Как соотносятся философский метод и философские принципы в философии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Философия имеет специфический предмет исследования, стало быть, она должна владеть собственными методами. О соответствии в философии метода предмету впервые четко сказал Гегель, пропагандируя диалектику в противоположность метафизике. Последней со времен Аристотеля называют попытку открыть за текучей действительностью нечто устойчивое. Гегель именно действительность взял отправной точкой философствования и возвел в метод. Он был новатором использования

диалектики как метода, пригодного для всех философских исследований.

Применяемый метод связан с основной содержательной установкой. Если признавать идеи существующими автономно, к ним надо приходить с помощью диалога и созерцания (по Сократу и Платону). Если идеи пребывают в вещах, последние надо исследовать (Аристотель). Если идеи существуют в человеке — испытывать природу с их помощью (Кант). Если идеи переходят из одной формы в другую, нужен некий синтетический метод — диалектика, в который входят и диалог, и исследование, и испытание. В одном случае Дух спорит и созерцает; в другом — следует природе; в третьем — пытает ее, расчленяя; в четвертом — природа предстает как саморазвивающаяся идея.

Диалектический метод

Диалектический метод обычно противопоставляют формально-логическому, господствующему в естественно-научном познании. Можно сказать, что диалектический метод ближе к жизни, формально-логический — к ее познанию в мысли. При диалектическом методе мышление остается на конкретном уровне, при формально-логическом от конкретного восходит к абстрактному.

Необходимо использовать оба метода. Диалектика при отрицании формальной логики превращается в иррациональную противоположность познанию, отрицание возможности мира и познания его. Формальная логика в крайних вариантах предстает как тавтологическое умствование, имеющее мало общего с жизнью. Тут как бы два полюса мировоззрения и-миропознания. Ценность диалектического метода в том, что он очищает метафизику от ненужных мудрствований и тупика, в который заходит мысль. Но и сама диалектика не способна найти выход из противоречий, которыми занимается, без привлечения аппарата формальной логики.

Диалектический метод может дополнять конкретно-научные. По существу, он не опровергает и не отрицает научные методы в силу своей всеобщности (любые научные данные подводимы под диалектику), но указывает на принципиальную неполноту научного познания и способен помочь в выработке основополагающих предпосылок научного познания.

Диалектика как метод есть рассмотрение явлений в их развитии. Поэтому диалектический метод противостоит любой замкнутой системе взглядов. Диалектический взгляд должен отрицать и неподвижность платоновского царства идей, и гегелевскую Абсолютную Идею. Противоречие между методом и системой наличествует у всех диалектиков — создателей систем.

Приблизившись к требованиям разума, став системой, диалектика удаляется от реальности. С помощью системы можно пред-

Диалектический метод хорош для опровержения противников, так как каждому положительному взгляду на вещи он противополагает его отрицание. Поэтому диалектический метод широко распространен в качестве метода спора. Его отрицательное значение, пожалуй, не меньше значения скептицизма; положительное значение заключается в ориентации на скрытые потенции бытия.

Диалектику как метод можно интерпретировать различным образом: или как учение о внешней борьбе, которая достигает своего крайнего обострения и революционного разрешения, или как учение о внутренней борьбе, которую человек ведет с самим собой. Другими словами, диалектика как метод представляет широкие возможности для использования.

Диалектика претендует на гносеологический синтез конкретного и всеобщего. От индивидуального через изучение связи между индивидуальным и закономерным к закономерному и от него опять к индивидуальному — таков метод исследования, отвечающий диалектике. Философ может начать с понятных всем обычных вещей, затем перейти к понятийному анализу, уйти в методологию науки и снова вернуться к действительности, давая ориентиры на будущее.

Прагматический метод

1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 50 т. — М., 1995. — Т. 2, с. 4.

2 Джемс У. Прагматизм. — СПб., 1910, с. 33.

Структурализм, системный подход, функциональный анализ, прагматизм, диалектика представляют собой методы исследования, которые при их возникновении в какой-то степени имманентны предмету. Затем метод, достигший успеха в сфере его формирования, начинает проникать в смежные области, действуя в них в качестве инструмента. В методологии тоже есть преемственность, сдвиги методов аналогичны сдвигам проблем, и здесь огромное поле деятельности для методологов.

Метод и принцип

Значение имеют также личность философа и внешние условия его работы. Подчеркнем еще раз, что главное в философии не набор знаний, а способность думать. Философия имеет свои методы: сократовскую майовтику, развившуюся в диалектику как метод мышления; совокупность рациональных правил — универсальный циркуль, которым измеряется бытие, и т.д. Использование этих методов необходимо, но недостаточно.

Здесь подходит аналогия с языком. Существуют фонетика, грамматика, лексика, которые можно знать, но не уметь говорить на данном языке. Точно так же можно выучить философию, но не уметь думать. Навык и тренировка требуются как для овладения умением говорить, так и для овладения умением мыслить. Это второй уровень овладения дисциплиной. Наконец, наивысший, третий, уровень — творческий, когда удается сказать новое слово в буквальном и переносном смысле. Итак, три уровня: знание, умение, творчество.

Умение мыслить связано с критической оценкой происходящего, поскольку всякая самостоятельная мысль находится в противоречии с существующими стереотипами; с целостностью отношения к миру, поскольку одна мысль неизбежно тянет за собой другую. Человек или умеет говорить на другом языке обо всем,

1 Соловьев B.C. Критика ответственных начал // Собр. соч.: В 10 т. — СПб., 1911-1914.-Т. 1.-С.63.

или не знает языка вовсе. Так же он либо имеет целостный взгляд на мир, либо не дорос до философии.

Специальные философские дисциплины

Во многих науках есть общая и специальные части. В философии есть систематическая философия и такие дисциплины, как этика — искусство жить, логика — умение мыслить, онтология — учение о бытии, гносеология — теория познания, эстетика — учение о прекрасном, теология — учение о Боге. Систематическая философия имеет дело с единством истины, добра и красоты, а отдельные философские дисциплины — с истиной (теория познания), добром (этика), красотой (эстетика).




Древо философии

Если систематическая философия — учение об идеях как таковых, то этика — учение о нравственных идеях, эстетика — учение об идее прекрасного, гносеология — учение об идее истины. На различные разделы философии по-разному распределена нагрузка основных ее функций: мировоззренческой, познавательной, систематической, критической.

В недрах философии зародилась логика с аристотелевскими законами тождества (А = А), непротиворечия (А ф не-А) и исключения третьего (возможно А или не-А, третьего не дано), которую затем дополняли Лейбниц и Гегель.

Развитие отдельных философских дисциплин определялось господствовавшими в обществе культурными доминантами, которые представляли собой последовательность: мифология — религия — наука.

В более полной схеме (см. с. 159) можно выделить внутреннее ядро философии, или систематическую философию, сферу философских дисциплин и сферу человеческой деятельности и отраслей культуры.

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся предмет и метод исследования?

2. В чем суть диалектического метода?

3. Каково соотношение диалектики как метода и идеала как цели?

4. В чем специфика прагматического метода?

5. Как соотносятся философский метод и философские принципы?

6. Как соотносятся систематическая философия и специальные фило
софские дисциплины?

7. Какова структура философского знания?

АйерА. Философия и наука // Вопросы философии. — 1962. — № 1.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. — М., 1975. — Т. 1.

Джемс У. Прагматизм. — СПб., 1910.

Кропоткин П.Л. Этика. — М., 1992.

Поппер К. Нищета историзма // Вопросы философии. — 1992. — № 8—10.

Глава 15 ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 50 т. — Т. 20, с. 145.

2 Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. — Т. 1, с. 69.

подтверждаемы с помощью специальных практических процедур или подвержены строгой логической выводимости, как в математике, но и допускают принципиальную возможность их эмпирического опровержения. Все это позволяет провести разделительную линию между философией и наукой.

Ученых порой представляли в качестве так называемых стихийных материалистов в том плане, что им присуща изначальная вера в материальность мира. Вообще говоря, это не обязательно. Можно верить, что Некто или Нечто передает людям чувственную информацию, а ученые считывают, группируют, классифицируют и перерабатывают ее. Эту информацию наука рационализирует и выдает в виде законов и формул вне отношения к тому, что лежит в ее основе. Поэтому ученый может вполне быть как стихийным материалистом или идеалистом, так и сознательным последователем какой-либо философской концепции. Такие ученые, как Декарт и Лейбниц, сами были выдающимися философами своего времени.

Современная наука

В Новое время произошел великий поворот в развитии культуры — наука поднялась на ее высшую ступень. С тех пор значение науки неуклонно возрастало вплоть до XX в., и вера в науку поддерживалась ее огромными достижениями. В середине XX в. в результате растущей связи науки с техникой произошло событие, равное по масштабу научной революции XVII в., получившее название научно-технической революции (НТР) и знаменовавшее новый этап в развитии научного знания.

НТР характеризуется, во-первых, срастанием науки с техникой в единую систему, в результате чего наука стала непосредственной производительной силой, а во-вторых, небывалыми успехами в деле покорения природы и самого человека как части природы. Достижения НТР впечатляющи. Она вывела человека в космос, дала ему новый источник энергии (атомную энергию), принципиально новые вещества и технические средства (лазер), новые средства массовой коммуникации и информации.

В современной философии существуют два взгляда на науку в ее связи с жизнью человека: наука — продукт, созданный человеком (К. Ясперс), и наука — продукт бытия, открываемый через человека (М. Хайдеггер).

ров — мира физических объектов, мира индивидуально-психического и мира интерсубъективного (общечеловеческого) знания — наука сменила мир идей Платона. Третий, научный мир стал таким же эквивалентом философскому миру идей, как град Божий Блаженного Августина в Средние века.

В рамках сциентизма наука рассматривалась как единственная в будущем сфера духовной культуры, которая поглотит ее нерациональные области. В противоположность этому также громко заявившие о себе во второй половине XX в. антисциентистские высказывания обрекают науку на вечное противопоставление человеческой природе. Антисциентизм исходит из положения о принципиальной ограниченности возможностей науки в решении коренных человеческих проблем и оценивает науку как опасную силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру. Да, говорят критики, наука повышает благосостояние населения, но она также увеличивает опасность гибели человечества и Земли от атомного оружия и загрязнения природной среды.

Система "человек-мир" и её всеобщие связи являются предметом философской науки. Однако на протяжении всего существования данной науки неоднократно возникали споры по поводу её предмета и на данном этапе развития понятия предмета философии претерпели значительные изменения по отношению к первоначальному виду.

Сократ и его современники полагали, что философия – это искусство самопознания. А Платон – ученик Сократа говорил, что философия – это познание истинно существующего бытия или так называемого мира идей, который логично противопоставляется материальному миру и миру эмпирических вещей. Аристотель, в свою очередь, утверждал, что философия занимает ведущее место среди других наук, которая занимается исследованием первопричины вещей.

Античной науке характерно восприятие философии как господствующей науки. Греки использовали философию как всякое теоретическое знание, противопоставляемое мифу и житейскому мнению.

Предмет философской науки

В разные эпохи философия служила народу инструментом для выражения своих мыслей и чувств. Так, в Средневековье она активно использовалась в богословии, а в эпоху Возрождения, высвободившись от религии и теологии, мыслители вновь возвращаются к античным истокам и используют философскую науку в качестве всякого теоретического знания.

Фрэнсис Бэкон отождествлял философию с естественной теологией, естественной философией и учением о человеке. Р. Декарт называл философию деревом, корнями которого является метафизика, стволом – физика, а в качестве ветвей он называл все остальные науки.

Вторая половина XVIII – начало XIX в. было ознаменовано тем, что пришло понимание философии как универсальной науки о всеобщем. А в XIX в. философия противопоставляется конкретно-научному знанию.

Г. Гегель говорит о философии как о царице наук, которая занимается изучением всеобщего разума, постигающего самого себя.

И. Кант определяет философию как науку о крайних целях разума.

В XX в. появляется огромное количество определений, характеризующих предмет философского исследования. Неокантианцы утверждают, что философия – это наука о ценностях. Представители марксизма обозначают философию как знание о всеобщих законах природы, общества и мышления. Экзистенциализм – это рассуждения о бытие человека. Позиция позитивистов заключается в отрицании какого-либо предмета философии. К тому же они говорили, что философская наука бессмысленна в данном её исполнении и требуется создание нового знания, которое станет методологией научного познания.

Однако стоит отметить, что, несмотря на многообразие трактовок предмета философии, нерушимой остаётся идея рациональности философии, при этом всеобщность, понимается мыслителями по-разному, а замечают её и в культуре, и в мире, и в человеке.

Философский метод исследования

Говоря о методе в самом его общем смысле слова, можно сказать, что это система практических или мыслительных приёмов и правил, которых стоит придерживаться, ибо это ведёт к получению необходимого результата.

Философский метод – это совокупность исключительно мыслительных приёмов и правил. Ему присущи характерные особенности, среди которых комплексность и релятивность.

В данном контексте релятивность – это прямая зависимость метода и начальных предпосылок философского рассуждения. Такие предпосылки не всякий раз носят явный и осознанный характер. Стоит заметить особенность философии, которая заключается в том, что точные определения и формулировки являются итогом в размышлениях, а не его начальной стадии.

Философские категории и принципы

Фундаментальный характер носят философские категории и принципы. Всеобщая наука устроена таким образом, что в физике могут определяться причины процессов, при этом вопрос самой причинности ставится именно в философии. Подобное происходит в истории, которая изучает определённые исторические события и факты, вместе с тем философия изучает суть самой истории.

Стоит отметить, что философские категории – это довольно обобщённая субстанция, для которой трудно отыскать правильное определение. В силу этого предпосылки философского размышления могут носить неявный характер. Определяться лишь в том случае, если расширился исторический опыт с течением времени. В этом контексте как раз-таки смена философских эпох является сценой для смены мировоззренческих парадигм и прояснением философских оснований, посредством которых предшественники строили свои теории и идеи.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что философский метод по своей сути является зависимым от предпосылок, исходящих от мыслителя. При условии, что метод объясняется особенностями предмета исследований, которые в купе составляют связи, выделяющиеся во всеобъемлющей системе "человек-мир".

Методы современной философии

В современной философии обосновались несколько методов:

  • Диалектический.
  • Феноменологический.
  • Герменевтический.
  • Структуралистский.
  • Антропологический.

Довольно часто исследователи прибегают сразу к нескольким в пределах одного исследования. Основные приёмы, которые применяются при любом философском методе следующие:

  • Рефлексия.
  • Универсализация.
  • Тотализация.

Рефлексия представляет собой обращение мышления к собственным исходным предпосылкам. Универсализация – это вычленение всеобщих форм существования и мышления человека. А тотализация является целостной системой отношений в комплексе "человек-мир".

Помимо всего этого, философский метод включает в себя ещё и универсальные приёмы. Здесь имеются ввиду анализ и синтез.

Анализ – это деление в уме целого до самых исходных частей.

Синтез – подъём в уме от глубоких исходных оснований до новых единых систем, которые образуют единое целое из разных сторон предмета.

Следует уточнить, что анализ и синтез не применяются отдельно друг от друга из-за того, что только их единство даёт возможность выявить основные отношения действительности.

Довольно часто в философии используется абстрагирование. Оно подразумевает под собой мыслительный приём, посредством которого внимание переключается от несущественных свойств и отношений объекта или явления, тем самым давая возможность сконцентрировать внимание на существенных.

Среди распространённых приёмов также стоит сделать акцент на идеализации, которая представляет собой мысленный процесс, направленный на формирование абстрактных объектов, которые по каким-либо причинам не могут существовать в реальности. Данные объекты выражают действительные связи и отношения. Они выступают в качестве предельных связей и отношений, а также являются средством их анализа.

Данные материалы характеризуют методы используемые в философии для познания окр нас мира. Осуществляется краткая их характеристика и выделяются наиболее значимые характеризующие их черты.

Философия имеет специфический предмет исследования, стало быть, она должна владеть собственными методами. О соответствии в философии метода предмету впервые четко сказал Гегель, пропагандируя диалектику в противоположность метафизике. Последней со времен Ари­стотеля называют попытку открыть за текучей действительностью нечто устойчивое. Гегель именно действительность взял отправной точкой философствования и возвел в метод. Он был новатором использования диалектики как метода, пригодного для всех философских исследований.
Применяемый метод связан с основной содержательной установкой. Если признавать идеи существующими автономно, к ним надо приходить с помощью диалога и созерцания (по Сокра­ту и Платону). Если идеи пребывают в вещах, последние надо исследовать (Аристотель). Если идеи существуют в человеке — испытывать природу с их помощью (Кант). Если идеи переходят из одной формы в другую, нужен некий синтетический метод — диалектика, в который входят и диалог, и исследование, и испытание. В одном случае Дух спорит и созерцает; в другом — сле­дует природе; в третьем — пытает ее, расчленяя; в четвертом — природа предстает как самораз­вивающаяся идея.





Развитие отдельных философских дисциплин определялось господствовавшими в обществе культурными доминантами, которые представляли собой последовательность: мифология — религия — наука.

Мальчик с книгой

Философия – одна из древнейших наук. Во все времена находились люди, стремившиеся к знаниям и посвящавшие их поиску всё своё время. Древние мыслители прекрасно понимали, что им нужен эффективный инструмент, который позволил бы систематизировать знания и обмениваться ими. И таким инструментом стала философия. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, на какие вопросы отвечает, какие функции выполняет и какое место занимает среди современных наук.

Что такое философия?

Вопрос про курицу и яйцо также считается одним из классических философских вопросов. Рассуждения на эту тему есть у Аристотеля, Плутарха и многих других известных мыслителей.

Характерной особенностью философии является то, что в ней всегда существовало множество школ и течений. Их названия могут отражать ключевые идеи и концепции (материализм, идеализм). Иногда названия связаны с именами основателей (пифагорейство, гегельянство, кантианство). Также названия философских школ могут быть связаны с определенными культурами (эллинизм) или архитектурными объектами (стоицизм). Фактически философия состоит из большого количества учений, в чём-то дополняющих друг друга, а в чём-то противоречащих.

Объект и предмет философии

Объектом изучения называют определенную часть объективной реальности, представляющую интерес для науки. Предметом изучения называют процесс или явление, позволяющее понять свойства изучаемого объекта. К примеру, объектом изучения для социологии является общество, а предметом – взаимоотношения в обществе.

  • Объектом философии является весь материальный и духовный мир, поэтому её можно считать самой всеобъемлющей наукой.
  • Предметом философии являются в первую очередь законы существования природы, особенности взаимодействия различных объектов, познание этих законов и особенностей, познание самого познания. В философии существует огромное количество направлений, школ и течений, поэтому перечислить все явления и свойства, которые могут считаться предметом её изучения, просто невозможно.

Материализм, идеализм и дуализм

Фундаментальный вопрос философии заключается в том, что первично: материальный мир (бытие) или идеальный (мысленный прообраз). Таким важным этот вопрос делают два тезиса:

В мире не существует ничего иного, кроме материального и идеального.

Ответ на этот вопрос определяет ответы на остальные вопросы философии.

Поскольку возможно только два ответа на данный вопрос, сторонники каждого из них образовали свои течения: материализм и дуализм. Кроме того, существует концепция дуализма, согласно которой существует два неразрывно связанных между собой начала. Рассмотрим все три воззрения подробнее.

Материализм

Идеализм

В рамках данного мировоззрения полагается, что идеальное первично по отношению к материальному. В рамках идеализма существует два направления: объективный и субъективный идеализм. Первый подразумевает существование нематериальной реальности, не зависящей от разума, второй утверждает, что реальность не может существовать независимо от воли и сознания субъекта.

Дуализм

С точки зрения дуализма, материальное и идеальное представляют собой две равные по значению субстанции, ни одну из которых нельзя признать первичной. Основоположником дуализма считается Аристотель, а полнее всего его суть раскрыл в своих работах французский философ XVII века Рене Декарт.

Структура философии

Философия – это самая обширная и всеобъемлющая наука, и у неё достаточно сложная внутренняя структура, некоторые составляющие которой могут претендовать на роль самостоятельных научных дисциплин. Рассмотрим наиболее важные элементы данной структуры:

Функции философии

Поскольку философия – это очень сложная и многогранная наука, список её функций весьма обширен. В качестве наиболее важных можно назвать такие функции как:

  • Мировоззренческая. На протяжении многих веков ключевой задачей философии было формирование целостной и непротиворечивой картины мира. Она пытается понять и объяснить, как устроен мир, какое место занимает в нём человек и как он взаимодействует с окружающей действительностью.
  • Методологическая. Другая важная задача философии состоит в том, чтобы создавать механизмы и методы познания окружающего мира.
  • Мыслительно-теоретическая. Философия учит нас рассуждать логически, выстраивая схемы, которые достаточно точно и однозначно отражали бы явления окружающего мира.
  • Гносеологическая. Это фундаментальная функция философии, цель которой состоит в том, чтобы обеспечить механизм максимально точного и адекватного познания действительности.
  • Критическая. Данная функция состоит в том, чтобы подвергать сомнению существующие и новые знания об окружающем мире, находить противоречия, разрушать догмы, бороться с недостоверностью и окостенелостью накопленных знаний.
  • Аксиологическая (ценностная). Суть данной функции заключается в оценке объектов и явлений с учетом имеющихся систем ценностей.
  • Социальная. Эта функция заключается в объяснении процессов, которые привели к возникновению общества, а также в описании основных законов, по которым общество существовало на разных этапах своего развития.
  • Воспитательно-гуманитарная. Одна из важных задач философии всегда заключалась в том, чтобы развивать и прививать людям гуманистические ценности.
  • Прогностическая. В рамках данной функции философия пытается спрогнозировать, как будет развиваться человечество, общество и весь мир.
  • Общекультурная. Суть данной функции заключается в том, чтобы согласовывать достижения во всех сферах жизни, формируя единую культуру, общую для человечества.
  • Практическая. Данная функция состоит в практическом подтверждении теоретических суждений.

Методы философии

Философии, как и любой науке, необходимы инструменты для проведения исследований и постижения истины – методы. В качестве основных можно назвать следующие методы философии:

  • Диалектика. Это способ теоретического размышления, при котором изучаются противоречия исследуемых объектов и явлений, наличие в них противоположных качеств, меняющихся свойств и сложных причинно-следственных связей.
  • Метафизика. Данный метод в некотором смысле противопоставляется диалектике. Он изучает каждый объект обособленно (игнорируются его внешние связи и зависимости от других объектов), статично (игнорируется то, как он меняется с течением времени) и однозначно (противоречия отбрасываются, истина должна быть абсолютной и единственной).
  • Догматизм. Этот метод свойственен теологическим течениям в философии. Убеждения принимаются и больше не оспариваются, несмотря на отсутствие доказательств и логического обоснования.
  • Эклектика. В рамках данного метода соединяются разносторонние идеи, понятия, факты и концепции, в результате чего делаются поверхностные выводы – недостоверные, но выглядящие правдоподобно. Эклектика может использоваться, например, чтобы обосновывать сомнительные идеи, делая их привлекательными для масс (для популяризации религии или идеологии, в политической пропаганде или в рекламе).
  • Софистика. Цель данного метода не в поиске истины и даже не в имитации этого поиска, как у эклектики. Центральная идея софистики заключается в том, что умелый оратор способен доказать что угодно так, чтобы это выглядело вполне логичным. Первые софисты считались мудрецами и мастерами красноречия, но со временем за ними закрепилась дурная слава, поскольку в полемике они прибегали к нечестным приёмам.
  • Герменевтика. Это искусство толкования текстов. Суть герменевтики заключается в том, чтобы при прочтении текста максимально полно учесть всё, что могло повлиять на смысл высказываний: культурную среду, образование автора, его социальный статус и другие факторы.

Философия в системе наук

Для полного понимания того, что такое философия, необходимо осознать её место среди современных наук и связь с отдельными дисциплинами. Различные течения могут соотноситься с разными видами наук. Так философская антропология исследует человека, его сущность, предназначение, систему ценностей и стоящие перед ним вызовы. Таким образом, она может считаться гуманитарной наукой.

Онтологию можно отнести к естественным наукам, поскольку она изучает объективный мир и зачастую сосредоточена на тех же объектах, что и другие естественные науки (пространство, материя, время, движение и прочее). С античных времён и вплоть до XVIII века существовала также натурфилософия – учение, сочетающее в себе философские и естественнонаучные знания.

Таким образом, философия одновременно является естественной, гуманитарной и технической наукой. При этом у неё есть точки соприкосновения с каждой из двух с половиной тысяч наук, признаваемых современным научным миром. И ни одна другая наука не может похвастаться подобной универсальностью.

Заключение

Философия считается самой обширной и многогранной из всех наук. Она состоит из большого количества разделов, имеет множество функций и методов. Это единственная наука, соприкасающаяся со всеми остальными двумя с половиной тысячами научных дисциплин. Иногда её называют родоначальницей всех наук, считая, что именно из её ответвлений так или иначе сформировались все естественные науки.

Читайте также: