Как совмещать школу и кружки

Обновлено: 04.07.2024

Время, когда ребёнок пошёл в первый класс, многими родителями воспринимается как переломное. Нужно выбрать хорошую школу. А ещё спортивные секции и кружки. И начать занятия в музыкальной школе или школе рисования. Или обратить внимание на танцы… Хорошо, если ребёнок на что-то ходил и до школы, но часто все эти занятия обрушиваются на первоклассника целым скопом.

Как ему со всем успевать? Поможет только грамотно выстроенный график на каждый день. О совмещении учебы и внеклассных занятий и вообще о необходимости такого совмещения мы и поговорим.

Почему важно занимать ребёнка

Кроме того, когда день школьника чётко расписан по часам, ребёнок волей-неволей становится дисциплинированным и собранным. Уже нет времени покапризничать с домашним заданием, если на выполнение уроков отводится всего час-полтора. Тут приходится делать всё быстро, сосредоточенно и качественно.

Так что, как бы немилосердно это ни звучало, но чем меньше у детей свободного времени, когда они предоставлены самим себе, тем лучше.

Показатель класса

Насколько организован досуг школьника и какие у него оценки в школе зависит от того, к какому классу принадлежит его семья. У детей из семей среднего класса (это люди с высшим образованием, работающие в сфере интеллектуального труда ) средний уровень оценок на порядок выше, чем у детей из рабочего класса (сюда относятся люди без высшего образования, занятые физическим или сервисным трудом ). А причина в том, что их внешкольное время распланировано на занятия в кружках, секциях и студиях, тогда как ученики из рабочей среды чаще проводят свободные часы в прогулках на улице.

Есть исследования , подтверждающие зависимость школьной успеваемости детей от их внешкольного досуга. Так у тех учеников, которые посещают хотя бы один кружок, успеваемость выше, чем у их одноклассников, которые никуда кроме школы не ходят. Это связано с тем, что у детей, чей досуг занят развивающими занятиями, шире кругозор и богаче жизненный опыт. Они общаются с разными людьми и участвуют в большем количестве мероприятий.

Так происходит потому, что у образованных и обеспеченных семей есть возможность создать для своих детей благоприятные условия для развития и хорошего образования. Они готовы и школу выбрать получше, даже если до неё придётся специально ездить, и платить за внешкольные занятия. Малообеспеченные семьи склонны выбирать ближайшую школу и от дополнительных занятий отказываются, если они д о роги и находятся далеко от дома .

Падение роли школы

Роль современной школы сильно отличается от той, какую она когда-то играла в жизни детей. Раньше именно школа была основным источником знаний, и все ученики имели к ним равный доступ. Теперь же таких источников больше, школа отчуждается от ребёнка, а её вклад в общекультурное развитие и воспитание детей падает. Следовательно, повышается значение внеклассных занятий. Многие семьи это понимают и готовы тратить деньги и время, чтобы их дети занимались спортом, ходили на разные секции и в кружки.

Не переусердствуйте!

Конечно, загружать ребёнка дополнительными занятиями нужно, и кружки, секции и клубы – всё это хорошо… Но во всём важно соблюдать меру. Старайтесь не переусердствовать, особенно в первом классе.

С началом школы на детей и так обрушивается непривычная нагрузка. Большое количество внешкольной активности может сыграть в этом случае плохую роль: перегруженный ребёнок будет хронически уставать и потеряет интерес к учёбе, а следом и ко всем своим дополнительным занятиям.

Лучше, когда всё происходит постепенно. Для учеников первого класса дополнительные занятия не должны превышать один час в день , для детей постарше длительность можно увеличить. Если вы планируете отдавать ребёнка в спортивную секцию или на кружок, постарайтесь начать занятия или до школы или подождите, пока ребёнок не адаптируется сначала к школьной нагрузке.

В декабре количество дел увеличивается в геометрической прогрессии: взрослые закрывают на работе планы за год, дети сдают учебные долги в школе и подводят промежуточные итоги на дополнительных занятиях — участвуют в концертах и выставках.

Жить в таком темпе и не заболеть, что уж говорить о том, чтобы сохранить бодрость духа, удается единицам.

Составьте четкий график дня

Такие малыши успевают гораздо больше, нежели те дети, которые после школы предоставлены сами себе.

Благодаря тому, что ежедневный график у школьников, совмещающих занятия в школе с дополнительными активностями, расписан поминутно, они очень организованные уже с детства. Могу привести пример из практики своего коллектива: наши воспитанники даже не могут представить себе, что такое безделье. У детей так четко отлажено расписание, что успевают все.

Отлаженный график очень помогает ребятам во взрослой жизни.

Они уже с детства умеют организовать себя и свой рабочий день так, чтобы выполнить все задачи.

Наши дети успевают и учиться хорошо, и не пропускать занятия в ансамбле, и участвовать в концертах, и ездить на гастроли.

Договоритесь с администрацией школы

Чтобы в школе не было проблем с пропусками занятий по причине спортивных соревнований (гастролей,выставок), нужно сразу наладить диалог с руководством, объяснить, что ребенок не бездельничает, а участвует в важных мероприятиях.

Как правило, директора и учителя таких детей только поощряют. Многие из наших воспитанников учатся в гимназиях и специализированных школах, где дисциплина стоит на первом месте, но администрация учебных учреждений прекрасно понимает и видит, как школьники развиваются благодаря дополнительным занятиям после школы. Таких детей всегда ставят в пример другим.

Чтобы наладить дружеские связи с руководством школы, я бы рекомендовала предложить давать периодические концерты в школе, где учится ребенок.

Кроме того, возможность показать не только академические, но и творческие способности, защитить честь школы, всегда поощряется.

Продумайте логистику передвижения

Также хотелось бы отметить, что многое зависит от местоположения ваших кружков и школ. Самый идеальный вариант, если все занятия находятся в одном районе — и ребенок не переутомляется в дороге.

Подробно изучите маршруты подземного и наземного транспорта, вдруг до ваших учебных заведений можно добраться гораздо быстрее наземным транспортом по выделенной полосе дорожного движения, или от дома до школы ездит очень удобное маршрутное такси.


Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком, а потому старается обеспечить ему для этого все необходимое, отводя на различные дополнительные занятия. К сожалению, зачастую амбиции мам и пап мешают им заметить, что бесконечная учеба напрочь лишает ребенка детства. Как совместить школу, кружки и отдых, узнайте в нашем материале.


Психологи говорят, что первая и главная ошибка родителей, подбирающих дополнительные занятия для своих детей – неосознанное проецирование на наследников собственных амбиций и неудач. Наверняка вы хотя бы раз слышали, как мама или папа говорят своему малышу: "у меня не получилось стать знаменитым хирургом, а вот ты станешь!". В беседах с такими родителями часто выясняется, что они еще с детства мечтали каждый день проводить в операционной, но с медицинской карьерой не срослось. Теперь подсознательно они хотят осуществить эту мечту с помощью собственного отпрыска. Поэтому ребенок, живо интересующийся роботами и компьютерами, может неожиданно для себя оказаться в кружке "юный химик", чтобы уже за десять лет до поступления начать готовиться к экзаменам в медицинскую академию.

Именно поэтому первым шагом для родителей, принявших решение отдать наследника на дополнительные занятия, должно стать отделение их собственных несбывшихся мечт от желаний чада.


Специалисты заявляют, что дети младшего школьного возраста имеют необыкновенный творческий потенциал. Они с удовольствием занимаются лепкой, танцами, рисованием, пишут сочинения и ходят на гимнастику. В этот период родители должны понять, что особенно нравится ребенку и хорошо у него получается, и подобрать для него два-три дополнительных занятия.

Кстати, приступать к углубленному изучению иностранных языков в раннем возрасте педагоги не советуют, так как это может окончиться "смешением французского с нижегородским", а также развитием у ребенка дисграфии – нарушения письма.


Пожалуй, самое худшее время для записи на кружки – первое полугодие первого класса. Психологи утверждают, что в этот период детям и так приходится тяжело, ведь они проходят через сложный период адаптации к новой реальности. Психика ребенка меняется. Он привыкает к официальной обстановке, долгим урокам, учителям и одноклассникам. Поверьте, сейчас на его пути находится бесчисленное множество психологических барьеров. Разумеется, малыша можно заставить посещать и дополнительные занятия, однако принесут ли они пользу – большой вопрос.

Исключение составляют лишь те случаи, когда еще до школы ребенок с удовольствием занимался каким-либо видом деятельности. Тогда отменять привычные кружки не стоит, но вам придется так организовать "трудовой" день малыша, чтобы у него не случилось эмоционального выгорания.


Итак, как мы уже сказали, "здоровое" количество кружков для ребенка равно двум-трем. Очень важно проследить, чтобы каждое дополнительное занятие гарантировало малышу смену деятельности. Оптимально, если младшеклассник будет посещать в один день, например, секцию по плаванию, в другой – музыкальную школу, в третий – художественную.

Обратите внимание: каждое из направлений должно действительно нравится вашему ребенку. Если из кружка сын или дочка раз за разом приходят вялыми или раздраженными, чтобы сохранить их здоровье, придется выбрать им другое занятие. Спокойное же или веселое настроение – признак того, что внеклассная деятельность пришлась ребенку по вкусу.


Очень важно всесторонне развивать малыша, не давая ему чрезмерную нагрузку. Психологи и педагоги призывают родителей сохранять здоровье детей, руководствуясь при подборе кружков и их количества следующими правилами:

  • не перегружать ребенка;
  • учитывать индивидуальные особенности состояния здоровья;
  • гиперактивным детям разрешать посещать несколько кружков и секций;
  • флегматичным детям разрешать посещение одного кружка;
  • делать перерыв не менее часа между школьными и внешкольными занятиями;
  • не запрещать уходить с дополнительных занятий.

Соблюдение этих простых условий поможет вашему ребенку успешно развиваться, не вредя его здоровью. Кстати, не забудьте, что позаботиться надо не только о психологическом, но и о физическом благополучии вашего малыша. Если вы работающий родитель, у которого нет времени проводить отпрыска в школу, научите его безопасно добираться до нее самостоятельно.


Переход от дошкольного детства к роли школьника, пожалуй, один из самых сложных периодов в жизни детей и их родителей. Перед родителями встают вопросы: на чём сконцентрироваться, что выбрать помимо школьных занятий и когда начинать профессиональные увлечения? Во сколько лет отдать ребёнка заниматься спортом, танцами, музыкой, рисованием? Не поздно ли будет знакомить малыша 6 лет с балетом или тхэквондо?

Дополнительное образование: профессия или хобби?

В 7 лет ребёнок примерит на себя новую роль в жизни – станет школьником. Но задуматься о том, как будут сочетаться сложности адаптации к первому классу с дополнительной нагрузкой, лучше задолго до первого звонка.

В разных семьях родители действуют по-разному, но в целом возможны три варианта развития событий.

  • Первый – в первый класс идёт ребёнок, который уже занимается год или больше спортом, искусством.
  • Второй – мама малыша приняла решение о дополнительном образовании для сына или дочки одновременно с их поступлением в первый класс.
  • Третий вариант, наиболее щадящий для школьника и его семьи, – это решение отложить все кружки и секции на один год, до второго класса. Такой подход позволит сосредоточиться на адаптации к первому классу и начать школьную жизнь более комфортно.

Как же поступать в каждом из этих случаев?

Первоклассник уже занимается

В этом случае, конечно, не стоит забывать про уроки в музыкальной школе, делать перерыв в занятиях рисованием или танцах. Конечно, учёба в первом классе приносит свои сложности, но адаптироваться к школьной нагрузке ребёнку, который уже не первый год занимается в профессиональной секции или школе искусств, будет проще, чем ребёнку, на которого одновременно такие занятия возложат в первом классе.

Если ваш ребёнок с 5–6 лет посещает, к примеру, музыкальную школу или кружок робототехники, секцию большого тенниса или кружок рисования, то, скорее всего, у него уже сформированы навыки слышать и слушать преподавателя (тренера), выполнять задания, учиться думать и координировать движения. Получается, что, приходя в первый класс, семилетка уже имеет опыт групповых занятий с педагогом и к процессу школьного обучения адаптируется легче.

С другой стороны, в размеренный сформированный график ребёнка вторгаются серьёзные перемены в виде ежедневных школьных уроков. Возрастает умственная и психологическая нагрузка. Поэтому родителям юных музыкантов, спортсменов, художников и просто увлечённых различными кружками детей очень важно особое внимание обращать на процесс адаптации их ребёнка.

Очень важно грамотно составить расписание дня первоклассника, в котором будет место прогулкам на свежем воздухе. Ведь здоровье вашего маленького увлечённого ученика должно быть на первом месте.

Плюсы:

+ возможность получить предпрофессиональное дополнительное образование. Музыкальные школы принимают на подготовительные отделения в возрасте 4–6 лет. Спортивные школы принимают на отделения спортивной гимнастики, художественной гимнастики, фигурного катания, синхронного плавания, плавания, танцевальных видов спорта, боевые искусства детей в возрасте 4–6 лет,

+ получение опыта обучения, в том числе групповых занятий (тренировок).

- ребёнок в раннем возрасте не всегда способен понять, что ему нравится, а что – нет. Родители также не всегда предугадывают наклонности и таланты своего малыша,

- нагрузка для маленького ребёнка может оказаться слишком большой.

В первый класс – и в другой первый класс

Если ваш малыш в дошкольный период не посещал дополнительно к детскому саду кружков или секций, то самым правильным для него будет в первом классе полностью погрузиться в учебный процесс. Начало школьной жизни само по себе будет нелёгким испытанием, а если родители добавят ещё кружок или секцию, то психологическая нагрузка может стать чрезмерной.

Не стоит забывать и о физическом здоровье первоклассника. В период 6–7 лет происходит дальнейшее развитие нервной и кровеносной систем (сердца и сосудов), соответственно, любой стресс оказывает непосредственное влияние на состояние здоровья малыша.

Однако, если вы упустили дошкольное время для поступления в музыкальную или спортивную школу и приняли решение начать обучение одновременно с поступлением в первый класс, хорошо продумайте, как вы будете совмещать обучение сразу в двух первых классах – общеобразовательной школы и музыкальной (спортивной). Организация процесса обучения, режим дня, режим питания – всё нужно выстроить безупречно и неукоснительно соблюдать. И конечно, почаще устраивать маленькому гению передышки.

Плюс:

+ шанс получить предпрофессиональную подготовку и затем заниматься спортом и музыкой не будет упущен. Ведь получить дополнительное образование по предпрофессиональным программам в возрасте старше 7 лет по некоторым видам спорта и некоторым музыкальным инструментам становится затруднительным.

Минус:

- обучение в школе плюс дополнительная нагрузка делают адаптацию к первому классу менее комфортной для ребёнка.

Начнём со второго класса

Искусство (живопись, танец, музыка) – средство эстетического воспитания, оно оказывает положительное влияние на духовное развитие личности ребёнка, формируя в нём чувство прекрасного и хороший вкус. Влияние спортивного воспитания также сложно переоценить. Многие нарушения со стороны физического здоровья проявляются именно в начале школьной жизни как следствие гиподинамии: нарушения аппетита и сна, вялость, апатия, жалобы на недомогание. При гармоничном включении в жизнь младшего школьника физической активности в его организме ускоряются процессы обмена веществ, повышается выносливость. Позитивное влияние оказывается не только на состояние здоровья, но и на формирование личностных характеристик: волю, внимание, умение быстро ориентироваться в различных ситуациях и принимать решения.

Всё это означает, что посещать различные кружки и секции для школьников не только интересно, но и полезно. Поэтому со второго класса смело ведите своего маленького ученика открывать новые горизонты!

Плюсы:

+ во втором классе ребёнок уже адаптирован к учёбе в школе,

+ новое увлечение не будет чрезмерной нагрузкой для младшего школьника.

Минусы:

  • Во многие командные виды спорта – волейбол, баскетбол, футбол – принимают младших школьников начиная со 2 класса.
  • Детей 8–9 лет охотно принимают в секции настольного тенниса, плавания, гольфа, лёгкой атлетики.
  • Кроме того, если вы не ставите высоких целей в спортивных достижениях, то для вашего ребёнка существуют специальные общеразвивающие группы художественной и спортивной гимнастики с 8–10 лет.
  • В такие виды спорта, как бобслей или спортивные дисциплины, связанные со стрельбой, принимают не ранее 10–12 лет.
  • Что касается музыки, то в музыкальную школу (при наличии способностей) ещё примут на курс предпрофессиональной программы и совершенно точно в группы общеразвивающей четырёхлетней программы.
  • В художественную же школу зачисление происходит с 9–10 лет, поэтому во втором классе можете смело пробовать силы в этом прекрасном искусстве.

Читайте также: