Как соотносятся этика и мораль кратко

Обновлено: 30.06.2024

Объект – человек. Специфический аспект этики – общение как ее фундаментальная предпосылка и основа. Общение – как насущную необходимость, как важнейшую потребность людей, как способ человеческого существования и жизнедеятельности.

Главный вопрос этики определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным. Поведение людей - это совокупность их действий, поступков и отношений (к себе, другим людям, обществу в целом). Общество всегда осуществляет контроль и коррекцию поведения людей, стремясь увязать интересы индивидов и человеческих коллективов, найти своего рода "баланс" общественного и личного блага с помощью "социальных регуляторов" поведения (традиции, право, мораль, этикет), которые содержат социальные нормы, программные установки, приемлемые формы взаимодействия.

Однако отнюдь не любая оценка поведения имеет этическую природу и относится к этической сфере. Этическая оценка - это не просто произвольное одобрение или осуждение поступка. Прежде чем определить, какое поведение людей является правильным - моральным - и неправильным - аморальным, необходимо прояснить, что такое "добро" и "зло" - эти фундаментальные основания, критерии этического суждения. Этическая же оценка самих поступков и отношений дается на основании их ориентации на достижение добра и зла.

Термин "этика" впервые был употреблен Аристотелем для обозначения, особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого понятия связана с древнегреческим словом "этикос" (нрав, обычай, привычка, характер) имеющий отношение к нpaвам; то есть "этика" в буквальном значении - теория нравственности. Таким образом, этика - это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной nроблемой - Добро и Зло.

Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее место и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса, рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни.

Задачи этики:

1) описывать мораль - ее историю, ее сегодняшние нормы, принципы и идеалы - то, что принято называть нравственной культурой общества;

2) объяснять мораль - пытаться дать анализ сущности морали в ее "должном" и "сущем" вариантах;

3) учить морали - давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии "правильной жизни"

Итак, этика является более широким понятием, по отношению к понятиям нравственности и морали, наукой, изучающей нравственность и мораль.

Мораль и нравственность - понятия близкие по значению, однако они не являются синонимами и имеют различные значения, функции и выполняют отличные друг от друга задачи.

Этика – это философская наука о морали и нравственности.

Мораль (лат. moralis -- касающийся нравов) -- один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

В понятии нравственности особым образом, если не сказать удачно, соединились знания человеческой цивилизации об идеале и реальности: идеал притягивает к себе реальность, заставляя её меняться по нравственным принципам.

Этика и мораль: соотношение понятий

Максимов Л.В. Этика и мораль: соотношение понятий // Этическая мысль. Вып. 4 – М.: ИФ РАН, 2003

Этика и мораль: соотношение понятий

В чем различие между этикой и моралью?

Главная трудность, с которой сопряжены те или иные квалификации этики по признаку доминирования в ней либо морально-ценностного, либо познавательного компонента, состоит в том, что вся классическая этика, будучи так или иначе ценностно-ориентированной, вместе с тем никогда не сводилась к одним только ценностным декларациям и их защите, а непременно содержала в себе еще и когнитивную составляющую, т.е. определенное знание или представление о мире, Боге и человеке. Так не является ли наличие этой составляющей показателем того, что этика фактически обладает указанным выше двойным статусом, т.е. способна гармонично совмещать в себе некоторую моральную (ценностную) позицию с теоретическим объяснением феномена морали?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо выяснить, какое место в этике занимает знание о мире и конкретных его реалиях (включая мораль как один из феноменов человеческого бытия). Как правило, в моральной философии познавательные процедуры и получаемые в их результате знания (представления, мнения и пр.) подчинены главной задаче – утверждению определенной ценностной позиции; иными словами, они прямо или опосредствованно используются для формулирования, уточнения, упорядочения и подкрепления определенных целей, норм, идеалов, оценок, императивов и т.д. Мы не будем затрагивать здесь вопрос о конкретных способах и механизмах указанного использования знаний, о совершаемых при этом логических ошибках (на которые впервые обратил внимание Д.Юм); это – особая тема, имеющая богатую библиографию (главным образом – в аналитической философии XX века). В данном случае речь идет о том, что факт присутствия в этике познавательного компонента сам по себе еще не является достаточным основанием для отнесения ее к сфере познания (философского или научного), поскольку знание о мире и человеке в составе этики нередко выполняет лишь подсобную роль, т.е. служит посылкой для ценностных выводов. Другое дело, если полученное знание не вплетено в структуру ценностных рассуждений и не содержит ни в явном, ни в скрытом виде оценок или императивов. Элементы такого рода знания, выстраивающего объективный образ реальности (или, во всяком случае, претендующего на объективную истинность), могут быть без труда обнаружены практически в любом более или менее крупном этическом учении; это, например, описание обычаев и нравов разных народов, попытки объяснить происхождение морали, ее общественные функции и т.д.

позднем понимании этого слова) и иными ценностями были размытыми и легко нарушаемыми. Поэтому ценностный спектр этических учений всегда был (и остается поныне) гораздо более богатым и разнообразным, нежели действительные расхождения философов в их моральных позициях (особенно если иметь в виду расхождения не в конкретных моральных оценках и нормах, а в трактовке общих принципов морали).

[2] См.: Ефимов В.Т. Этика и моралеведение // Вопросы философии. 1982. № 2.

[3] См.: Гусейнов А.А. Этика // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001.

[4] См.: Ethics /morality distinction // International Encyclopedia of Ethics / Ed. John K. Roth. L.–Chicago, 1995. P. 283.

[5] См.: Апресян Р.Г. Мораль // Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001.


Мораль, этика, нравственность

Раздел ЕГЭ: 1.1.3. Мораль | Раздел ОГЭ: 2.5. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИКЕ и МОРАЛИ

Мораль выступает в качестве регулятора поведения человека в обществе. Понятие морали становится актуальным при оценке поступков индивида по отношению к природе и другим живым существам. Мoрaль ставит ограничения на свободу действий индивида, поскольку он всегда должен учитывать мнение других людей и общества, в котором живёт.

Мораль — традиционно сложившаяся система норм и правил поведения, которая определяется общественно принятыми понятиями о добре и зле, хорошем и плохом.

Этика — идеология, изучающая понятия морали и нравственности. Существует и другое определение: этика — обобщённые нормы поведения и морали для определённой общественной группы или профессии.

В процессе формирования понятие морали прошло несколько ступеней.

  • Табу— религиозный запрет, налагающийся на совершение какого-либо действия.
  • Обычай— повторение каких-либо действий, основанное на поведении предков или сложившейся социальной группы.
  • Традиция — комплекс обрядов, привычек и действий, передающихся в течение нескольких поколений.
  • Моральные нормы — устоявшиеся представления о поведении личности.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ

  • Регулятивная. Мораль выступает в качестве нравственного координатора поведения человека.
  • Воспитательная. Мoраль служит средством воспитания, предоставляя понятия об идеальном поведении.
  • Коммуникативная. Морaль обеспечивает комфортное общение людей.
  • Ценностно-ориентационная. Мoраль служит ориентиром для человека.
  • Познавательная. Морaль помогает человеку постигать мир путём различия понятий добра и зла.
  • Мотивационная. Соблюдение моральных принципов стимулирует человека к самосовершенствованию и саморазвитию.
  • Гуманизирующая. Принципы морали основываются на человеколюбии, что содействует налаживанию отношений между людьми.

ПОДХОДЫ К ПРОИСХОЖДЕНИЮ МОРАЛИ

Существует несколько точек зрения, трактующих наличие морали.

  • Натуралистический подход. Наличие морали объясняется естественной природой человека. Возникновение морали связано с биологическим развитием человека.
  • Теологический подход. Мораль была дарована человеку высшими силами, Богом.
  • Социологический подход. Появление морали связано с процессом исторического развития общества и напрямую зависит от изменения социально-экономических потребностей людей.
  • Культурологический подход. Мораль выступает в качестве культурной составляющей, регулирующей социальное поведение людей, и не связана с политической, экономической и другими составляющими.

НРАВСТВЕННОСТЬ

Нравственность — ряд правил, соблюдение которых определяет поведение человека. Также под нравственностью понимается совокупность духовных и душевных качеств, которые необходимы человеку для комфортного нахождения в обществе, и соответствующее поведение, отвечающее этим правилам.

Таким образом, мораль обобщает в себе высокие идеалы общества, а нравственность определяет повседневную жизнь.

Этапы формирования нравственности. Формирование нравственности происходит с изменением мыслей человека о себе и своих поступках.

  • Конвенциональный этап. (Что обо мне подумают другие люди?)
  • Элементарный этап. (Что со мной будут делать?)
  • Автономный этап. (Что я буду думать сам о себе?)

Хотя они тесно связаны, есть по крайней мере 6 различий между этикой и моралью и удобно не путать эти понятия друг с другом. Они относятся к множеству характеристик, как концептуальных, так и эпистемологических.

Определение этики

Этика является отраслью философии который изучает и систематизирует понятия добра и зла, а также связанные с ними. Эта дисциплина направлена ​​на то, чтобы рационально определить, что представляет собой хороший или добродетельный акт, независимо от культуры, в которой он создан.

Этические системы, состоящие из предписаний относительно моделей поведения, которым должны следовать люди, традиционно предлагались из философии и религии.

Этика считается возникла во времена Древней Греции ; философия Платона и философии Аристотеля, а также стоицизм или эпикурейство являются одними из первых проявлений использования этого термина.

В средние века христианская этика преобладала в западном мире, а затем распространилась на большую часть мира. Более поздние философы, такие как Декарт, Юм или Кант, извлекут идеи у греческих мастеров и внесут ключевой вклад в концепцию этики последующих веков.

Определение морали

Мораль определяется как набор правил, которые регулируют поведение людей, являющихся частью определенного общества, с тем чтобы они могли внести свой вклад в поддержание стабильности и социальной структуры .

Понятие морали обычно связано с соответствием неявным и явным законам социальной группы, которые передаются людям в процессе социализации, которой они подвергаются в течение всего своего развития. В этом смысле мораль часть традиций и ценностей контекста в котором мы выросли.

Мораль возникла, по всей вероятности, как естественное следствие организации людей в группы. По мере того как общества становились все более сложными, правила взаимодействия, которые их структурировали, постепенно трансформировались в моральные правила и явные законы, особенно с появлением письменности.

Религии имели большой исторический вес в создании моральных кодексов. В то время как в западном мире иудаизм и христианство в значительной степени определяли социальные нормы, в Азии буддизм и конфуцианство сделали это.

Различия между этикой и моралью

Однако с теоретической и исторической точек зрения мы можем найти несколько различий между этими двумя терминами.

1. Объект интереса

Мораль отвечает за определение того, какое поведение является подходящим, а какое нет в данном контексте, в то время как этика относится к общим принципам, которые определяют, какое поведение выгодно для всех людей.

Этика является нормативной дисциплиной, а мораль описательной ; таким образом, этика отличается от морали тем, что она стремится определить правильное поведение, а не то, которое принято обществом.

Другими словами, если этика является довольно статичным элементом, который служит ориентиром для понимания типа поведения, которое регулирует функционирование общества в данном контексте, применяется мораль, принимая во внимание все, что вмешивается в решении действовать так или иначе.

2. Сфера применения

Этика находится на уровне теории, пытаясь найти общие принципы, которые способствуют гармонии между людьми. С другой стороны, моральное попытаться применить стандарты, определенные этикой к большому количеству конкретных ситуаций, согласно описанию того, что происходит в каждом конкретном случае.

Таким образом, этика имеет теоретический, абстрактный и рациональный характер, а мораль относится к практическому, сообщая нам, как мы должны вести себя в повседневной жизни с помощью более или менее четких правил и утверждений.

3. Происхождение и развитие

Этические стандарты разрабатываются конкретными людьми посредством размышления и оценки того, что подразумевается под человеческой природой. Впоследствии эти люди будут применять правила к своему поведению.

В некоторых случаях индивидуальная этика может влиять на большое количество людей, даже становится традицией ; это часто случалось в случае религий, систематизации идей их пророков. Как только эта точка будет достигнута, мы будем говорить о морали, чтобы сослаться на передачу из поколения в поколение такой этической системы.

Синтетически мы можем сказать, что этика имеет индивидуальное происхождение в то время как мораль вытекает из норм нашей социальной группы, определенных в свою очередь прежней этической системой. Мораль - это обобщение такого рода описаний того, что хорошо, а что плохо, способ создания абстракции о том, что следует делать и чего следует избегать.

4. Возможность выбора

Как мы уже говорили, этика начинается с индивидуальной рефлексии, а мораль имеет более обременительный и принудительный характер : если человек не соблюдает социальные нормы, он может получить наказание, будь то социальное или юридическое, потому что мораль не может быть создана одним человеком, но имеет отношение к общим идеям о том, что хорошо Делай, а что плохо или что даже должно быть поводом для наказания.

Этика основана на интеллектуальной и рациональной ценности, которую люди придают своим взглядам и убеждениям, в отличие от морали, которая определяется культурой и поэтому довольно иррациональна и интуитивна. Мы не можем выбирать мораль, просто принять или отвергнуть ее; следовательно, это связано с соблюдением норм нашей социальной группы.

5. Режим воздействия

Моральные нормы действуют на нас извне или из бессознательного, в том смысле, что мы добровольно усваиваем их по мере развития в рамках определенной социальной группы. Мы не можем оставаться вне их; мы всегда принимаем их во внимание, чтобы защитить или отвергнуть их.

этика это зависит от добровольного и осознанного выбора Так как эта концепция определяет выявление и последующее выполнение некоторых определенных норм для действий таким образом, который кажется нам правильным с личной точки зрения. Кроме того, будучи довольно индивидуального характера, он дает определенный запас для размышлений о том, является ли что-то хорошим или нет, в зависимости от обстоятельств.

6. Степень универсальности

Этика претендует на универсальность, то есть на возможность применения в любом контексте, так как в идеале она начинается с управляемого мышления, а не со слепого повиновения жестким нормам. Таким образом, эта дисциплина стремится установить абсолютные истины, которые остаются как таковые независимо от контекста, в котором они применяются, до тех пор, пока человек способен действовать рационально. Кант, например, пытался поставить объективные этические принципы выше культуры или религии.

К минусам, мораль варьируется в зависимости от общества; Поведения, которые могут быть приняты в некоторых социальных группах, такие как гендерное насилие или эксплуатация детей, будут считаться аморальными людьми из других обществ, а также с этической точки зрения. В этом смысле мы можем сказать, что на мораль в значительной степени влияет культурный релятивизм.

Читайте также: