Как создать творческий центр в группе детского сада

Обновлено: 30.06.2024

Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

Направление: Физическое развитие

Для мальчиков: гантели, кегли, боксёрская груша и т.д. для девочек: обручи, скакалки, мячи, ленты и т.д.

Народные, хороводные, подвижные

Оборудование для закаливания

Дорожки для массажа стоп ног, коврики для закаливания;

Направление: Художественно – эстетическое развитие

Народные игрушки, росписи.

Дымковская, филимоновская, каргопольская, богородская; жостовская, Городецкая, хохлома, гжель.

Пейзажи, натюрморты, портреты, иконопись, графика

Животных, птиц, людей, деревьев, транспорта идр.

Силуэты с различной тематикой для девочек и мальчиков

Бубен, металлофон, дудочки, ксилофон, гармонь, шумовые инструменты и т.д.

И.С. Бах, Д.Кабалевский, П. Чайковский, Д.Шостакович, Л.Бетховен и др.

К песенному репертуару

Платочки, ленточки, султанчики, маски.

Музыкально – дидактические игры

Музыкальный репуртуар: минусовки, классическая, инструментальная музыка, музыка для релаксации

Разные виды театра

Пальчиковый, теневой, рукавичек, би-ба-бо, настольный, марионеток, фланелеграф

Костюмы для мальчиков и девочек, головные уборы для мальчиков и девочек

Сумки, галстуки, ленты, бусы и др.

Разные виды ширм, фланелеграф

Иллюстрации к сказкам

Направление: Познавательно – речевое развитие

Сказки, рассказы, повести, стихи..

Энциклопедии для мальчиков, девочек.

Книги, созданные детьми с рассказами из личного опыта.

Центр коммуникации и кругозора

Игры на развитие мелкой моторики пальцев рук

Игры на диафрагментального дыхания

Дидактические игры на обогащение словаря

Дидактические игры на развитие психических процессов

Дидактические игры на развитие речи

- разные виды шнуровок

трудные виражи и т.д.

- подуй на шарик, султанчик, вертушку, вату и т.д.

- скажи ласковой слово

- чего не хватает

- придумай слово на заданный звук

Овощи, фрукты, мебель, посуда, одежда, транспортные, домашние и дикие животные и др.

Альбомы на развитие артикуляционного аппарата

Артикуляционные профиль, фотографии с артикуляции на все звуки, предметные картинки на свистящие, шипящие, сонорные, и другие звуки

Сюжетные, предметные на составление рассказов

Алфавит, наборное полотно

Книги для чтения по слогам

Стихов, потешек, скороговорок, чистоговорок

Игры на развитие фонематического слуха

Разные виды конструктора

Мелкий (настольные),крупный (напольный) строительный материал и лего и др.

Разные виды транспорта

Наземный, водный, воздушный

Иллюстрации, рисунки, фотографии, чертежи, схемы частей строения.

Природный и бросовый материал

Крышки, пробки, перья, ракушки, шишки, орехи, солома, мочало, камни, палочки, и др.

Столярная, слесарная мастерская

С различными инструментами и материалом: молоток отвёртка, рубанок, пассатижи, шведский ключ, рожковые ключи, струкцына, гвозди, болты и др.

Направление: Социально-личностное развитие

Центр сюжетно – ролевых игр

Коляска для двойников мальчик девочка, макет дома с мебелью для Вани и Мани

Градусник, таблетки, микстуры, бинт, лейкопластырь, вата, рентгеновские снимки, лабораторная карта, фанэндоскоп.

Посылки, бандероль, конверты с письмами, открытки, газеты, журналы, телеграммы, сумка почтальона, почтовый ящик.

Карты, планшет, бинокль, рация, радио телефон, фуражки, береты, китель, пилотки, средство защиты (противогаз)

Скафандр, шлем, радио-связь, карты звёзд, планет, солнечной системы, фотоаппарат, видеокамера, телескоп, продукты питания.

Штурвал, бескозырки, воротники, бинокль, аптечка, планшет, карты, сигнальные флажки, компас.

- игрушек и другие

Касса, чековая лента, деньги, пакеты, макеты, муляжи, спортивное оборудование.

Муляжи женской, мужской, детской косметики, игрушки инструменты.

Форма милиционера, жезл, радар, радиотелефон, рация, машина, квитанции.

Учитель начальных классов;

учитель музыки; учитель рисования;

Звонок, журнал, учебники, тетради, ручки, карандаш, линейки, дневник, ноты, краски, картон, цветная бумага, свисток, секундомер, телефон, документы.

Формуляры, читательский билет, книги, журналы и т.д.

- инструктор по физкультуре;

Телефон, книги, папки, с документами, картины, игрушки, музыкальные инструменты, физкультурное оборудование, медицинский инвентарь и т.д.

Разные виды ткани

Ситец, лен, шерсть, драп, вельвет, фланель, шёлк и др.

Фигурные линейки для портных.

Разные виды пуговиц, ниток, бусин, лент, кнопки, кружева, крючки, наклейки и др.

Женской, мужской, косметики.

Причёсок, макияжа, мод.

Фен, бритва, плойка, набор расчёсок, ножницы и т.д.

Центр безопасности

Разработать совместно с педагогами в рамках мастер-класс

Приложение №2

Паспорт экологического центра (средняя группа)

- «Мир животных и растений.

- Познавательная литература для детей:

Географические карты, глобус

Европа, Азия, Австрия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Урал, Березники, Российской Федерации.

Приборы, материалы для исследования

Колбы, пробирки, штатив, мензурки, микроскоп, спиртовка, магнит, песок, глина, камни и т. д.

Альбомы по экспериментированию

Комнатных растений, опыты и эксперименты, эколого-развивающие игры, картотека наблюдений.

Подбор комнатных растений, рекомендованных в дошкольном возрасте в соответствии возраста.

За живой и не живой природой.

С разными видами рыб и набор по уходу за аквариумом.

Возможные виды самостоятельной деятельности детей, развернутые ими в развивающей среде группы и участка детского сада:

Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В настоящее время детский сад стал местом, где воспитанники получают опыт эмоционального взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группах детского сада развивающей предметно – пространственной среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую деятельность всех воспитанников. Развивающая среда способствует становлению, утверждению у воспитанника чувства уверенности в себе, даёт ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

С введением ФГОС дошкольного образования, вопрос организации предметно – развивающей среды в группах детского сада, на сегодняшний день стоит особо актуально.

Именно поэтому, педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно – пространственной среды в группах детского сада, которая становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого воспитанника.

ВложениеРазмер
orlova_a.i._statya.doc 48 КБ

Предварительный просмотр:

«ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Орлова А. И. воспитатель

села Новая Таволжанка

В настоящее время детский сад стал местом, где воспитанники получают опыт эмоционального взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группах детского сада развивающей предметно – пространственной среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую деятельность всех воспитанников. Развивающая среда способствует становлению, утверждению у воспитанника чувства уверенности в себе, даёт ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

С введением ФГОС дошкольного образования, вопрос организации предметно – развивающей среды в группах детского сада, на сегодняшний день стоит особо актуально.

Именно поэтому, педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно – пространственной среды в группах детского сада, которая становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого воспитанника.

Она должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения, образовательной программы.

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех воспитанников к активной самостоятельной деятельности. Каждый воспитанник выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из–за игрового оборудования, пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих воспитанников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Свободная деятельность детей в центре художественного творчества, помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

Необходимо помнить о том, что развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации, прежде всего, должна обеспечивать безопасность жизни воспитанников, а за тем, должна быть:

Она не может быть построена окончательно. Необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно–развивающей среды в ДОУ, а также развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

В дошкольных образовательных организациях предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС дошкольного образования, где чётко прослеживаются все образовательные области, одна из которых художественно–эстетическое развитие.

В центре детского творчества размещены бумага для рисования, раскраски, цветная бумага и картон для аппликации, цветные карандаши, фломастеры. Представлены трафареты, лекала, различные линейки, природный материал, пластилин. Это способствует разнообразным проявлениям самостоятельного творчества детей.

Учёт гендерной специфики – предполагает обеспечение среды центра, как общим материалом, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек. Это могут быть подборки раскрасок, трафаретов, шаблонов, технологических карт последовательности выполнения изображения и лепки, карточки для индивидуальной работы для мальчиков и девочек. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. При этом важно иметь большое количество подручных материалов (верёвок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, пуговиц, бусин, резинок, которые творчески используются для решения различных игровых проблем).

Здесь же представлены красочные книги по детскому творчеству, где дети могут посмотреть образцы аппликации, поделок из пластилина и природных материалов; альбомы произведений известных художников; меняющиеся выставки детских работ, выставки народного творчества;

Представлена коллекция образцов народного декоративного искусства и небольшое собрание красочных книг и иллюстраций о народном творчестве; игры на развитие мелкой моторики рук.

Если в ходе образовательной деятельности воспитанники знакомятся с дымковским промыслом, то в центр развития детского творчества помещаем соответствующие поделки, предметы и иллюстрации.

Разнообразить формы организации самостоятельной изобразительной деятельности воспитанников в центре развития детского творчества позволяют столы, мольберт, рулонная бумага для рисования.

Выставка работ детского творчества оформлена в виде настенной книги, в раздевалке. Родители могут полистать, сравнить с работами других детей.

В каждой группе необходимым элементом современного центра развития детского творчества имеются технические средства обучения. Это музыкальный центр с дисками, ноутбук с колонками, магнитная доска.

И всё это мы постарались создать, пополнить, так как воспитанники обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги, занимаясь плетением бус, браслетов. Здесь воспитанники получают возможность знакомиться с новыми материалами, обогащаются их тактильные ощущения. Во второй половине дня здесь же могут заниматься дети по карточкам для индивидуальной работы или заниматься творчеством по интересам.

Таким образом, правильно организованная предметно – пространственная развивающая среда позволит каждому воспитаннику найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, так как именно это и лежит в основе развивающего обучения.

2. Справочник старшего воспитателя Центр развития детского творчества в группе .

Центр творчества. Реализация ФГОС в создании предметно-развивающей среды ДОУ

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день очень актуален. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

Сегодня, хочу представить Вашему вниманию Центр Творчества, который мы в течение этого учебного года создали для своих воспитанников.

По определению С. И. Ожегова, творчество – это сознательная целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые оригинальные, ранее не существовавшие предметы. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному.

Следуя этим принципам, мы наполнили центр творчества самыми разнообразными материалами и пособиями, способствующими развитию наших воспитанников.


в центре множество трафаретов, силуэтных и рельефных



но основной акцент мы сделали на изготовление многоразовых карточек с заданиями по штриховке, рисованию, пластилинографии.



подобрали множество образцов - учимся рисовать, от самых простых, дорисовать из круга до более сложных так же пополнили центр дидактическими играми на знание цвета, смешение цветов,


пособиями о народном творчестве и народных промыслах



так же используем технику рисования отпечатками пальцев, изготовлены карточки с образцами, в свободном доступе штемпельные подушечки и ручки, карандаши.


карточки постоянно меняются, для поддержания интереса детей.

ребенок выбирает, чем хочет позаниматься, после окончания работы - убирает свое рабочее место (на столе всегда есть влажные салфетки).

Современный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны.

Аналитическая справка о создании развивающей предметно-пространственной среды в средней группе

Аналитическая справка о создании развивающей предметно-пространственной среды в средней группе Предметно - развивающая среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ в условиях реализации ФГОС ФГОС дошкольного образования определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, и в.

Информационный отчет воспитателя о создании предметно-развивающей среды в старшей группе ДОУ Предметно – пространственная развивающая среда в старшей группе организована с учётом требований ФГОС, авторы развивающей среды - Короткова.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС Развивающая предметно – пространственная среда в группе построена в соответствии с "Основной общеобразовательной программой" детского сада.

Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС (средняя группа) Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Индивидуальность дошкольника проявляется в художественном творчестве. В рисунках, поделках, лепке, аппликации, конструировании дети выражают свой характер, настроение, восприятие окружающего мира. Организация в группе соответствующей развивающей предметно-пространственной среды помогает раскрыть творческий потенциал каждого ребенка в полной мере. Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предусматривает согласно ФГОС ДО создание условий, открывающих возможности: для позитивной социализации ребенка; его личностного развития; развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; создания развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Индивидуальность личности в полной мере проявляется в художественном творчестве, посредством которого каждый ребенок выражает себя и реализует свои способности.

Для создания развивающей предметно-пространственной среды центра искусств в группе следует руководствоваться следующими принципами: Полифункциональность среды – развивающая предметно-пространственная среда центра должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной. Таким образом, материалы и оборудование центра могут использоваться в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов.

Трансформируемость среды – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Например, в ходе НОД с помощью маркеров пространства соответствующее оборудование и материалы центра искусств могут служить музеем, где дети могут пройти с экскурсией по залам живописи, скульптуры или декоративно- прикладного искусства. А уже через несколько минут с помощью маркеров пространства этот же центр превращается в площадку для сюжетно-ролевых игр художественно-творческого содержания в самостоятельной игровой деятельности детей. Во второй половине дня здесь же могут заниматься дети по карточкам для индивидуальной работы или заниматься творчеством по интересам.

Чтобы данные центры способствовали творческой активности воспитанников, развитию у них самостоятельной творческой деятельности, важно соблюдать определенные условия их оформления.

Так, центр развития детского творчества эстетически оформляется, размещается в доступном для детей месте с возможностью для его передвижения.

С учетом возрастных особенностей воспитанников конкретной группы подбираются разнообразные изобразительные материалы, а также:

материалы для лепки, аппликации;

развития цветовосприятия (палитры, стаканчики для получения цветной воды, цветные пленки, стеклышки, дидактические игры и т. д.);

композиционных умений (учебно-дидактический материал, дидактические игры); формирования графических навыков (линейки, трафареты, линейки-спирографы для разных видов штриховки, дидактические игры и т. д.);

навыков использования различных техник изобразительного искусства, в т. ч. нетрадиционных (образцы, алгоритмы выполнения действия (схемы последовательности изображения)).

Содержание самостоятельной изобразительной деятельности детей делают богаче: восковые, акварельные, пастельные мелки, гелевые ручки, маркеры, тушь, угольные, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, точилки, акварельные краски, кисти разных размеров и жесткости, банки для воды, подставки под кисти.

В старших группах создаются уголки художественного ручного труда, где размещают образцы тканей, швов, пяльцы, цветные нитки и т. д.

Для ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством используют учебно-дидактический материал, дидактические игры. Предметы народного декоративно-прикладного искусства не ставят вперемешку. Если в ходе непрерывной образовательной деятельности дети знакомятся с дымковским промыслом, то в центр развития детского творчества помещают соответствующие предметы и иллюстрации. В подготовительных группах допускается расположение предметов двух промыслов — уже знакомого детям и нового. Если в группе собрана большая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства, то создается музей народного творчества.

Для ознакомления детей с видами изобразительного искусства (живописью, декоративно-прикладным искусством и т. д.), жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр, батальная живопись) используются альбомы, иллюстрации, наборы открыток, репродукции, дидактические игры. Альбомы выставляются на подставки для книг в развернутом виде — так они привлекут внимание дошкольников. Не рекомендуется выставлять все альбомы, лучше подбирать их в зависимости от изучаемой темы, праздника и т. п.

В центре развития детского творчества должны быть игровые атрибуты и игровой персонаж (особенно в младших и средних группах), например: девочка-кисточка, братцы-карандаши, шапка художника, цветик-семицветики и т. д.

Разнообразить формы организации самостоятельной изобразительной деятельности детей в центре развития детского творчества позволяют столы различной конструкции, мольберты, навесные доски. Помните, что свет на рабочую поверхность должен падать слева

Один из основных показателей хорошо организованного пространства — наличие выставки детского творчества. Но это непросто рисунки, выставленные для родителей в коридоре, а освещенное место в группе, где дети самостоятельно размещают свои работы. Детские работы оформляются в рамки, на неоформленную стену рисунки не вывешиваются.

Необходимый элемент современного центра развития детского творчества — технические средства обучения: аудио- и видеоаппаратура, электронные занятия на компакт-дисках.

Важно, чтобы предметная среда центра имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Учёт интеграции образовательных областей – предполагает использование материала и оборудования данного центра в ходе реализации других областей. Например, центр искусств обязательно содержит игры по цветоведению. Казалось бы, эти игры содержат узко специфическую направленность, однако, это не так. Игры по цветоведению гармонично вписываются во все образовательные области и могут быть использованы в непосредственной образовательной деятельности по разным направлениям. Они выполняют целый комплекс развивающих задач, так важных для формирования личности дошкольника. Игры по цветоведению направлены и на развитие мелкой моторики рук, и на формирование элементарных математических представлений, и выступают как средство познавательной активности воспитанников.

Учёт специфики национально-культурных условий. При реализации вариативной части программы предметно – развивающая среда должна в количественном и качественном отношении отражать наличие приоритетных направлений, специфику национально – культурных, демографических, социально – экономических, климатических и других условий осуществления образовательного процесса. Переводя данную выдержку на центр искусств, мы можем, прежде всего, обратить внимание на оформление этой зоны группы используя национально – культурные мотивы (внешний дизайн, подбор предметов или иллюстраций народных промыслов, игры и тренажёры на мотивы узоров или промыслов народов края (Оренбургский пуховый платок) информационная, иллюстрированная подборка о творчестве художников, скульпторах, архитекторах родного края).

Материалы и оборудование центра должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и недостатка) целостную среду.

В каждой группе ДОО создается свой центр развития детского творчества с учетом возрастных особенностей воспитанников и реализуемой образовательной программы дошкольного образования. Содержание центров развития детского творчества необходимо периодически обновлять в соответствии с современными требованиями, а также на основе изучения передового педагогического опыта по художественно-эстетическому развитию детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметно-развивающая среда в нашей группе позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке воспитателя.

Обмен опытом по устройству и организации центра коммуникации и творчества в группе соответствии с особенностями развития детей

Подготовила: Арзамаскова Т.А.

Детский сад - особое учреждение, это практически второй дом для его работников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие, чтобы все в нем чувствовали себя комфортно, испытывали положительные эмоции. Поэтому огромное внимание в своей работе мы уделяем предметно-развивающей среде, особенно ее развивающему характеру. Обогатили ее такими элементами, которые стимулируют познавательную, творческую активность детей. Содержание оборудования и материалов отвечают определенному возрасту. Их размещение, планировка имеют свободный доступ и возможность работать с материалами не только там, где он находится, но и возможность его перемещения в зависимости от желания детей (на столе, полу, стене, в подвешенном состоянии).

Предметно-развивающая среда в нашей группе позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке воспитателя. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности детей. Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Инновационный подход к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции как образовательных областей, определенных ОУД, так и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком "глаза в глаза", которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, доска, мольберты на уровне глаз детей и др.).

Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.

Принцип стабильности - динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.

Принцип открытости - закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.

Принцип "половых и возрастных различий" как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

Модель развивающей среды нашей группы создавалась с учётом вышеизложенных принципов. Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности. Создавая развивающую среду, мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей, а также требования и нормы СанПиН. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей. Доска, мольберты находятся на уровне глаз детей.

Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды, обладающей разносторонними потенциалами активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность, с целью формирования интеллектуальных, творческих, личностных, физических качеств; познавательной, социальной, художественно-эстетической мотивации к развитию самореализации.

Предметно-развивающая среда группы организована с учетом интеграции образовательных областей:

- Область "Здоровье" . "Безопасность" (ПДД и пожарная безопасность)

Подбор игр , книг, конструктора, дидактического материала.

Театр - важный объект предметно-развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Воспитательная возможность театрализованной деятельности широка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется звуковая культура речи, её интонационный строй, исполняя свою соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном изъяснении. Подобная организация пространства дает возможность приблизиться к позиции ребенка.

В уголке "Играем в театр" располагаются различные виды театров: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, , плоскостной; реквизит для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей; набор кукол, ширма для кукольного театра.

Образовательная область " Творчество" . В группе создано необходимое пространство для творческой деятельности детей.

В доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов; это не только карандаши и различная бумага, но и восковые, и акварельные мелки; гуашевые краски и фломастеры; пластилин и формочки для лепнины; ткани и нитки; печатки, проволочные и деревянные модели.

При организации учтены интересы мальчиков и девочек (раскраски, трафареты, различные материалы, дидактические пособия).

Здесь дети обычно проводят много времени, рисуя, раскрашивая, создавая поделки из пластилина, рассматривая репродукции картин, портреты художников, детское творчество.

Центр художественного творчества

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Поэтому должны быть созданы благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства. В этом большую роль играет Центр художественного творчества.

В нашем детском саду творческой группой было разработано Положение о наполняемости Центров художественного творчества с учетом интегрированного подхода. Моя коллега уже представляла наполняемость Центра для старшего дошкольного возраста. Я хочу пригласить Вас в свою группу и представить наполняемость Центра художественного творчества для младшего дошкольного возраста.

Центр художественного творчества

Направленность деятельности в центре

Формирование умения творить прекрасное в своей повседневной жизни через включение в процесс воспитания обучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Задачи и предметное наполнение центра в группе младшего и среднего дошкольного возраста

1. Воспитывать эмоциональное отношение к процессу художественно-изобразительной деятельности, желание создавать яркие выразительные образы.

2. Формировать желание самостоятельно экспериментировать с цветом (смешение цветов, получение оттенков, материалом (пластилин, глина, тесто) .

3. Развивать умение выбирать и менять по желанию цвет материала и способ рисования или создания образа (мазками, пятнами, линиями и т. д., размер листа, тип фона, средство изображения.

4. Развивать творческие способности и стремление к самовыражению в различных видах художественной деятельности.

5. Формировать правильную осанку в процессе занятий художественно-изобразительной деятельности.

6. Формировать мелкую мускулатуру пальцев рук (работа с пластилином, глиной, трафаретами, обводками) .

7. Формировать необходимые культурно-гигиенические навыки: умение самостоятельно и правильно мыть руки после занятий изобразительной деятельности.

8. Формировать представления о безопасном поведении при действии с карандашами, кисточками и т. д.

9. Воспитывать бережное отношение к инструментам, материалам, использовать их по назначению, убирать на место.

Восковые и акварельные мелки, цветной мел

Гуашевые и акварельные краски, пальчиковые краски

Баночки для воды

Пластилин, доска для лепки

Палочки, стеки, клише, поролон, печатки, трафареты, обводки

Цветная и белая бумага, картон, самоклеющаяся пленка, наклейки, ткани, нитки

Ножницы с тупым концом

Рулон обоев для коллективного рисования

Маленькие доски для рисования мелом

Раскраски с образцами. Тематические раскраски.

Образцы декоративно-прикладного искусства (по программе, иллюстрации и альбомы по данной теме для рассматривания.

Репродукции картин, скульптуры малых форм.

Схемы последовательного рисования предмета.

Пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию образа из бумаги, глины, и других материалов.

Дидактические игры для развития творческих способностей.

Интеграция других образовательных областей

Чтение художественной литературы:

Репродукции художников-иллюстраторов детских книг (Васнецова, Сутеева, Чарушина – младший возраст; Владимирского, Конашевича, Кочергина, Мавриной, Токмаковой, Чарушиных, Юфы – средний возраст)

Сюжетные картинки художников Васнецова, Лебедева с изображением русского костюма в сказках.

Музыка для двигательных импровизаций.

Сборники с колыбельными, детскими песенками, со звуками природы.

Иллюстрации животных, природы в разные времена года.

Альбомы с природой России, Урала.

Разнообразный природный материал для рассматривания (листья, камушки, ракушки, шишки … .)

Разные виды театра

Шапочки-маски для театрализованных представлений

Комплект элементов костюма для уголка ряженья

Подставка для перчаточных кукол

Ширма для кукольного театра настольная

Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

Центры могут быть разграничены (полки, напольное покрытие, коробки, мольберты, столы и возвышения можно использовать для разграничения пространства), но вместе с тем, 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей.

Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей (не должно, быть, слишком, много, открытого, пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других детей).

материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность, детей включены во все центры;

материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность представлены в достаточном количестве;

центры допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в малые и большие группы;

центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения некоторых видов занятий;

в помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними (желательно, чтобы, столы были небольшие и стояли бы в разных местах группы);

помещение группы организовано так, чтобы воспитатели могли одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров;

все материалы, а так же детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка;

у каждого ребенка есть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы.

Таким образом, развивающая среда создается с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело или занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребенка.

Читайте также: