Как соотносятся мировоззрение и наука кратко

Обновлено: 02.07.2024

1)Философией называют научное знание о наиболее общих законах природы, общества и человеческого познания.

Философия – это теоретическая форма мировоз­зрения, которая вскрывает наиболее общие законы развития природы и общества. При этом философия опирается не только на науку, но и на всю совокупность духовной культуры.

- является наиболее общим по отношению к конкретной методологии и тем самым указывает ориентиры исследовательской практики и теоретических обобщений

- философия по отношению к конкретной науке выполняет аналитическую функцию, оценивая вклад каждой науки в развитие конкретного человека и общества в целом, т.е. философия дает мирововоззренческую оценку каждой науки.

2)Мировоззрение– это совокупность взглядов человека на мир. Это обобщенная система взглядов человека на мир, на свое место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла своей деятельности. Это совокупность научных, политических, правовых, нравственных и других убеждений. Именно отношение человека к миру составляет специфику мировоззрения.

Мировоззренческий потенциалнауки состоит в том, что любая наука вносит свой вклад в развитие мировоззрения человека. Он оценивается в зависимости от того, насколько достижения конкретной науки оказывают влияние на развитие общества или отдельного человека.

3)Методология– это учение об исходных основах (принципах) познания + учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы.

В учении об исходных основах познания анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. => эта часть методо­логии связана с философией и с ми­ровоззрением. В учении о способах и приемах иссле­дования рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общую методику исследования.

4)Науковедение– это дисциплина, изучающая организационную специфику научной деятельности и ее институтов + осуществляющая комплексный анализ научного труда и деятельность по производству научного знания.

Дисциплинарным строением науки или вопросами структурных единиц науки.

Организацией междисциплинарных исследований.

Изучение факторов, влияющих на эффективность работы научных коллективов или отдельных ученных.

Вопросами, связанными со способами оценки эффективности научной деятельности.

4. Структура методологического знания: уровень философской методологии, уровень общенаучной методологии, уровень частно-научной методологии, уровень процедур и методик исследования.

В современной методологии можно выделить две основные тенденции:

1. Дифференциация методологического знания, в результате которого выделяются уровни методологии.

2. Интеграция методологического знания - необходимо для выработки общеметодологических подходов

В соответствии с дифференциацией методологического знания выделяются 4 уровня методологии:

1. Уровень философской методологии

2. Уровень общенаучной методологии

3. Уровень конкретно-научной методологии

4. Уровень конкретных методик и техник исследования

1. Уровень философской методологии. На данном уровне методология имеет форму философского знания и добывается философскими методами. Этот уровень связан с анализом наиболее общих принципов познания и категориального строя науки в целом. Философия на данном уровне выполняет 2 функции:

Философия осуществляет конструктивную критику научного знания(сюда входят условия и границы применения, адекватность методологического фундамента и анализ общих тенденций развития науки)

Мировоззренческая интерпретация результатов науки(данная интерпретация дается в рамках той или иной картины мира).

2. Уровень общенаучной методологии (уровень общенаучных принципов) – прежде всего предназначен для обеспечения междисциплинарных исследований; разрабатывает общенаучные принципы исследования и общенаучных категориальный аппарат.

3. Уровень конкретно-научной методологии(частная методология) – разрабатываются все методологические вопросы, связанные со специфической областью знаний.

4. Уровень конкретных методик и техник исследования - наиболее близок к исследовательской практике в науке и связан с описанием способов и конкретных приемов получения научного знания, описанием требований к процессу сбора эмпирических данных и требований к методам обработки полученных эмпирических результатов.

Наука и мировоззрение всегда находились в неразрывной связи. В Древней Греции, Китае, странах исламского мира, как это видно на примере философии Аристотеля, Чжу Си и других, достижения естественных наук, развитие астрономии отражали мировоззрение того времени.

Если поставить вопрос о создании нового мировоззрения, то где для этого искать основу? Я думаю, что эту основу следует искать в самом человеке, окружающем его мире живого. Мировоззрение, в центре которого находится бог или нечто ему подобное, ушло в прошлое. Вместе с тем в мире живого в человеческой жизни остается еще много неясного, хотя современная наука и строится на логике материального мира.

Что бы вы могли сказать о взаимосвязи науки с мировоззрением?

Затронутые вами вопросы самым непосредственным образом касаются меня и как исследователя, и как вашего современника, так же, как и вы, обеспокоенного судьбами человечества. Ведь от того, каким мировоззрением будет определяться использование научных достижений нашей эпохи, в конечном счете зависит не только будущее людей нашего с вами поколения, но и судьба всего человечества.

В наше время научные достижения в познании мира столь велики, что не могут не оказывать серьезного воздействия на мировоззрение людей. Развитие естественных и гуманитарных наук привело к качественно новому осознанию мира и места в нем человека. Разумеется, все это не могло не отложить отпечаток и на различного рода теории, которые выдвигались религиозными и идеалистическими учениями. Так, служители христианского культа теперь уже не утверждают, что мир был сотворен 7 тысяч лет назад, поскольку это явно противоречит данным геологии и астрономии.

Однако непременной основой ее, соответствующей духу и содержанию эпохи, может быть, по моему глубокому убеждению, только материализм, опирающийся на диалектический метод. Насколько я знаком с ныне существующими системами мировоззрений, диалектический и исторический материализм позволяет верно разобраться в сложном клубке социальных событий современного мира. Философия диалектического материализма помогает человеку разобраться и в самом себе, решить вопросы о смысле жизни, о назначении человека, об условиях его реального, а не мнимого бессмертия.

Философия, основанная на научных принципах, может сообщить мировоззрению человека тот оптимизм, который определяет его активную жизненную позицию в отношении высокогуманных задач построения такого общества, где человек является высшей ценностью и целью развития. Именно поэтому идеалами наших людей являются мир, гуманизм и созидание.

Конечно, мы не идеалисты и прекрасно понимаем, что идеи не существуют сами по себе. Они всегда отражают интересы определенных социальных сил, классов и материализуются в действиях людей. Поэтому носители прогрессивного мировоззрения должны уметь защищать себя. Научная обоснованность нашего марксистского мировоззрения, понимание объективной закономерности исторического развития должны органично сочетаться с революционным характером философских идей.

Да, действительно, подобные попытки понять внутренний мир человека окончились неудачей. Но это не может быть основанием для возврата к религиозному мировоззрению.

Современные достижения науки применяются в промышленности, сельском хозяйстве, обеспечивают хранение и обмен информацией. Они позволили совершить настоящий переворот в здравоохранении. В развитых странах мира они изменили все стороны жизни человека. Но нельзя не видеть и того, что научные результаты поставлены на службу милитаризму и человечество оказалось перед угрозой самоистребления в ядерной войне. Само развитие производства привело к таким изменениям в природной среде, которые часто характеризуются как экологический кризис, а созданные учеными средства массовой информации — радио, печать, телевидение, кино — открыли возможности поистине безграничного манипулирования человеческим сознанием. Новейшие достижения психиатрии и фармакологии позволяют непосредственно воздействовать на психику и, таким образом, несут в себе заряд чудовищной силы, способный в злых или просто безответственных руках привести к непоправимым последствиям.

Все это ставит перед учеными проблему моральной ответственности за направленность использования результатов открытий, взывает к гражданской позиции каждого честного исследователя — иными словами, вновь и вновь обращает внимание на проблемы мировоззренческого характера.

Спора нет, мировоззрение наших дней не является монолитным: мировоззренческие установки подчас разделяют людей сильнее, чем океаны и государственные границы. И это понятно — мировоззрение формируется в ходе воспитания человека, под воздействием современной культуры, включающей в себя как науку, так и способ использования ее результатов, как научное университетское образование, так и религиозные проповеди, как интернационализм и уважение к другим народам, возникающие в ходе человеческих контактов, так и национальную ограниченность, нередко переходящую в расовую ненависть. И как ни печально это констатировать, но история показывает, что не только гуманистические, но и человеконенавистнические идеи могут стать руководством к действию масс, подтверждением чего является идеология фашизма, который развязал вторую мировую войну и принес неисчислимые бедствия народам.

Вы спрашиваете, каким должно быть современное мировоззрение?

Для науки на стадии научного познания, особенно в части разработки теоретико-познавательных тем, важно использование умозаключений, абстракций, именно на этом этапе необходимо теоретическое мировоззрение, которое создаёт широко абстрактные образы и категории, использующиеся в научном познании.

(1) Мифы-религия-теология --- область пересечения между 1 и 2, неким посредником является философия --- (2) естественнонаучное знание.

Большой вклад в изучение взаимодействия науки и мировоззрения внесли позитивисты, главный из них, Огюст Ком. Позитивизм - это философское направление, сложилось под влиянием расцвета наук о природе в середине 19-го века. Огюст сформулировал закон познания, согласно которому исторически сменяют друг друга три основных этапа:

теологический - на этом этапе все определяет религия;

метафизический - господствует философия, господствуют метафизические догадки и их критика,

позитивный – этап, на котором господствует научное знание.

Огюст полагал, что позитивная наука не нуждается в идеях мировоззрения (ценностных идеях). Традиционно философии принадлежала роль осмысления того, что происходит вокруг, использование философии в науке вещь вредная, спекулятивная, и вносит только сумятицу. В науке необходимо оставить только философскую теорию познания, которая ориентирована на научное познание. В этой связи история показала, что необходимо взаимодействие мировоззрения и науки, было важно придать осмысление открытиям сделанным в науке и познать логику в научном познании. Роль философии стала проявляться тогда, когда возникли противоречивые вопросы и они не могли быть объяснены с помощью уже существующих знаний, также не было ответа на вопрос какое значение имеют открытия в науке для природы. Философия помогала прогнозировать общее направление развития науки, и как показала практика, только после взаимодействия мировоззрения и науки стало возможным создание естественнонаучных концепций.

Научное знание оказывает обратное воздействие через углубление и расширение элементов картины мира.

Подтверждение и обоснование старых идей.

Устранение несостоятельных или ложных принципов.

3. ----------- фундаментальная теория.

2. ----------- научная картина.

Уровни 1-2-3 связаны прямой и обратной связью.

Комментарии: формирования научной картины позволяет пересмотреть систему взглядов человека. Сейчас идет научная революция, которая направлена на единую теорию взаимодействия, которая бы объяснила все процессы, которые нас окружают. Эти фундаментальные теории будут использованы для объяснения всех процессов на макро и микро уровне.

Наука и мировоззрение

Мировоззрение - это система взглядов человека, мировоззрение гораздо старше науки, оно оказывало и оказывает решающее влияние на возникновение и формирование научного естествознания. Мировоззрение сильно отличается от науки. Если наука изучает природу или человека, то в центре внимания мировоззрения пребывает их связь или отношение в самом общем виде.

Первой формой мировоззрения является миф. Реальный жизненно-практический опыт людей причудливо переплетался с их фантазией. Любые предметы наделялись душой и воспринимались как живые. Шаманы до сих пор используют данную форму.

Вторая форма мировоззрения - теология. Данная форма основывалась на догматах, догматы - бесспорные, не требующие доказательства положения. Но со временем, догматы были подвергнуты критике со стороны все более крепнущих естественнонаучных знаний, это потребовало создать логическую систему доказательств, и это отразилось на религии. Это был первый опыт полезного взаимодействия мировоззрения и науки.

Духовные ценности, они составляют важную часть нематериальной сферы и отражают отношения человек-мир через призму некоторых идеалов. Идеал - это совершенство, образцы. Моральные образы - доброта, зло.

Нижний этаж духовных ценностей, который образуют мировоззренческие чувства. Здесь отношения к человеку и обществу переживается. Это неглубокие представления человека и на этом уровне идет отражение окружающего мира, тем не менее, обыденное мировоззрение выражается в виде житейской мудрости (пословицы, частушки, поговорки, лозунги).

Третья форма - теоретическое мировоззрение. Оно значительно сложнее обыденных чувств и представлений. Его образуют высокоабстрактные образы и категории. Для теоретического мировоззрения необходимы навыки, определенное обучение и категории, такие идеи становятся в чем-то родственны научным понятиям. Для научной системы взглядов важна именно эта форма мировоззрения, т.к. она дает возможность оперировать абстрактными образами, делать определенные умозаключения.

Процесс познания идет следующим образом, во-первых, наблюдение (с получением информации), во-вторых, стадия обобщения информации (на совершенно примитивном уровне), необходимо проверить истинность знаний.

Взаимоотношения между наукой и мировоззрением

Для науки на стадии научного познания, особенно в части разработки теоретико-познавательных тем, важно использование умозаключений, абстракций, именно на этом этапе необходимо теоретическое мировоззрение, которое создаёт широко абстрактные образы и категории, использующиеся в научном познании.

(1) Мифы-религия-теология --- область пересечения между 1 и 2, неким посредником является философия --- (2) естественнонаучное знание.

  • теологический - на этом этапе все определяет религия;
  • метафизический - господствует философия, господствуют метафизические догадки и их критика,
  • позитивный – этап, на котором господствует научное знание.
  1. Научное знание оказывает обратное воздействие через углубление и расширение элементов картины мира.
  2. Подтверждение и обоснование старых идей.
  3. Устранение несостоятельных или ложных принципов.

Уровни 1-2-3 связаны прямой и обратной связью.

Комментарии: формирования научной картины позволяет пересмотреть систему взглядов человека. Сейчас идет научная революция, которая направлена на единую теорию взаимодействия, которая бы объяснила все процессы, которые нас окружают. Эти фундаментальные теории будут использованы для объяснения всех процессов на макро и микро уровне.

Читайте также: