Как соотносятся темы свободы и творчества в романе м а булгакова мастер и маргарита кратко

Обновлено: 05.07.2024

Созданный Шолоховым образ говорит нам не только о сложности жизни, но и о величии женской души.

Категория: Соч

Сюжет рассказа прост. Студент, сын дьячка Иван Великопольский, возвращается домой холодным весенним вечером. Он замерз, голоден, и у него тяжелые, мрачные мысли: он думает о бедности, невежестве, о том, что так было со времен Рюрика и Иоанна Грозного и так будет еще много лет — жизнь не станет лучше. На огородах он встречает двух женщин — Василису и Лукерью, мать и дочь, хозяек огородов. Греясь у костра, он рассказывает им библейскую историю об отречении и раскаянии Петра, и неожиданно для него женщины заплакали над его рассказом. И студент думает о том, что если далекая библейская история для них не пустой звук, то она, видимо, имеет отношение к их жизни, и что прошлое неразрывно связано с настоящим. Если люди откликнулись на высокое и прекрасное, поняли друг друга, то в этой жизни есть не только безнадежность и отчаяние.

Я считаю, в этом рассказе Чехов произносит свои лучшие слона о том, что правда и красота в человеческой жизни и вообще на земле всегда составляли главное, то, ради чего следует жить и работать.

Свободным творцом и является Мастер. Он пишет свой роман не ради денег и славы, а ради идеи. Герой живёт своим романом, и за эту преданность творчеству, за талант возлюбленная героя называет его Мастером. Однако когда его творению пришлось выйти в свет, оно было отвергнуто и осмеяно. Литераторы, привыкшие следовать назначенным стандартам, не могли понять и принять истинное творчество, которое исходит из души. Однако несмотря на препятствия, Мастер победил и обрёл бессмертие. Волланд, в награду, дарует ему покой, которого так ему не хватало в жизни.
Булгаков верит, что творчество обязательно должно быть свободным. Оно не может подчиняться человеку. Истинное искусство создаётся ради самого автора и ради человечества.






Авторская позиция в романе

За окнами дома Турбиных - холод, мрак, хаос, а в квартире старинные часы, играющие гавот, “лампа под зелёным абажуром”, уютные “кремовые шторы”, фамильный синий сервиз, кафельная печка, на которой члены семьи пишут друг другу шутливые послания. Всё это создаёт ощущение тепла и надёжности. Дом - Уголок покоя, уюта, символ, утверждающий красоту жизни.

Так звучит мотив гибели , физического уничтожения не только людей, но и всей духовной и материальной культуры, даже самих вещей.

По-разному, для разного живут люди, и понятие Дома у них тоже разное…

Образ Антидома в романе
Проблема взаимоотношений человека и власти.

У Булгакова символичный образ антидома (олицетворение государственной системы) представлен через ряд конкретных или безымянных учреждений – своеобразных институтов власти, призванных управлять обезличенной массой людей. У Булгакова бездомье - это предательство своего дома, сужение духовного понятия до материальных стен, квадратных метров, материального благополучия, даруемого властью за преданность ей в обмен на предательство, доносительство, гонения на инакомыслящих. У Булгакова антидому противостоит Дом, оберегающий традиционные родственные связи, духовные, дом - очаг - место любви и творчества. И шире: дом вне материальных стен, Вечный Дом, открытый космосу, добру, истории.

Не является Домом и особняк Маргариты - она не чувствует себя счастливой, хотя ни в чем не нуждается. Ее любит муж, но для полного счастья необходимо любить самой, а ее любовь не растрачена.

Самые дорогие вещи в особняке для Маргариты - это "старый альбом коричневой кожи,

в котором была Фотографическая карточка мастера, книжка сберегательной кассы.

лепестки засохшей розы и часть тетради в целый лист. с обгоревшим нижним краем".

Булгаков доказывает нам, что роскошь, власть, богатство не способны сделать

человека счастливым и спасти его от правосудия.

Истинный же Дом, земной, показан как маленькая квартирка в подвальчике. Это Дом Мастера и Маргариты. Здесь есть и покой ("совершенно отдельная квартирка"), и тепло, и свет (в печке "вечно пылал огонь"). Для того, чтобы показать, как незначительны вещи, предметы и прочие материальные блага, Мастер, описывая свое прис­танище, использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: "оконца", "малюсенькая комната", "маленький письменный столик". Лишь вещи, которые всегда имели ценность, были особо почитаемы Мастером: "книги, книги" от пола до потолка, печь и "прекрасная ночная лампа". С приходом Маргариты в Доме зазвучал смех, и "появились долгожданные и обоими любимые розы".

Что нарушает мир и покой этого дома? Власть, чиновники от литературы. На что обрекает? На странничество, одиночество, добровольное затворничество в доме скорби. Бездомье порождает отступничество, отказ от имени, творчества, любви.

Дом Мастера и Маргариты дает право на реализацию личности, на творчество. В этом прослеживаются пушкинские традиции, его стремление в "обитель дальнюю трудов и чистых нег".

Их Дом не связан с материальным достатком, здесь ценности иные - духовныеЗдесь все приглашает к творчеству: письменный столик, лампа и т д. Дом, его душа живы, пока в нем творят и любят.

Здесь создается роман об Иешуа, утверждавшем, что "все люди добрые", и мечтавшем о том времени, когда "не нужна будет никакая власть", о свободе духа.

Здесь в последнюю ночь на земле Маргарита перечитывает роман Мастера и ощущает приближающуюся очистительную грозу. И комната уже имеет "странный вид".

Из дома материального, уже себя изжившего, герои выходят на новый уровень, уходят в дом духовный. "Разве для того, чтобы считать себя живыми, нужно непременно сидеть в подвале?" - устами Азазелло делится с нами Булгаков своей философией дома, свободы духа.

При этом герои не утрачивают чувства дома, но понимают его по-другому, и уходят они из привычного состояния дома на новый уровень через страдание, очищение. И очищение происходит огнем, огнем, "с которого все началось и которым мы все заканчиваем". Они не просто покидают землю, они идут в свой приют.

". Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. «Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знал, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, . кто тебя не потревожит. ты будешь засыпать с улыбкой на губах", - напутствует Воланд, и "трижды романтический Мастер" получает долгожданный покой и уют.

Слово "покой" в последних главах романа до сих пор вызывает споры, побуждает к тысяче догадок. Есть точка зрения, что Мастер не заслужил "света" (славы, признания), потому что душевно сдался, не окончил романа.

Мастер и Иешуа имеют много общего. Каждый из них является носителем неофициальной идеи, веры. Оба непоняты окружающими, обоих преследуют, травят за убеждения, убивают. Иешуа распят на кресте, мастер морально сломлен. Обоих предали ради ничтожной выгоды.

Мастер и Маргарита.

Мастер и Маргарита – это два человека двадцатого века, которые находятся в кошмаре тоталитаризма и , несмотря на весь ужас, находят путь личного спасения. У неё есть дар любви, у него – дар творчества. Они находят спасение вопреки миру. Обществу не нужна бескорыстная любовь Маргариты и не нужен роман мастера об Иешуа. Они спасают себя творчеством и любовью, но это спасение связано с уходом из этого мира. Это в буквальном смысле уход. Булгаков оказывается жёстким реалистом: лучшие уходят. Что же остаётся? Дьявольская пустота. Зло торжествует в мире.

Маргарита характеризуется автором через поступки, которые показывают её решительность, смелость, преданность, умение бороться и оставаться великодушной, даже заключив сделку с дьяволом. Ведущие её черты – любовь и гордость. Её способность к самоотречению покоряет Воланда, и он возвращает ей её возлюбленного.

С образом Маргариты в романе связан мотив милосердия. Она просит после Великого бала у сатаны за несчастную Фриду, тогда как ей явственно намекают на просьбу об освобождении Мастера.

Главной достопримечательностью Москвы был огромный ресторан, в котором подавали судачков, стерлядь, яйца-кокот. Члены МАССОЛИТа заботились главным образом о своей сытости, а не о качестве духовной пищи.

Творчество в понимании Берлиоза

Мастер изображен автором как истинный творец, который, как это обычно бывает, не может найти понимания среди заурядных писателей, поэтов и редакторов. Произведение Мастера очень психологично, оно показывает тонкости взаимоотношений карающей стороны и осужденного человека, который невиновен, муки совести прокуратора. Гениальный роман Мастера не встретил поддержки со стороны МАССОЛИТа. Гонители автора, движимые завистью, пишут обличительные статьи. Критика доводит Мастера до сумасшедшего дома.

Творчество для Ивана Бездомного

Достигнув осознания ошибочности своего стремления к славе, Иван совершенно меняется как личность. Он осознает глубину творчества и духовности. Ему не суждено стать поэтом, но он способен тонко почувствовать саму суть творчества и тонкого духовного мира. Отказ от Массолитовского билета напоминает пренебрежение к деньгам Левия Матвея – ученика и друга Иешуа.

Внешность Базарова, описание портрета Базарова Евгения

Любовь и творчество

Встреча с Воландом превращает Маргариту в ведьму. Чтобы спасти Мастера, она летит на бал Сатаны, который предстает перед читателями как справедливый судья. Он помогает Маргарите вернуть возлюбленного и делает все, чтобы жизненные невзгоды последних дней не волновали их: Мастер больше не числится в клинике, их гнездышко, подвал, снова свободно, пять сгоревших экземпляров рукописи теперь у него в руках.

Кроме того, наверху было решено подарить влюбленным вечный покой и возможность наслаждаться жизнью.

Творчество и мастер

Завершение романа

Сочинение на тему “Любовь и творчество в романе “Мастер и Маргарита”

И в то же время это повествование обращено в будущее, является книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художественность. Первоначальный замысел романа включал много острейших проблем, среди которых – тема любви и нравственного долга, бесчеловечности зла, истинного творчества, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Таким образом, Булгаков тесно связывает любовь и творчество как неизбежное порождение настоящего чувства: по мнению писателя, тот, кто любит, всегда является творцом, созидателем Прекрасного в этом мире.

Не выдержав агрессии и неприятия со стороны общества, Мастер начинает сходить с ума. Он отрекается от своего творения, сжигает роман в печи и самостоятельно уходит в клинику для душевнобольных. В клинике Мастер отрекается даже от своей возлюбленной, считая, что в таком ужасном психическом состоянии способен принести Маргарите только одни несчастья.

Свободу и любовь возвращает героине нечистая сила в лице Воланда и его свиты. Он дает Маргарите надежду, шанс снова быть вместе с возлюбленным, вернуть счастье, так беспощадно отобранное у них жестокими, жадными людьми. Не задумываясь ни на минуту, Маргарита соглашается на условия посланника Сатаны.

Но и этим не ограничиваются приключения, так внезапно обрушившиеся на влюбленных. Там, наверху, было решено предоставить Мастеру и его избраннице право на вечный покой. И Воланд со своей свитой препровождает их к месту их нового дома, в котором они, необремененные никакими заботами, будут жить и наслаждаться тем, что они вместе.

Мастер в романе не смог одержать победу над несправедливостью реальной жизни. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги? Нет! На земле у Мастера остался ученик и бессмертный роман, которым суждено продолжать борьбу. Мастера и Маргариту уже не интересуют и не касаются реалии жизни. Таким образом, на мой взгляд, победа все-таки осталась за всепобеждающей силой любви и творчества.

Читайте также: