Как соотносятся этика и мораль кратко
Обновлено: 30.06.2024
Объект – человек. Специфический аспект этики – общение как ее фундаментальная предпосылка и основа. Общение – как насущную необходимость, как важнейшую потребность людей, как способ человеческого существования и жизнедеятельности.
Главный вопрос этики определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным. Поведение людей - это совокупность их действий, поступков и отношений (к себе, другим людям, обществу в целом). Общество всегда осуществляет контроль и коррекцию поведения людей, стремясь увязать интересы индивидов и человеческих коллективов, найти своего рода "баланс" общественного и личного блага с помощью "социальных регуляторов" поведения (традиции, право, мораль, этикет), которые содержат социальные нормы, программные установки, приемлемые формы взаимодействия.
Однако отнюдь не любая оценка поведения имеет этическую природу и относится к этической сфере. Этическая оценка - это не просто произвольное одобрение или осуждение поступка. Прежде чем определить, какое поведение людей является правильным - моральным - и неправильным - аморальным, необходимо прояснить, что такое "добро" и "зло" - эти фундаментальные основания, критерии этического суждения. Этическая же оценка самих поступков и отношений дается на основании их ориентации на достижение добра и зла.
Термин "этика" впервые был употреблен Аристотелем для обозначения, особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого понятия связана с древнегреческим словом "этикос" (нрав, обычай, привычка, характер) имеющий отношение к нpaвам; то есть "этика" в буквальном значении - теория нравственности. Таким образом, этика - это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной nроблемой - Добро и Зло.
Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее место и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса, рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни.
Задачи этики:
1) описывать мораль - ее историю, ее сегодняшние нормы, принципы и идеалы - то, что принято называть нравственной культурой общества;
2) объяснять мораль - пытаться дать анализ сущности морали в ее "должном" и "сущем" вариантах;
3) учить морали - давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии "правильной жизни"
Итак, этика является более широким понятием, по отношению к понятиям нравственности и морали, наукой, изучающей нравственность и мораль.
Мораль и нравственность - понятия близкие по значению, однако они не являются синонимами и имеют различные значения, функции и выполняют отличные друг от друга задачи.
Этика – это философская наука о морали и нравственности.
Мораль (лат. moralis -- касающийся нравов) -- один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
В понятии нравственности особым образом, если не сказать удачно, соединились знания человеческой цивилизации об идеале и реальности: идеал притягивает к себе реальность, заставляя её меняться по нравственным принципам.
Этика и мораль: соотношение понятий
Максимов Л.В. Этика и мораль: соотношение понятий // Этическая мысль. Вып. 4 – М.: ИФ РАН, 2003
Этика и мораль: соотношение понятий
В чем различие между этикой и моралью?
Главная трудность, с которой сопряжены те или иные квалификации этики по признаку доминирования в ней либо морально-ценностного, либо познавательного компонента, состоит в том, что вся классическая этика, будучи так или иначе ценностно-ориентированной, вместе с тем никогда не сводилась к одним только ценностным декларациям и их защите, а непременно содержала в себе еще и когнитивную составляющую, т.е. определенное знание или представление о мире, Боге и человеке. Так не является ли наличие этой составляющей показателем того, что этика фактически обладает указанным выше двойным статусом, т.е. способна гармонично совмещать в себе некоторую моральную (ценностную) позицию с теоретическим объяснением феномена морали?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо выяснить, какое место в этике занимает знание о мире и конкретных его реалиях (включая мораль как один из феноменов человеческого бытия). Как правило, в моральной философии познавательные процедуры и получаемые в их результате знания (представления, мнения и пр.) подчинены главной задаче – утверждению определенной ценностной позиции; иными словами, они прямо или опосредствованно используются для формулирования, уточнения, упорядочения и подкрепления определенных целей, норм, идеалов, оценок, императивов и т.д. Мы не будем затрагивать здесь вопрос о конкретных способах и механизмах указанного использования знаний, о совершаемых при этом логических ошибках (на которые впервые обратил внимание Д.Юм); это – особая тема, имеющая богатую библиографию (главным образом – в аналитической философии XX века). В данном случае речь идет о том, что факт присутствия в этике познавательного компонента сам по себе еще не является достаточным основанием для отнесения ее к сфере познания (философского или научного), поскольку знание о мире и человеке в составе этики нередко выполняет лишь подсобную роль, т.е. служит посылкой для ценностных выводов. Другое дело, если полученное знание не вплетено в структуру ценностных рассуждений и не содержит ни в явном, ни в скрытом виде оценок или императивов. Элементы такого рода знания, выстраивающего объективный образ реальности (или, во всяком случае, претендующего на объективную истинность), могут быть без труда обнаружены практически в любом более или менее крупном этическом учении; это, например, описание обычаев и нравов разных народов, попытки объяснить происхождение морали, ее общественные функции и т.д.
позднем понимании этого слова) и иными ценностями были размытыми и легко нарушаемыми. Поэтому ценностный спектр этических учений всегда был (и остается поныне) гораздо более богатым и разнообразным, нежели действительные расхождения философов в их моральных позициях (особенно если иметь в виду расхождения не в конкретных моральных оценках и нормах, а в трактовке общих принципов морали).
[2] См.: Ефимов В.Т. Этика и моралеведение // Вопросы философии. 1982. № 2.
[3] См.: Гусейнов А.А. Этика // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001.
[4] См.: Ethics /morality distinction // International Encyclopedia of Ethics / Ed. John K. Roth. L.–Chicago, 1995. P. 283.
[5] См.: Апресян Р.Г. Мораль // Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001.
Мораль, этика, нравственность
Раздел ЕГЭ: 1.1.3. Мораль | Раздел ОГЭ: 2.5. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИКЕ и МОРАЛИ
Мораль выступает в качестве регулятора поведения человека в обществе. Понятие морали становится актуальным при оценке поступков индивида по отношению к природе и другим живым существам. Мoрaль ставит ограничения на свободу действий индивида, поскольку он всегда должен учитывать мнение других людей и общества, в котором живёт.
Мораль — традиционно сложившаяся система норм и правил поведения, которая определяется общественно принятыми понятиями о добре и зле, хорошем и плохом.
Этика — идеология, изучающая понятия морали и нравственности. Существует и другое определение: этика — обобщённые нормы поведения и морали для определённой общественной группы или профессии.
В процессе формирования понятие морали прошло несколько ступеней.
- Табу— религиозный запрет, налагающийся на совершение какого-либо действия.
- Обычай— повторение каких-либо действий, основанное на поведении предков или сложившейся социальной группы.
- Традиция — комплекс обрядов, привычек и действий, передающихся в течение нескольких поколений.
- Моральные нормы — устоявшиеся представления о поведении личности.
ФУНКЦИИ МОРАЛИ
- Регулятивная. Мораль выступает в качестве нравственного координатора поведения человека.
- Воспитательная. Мoраль служит средством воспитания, предоставляя понятия об идеальном поведении.
- Коммуникативная. Морaль обеспечивает комфортное общение людей.
- Ценностно-ориентационная. Мoраль служит ориентиром для человека.
- Познавательная. Морaль помогает человеку постигать мир путём различия понятий добра и зла.
- Мотивационная. Соблюдение моральных принципов стимулирует человека к самосовершенствованию и саморазвитию.
- Гуманизирующая. Принципы морали основываются на человеколюбии, что содействует налаживанию отношений между людьми.
ПОДХОДЫ К ПРОИСХОЖДЕНИЮ МОРАЛИ
Существует несколько точек зрения, трактующих наличие морали.
- Натуралистический подход. Наличие морали объясняется естественной природой человека. Возникновение морали связано с биологическим развитием человека.
- Теологический подход. Мораль была дарована человеку высшими силами, Богом.
- Социологический подход. Появление морали связано с процессом исторического развития общества и напрямую зависит от изменения социально-экономических потребностей людей.
- Культурологический подход. Мораль выступает в качестве культурной составляющей, регулирующей социальное поведение людей, и не связана с политической, экономической и другими составляющими.
НРАВСТВЕННОСТЬ
Нравственность — ряд правил, соблюдение которых определяет поведение человека. Также под нравственностью понимается совокупность духовных и душевных качеств, которые необходимы человеку для комфортного нахождения в обществе, и соответствующее поведение, отвечающее этим правилам.
Таким образом, мораль обобщает в себе высокие идеалы общества, а нравственность определяет повседневную жизнь.
Этапы формирования нравственности. Формирование нравственности происходит с изменением мыслей человека о себе и своих поступках.
- Конвенциональный этап. (Что обо мне подумают другие люди?)
- Элементарный этап. (Что со мной будут делать?)
- Автономный этап. (Что я буду думать сам о себе?)
Хотя они тесно связаны, есть по крайней мере 6 различий между этикой и моралью и удобно не путать эти понятия друг с другом. Они относятся к множеству характеристик, как концептуальных, так и эпистемологических.
Определение этики
Этика является отраслью философии который изучает и систематизирует понятия добра и зла, а также связанные с ними. Эта дисциплина направлена на то, чтобы рационально определить, что представляет собой хороший или добродетельный акт, независимо от культуры, в которой он создан.
Этические системы, состоящие из предписаний относительно моделей поведения, которым должны следовать люди, традиционно предлагались из философии и религии.
Этика считается возникла во времена Древней Греции ; философия Платона и философии Аристотеля, а также стоицизм или эпикурейство являются одними из первых проявлений использования этого термина.
В средние века христианская этика преобладала в западном мире, а затем распространилась на большую часть мира. Более поздние философы, такие как Декарт, Юм или Кант, извлекут идеи у греческих мастеров и внесут ключевой вклад в концепцию этики последующих веков.
Определение морали
Мораль определяется как набор правил, которые регулируют поведение людей, являющихся частью определенного общества, с тем чтобы они могли внести свой вклад в поддержание стабильности и социальной структуры .
Понятие морали обычно связано с соответствием неявным и явным законам социальной группы, которые передаются людям в процессе социализации, которой они подвергаются в течение всего своего развития. В этом смысле мораль часть традиций и ценностей контекста в котором мы выросли.
Мораль возникла, по всей вероятности, как естественное следствие организации людей в группы. По мере того как общества становились все более сложными, правила взаимодействия, которые их структурировали, постепенно трансформировались в моральные правила и явные законы, особенно с появлением письменности.
Религии имели большой исторический вес в создании моральных кодексов. В то время как в западном мире иудаизм и христианство в значительной степени определяли социальные нормы, в Азии буддизм и конфуцианство сделали это.
Различия между этикой и моралью
Однако с теоретической и исторической точек зрения мы можем найти несколько различий между этими двумя терминами.
1. Объект интереса
Мораль отвечает за определение того, какое поведение является подходящим, а какое нет в данном контексте, в то время как этика относится к общим принципам, которые определяют, какое поведение выгодно для всех людей.
Этика является нормативной дисциплиной, а мораль описательной ; таким образом, этика отличается от морали тем, что она стремится определить правильное поведение, а не то, которое принято обществом.
Другими словами, если этика является довольно статичным элементом, который служит ориентиром для понимания типа поведения, которое регулирует функционирование общества в данном контексте, применяется мораль, принимая во внимание все, что вмешивается в решении действовать так или иначе.
2. Сфера применения
Этика находится на уровне теории, пытаясь найти общие принципы, которые способствуют гармонии между людьми. С другой стороны, моральное попытаться применить стандарты, определенные этикой к большому количеству конкретных ситуаций, согласно описанию того, что происходит в каждом конкретном случае.
Таким образом, этика имеет теоретический, абстрактный и рациональный характер, а мораль относится к практическому, сообщая нам, как мы должны вести себя в повседневной жизни с помощью более или менее четких правил и утверждений.
3. Происхождение и развитие
Этические стандарты разрабатываются конкретными людьми посредством размышления и оценки того, что подразумевается под человеческой природой. Впоследствии эти люди будут применять правила к своему поведению.
В некоторых случаях индивидуальная этика может влиять на большое количество людей, даже становится традицией ; это часто случалось в случае религий, систематизации идей их пророков. Как только эта точка будет достигнута, мы будем говорить о морали, чтобы сослаться на передачу из поколения в поколение такой этической системы.
Синтетически мы можем сказать, что этика имеет индивидуальное происхождение в то время как мораль вытекает из норм нашей социальной группы, определенных в свою очередь прежней этической системой. Мораль - это обобщение такого рода описаний того, что хорошо, а что плохо, способ создания абстракции о том, что следует делать и чего следует избегать.
4. Возможность выбора
Как мы уже говорили, этика начинается с индивидуальной рефлексии, а мораль имеет более обременительный и принудительный характер : если человек не соблюдает социальные нормы, он может получить наказание, будь то социальное или юридическое, потому что мораль не может быть создана одним человеком, но имеет отношение к общим идеям о том, что хорошо Делай, а что плохо или что даже должно быть поводом для наказания.
Этика основана на интеллектуальной и рациональной ценности, которую люди придают своим взглядам и убеждениям, в отличие от морали, которая определяется культурой и поэтому довольно иррациональна и интуитивна. Мы не можем выбирать мораль, просто принять или отвергнуть ее; следовательно, это связано с соблюдением норм нашей социальной группы.
5. Режим воздействия
Моральные нормы действуют на нас извне или из бессознательного, в том смысле, что мы добровольно усваиваем их по мере развития в рамках определенной социальной группы. Мы не можем оставаться вне их; мы всегда принимаем их во внимание, чтобы защитить или отвергнуть их.
этика это зависит от добровольного и осознанного выбора Так как эта концепция определяет выявление и последующее выполнение некоторых определенных норм для действий таким образом, который кажется нам правильным с личной точки зрения. Кроме того, будучи довольно индивидуального характера, он дает определенный запас для размышлений о том, является ли что-то хорошим или нет, в зависимости от обстоятельств.
6. Степень универсальности
Этика претендует на универсальность, то есть на возможность применения в любом контексте, так как в идеале она начинается с управляемого мышления, а не со слепого повиновения жестким нормам. Таким образом, эта дисциплина стремится установить абсолютные истины, которые остаются как таковые независимо от контекста, в котором они применяются, до тех пор, пока человек способен действовать рационально. Кант, например, пытался поставить объективные этические принципы выше культуры или религии.
К минусам, мораль варьируется в зависимости от общества; Поведения, которые могут быть приняты в некоторых социальных группах, такие как гендерное насилие или эксплуатация детей, будут считаться аморальными людьми из других обществ, а также с этической точки зрения. В этом смысле мы можем сказать, что на мораль в значительной степени влияет культурный релятивизм.
Читайте также:
- Причины краха реального социализма как общественной системы кратко
- Как найти списки документов включенных в систему за последний месяц в консультант плюс кратко
- Как правильно оценивать детей в нач школе для педагога
- Как быть строгим воспитателем в детском саду
- Совещание как вид управленческого общения кратко