Как составить план урока по истории

Обновлено: 02.07.2024

При составлении план-конспекта урока истории в перечень этапов, рассматриваемых в ходе урока, обычно входят следующие:

  • организационный этап,
  • этап проверки домашнего задания,
  • этап контроля и всесторонней проверки знаний,
  • этап подготовки к усвоению нового материала,
  • этап усвоения новых знаний,
  • этап закрепления новых знаний,
  • этап первичной проверки понимания нового материала,
  • этап повторения пройденного материала,
  • этап обобщения и систематизации новых знаний,
  • этап информации о домашнем задании.

В каждом этапе, описанном в план-конспекте урока истории, могут быть выделены учебные моменты, например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация (или повторение) нового материала, демонстрация опытов, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа детей с чертежами и рисунками, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом по учебникам и пр.

В конце план-конспекта урока истории должна стоять подпись учителя. Без этого неясно, кто по этому план-конспекту урока истории работает, кто несет ответственность за написанное.

План-конспект урока истории 6 класс

Тема урока истории: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Цели и задачи урока истории:

  1. Рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.
  2. Продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.
  3. Воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.


Основные понятия: наместник – глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)

Посадник – назначенный или выборный глава местной власти (как правило, вгородах)

Усобицы – княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол; Правда Ярослава – первый писанный свод законов на Руси.

Важнейшие даты: 1019-1054 гг. – правление Ярослава Мудрого;

1036 г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;

1030 г. – основание города Юрьева;

1041 г – союзный договор с Польшей;

1043 г. – неудачный поход на Византию;

1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.

Ход урока истории:

1. работа с Документом на стр. 42-43 (4 учащихся)

3. Решить тестовые задания.

1. Соотнесите первых киевских князей и их дела:

1 За ограбление во время полюдья был убит древлянами

2 Установил уроки и погосты

3 Совершил первый победоносный поход на Царьград

4 Разгромил Хазарский каганат

5 Провел крещение Руси

А) Белое море – р. Северная Двина – р. Сухона – Волга – Дон – Азовское море – Черное море;

Б) Балтийское море – р.Нева – Ладожское озеро – р.Волхов – оз. Ильмень –р. Ловать – Днепр – Черное море;

В) Балтийское море –р.Западная Двина- Днепр – Черное море;

Г) Балтийское море – р.Неман –р.Припять – р.Днепр – Черное море;

3. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:

а) многобожиеб) троебожие в) единобожие

4. Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:

а) Святослав б) Владимир в) Олег

5. Что относится к жанру героического эпоса?

а) летописи б) сказки в) пословицы и поговорки г) былины

1. Беседа с классом

Когда русским государством управлял князь Владимир? (980-1015 гг)

Какие задачи стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)




2. Индивидуальный опрос:

Рассказать какими способами князю Владимиру и насколько успешно удалось решить эти задачи.

- Каковы были причины принятия Русью христианства?

- Какое значение имело принятие Русью христианства?

Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?

(расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины)

Чем Владимир отличался от них? (первый князь принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен)

5. Изучение нового материала.

1. Борьба за власть сыновей Владимира – вторая усобица на Руси.

2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

3. Управление государством при Ярославе Мудром

4. Внешняя политика Ярослава Мудрого

- Судя по плану, какое историческое лицо будет главным героем нашего исследования на уроке?

- Законным ли на ваш взгляд способом приобрел власть в Киеве князь Владимир?

Похожая ситуация определила приход к власти князя Ярослава.

Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.) Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный). В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка. (дружина + печенеги)

1016 г. – трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч) разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю – польскому королю) Ярослав становится во главе Киева.

1018 г.- Святополк при помощи польского короля возвращает престол.

1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами – Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.

1019-1036 гг. - период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тму-тараканского).

С 1036 г. – Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси

6. Самостоятельная работа. § 6, стр.45-46. + опережающее индивидуальное задание по п.3 плана.

Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого?

7. Проверка самостоятельной работы.

- Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета Древнерусского государства?

10. Записать домашнее задание на доску.

При составлении план-конспекта урока истории в перечень этапов, рассматриваемых в ходе урока, обычно входят следующие:

  • организационный этап,
  • этап проверки домашнего задания,
  • этап контроля и всесторонней проверки знаний,
  • этап подготовки к усвоению нового материала,
  • этап усвоения новых знаний,
  • этап закрепления новых знаний,
  • этап первичной проверки понимания нового материала,
  • этап повторения пройденного материала,
  • этап обобщения и систематизации новых знаний,
  • этап информации о домашнем задании.

В каждом этапе, описанном в план-конспекте урока истории, могут быть выделены учебные моменты, например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация (или повторение) нового материала, демонстрация опытов, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа детей с чертежами и рисунками, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом по учебникам и пр.

В конце план-конспекта урока истории должна стоять подпись учителя. Без этого неясно, кто по этому план-конспекту урока истории работает, кто несет ответственность за написанное.

План-конспект урока истории 6 класс

Тема урока истории: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Цели и задачи урока истории:

  1. Рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.
  2. Продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.
  3. Воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.


Основные понятия: наместник – глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)

Посадник – назначенный или выборный глава местной власти (как правило, вгородах)

Усобицы – княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол; Правда Ярослава – первый писанный свод законов на Руси.

Важнейшие даты: 1019-1054 гг. – правление Ярослава Мудрого;

1036 г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;

1030 г. – основание города Юрьева;

1041 г – союзный договор с Польшей;

1043 г. – неудачный поход на Византию;

1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.

Ход урока истории:

1. работа с Документом на стр. 42-43 (4 учащихся)

3. Решить тестовые задания.

1. Соотнесите первых киевских князей и их дела:

1 За ограбление во время полюдья был убит древлянами

2 Установил уроки и погосты

3 Совершил первый победоносный поход на Царьград

4 Разгромил Хазарский каганат

5 Провел крещение Руси

А) Белое море – р. Северная Двина – р. Сухона – Волга – Дон – Азовское море – Черное море;

Б) Балтийское море – р.Нева – Ладожское озеро – р.Волхов – оз. Ильмень –р. Ловать – Днепр – Черное море;

В) Балтийское море –р.Западная Двина- Днепр – Черное море;

Г) Балтийское море – р.Неман –р.Припять – р.Днепр – Черное море;

3. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:

а) многобожиеб) троебожие в) единобожие

4. Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:

а) Святослав б) Владимир в) Олег

5. Что относится к жанру героического эпоса?

а) летописи б) сказки в) пословицы и поговорки г) былины

1. Беседа с классом

Когда русским государством управлял князь Владимир? (980-1015 гг)

Какие задачи стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)

2. Индивидуальный опрос:

Рассказать какими способами князю Владимиру и насколько успешно удалось решить эти задачи.

- Каковы были причины принятия Русью христианства?

- Какое значение имело принятие Русью христианства?

Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?

(расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины)

Чем Владимир отличался от них? (первый князь принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен)

5. Изучение нового материала.

1. Борьба за власть сыновей Владимира – вторая усобица на Руси.

2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

3. Управление государством при Ярославе Мудром

4. Внешняя политика Ярослава Мудрого

- Судя по плану, какое историческое лицо будет главным героем нашего исследования на уроке?

- Законным ли на ваш взгляд способом приобрел власть в Киеве князь Владимир?

Похожая ситуация определила приход к власти князя Ярослава.

Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.) Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный). В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка. (дружина + печенеги)

1016 г. – трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч) разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю – польскому королю) Ярослав становится во главе Киева.

1018 г.- Святополк при помощи польского короля возвращает престол.

1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами – Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.

1019-1036 гг. - период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тму-тараканского).

С 1036 г. – Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси

6. Самостоятельная работа. § 6, стр.45-46. + опережающее индивидуальное задание по п.3 плана.

Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого?

7. Проверка самостоятельной работы.

- Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета Древнерусского государства?

В настоящее время история является одним из наиболее важных школьных предметов. Именно знание истории и уважение к ней делает человека интеллигентным гражданином и истинным патриотом своей страны.

Исходя из этого, подчеркну, что преподавание истории в школе должно быть качественным и актуальным.

Проблема адекватности формирования задач и цели урока очень актуальна в рамках современной методике преподавания. Формулирования задач урока теоретически еще мало разработано и вызывает затруднения не только у практикантов, но и у учителей. Поэтому, составляя план-конспект для проведения урока истории, необходимо помнить, что основная задача системы уроков в современной школе состоит в подготовке всесторонне развитого человека.

Важно помнить, что план-конспект должен включать в себя краткий план урока истории. Самой распространенным видом оформления плана урока в рамках плана-конспекта является таблица.

На рисунке представлен образец таблицы плана урока.

план-конспект урока истории

Необходимо помнить, что ход урока - основная часть план-конспекта, в которой в развернутом виде излагается последовательность действий по проведению урока истории. Помимо этого укажите в план-конспекте те материалы, которые Вы планируете использовать на уроке истории, включая учебники, задачники, сборники тестов, различную дополнительную литературу по экспериментальным заданиям, демонстрационным и лабораторным работам. Этот раздел план-конспекта, по усмотрению педагога, может быть представлен в виде таблицы.

Для того чтобы история была интересна учащимся необходимо составлять краткие или развернутые план-конспекты уроков. Это поможет четко и вдумчиво излагать учебный материал, проверять качество знаний школьников и воспитывать уважение к событиям истории.

При разработке конспекта урока учитывается тот факт, что эффективность любого урока истории зависит от правильности постановки его задач. При постановке задач в план-конспекте следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав учащихся, их подготовленность, условия места занятия.

Образец таблицы хода урока

план-конспект урока истории

План-конспект урока по истории обычно включает следующие этапы:

  • организационный этап,
  • этап проверки домашнего задания,
  • этап контроля и всесторонней проверки знаний,
  • этап подготовки к усвоению нового материала,
  • этап усвоения новых знаний,
  • этап закрепления новых знаний,
  • этап первичной проверки понимания нового материала,
  • этап повторения пройденного материала,
  • этап обобщения и систематизации новых знаний,
  • этап информации о домашнем задании.

В каждом этапе могут быть выделены учебные моменты, например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация (или повторение) нового материала, демонстрация опытов, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа детей с чертежами и рисунками, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом по учебникам и пр.

В конце план-конспекта должна стоять подпись учителя. Без этого неясно, кто по этому план-конспекту работает, кто несет ответственность за написанное.

План-конспект урока истории 6 класс

Тема урока истории: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Цели и задачи урока истории:

  1. Рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.
  2. Продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.
  3. Воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.

Оборудование: карта "Древнерусское государство в IX-XI вв", картина А.М.Васнецова "Вече", тесты.

план-конспект урока истории

Основные понятия: наместник - глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)

Посадник - назначенный или выборный глава местной власти (как правило, вгородах)

Усобицы - княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол; Правда Ярослава - первый писанный свод законов на Руси.

Важнейшие даты: 1019-1054 гг. - правление Ярослава Мудрого;

1036 г. - разгром Ярославом печенегов под Киевом;

1030 г. - основание города Юрьева;

1041 г - союзный договор с Польшей;

1043 г. - неудачный поход на Византию;

1046 - договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.

Ход урока истории:

Повторение темы "Владимир Святославич. Принятие христианства"

1. работа с Документом на стр. 42-43 (4 учащихся)

2. составить схему "Русская православная церковь" (на доске):

3. Решить тестовые задания.

1. Соотнесите первых киевских князей и их дела:

1 За ограбление во время полюдья был убит древлянами

2 Установил уроки и погосты

3 Совершил первый победоносный поход на Царьград

4 Разгромил Хазарский каганат

5 Провел крещение Руси

2. Укажите маршрут торгового пути "из варяг в греки":

А) Белое море - р. Северная Двина - р. Сухона - Волга - Дон - Азовское море - Черное море;

Б) Балтийское море - р.Нева - Ладожское озеро - р.Волхов - оз. Ильмень -р. Ловать - Днепр - Черное море;

В) Балтийское море -р.Западная Двина- Днепр - Черное море;

Г) Балтийское море - р.Неман -р.Припять - р.Днепр - Черное море;

3. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:

а) многобожиеб) троебожие в) единобожие

4. Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:

а) Святослав б) Владимир в) Олег

5. Что относится к жанру героического эпоса?

а) летописи б) сказки в) пословицы и поговорки г) былины

1. Беседа с классом

Когда русским государством управлял князь Владимир? (980-1015 гг)

Какие задачи стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)

2. Индивидуальный опрос:

Рассказать какими способами князю Владимиру и насколько успешно удалось решить эти задачи.

- Каковы были причины принятия Русью христианства?

- Какое значение имело принятие Русью христианства?

3. Проверка правильности выполнения схемы "Русская православная церковь"

Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?

(расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины)

Чем Владимир отличался от них? (первый князь принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен)

5. Изучение нового материала.

1. Борьба за власть сыновей Владимира - вторая усобица на Руси.

2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

3. Управление государством при Ярославе Мудром

4. Внешняя политика Ярослава Мудрого

- Судя по плану, какое историческое лицо будет главным героем нашего исследования на уроке?

- Законным ли на ваш взгляд способом приобрел власть в Киеве князь Владимир?

Похожая ситуация определила приход к власти князя Ярослава.

Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.) Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный). В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка. (дружина + печенеги)

1016 г. - трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч) разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю - польскому королю) Ярослав становится во главе Киева.

1018 г.- Святополк при помощи польского короля возвращает престол.

1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами - Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.

1019-1036 гг. - период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тму-тараканьского).

С 1036 г. - Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси

6. Самостоятельная работа. § 6, стр.45-46. + опережающее индивидуальное задание по п.3 плана.

Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого?

7. Проверка самостоятельной работы.

8. Рассказ учителя на тему: "Цели внешней политики Руси"

- Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета Древнерусского государства?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План урока истории

Дата________________

Тема: __________________________________________________________________________________________

Цель урока: обеспечить усвоение знаний_____________________________________________________ установить и рассмотреть историческую хронологию проследить ход исторических событий__________________________________________________________________________________

- обеспечить усвоение и закрепление исторических понятий, событий, исторических личностей.

-создать условия для формирования умений работать в (парах, группах, осуществлять взаимоконтроль)

-развивать навыки работы с ЭОР(электронный образовательный ресурс)

-формировать историческую грамотность

-воспитывать чувства ответственности в работе, уверенности в себе, самостоятельность, навыки контроля термины и понятия: _____________________________________________________________________________

Планируемые результаты:

Обучающая(познавательная сфера)

-знать содержание терминов и понятий, обосновывать историческое событие, хронологию

-классифицировать и обобщать, объяснять связь событий, запоминать и определять термины

-расширить кругозор, найти главное, оспорить заголовок, отсортировать информацию

Развивающая ( Системно-деятельностная)

-целеполагания, включая постановку новых целей

-планирование пути достижения целей

-самостоятельно контролировать свое время , управлять им

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять способы взаимодействия, планировать общие способы работы

Воспитывающая ( Личностная)

-познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

-стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий

--понимание значимости знаний, истории жизни людей, происходившие события

-осознание необходимости знать историю Родины, воспитание патриотизма

Тип урока:________________________________________________________________________________

Этапы урока

деятельность

деятельность

обучающихся

орг.момент (проверка готовности, приветствие обучающихся,отметка отсутствующих)

актуализация внимания обучающихся

( цель работы на уроке)

Домашнее задание (объяснение Д/з)

Слушают и записывают

Инклюзивное обучение (д/з) с объяснением

проверка дом.задания (исторический диктант, тест, фронт. опрос,перессказ, работа с учебником д/и)___________________________________________________________

Физминутка

Закрепление: форма работы: (исторический диктант, тест, фронт. опрос,перессказ, работа с учебником д/и)___________________________________

Подведение итогов урока оценивание

Дата________________

Тема: _______________________________________________________________________

Обучающая_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развивающая_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитывающая____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип урока:________________________________________________________________________________

Этапы урока

деятельность

деятельность

обучающихся

актуализация внимания обучающихся

( цель работы на уроке)

Слушают и записывают

Подведение итогов урока

Мнение по поводу урока

Дата____________

Тема: _______________________________________________________________________

Обучающая_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развивающая_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитывающая____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип урока:________________________________________________________________________________

проверка готовности учащихся к уроку

актуализация внимания обучающихся

Подведение итогов урока

Мнение по поводу урока

Дата________________

Тема:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обучающая:____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

Развивающая:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитательная:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Формы:_________________________________________________________________________________

Методы:________________________________________________________________________________

Тип урока:______________________________________________________________________________

Оборудование:__________________________________________________________________________

I .Организационный момент. Приветствие учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку.

III . Проверка домашнего задания_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV . Введение нового учебного материала______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

V .Физминутка:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VI .Закрепление__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VII .Итоги урока, оценки, рефлексия______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VIII .Домашнее задания_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План урока истории

Дата:_____________

Тема: ________________________________________________________________________________

Цель урока: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

термины и понятия:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Планируемые результаты:

Обучающие(познавательная сфера)

Ученик будет: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развивающие ( системно-деятельностная сфера)

Будет уметь: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитывающие ( личностная сфера)

Тип урока: ______________________________________________________________________________________

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проверка готовности, приветствие обучающихся,отметка отсутствующих

готовность к уроку,проверяют наличие принадлежностей к уроку.

Актуализация

внимания обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная: формирование мировоззренческой позиции учащихся ; содействие воспитанию нравственных качеств учащихся; содействие воспитанию патриотизма и гражданственности; активная жизненная позиция с учетом этических норм при оценке событий прошлого.

способствовать формированию знаний о ВОВ, героизме и мужестве русского народа;

воспитание чувства патриотизма и преданности своей Родине;

развивать интерес к настоящему и будущему своей страны, формирование исторической памяти, а также развивать умение анализировать и делать выводы в процессе обучения.

формирование у учащихся целостного представления о Великой Отечественной войне.

Оборудование: учебник, карта, ноутбук, презентация, оформление доски,

Методы обучения: словесный, иллюстративно-наглядный, проблемно-поисковый, работа в группах.

Литература: Учебник по Истории России С.В. Перевезенцев и Т.В. Перевезенцев

Практическая работа учащихся

Организационная часть

Учитель приветствует учеников, ученики также здороваются с педагогом.

Слова учителя.

Сегодня мы изучаем очень важную и страшную страницу истории нашей Родины – это Вов. Эта война вошла в каждый дом, в каждую советскую семью. У каждого из нас есть прабабушки, прадедушки, который воевали на этой войне. Каждый из них сделал свой весомый вклад в общую победу: кто на фронте, а кто в тылу. Наверняка вы уже что то слышали о Вов от своих родственников, но сегодня мы попытаемся более подробно разобраться в этом вопросе. (Слайд 1).

Вопрос: Что обозначает термин война? (Слайд 2)

Ответ детей:

это борьба народов за что – то

это голод, кровь, смерть близких людей, бомбежки

это боль, страдания людей и слезы детей

Что обозначает термин Великая Отечественная война?

Ответ детей:

Это война СССР с Германией

Это борьба советского народа против фашизма

Это испытание русских людей на стойкость

Это проявление героизма людей

Слова учителя.

22 июня 1941г. фашистская Германия вероломно, без объявления войны, обрушилась всей мощью на советскую землю. На рассвете 22 июня тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики - так началась Великая Отечественная война советского народа. Она продолжалась 1418 дней и ночей – почти 4 героических и трагических года. Голосом победы стал голос нашего земляка Юрия Борисовича Левитана. Именно Левитан сообщал всю информацию о ходе сражений, поступающую круглосуточно от советского информационного бюро. В течение долгих пяти лет он работал фактически без отдыха – с ним просыпались и засыпали жители Советского Союза. В голос Юрия Борисовича вслушивались солдаты на фронте, работники тыла и эвакуированные люди, люди в оккупированных городах. В 1945 году именно Левитан сообщил о долгожданной победе над врагом. (Слайд 3)

Слова учителя. (Слайд 4)

Ответы учеников:

Гитлер хотел захватить Ленинград и города Прибалтики

Он планировал завладеть Москвой, потому что это столица СССР

Гитлер шел в трех направлениях: на север, на юг и в центр.

Слова учителя.

Сталинское руководство игнорировало неоднократные предупреждения разведчиков о готовившемся вторжении германских войск и начале войны против СССР.

В 1941 году Сталин направил Гитлеру конфиденциальное письмо, где поставил вопрос о военных приготовлениях Германии вблизи советских границ. В ответ Гитлер заверил Сталина честью рейхсканцлера, что его страна не готовит нападения на СССР.

Далее преподаватель рассказывает об основных сражениях 1941-1945 гг. (Слайд 5)

1. Московская битва (1941 - 1942 гг.)

Генеральное наступление немецких войск началось 30 сентября 1941 года, и к 7 октября им удалось окружить четыре советские армии западнее Вязьмы и две – южнее Брянска. Путь на Москву, как полагало немецкое командование, был открыт. Но планам фашистов не суждено было сбыться. Окруженные советские армии в течение двух недель в упорных боях сковывали около 20 немецких дивизий. В это время спешно укреплялась Можайская линия обороны, срочно подтягивались резервные войска. С Ленинградского фронта был отозван Георгий Жуков, который 10 октября вступил в командование Западным фронтом.

Несмотря на большие потери, немцы продолжали рваться к Москве. Они захватили Калинин, Можайск, Малоярославец. В середине октября началась эвакуация из Москвы правительственных учреждений, дипломатического корпуса, промышленных предприятий, населения. Спешка при проведении эвакуации породила неразбериху и панику. По Москве поползли слухи о планируемой сдаче города немцам. Это вынудило Государственный комитет обороны ввести в Москве с 20 октября осадное положение.

К началу ноября защитникам города удалось остановить наступление врага, а 5 декабря советские войска, отразив еще ряд атак, перешли в наступление. На полях Подмосковья Германия потерпела первое крупное поражение во Второй мировой войне, был развеян миф о непобедимости ее армии. Немцы потеряли в общей сложности более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тысяч машин и много другой техники.

2. Сталинградская битва (1942 - 1943 гг.)

Овладение Сталинградом было очень важным для Гитлера по нескольким причинам. Это был крупный индустриальный город на берегу Волги, по которой и вдоль которой пролегали стратегически важные транспортные маршруты, соединявшие Центр России с Южными регионами СССР. Захват Сталинграда позволил бы гитлеровцам перерезать жизненно необходимые для СССР водные и сухопутные коммуникации, надежно прикрыть левый фланг наступающих на Кавказ немецких войск и создать серьезные проблемы со снабжением противостоявшим им частям Красной Армии. Наконец, сам факт, что город носил имя Сталина – идеологического врага Гитлера, – делал захват города выигрышным идеологическим и пропагандистским ходом.

Однако защитникам Сталинграда удалось не только отстоять свой город, но и окружить, а затем и уничтожить армию врага вместе со спешащими ей на помощь соединениями.

Только с 10 января по 2 февраля 1943 года было взято в плен свыше 91 тысячи человек, в том числе две с половиной тысячи офицеров и 24 генерала. Всего за время Сталинградской битвы противник потерял убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около полутора миллиона человек – четвертую часть своих сил, действовавших на советско-германском фронте.

Победа советских войск в Сталинградской битве имела огромное политическое и международное значение, она оказала значительное влияние на развитие Движения Сопротивления на территории европейских государств, оккупированных фашистскими захватчиками. В результате битвы советские вооруженные силы вырвали у противника стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны.

3. Курская битва (1943 г.)

Успехи, достигнутые под Сталинградом, были закреплены летом того же года.

5 июля 1943 года немецкие ударные группировки по плану операции начали наступление на Курск из районов Орла и Белгорода, а 12 июля в районе железнодорожной станции Прохоровка в 56 километрах к северу от Белгорода произошло самое крупное встречное танковое сражение Второй мировой войны. С обеих сторон в сражении принимали участие до 1200 танков и самоходных установок. Ожесточенное сражение длилось весь день, к вечеру танковые экипажи вместе с пехотой дрались врукопашную.

Несмотря на массовость наступления, советским войскам удалось остановить продвижение врага вглубь Курского выступа, а всего сутки спустя войсками Брянского, Центрального и Западного фронтов было организовано контрнаступление. К 18 июля советская армия полностью ликвидировала клин противника на Курском направлении, чуть позже в сражение были введены войска Степного фронта, которые начали преследование отступавшего противника.

Развивая наступление, советские сухопутные войска, поддержанные с воздуха ударами сил двух воздушных армий, а также авиацией дальнего действия, отбросили противника на запад, освободили Орел, Белгород и Харьков.

По данным советских источников, вермахт потерял в Курской битве свыше 500 тысяч солдат и офицеров, 1,5 тысячи танков, более 3,7 тысячи самолетов, три тысячи орудий. Потери советских войск были еще страшней. 863 тысячи человек не вернулись из боя, а бронетанковый парк оскудел на шесть тысяч машин.

Однако демографические ресурсы СССР были куда выше немецких, поэтому Курская битва более тяжело обошлась именно захватчикам. Соотношение сил на фронте резко изменилось в пользу Красной Армии, что обеспечило ей благоприятные условия для развертывания общего стратегического наступления. Весь мир осознал, что поражение фашистской Германии – это вопрос времени.

4. Берлинская операция (1945 г.)

Одна из последних стратегических операций советских войск на европейском театре военных действий, в ходе которой Красная Армия заняла столицу Германии и победно завершила Великую Отечественную войну и Вторую мировую войну в Европе. Операция продолжалась 23 дня – с 16 апреля по 8 мая 1945 года, в течение которых советские войска продвинулись на запад на расстояние от 100 до 220 км.

На завершающем этапе Великой Отечественной войны у мирового сообщества уже не было сомнений, что антигитлеровская коалиция одержит победу в затянувшейся войне. Однако руководство Германии до последнего надеялось смягчить последствия войны. В частности, немцы хотели заключить сепаратный мир с Великобританией и США, а затем, оставшись с Советским Союзом один на один, постепенно восстановить стратегическое равенство.

Потому от советского командования потребовались быстрые и смелые решения, направленные на скорейшее завершение войны. Необходимо было подготовить и провести операцию по разгрому группировки немецких войск на берлинском направлении, захвату Берлина и выходу к реке Эльба на соединение с войсками союзников. Успешное выполнение этой стратегической задачи позволяло сорвать планы гитлеровского руководства.

Для проведения операции привлекались войска трех фронтов: 2-го Белорусского под руководством маршала Рокоссовского, 1-го Белорусского (маршал Г. К. Жуков) и 1-го Украинского (маршал И. С. Конев). Всего в составе наступавших войск было до 2,5 млн солдат и офицеров, 41 600 орудий и минометов, 6250 танков и самоходных артиллерийских установок, 7500 самолетов, а также часть сил Балтийского флота и Днепровской военной флотилии.

По характеру выполняемых задач и результатам Берлинская операция делилась на три этапа. Сначала был прорван одерско-нейсенский рубеж обороны противника, затем войска противника были окружены и расчленены.

30 апреля 1945 в 21:30 части 150-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора В. М. Шатилова и 171-й стрелковой дивизии под командованием полковника А. И. Негоды штурмом овладели основной частью здания Рейхстага. Оставшиеся гитлеровские части оказывали упорное сопротивление. Драться приходилось за каждое помещение. Ранним утром 1 мая над Рейхстагом был поднят штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии, однако бой за Рейхстаг продолжался еще весь день, и только в ночь на 2 мая гарнизон Рейхстага капитулировал.

В ночь с 8 на 9 мая 1945 года был подписан акт о капитуляции Германии. Так Великая Отечественная война подошла к концу. (Слайд 6)

Рассказ учителя о подвигах детей во время войны. (Слайд 7,8)

На слайде 9 преподаватель демонстрирует плакаты военных лет и объясняет их назначение.

Далее учитель говорит о поэзии, которая отразила нелегкие военные годы.

Практическая часть

На слайде 10 демонстрирует пример (возможно, прочтение стихов на тему войны. По - желанию учеников)

Далее учитель предлагает ученикам посмотреть на слайд 11 и из своего личного опыта попытаться соединить кадры из фильмов и их названия.

Указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок. Прочитать параграф 7, ответить на вопросы после параграфа письменно.

Завершение урока(Слайд 12)

Учитель, дав задание ученикам, завершает урок.

Список используемой литературы:

1. Бобылев, П.Н. Великая Отечественная война: Вопросы и ответы / П.Н. Бобылев, С.В. Липицкий, М.Е. Монин, и др.. - М.: Политиздат, 2011. - 430 c.

2. Бурляй, А.А. Великая отечественная война Советского Союза. Краткая история / ред. М.М. Минасян, А.А. Бурляй, Н.В. Крестникова, и др.. - М.: Воениздат; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. - 632 c.

3. Быков, Василь Владимирович Великая Отечественная война в русской литературе / Быков Василь Владимирович. - М.: АСТ, 2012. - 395 c.

4. Важнейшие операции великой отечественной войны 1941-1945 гг. / ред. П.А. Жилин. - М.: Воениздат, 2016. - 624 c.

5. Великая Отечественная Война Советского Союза. - М.: Воениздат, 2002. - 617 c.

6. Великая Отечественная Война. 1941-1945. В 4 книгах. Книга 3. Освобождение. - М.: Наука, 2009. - 560 c.

7. Великая Отечественная Война. 1941-1945. Словарь-справочник. - М.: Издательство политической литературы, 2013. - 528 c.

История - это один из базовых предметов в школе. Тщательное ее изучение гарантирует отличное понимание учениками политической. экономической и общественной обстановки, в которой они живут. Однако для учителей именно этот пункт и является очень сложным. Ведь для того, чтобы дети лучше понимали историю, урок нужно должным образом составить, структурировать и разработать.

Как составить урок по истории

  • Как составить урок по истории
  • Как составить поурочный план
  • Как провести интересный урок по истории

Для начала составьте план-конспект вашего занятия. Он должен включать в себя краткое содержание темы, опираться на результаты предыдущего занятия и учитывать степень подготовленности аудитории. Не забудьте также определить для конспекта и то, насколько сложна данная тема для восприятия. Возможно какому-то событию необходимо уделить больше внимания и рассказывать, а также изучать его в течение нескольких уроков. Также опишите в вашем плане и место проведения занятия. Возможно, это будет не просто лекция в классе, а какой-либо поход в музей или исторические усадьбы.

Для своего удобства вы можете каждый пункт дополнить подробными комментариями. Например, необходимо сделать то-то и то-то для активизации умственной деятельности учащихся или для того, чтобы у детей было больше мотивации получать новые знания. Если предполагается проведение опытов или каких-то театрализованных действий (например, разыгрывание исторических сценок), то это тоже нужно отметить в плане урока.

Также подробно распишите в своем плане-конспекте, какие учебники и методические пособия вы хотите использовать для вашего урока. Оформляйте их, как и положено прописывать список литературы. Это поможет вам лично систематизировать свою работу и облегчить себе труд.

Конечно же учитывайте и современные требования к проведению урока. Занятие должно быть эмоциональным и воспитывать потребность в знаниях. Четко соблюдайте темпоритм урока - так будет удобно и интересно и самим ученикам, и непосредственно учителю. Контакт, контакт и еще раз контакт - вот то, чего вы должны достичь со своими учениками. Создавайте на уроке дружественную и теплую атмосферу. Доказано: в такой обстановке дети лучше усваивают материал. Не забывайте, что большую часть урока все-таки должны работать ученики, а не учитель. При этом задача педагога - правильно организовать данный момент.

Ну и не забудьте в конце своего плана-конспекта поставить подпись. Потому что только так будет понятно, чье это авторство, и кто несет за него ответственность.

Читайте также: