятий. Порой за 35 минут занятия детям приходится сменить род деятельности 5-7 раз. Для детей без отклонений это имеет положительное значение, поскольку монотонная, однообразная работа надоедает. Но гиперактивным детям сложнее переключиться с одного вида деятельности на другой, даже если это будет взрослый. Поэтому необходимо договариваться с ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий. Помимо этого в группе детского сада на специальном стенде можно отметить основные моменты распорядка дня, очередность выполнения заданий, правила поведения. Причем и дошкольникам, и школьникам будет легче и удобнее воспринимать информацию, если для этой цели использовать не только слова, но и символы, понятные им.

Чтобы у ребенка не возникали отрицательные эмоции по отношению к взрослому, который отрывает его от интересного дела, можно использовать не словесные сигналы, а к примеру, сигнал таймера, заведенного на определенный отрезок времени. О том, на какое время завести таймер и что необходимо сделать после его сигнала, с ребенком тоже договариваются заранее. В этом случае у него не возникнет агрессии по отношению к воспитателю и он готов к перемене вида деятельности. Конечно, это не решит полностью проблемы, но поможет педагогу сохранить добрые отношения с ребенком.

С первых же дней обучения в школе ребенку необходимо перестраивать свою жизнь, менять привычки. На каждом уроке и даже на перемене он должен подчиняться новым требованиям и правилам. Гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые. Поэтому желательно уже в детском саду учить детей соблюдать определенные правила и следовать инструкциям.

Гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия – нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Работать с гиперактивным ребенком целесообразней в первую половину дня, а не вечером.

Уменьшать нагрузку ребенка следует по времени, но не облегчать ее.

Делить работу на более короткие, но бобе частые периоды. Использовать физкультминутки.

Быть артистичным, экспрессивным педагогом.

Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

Не делает уроки, дерется с одноклассниками, разносит квартиру. Знакомо? Вместе с детским психиатром нашей клиники Ириной Лабутьевой поговорили о том, как распознать и лечить синдром гиперактивности. А также, о том, какие ошибки совершают родители гиперактивных детей.

Что такое и с чем путают СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это расстройство нервной системы, характеризующееся двумя основными проявлениями:

  • Нарушение концентрации внимания
  • Неусидчивость, избыточная подвижность

Эти проявления обусловлены некоторыми особенностями функционирования нервной системы, о которых мы поговорим далее.

СДВГ является врожденным состоянием.

Очень важно понимать, что СДВГ — не следствие дефектов воспитания, – это физиологическая особенность мозга человека, которую нужно корректировать.

Помимо личностных черт, СДВГ часто путают с другими неврологическими расстройствами: расстройствами обучения, расстройствами настроения, тревожными расстройствами.

Расстройства обучения – это группа состояний, которые имеют разные проявления, но, в целом, не позволяют ребенку нормально обучаться. Например, к ним относится дислексия – расстройство чтения, при котором ребенок не может связать символы на бумаге с предметами в реальной жизни. А также, существует дисграфия – это расстройство, при котором человек не может написать слово, обозначающее предмет, о котором он пытается написать. Также, для дисграфии характерен плохой почерк, орфографические и грамматические ошибки, не связанные с тем, что ребенок не учит правила, - он просто не может связать буквы с тем, что пытается описать.

Расстройства настроения – это аффективные расстройства, такие, как депрессия, мания и биполярное расстройство. Для них характерны избыточно сильные эмоции, длящиеся гораздо дольше, чем в норме, - допустим, обычно мы грустим несколько часов, но при депрессии человек чувствует себя крайне подавленно в течение недель и месяцев.

Тревожные расстройства характеризуются беспричинным страхом, паникой, возникающей без видимых поводов для этого.

Подробнее о тревожном расстройстве мы писали здесь .

СДВГ мешает ребенку учиться, но этот синдром был обособлен именно из-за конкретных проявлений, не характерных для других расстройств.

Выделяют три формы СДВГ:

  1. Преобладает нарушение концентрации внимания
  2. Преобладает гиперактивность
  3. Смешанная форма

По каким признакам можно определить СДВГ

Существует так называемая триада СДВГ, в которой представлены основные процессы, нарушенные у людей, страдающих данным синдромом:

Читайте также: