Как правильно оценивать детей в нач школе для педагога

Обновлено: 02.07.2024

Система оценивания в начальной школе считается одной из самых важных, но в то же время и самых проблематичных областей. Система оценивания для малышей призвана помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самокритичность или другими словами здоровую самооценку. Учителя оценивают своих учеников не полностью объективно, не как роботы, а как справедливые и доброжелательные люди, учитывающие индивидуальные особенности ребенка (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь….)

  • помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самооценку;
  • создание оптимальных педагогических условий для формирования основ учебной деятельности.

Задачи:

  • вырастить в школьниках учебную самостоятельность как умение расширять свои знания, умение и способности по собственной инициативе.

Ожидаемый результат: Успешный ученик.

Теоретическое обобщение темы:

Оценивание, это один из основных компонентов процесса обучения.

Функция оценивания — получить, оценить и показать результат обучения.

В современной образовательной системе наметились два подхода к оцениванию:

  • оценивание для оценивания
  • оценивание для обучения

Оценивание для оценивания является контролирующей функцией, признанной определить что изучил ученик на конкретный момент.

При данной форме оценивания достижений ученика сравниваются с установленными нормами, что соответствует заключению: соответствует/не соответствует стандарту, уровню, утвержденной бальной шкале.

Оценивание для обучения является функцией системы обучения, содействующей процессу обучения и направленной в первую очередь на определение возможностей и потенциала обучающегося в своем обучении.

Это инструмент, применяемый одновременно и для определения качественных характеристик образования обучающегося и прогресса деятельности учителя и установления уровня достигнутого в обучении обучающимся, учителем и образовательным учреждением.

Это способ коррекции программы обучения самим обучающимся и деятельности учителя по организации работы с обучающимся.

Рассмотрим процесс оценивания проводимый учителем с целью определения результативности деятельности обучающихся.

В этом процессе участвуют обучающийся, демонстрирующий знания и навыки и учитель, организовавший наблюдение, обеспечивший сбор, проводящий анализ соответствия оцениваемых показателей заданным критериям и мониторинг результатов.

Условия проведения процесса оценивания, обуславливаются различными формами и методами обучения.

Однако, когда встает вопрос об измерении достижений с целью сравнения, то в этом случае не подходит тестирование.

Здесь требуется иная форма, такая как, например, аутентичное оценивание результативности обучения.

Аутентичное оценивание – это оценивание процесса развития и прогресса обучающегося, в его реальных достижениях. Оно ни в коей мере не может быть субъективным, занимает достаточно большое количество времени на подготовку, проведение и подведение итогов, поэтому проводится в небольших группах или индивидуально.

Учитель, проводящий аутентичное оценивание, четко должен представлять что будет оценивать еще до начала процесса оценивания.

Аутентичное оценивание имеет еще одну особенность, оно проводится сразу же по завершении выполнения задания, потому что здесь более важен процесс выполнения, нежели его результат.

Данные, полученные в результате множественных наблюдений, а также всевозможные виды работы обучающихся накапливаются в портфолио. Портфолио вносит существенный вклад в оценивание и является аутентичным подтверждением успеваемости обучающегося, характеризующим его сильные и слабые стороны.

Умение объективно оценивать собственную деятельность и достижения для современного человека становится таким же необходимым умением, как и процесс приобретения и использования новых знаний. Помимо качественной и количественной (балльной) самооценки работы обучающийся важно получать качественную и количественную оценку собственных достижений.

Ее получение это специально организованный учителем процесс самооценки, когда обучающийся сам оценивает собственную работу, либо процесс взаимной оценки, когда обучающиеся оценивают работу других участников.

На каждом этапе обучения учитель организовывает процесс обсуждения вопросов, которые он заранее подготавливает; осуществляется разбор и комментирование выполненных обучающимися практических заданий; проводится экспертная оценка полученных обучающимися итоговых результатов.

Цель такого оценивания – получить комплексную характеристику работы обучающегося, дать ему возможность посмотреть на свою работу со стороны и в результате - понять, осознать и освоить изучаемую тему и осознать уровень, которого он достиг в обучении.

При такой организации процесса оценивания, наблюдаем значительное снижение его функций контроля и следующего за ним наказания и ярко выраженный рост мотивации, направленной на совершенствование и рост личной компетентности.


Кейс 1

В работе с учащимися начальных классов, мыиспользуем следующие виды оценивания:

Неформальное оценивание – это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения.

Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путем похвалы и поддержки.

Это может быть сделано разными способами:

  • не скупиться на устную похвалу при хороших результатах;
  • давать дружелюбные письменные комментарии (в рабочих тетрадях)
  • рисовать или штамповать веселые или грустные лица (1 класс)
  • создавать папки с индивидуальными работами и контрольными работами детей.

Неформальное оценивание несет скрытый характер и поэтому не пугает детей и помогает избежать стресса, который неизбежен при отметочном использовании.

Оценивание для обучения содействует всестороннему развитию обучающегося, не отталкивая его от обучения, заменяет критику на заинтересованную обратную связь.

Одновременно с оцениванием, в ходе обсуждения работы и результатов деятельности обучающегося и команды накапливаются мнения, суждения, комментарии. Эта совокупность данных создает базу данных - Базу Углубленных Коллективных Знаний (БУКЗ).

Использовать БУКЗ, вы будете для формирования новых ЗУН и компетенций, обучающихся. В рамках существующей стандартной модели урока оценить, как это требует ФГОС, УУД, инициативу, творчество, взаимодействие обучающихся при командной работе, нравственные качества, развить умение достаточно объективно оценивать себя – свои возможности, свои достижения, свое поведение, все это учитель может реально получить применяя оценивание для обучения и проводя оценку результатов.

Проведя самооценку, взаимную оценку, обеспечив наблюдение и обратную связь, учитель получает возможность определить объективную комплексную оценку эффективности качества достижений обучающегося.

Комплексная итоговая оценка, состоит из оценки процесса работы обучающегося и оценки полученных им результатов. Причем, процесс оценивает сам обучающийся, а результаты его работы будет оценивать члены команды. И для самооценки и для оценки коллег необходимы критерии и таблицы оценивания.

В современных технологиях значительное изменение претерпели формы и методы работы с обучающимися. Учитель, в зависимости от целей обучения может применить и классно-урочную систему с фронтальной формой общения, организовать индивидуальную работу с обучающимся, работу в парах или групповую работу.

Многообразие форм накладывает свои особенности на организацию оценивания результатов. полученных обучающимися при индивидуальной и групповой работе. На нашем курсе далее мы подробно рассмотрим технологию работы в группах и систему оценивания индивидуальных достижений обучающегося в групповой работе.


Кейс 2

2. Самооценивание - это оценивание, проводимое самим ребенком, с целью измерить собственный успех.

Этот вид оценивания особенно важен для данного возраста в силу следующих причин:

  • он обеспечивает детскую психологическую безопасность и автономию;
  • это необходимый компонент концепции, которая предполагает обучение в течении всей жизни, т.к. в будущем большинство сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и свою компетентность правильно и справедливо.

Цели самооценивания:

  • представить детям полную картину их достижений;
  • показать совпадают ли личностная и учительская оценки;
  • сформировать правильное отношение к оцениванию.

Использование шкал самооценки может помочь учителям и младшим школьникам сделать процедуру оценивания прозрачной, ясной, объективной и безболезненной.

Учитель и ученик вместе имеют шанс оценить достижения, сравнить оценку, проанализировать ее и понять свои недочеты.

Выполняя такой вид оценивания ученики:

  • Учатся взаимодействию, стремясь к одной цели;
  • Учатся уважать и принимать мнение другого человека;
  • Становятся партнерами, что сводит к минимуму негативный аспект соревновательности;
  • Начинают доверять друг другу;
  • Чувствуют себя более защищенными, чем работая в одиночку.


Формальное оценивание – это выставление оценок при наличии определенных критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание коммуникативных знаний, умений, навыков в даннойо бласти.

Кейс 3

Критериальное оценивание - способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. То обстоятельство, что оценки, получаемые за промежуточную работу, не выставляются в журнал, превращает эту работу в осмысленную деятельность по наращиванию своих знаний. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта. Между учителем и учеником исчезает закон конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. Открытость. Прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.

Мы не должны забывать, что дети хотят, чтобы их оценили, а не наказали. И если их все же следует покритиковать, то делать это нужно дружелюбно, корректно, с помощью обратной связи:

  • Индивидуально с каждым ребенком;
  • С группой детей;
  • В краткой письменной форме;
  • В доброжелательной беседе.

Обратная связь помогает детям проанализировать свои сильные и слабые стороны безболезненно для ребенка.


Кейс 4

Критериальное самооценивание

Основной смысл критериального самооценивания, как и многих других техник формирующего самооценивая, заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности (который оно, безусловно, тоже анализирует), но и пароцесс работы, приводящей к этому результату.

Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, они являются неотъемлемой частью задания, изложены письменно и доступны для всех.

Основой для дальнейшей успешной и продуктивной работы по самооцениванию является первый этап урока, на котором вводятся критерии оценивания. Наиболее полезным способом ввести эти критерии является общее обсуждение, в котором все учащиеся и учитель приходят к единому пониманию того, что будет оцениваться и зачем.

После того как критерии определены, целесообразно на конкретных примерах показать, что степень достижений по каждому критерию может быть различной, и ввести показатели, по которым она будет определяться.

Следующим этапом должно стать подробное ознакомление учащихся с бальной шкалой, по которой будет проводиться оценивание.

Можно порекомендовать провести несколько проб совместного оценивания, когда на примере чьей-либо работы ученики потренируются в применении критериев и показателей оценки и убедятся в том, что понимают их сходным образом.

После того как дети оценят свои работы, полезно обсудить результаты их оценивания и сравнить с тем, как оценивает эти же работы учитель.

Правильно подготовленные и регулярно проводящиеся критериальные оценивание и самооценивание:

  • Дают учителю возможность точно оценить не только реальные, но и потенциальные достижения учеников, отраженные в их стремлении двигаться в перед;
  • Формируют ученическую самоорганизацию, предоставляя ученику возможность построить план дальнейших действий по собственному продвижению;
  • Предоставляют учителю и ученикам не размытые, объективные критерии оценки, пригодные для интерпретации, анализа и непосредственного использования во взаимодействии с учащимися и родителями;
  • Обеспечивают преемственность в работе разных учителей-предметников и создают основание для их коллективно распределенной работы;
  • Дают общие основания для оценки достижений учащихся на разных этапах учебного процесса применительно к разным задачам и ситуациями;
  • Формируют и поддерживают заинтересованность и уровень компетентностного участия родителей в учебном процессе;
  • Критериальное оценивание является основной практически всех оценочных методик.

Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.


Кейс 5

Компетенции, формирующиеся при неформальном и критериальном оценивании.

Понимает полученную информацию и применяет ее в своем дальнейщем обучение

Неформальное Критериальное оценивание

Применяет полученные знания

Неформальное Критериальное оценивание

Высказывает свои мысли и суждения, иллюстрирует, демонстрирует, презентует

Неформальное Критериальное оценивание

Демонстрирует готовность к общению в группе

Неформальное Критериальное оценивание

Умеет слушать и слышать собеседника (толерантность к иному мнению)

Неформальное Критериальное оценивание

Организует работу группы

Неформальное Критериальное оценивание

Анализирует и дает оценку работе группы

Понимает и принимает свою роль в группе

Цветовые дорожки (формативное оценивание)
Взаиное оцениванин

Способен продуктивно работать самостоятельно

Самооценивание
Цветовые дорожки (формативное оценивание)

Проявляет готовность к взаимному общению. Предлагает и обсуждает идеи

Анализирует ресурсы, которые могут быть использованы для решения проблемы

Оценивает продукт своей деятельности

Саморценивание
Критериальное оценивание

Понимает и принимает оценку своей работы в группе

Критериальное оценивание взамиооценивание

Организует себя на дальнейшую деятельность

Критериальное оценивание – обратная связь
Самооценивание


Мой опыт по применению формативного оценивания

Цветовое самооценивание позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос.

Выбрав один из трех цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с классной работой.

  • Красный цвет - это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно;
  • Желтый – неуверенности: я не совсем в этом разобрался;
  • Зеленый – благополучия: мне все ясно, я с этим справляюсь.

Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

Мое предложение по оцениванию в начальной школе.

Ввести модульную систему оценивания. В конце каждого семестра проводить контрольные по предметам двумя способами:

2. Контрольная работа.

Проводить текущие контрольные работы.

Заключение

Сочетая разные виды оценивания, каждый учитель в состоянии сделать этот процесс наиболее эффективным, интересным для всех участников учебного процесса, безболезненным и мотивирующим на дальнейшее успешное обучение.

Каждый ребенок будет оценен по заслугам и уйдет с урока удовлетворенным и в хорошем настроении, а дома с нетерпением будет ждать следующего занятия, где снова его успехи оценят по достоинству и отметят его старания.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методики и технологии оценивания в начальной школе

Исходя из принципов начальной школы, мы формулируем следующие правила работы в системе оценивания:

обязательное обсуждение с детьми критериев оценивания работ;

постепенный, специально выстроенный переход от безотметочного оценивания к оцениванию в пятибалльной системе;

осуществление перехода от безотметочного оценивания к балльному не одновременно для всех, а по мере индивидуального понимания детьми предыдущего этапа оценивания;

обязательное выделение умений, за которые можно похвалить ученика;

оценивание только работы ученика, а не самого ребенка;

обсуждение успехов (неуспехов) ребенка только во время индивидуальной беседы с родителями, а не на родительском собрании.

Следует отметить, что переход к пятибалльной системе оценивания осуществляется нами в связи

с миграцией детей из нашей школы в другие места не только внутри города, но и за его пределы;

с неразработанной системой оценивания в подростковой школе.

Мы выделяем несколько этапов в работе педагога.

1 этап. Качественно-эмоциональное оценивание.

На данном этапе выращивается оценка не только выполненной на доске работы, но и взаимооценка работ в тетради. Оценивание чужой работы – необходимый способ работы с первоклассниками, поскольку, кроме того, что постепенно совместно уточняются значения критериев оценки, все понимают, что ребенку (да и не только!) увидеть недостатки в чужой работе или на доске гораздо легче, чем у себя, любимого.

Формированию детского понимания работы шкал способствует метод, направленный на оценку хода урока. Его использование имеет несколько причин: во-первых, помогает детям лучше освоить работу со шкалами; во-вторых, позволяет школьникам снять эмоциональное напряжение, накопившиеся в ходе урока (особенно, если урок получился несколько монотонным или, напротив, эмоционально насыщенным, взволновавшим ребят); в-третьих, позволяет педагогу определить отношение детей к происходящему на уроке, чтобы в последующем изменить либо содержание, либо формы работы.

Важно отметить, что совместную с детьми оценку хода урока можно проводить только в той школе, где между учениками и педагогами сложились отношения взаимного принятия, где важна ценность высказывания каждого человека. Иначе чувствительные к настроению взрослого ребятишки будут высказывать такое мнение, которое от них хочет услышать педагог.

На начальном этапе работы с оценочными шкалами зачастую проявляются некоторые, на наш взгляд, педагогические ошибки:

Педагог не обращается к названию шкал, придуманных детьми – теряется ценность детского участия.

Педагог не обсуждает причину разницы (если она есть) оценивания учителем и ребенком по одной и той же шкале – может появиться формальное отношение к оценке (и у педагога, и у школьника).

Педагог не обращает внимание ребенка на то, что оценивается не сам ребенок, а выполненная им работа – может сформироваться чувство неуверенности ребенка.

Еще одной распространенной ошибкой педагогов является использование на протяжении длительного периода (иногда до двух лет) только двух шкал: правильность и аккуратность. Понятно, что это приводит лишь к формальной работе детей и к негативным эффектам. Мы предлагаем использовать эту шкалу лишь на первом этапе, при этом очень осторожно, заменяя на более конкретные (но мало от нее отличающиеся): например, правильно написана буква А. Дифференциация этой шкалы происходит чуть позже (см. 2 этап). На первом этапе появляется много шкал, отражающих не только усвоение ребенком математики, русского языка, но и связанных с организацией работы первоклассника.

Противопоставление тренировочной работы и работы на оценку происходит благодаря появлению в классной комнате специальных столов с тренировочным материалом (карточками, калькой, трафаретами) и стенда детских работ, на который помещается то, что первоклассники хотят показать родителям, учителям и ребятам, а поэтому стараются выполнить по-особому хорошо. Учитель должен стремиться к тому, чтобы потребность в использовании тренировочных карточек появилась у детей, а не началась эта работа как обязательная для всех. Например, нам удалось ненавязчиво оформить детскую просьбу в их запрос на использование тренировочных карточек в ситуации изучения цифр.

После этого противопоставление тренировки и оценочной работы выстраивается на классной доске. Доска буквально делится на две половины (или функцию двух половин несет большая доска и маленькая): для работы, которую проверяют и оценивают другие ребята и учитель и для работы, в которой ребенок сомневается, хочет, чтобы ему помогли разобраться. Ученик сам определяет, в каком месте ему выполнять задание. Аналогично строится противопоставление двух видов работы (моей собственной, тренировочной и для предъявления другим) и в тетради 4 .

Следующий методический прием, позволяющий оценивать устную работу детей, связан с оформлением специального стенного стенда. Его появление мы связываем с необходимостью повышать ценность взаимопомощи, ценность открытий, желанием детей оценивать не только то, что записано в тетради, но и то, что происходит на уроке. Оформление такого стенда может предложить учитель, обсуждая с ребятами происходящее на уроке и желание где-то зафиксировать то, как замечательно все работали. Совместно с детьми учитель разрабатывает те критерии, которые отражают работу во время урока. Как правило, дети предлагают активность, помощь другому, версии или открытия и т. д. Совместно выбирают то, что является актуальным именно в данном классе. Выбранные критерии учитель предлагает пометить определенным цветом или каким-либо значком, например, активность – кружок, помощь другому – квадрат, открытие – треугольник, чтобы быстрее отмечать на стенде возле имен учеников, которые заслужили тот или иной значок. В итоге учитель показывает таблицу-стенд. На стенде выписаны имена всех ребят, и ежедневно, после каждого урока, возле каждого имени сначала учитель после общей беседы, а потом и сами ученики вписывают определенный значок. Обсуждая, кто совершил открытие, необходимо обращать внимание не только на того, кто произнес вывод или выполнил ключевое действие, но и на тех, кто к этому выводу привел. Иногда это могут быть почти все ребята из класса и тогда возле имен всех участников дискуссии выставляются значки.

Как оценить учебные достижения в первом классе учащихся?

Современной начальной школой с её пристальным вниманием к становлению личности взят курс на безотметочное обучение. В первом классе безотметочное обучение является обязательным. Однако имеется целый ряд затруднений в выборе способа и средств процессуального оценивания, выделения критериальной базы для оценки достижений детей, выстраивания схемы анализа результатов.

Оцениваться должны ведь не только знания, умения и навыки учащихся, но и творчество, инициатива во всех сферах школьной жизни. Оцениванию между тем не подлежат личные качества ученика (темп работы, особенности памяти внимания, восприятия). Оценивается работа, а не её исполнитель.

При отказе от выставления отметок учащимся 1-х классов нужно перестроить всю оценочную деятельность. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем не сразу. До их введения не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания – звёздочки, цветочки, разноцветные полоски и пр., поскольку они принимают на себя функции отметки и отношение ребёнка к ним адекватно цифровой оценке. Кроме того, отметкой оценивается результат какого-либо этапа обучения. Пока дети только начинают познавать азы чтения, письма, счёта, пока не достигнуты сколько-нибудь определённые результаты обучения, отметкой больше оценивается процесс обучения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи. Поэтому оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно. Оценочную деятельность учителю здесь необходимо сосредоточить вокруг развёрнутого словесно-описательного анализа процесса учения школьника и формирования его самооценки.

Словесная оценка (оценочное суждение) позволяет показать ученику динамику результатов учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Словесная оценка должна быть содержательной, с анализом работы, чёткой фиксацией успешных результатов и раскрытием причин неудач. Оценочное суждение на первых этапах обучения заменяет, а далее сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также способы устранения недочётов и ошибок.

Особая роль в оценивании учебной деятельности начинающих учеников отводится самооценке. Это не простое выставление себе отметок: при самооценке ученик даёт содержательную и развёрнутую характеристику своих результатов по заданным критериям, анализирует свои достоинства и недостатки, а также ищет пути устранения последних, выстраивает собственную программу дальнейшей деятельности.

Процедура самооценки включает :

– разработку учителем чётких эталонов оценивания и ознакомление с ними обучающихся;

– создание необходимого психологического настроя учеников на анализ собственных результатов;

– обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания учащимися известны и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты;

– составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

Представлю свой опыт организации оценивания учебных достижений в условиях безотметочного обучения.

Оценивание деятельности ребёнка веду с начала обучения. Главным требованием его организации на первых порах является опора на успех. Начинаю с оценивания готовности детей к уроку, соблюдения ими правил школьной жизни, проявления навыков культурного общения и поведения. Обязательно подчёркиваю, что надо хорошо готовиться к уроку, объясняя, что это значит.

Очень важно выделять именно успехи каждого ребёнка в течение каждого дня, так как они помогают эмоциональному благополучию детей и позволяют лучше понять требования школьной жизни.

При этом приоритетными остаются опора на успехи ребёнка и акцент на положительных сторонах его учебной деятельности.

На этом этапе важно обозначить перспективу: что именно и как нужно сделать. Фиксируя трудности, вселяю в ребёнка веру в то, что у него всё обязательно получится, и максимально помогаю ему в этом.

Успешность оценивания определяется систематичностью. Важно, чтобы оценён был каждый вид деятельности ребёнка, на каждом этапе, чем обеспечивается понимание критериев и создается база для самооценивания детьми своего труда.

Таким образом, организация оценивания в условиях безотметочного обучения базируется на следующих требованиях:

1)оценивание должно начинаться с первого дня обучения;

2) при оценивании необходимо опираться на успехи ребёнка;

3) оценивание нужно осуществлять последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке её содержания;

4) оценка обязательно должна показывать ребёнку перспективы;

5) оценка должна осуществляться на основе чётких, понятных ребёнку критериев;

6) оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные знания, умения, навыки, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребёнка, его прилежание и старание;

7) оценивание должно проводиться в системе.

Сегодня существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющий реализовать все требования к оцениванию. Я остановлюсь на тех, которые наиболее применимы и эффективны.

1. Оценочные суждения должны быть построены на поощрении тех шагов, которые удались ребёнку, и обозначении ближайших шагов, которые необходимо сделать. Строя такие суждения, опираюсь на памятку:

1) выдели то, что должен делать ребёнок;

2) найди и подчеркни то, что у него получилось;

3) похвали его за это;

4) выяви то, что не получилось, определи то, на что можно опереться, чтобы получилось;

5) сформулируй то, что ещё нужно сделать, чтобы получилось, что из этого ребёнок уже умеет (найди этому подтверждение, чему надо научиться, что (кто) ему поможет.

Подобные оценочные суждения позволяют показать ученику динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.

2. Поощрения применяю от более простых видов к сложным:

1) мимические и пантомимические (аплодисменты, улыбка, ласковый одобряющий взгляд и др.);

В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, повышается работоспособность, усиливается стремление к творческой активности, улучшается общий психологический климат в классе, ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.

При выполнении любых заданий ученик рисует 3-4 вертикальные линеечки, по заданию учителя или вместе с классом выбирает, за что будет оцениваться та или иная работа и отдельными буквами озаглавливает линеечки: П – правильность, С – старание, А – аккуратность и т. д.

Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво; в середине, если работа сделана не совсем правильно; внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестики на другом уровне.

Самооценка с помощью линеечки может быть двух типов: ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая). Ретроспективная самооценка – это оценка уже выполненной работы. Она проще, поэтому начинать формировать самооценку следует с неё. И только тогда, когда использование линеечек становится привычной нормой работы (не раньше, чем с середины 1-го класса, можно переходить к формированию прогностической самооценки. Поясню, как это происходит.

1-й класс. Ретроспективная оценка.

1-й шаг: ребёнок оценивает свою работу после того, как учитель её проверил, т. е. исправил ошибки. Получив свою тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, ребёнок сам себя оценивает по тем шкалам, которые выбирает учитель.

2-й шаг: ребёнок оценивает себя сразу после выполнения задания, до учительской проверки. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю.

После проведения математического диктанта детям предлагается оценить умение проверять полученный ответ. Те, кто уверен, ставит крестик вверху, кто не уверен – внизу.

4. Диагностические карты заводятся для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса, сопоставления реально полученных на отдельных этапах результатов в усвоении умений, необходимых для формируемых навыков.

В карту заносятся основные программные требования по математике, которые должен освоить ребёнок в ходе обучения (достижения). Требования к результатам обучения и показатели развития выступают в качестве критериев оценки достижений детей.

Регулярно отслеживаются успехи в обучении и поступательное развитие всех учеников с начала и до конца учебного года. Первая диагностическая работа (входная) проводится в начале учебного года. Итоги входной диагностики определяют стартовый уровень развития ребёнка до обучения, сигнализируют, какой учебный материал необходимо повторить, какие вопросы требуют специальной проработки с отдельной группой учащихся.

Промежуточная диагностика позволяет учителю оценить надежность усвоения учебного материала. Диагностические карты заполняются учителем и учениками.

Лист индивидуальных достижений заводится на каждого ученика по четвертям, в нем фиксируется продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формирования навыков. Лист заполняется сначала ребёнком, а потом учителем.

При такой организации безотметочного обучения в первом классе переход к выставлению отметок во 2-м и последующем классах становится естественным и объективным. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники знают основные характеристики разных отметок.

2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др. ; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения).

3. Методика оценки учебных достижений в начальной школе: Практическое пособие. / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова, А. Я., А. Я. Горбылёва. – М. : АРКТИ, 2006. – (Школьное образование).

Консультация для педагогов. Деловые игры в курсовой системе повышения квалификации педагога В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы.

Методика обучения технике квиллинга на мастер-классе ]Декоративно-прикладная деятельность школьников в дополнительном образовании. К возможностям декоративно-прикладного искусства художники-педагоги.

Работа социального педагога в системе дистанционного обучения Составной частью процесса социальной реабилитации де­тей с ограниченными возможностями является образование. Оно призвано обеспечить им.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации я поделилась опытом своей работы по самооцениванию в начальной школе, что является одним из требований ФГОС. Этот материал учителя могут использовать для выступления на педагогических советах или в рамках методических объединений.

Выступление на педсовете

Самооценивание и взаимооценивание обучающихся (из опыта работы)

Процесс оценивания - один из самых важных в нашей работе. Правильное оценивание- залог успешной работы, как ученика, так и учителя.

Самооценка начинается там, где ребёнок сам участвует в производстве оценки – в выработке её критериев, в применении этих критериев к разным учебным ситуациям.

Хотелось бы сегодня поделиться с вами опытом работы по данному вопросу на уроках в нач.классах.

Я остановлюсь на наиболее ярких приемах и методах самооценки и взаимооценки на различных уроках.

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем верно? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

В начальной школе дети пока очень любят оценивать себя. На отдельных уроках мои четвероклассники заполняют листы самооценки (имеются самые разные варианты), они могут заполнятся на отдельных этапах урока или на этапе рефлексии, в конце урока.

Еще практикую такой прием самооценки: выполненные задания мои ученики проверяют сами по слайдам-ответам, которые являются эталоном для проверки. Сами выставляют себе количество баллов, определяют прав. и неправ. ответы, оценивают себя по эталону, а потом я беру тетради на проверку и сравниваю оценку ученика со своей оценкой.

Самооценку можно использовать также и при групповой работе. Учащиеся оценивают себя и друг друга при выполнении задания по значимости участия каждого в групповой работе.

В начальной школе дети очень любят участвовать в оценке других детей. На уроках мы часто задаем такие вопросы: "Кто, на ваш взгляд, лучше всех рассказал стихотворение, написал открытку, нарисовал рисунок и т.д. и почему? " Какая пара составила и разыграла лучше всех диалог?" (дети достаточно объективны в своей оценке)

Взаимооценивание учащихся друг другом я иногда использую при проверке устного домашнего задания. Сначала обсуждаем критерии, которые соответствуют эталону данного задания. Затем все вместе слушаем одного ученика и вместе его оцениваем. После этого учащиеся слушают друг друга и сообщают, какую отметку они поставили. К сожалению, оценки не всегда объективны, так как не все ученики могут выявить ошибки. Но тем не менее, я использую этот приём, потому что он даёт возможность проверить учащихся и учит их оценивать себя и друг друга.

В конце урока мои ученики проводят самооценку собственной деятельности или так называемую рефлексию. Каждый отмечает для себя уровень сложности материала, свою активность на уроке и свой личностный рост.

Уже в 1 классе мы с учащимися выбираем те критерии, по которым они смогут оценить свою работу. Это может быть аккуратность, правильность написания цифр или букв, правильность выполнения отдельных видов работ. Например: деление слов на слоги, сравнение выражений, правильная постановка ударения в словах.

На уроках математики дети могут оценить выполнение заданий по предложенным критериям, таким как, быстрота, правильность, самостоятельность

Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае я использую работу в парах: ученик сначала оценивает себя, затем обменивается тетрадями с соседом по парте и уже оценивают друг друга, очевидно, что ребенку увидеть недостатки в чужой работе или на доске гораздо легче, чем у самого себя.(словарные диктанты , мат.диктанты)

Проверяя тетради, я могу судить об адекватности оценки учащихся.

Обучение алгоритму самооценки продолжается со 2 по 4 –ый класс, когда уже усложняются основные вопросы после выполнения задания:

Какое умение развивал при выполнении задания? (Учимся определять выполнение действий, например УУД).

На уроках технологии, изо – своя система критериев. Их ребята определяют после составления плана работы или в соответствии целями урока. Я фиксирую критерии на доске, и они являются ориентиром к достижению поставленной цели. В конце урока ребята оценивают себя сами или их оценивают одноклассники по заданным критериям.

Основные приемы самооценивания на моих уроках:

У детей для этого есть три карточки (смайлики) трёх цветов – красный, жёлтый, зелёный. Ответив на мои вопросы или выполнив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача.

Использую такие карточки и на разных этапах урока, чтобы увидеть, готов ли класс продолжить работать, понял ли предложенный материал, достигнуты ли ожидаемые результаты, реализованы ли цели урока.

Читайте также: