Кто может читать лекции в школе

Обновлено: 09.05.2024

Раньше государство контролировало только деятельность образовательных учреждений. В связи с вступлением в силу закона о просветительской деятельности под госконтроль попадают медиа, блогеры, организации и предприниматели, которые проводят различные семинары, тренинги, вебинары, продают онлайн-курсы.

Рассказываем, стоит ли ИП и организациям, работающим в сфере обучения, опасаться закона о просветительской деятельности, и как адаптироваться к новым законодательным требованиям.

Прочитать статью целиком займёт пять минут, зато узнаете массу полезных тонкостей. Если торопитесь — прочтите чек-лист в конце статьи, там собраны главные моменты.

Суть закона о просветительской деятельности и кого он коснется

По идее законодателей, просветительская деятельность — это деятельность, которая вне рамок образовательных программ распространяет знания, навыки, умения, помогает человеку развиваться и удовлетворять свои интересы. Предприниматели, проводящие курсы копирайтинга или рисования, тренинги по саморазвитию и личностному росту, онлайн-семинары, мастер-классы по приготовлению тортиков, репетиторы, консультанты и т.п., относятся к просветителям и попадают в сферу действия нового закона.

Зачем государству нужен этот закон? Цель закреплена в тексте и она более чем благая: ограничить расовую, национальную и прочую вражду, уберечь молодёжь от антироссийской пропаганды. Власть считает, что под видом просветительства молодёжи подсовывают тренинги и лекции, которые развращают умы и подрывают веру в государство.

Но, будем откровенны, это не единственная цель. Вывод напрашивается хотя бы из скорости принятия закона: в конце 2020 года поправки внести в Госдуму, в апреле 2021 президент их подписал, с июня вступили в силу. О скрытых целях поговорим далее.

Чего ждать бизнесу

Главное изменение состоит в том, что деятельность онлайн-школ и всех предпринимателей, попадающих в категорию просветителей, отныне будет контролировать государство. Как именно — решит Правительство РФ. Оно уже разработало проект Постановления с очень интересным содержанием.

Например, п. 4 проекта гласит, что просветительская деятельность осуществляется на основании договоров об оказании услуг, заключенных с образовательными, научными и культурными организациями. Следовательно, просветителям придётся заключать договоры с различными университетами и институтами. Но не всё так просто. Чтобы ИП-просветитель смог заключить договор, он должен соответствовать требованиям:

принимать участие в общественно значимых инициативах и не менее двух лет заниматься просветительской деятельностью;

не иметь ограничений к занятию педагогической деятельностью, перечисленных в статье 331 ТК (главным образом, не быть судимым).

Для юрлиц предусмотрены другие требования, в частности, не относиться к иностранным агентам и не иметь задолженностей по налогам и сборам.

Пока это только проект, который находится на доработке. Но анализ текста уже позволяет сделать выводы, что просветителей ожидает:

Учащение проверок от налоговой, Министерства образования, контролирующих органов.

Необходимость получения дополнительных разрешений на ведение просветительской деятельности, согласование содержания курсов и тренингов с госорганами.

Введение новых форм отчётности.

Как подготовиться к изменениям

Подзаконных актов, которые объяснят действие закона о просветительской деятельности, еще нет. Непросто предсказать, к чему именно готовиться. Но важные предупредительные меры нужно принять уже сейчас. Мы рекомендуем:

Лицензия нужна, если ИП или юрлицо занимается образовательной деятельностью. Образование и просветительство — разные вещи, но их легко спутать. Чтобы было проще разграничить, смотрите таблицу:



Ключевое отличие: образовательная деятельность основана на образовательной программе. У просветительской деятельности программы нет. Объясним на примере:

ИП Антонова проводит видео-уроки по приготовлению тортов и пирожных. Не выдает дипломы или сертификаты, не имеет конкретной программы, просто делится опытом. Это просветительская деятельность, лицензия не нужна.

Если у просветителя есть образовательная программа, лицензия ему необходима. За исключением:

ИП, которые ведут образовательную деятельность без педагогических работников;

организаций, которые занимаются образованием на территории инновационного научно-технического центра.

Лицензия для проведения разового семинара, консультации или лекции не требуется.

Чтобы получить лицензию, нужно подать заявление и пакет документов. Для предпринимателей, которые обучают только в онлайн-формате, это:

свидетельство о регистрации в качестве ИП;

диплом о высшем образовании;

договор с онлайн-платформой, на которой проходит обучение;

Если ИП обучает в офлайн-формате, дополнительно понадобятся разрешения от Роспотребнадзора, Госпожнадзора, возможно, Центра гигиены.

В общей сложности на оформление лицензии потребуется от 35 до 80 тысяч руб. Зато можно будет работать спокойно, как образователь, а не как просветитель.

Оформить предпринимательский статус, открыть расчетный счет. Скрытая цель принятия поправок — выведение из тени предпринимателей-просветителей. Рынок насыщен людьми, которые учат, мотивируют, проводят курсы, тренинги, вебинары и т.д. Но лишь малый процент из них работает легально и платит налоги. Огромные деньги утекают мимо бюджета. Отсюда и желание контролировать деятельность просветителей.

Безопаснее всего узаконить свою предпринимательскую деятельность: зарегистрировать ИП, открыть ООО, либо оформить самозанятость. Мы уже рассказывали об этом в прошлых выпусках журнала. Вот подборка статей, которые могут вам пригодиться:

Навести порядок в отчётности и договорах, погасить долги по налогам и взносам. Возможно, проект Постановления примут в том виде, в каком он предложен. В этом случае юрлица, задолжавшие по обязательным платежам в бюджет, просто не смогут заниматься просветительской деятельностью.

Общий совет для всех предпринимателей: дождитесь внятных разъяснений Правительства. Они должны появиться осенью. Журнал Делобанка вместе с вами будет следить за новостями и рассказывать об изменениях.

Коротко о главном

Раньше государство контролировало только сферу образования. Теперь будет контролировать ещё и просветительскую деятельность. Просвещение — любая деятельность, которая обучает, даёт навыки и умения. При этом не имеет образовательной программы и не предполагает выдачу документов об образовании.

К просветителям относятся консультанты, блогеры, медиа, репетиторы, организации и предприниматели, которые продают онлайн-курсы, ведут тренинги, мастер-классы, семинары и вебинары.

Как именно будет контролироваться деятельность просветителей, пока неясно. Проект Постановления Правительства ещё на доработке.

Уже сейчас можно предположить, что ИП-просветителей ожидают проверки службы по надзору в сфере образования и налоговой, необходимость согласования содержания курсов и семинаров с госорганами, введение новых форм отчётности.

Чтобы обезопасить свой бизнес, лучше заранее навести порядок в отчётности, погасить задолженности по налогам и взносам.

Тем, кто занимается обучением без самозанятости, ИП или ООО, советуем оформить предпринимательский статус и работать легально.

На прошлой неделе Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 85 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон № 85-ФЗ). Документ ввел в законодательство понятие "просветительская деятельность" и определил общие требования к осуществлению такой деятельности. Несмотря на то что против инициативы была создана общественная петиция, которая набрала более 248 тыс. голосов в поддержку, закон уже подписан и с 1 июня вступит в силу.

Однако в экспертном сообществе продолжаются дискуссии о целесообразности принятия указанного закона, его эффективности и потенциальных последствиях реализации. Вчера состоялось очередное обсуждение в формате пресс-конференции на тему: "Закон о просветительской деятельности: цензура для всех – от академиков до ведьм". Его участниками выступили Первый зампредседателя комиссии по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Общественной палаты РФ Артём Кирьянов, основатель международной оккультной организации ИСВ и Международного Университета магии и колдовства Алёна Полынь и исполнительный директор Национального Родительского Комитета Юрий Оболонский.

На предпосылках, содержании поправок и мнении экспертов о них остановимся более подробно.

Предпосылки изменений

Необходимость разработки поправок в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об образовании) обусловлена отсутствием в действующем российском законодательстве положений, определяющих правовые основы просветительской деятельности, порядок ее осуществления, требования к участникам. А такой правовой пробел законодатель считает предпосылкой для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе направленных на дискредитацию проводимой в России государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя. Между тем, новые нормы о координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве путем выдачи уполномоченными федеральными органами соответствующих заключений призваны пресечь негативное иностранное вмешательство в образовательный процесс.

Ожидается, что реализация поправок позволит не только противодействовать распространению противоправной информации и антироссийской пропаганде в школьной и студенческой среде, но и полноценно реализовывать в рамках правового поля возможности образовательных организаций по распространению среди различных слоев населения достижений отечественной науки и культуры, исторического наследия, иных социально значимых сведений. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию дополнительных условий для развития культуры человека, социализации личности, мотивации ее на формирование активной гражданской позиции.

Содержание поправок

Первым нововведением Закона № 85-ФЗ является закрепление в Законе об образовании понятия "просветительская деятельность". Под таковой понимается осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые российским законодательством.

Кроме того, поправками установлены общие требования к осуществлению просветительской деятельности. Они касаются:

Второе нововведение связано с регулированием участия организаций, входящих в систему образования, в международном сотрудничестве в сфере образования. В частности, к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования отнесена координация участия образовательных организаций в международном сотрудничестве. Помимо этого, введено требование наличия заключения Минпросвещения России и Минобрнауки России на заключение образовательными организациями договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами, кроме договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам. Исключение предусмотрено также для федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных госорганов, – им заключения будут выдавать сами госорганы, в ведении которых они находятся. Порядок подготовки и получения заключений определит Правительство РФ.

Допускается ли использование иностранных документов об образовании на территории России? Ответ на этот вопрос можно узнать из "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Закон предписывает образовательным организациям до 1 сентября 2022 года получить заключения на заключенные ими до 1 июня 2021 года договоры. Это требование не касается договоров, срок действия которых истекает до 1 сентября следующего года, и договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам. Отметим, речь идет о договорах по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами, в частности по направлениям:

  • разработки и реализации совместно с международными или иностранными организациями образовательных и научных программ в сфере образования;
  • обмена обучающимися, педагогическими и научными работниками, включая международный академический обмен;
  • проведения совместных научных исследований, осуществления фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования, совместного осуществления инновационной деятельности;
  • участия в сетевой форме реализации образовательных программ;
  • участия в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров или самостоятельного проведения указанных мероприятий, а также обмена учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе (ч. 3 ст. 105 Закона об образовании).

Третьей новеллой является требование о включении организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности в государственных региональных и муниципальных образовательных организациях, в специальный перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Порядок отбора таких организаций и их перечень должно утвердить Минпросвещения России.

Федеральный закон вступит в силу с 1 июня 2021 года. До этого момента в целях его реализации должна быть сформирована подзаконная нормативная правовая база.

Экспертный взгляд

Среди экспертов пока нет единого мнения по поводу принятых поправок о просветительской деятельности, как нет и полного понимания содержания и возможных последствий реализации соответствующих изменений. Такое непонимание сами они связывают с тем, что закон не проходил широкого публичного обсуждения, нацеленного на формирование в обществе и профессиональном сообществе понимания позиции законодателя по данному вопросу.

Артём Кирьянов в целом поддерживает принятый закон. Он считает, что поправки помогут очистить в первую очередь онлайн-пространство от мошеннических курсов, онлайн-семинаров и иных мероприятий. В качестве примера общественник привел распространение в Интернете информации о курсах, семинарах по налоговому праву, нацеленных на платное обучение людей тому, как нарушать налоговое законодательство, как уходить от налогов, то есть как обманывать государство. Участники подобных курсов, получившие новые знания и применившие их на практике, столкнулись не только с проблемами со стороны налоговых органов, но и с уголовным законом, так как уклонение от налогов является преступлением. Подобные курсы, по мнению общественника, не только вредят государственной политике (в данном случае – налоговой), но и подрывают основы конституционного строя, а курсы и семинары "околомедицинской" тематики могут нести и прямые угрозы здоровью людей. В связи с этим эксперт считает, что любые программы, которые называются просветительскими или обучающими, должны быть верифицированы с точки зрения той отрасли, в рамках которой они проводятся.

В свою очередь, Юрий Оболонский пока не выработал четкой позиции относительно принятых поправок, хотя посыл законодателя в части пресечения влияния на молодежь аполитичных организаций ему вполне ясен. "Мы категорически против того, чтобы странные люди заходили в школы и институты и занимались полуполитической, полумедицинской или подобной деятельностью", – подчеркнул эксперт. Однако он считает, что для борьбы с неугодными организациями и гражданами, осуществляющими незаконную просветительскую деятельность, вполне достаточно имеющихся законодательных механизмов, и можно было не вводить новые правила, а усовершенствовать действующие нормы. Но раз уж поправки приняты, то их суть необходимо донести до правоприменителя и общества. "Нужно проще объяснять народу весь замысел законотворцев, потому что последние и работают для народа", – заключил Юрий Оболонский, поддержав идею широкого обсуждения поправок для того, чтобы закон был прозрачен и понятен как в формальном плане, так и в части механизма его реализации.

Что касается Алёны Полынь, то она категорически против внесенных поправок, так как они нарушают ст. 29 Конституции РФ, которая провозглашает свободу слова и мысли, гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру. "Этот закон станет лишним капканом для тех, кто не угоден кому-то у власти", – уверена эксперт. К тому же, будет сложно отследить и отфильтровать информацию, подпадающую под новые нормы, в Интернете, либо придется переходить на замкнутый российский Интернет, "а это – утопия". Алёна Полынь считает, что принятый закон – это возврат к цензуре и мера борьбы с неугодными организациями и гражданами. По ее мнению, приоритетом государства должно быть не возвращение цензуры, а пропаганда семейных ценностей, патриотизма и т. п. "Важно, чтобы все наши ресурсы были задействованы на то, чтобы страна поднималась с колен, а не вставала на колени", – подытожила она.

  • где грань между законными и незаконными курсами, семинарами и т. п.?
  • как будут определять, что можно, а чего нельзя, то есть по каким основаниям и критериям будет отбор?
  • подпадут ли под просветительскую деятельность эзотерические или религиозные программы?
  • какие мероприятия будут расцениваться как дискредитирующие государственную политику?
  • кто будет определять, насколько опасны конкретные курсы, семинары для государства и общества?
  • как и кто будет оценивать конкретные отрасли?
  • кто будет отвечать за соответствие просветительской деятельности установленным требованиям?
  • как будет проходить согласование с органами власти и какие документы для этого потребуются?
  • какая роль в реализации поправок будет отведена общественному контролю?

Не исключено, что на эти и другие вопросы законодатель ответит в процессе принятия нормативных правовых актов в целях реализации закона. Напомним, Правительство РФ до даты вступления поправок в силу должно разработать и утвердить порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней. Эти документы, по мнению Артёма Кирьянова, будут даже более значимыми, чем сам принятый закон.

Отметим, на состоявшемся в конце марта в Совете Федерации совещании по обсуждению рассматриваемых поправок эксперты акцентировали внимание на необходимости подготовки качественной нормативно-правовой базы для реализации принятого закона, а Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова заверила, что все вопросы, возникающие у представителей научного сообщества, получат разрешение при разработке профильными министерствами подзаконных актов. В дальнейшем сенаторы планируют держать на контроле и вопросы правоприменения документа.

Кроме того, в ходе мероприятия была высказана инициатива о разработке отдельного законопроекта, непосредственно касающегося просветительской деятельности. Так что есть предпосылки полагать, что тема законодательного регулирования просветительской деятельности не ограничится только поправками в Закон об образовании, работа над ней будет продолжена.


Что случилось?

В ноябре 2020 года группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комиссии Совфеда по защите госсуверенитета Андреем Климовым и главой думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым внесла в Госдуму законопроект о просветительской деятельности. Несмотря на возмущения ученых и популяризаторов, 16 марта его одобрили в третьем, окончательном чтении.

О чем говорится в законопроекте?

Зачем это нужно?

В пояснительной записке к закону прямо говорится, что главная его цель — противодействие иностранному вмешательству: «Отсутствие соответствующего правового регулирования создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из‑за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя.


Как отреагировали на законопроект в самой Госдуме?

Как отреагировали ученые и просветители?

Против документа высказался в своем открытом письме вице-президент РАН, глава Комиссии РАН по популяризации науки Алексей Хохлов, а декларацию против него подписали почти 1 200 ученых.

Согласно тексту законодательной инициативы, правительство разработает формы контроля деятельности людей и организаций, которые занимаются просвещением. Попросту говоря, власти будут контролировать лекторов, культурологов, коучей и тренеров – в общем все тех, кто проводит лекции и мастер-классы, занимается просветительской деятельностью. Само это понятие в законопроекте очень широко и размыто, и совсем не ясно, кто попадет под его действие. Ведь это может быть любой кулинарный рецепт в интернете, видеоуроки по танцам или языковые курсы. В общем, все, что связано с передачей знаний и навыков. Управляющий красноярского книжного магазина, где проводится множество различных лекций, пока в растерянности и говорит, что непонятно, как дальше выстраивать работу лектория.

Взяться за просветительскую деятельность в России парламентарии решили в ноябре 2020г. В конце декабря законопроект утверждают в первом чтении, а 9 марта 2021 г., принимают окончательно. Авторы инициативы – группа сенаторов во главе председателем комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета Андреем Климовым. Именно Климов неоднократно заявлял, что московские протесты летом 2019 г. не обошлись без иностранного влияния. Поэтому без иностранного влияния, по его мнению, должна быть и просветительская деятельность в России. Отсутствие регулирования в этой сфере, по мнению авторов закона, приводит к дискредитации российской политики, пересмотру истории и подрыву конституционного строя. То есть ужесточение закона авторы обосновали иностранной угрозой. Но на практике же этот закон выльется в точечные репрессии в адрес лекторов, уверены эксперты

Многие предприниматели, в том числе основатели онлайн-лекториев, обеспокоены тем, что закон может усложнить жизнь их бизнесу. А просветители столкнутся с классическими плановыми и внеплановыми проверками. Юристы говорят, что теперь же любому лектору, чтобы избежать уголовной ответственности, нужно быть аккуратным в словах.

Дмитрий Комаров

Ксения Волкова

🤷‍♂

У вас есть законченное высшее образование. Даже если бы не было магистратуры, а только бакалавриат, то все равно это ЗАКОНЧЕННОЕ высшее образование. И больше ничего не нужно делать, делать, чтобы получить право преподавания в старших классах. Мне кажется, что закон "Об образовании" как-то даже не регламентирует это специально, мне кажется. Вообще не понимаю, почему постоянно у людей возникает этот вопрос

Ирина Шаповалова


Ирина Шаповалова

🤷‍♀

Ксения, такой вопрос возникает, потому что администрация может ввести в заблуждение. Например, когда мои ученики оканчивали 9-й класс, ко мне подошла завуч и сказала, что я должна аттестоваться на 1 категорию, потому что в 10-м классе русский язык у моих учеников будет профильным предметом, а без категории я не смогу преподавать в этом классе.

Татьяна Белова

Ирина, это лишь пожелания некомпетентного завуча) и попытка заставить Вас пойти на аттестацию. Ей же отчитываться)

Ирина Шаповалова


Ирина Шаповалова ответила Татьяне

😁

Татьяна, завуч очень компетентный, просто, я думаю, так она хотела мотивировать меня поскорее аттестоватьсяЯ не жалею, в общем. Можно считать, что с ее стороны это было маленькой военной хитростью.

Николай Евгеньевич

Нам года 2-3 назад спускали из управления презентацию по введению ФГОС в 10-11 классах и там тоже говорилось, что только с категорией учителя смогут вести уроки. Но на данный момент ничего не требуют.

Екатерина Шалабанова

Я преподавала в 10 классе. Окончила магистратуру, категории на момент начала обучения детей не было (получила чуть позже). А вообще, нам в университете говорили (и читала потом в нескольких источниках), что окончивший магистратуру имеет право преподавать в 10-11 классах (в том числе и профильных). Без магистратуры - только до 9 класса.

Законы не подскажу, увы.

Екатерина Кузьмина


Екатерина Кузьмина

Королева Виктория

Екатерина, неправильно вам говорили. Выпускник бакалавриата имеет право преподавать во всех классах вплоть до 11. И в СПО тоже.
Просто некоторые хитро-мудрые директора ради своих махинаций вводят в заблуждение претендентов на трудоустройство.
Еще раз. Бакалавриат дает право преподавания на всех ступенях среднего образования. Почитайте внимательно стандарт.
А вот для преподавания в вузе потребуется магистратура или специалитет.

Читайте также: