Анализ воспитательной работы в кадетском классе начальной школы

Обновлено: 04.07.2024

Организация учебного процесса регламентируется учебным планом, расписанием занятий, где нашла отражение одна смена занятий, 5-дневная учебная неделя для учащихся 1 ступени обучения, 5,6,7,8, 9 класса и 3 ступени обучения - 6-дневная учебная неделя, 45 минутная продолжительность урока.

Оценка реализации учебных программ, тематического планирования выявила их соответствие образовательному минимуму по предметам, федеральный компонент образовательного стандарта реализуется полностью.

Преподавание ведется по учебникам, значащимся в федеральном Перечне учебных изданий.

Анализ классных журналов показал: обязательный минимум содержания образования выдерживается; практическая часть образовательного компонента выполняется согласно календарно-тематическому планированию. Однако имеются замечания: по формулировке отдельных тем, по организации индивидуальной работы обучающихся, не всегда своевременно записываются темы уроков, у некоторых преподавателей недостаточное количество оценок, есть исправления.

Учебный план обеспечен кадрами соответствующей квалификации и уровня образования. Педагогический коллектив составляют 44 преподавателя и 2 совместителя. Высшее образование имеют 36 учителей, среднее профессиональное (педагогическое) - 8. Учителя проходят курсовую переподготовку (в этом году 4 человека). По результатам аттестации первую квалификационную категорию имеют 17 учителей (36%); вторую квалификационную категорию - 9 учителей (19 %); 5 учителей не имеют категории (11 %). Вакансий в школе нет. Почетный работник народного образования, отличник народного просвещения- 13чел., Ионова Н.Н.- кандидат педагогических наук.

Основной задачей управленческой деятельности является контроль со стороны администрации за исполнением требований государственных образовательных стандартов. Контроль осуществляется на основании плана работы школы. По итогам контроля деятельности составляются аналитические материалы, изучаются приказы директора. Внутришкольный контроль строится в соответствии с целью и задачами школы. Администрация школы использует различные формы контроля: тематический, фронтальный, индивидуальный, классно-обобщающий, обзорный. Результаты внутришкольного контроля обсуждаются на совещаниях, педсоветах.

^ Анализ методической работы школы в 2008/2009 учебном году.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приемы, технологии обучения.


  • Проведение педсоветов

  • Методические объединения

  • Открытые уроки, их анализ

  • Посещение и анализ уроков

  • Разработка методических рекомендаций в помощь учителю.

  • Индивидуальные беседы по организации и проведению уроков

  • Организация и контроль курсовой подготовки учителей

  • Аттестация

Позитивные тенденции: включение каждого педагога в анализ результатов учебной деятельности школы; создание благоприятного климата педсоветов.

Негативные тенденции: на данный промежуток времени ещё не все учителя активно включились в работу педсоветов.

^ Работа методических объединений.

В школе действует 8 методических объединений учителей:

1. МО учителей гуманитарного цикла наук (учителя русского языка и литературы)
руководитель Бородина МА.


  1. МО учителей начальных классов руководитель Филина Т.В.

  2. МО социального цикла - руководитель Нилова Н.Б

  3. МО физкультурно- оздоровительного цикла - руководитель Чумакова Г.С.

  4. МО естественно-научного цикла - руководитель Сапрыкина Н.Е.

  1. МО художественно- эстетического цикла - руководитель Венедиктова М.В.

  2. МО английского языка - руководитель Грузнова Т.Н. На заседаниях МО решались следующие вопросы:

Учителя запланировали открытые уроки с использованием ИКТ в каждом МО, но провести не смогли в силу объективных и субъективных причин.

Все учителя должны планировать открытые уроки, и проводить их на высоком методическом уровне. Посещать эти уроки необходимо всем, не смотря на профиль. В следующем учебном году надо при планировании работы в МО более ответственно подойти к этому вопросу и если заявку дал, то выполни. После проведения урока надо сдать конспект в методическую копилку.


  • Формы и методы, применяемые на уроках;

  • Достижения базового уровня;

  • Культура речи;

  • Самостоятельная работа на уроке;

  • Дифференциация самостоятельных и контрольных работ;

  • Дозировка домашнего задания.

  • Четко планировать открытые уроки каждому МО;

  • Провести за год 5 уроков с применением ИКТ;

  • Продолжить взаимопосещение уроков с учетом индивидуальных потребностей учителя.

Необходимо отметить участников школьных и муниципальных олимпиад. В этом году школьные олимпиады провели только два учителя, математика и обществознание. Трое 10классников заняли призовые места на муниципальном туре: МатошенкоА, ТищенкоА по математике и Герман А по обществознанию. Остальные учителя не провели школьный тур олимпиады из-за карантина в Москве по гриппу. Учащиеся 5-8 классов принимали участие в интеллектуальном марафоне, места не заняли; ученик 8а класса Нефедов А набрал в личном первенстве 1 место.


  1. Совершенствование работы по подготовке к ЕГЭ.

  2. Отслеживание работы по накоплению и обобщению передового опыта.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Классный руководитель Томилова М.В.

Нормативно-правовое обеспечение функционирования кадетского класса:

Положение о кадетских классах.

Содержание учебно-воспитательного процесса:

Кадетский класс сформирован на начальной ступени образования. Наполняемость класса – 29 человек (17 мальчиков и 12 девочек).

Учебный план кадетского класса составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана и профиля службы ГИБДД.

Дополнительное образование кадет:

Добрая дорога детства (ПДД)

Цели и задачи воспитательной работы в прошлом учебном году были направлены на создание условий для оптимального развития учащихся, формирование детского коллектива, воспитание толерантности, нравственности и развития эстетических чувств. Для решения поставленных задач были выбраны соответствующие мероприятия, беседы с родителями, ежедневный контроль за культурой поведения, создание комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым. В ходе воспитательной работы раскрывались творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности.

Главным направлением воспитательной работы прошлого года оказалось продолжение работы над самоуправлением - распределены обязанности, что воспитывает в детях ответственность, самостоятельность, организованность. Это оказывает огромную помощь учителю в работе. Обязанности менялись по учебным четвертям.

Многие ребята участвовали в различных конкурсах, олимпиадах, играх, стали призерами. В свободное время ребята посещали кружки и секции по спортивному, художественно- эстетическому направлениям. Активно проводилась внеурочная деятельность для учащихся.

Одним из основных направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. Наблюдаются сдвиги в плане осознания правил и норм поведения, но на практике дети не всегда ведут себя, как следовало бы. В связи с этим работа над умением правильно себя вести будет продолжена.

Много внимания уделялось организации здорового образа жизни, воспитанию потребности заботиться о своей жизни, здоровье, безопасности. Это участие в Днях Здоровья , в общешкольном спортивном празднике «Здоровые дети – здоровая нация, проводились классные часы, направленные на сбережение ЗОЖ и др. Важность данного направления требует продолжения в следующем учебном году.

В результате диагностики межличностных отношений в конце 4 класса были выявлены лидеры класса, устойчивые взаимные дружеские отношения. Ребята тактично общаются между собой, помогают друг другу. Ярко выраженного лидера в классе нет, но дети (по анкетированию) уважительно относятся к Федорову Андрею, Червочкину Артёму, Шипицыну Денису, Сучилиной Кате, Ергину Андрею. Их ценят за ответственность, честность, любознательность и интеллектуальные способности.

Проводилась дифференцированная работа с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. С одаренными учениками проводились индивидуально-групповые занятия, направленные на формирование компетентностей обучающихся, развитие логического мышления, подготовку ребят к олимпиадам, интеллектуальному марафону.

Инициативность в общественных мероприятиях проявляли все ребята. Они участвовали во всех праздниках, мероприятиях школы:

Декада Здоровья 1 место

Единый классный час, посвященный 55 - летию со дня первого полета в космос

Малые зимние Олимпийские игры.

Соревнования по шашкам

Школьная ярмарка – 16 участников.

Открытка поздравление 80 лет ГИБДД

Акция «Письмо водителю

Конкурс плакатов по ПДД

Легкоатлетическая эстафета – 2 место

Выступление с концертной программой в полиции.

Участие в параде Победы.

Первый выпускной кадетского класса.

Все мероприятия, проведенные для учащихся, способствовали сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных и творческих способностей учащихся, формировали эстетические вкусы, прививали навыки культуры общения, обогащали знания ребят.
Мероприятия в классе проходят на высоком уровне, дети с удовольствием готовится к ним.

Общие дела и интересы объединяли детей и родителей, помогали им найти общий язык общения, положительно воздействовали на формирование личности ребёнка.

Работа над проектами: позволила учащимся применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов. Дети расширили свой кругозор. Работа способствовала сплочению коллектива, дети получили навыки бесконфликтного общения.

По итогам учебного года

в классе 1 отличник:

Шипицын Денис,

22 хорошиста

Анисимов Игорь, Баёв Илья, Бута Алиса, Васильева Вера, Гагиев Артём, Елагин Степан, Ергин Андрей, Карпов Денис,КОНОВАЛОВА Катя, Кузнецова Лера, Лукичёв Дима, Панчина Ксюша, Петренко Влад, Пятовская Настя, Попов Даниил, Сучилина Катя, Фёдоров Андрей, Фомин Андрей, Филанович Ксюша, Хамидулина Софья,Червочкин Артём, Червочкина Настя, Черноглазова Вика,

За 2015-2016 учебный год воспитанники кадетского класса неоднократно занимали призовые места во многих Всероссийских, областных, городских и районных соревнованиях и конкурсах:

Районные и городские мероприятия:

Областные мероприятия и соревнования

Всероссийские конкурсы:

Конкурс по ОБЖ – 26 чел,

Шипицын Денис – 1 место

Червочкин Артём – 3место

Многие учителя отметили, что за эти 4 года, которые ребята обучаются в кадетском классе, они стали намного дисциплинированней, организованней и ответственней. Большая заслуга в этом преподавателей наших кадет: Томиловой Марии Васильевны, Пешехоновой Марины Александровны, Балашовой Натальи Станиславовны, Юрьевой Марины Анатольевны. Под их руководством ребята осваивают специальную систему обучения и воспитания, что способствует выработке у них высоких моральных качеств.

В 2015 - 2016 г. проведено 6 родительских собраний, 6 заседания родительского комитета, организованы индивидуальные консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания детей.

В состав родительского комитета входили: Филанович Татьяна Борисовна, Карпова Оксана Валерьевна, Манакова Оксана Васильевна ,Фомина Светлана Юрьевна Сивирикова Татьяна Александровна, они оказывали помощь в течение года. Родители помогали в организации учебного процесса, в подготовке праздников, организации сладких столов, с удовольствием посещали мероприятия, подготовленные ребятами.

Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. В некоторых семьях есть место излишней строгости и завышенных требований к ребенку. В некоторых наоборот, не хватает контроля со стороны родителей. На решение этих проблем было обращено особое внимание.
В течение учебного года сложились хорошие отношения с родителями учащихся. Наиболее эффективными формами взаимодействия были индивидуальные и групповые консультации для родителей. Посещаемость родительских собраний 90%. Родители принимали активное участие в совместных делах класса: проведении экскурсий.

Общие выводы.

В целом воспитательная работа во 4 классе была многоплановой и разносторонней. Анализ внеклассной и внешкольной воспитательной работы в классе показал, что в течение учебного года был накоплен положительный опыт в организации внеклассных мероприятий с учащимися, работе с родителями. Педагогическими удачами и находками можно считать воспитание толерантности, интереса к учебе и любознательности. Считаю целесообразным продолжить работу по данным направлениям. Следует внести коррективы с целью устранения недостатков.

Цели и задачи на 2016-2017 учебный год

Основная цель работы на следующий учебный год :

- подготовка учащихся к самостоятельной жизни, воспитание Человека и Гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти своё место в нём, самостоятельно принимать решения, выражать своё мнение, творчески мыслить.

З адачи:

- развивать познавательный интерес учащихся, поддерживать интерес к учебе, уверенность в значимости высокого уровня знаний;

- совершенствовать условия для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ценностей и ведущих жизненных ориентиров;

- формировать патриотическое, гражданское, правовое сознание; развивать силу, ловкость, волевые качества, формировать представление о ЗОЖ, бережное отношение к природе;

- воспитывать гражданственность и приобщать к духовным ценностям своего Отечества;

- индивидуализировать работу с родителями, максимально опираясь на положительные примеры в поведении детей;

- шире привлекать родителей для оказания помощи в организации культурно-массовой, спортивной работы, оказанию материально-технической поддержки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В анализе воспитательной работы представлен опыт формирования и существования казачье-кадетского класса.

за 2010-2011 учебный год.

Мероприятия

Участие родителей

Результат

Организация органов самоуправления в казачье-кадетском классе.

Создана структура органа самоуправления в классе, избраны ответственные за сектора воспитательной работы.

Родители Гончарова А., Левко Р., Мельниковой В., Заварзина А., Закурдаева И., Маргиева М., Кривцова А., Папковой А. вырастили цветы за лето и сохранили те, которые дети забрали на лето.


Субботник по уборке закрепленной территории школьного двора.

Ребята пропололи участок , закрепленный за классом около 6 кабинета

Мама Аллахвердян А. Нора Николаевна помогла дочери составить экспозицию цветов.

Класс принял участие в общешкольном празднике цветов.

Родительское собрание «Об образовании казачье-кадетского класса.

Избран родительский комитет, которому поручено решить вопрос о форме казачье-кадетского класса. Большую роль здесь сыграла Гончарова Ольга Сергеевна.


Праздник села. День здоровья.

Мальчики класса приняли участие в соревнованиях по футболу, заняли 2-е место среди 6-х классов, среди бегунов, участвовавших в кроссе, Горосова О. заняла 2-е место.


Экскурсия в церковь Святой Троицы.

Настоятель церкви Св. Троицы отец Дмитрий.

Настоятель церкви Св. Троицы отец Дмитрий познакомил ребят с историей строительства церкви в селе Краснокумском и рассказал об иконах в храме.

Настоятель церкви Св. Троицы отец Дмитрий, атаман с. Краснокумского Бритиков Е.В.


Поездка в Солдато-Александровское.

Настоятель церкви Св. Троицы отец Дмитрий, атаман с. Краснокумского Бритиков Е.В.

В школе села Солдато-Александровского шестиклассники познакомились с двумя казачье-кадетскими классми: 5-м и 6-м, те показали элементы строевой подготовки, песню. Затем ребята пообщались друг с другом.

Экскурсия в воинскую часть при п/я в селе Обильном.

Настоятель церкви Св. Троицы отец Дмитрий, руководитель строевой подготовки Макаров Н.Е.

Ребята посетили занятия по средствам защиты и нападения на противника, познакомились с видами оружия, увидели работу кенолога.


Районные соревнования по шахматам.

Горосова О. – лучшая шахматистка среди шестиклассниц приняла участие в районных соревнованиях по шахматам и ей не хватило пол-балла, чтобы завоевать призовое место.


Родители Арбеева Д. пришли на соревнования, чтобы посмотреть на сына.

В школьную команду вошли шесеро ребят из нащего класса: Арбеев Д., Маргиев М., Жумаев А., Мелкумян М., Горосова О., Сидоркина В. кроме этого помощниками в соревнованиях учителю ОБЖ были Закурдаев И., Заварзин А., Кривцов А. и др.


Экскурсия в Домбай

Родители Заварзина А., Багнюк М., и Мельниковой В. собрали своих детей в поездку.

Участие в предметных неделях

Мамы Аллахвердян А., Гончарова А., Могильной А. приготовили пироги, десерты для кафе по-французски.


Организация верховой езды на лошадях.

По инициативе настоятеля церкви отца Дмитрия был приглашен казак Мячин П.В.

Мячин П.В. показал ребятам, как кататься верхом на коне, но заметил, что конь любит, чтобы за ним и ухаживали. Мальчики и Вероника Мельникова приходили на конюшню и кормили лошадей, чистили их конюшню.

Учитель труда Шинкаренко В.И, настоятель церкви Св. Троицы – отец Дмитрий руководили посадкой деревьев детьми

У церкви было посажено ребятами 4 яблоньки.


Учащиеся познакомились с историей праздника 4 ноября.


Празднование Нового года в церкви Св. Троицы

Настоятель церкви Святой Троицы, Глава администрации с.Краснокумского.

Дети получили новогодние подарки – пакеты со сладостями. Были подведены итоги полугодового существования казачье-кадетского класса.

Беседы по правилам дорожного движения

Проводились беседы по ПДД по плану(см. записи в журнале)

Кл. рук. познакомила ребят с основным законом страны – Конституцией РФ.

Ребята побывали на общешкольном новогоднем вечере

Проведение праздника Крещения Господнего

Вместе с детьми на празднике Крещения присутствовали некоторые родители мальчиков (к примеру, отец Миши Яковенко)

Класс пришел в церковь Св. Троицы, послушали литургию, приняли участие в крестном ходе на речку Подкумок ребята шли впереди всех с иконами, смельчаки (Маргиев Максим, Жумаев Алексей, Шевяков Евгений, Кривцов Саша, Арбеев Дима приняли крещение в реке.)


Программа класса была интересной, класс занял второе место в смотре, а танцевальный номер вошел в программу районного смотра художественной самодеятельности.



Классный час проведен психологом школы Светланой Николаевной Николенко. Ребята доказывали, что они являются дружными и сплоченными.

В школьную команду вошли ребята из нашего класса: Максим Маргиев, Жумаев Алексей, Арбеев Дмитрий, Закурдаев Иван, Сидоркина Валерия, Могильная Анастасия. Помощниками выступали Заварзин Александр, Кочетов Юрий и другие ребята.

20 февраля 2011 г.

На классном часе ребята познакомились с историей возникновения праздника, поняли, что служить Отечеству – почетная обязанность каждого гражданина России.

Мальчики соревновались в таких видах, как подтягивание на перекладине, отжимание в положении лежа, прыжки, стрельба из винтовки, надевание противогаза. Команда мальчиков заняла второе место.

Организация поздравления мальчиков и мужчин-учителей с праздником Днем Отечества.

Родители ребят выделили деньги на приобретение подарков для мальчиков. Девочки приобрели мальчикам кружки.

Подарки были вручены всем мальчикам.

Участие танцевальной группы девочек в районном смотре художественной самодеятельности.

Мама Сидоркиной Валерии и ее тетя проводили репетиции танца.

Ребята из моего рассказа об истории праздника узнали, что праздник 8 Марта уходит своими корнями еще в 19 век.

Чествование в честь праздника 8 Марта.

Родители ребят выделили деньги для приобретения подарков девочкам.

Подарки (косметические наборы) были вручены всем девочкам.

Родителям учащихся было предложено просмотреть свои семейные альбомы и найти старинные фото своих прародителей, а также вместе со своими детьми постараться составить свои родословные.

19 марта 2011 г.

При подготовке Арбеева Дмитрия к выступлению помогала его баьушка Валентина Ивановна (зав. Детским садом села Краснокумского)



Участие в соревнованиях, посвященных Всемирному Дню здоровья.

На соревнования приходили родители Арбеева Дмитрия.


Команда мальчиков в составе Арбеева Дмитрия, Мелкумян Михаила, Жумаева Алексея, Маргиева Максима, Козлова Дмитрия, Закурдаева Ивана, Максименко Кирилла, Кочетова Юрия, Кривцова Александра приняли участие в соревнованиях по пионерболу.

Родители мальчиков пришли на митинг, чтобы посмотреть ,какое участие они принимают в этом празднике.

Одни ребята возложили ленту цветов у памятника погибшим односельчанам, другие выступали в роли постовиков, закурдаев Ваня был в качестве связного. Арбеев Дмитрий, Сидоркина Лера и Могильная Настя выступили как знаменосцы и ассистенты знаменосца.


Девочки: Сидоркина Лера, Могильная Настя, Нятина Элина, Волкова Алина, Горосова Оля, Аллахвердян Адриана приняли участие в этом галла – концерте, паосвященном Дню края.


Команда мальчиков и девочек в составе: Арбеева Дмитрия, Мелкумян Михаила, Жумаева Алексея, Маргиева Максима, Козлова Дмитрия, Закурдаева Ивана, Максименко Кирилла,


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ШКОЛЬНИКОМ БЫТЬ ХОРОШО, А КАДЕТОМ – ЛУЧШЕ


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. В наше время, когда происходят современные социально-экономические преобразования в стране и реформирование Российской армии, возрождаются духовно-нравственные ценности, стране требуются патриоты, готовые служить Родине самоотверженно и честно.

Кадетское движение активно развивается и тому есть объективные причины. Во первых, обществу потребовались здоровые, талантливые, образованные, патриотически настроенные личности. Во вторых, в этом увидели возможность в какой-то мере решить острейшие проблемы, захлестнувшие общество, побороть растущую беспризорность, подростковую преступность и наркоманию. В-третьих, многие родители стремятся не только дать своему ребенку качественное образование, но и привить самостоятельность, ответственность, эстетическую культуру, и общие моральные устои.

Цель исследования: узнать историю кадетских классов прошлого и настоящего.

Задачи:

Изучитьисторию возникновения кадетского движения.

Узнать чем кадеты привлекают детей и подростков?

Выяснить отличие кадетских классов от обычных классов.

Проанализировать кадетское движение в 8 школе.

Провести анкетирование учащихся кадетских классов.

Объект исследования: учебно-воспитательная система кадетских классов.

Предмет исследования: учащиеся кадетских классов МАОУ СОШ №8

Гипотеза исследования: учебно-воспитательная система кадетских классов МАОУ СОШ №8 способствует формированию личности современного кадета.

Методы исследования: метод изучения и анализа литературы и документации, метод анкетирования, обобщения, анализа и сравнения.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы можно использовать на классных часах, родительских собраниях, экскурсиях в школьном музее, внеклассных мероприятиях, встречах с интересными людьми.

Научная статья

Глава1. История возникновения кадетского движения

1.1 Зарождение кадетсва.

Знаменитые путешественники, первооткрыватели новых земель, их именами названы острова и моря, великие полководцы, фельдмаршалы и адмиралы, прославившие русское оружие, писатели и поэты, композиторы и художники, выдающиеся учёные, государственные деятели. Сотни великих имён, тысячи биографий, очень разных, но с одним началом, одним истоком – кадет.

Позаимствованная у Франции в начале XVIII века форма обучения и воспитания, принятая в кадетских корпусах, дала России адмирала Павла Нахимова, генерал фельдмаршала Михаила Кутузова и Петра Александровича Румянцева, флотоводцев Беллинсгаузен и Ушакова, героя Великой Отечественной войны Дмитрия Карбышева, композиторов Александра Скрябина и Н.А. Римского-Корсакова, писателей Н.М.Карамзина, Н.С. Лескова, В. Даля, президента Российской академии художеств Алексея Оленина и многих других выдающихся государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры.

Без выпускников кадетских корпусов из нашей истории исчезли бы самые яркие страницы. России действительно сегодня нужны люди, готовые служить ей самоотверженно и честно. Так было и 3 века назад, когда молодому русскому царю понадобились единомышленники и соратники для проведения грандиозных реформ.

В 1701 году император Пётр I подписал указ об организации в Москве Школы математических и навигациях наук. Пётр понимал, что новая Россия нуждается в образованных людях.

Во время правления императрицы Анны Иоанновны в 1731 году ею был подписан указ о создании Шляхетского (дворянского) кадетского корпуса.

История кадетских корпусов в России трагически оборвалась в октябре 1917 года. Для новой власти даже само слово кадет было ненавистно, как один из символов свергнутого имперского мира. Кадеты были самыми юными участниками гражданской войны. Они оказались и самыми твёрдыми в своих убеждениях, были готовы принять смерть, но не могли, не хотели отказаться от того чему их учили.

Для победителей кадеты были, классовыми врагами и поэтому кадетскому воспитанию не было места в новой стране. От этого наследия старого мира, от этого уникального двухвекового педагогического опыта, большевики отказались бесповоротно. Кадетские корпуса, как система, как идея должны были бесследно исчезнуть.

Но оказавшись на чужбине, иммигранты сумели создать для своих детей новые кадетские корпуса. В Югославии, во Франции за корпусными стенами дышала русская культура, укоренялись русские обычаи, пульсировала настоящая русская жизнь. Великая сила традиции, помогла нескольким поколениям иммигрантов сохранить в своём сердце Родину.

В годы Великой Отечественной войны похожие учебные заведения были созданы в Советском Союзе. В Указе, подписанном Сталиным, подчёркивается по типу старых кадетских корпусов. Суворовские и Нахимовские военные училища заменили семьи многим тысячам военных сирот. Воспитали блестящих военачальников, выдающихся учёных, инженеров, художников, музыкантов, писателей, космонавтов. Время всё расставляет по местам. В конце ХХ века во многих городах России, создаются кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские классы. Открывается новая страница в истории кадетского воспитания и образования.

Чем же кадетство привлекает детей и подростков?

Из 300 лет движения российского кадетства -16 принадлежит кадетам МАОУ СОШ №8. Первый кадетский класс в нашей школе был набран в 2001 году.

Но чем же кадетство привлекает детей и подростков?Конечно не только красивой формой, в которой они находятся ежедневно в школе. Но и своими делами и поступками. Кадетские классы кроме обязательного изучения общеобразовательных дис­циплин, имеют блок дополнительного образования, включающий разделы по следующим направлениям: физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, военно -патриотическое, культурологическое

К отличиям кадетских классов от других классов общеобразовательной школы можно отнести, в первую очередь, атрибуты, свойственные кадетским классам. Это форма, знамя, эмблема, наличие документального кодекса чести, определенный порядок приветствия в начале урока, обращения к учителю, поведения на уроке в целом. К атрибутам можно отнести и клятвенное обещание, которое каждый кадет произносит при поступлении в кадетский класс.

Кроме того, существуют еще и династии, в том числе и военные династии. В нашей семье все мужчины проходили службу в вооружённых силах, либо в правоохранительных структурах. Мои прадеды и их братья во время Великой Отечественной войны сражались с фашистским захватчиком, некоторые из них погибли - красноармеец Прозоров Пётр Александрович в ноябре 1941 года, красноармеец Прозоров Афанасий Александрович в декабре 1942 года пропал без вести, красноармеец Бушмакин Иван Кузьмич пропал без вести в августе 1941 года. Младший лейтенант командир разведывательного взвода Пермяков Николай Иванович погиб в 10.01.1943 года в под Сталинградом. Был награждён орденом Отечественной войны II степени. Вернулись живыми, но комиссованными в связи с ранениями - Прозоров Михаил Никифорович, Кузнецов Филипп Иванович, который в последствии служил в милиции, затем в вооружённой охране Ижевского механического завода. Многие родственники отца и матери после службы в вооружённых силах продолжали служить в правоохранительных структурах или в армии - прапорщик Прозоров Григорий Михайлович, во внутренних войсках МВД, сержанты: Волков Аркадий Иванович, Вильмон Анатолий Викторович, Бортников Владимир Викторович в подразделениях милиции. Мой папа в 1995 году проходил службу на Северном Кавказе, выполнял там боевые задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения во время вооружённого конфликта. Мои родители отец - врач, мама - фельдшер, с их медицинскими специальностями, как в мирное, так и в военное время могут быть направлены в зону чрезвычайного положения, они оба военнообязанные. Мама в звании рядового, папа офицер в звании - лейтенанта. У меня не было другого никакого желания, как пойти только в кадетский класс.

1.2 Воспитательная работа в кадетских классах МАОУ СОШ №8

Прием в кадетский класс осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) учащихся. В кадетские классы в нашей школе принимаются мальчики и девочки с первого класса. Цель деятельности кадетских классов в нашей школе: воспитание гражданина-патриота Родины, владеющего

а) интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России и мира,

б) культурой межнациональных отношений,

- способного и готового к самоорганизации и самовоспитанию,

-умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации,

Наши кадеты в течение учебного года учувствуют большом количестве военно патриотических мероприятий. (приложение 2)

Одной из особенностей организации учебного процесса является взаимодействие взрослых и детей. Взаимодействие педагогов (учителя-предметники, полковник-наставник, классный руководители, социальный педагог, психолог) и кадетов происходит гораздо чаще и в более разнообразных формах (военно-патриотические мероприятия, мероприятия города и округа), чем в обычных классах, так как кадеты проводят в школе и послеурочное время, в рамках которого осуществляют самоподготовку (выполняют домашние задания, готовятся к воспитательным мероприятиям, заняты разнообразной внеурочной деятельностью). Такая организации учебного процесса, во-первых, способствует повышению успеваемости, развитию творческих способностей, расширению кругозора, профессиональной ориентации учащихся и, во-вторых, позволяет эффективнее отслеживать нарушения в поведении, успеваемость, помогать в трудных жизненных ситуациях учащихся.

Достижению цели способствует и ношение кадетами формы, выполнение ритуалов, свойственных военным структурам, строевая подготовка, еженедельное построение, приветствие учителя.

В процессе воспитания кадетов применяются специфические формы поощрения (благодарность личная; благодарность перед строем (классом); похвальный отзыв в письме к родителям; награждение похвальной грамотой.

Анализ воспитательной работы в кадетских и обычных классах показал, что:

кадеты активнее участвуют в городских, мероприятиях военно-спортивной и военно-исторической направленности: спортивных соревнованиях, военизированных играх, смотрах и торжественных праздничных мероприятиях .

для кадетских классов характерен более насыщенный график учебно-воспитательных мероприятий, включающий классные часы на различную военно-патриотическую тематику.

Наблюдения показывают, что в кадетских классах наши кадеты усваивают определенные нормы поведения, свойственные воинской дисциплине, становятся более дисциплинированными, исполнительными и ответственными. Этих детей отличает умение мыслить четко, логично, конкретно, а также умение быстро реагировать на ту или иную ситуацию.

Итак, в отличие от обычных классов общеобразовательных школ, кадетские классы обладают следующими особенностями образовательного процесса: доминирование в организации воспитательного процесса военно-патриотического воспитания;введение кадетской формы для учащихся; свыделение специального времени на самоподготовку в школе во внеурочное время и в связи с этим удлиненный учебный день; усиленное внимание к военно-спортивной подготовке.

1.3 Хорошо ли быть кадетом

К положительным сторонам относится режим дня в кадетских классах, двухразовое питание, дополнительное образование и спортивно-массовые мероприятия.

Мы выяснили, что в кадетских классах существуют следующее преимущество: реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку, ношение особой формы одежды (повседневной, парадной, полевой); материальная база кадетских образовательных учреждений: наличие специализированных учебных кабинетов (основ безопасности жизнедеятельности, предпрофессиональной военной подготовки), школьного тира, школьного музея; воспитательная работа с кадетами командиров - воспитателей.

Одной из проблем является обустройство территории школы для тренировочных занятий кадет на улице. Для обучения учащихся способам преодоления разнообразных препятствий, метанию гранат, развитие у них выносливости, быстроты, силы, ловкости, а также воспитание смелости, решительности, находчивости, уверенности в своих силах нужна полоса препятствий во дворе школы.

Глава 2. Практическая часть

2.1 Количество учащихся кадетских классов в России и на Ямале

Изучив, большое количество литературных источников по теме, мы выяснили: что в 1997 году Президент России подписал указ о создании в стране кадетских классов и школ с целью формирования в подростках качеств, достойных настоящего мужчины, подготовить несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском или военном поприще.

В 2015/2016 учебном году в 71 субъекте Российской Федерации осуществляют образовательную деятельность 157 общеобразовательных организаций со специальными наименованиями, в которых обучается 49 212 человек: 25 казачьих кадетских корпусов; 101 кадетская школа; 31 кадетский (морской кадетский) корпус. [5]

Казачьи кадетские корпуса. Из 25 казачьих кадетских корпусов – 2 корпуса являются федеральными, 21 кадетских корпусов создан субъектами Российской Федерации и 2 муниципальными образованиями. В казачьих кадетских корпусах обучается 5 187 человек.

Кадетские школы. Из 101 кадетской школы – 1 школа является федеральной (Ростовская область), 59 школ созданы субъектами Российской Федерации и 41 муниципальными образованиями. В кадетских школах обучается 35 913 человек.

Кадетские (морские кадетские) корпуса. Из 31 кадетского (морского кадетского) корпуса – 2 являются федеральными (Омская область, Самарская область), 28 созданы субъектами Российской Федерации и 1 муниципальным образованием. В кадетских (морских кадетских) корпусах обучается 8 112 человек.

Кадетские (казачьи) классы в общеобразовательных организациях. В общеобразовательных организациях России создано 7 343 кадетских и казачьих классов (в них обучается 161 137 человек).

На Ямале образованы 132 специализированных кадетских класса, в которых обучаются 2 114 человек. В единственной на Ямале средней общеобразовательной кадетской школе N 13 г. Нового Уренгоя в 31 классе обучаются 664 человека по 4 профилям: ОМВД, МЧС, казачий и оборонно-спортивный. Кадетские классы имеются в г.Лабытнанги, г.Салехарде, Новом Уренгое (5), Пуровском районе (6), в Надыме.

2.2 Анкетирование учащихся кадетских классов

Для решения поставленных в работе задач, было проведено анкетирование в 12 кадетских классах нашей школы. Всего опрошено 312 кадет.

Вывод: ребята выбирают кадетские классы не только для получения общего образования, но и

так как здесь они получают физическое и нравственное развитие, адаптируются к жизни в обществе. Получают основы к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Заключение

Развитие Кадетского образования и Кадетского движения – одна из тех стратегических задач, от решения которых зависит будущее нашей страны.

Цель и задачи исследования мною выполнены. Мне удалось изучить историю возникновения кадетского движения. Узнать чем кадеты привлекают детей и подростков?

Выяснить отличие кадетских классов от обычных классов. Проанализировать кадетское движение в моей школе. Провести анкетирование учащихся кадетских классов в мАОУ СОШ №8.

В ходе исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза: воспитательная система МАОУ СОШ №8 способствует формированию личности современного кадета.

Данная работа имеет практическую значимость. Её материалы можно использовать на классных часах, родительских собраниях, экскурсиях в школьном музее, внеклассных мероприятиях, встречах с интересными людьми.

Российским кадетам ХХI века только предстоит вписать свои имена в историю Отечества. У нас всё ещё впереди!

Список литературы:

1. Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников. 2006 г. № 3.

2. Гейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания //Научно- методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2006 г. № 3.

3. Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. М.: 2006 г.

4. Кадол В. Воспитание чести и достоинства // Воспитание школьников. 1998 г. № 2.

5. Найденова И. А. Формирование коммуникативной компетентности кадет подросткового возраста в процессе внеучебной деятельности / И. А. Найденова, Ю. В. Нагорнова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань, 2014. - С. 35-38.

6. Панкеев И. Энциклопедия этикета. М., 2007

7. Программа развития МАОУ СОШ№8 на 2016-2019 годы

Дата обращения 12.12.2016

2. Владимиров, А.И. Место, роль и значение кадетского, суворовского, нахимовского образования. Исторический аспект и современность. Текст выступления на Всемирном Русском Народном Соборе [Электронный ресурс] //А.И.Владимиров //

Лалаев, М.С. Кадетские корпуса России //Исторический очерк вузов, подведомственных Главному их Управлению. –М., 1980. – С. 31_33.

Вестник ОГУ №11 (130)/ноябрь`2011

Приложение 1.

А что такое в вашем понимании - Родина?

По-твоему мнению, чем отличается учащийся кадетской школы от ученика общеобразовательной школы?

Почему вы выбрали кадетский класс?

Имеются ли в твоей семье военные династии?

Перечень военно-патриотических мероприятий в МАОУ СОШ №8

Посвящение в кадеты и присвоение кадетских званий;

Смотр-конкурс песни и строя;

Конкурсы, викторины посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы в Великой Отечественной войне;

Уроки мужества, посвященных памятным датам России, с участием ветеранов Великой Отечественной войны и участников боевых действий;

Соревнования по военно-прикладным видам спорта среди обучающихся 1-11 классов;

Смотр-конкурс на лучший класс по физической подготовке;

Организация экскурсий в школьный музей;

Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы в Великой Отечественной войне, Дню вывода войск из Афганистана, дню Памяти;

Лыжные марш-броски, посвященные памятным датам русской истории;

Принимают участие во всероссийских, окружных городских мероприятиях по патриотическому воспитанию молодежи.

Городская военизированная эстафета;

Читайте также: