Как сохранить здоровье ребенка в условиях детского сада

Обновлено: 02.07.2024

Статья посвящена изучению влияния оздоровительно-гигиенических мероприятий на организм детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Воспитание и развитие детей в дошкольных учреждениях имеет ряд особенностей: подготовка детей к поступлению в детский сад, организация физического воспитания в условиях детского сада, соблюдение гигиенических принципов режима дня, гигиенические требования к закаливанию детей. Период адаптации к дошкольному образовательному учреждению требует от ребенка большого нервно-эмоционального напряжения. По мере развития ребенка совершенствуются физиологические механизмы его организма, направленные на обеспечение приспособляемости к постоянно изменяющимся условиям его жизни. Поэтому рекомендуется регулировать эту приспособляемость такими известными и эффективными мероприятиями, как организация и проведение профилактических прививок для предупреждения инфекционных заболеваний, процедуры закаливания для повышения устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий, создание благоприятного режима дня с рациональным распределением времени на сон, прием пищи, игровую деятельность, пребывание на свежем воздухе детей. Показано, что только научно обоснованная и методически грамотная организация оздоровительных мероприятий и физического воспитания дошкольников, индивидуальный подход к каждому ребенку будут способствовать сохранению и повышению здоровья детей дошкольного возраста.


1. Голубев В.В. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2017. 270 с.

2. Ищенко А.И., Вейних П.А., Щучинов Л.В. Детерминанты системы воспитания и обучения, определяющие здоровье дошкольников в современных условиях // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2013. № 4(14). С. 65-72.

4. Корчина М.И. Закаливание дошкольников в условиях детского сада. Челябинск: Качалин А.В., 2011. 87 с.

5. Мартынюк Н.С., Мартынюк В.С. Условия повышения степени закаленности организма детей старшего дошкольного возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012. № 3. С. 56-58.

6. Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа дошкольного образования. Конструирование и реализация в ДОУ. СПб.: Детство-Пресс, 2011. 286 с.

Повышение уровня здоровья детей дошкольного возраста – государственная задача, решение которой зависит от правильной организации оздоровительно-гигиенических мероприятий и педагогического процесса в целом. Из года в год расширяется сеть дошкольных образовательных учреждений и увеличивается число воспитывающихся в них детей. Перед дошкольными учреждениями поставлена задача – обеспечить всестороннее воспитание детей с гармоничным развитием их физических и духовных сил. Дошкольный возраст является важным этапом в формировании физического и психического здоровья ребенка [1].

Многочисленные исследования основных показателей состояния здоровья и развития ребенка-дошкольника свидетельствуют о различных отклонениях в состоянии здоровья у большей части детей, поступающих в дошкольное учреждение, С каждым годом увеличивается количество детей, подверженных частым простудным заболеваниям [2; 3].

В настоящее время весьма значимым и востребованным моментом является поиск новых средств и методов повышения эффективности оздоровительно-гигиенической работы в дошкольных образовательных учреждениях, создания оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка. Существенную роль в формировании здоровья детей играют гигиенические факторы закаливания, питания, двигательного режима в дошкольной организации. Однако наблюдается некоторое ограничение возможности для организации закаливания организма детей дошкольного возраста [4; 5].

Воспитание и развитие детей в дошкольных учреждениях неразрывно связано со строгим выполнением гигиенического режима. В дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы условия для всестороннего развития детей по физическому, социально-поведенческому, художественно-эстетическому, познавательному, речевому направлениям, предусмотренные нормативно-правовым документом – основной образовательной программой дошкольного образования. Для детей разных возрастных групп, находящихся в детском учреждении около 10–12 часов, очень важен грамотно установленный распорядок дня, включающий дневной сон, питание, игры, закаливающие мероприятия, с целью предупреждения и предохранения детей от заболеваний [6].

Цель исследования – изучение проводимых оздоровительно-гигиенических мероприятий в дошкольных учреждениях г. Саранска; изучение состояния здоровья детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение; научное обоснование комплекса оздоровительно-гигиенических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья дошкольников.

Материалы и методы исследования

Изучение санитарно-гигиенического состояния ДОУ проводилось путем непосредственного посещения и ознакомления с режимом работы, санитарно-гигиеническим состоянием здания детского сада и прилегающей территории, экологической обстановкой вокруг них и сравнения с существующими нормативами.

Изучение и оценка планов физического воспитания в ДОУ осуществлялись с учетом материально-технической базы ДОУ (наличие спортивного зала, инвентаря, бассейна, спортивных площадок, бактерицидных ламп) и специалиста – инструктора по физическому воспитанию.

С учетом материалов проверок исследуемых ДОУ, предоставленных вышеназванными организациями, и личных наблюдений были даны рекомендации по улучшению санитарно-гигиенического состояния детских садов.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ показателей заболеваемости детей в детском саду № 32 показывает, что в 2017 г. наибольший подъем заболеваемости дают болезни органов дыхания: грипп, ОРЗ (173,1 случ. на 100 детей), бронхит (7,0 случ. на 100 детей); инфекционные заболевания: ангина (5,5 случ. на 100 детей), ветряная оспа (10,4 случ. на 100 детей); прочие заболевания (24,9 случ. на 100 детей). Результаты 2018 г. выглядят следующим образом: грипп, ОРЗ (238,0 случ. на 100 детей), бронхит (6,6 случ. на 100 детей); инфекционные заболевания: ангина (4,9 случ. на 100 детей), ветряная оспа (0,88 случ. на 100 детей); прочие заболевания (35,8 случ. на 100 детей). Всего: 2017 г. – 220,9 случ. на 100 детей; 2018 г. – 283,6 случ. на 100 детей.

Анализ показателей заболеваемости детей в детском саду № 66 показывает, что в 2017 г. наибольший подъем заболеваемости дают болезни органов дыхания: грипп, ОРЗ (119,1 случ. на 100 детей), бронхит (4,42 случ. на 100 детей), пневмония (1,5 случ. на 100 детей); инфекционные заболевания: ангина (2,3 случ. на 100 детей), ветряная оспа (0,8 случ. на 100 детей); прочие заболевания (27,1 случ. на 100 детей). Результаты 2018 г. выглядят следующим образом: грипп, ОРЗ (94,4 случ. на 100 детей), бронхит (3,2 случ. на 100 детей), пневмония (0,3 случ. на 100 детей); инфекционные заболевания: ангина (4,7 случ. на 100 детей), ветряная оспа (26,6 случ. на 100 детей); прочие заболевания (18,7 случ. на 100 детей). Всего: 2017 г. – 155,4 случ. на 100 детей; 2018 г. – 148,0 случ. на 100 детей.

Анализ показателей заболеваемости детей в детском саду № 82 показывает, что в 2017 г. наибольший подъем заболеваемости также дают болезни органов дыхания: грипп, ОРЗ (152,5 случ. на 100 детей), бронхит (6,5 случ. на 100 детей), пневмония (2,4 случ. на 100 детей); инфекционные заболевания: ангина (4,1 случ. на 100 детей), ветряная оспа (13,3 случ. на 100 детей); прочие заболевания (25,0 случ. на 100 детей). Результаты 2018 г. выглядят следующим образом: грипп, ОРЗ (145,5 случ. на 100 детей), бронхит (6,6 случ. на 100 детей); инфекционные заболевания: ангина (3,0 случ. на 100 детей), ветряная оспа (4,0 случ. на 100 детей); прочие заболевания (20,6 случ. на 100 детей). Всего: 2017 г. – 203,8 случ. на 100 детей; 2018 г. – 179,7 случ. на 100 детей.

Анализ показателей заболеваемости детей в детском саду № 99 показывает, что в 2017 г. наибольший подъем заболеваемости также дают болезни органов дыхания: грипп, ОРЗ (127,0 случ. на 100 детей), бронхит (9,3 случ. на 100 детей), пневмония (2,2 случ. на 100 детей); инфекционные заболевания: ангина (0,9 случ. на 100 детей), прочие заболевания (7,9 случ. на 100 детей). Результаты 2018 г. выглядят следующим образом: грипп, ОРЗ (181,7 случ. на 100 детей), бронхит (9,9 случ. на 100 детей), пневмония (0,9 случ. на 100 детей); инфекционные заболевания: ангина (4,0 случ. на 100 детей), ветряная оспа (3,5 случ. на 100 детей); прочие заболевания (14,8 случ. на 100 детей). Всего: 2017 г. – 147,3 случ. на 100 детей; 2018 г. – 187,3 случ. на 100 детей.

Анализ показателей заболеваемости детей в детском саду № 22 показывает, что в 2017 г. наибольший подъем заболеваемости также дают болезни органов дыхания: грипп, ОРЗ (125,7 случ. на 100 детей), бронхит (3,3 случ. на 100 детей), пневмония (1,6 случ. на 100 детей); инфекционные заболевания: ангина (4,9 случ. на 100 детей), ветряная оспа (1,6 случ. на 100 детей), прочие заболевания (21,3 случ. на 100 детей). Результаты 2018 г. выглядят следующим образом: грипп, ОРЗ (151,0 случ. на 100 детей), пневмония (1,22 случ. на 100 детей); инфекционные заболевания: ангина (4,3 случ. на 100 детей), ветряная оспа (25,1 случ. на 100 детей); прочие заболевания (22,0 случ. на 100 детей). Всего: 2017 г. – 158,4 случ. на 100 детей; 2018 г. – 203,7 случ. на 100 детей.

Учитывая остающийся высоким уровень заболеваемости детей, большую часть своей работы коллективы ДОУ направляют на проведение оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья детей. Успешное проведение оздоровительных мероприятий неразрывно связано с наличием спортивного зала, спортивных площадок, плавательного бассейна в детских садах № 22 и № 32, бактерицидных ламп в детских садах № 22, 32, 66, 99, фотария в детском саду № 22 и возможностей для организации групп по занятию с часто болеющими детьми.

Исследование показало, что не во всех детских садах материально-техническое обеспечение позволяет осуществить планы оздоровительно-гигиенических мероприятий и физического воспитания детей в полном объеме. Так, в детских садах № 32, 66, 82, 99 отсутствует фотарий; в детском саду № 82 нет и бактерицидных ламп. Все это, несомненно, отзывается ростом заболеваемости, так как теряется возможность своевременного проведения запланированных оздоровительных мероприятий. Проведенное исследование на примере детского сада № 22, где имеется бассейн, фотарий, бактерицидные лампы, подтверждает, что только комплексное проведение закаливания детей с применением всех доступных для ДОУ средств и методов позволяет добиться значительного снижения заболеваемости в короткие сроки.

Анализируя результаты, полученные в ходе исследования детских садов, имеющих в своем распоряжении такой мощный фактор закаливания, как бассейн, приходим к выводу, что он не всегда используется с пользой, а в ряде случаев неправильное проведение закаливания детей в бассейне дает значительный подъем заболеваний и даже может явиться основной причиной развития болезни. Так, например, в детском саду № 22 в 2017 г. значительно возросло количество дней, пропущенных детьми по болезни в основном за счет простудных заболеваний, что было связано с открытием бассейна и стремлением педагогов, воспитателей, инструктора по физическому воспитанию за короткий срок обучить всех детей детского сада плаванию. Следует отметить, что при этом не был учтен уровень физического развития и физической подготовленности каждого ребенка. Резкое и длительное охлаждение детей в бассейне отозвалось ростом простудных заболеваний (203,7 случ. на 100 детей в 2017 г. против 158,4 случ. на 100 детей в 2018 г.), и, таким образом, сильнейший фактор закаливания был обращен во вред неокрепшему детскому организму.

Важным звеном в проведении оздоровления детей является рациональное использование имеющихся природно-климатических и искусственно созданных факторов. Однако не во всех исследуемых детских садах правильно и с пользой дела используются имеющиеся в распоряжении факторы и средства оздоровления и закаливания. Рекомендуется в детских садах организовывать и проводить цикл лекций методического характера по закаливанию и оздоровлению детей.

Достижение благоприятного результата в процессе повышения и укрепления здоровья дошкольников возможно при обеспечении взаимосвязи оздоровительных мероприятий, в частности закаливания, с целенаправленным развитием ребенка в здоровьесберегающей среде учреждений дошкольного образования.

Здоровьесберегающее образование - это инструмент достижения высокого качества жизни. Основным результатом здоровьесберегающего образования должно стать обретение состояния гармонии, душевного равновесия и жизненных сил. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.

ВложениеРазмер
konsultatsiya_zozh.docx 28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Подготовила: старший воспитатель Бондаренко О.В.

Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют , уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Большинство детей дошкольного возраста имеют разные нарушения в психофизическом развитии. Здоровье , как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Здоровьесберегающее образование - это инструмент достижения высокого качества жизни. Основным результатом здоровьесберегающего образования должно стать обретение состояния гармонии, душевного равновесия и жизненных сил. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском саду без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные ( проведение подвижных игр , спортивные мероприятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Картотека здоровьесберегающих технологий

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты.

К популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.

Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно.

Гимнастика для глаз

Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

  • улучшение самочувствия и настроения детей;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • фитотерапию;
  • цветотерапию;
  • музыкотерапию;
  • витаминотерапию;
  • физиотерапию;
  • гелиотерапию;
  • песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности воспитательно-образовательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития.

Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Грамотная организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении, охватывающе.

Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто зна.


Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

В статье размещен материал о том, насколько важно здоровье, о том как грамотно организовывать образовательный процесс, в крации описаны технологии оздоровления детей.


Использование новых, нетрадиционных форм взаимодействия с родителями позволит сформировать у родителей уверенность в собственных психолого – педагогических способностях и возможностях, гармонизи.

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях центра содействия семейному воспитанию: аспект требований ФГОС.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным является.

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях центра содействия семейному воспитанию: аспект требований ФГОС.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным является.

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях центра содействия семейному воспитанию: аспект требований ФГОС.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным является.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

воспитатель Реснянская В.В.

Пояснительная записка

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

В последние десятилетия не только в России, но и во всем мире существует тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Наблюдаемая воспитателями заболеваемость детей, имеющая тенденцию к увеличению, а также использование педагогами занятий, связанных с длительным нахождением ребенка в статичном положении, привели нас к поискам новых форм и методов оздоровительной работы в ДОУ.

Одной из главных задач дошкольной организации является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.

Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни. Именно для того, чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима планомерная целенаправленная работа , как в дошкольном учреждении, так и в семье.

Для позитивного выполнения данной цели я поставила следующие задачи :

Создание условий для благотворного физического развития детей;

Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;

Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;

Удовлетворение природной потребности детей в движении;

Формирование разумного отношения к своему здоровью;

Активизация познавательных интересов;

Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;

Развитие индивидуальности ребенка (не запрограммированность, а содействие развитию личности).

Обеспечить чувство психологической защищенности, доверие ребенка к миру; радости существования (психологическое здоровье);

В группах созданы условия для организации двигательной деятельности детей, как организованной, так и самостоятельной, а также отвечающей возрастным, индивидуальным особенностям детей.

Построение здоровьесберегающего пространства немыслимо без реализации такого важного принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям..

В двигательный центр подобраны такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые соответствуют требованиям гигиены и правилам охраны жизни и здоровья детей. Один из путей повышения подвижности детей самостоятельной деятельности это различные способы использования сюжета в оформлении и пособиях. Используем сюжетные подвижные игры с масками – шапочками. Игра как ведущий вид деятельности детей для нас остается приоритетом и в опросе организации двигательной среды.

Оборудование предназначается для развития разных движений различных групп мышц.

Часто (после активной двигательной деятельности и перед прогулкой) используем минутки покоя :

- посидим в тишине;

- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;

- помечтаем под эту прекрасную музыку (релаксация).

В своей работе используем элементы закаливания и коррегирующей гимнастики.

Все имеющиеся в группе игрушки и материалы находятся в распоряжении детей. Любой ребенок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать для реализации собственных идей и планов. Детям в группе комфортно и интересно.

Детям предоставляется возможность действовать самостоятельно (фантазировать, экспериментировать, творить), искать необыкновенное в обыкновенном, изучать и познавать окружающий мир в разнообразной деятельности.

Самостоятельно использование детьми игрушек и материалов определяет и соответствующую меру ответственности, за их использование и хранение; дети учатся быть хозяевами собственных материалов и оборудование: убрать на место и бережно к ним относится.

Наши дети должны быть здоровы, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:

Регулярные прогулки на свежем воздухе;

Солнечные и воздушные ванны;

Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее четырех часов. И мы в своей работе с детьми стараемся как можно больше находиться на свежем воздухе.

Мы, знаем что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма, поэтому в своей работе обращаем внимание на:

Личную гигиену (с использованием худ. cлова);

Правильное мытье рук;

Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;

Полоскание ротовой полости после еды;

Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

При создании предметно – пространственной среды учитываем, что воздействие на ребенка заключается в востребованности детского опыта, приобретаемого в процессе образовательной деятельности.

В образовательной деятельности даем понятия об использовании воды и воздуха человеком, учим правилам, умениям жить и заботиться об окружающей среде, о своем здоровье.

Рассказываем детям о пользе комнатных растений, приучаем ухаживать за ними. Объясняем им, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения очищают воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания. Дети узнают, какие растения дают оздоравляющий эффект – это фикус, герань, хлорофитум.

Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребенка, родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для дома, советуем литературу, брошюры.

Предлагаем папки – передвижки;

Рекомендуем ходить с детьми в походы, на экскурсии;

Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать и приобщить к здоровому образу жизни детей. У родителей и у нас теперь одна цель – воспитывать здоровья детей.

Созданные условия позволили нам обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы в группе.

Предметно – пространственная среда способствует:

Обогащению социального опыта и приобретению качеств необходимых для жизни;

Воспитанию и развитию ребенка в коллективе;

Развитию опорно – двигательного аппарата;

Развитию у детей организованности, инициативности;

Умению поддерживать, дружеские взаимоотношения со сверстниками;

Самостоятельному и творческому использованию физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр;

Наполняемости нравственно – эстетическими ценностями;

Развитию психофизических качеств: быстроты, выносливости; гибкости, ловкости.

Предметно – развивающая среда – это мощный обогащающий фактор детского развития.

Организация физкультурно-оздоровительной работы.

Система физкультурно-оздоровительной работы определяется в соответствии с уровнем здоровья, развития и двигательной подготовленности детей. Своей главной задачей я считаю – не только дать знания детям, а главное воспитать у них желание быть здоровыми и научит умению, при необходимости помогать себе и другим детям.

В своей работе я использую следующие методики оздоровления:

Методики, направленные на развитие органов дыхания

Методика дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой направлена на лечение и восстановление голоса. Суть методики - в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно.

Методики, направленные на повышение резистентности организма

Массаж пальцев . По насыщенности аккупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

Методики, направленные на коррекцию зрения

Метод коррекции зрения В.Ф. Базарного заключается в том, что для периодической активизации зрительной координации используются схемы зрительно-двигательных проекций (тренажеры для коррекции зрения).

Методики, направленные на профилактику ОРЗ

Само массаж биологически активных зон (по А.А. Уманской) рекомендуется педиатрами при реабилитации ослабленных и часто болеющих детей. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Во время массажа организм человека начинает вырабатывать свои собственные лекарства (интерферон).

Аэрофитотерапия (по Ю.В. Акимову и И.Ф. Остапчук) основана на использовании фитонцидов эфиромасличных растений, обладающих биологической активностью и способностью проникать через органы дыхания в организм человека и оказывать на него целительное действие .

Закаливание водой, воздухом и солнцем — один из общепринятых методов неспецифической профилактики ОРЗ.

Методики, направленные на развитие речевого аппарата

Логоритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленная на коррекцию речевых нарушений и развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, регуляции мышечного тонуса, активизации всех видов внимания и памяти.

Методы, направленные на коррекцию психического состояния

Психогимнастика - невербальный метод групповой психотерапии, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (познавательной и эмоционально-личностной). Психогимнастические этюды М.И. Чистяковой, адаптированные к дошкольному возрасту, направлены на развитие воображения, снятие интеллектуальной и эмоциональной напряженности, гармонизацию отношений с другими людьми, выработке уверенности в себе посредством игровых вариантов психотерапии.

Коммуникативные игры (по К. Орфу, В.А. Жилину, Т.Э. Тютюнниковой и Е.В. Рыбак) способствуют формированию положительного микроклимата в детском коллективе, развитию личности ребенка, раскрытию его творческих способностей.

Музыкотерапия (по И.Р. Тарханову, М.Я. Мудрову, О.А. Машкову) — эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов — мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом, регулирует дыхание.

Мои наблюдения за детьми позволили мне сделать вывод: что во время физических упражнений у дошкольника формируются такие личностные качества как, выносливость, смелость, ловкость, сила, физическая красота. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир.

Приемы самомассажа, разработанные еще древними врачами, является одним из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих к коре головного мозга от двигательных зон, к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

В своей работе использую самомассаж лица, шеи и массаж рук.

Массаж лица.

Положить ладони на лоб, чтобы кончики пальцев обеих рук касались друг друга. От середины лба медленно поглаживать ладонями до околоушной области лица. Движения производить:

От переносицы к ушам;

От желобка под носом к ушам;

От околоушной области лица к подбородку и обратно;

Вибрационный массаж лица.

Повторить вышеуказанные движения, но только способом постукивания пальцами.

Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз;

В области горла гладить попеременно то левой то правой руками;

От околоушной области лица, делать движения по боковой части шеи, близкой к затылку.

Поглаживание – воздействия на нервные окончания поверхностного слоя кожи. Он расслабляет, поэтому движения очень нежные. Поглаживать нужно всей ладонью.

Растирание – более интенсивное и глубокое поглаживание, способствует расслаблению мышц и снижению возбудимости. Растирание производится одним, двумя или тремя пальцами.

Вибрация – ритмичные надавливающие движения пальцев рук. Слабая вибрация повышает тонус, а сильная – оказывает болеутоляющее действие, активизирует обменные процессы, улучшает кровообращение и регенерацию кожи.

К лечебно-профилактическим мероприятиям можно отнести и упражнения направленные на профилактику развития плоскостопия.

Ходьба по палочке

Ходьба по ребристой доске

Ходьба по обручу

Ходьба по камушкам

Собирание пальчиками мелких предметов

используемая литература


Здоровье ребенка — самое ценное, что может быть у его родителей. Согласно современной государственной доктрине здоровье детей — это ценность и для нашей страны в целом. Но реальность такова, что с каждым годом здоровых детей становиться все меньше. Дошкольное образование в своей основе имеет задачи поддержания и укрепления физического здоровья детей. Но это в теории, а на практике часто картина другая: группы переполнены, педагогический процесс перегружен дополнительными занятиями и т. д. На здоровье детей в детском саду влияет множество факторов. Один из них это — психологическая атмосфера в дошкольном учреждении, эмоциональное здоровье взрослых, работающих с детьми. Необходимо помнить, что непоправимый вред детскому здоровью наносят грубость, несправедливость, бестактность, несдержанность. Состояния, которые они вызывают — уныние, тоска, зависть, злость, страх, — самым негативным образом влияют не только на личностное развитие детей, но и на их здоровье. Главной целью дошкольного образовательного учреждения должно стать формирование здоровья детей, а следовательно, необходимо формировать здоровьеукрепляющее пространство в ДОУ. Основой для построения всей жизнедеятельности детей в детском саду, должно стать, прежде всего, заботливое отношение, создание для них спокойной, уютной, доброжелательной обстановки. Помещения детского сада должны отвечать принципам эстетики и эргономики. Немаловажным является и состояние территории детского сада. Продуманность расположения игровых модулей, наличие физкультурного оборудования, эстетика и экологичность беседок для отдыха, озеленение — все это повышает эффективность оздоровительной работы.

Режим — основа жизни детского сада. Именно он призван обеспечить спокойную жизнь ребенку, оградить его от стрессовых факторов, укрепить здоровье. Родителям необходимо объяснить, что соблюдение режима детского сада (например, прием ребенка утром) позволяет ему безболезненно включиться в жизнь группы, а опоздание способствует возникновению тревожности, вредит здоровью. Соблюдение режима детского сада непосредственно связано с соблюдением режима в семье. Поэтому воспитатель должен осуществлять просвещение родителей и активно привлекать их к деятельности детского сада. Другой аспект соблюдения режима — это рациональное построение занятий, их соотношение со свободной деятельностью детей. Необходимо грамотно организовывать образовательный процесс, соблюдая следующие правила:

- объем и содержание информации должны соответствовать возрастным особенностям; ненужная информация может привести к переутомлению;

- четко соблюдать режим и сетку занятий;

- проявляйте гибкость в ходе занятия; помните, что ребенок дошкольник может находиться в статичном положении не более 5–7 минут;

- давать детям возможность переключаться, используя физкультминутки.

Среди многих факторов оказывающих влияние на здоровье детей, первое место занимает физическая культура. Занятия физкультурой способствуют гармоничному развитию тела, быстрому восстановлению умственной работоспособности. Но физкультурные занятия предусмотренные программой не могут восполнить дефицит двигательной активности. Поэтому возникает необходимость введения в воспитательно — образовательный процесс различных форм физической деятельности.

Такими формами являются: физкультурные развлечения, досуги, подвижные игры, физкультминутки, гимнастика пробуждения и т. д. Известно, что музыка оказывает мощное положительное влияние на детей — дошкольников. Следовательно, укрепляет их здоровье. Она может встречать детей по утрам, во время приема, в этом случае музыка будет выступать в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Тихую, легкую, спокойную музыку можно включать во время пробуждения детей. Но она должна жить в детском саду не только в виде прослушивания, но и в виде пения и танцев.

Чтобы предупредить простудные заболевания детей, надо систематически укреплять их терморегулирующий аппарат. В детском саду мы можем осуществлять закаливание детей естественными факторами. Воздушные ванны считаются самыми нежными, безопасными и доступными. Необходимо следить, чтобы группа постоянно проветривалась, занятия гимнастикой и подвижными играми должны проходить при открытых форточках. Непременный элемент закаливания — длительное пребывание на свежем воздухе: летом в течение всего дня, весной, зимой, осенью — не менее 3–4 часов. Поскольку закаливающие процедуры — водные или солнечные весьма сильные средства воздействия на детский организм, то во время их проведения необходимо присутствие медицинского работника.

Технологии оздоровления детей дошкольного возраста:

1. Пальчиковая гимнастика;

Использование пальчиковой гимнастики предполагает выполнение следующих правил: такие игры должны использоваться систематически и ежедневно; во время любого режимного момента — главное ребенку должно быть интересно; длительность упражнений зависит от эмоционального отклика детей, нельзя заставлять делать их насильно.

Для развития мелкой моторики рекомендуется выполнять следующие виды деятельности: пальчиковый театр, выкладывание узоров из мелких камешков, вязание, шитье, вышивание, завязывание и развязывание узелков, застегивание и расстегивание пуговиц, комканье и сжимание пористых губок, лепка из глины и пластилина, нанизывание бус, перематывание клубочков ниток, собирание мозаики, матрешек, пирамид, узнавание предметов на ощупь. Систематическая тренировка движений пальцев и всей кисти рук выступает важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, повышается работоспособность коры головного мозга, улучшается артикуляция. Такую работу можно проводить во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна — по 2 -3 минуты.

2. Дыхательная гимнастика;

Правильное дыхание — необходимое условие полноценного физического развития. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно через нос. Правильное носовое дыхание — условие здоровья ребенка, профилактическое средство против респираторных заболеваний.

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие правила: дышать с удовольствием, концентрировать внимание на дыхательном упражнении, дышать медленно, дышать носом, заниматься в удобной спортивной одежде. Каждое дыхательное упражнение состоит из шести этапов: 1. принять позу и зафиксировать ее; 2. расслабиться; 3. сосредоточиться на предстоящем упражнении; 4. сделать глубокий вдох; 5. выполнить упражнение; 6. отдохнуть после упражнения, сменив позу. Занятия проводятся 2–3 раза в неделю, в проветренном помещении, в облегченной одежде, в утренние часы, температура воздуха не выше 17 градусов. Продолжительность занятия от 10 до 30 минут.

3. Динамические паузы;

Систематическое применение двигательных игр — разминок позволяет снизить эмоциональное и физическое напряжение детей на психологическом и телесном уровне. Они могут проводиться в начале, середине или конце занятия. В начале дня или перед занятием они помогут детям собраться, настроиться на работу, а в середине и в конце занятия — восстановить внимание, работоспособность, активизировать память, снять напряжение и расслабиться. Продолжительность разминки — 3 7 минут. Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой. В детском саду используются физкультминутки под стихотворные тексты, надо помнить: содержание текста должно сочетаться с темой занятия, стихи с четким ритмом, под них легче выполнять движения; текст произносится взрослым, чтобы у ребенка не сбилось дыхание.

Данный вид оздоровительной работы доступен только старшим дошкольникам. Он требует произвольной регуляции внимания, умения сосредоточиться на своих ощущениях. Оздоровительный эффект достигается путем интенсивного разминания тех или иных точек тела. Упражнения выполняются под руководством воспитателя, который следит за тщательностью и интенсивностью нажатия.

5. Гимнастика для глаз;

Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а детям особенно. Ее основная цель — профилактика нарушения зрения. Для профилактики близорукости нужно использовать офтальмотренажер, специальную схему зрительно-двигательных проекций. Предлагается следующее упражнение для усиления мышц глаз и зрения:

Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо дружно посмотрели, влево взгляд перевели.

Глазки все повеселели –

Ну, ребята, молодцы!

Снизу вверх и сверху вниз заскользили глазки.

Нужно нам их всем беречь

И не просто — с лаской!

Посмотри на потолок, отыщи там уголок.

Взгляд там свой останови, и минутку погляди.

Чтобы мышцы крепче стали смотрим по диагонали.

За окно ты посмотри, что увидишь там вдали?

А теперь на кончик носа непременно посмотри.

Повтори так восемь раз, лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят, поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем, их потом мы закрываем.

6. Гимнастика пробуждения;

Одной из главных особенностей нервной системы детей — медленное переключение из одного состояния в другое. Поэтому с детьми необходимо проводить специальные упражнения, позволяющие им перейти к бодрому состоянию после сна. Гимнастика должна включать в себя: звуковое или голосовое пробуждение, игры в постели или легкий массаж, бег босиком из спальни в группу, ходьба по дорожкам здоровья.

7. Корректировка осанки;

Профилактика нарушений осанки осуществляется в двух направлениях: создание оптимальных гигиенических условий и проведение воспитательной работы, направленной на осознанное закрепление правильного положения своего тела.

Воспитатель должен создать в группе условия для охраны и укрепления психофизического здоровья детей и их эмоционального благополучия. Способствовать удовлетворению естественной потребности детей в движении. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Развивать стойкость, выносливость и защитные способности детского организма. Способствовать организации эмоционально — насыщенной совместной и самостоятельной деятельности детей.

Литература:

1. Вербенец А. М., Столяров Б. А., Зуева А. В. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов ДОУ, музейных педагогов и студентов. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 208 c.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В Давыдова М.: Педагогика, 1991. — 536 с.

3. Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология: Материалы 2-ой международной научно-практической конференции, Барнаул, 5–10 июля 2013 г. / Под ред. В. Р. Кучмы, И. Р. Лазуренко. Барнаул: АлтГПА, 2013. — 306 с.

4. Кошелева А. Д., Перегуд В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольника. М.: Академия, 2003. — 176 с.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, здоровье детей, соблюдение режима, детский организм, дыхательная гимнастика, дыхательное упражнение, образовательный процесс, оздоровительная работа, пальчиковая гимнастика.

Похожие статьи

здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье.

детский сад, ребенок, здоровье детей, соблюдение режима, оздоровительная работа, образовательный процесс, дыхательное упражнение, дыхательная гимнастика, детский организм, пальчиковая гимнастика.

Дыхательные упражнения одно из средств оздоровления детей.

упражнение, исходное положение, речевое дыхание, заболевание органов дыхания, дыхательный аппарат, дыхательная гимнастика, дошкольный возраст, грудная клетка, внешнее дыхание, ребенок.

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство.

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении.

Дыхательные упражнения одно из средств оздоровления детей.

Ведь в детских садах, казалось бы, всегда здоровью детей уделялось немало внимания?!

Сначала дети младшего возраста учатся выполнять пальчиковые игры, после того как дети научились.

Оздоровление детей с туберкулезной интоксикацией в условиях.

- пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз; Наш детский сад посещают дети, инфицированные туберкулезом, переболевшие им, а также дети, находящиеся в контакте с больными.

Гимнастика дыхательная — используем для укрепления.

Особенно популярна пальчиковая гимнастика у педагогов групп раннего возраста.

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ. здоровый образ жизни, детский сад, семья, ребенок, физическая культура, двигательная активность, дошкольное.

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Регулярное занятие дыхательной гимнастикой позволит детям не только чувствовать себя лучше, но и правильно вести диалог используя пунктуацию и выразительность речи.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

ребенок, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнение, детский сад, здоровый образ жизни, гимнастика, глаз, малыш, двигательная активность.

Читайте также: