Как составить план урока по географии

Обновлено: 02.07.2024

предмет География — комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли. Основные объекты изучения: геосфера (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…). Настоящий сайт содержит теоретические материалы по географии, рассмотренные на протяжении курса средней школы. Некоторые материалы выходят за рамки школьных учебников и обеспечивают полную картину современной географической информации. Предназначено для подготовки к школьным урокам, а также также для подготовки к ГИА по географии.

  1. А.П.Олейник — Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы по географии. — М.: 2014. — СПб.: Тригон,2007. : АСТ, Астрель; Москва; 2010. — М.:Эксмо, 2016.
  2. Комплект таблиц. Предмет География. — М.: Спектр. — Москва: Издательство ACT, 2019.

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).
Вы смотрели страницу предмет География.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Планы – конспекты уроков

по географии

Учитель географии: Носкова О.А.

Аттестация: внутренний этап.

Тема: Состав и значение агропромышленного комплекса (АПК).

Цели: Образовательная: формирование у учащихся представлений и знаний о АПК страны – его сущности, особенностях, составе.

Развивающая: развивать аналитические навыки, умение находить необходимую географическую информацию, пользуясь различными источниками знаний.

Воспитательная: воспитывать настойчивость в овладении знаниями, трудолюбие, коммуникабельность.

Задачи: 1) Организационно-мотивационная деятельность – актуализация опыта учащихся;

2) формирование у школьников умения работать с различными источниками географической информации;

3) работа со словарем новых терминов и понятий;

4) изучение нового материала с параллельной поэтапной проверкой понимания изученного (виде групповой работы);

5) повторение и обобщение знаний и умений по пройденной теме.

Формы проведения урока: рассказ учителя об агропромышленном комплексе России, Удмуртии и своего хозяйства; самостоятельная работа с текстом учебника, парная работа.

Термины и понятия: Агропромышленный комплекс (АПК); мелиорация; агроклиматические ресурсы; сельскохозяйственные угодья.

Предлагает определить готовность к уроку, создает положительный настрой на урок.

Проверяют оформление рабочего места, определяют готовность к уроку.

Называет тему урока и предлагает ученикам определить для себя цели урока: 1. Знать 2. Уметь 3. Научиться

Записывают тему урока в тетради.

Атуализация ранее изученного материала

Опрос домашнего задания по вопросам на с.130

Отвечают на вопросы, дополняют друг друга, формулируют вывод.

Изучение и применение нового материала

Разъясняет условия и последовательность работы учащихся на уроке.

Записывают в тетради новые термины и понятия.

Парная работа. Предлагает обсудить новые термины и понятия.

С помощью словаря в конце учебника и записям в тетради обсуждают новые сведения полученные на уроке, осознают и осмысливают полученные знания.

Предлагает проанализировать таблицу в учебнике на с.133

Анализируют статистический материал и делают вывод по ней, записывая в тетрадь основные мысли.

Информация о домашнем задании

Информирует о домашнем задании: 1) повторить новые термины и понятия; 2) ответить на вопросы с.135, №28

Записывают домашнее задание в дневники, выполняют его дома.

Подведение итогов урока. Предлагает тесты и задания для проверки усвоения новых знаний. Отвечают на тесты

Тесты и задания для проверки.

Основным звеном АПК является…

в) сельское хозяйство

Мероприятия, целью которых является повышение качества почвы (плодородия), называются…

К первому звену АПК относятся…

а) производство удобрений

б) пищевая промышленность

Основная часть картофеля (90%) в стране выращивается на…

а) фермерских хозяйствах

в) личных подсобных хозяйствах

Важнейшей зерновой культурой России является…

Полеводство занимается возделыванием…

б) зерновых культур

в) технических культур

Доля сельскохозяйственных угодий наибольшая…

а) в лесной зоне

б) в лесостепной

Природные зоны Специализация сельского хозяйства

1. тундра а) рожь, ячмень, лен

2. лесная зона б)оленеводство

3. лесостепи и степи в) овцеводство

4. полупустыни г) пшеница, кукуруза, сахарная свекла

Общая характеристика урока

Структура урока оправдала себя на практике.

Информативность урока для данного класса достаточна.

Удалось реализовать дидактические принципы доступности, научности, проблемности и индивидуального подхода к учащимся.

Материально-техническое обеспечение для данного класса достаточное.

Время было спланировано достаточно правильно.

Учитель на уроке

На начало урока был создан благоприятный психологический фон.

Речь была достаточно грамотной, логичной.

На уроке была атмосфера сотрудничества.

Удалось успешно организовать самостоятельную работу школьников.

Эффективно были использованы в работе наглядные пособия: географические карты, атласы, справочники. Необходимо приобрести еще мультимедийные средства.

Вначале урока учащиеся отвечали на вопросы успешно. Контроль качества усвоения нового материала в конце урока тестовые задания.

В течении всего урока уделялось внимание развитию речевой культуры учащихся. Выговаривали вслух, записывали в тетради новые термины и понятия (сельскохозяйственные угодья, мелиорация и т. д.)

Урок обеспечил формирование обобщенных знаний, развитие навыков самообразования, навыков социализации (коммуникативной культуры, толерантности и т. д.).

Цель урока была достигнута.

На уроке реализовывались межпредметные связи география-биология-химия.

Удалось гармонически сочетать на уроке словесные, наглядные и практические методы преподавания.

Занятие обеспечивало адекватность методов возрастным особенностям детей.

Задача организации работы школьников с учебником и географической картой на данном уроке реализована.

Думаю достаточно. В конечном итоге показала логическую взаимосвязь этапов, структурированность содержания и как следствие – личностный рост учащихся.

Применяла разнообразные формы деятельности: работа с картой, таблицами – зрительная память, рассказ, беседа – слуховая память и т. д.

Оказывалась психологическая поддержка учащихся. Они радовали своими ответами, своей активностью на уроке.

Думаю достаточный уровень требовательности.

В начале урока опрос домашнего. Учащиеся устно отвечают на вопросы. В конце урока вопросы теста.

Домашнее задание к следующему уроку прочитать параграф 28 и ответить на вопросы; повторить термины и понятия.

Цель урока реальная, достижимая, мотивированная, созвучная жизненным интересам школьников.

Результаты познавательной деятельности учащихся на протяжении всего урока оценены объективной в целом можно считать успешной.

Технические средства обучения не применялись.

Поставленные задачи на данном уроке реализованы.

Цели и задачи:

- продолжить формирование умения выделять главное, классифицировать, сравнивать

- осуществлять нравственное воспитание: патриотизм, толерантность, умение работать в группах.

Форма работы: работа в группах, работа с картой.

Средства обучения: физическая карта Африки, политическая карта мира, учебник мультимедиа, черный ящик, плоды финиковой пальмы, кофе.

Организационный момент

Класс разбивается на две группы по 5 человек, выбираются капитаны групп, готовятся приветствия.

2.Проведение игры

Приветствие команд. Команды занимают места. Учитель объясняет правила игры: вопросы задаются группам по очереди. В каждой группе ученики отвечают по очереди. Если один член группы не справился с заданием, то другие участники могут помочь.

- Как бы ты оделся, если бы жил в пустыне?

- Назови озеро, меняющее свои очертания.

- На этом острове обитают полуобезьянки длиной 12 см.

- Из какой точки Африки видна наибольшая территория?

- Какое дерево любят слоны?

- На каком языке разговаривают жители Ливии?

- Где жарче: в Сахаре или пустыне Намиб?

- Какое озеро восточнее: Виктория или Танганьика?

- Что лежит восточнее: Алжирская Сахара или Ливийская пустыня?

- Какое озеро глубже: Виктория или Чад?

- Назовите путешественника, первым обогнувшего Африку.

- Как называется африканская длинноухая лиса?

- Тропическое дерево, плод которого похож на огурец или дыню.

- Крупное африканское животное, у которого острое обоняние и слух, но слабое зрение. Несмотря на массивность, быстро бегает.

- Почему зулусы стоят на одной ноге?

- Можно ли в Африке покататься на лыжах?

- Как относятся бегемоты и крокодилы друг к другу, почему?

- Почему Африка самый жаркий материк?

- Что нужно иметь туарегу, чтобы построить дом?

- Можно ли на супертанкере из Красного моря через Суэцкий канал добраться до Франции?

- Куда смотрят окна жителя Сахары?

- Что такое кимберлитовая трубка, что внутри нее?

- Кто такие африканеры, где они живут?

- Что такое невольничий берег? Где он находится?

- Откуда произошло название Африка?

Она хорошо знает историю Африки. Много читает, хорошо знает карту Африки. (учитель истории)

В этом ящике находится растение, родина, которого Эфиопское нагорье, но выращивают больше эту культуру в Южной Америке. Как называется это растение? (Кофе.)

- Она может за несколько часов уничтожить урожай. (Саранча)

- Не боится огня, а боится слона, его любят обезьяны. (Баобаб.)

- В начале 20 века на территории Африки было два свободных государства. Назовите их. (Либерия, Эфиопия.)


Цель: сформировать знания учащихся об особенностях областей Центрального района.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового.

Технологии: блочно-модульная, тестовая и компьютерная.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник, карты атласа, дидактическая карточка.

Планируемые результаты:

предметные: в ходе работы над новым материалом, учащиеся должны ознакомиться с областями Центрального района России, увидеть их особенности, выявить межпредметную связь (литература) и продолжить работу с географическими источниками информации;

метапредметные: развитие познавательного интереса, памяти, внимания, логического мышления, умения систематизировать материал;

личностные: у учащихся должны сформироваться чувства уважения и любви к своей Родине, её неповторимости и красоте; знание литературных мест в Центральном районе России.

личностные: у учащихся должны сформироваться чувства уважения и любви к своей Родине, её неповторимости и красоте; знание литературных мест в Центральном районе России.

І. Орг. момент

ІІ. Организация на восприятие нового.

Что знаете о Центральном экономическом районе?

Определение темы и целей урока. Получение карточек с заданиями (блок-модули).

ІІ. Изучение нового.

Работа по карточке блок-модулю.

Учебные элементы (УЭ): текстовые, картографические, табличные, словесные, цели, деятельность учителя.

Рекомендации для учащихся


УЭ – 1.

Цель: Познакомиться с составом (области) и подрайонами Центрального эконом. района.

1. Организация работы с текстом учебника и картами атласа.

- Какие субъекты федерации образуют Центральный эконом. район?

- В какие подрайоны их объединяют и почему?

2. Работа в тетрадях: тема урока и схема.

Центральный район = 12 обл. + 1 город ФЗ

Цель: познакомиться с особенностями развития Северо-Западного подрайона.

Организация работы с текстом учебника, таблицей и картами атласа.

- В чём особенность географ. положения этого подрайона?

- Почему этот подрайон специализируется на сельском хозяйстве? Какую сельскохозяйственную продукцию даёт этот подрайон?

- Какие отрасли промышленности развиваются в подрайоне?

- Чем интересны крупные города, расположенные здесь?

- Кто жил и творил в этом подрайоне?

Работа по картам атласа.

- Определить сельскохозяйственную и промышленную специализацию подрайона.

Работа в тетради. Заполнение сводной таблицы.

Подрайоны Центрального эконом. района и их особенности.

Цель: познакомиться с особенностями развития Северо-Восточного подрайона.

Организация работы с текстом учебника, таблицей и картами атласа.

- Что важное, интересное расположено именно здесь?

- Какие отрасли хозяйственной специализации здесь развиты и почему? Какую продукцию даёт стране этот подрайон?

- Чьи имена прославили этот уголок России?

Работа в тетради. Заполнение сводной таблицы.

Цель: познакомиться с особенностями развития Северо-Восточного подрайона.

Организация работы с текстом учебника, таблицей и картами атласа.

- Чем интересен этот подрайон?

2. Работа в тетради. Заполнение сводной таблицы (третья часть таблицы)

Цель: познакомиться с особенностями развития Южного подрайона.

Организация работы с текстом учебника, таблицей и картами атласа.

- Какие особенности этого подрайона указывают на его значимость не только для Центрального района, но и для страны?

Работа в тетради. Заполнение сводной таблицы.

УЭ – 6. Повторительно-обобщающий.

Цель: сравнить подрайоны Центрального эконом. района.

- Почему области, изученные на уроке, объединили в один экономический район?

- Оцените перспективы развития разных подрайонов Центрального района.

- Какие видные деятели науки, культуры и литературы жили и работали в Центральном районе?

УЭ – 7. Выходной контроль

Цель: проверить знания, полученные на уроке.

Выполнить задания с карточки (см. дидакт. карточку к уроку)

Работа с текстом учебника §39, картами атласа: отвечают на вопросы и работают в тетради.

Работа по учебнику, атласу, в тетради (заполнение первой части таблицы).

Работа по учебнику, атласу, в тетради (заполнение второй части таблицы).

Работа по учебнику, атласу, в тетради (заполнение четвёртой части таблицы).

Выполняют итоговое задание.

Приложение к уроку.

Карточка-задание к уроку

Центральный экономический район России.

1.Используя контур Центрального района России и карты атласа, ответить на вопросы.

Каким двум областям Центрального района России подходят указанные признаки?



Площадь – 485 тыс. км 2 .

Население – 32 млн. чел.

1.Общая граница с Белоруссией.

2. Общая граница с Псковской областью.

3. Общая граница с Курской областью.

4. Области включают Мещёрскую низменность.

5. Расположены крупнейшие города юга района.

6. расположены главные АЭС района.

7. Развита чёрная металлургия.

8. Крупнейшая химическая индустрия.

9. Крупнейшая текстильная индустрия.

10. Рыбинское водохранилище.

1. Соседствует с Северо-Западным экономическим районом.

2. Общая граница с Костромской областью.

3. Общая граница с Вологодской областью.

4. Протекает река Западная Двина.

5. Областные центры расположены на Волге.

6. Расположены главные ТЭС района.

7. Развита нефтепереработка.

8. Заводы синтетического каучука.

9. Производство стрелкового оружия.

Брянская обл. 6. Рязанская обл.

Владимирская обл. 7. Смоленская обл.

Ивановская обл. 8. Тверская обл.

Калужская обл. 9. Тульская обл.

Орловская обл. 0. Ярославская обл.

2.Определите субъект РФ в составе Центрального экономического района по описанию.

Запишите название области и дополните предложения, где пропущены слова.

2) Крупнейшая по численности населения область в стране. Известно ……… месторождение фосфоритов. В одном из городов области производят локомотивы, в другом – силосоуборочные комбайны и прицепные устройства. Область. _______________ .

3) Областной центр находится на реке …….. – крупнейшем правом притоке Волги. В нём развита нефтепереработка, нефтехимия, производят картофелеуборочные комбайны. В селе Константиново родился С.А.Есенин. Область ____________.

4) Пограничная область. В областном центре налажена огранка алмазов, сохранился крупнейший в России каменный кремль, построенный знаменитым русским зодчим ……… .

В селе Мильково родился великий географ и почвовед В.В.Докучаев. Область ________ .

5) Здесь родились писатели И.С.Тургенев, Н.С.Лесков, Л.Н.Андреев, поэт А.А.Фет, берёт начало река Ока, на которой расположен областной центр. В области развито племенное коневодство и была выведена знаменитая порода лошадей - ……… . Область ___________ .

6) Областной центр – город оружейников, самоваров и пряников. В Ясной Поляне находится музей-заповедник знаменитого русского писателя …….. . По территории области в прошлом проходил оборонительный рубеж Российского государства. Область _________ .

7) В области расположено третье по площади водохранилище в стране. В областном центре Ф.Г.Волковым был основан первый русский общедоступный профессиональный театр. Областной центр, который находится на реке ….. , известен ещё и тем, что здесь впервые в мире стали производить синтетический каучук. Область _____________.

8) Это главный город России, один из крупнейших городов мира. __________ .

10) В областном центре, расположенном на реке Клязьма, сохранились древнейшие памятники архитектуры нашей страны. Во многих городах области есть предприятия ВПК. Здесь производят тракторы, мотоциклы, экскаваторы, маневровые тепловозы. Город ……. знаменит на всю страну своим хрусталём. Область _____________ .

12) Граничит с двумя славянскими государствами. Главная река области - ……… ; сохранился крупный лесной массив. В Великую Отечественную войну в этих лесах находился центр партизанского движения. Область сильно пострадала от Чернобыльской аварии.

13) Это самая большая по площади в Центральном районе область. Здесь выращивают больше всего льна и производят льноуборочные комбайны. В области берёт своё начало река …. и находится множество озёр, включая оз.Селигер. Область _____________ .

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Сформировать знания о физико-географическом положении (ФГП) страны, о его влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

2. Продолжать формировать умения выполнять практические задания по географическим картам и контурным картам России.

3. Сформировать знания о границах РФ.

Планируемые результаты:

А) предметные –формирование знаний о географическом положении России и его влияние на природу и хозяйственную деятельность населения страны.

Б) метапредметные –формирование компетенции в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах.

Создать условия для развития универсальных учебных действий:

А) Личностных – осознать, что географическое положение страны- одна из важных особенностей ее развития.

Б) Познавательных - поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.

В) Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых изменений в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.

Г) Коммуникативных- умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему

Формирование УУД.

Тип урока: комбинированный

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний:

Фронтальный устный опрос- учитель не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам:

- Что изучает физическая география России?

- Назовите два пути изучения природы России?

- При помощи каких источников можно добыть необходимую информацию при изучении данного вопроса?

- Люди каких профессий чаще всего обращаются к такому источнику информации, как карта?

- Какие способы получения информации о природе используются наукой географией?

- Как можно выразить полученные результаты исследования?

По физической карте России определите:

Определите координаты городов: Якутск, Иркутск, Омск Якутск 62 °с.ш. 128 ° в.д, Иркутск 52 °с.ш. 104 ° в.д., Омск 54 °с.ш.73 °в.д

Какой город севернее Самара или Воронеж?

Какой город восточнее Москва или Киров? Восточнее Киров

В каком направлении мы поедем из Сургута в Якутск? В Омск? В Петрозаводск? В Салехард? В Хатангу? В Краснодар?

3.Мотивация изучения новой темы:

“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай мне действовать самому – и я научусь!”

4.Изучение нового материала- учитель предугадывает затруднения учеников и по ходу урока корректирует задание, если ребята не смогли его выполнить с первого раза:

Цель: 1) сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах их сущности, связи; 2) выделить главное, провести обобщение; 3) на основе знаний выработать учебные умения.

Цель перед учащимися: активно участвовать в процессе знакомства с новой темой.

Используемые приемы: самостоятельная работа с учебником, картами атласа.

Цель: активизировать мыслительную деятельность, привить интерес учащихся к изучаемой теме.

Методы: объяснительно-иллюстрированный, работа с учебником, метод анализа, сравнения.

- Почему изучение природы любой территории начинается с географического положения?

- Россия – самое большое государство по площади, имеет площадь 17,1 млн.км2- что составляет 11,3 % мировой суши; ;

- По рис.2.3 с.10 учебника сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств.( Россия занимает 1\3 часть площади Евразии, более чем в 2 раза больше Австралии, почти в 2 раза больше по площади Канады, Китая, США).

- Записать определение Государственная граница. Протяженность границ Российской Федерации 61 тыс. км (больше длины экватора)

Государственная граница – условная линия на поверхностей суши или воды, определяющая размеры территории государства и отделяющая ее от других государств и открытых морей.

Вспомним план характеристики географического положения страны:

Положение по отношению к экватору.

Положение по отношению к нулевому меридиану.

Положение на материке, части света.

Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).

Координаты крайних точек страны

Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Практическая работа с картами и атласами.

1. Используя физическую карту мира, охарактеризуйте:

1) Положение России по отношению к экватору.

2) Положение России по отношению к нулевому меридиану.

3) Положение России на материке, части света.

-Найдите Северный полярный круг. (параллель 66,6 0 с.ш.)

- В каком полушарии мы живем? (В северном).

- Россия расположена на материке Евразия, в двух частях света – Европе и Азии. Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией? (условная граница проходит по Уральским горам, по 60 0 в.д. (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме – по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю – по Керченскому поливу.)

- В каком полушарии живем мы? В какой части света находится Республика Марий Эл?

2. Используя физическую карту России, назовите и покажите:

2) Соседние государства-16.

3) Крайние точки страны и их координаты. (северная – мыс Челюскин - 77 0 43 с.ш., островная – мыс Флигели 81 0 49 с.ш. крайняя южная точка – юго-западнее горы Базардюзю 41 0 11 с.ш. на Кавказе, Дагестан,)

- Какова протяженность России с севера на юг и с запада на восток?

5.Первичное закрепление.

Этап закрепления знаний и способов действий

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

-Сформулируйте главные особенности ЭГП России.

Протяженность границ Российской Федерации 61 тыс. км (больше длины экватора). Расстояние между крайними точками 10 тыс. км (запад-восток) и 3 тыс. км (север-юг).

Россия имеет наибольшее число пограничных государств (16) и морей, омывающих ее берега (13). Морские границы любого государства - 12 миль (22,2 км) от побережья, далее - 200-миллионная экономическая зона.

На территории РФ расположены крайние северные и восточные точки материка Евразия.

Россия - единственное государство в мире, у которого столь обширные территории лежат за полярным кругом.

- С какой страной Россия имеет схожее географическое положение?

- Как географическое положение влияет на природу России?

- Какие особенности ЭГП способствуют развитию хозяйства страны, а какие затрудняют:

Положительные черты:

А) большая площадь России – это, как правило, означает богатство природными ресурсами;

Б) наличие морских границ. Свободный выход в океан.

В) расположение большей части страны в умеренных широтах.

Отрицательные черты:

А) моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходство.

Б) часть площади России лежит за северным полярным кругом (суровый климат).

В) огромная территория требует больших транспортных расходов.

6.Закрепление учебного материала:

Цель: проверить как учащиеся усвоили новый материал урока, выявить недостатки причины их появления, закрепить умения и навыки работы с тематическими картами, стимулирование учащихся на самообразование.

Приемы: использование самостоятельной работы в практической деятельности учащихся: в контурных картах выполняется практическая работа, с целью закрепления полученных знаний о географическом положении России.

Задания для работы в контурной карте:

Отметить государственную границу России.

Подписать пограничные государства.

Отметить крайние точки, подписать их координаты.

Подписать природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).

Подписать моря, омывающие территорию России. Подчеркнуть внутренние моря.

7.Рефлексия урока:

- Какова была цель нашего урока? Что мы делали?

- Что мы делали с точки зрения географии? Чему научились?

Через диалог подводит учащихся к осознанию и принятию предметных целей урока.

Пример 1. 8 класс. Тема: “Пространства России”

Урок: Россия на карте часовых поясов.

Цели урока: Объяснить разницу во времени на территории России, причины и следствия. Показать необходимость введения часовых поясов, декретного и летнего времени. Совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся с цифровыми картами.

Тип урока: комбинированный.

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания. Учитель задает учащимся вопросы по теме “Границы России”:

Какие границы наиболее благоприятны для межгосударственных отношений?

Приведите примеры того, как значение границ изменяется на разных исторических этапах.

Какие проблемы испытывает Россия как страна с наибольшей протяженностью границ?

3. Изучение нового материала. Учитель выявляет опорные знания о протяженности территории России с запада на восток. Рассказывает о местном времени и правилах его расчета. Далее учащиеся с помощью цифровых карт ГИС Живая География решают задачи на определение местного времени:

А) рассчитайте местное время в Екатеринбурге, если в Нижнем Новгороде 13 часов.

Б) рассчитайте местное время в Новосибирске, если в Хабаровске 16 часов.

В) рассчитайте местное время в Липецке, если в Ростове-на-Дону 3 часа ночи.

Необходимо загрузить базовую карту России, найти указанные в задании населенные пункты (возможно воспользоваться Поиском), определить в семантике городов географическую долготу, рассчитать разницу долготы, умножить на 4, получив разницу в часах и минутах. После этого необходимо отнять или прибавить разницу к текущему времени исходного населенного пункта. Можно усложнить задачу, предложив учащимся населенные пункты, лежащие на одной параллели. Тогда рекомендуется несколько изменить задание: с помощью инструмента “Построение ортодромии” рассчитать расстояние между населенными пунктами в километрах, разделить полученное число на длину дуги соответствующей параллели в градусах и получить разницу в градусах. При этом варианте работы немного увеличивается сложность, но расширяется набор тренируемых умений и навыков.

Учитель задает вопрос учащимся – удобно ли пользоваться местным временем?

Начинается объяснение поясного времени и часовых поясов на территории России, декретного и летнего времени. В конце урока учитель раскрывает понятие “линия перемены дат” и дает несколько задач на определение поясного времени и суток в качестве закрепления изученного материала.

4. Домашнее задание: Параграф учебника, проблемный вопрос: Где и почему российским спортсменам лучше готовиться к будущей олимпиаде в Пекине (Китай)?

Пример 2. 8 класс. Тема: “Рельеф и недра России”

Урок: Геологическое строение территории России.

Цели урока: Познакомить с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин. Познакомить с новыми терминами и понятиями. Формировать представление о рельефе, как постоянно меняющимся компоненте под влиянием внешних и внутренних сил. Продолжить работу с цифровыми картами.

Тип урока: комбинированный.

1. Оргмомент.

2. Выявление опорных знаний. Учитель задает учащимся вопросы: Что такое рельеф? Какие бывают крупнейшие формы рельефа? Как различаются горы и равнины по высоте? Назовите крупнейшие формы рельефа на территории России. Что изучает наука геология и на какие отрасли она делится? Как определяется возраст горных пород?

3. Изучение нового материала: Учитель загружает в ГИС Живая География карту “Тектоника и минеральные ресурсы”, убирает все слои, кроме морей и океанов, математической основы, системного и плит платформ. Учитель объясняет геологическое строение России с точки зрения теории движения литосферных плит. Россия расположена на нескольких литосферных плитах, при взаимодействии которых образуются крупнейшие формы рельефа. Учитель называет платформы и плиты, показывает их на карте, учащиеся записывают или обозначают их на контурной карте. После этого учитель накладывает на тектоническую карту растр “Рельеф России” и называет крупнейшие формы рельефа (равнины и горы), соответствующие тектоническим структурам. Учащиеся записывают и обозначают их на контурных картах. Целесообразно наложить на карту и космический снимок России, на котором хорошо видны особенности рельефа страны. На границах плит происходят землетрясения и развит вулканизм. Учитель добавляет слои “Землетрясения” и “Вулканизм”, ученики обозначают зоны сейсмической активности на территории России, крупнейшие вулканы и разрушительные землетрясения. Учитель просит учащихся сделать вывод о взаимосвязи геологического строения, рельефа и сейсмической активности.

4. Самостоятельная работа учащихся. Загрузив соответствующие карты в компьютеры, учащиеся должны подтвердить свой вывод о взаимосвязи геологического строения, рельефа и сейсмической активности на примере своей местности. Для этого необходимо отмасштабировать территорию проживания. Результат работы оформляется в виде краткой схемы: тектоническая структура – форма рельефа – сейсмическая активность – влияние на хозяйственные особенности и условия жизни человека.

5. Домашнее задание. Повторить конспект урока, прочитать параграф учебника.

Пример 3. 8 класс. Тема: “Внутренние воды России”

Урок: Характеристика реки.

Цели урока: Изучить особенности рек России. Создать условия для овладения учащимися методами практической характеристики гидрографического объекта на территории России. Актуализировать знания о реках России как объекте гидросферы и национальном богатстве страны. Познакомить с конкретной рекой России в процессе ее характеристики.

Тип урока: урок-практикум.

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания. Учитель опрашивает учащихся по материалу предыдущего урока “Разнообразие внутренних вод. Реки России”.

А) Понятийный диктант: речная система, исток, устье, бассейн, падение и уклон реки, расход воды, годовой сток, режим реки, твердый сток, паводок, половодье.

Б) Проверка геономенклатуры по рекам: показать реки бассейна СЛО, Тихого и Атлантического океана.

3. Задания учащимся для выполнения практической работы:

  1. Название реки;
  2. В какой части страны находится;
  3. К бассейну какого океана принадлежит;
  4. Местоположение и географические координаты истока;
  5. Общее направление течения;
  6. Длина реки;
  7. Крупнейшие левые и правые притоки;
  8. Характер течения реки;
  9. Куда впадает река;
  10. Вид устья и его географические координаты;
  11. Использование реки человеком.
  1. Объясните зависимость характера течения от рельефа.
  2. Определите источники питания реки.
  3. Каков режим реки и как он зависит от климата?

Б) Опишите выбранную вами реку, дополните рассказ своим личным отношением к ней. Вспомните отрывки поэтического или художественного текста, которые могли бы украсить ваш рассказ.

4. Выполнение практической работы. Учащиеся открывают карты ГИС Живая География и выбирают реку. Рекомендуются крупные реки, такие как Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур и т.д. Для поиска информации по пунктам плана требуется поработать со следующими картами:

Пункт 1 – самостоятельно

Пункт 2 – Базовая карта России

Пункт 3 – Карта “Бассейны океанов”

Пункт 4 - Базовая карта России, семантика

Пункт 5 - Базовая карта России

Пункт 6 - Базовая карта России, семантика или вычисления длины объекта средствами ГИС Живая География

Пункт 7 - Базовая карта России

Пункт 8 – наложение на Базовую карту России растра “Рельеф России. rsw”

Пункт 9 - Базовая карта России

Пункт 10 - Базовая карта России, семантика

Пункт 11 – карты “Промышленность”, “Транспорт”, “Экологические проблемы и катастрофы”

5. Домашнее задание. Закончить выполнение практической работы (пункт задания Б). По желанию: подготовить презентацию, буклет, рассказ о внутренних водах России (озерах, болотах, ледниках, подземных водах, мерзлоте).

Пример 4. 8 класс. Тема: “Почвы России”

Урок: География почв России.

Цели урока: Cформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах почв России.

Тип урока: комбинированный.

1. Оргмомент.

2. Повторение. Проверка домашнего задания. Письменная работа по карточкам. Вопросы:

Дать определение понятию “почва”. Назвать условия почвообразования. Рассказать о трудах В.В. Докучаева. Объяснить отличия почв по механическому составу. Назвать свойства почв. Объяснить значение почвенной структуры. Объяснить разнообразие почв.

3. Изучение нового материала. Учитель загружает в ГИС Живая География карту “Почвы России” и называет основные типы почв в России. Читая карту, учащиеся отвечают на вопросы: Есть ли закономерности в размещении почв?Какие почвы не подчиняются закону зональности?

Учащиеся вспоминают закон широтной зональности и подтверждают наглядно известное выражение “Почва – зеркало ландшафта”.

Далее учащиеся по просьбе учителя загружают в индивидуальные компьютеры карту “Почвы России”, с помощью команды “Список данных электронной карты” накладывают сверху карту “Природные зоны” (удалив все слои, кроме слоя “Природные зоны России”) и начинают заполнять таблицу. Кроме карт, данные в таблицу берутся из семантик почв, которые содержат ссылки на текстовые файлы с подробной информацией о зональных почвах.

Таблица. Типы и свойства зональных почв России.

Природная зона Тип почв Условия формирования Отличительные особенности \ почвенные горизонты Плодородие
1. Арктическая пустыня
2. Тундра
3. Тайга
4. Смешанные леса
5. Широколиственные леса
6. Степи
7. Полупустыни

4. Закрепление. Учитель задает учащимся вопросы по проделанной самостоятельной работе:

Какие почвы формируются под лесами Восточной Сибири и почему? Какие почвы самые плодородные? В какой зоне происходит накопление солей? Почему в лесной зоне гумуса меньше, чем в степях, хотя биомасса больше? Какая почва наиболее интенсивно используется человеком? От чего зависит размещение азональных типов почв?

5. Домашнее задание. Параграф учебника. Выучить основные типы почв и их свойства.

Пример 5. 8 класс. Тема: “Природно-хозяйственные зоны России”

Урок: Горные районы.

Цели урока: Сформировать представление о горных областях России, их распространении, закономерностях смены природных условий и ПТК в горах. Закрепить знания о высотной поясности.

Тип урока: комбинированный.

1. Оргмомент

2. Повторение. Проверка домашнего задания. Устная характеристика ПТК лесостепей, степей и полупустынь.

3. Изучение нового материала. Учитель выявляет опорные знания учащихся, сформированные в 7 классе – о высотной поясности и ее причинах и влиянии горного рельефа на компоненты природы и хозяйственную деятельность людей. Под руководством учителя ученики записывают в тетради закономерности расположения природных зон:

А) Чем больше относительная высота и ближе к экватору гора – тем богаче набор природных зон на ее склонах.

Б) Природные зоны на склонах горы снизу вверх сменяются так же, как на равнине с юга на север.

В) На северных склонах гор природные зоны смещены ниже по сравнению с южным склоном.

Г) Самая нижняя природная зона соответствует окружающей равнинной зоне.

Учащиеся под руководством учителя вспоминают крупнейшие горные системы на территории России, учитель называет их особенности. Далее учитель с помощью ГИС Живая География строит профиль Большого Кавказа через высочайшую точку России – г. Эльбрус. Для этого необходимо открыть Базовую карту России, отмасштабировать ее, создать матрицу высот через Большой Кавказ и построить профиль. Учитель предлагает учащимся разобрать набор природных зон на склонах Эльбруса, пользуясь рисунками в параграфе учебника и зарисовать их в тетради.

4. Выполнение самостоятельной работы. Учитель предлагает учащимся с помощью ГИС Живая География построить профили горных территорий:

А) Урала (Северного, Среднего и Южного)Б) Алтая В) Верхоянского хребта

Г) хребта Сихоте-Алинь.

Учащиеся строят профили по образцу, предложенному учителем, и определяют структуру высотной поясности.

5. Проверка выполнения и закрепление знаний. Учащиеся выводят на экран полученные профили и представляют результаты своей работы по определению высотной поясности. Учитель задает вопросы:

Как определить пояс, пользуясь картой растительности или природных зон?

В каких горах самый большой набор зон высотной поясности?

Что такое субальпийские и альпийские луга? Где они образуются и почему?

Почему на Алтае нет пояса широколиственных лесов?

Где находятся горы с 2 поясами – горные тундры и горные пустыни?

6. Домашнее задание. Параграф учебника. Ответить на вопросы к параграфу.

Пример 6. 8 класс. Тема: “Население России”

Урок: Религии народов России.

Цели урока: Закрепить знания о многонациональном составе населения России, познакомить с религиозным составом. Воспитать уважительное отношение к культуре, традициям и верованиям всех народов России. Изучить национальный и религиозный состав своей местности.

Тип урока: Комбинированный.

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания: учитель задает учащимся вопросы о понятиях “народ, этнос, нация”, лингвистической классификации народов, языковых группах и семьях на территории России, крупнейших этносах.

3. Изучение нового материала. Учитель рассказывает ученикам о мировых религиях, крупнейших религиях России (православное христианство, ислам и буддизм), местных традиционных верованиях, вместе с учащимися обсуждает значение религии в жизни человека. Далее учащимся дается информация об этапах формирования религиозной карты России. Учитель загружает карту “Народы и религии” ГИС Живая География для объяснения особенностей размещения религий на территории России (требуется убрать слой “Народы России”).

  • Назовите три религии, получившие наибольшее распространение на территории России.
  • Какая из них преобладает и почему?
  • Назовите регион с самым сложным религиозным и национальным составом.
  • Назовите самый крупный этнос, исповедующий ислам.
  • Назовите единственный в Европе этнос, исповедующий буддизм-ламаизм.

5. Домашнее задание. Параграф учебника. Задание на контурную карту: отметить республики, входящие в состав России и их столицы. Обозначить на карте цветом религии, которые исповедует население данных республик.

Урок: Экономическое районирование.

Цели урока: Познакомить учащихся с причинами районирования территории России, определить условия, влияющие на специализацию района. Изучить подходы к районированию и виды районирования. Сформировать представление об экономических районах России и их составе.

Тип урока: комбинированный урок.

Научно-методическое содержание урока: Районирование как один из видов классификации. Подходы к географическому районированию. Природное и экономическое районирование. Представление о географическом районе. Особенности административно-территориального устройства России.

Новые понятия и представления: экономическое районирование, экономический район.

1. Оргмомент.

2. Проверка опорных знаний: вопросы по физико-географическому районированию.

3. Изучение нового материала.

Учитель рассказывает о географическом разделении труда, специализации, рисует на доске схему специализации. Дает понятие “экономический район”, объясняет правила расчета коэффициента специализации.

Практическая работа с цифровыми картами и снимками. Выделение границ природных, экономических и географических районов в западном и восточном регионах страны. Сравнение их по разным показателям (размерам территории, границам, численности населения и т. д.) Ученики загружают базовую карту России, накладывают на нее тематические карты и, пользуясь масштабированием, отвечают на вопросы:

А) Какие физико-географические особенности территории России обуславливают экономическое районирование?

Б) Какие особенности размещения населения на территории России обуславливают экономическое районирование?

В) Как неравномерность экономического освоения территории России повлияла на экономическое районирование?

Учащиеся записывают ответы на вопросы в тетрадь. Целесообразно устроить обсуждение полученных результатов.

4. Закрепление. Учащимся предлагается составить свой проект районирования России. Например – широтные зоны (зона Севера и Главная полоса расселения и т.д.)

5. Домашнее задание: Параграф учебника, отметить на контурных картах границы экономических районов, подписать названия.

Пример 8. 9 класс. Тема: “Главные отрасли и межотраслевые комплексы”

Урок: Зональная специализация АПК.

Цели урока: Познакомить учащихся с влиянием природных условий на возможность сельскохозяйственного производства, урожайность и эффективность. Показать зональную специфику АПК на территории России.

Тип урока: практическая работа.

1. Оргмомент.

2. Выявление опорных знаний. Учитель задает учащимся вопросы о природной зональности на территории России и характерных условиях и ресурсах всех природных зон.

3. Выполнение практической работы. Учащиеся получают задание: Открыть Живую географию. Загрузить карту "Природные зоны". Убрать слой "Животный мир", вывести список данных электронной карты, добавить карту "Почвы России", разместить ее над картой природных зон, убрать все слои, кроме "Зональных почв". В “Списке данных. ” добавить карту “Агроклиматические ресурсы”, разместить ее "над картой", убрать с нее все слои, кроме годового количества осадков и суммы активных температур. Добавить карту "Промышленность России", убрав с нее все слои, кроме слоя “Сельскохозяйственное машиностроение”, “Производство мин. Удобрений”, “Легкая и пищевая промышленность”. Создается комплексная карта, с помощью которой учащиеся могут вскрыть закономерности зональной специализации АПК на территории России. Результаты работы оформляются в виде таблицы.

4. Подведение итогов, выводы, домашнее задание. Учитель задает вопросы об основной сельскохозяйственной зоне России, тяготении 1 и 3 звена АПК ко второму звену, размещении отдельных отраслей АПК. В качестве домашнего задания соответствующий параграф учебника и творческое задание – отразить результаты работы на уроке на контурной карте.

Читайте также: