Деятельность музыкального руководителя в доу

Обновлено: 05.07.2024

Должностные обязанности музыкального руководителя в детском саду — это совокупность действий работника, направленных на реализацию целей эстетического воспитания детей дошкольного возраста. В соответствии с требованиями ФГОС и профстандарта, они включают в себя перечень конкретных трудовых функций, необходимые знания, умения, навыки и описываются в служебной инструкции.

Нормативная база

ФГОС и профстандарт в работе ДОУ

По ст. 331 ТК РФ, к педагогической деятельности допускаются граждане, имеющие определенное образование и отвечающие квалификационным требованиям профессиональных стандартов (ст. 46 ФЗ-273 от 29.12.2012). В 2020 году государственные требования к квалификации, знаниям, умениям и навыкам педагогов регулируют три основных документа:

ЕКСДР, по статье 143 ТК, — основа для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов. Профессиональный стандарт — характеристика квалификации (знаний, умений и навыков), необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 195.1 ТК РФ). ФГОС ДОУ регламентируют работу учреждений сферы образования на основе использования профстандартов и способствуют формированию компетентного штата специалистов. Профстандарты конкретизируют кадровую работу и касаются определенной категории сотрудников. Нормы профстандарта используются во всех управленческих и кадровых решениях детского сада (ДОУ):

  • при заключении трудового договора с сотрудником;
  • составлении должностной инструкции;
  • организации и проведении аттестации;
  • повышении квалификации и пр.
  • утверждена и входит в номенклатуру должностей педагогических сотрудников;
  • тарифицируется в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих с учетом профессиональных стандартов;
  • регламентируется профстандартом 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель);
  • квалификационные требования, должностные обязанности и порядок работы музыкального руководителя регулируются ФГОС ДО.

ФГОС в последней редакции в числе кадровых условий реализации программ ДО перечисляют:

  • соответствие профессиональных компетенций педагогических и иных сотрудников ДОУ профессиональным стандартам;
  • достаточный показатель обеспеченности организации воспитателями и специалистами;
  • привлечение к профдеятельности сотрудников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с детьми с ОВЗ, если в учреждении реализуется инклюзия.

Дополнительно: как изменить должностную инструкцию


Квалификационные требования к музыкальному руководителю

Квалификационные требования

Для исполнения должностных обязанностей, в соответствии с ЕКСДР и ФГОС ДОУ, музыкальный руководитель должен иметь следующий уровень образования (ограничения к стажу не предъявляются).

Ограничения к опыту практической работы при исполнении должностных обязанностей музыкального руководителя не предъявляются.

Необходимая для исполнения должностных обязанностей квалификация:

Ограничения к опыту практической работы при исполнении должностных обязанностей музыкального руководителя не предъявляются.

Необходимая для исполнения должностных обязанностей квалификация:

Особые условия — к исполнению должностных обязанностей музрука не допускаются:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

Нормативы и порядок работы музыкального руководителя

Штатная позиция музыкального руководителя, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н, отнесена к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников. Численность этой категории педагогов для реализации ФГОС ДОУ регулируется следующим образом.

Количество музыкальных руководителей определяется:

  • с учетом предельной наполняемости групп;
  • наполняемость определяется категорией детей и их возрастом.

Вид учебной нагрузки на группу Продолжительность 1 занятия Норматив на ставку на одну группу
Два музыкальных занятия в неделю (утро) 15-25 50 минут
Предварительная подготовительная работа в группе, два занятия в неделю 80 160
Проведение музыкальных мероприятий (развлечения, музыкальные игры, пение, хороводы, танцы, представления кукольного и теневого театра и т. п.) — вторая половина дня 80 80
Непосредственная работа музыкального руководителя с воспитанниками по разучиванию песен, танцев, музыкальных игр, оформление костюмов для музыкальных игр, развлечений и праздников 120 120

Общее время всех мероприятий в каждой группе — минимум 6 ч в неделю. Еще о некоторых особенностях регулирования труда:

  • отпуск продолжительностью 42 или 56 календарных дней — большая продолжительность для работающих с воспитанниками с отклонениями в развитии и нуждающимися в длительном лечении (Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 N 466);
  • право на досрочное назначение пенсии — устанавливается ФЗ 400 от 28.12.2013 и Постановлением Минтруда РФ от 23.06.2003 N 39.

Типовая должностная инструкция и должностные обязанности

Должностная инструкция музыкального руководителя содержит несколько разделов и оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.97-2016, дата введения — 01.07.2018. Документ составлен на основе ФГОС ДОУ и профстандарта. Он стал сложнее и отражает специфику этих НПА.

Общие положения

Раздел содержит описание нормативной основы издания инструкции, порядок приема и увольнения, требования к образованию, место в структуре ДОУ, перечень документов, которыми должен руководствоваться в работе. Этот же раздел отражает требования ФГОС и профстандарта к квалификации. Это отражено в разделах 1.9-1.10 — в них перечисляется, что необходимо знать, уметь и чем владеть. Например, умения описываются следующим образом.

Пример должностной инструкции музыкального руководителя ДОУ

Трудовые функции

На основе профстандарта описаны трудовые функции.

Трудовые функции музыкального руководителя

Должностные обязанности

Развивающая деятельность

Взаимоотношения и связи при исполнении должностных обязанностей

Этот раздел ранее не выделялся в обособленный. В нем описывается объем учебной нагрузки, круг служебных контактов в рамках исполнения должностных обязанностей, необходимость соблюдения правил безопасности и санитарных, информирования о чрезвычайных ситуациях.

Должностная инструкция музработника ДОУ

Разделы, описывающие права и ответственность работника, составлены в соответствии с действующим законодательством.

Как внести изменения в инструкцию

Для внесения изменений в должностную инструкцию, после ее реформирования на основании ФГОС и требований профстандарта, следует соблюдать обычную процедуру:

На протяжении многих лет мы дискутируем: среди специалистов есть педагоги, хорошо разбирающиеся в музыкальном воспитании дошкольников; это с одной стороны, с другой - есть специалисты и по музыкальному воспитанию детей в школе.

К сожалению, приходится констатировать: правы и те, и другие. Редкое совпадение, когда ребенок, получив полноценное музыкальное образование в детском саду, попадает в не менее благоприятную музыкальную среду школы. Причем взаимодействие между музыкальным руководителем детского сада и учителем музыки в школе практический работник видит в преемственности работы всего того, что накоплено в музыкальном воспитании ребенка на предшествующем этапе.

Задачи музыкального воспитания

ФГОС в музыкальном образовании ДОУ С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Какие изменения в профессиональную деятельность музыкального руководителя внёс этот документ?

1. Ориентация на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет.

2. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки личности детей дошкольного возраста.

3. Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму.

Приказы Минобрнауки России утратили силу:

• от 23.11.2009 №655

"Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования";

• от 20.07.2011 № 2151

"Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

Разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. Важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи.

Итак, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает:

1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру.

2. Формирование элементарных представлений о видах искусства.

3. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

4. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

5. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Задачи музыкального воспитания в различных образовательных областях.

• образовательная область "Социально-коммуникативное развитие".

Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

• Образовательная область "Познавательное развитие".

Развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

• Образовательная область "Речевое развитие".

Развитие звуковой и интонационной культуры речи.

• Образовательная область "Физическое развитие".

Развитие физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Деятельность музыкального руководителя направлена на введение ребёнка в мир музыки, развитие в нем музыкальной эрудиции и культуры, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Через это формируется у ребенка опыт восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам.

Через деятельность музыкального руководителя ребенок знакомится с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребёнка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б. М. Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Музыкальный руководитель, создавая музыкальную среду, должен опираться на следующие критерии её качества:

• функциональный и эмоциональный комфорт детей.

Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество, каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности :

восприятие музыки—пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;

воспроизведение музыки—пособия, побуждающие к певческой деятельности : к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению; пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности : к восприятию, исполнению музыки для игры или танца и т. п. ; пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах : восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;

музыкально-творческая деятельность - пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах. Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, компьютерная техника и т. д.).

Содержание музыкальной среды по ФГОС должно отражать принцип системности в овладении музыкальной деятельностью : она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

Специфика занятий музыкального искусства заключается и в том, что в искусстве нет пройденных тем, так же как и пройденных произведений. Каждая новая встреча со знакомым произведением должна обогащаться новыми впечатлениями.

Наличие слайдов, репродукций, альбомов по искусству обеспечивает синтез музыкального искусства с литературой, театром, живописью, скульптурой и архитек-турой.

Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями и музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развёртывания музыкальной деятельности одним ребёнком, двумя детьми или подгруппой.

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.

Функциональный и эмоциональный комфорт детей

Комфорт обеспечивается оформлением музыкальных мини-центров. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего иметь дидактическую направленность. Предметная среда должна быть доступна глазу, действиям руки, росту ребёнка. Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними. Мини-центры оформляются в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы. Целостность содержания музыкальной среды, объединяющей мини-центры и все те места, где может быть организован процесс музыкального воспитания, строится на следующих основах:

Психологическая (учитывая возрастные возможности детей и ведущие виды деятельности : в младенчестве — ориентировочно-исследовательская деятельность, осуществляемая в условиях общения с взрослыми: в раннем детстве—предметная, в дошкольном детстве—игровая). Для обеспечения подлинно творческого развития детей необходимо единство музыкальной среды, музыкального репертуара и содержательного общения с взрослыми;

Эстетическая (учитывая дизайнерские требования к проектированию, все модули должны быть соразмерны росту, глазу и руке ребёнка, эстетически выдержаны). Эстетика интерьера должна учитывать традиции детской культуры и быть ориентирована на будущее ребёнка;

Педагогическая (среда создаётся для предоставления детям возможностей активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности, поэтому она должна функционально моделировать содержание музыкально-образовательного процесса в содержании пособий, игр, предметов, модулей и т. п.). Среда должна быть системной, т. е. отвечать возрасту и содержанию музыкальной деятельности детей, целям воспитания и развития ребёнка и уровню его подготовки.

Специфика музыкальной деятельности в детском саду предъявляет особые требования к рабочему месту музыкального руководителя : оно должно быть укомплектовано современными техническими средствами.

Виды совместной музыкальной деятельности в детском саду :

музыкально-дидактические игры;

слушание музыки;

танцевальное, игровое, песенное творчество;

музыкальные сюжетно-ролевые игры;

концерты, музыкальные гостиные;

театральная деятельность.

Среда организованной музыкально-творческой деятельности в ДОУ

Исходное требование к среде — её проблемность и развивающий характер: она через своё содержание должна создавать условия для музыкально-творческой деятельности каждого ребёнка, стимулирующие развитие его творчества.

Информационный фактор, как известно, играет в этом значительную роль, поэтому педагог проектирует предметно-развивающий компонент среды

(музыкальные инструменты, музыкальное оборудование, пособия и дидактические материалы, костюмы и т. д.). К нему относится и репертуар, который выбирает музыкальный руководитель в соответствии с программой. Все эти аудио-, видео- и тактильные составляющие среды предоставляют информацию в виде знаково-символических форм, познавая которые ребёнок конструирует свой музыкальный мир.

Социальный фактор проявляется в том, что и организатором среды, и её компонентом является музыкальный руководитель, а музыкально-творческая деятельность протекает во взаимодействии не только с музыкальным руководителем, но и с воспитателем. Взрослый является образцом для подражания, носителем музыкальной культуры. Социальными компонентами являются и сверстники ребёнка, которые выступают в качестве партнёров в совместной деятельности, но могут быть и образцами для подражания.

Среда нерегламентированной музыкально - творческой деятельности ДОУ. Большую часть времени ребёнок проводит в группе детского сада, поэтому она - должна иметь - потенциал для музыкального воспитания и становления его творчества. Информационный фактор обеспечивает преемственность с организованной музыкальной деятельностью. Музыкальный репертуар, оборудование и инструменты, дидактические музыкальные игры и пособия практически те же, что и для музыкальных занятий, однако эти компоненты отличаются большим разнообразием, так как времени на регламентированную деятельность у воспитателя больше.

Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется совместно с воспитателем в группе и в меньшей степени в дополнительных услугах по музыкальному творчеству, организуемых музыкальным руководителем. Воспитатель не обучает детей - он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки, высказывает своё отношение к ней, вовлекает детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводит музыкальные разминки и традиции. Музыкальный репертуар воспитатель подбирает с помощью музыкального руководителя.

Организация нерегламентированной деятельности требует соблюдения следующих условий:

Наличие у детей навыков и умений во всех видах музыкальной деятельности,

Наличие в группе всех наглядных пособий,

Наличие магнитофона и кассет

Музыкальные игры, пособия для музыкальной деятельности

Социальный фактор состоит в том, что воспитатель продолжает педагогическую линию музыкального руководителя и является для детей образцом музыкального восприятия и музыкального творчества. Сверстники как часть социальной среды также имеют большое значение: они могут быть и образцами музыкально-творческой деятельности, и стимулом для занятий ею, и критерием оценки результатов деятельности. Воспитателю важно опираться на детей, которые увлечены музыкально-творческой деятельностью : они становятся своего рода катализатором данного процесса.

Эмоциональный фактор в виде заинтересованности детей в музыкально-творческой деятельности должен культивироваться воспитателем различными способами, прежде всего через собственную эмоциональную активность и стимулирование творческой активности детей. Эмоциональная поддержка, обеспечение психологического комфорта, поощрение творческих устремлений детей - такой должна быть эмоциональная характеристика среды, в которой протекает нерегламентированная музыкально-творческая деятельность. Параллельно осуществляется самостоятельная музыкальная творческая деятельность детей, обладающая наибольшим потенциалом развития дошкольников.

Разнообразная предметно-развивающая среда в ДОУ, творческий подход и заинтересованность педагогов помогают нашим детям окунуться в мир музыки и расширить представление о ней, развить воображение, активизировать эмоциональную сферу, мышление, речь.

Познание музыки и ее красоты происходит не только на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях, но и в музыкальных уголках каждой группы.

Самой привычной формой взаимодействия остаются родительские собрания, но и их можно проводить в форме дискуссий и круглых столов, где монолог педагога звучит реже, чем диалог с родителями, происходит обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения проблем. Родителям нравится такая форма общения, и они охотно идут на контакт, проявляя интерес к тому, как живут дети в ДОУ, чем занимаются.

Ответить на эти вопросы помогают дни открытых дверей: просмотры занятий дают родителям возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, познакомиться с приёмами обучения и мерами воспитательного воздействия. Необходимо убедить родителей в том, насколько важен благоприятный домашний музыкальный климат : родители должны показать детям, что любимые музыкальные произведения доставляют радость и удовольствие и им, улучшают настроение. На детей большое влияние оказывают литературные образы, поэтому семейные чтения хорошо сопровождать музыкой (записи детских музыкальных сказок, произведений Вивальди и Моцарта позднее - другие произведения русской и зарубежной классики).

Особенность социального фактора в семье состоит в том, что он представлен родными для ребёнка людьми.

Это обстоятельство накладывает отпечаток и на эмоциональный фактор, который может стать положительным эмоциональным фоном в процессе приобщения ребёнка к музыкальному творчеству.

Итак, мы приходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. Веракса М. : Мозаика-Синтез, 2011.

Театральная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС. Виды театров в разных группах ДОУ Театрализованная деятельность дошкольников. Данный материал, интересен и полезен для родителей, воспитателей, музыкальных руководителей.

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в направлении музыкального развития дошкольников Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса.

Проектная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС Проектная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Дошкольное образование – главная ступень системы обучения. Именно оно закладывает.

Эссе музыкального руководителя Я – Здравствуйте! Я работаю музыкальным руководителем в ЦРР детский сад №8. Я всегда знала, что буду заниматься музыкой с детьми но произошло.

Образовательная деятельность в режимных моментах в соответствии с ФГОС В соответствии с требованиями ФГОС решение образовательных задач осуществляется не только в рамках образовательных действий, совместной.

Портфолио музыкального руководителя Каменец Е. А Основной функцией музыкального руководителя считаю воспитание любви к музыке, создание атмосферы познания, стремления узнать.

Основную цель работы любого музыкального руководителя дошкольного учреждения можно определить как формирование основ музыкальной культуры воспитанников и развитие музыкальных и творческих способностей детей с учётом их индивидуальных возможностей.

Содержимое публикации

Специфика работы музыкального руководителя в ДОУ.

Основную цель работы любого музыкального руководителя дошкольного учреждения можно определить как формирование основ музыкальной культуры воспитанников и развитие музыкальных и творческих способностей детей с учётом их индивидуальных возможностей.

В связи с этим задачи, решаемые специалистом в целом таковы:

- развивать чувство ритма у детей;

- учить понимать и чувствовать форму музыкального произведения;

-прививать навыки чистого интонирования;

-формировать основы музыкальной культуры и музыкального вкуса детей, обогащая их внутренний мир высокохудожественными музыкальными произведениями русских и зарубежных композиторов;

-формировать навыки игры на доступных для своего возраста детских музыкальных инструментах;

-старших дошкольников знакомить с основами элементарной музыкальной грамоты.

- стимулировать использование детьми полученных знаний в музыкальной деятельности и повседневной жизни.

Решая задачи по развитию у детей музыкальных способностей, сформулированные выше, необходимо учитывать следующие принципы:

- комплексное решение основных задач музыкального воспитания;

Выработка двигательных навыков требует постоянного повторения, т.к. здоровые двигательные динамические стереотипы образуются именно при многократных повторах, поэтому в НОД, наряду с новым материалом, надо не забывать повторять уже знакомые детям музыкальные игры и танцы.

Навыки, обретённые малышами, развивают в последующие годы, но требования усложняют. Так, например, если от младших детей достаточно добиться только реакции на громкую и тихую музыку, то старших дошкольников необходимо научить воспринимать и откликаться на динамику (т. е. на усиление и ослабление звучания). Если в младшей группе дети только меняют движение со сменой музыки двухчастной формы, то у старших детей необходимо обращать внимание на то, насколько вовремя они это делают. Если малыши учатся реагировать на музыку с ярко контрастными частями преимущественно двухчастной формы, то старшие дети – на музыку с менее контрастными частями трёхчастной формы, формы рондо или вариаций.

Развивая у детей чувство ритма, надо научить детей ощущать пульс музыки, слышать сильную долю и акценты. При выполнении различных заданий важно чтобы каждый ребёнок индивидуально повторил ту или иную ритмическую формулу. Учитывая принцип последовательности и постепенности усвоения музыкально - ритмических навыков, не нужно разучивать много новых элементов на одном занятии.

При формировании у детей звуковысотной ориентации используют наглядные пособия - лесенку, картинки, а также ручные знаки. Обязательно отдельно работают над метроритмической структурой песни, прохлопывая ритм в ладоши. Хлопки в ладоши не только помогают запомнить ритм, но и, как известно, раздражают рецепторы внутренней стороны ладоней и пальцев и тем самым активизируют работу мозга. С этой же целью хорошо попутно использовать пальчиковые игры и различные мимические этюды - произвольная лицевая моторика тоже влияет на развитие речи.

Игра на детских музыкальных инструментах занимает не последнее место в деле музыкального воспитания дошкольников. И, хотя выступление оркестра обычно готовится к конкурсам или праздникам (если этот вид деятельности не проходит в кружковой работе), на занятиях и в повседневной жизни детского сада дети часто играют на ложках, бубенцах, металлофонах. Инструменты помогают детям понять разницу между метром и ритмом (например, метрическую пульсацию дети передают игрой на бубнах, а ритмическую – на ложках, при этом барабанщик отбивает только сильную долю), освоить навык коллективного творчества, где необходимо не только самому правильно сыграть свою партию, но и прислушиваться к другим участникам. При исполнении попевок или коротких песенок для развития слуха и голоса дети также часто помогают себе, подыгрывая на шумовых инструментах, что способствует не только приобретению навыков игры на инструментах, но и активизирует внимание детей.

В работе с детьми используют различные методы и приёмы, выбор которых зависит от конкретных задач, вида деятельности, возраста детей, но основными методами являются наглядный, словесный и практический. Наглядный метод (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный) облегчает усвоение музыкальных знаний детьми. Так, звучащее произведение хорошо сопровождать кратким рассказом о музыке, использовать приём контрастных сопоставлений стилей, жанров или музыкальных настроений. В разделе слушания музыки хорошо использовать показ репродукций картин художников, портретов композиторов, изображения звучащих инструментов оркестра, игрушки, музыкальные лесенки. Когда нужно разъяснить детям, как применить тот или иной приём исполнения или сообщить какие-то сведения о музыке, используют словесный метод. Ну и конечно, ребёнок всегда сам хочет попробовать сыграть на музыкальном инструменте или выполнить какое-то движение. Эта его потребность помогает закрепить на собственном опыте полученные музыкальные знания. Практические приёмы - оркестровка, передача характера музыки в движениях - позволяют глубже прочувствовать и осознать значение средств музыкальной выразительности.

Учитывая, что ведущей формой жизни дошкольника является игра, во всех видах музыкальной деятельности надо применять игровые приёмы. В игровой форме разучиваются различные хлопки, притопы, взмахи и вращения кистями рук. Дети старшего дошкольного возраста учатся более активной реакции на музыку, передаче характерных особенностей поведения того или иного героя. С помощью мимики и жестов детей учат передавать развитие событий, конфликтные или дружеские отношения героев, при этом используют личный показ или наглядные материалы. И пусть каждый ребёнок покажет другим детям образ так, как он его понимает. Застенчивых детей обязательно подбадривают, хвалят даже за незначительные успехи.

Требования ФГОС ДО внесли корректировки в работу всех педагогов детских дошкольных учреждений. Комплексно – тематическое планирование охватило все образовательные области.

Продолжаем публикацию новых должностных инструкций работников дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ), составленных в соответствии с требованиями раздела Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утв. приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2009 № 593. В этом номере – должностная инструкция музыкального руководителя (приложение).

Должность музыкального руководителя в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" отнесена к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников и к первому квалификационному уровню.

Требования к должности "музыкальный руководитель"

В соответствии с Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады), утв. постановлением Минтруда России от 21.04.1993 № 88, должность музыкального руководителя в штатном расписании дошкольного образовательного учреждения предусматривается из расчета 0,25 ед. на каждую группу детей в возрасте свыше 1,5 лет наполняемостью 15–20 чел.

Норматив 15 или 20 детей используется при определении количества должностей музыкальных руководителей в ДОУ по группам общеразвивающей направленности в зависимости от возраста детей.

В группах компенсирующей и оздоровительной направленности количество должностей музыкальных руководителей определяется с учетом предельной наполняемости групп, предусмотренной в зависимости от категории детей и их возраста пп. 33–35 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666.

Следует учесть, что ставки заработной платы музыкальных руководителей в соответствии с п. 3 приложения к постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" установлены за 24 ч педагогической работы в неделю.

Планирование музыкальных занятий в каждой группе должно осуществляться совместно с воспитателями и регулироваться графиком (расписанием), утверждаемым руководителем ДОУ.

Исходя из опыта работы ряда ДОУ можно предложить следующий порядок работы музыкальных руководителей.

Порядок работы музыкального руководителя

Музыкальные занятия проводятся, как правило, два раза в неделю в утренние часы в каждой группе. Длительность занятия составляет 15–25 мин. Помимо непосредственно занятий с детьми, музыкальные руководители ведут предварительную подготовительную работу: посещают группу, устанавливают контакт с воспитанниками, проверяют готовность помещения к занятию, правильность расстановки мебели, подбирают пособия. На такую работу и на каждое из двух занятий отводится по 1 ч 20 мин.

Один раз в неделю во второй половине дня музыкальные руководители организуют в каждой группе музыкальные мероприятия (развлечения, музыкальные игры, пение, хороводы, танцы, представления кукольного и теневого театра и т. п.), на проведение которых отводится также по 1 ч 20 мин.

Кроме того, в обязанности музыкального руководителя входит непосредственная работа с воспитанниками по разучиванию песен, танцев, музыкальных игр, оформление костюмов для музыкальных игр, развлечений и праздников. На такую деятельность отводится 2 ч в неделю (на каждую группу).

Общее время всех мероприятий, проводимых музыкальным руководителем в каждой группе, составляет 6 ч в неделю.

Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска музыкальных руководителей предусмотрена постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений" (далее – Постановление № 724).

Отпуск музыкального руководителя

В соответствии с п. 3 приложения к Постановлению № 724 продолжительность отпуска музыкального руководителя составляет 42 календарных дня.

Следует отметить, что ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск отдельных педагогических работников ДОУ, в т. ч. музыкальных руководителей, может составлять и 56 календарных дней.

Отпуск такой продолжительности может предоставляться музыкальным руководителям ДОУ для воспитанников с отклонениями в развитии и ДОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении, в соответствии с п. 1 приложения к Постановлению № 724.

Кроме того, музыкальные руководители могут пользоваться удлиненным отпуском (продолжительностью 56 календарных дней) в детских садах комбинированного вида, если они полный рабочий день трудятся в группах компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании. Основанием для этого является п. 2 примечаний, предусмотренных приложением к Постановлению № 724.

Иными словами, для получения ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней объем работы музыкальных руководителей в группах с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии, или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, должен составлять 24 ч в неделю.

Должность музыкального руководителя предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее – Постановление № 781).

Право музыкального руководителя на досрочное назначение пенсии

Следует иметь в виду, что п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением № 781, установлено, что периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Таким образом, если педагогическая деятельность работника была связана только с должностью музыкального руководителя ДОУ, то за все 25 лет работы необходимо подтверждение выполнения работы в этой должности

в объеме не менее 24 ч в неделю (т. е. с четырьмя группами воспитанников), за которые предусмотрена ставка заработной платы.

Должностная инструкция музыкального руководителя

1. Общие положения

1.1. Музыкальный руководитель относится к категории педагогических работников.

1.2. Музыкальный руководитель назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

1.3. На должность музыкального руководителя назначается лицо, которое имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика", профессионально владеет техникой исполнения на музыкальном инструменте, без предъявления требований к стажу работы.

1.4. В своей деятельности музыкальный руководитель руководствуется законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, приказами и распоряжениями органов, осуществляющих управление в сфере образования, уставом ДОУ, коллективным договором, локальными нормативными актами ДОУ.

1.5. Музыкальный руководитель должен знать:

приоритетные направления развития образовательной системы РФ;

законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Конвенцию о правах ребенка;

педагогику и психологию;

возрастную физиологию, анатомию;

санитарию и гигиену;

индивидуальные особенности развития детей, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста;

методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками, музыкальные произведения детского репертуара;

при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, – основы дефектологии и соответствующие методики их обучения; современные образовательные музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры;

основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами;

правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

правила охраны труда и пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности

2.1. Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.

2.2. Участвует в разработке образовательной программы образовательного учреждения.

2.3. Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам музыкального воспитания детей, определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей.

2.4. Определяет содержание музыкальных занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы, способы обучения, образовательные, музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры, современные методы оценивания достижений воспитанников.

2.5. Участвует в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы образовательного учреждения (музыкальных вечеров, развлечений, пения, хороводов, танцев, представлений кукольного и теневого театра и иных мероприятий), спортивных мероприятий с воспитанниками, обеспечивает их музыкальное сопровождение.

2.6. Консультирует родителей (лиц, их заменяющих) и воспитателей по вопросам подготовки воспитанников к участию в массовых, праздничных мероприятиях.

2.7. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.

2.8. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой.

2.9. Выполняет правила охраны труда и пожарной безопасности.

Музыкальный руководитель имеет право:

3.1. Участвовать в управлении образовательным учреждением, защищать свою профессиональную честь и достоинство.

3.2. Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением.

3.3. В пределах своей компетенции и в порядке, определенном уставом, присутствовать на занятиях, проводимых другими педагогическими работниками.

3.4. Представлять на рассмотрение заведующего предложения по улучшению деятельности ДОУ.

3.5. Получать от работников ДОУ информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

3.6. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.7. На рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию, проходить аттестацию.

Музыкальный руководитель несет ответственность:

за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей – в соответствии с трудовым законодательством;

правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, –

в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством;

причинение материального ущерба – в соответствии с действующим законодательством.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197ФЗ (ред. от 25.11.2009)

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ред. от 27.12.2009)

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666

Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (ред. от 18.08.2008)

Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам" (ред. от 16.07.2009)

Нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады), утв. постановлением Минтруда России от 21.04.1993 № 88

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утв. приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 869 (ред. от 03.03.2010)

Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н

Читайте также: