Как социальный фактор влияет на потребности кратко

Обновлено: 06.07.2024

Тюменский государственный нефтегазовый университет.

Потребности являются основой для понимания поведе­ния и деятельности человека, как в общественной сфере, так и в сфере экономики и трудовой деятельности. Поэтому первостепен­ным вопросом менеджмента является во­прос понимания человеческих потребностей.

Существует несколько групп потребностей.

Первая группа. Потребности существования, в которые входят все те по­требности, которые А. Маслоу называл базовыми, т. е. потребности в пище, в одежде, в безопасности. Также разделяют минимальный и базовый уровень удовлетворения потребностей существования. Минимальный уровень отвечает за обеспечение выживания человека. Базовый уровень обеспечивает появление потребностей, соответствующих основным целям жизни.

К минимальному уровню обычно относят потребности в пище, одежде и безопасности. К потребно­стям существования следует отнести также потребность в свободе, которая при­знана фундаментальной потребностью человека. Минимальный уровень удовлетворения потребностей существо­вания обеспечивает выживание человека.

Таким образом, к потребностям существования относятся: фи­зиологические, безопасности, причастности и потребность в сво­боде.

Базовый уровень обеспечивает возможность появления потреб­ностей, соответствующих основным целям жизни данного чело­века. Этот уровень может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня может служить доля времени, которое человек занят мыс­лями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходи­мым для различных видов деятельности.

Согласимся с мнением Б.М. Генкин, который считает, что приведенные уровни не исчерпывают всех ступе­ней удовлетворения потребностей существования.

Традиционная иерархия потребностей существования (физио­логические, безопасности, причастности) может быть общей (единой) для всех людей только до минимального уровня удовле­творения, т. е. на грани выживания. Выше этого уровня последо­вательность удовлетворения потребностей существования опре­деляется индивидуальностью человека и конкретной ситуацией. Иерархия потребностей определяется индивидуаль­ностью человека и условиями его деятельности.

Во вторую группу Б.М. Генкин включил потребности достижения целей жизни:

1) материальные; 2) социальные; 3) интеллектуальные; 4) эстетические; 5) эмоциональные; 6) духовные.

Говоря об удовлетворении материальных потребностей, превышающие базо­вый уровень удовлетворения потребностей существования мы имеем виду по­требности в роскоши, которые существуют для определенной группы населения. Следует учитывать, что понятие роскоши в значительной мере условно. То, что для одних социальных групп считается роско­шью, для других признается нормой (т. е. тем, что соответствует базовому уровню потребностей существования). К материальным потребностям можно отнести и стремление к накоплению богатства, если индивид рассматривает это в качестве цели своей жиз­ни.

Таким образом, считает ученый, материальные потребности как цель жизни ре­ально являются потребностями в богатстве и роскоши.

Интеллектуальными являются потребности в знаниях, истине, научном и прикладном творчестве.

Эстетические потребности: красота, гармония, творчество в искусстве.

Эмоциональными являются потребности в общении, развлече­ниях, риске.

К духовным относятся потребности в духовном совершенство­вании, вере, любви к Богу, истине, правде [1].

Таким образом, делает вывод Б.М. Генкин, основными видами потребностей достижения целей жизни являются:

1) богатство и роскошь; 2) власть, слава; 3) развлечения, риск; 4) красота, творчество в искусстве; 5) знания, творчество в науке, технике; 6) дружба, любовь, семья, благотворительность; 7) духовное совершенствование.

В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний после достижения базовых уровней удовлетворения потребностей существования у одних людей будет доминировать стремление к максимизации потребления материальных благ, у других — к власти и славе, у третьих — к знаниям и творчеству, у четвертых — к красоте, развлечениям, риску, у пятых — к благо­творительности, у шестых — к духовному совершенствованию.

Потребности достижения целей жизни формируются двумя путями:

1) как стремление к большему удовлетворению потребностей существования (это относится к потребностям в роскоши, при­знании, славе);

2) как появление новых групп потребностей (в знаниях, твор­честве, духовном совершенствовании).

Существует связь между базовыми потребностями и по­требностями достижения целей жизни. Если потребности существо­вания удовлетворены чуть больше минимального уровня, то вероят­нее всего возникнут духовные потребности, хотя другие потребности тоже могут возникнуть. Если же по­требности в существовании занимают большую часть жизни, то они переходят в материальные потребности. Социальные, интеллектуаль­ные, эстетические потребности могут возникать при среднем уровне потребностей существования. По­требности существования являются не единственным фактором, влияющим на формирование потребностей, потому что на человека влияет и семья, и общество. Можно говорить о некоторых факторах, которые влияют на человека и влекут его к новому состоянию, определяют возникновение по­требностей высшего порядка. Данные факторы действуют на про­тяжении всей жизни индивида, поэтому возможно кардинальное изменение потребности целей жизни.

Таким образом, исходя из принципа одно­временного существования потребностей, можно говорить о разных уровнях сочетания потребностей на разных отрезках жизни челове­ка. В течение жизни человек переходит с одного уровня сочетания потребностей к другому. Вероятность возникно­вения интеллектуальных потребностей максимальна при средних материальных потребностях, а рост духовных потребностей обрат­но пропорционален величине материальных потребностей.

В Тюменском государственном нефтегазовом университете в 2003 - 2004 г.г. проводились социологические исследования по выявлению жизненных целей студентов.

Жизненные цели студентов ТюмГНГУ в зависимости от пола,

в % к общему числу опрошенных

Примечание: в числителе представлены данные исследования, проведенные в 2003 году, в знаменателе – в 2004 году.

Из представленных данных видно, что у студентов к старшим курсам снижается желание быть полезным обществу и стране (9,1 против 20,8%), а также желание получить хорошее образование (11,8 против 23,8%). Это, по нашему мнению, свидетельствует о разочаровании системой образования и жизнью вообще, сосредоточении на индивидуальных проблемах. Если сравнить данный показатель с показателем удовлетворения выбранной специальностью (11,8% против 58,1%), то можно сделать вывод о неуверенности старшекурсников в своём будущем, в своей профессиональной состоятельности, в том, что хорошее образование будет востребовано на рынке труда. При этом сохраняется устойчивая группа тех, кто хотел бы открыть своё собственное дело (26,9% против 30,8%).

Основываясь на результатах проведенных опросов, мы обнаружили, что почти 34% студентов младших курсов ТюмГНГУ считают для себя допустимым нарушение закона и норм морали для достижения материального благополучия. А среди студентов старших курсов таких -40%. Половина респондентов (50,8%) проводит свободное время в ночных клубах, предпочитает смотреть сериалы 47% опрошенных. Исследования показали, что студенты ориентированы на восприятие жизни как суммы наслаждений. Намечается смещение жизненных отправлений в сферу досуга из сферы труда. Из наших исследований видно, что у молодого поколения потребность в удовлетворении потребностей в получении наслаждений доминирует.

В статье рассматриваются значимые факторы, влияющие на размер и структуру потребностей населения в материальных благах и услугах.

потребление, потребность, уровень потребления населения, степень удовлетворения потребностей, факторы формирования потребностей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

1. Система экономико-математических моделей для анализа и прогноза уровня жизни / Под ред. Н.П.Федоренко, Н.М. Римашевской. – М.: Наука, 1986.
2. Вальтух К.К. Целевая функция потребления: анализ и практическое использование / К.К. Вальтух – Новосибирск: Наука, 1980. – 384 с.

Человек Да Винчи

Что такое потребности?

Потребность – внутреннее ощущение нужды в определенных ресурсах, обстоятельствах или действиях. Из всего животного мира для людей характерен наиболее широкий спектр потребностей: от приземлённых физиологических до возвышенных духовных. К потребностям можно отнести все материальные и нематериальные ресурсы, действия, обстоятельства и прочие факторы, необходимые человеку для ощущения удовлетворенности или счастья.

Потребности человека проявляются следующим образом:

Также человеческим потребностям свойственны следующие особенности:

Потребности являются важнейшим мотиватором, заставляющим нас действовать и двигаться вперёд. Наиболее базовые из них заставляют нас работать, чтобы обеспечивать своё существование, а более высокие стимулируют нас к развитию, совершенствованию и самоактуализации. Все существующие достижения человечества, включая изобретения, научные теории, предметы искусства, музыкальные и литературные произведения, созданы под влиянием человеческих потребностей.

Классификация потребностей человека

В психологии все человеческие потребности принято делить на три группы. Данная классификация является достаточно однозначной, поскольку у каждой группы имеются вполне конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим каждую из них подробно.

1. Биологические потребности

Данная категория включает базовые потребности, направленные на выживание, достижение физического комфорта и продолжение рода. В неё входят:

  • вкусная еда (вкусовые качества важны, чтобы определить свежесть и пищевую ценность);
  • чистая вода для утоления жажды;
  • комфортные условия жизни;
  • безопасность и уверенность в своём будущем;
  • удовлетворение сексуальных потребностей.

2. Социальные потребности

Поскольку человек – существо социальное, у него присутствует ряд инстинктивных стремлений, направленных на повышение собственной значимости в обществе или своей группе. Наиболее показательными являются следующие примеры:

  • Самоидентификация. Человек ассоциирует себя со своей социальной группой, при этом стремится осознавать себя индивидуальностью с особыми личностными и иными качествами.
  • Самоутверждение. Для любого человека важно гордиться собственными поступками и достижениями, а также ощущать уважение окружающих.
  • Альтруизм и пассионарность. Большинство из нас получает удовольствие, совершая поступки, приносящие пользу другим людям или обществу в целом. Самооценка при этом растёт даже если наш вклад остался незамеченным для других, поскольку для альтруиста важен сам поступок, а не одобрение окружающих.

3. Духовные потребности

Существует система общечеловеческих духовных ценностей, которую так или иначе разделяет большинство людей. Мы стремимся к моральному и духовному росту, ценим красоту, изящество форм и гармонию, наслаждаемся созерцанием предметов искусства и прослушиванием красивой музыки. При этом у каждого человека собственный вкус, поэтому нам всем нравятся разные стили в музыке и направления в живописи. Кроме того, приоритеты духовных ценностей меняются в течение всей жизни.

К духовным относятся такие потребности как:

  • Самоактуализация. Получение новых знаний, расширение круга интересов и увлечений, профессиональный рост, повышение квалификации – это всё естественные стремления для человека, который на данный момент не озабочен удовлетворением базовых биологических потребностей.
  • Самосовершенствование. Взрослея, мы понимаем, что нам нравится становиться лучше не для того, чтобы кому-то понравиться, а просто чтобы ощущать свой прогресс. Мы отказываемся от курения и алкоголя, увлекаемся спортом, начинаем соблюдать распорядок дня и контролировать уровень стресса. Просто нам нравится думать, что с каждым днём мы становимся немного лучше.
  • Романтическая любовь. Данный пункт можно было бы считать проявлением инстинкта размножения, но для нас это нечто гораздо большее. Нам очень важно, чтобы рядом находился любимый человек, вдохновляющий нас, дающий нам не только сексуальное, но и эмоциональное наслаждение.

Научные теории о потребностях человека

Теория Абрахама Маслоу

Сам автор выделял в своей классификации 5 уровней:

Пирамида Маслоу

1. Физиологические потребности. В эту группу он включил пищу, воду, сон, сексуальное удовлетворение – все базовые нужды нашего организма.

2. Безопасность. Когда все физиологические потребности удовлетворены, человек стремится обезопасить себя и свою семью. В данную группу входит не только хорошая защищенность от хищников и прочих опасностей, но и уверенность в стабильности и порядке.

3. Любовь и принадлежность. Здесь речь идёт о хороших отношениях, любви, дружбе, принадлежности к некой социальной группе.

5. Самоактуализация. Абрахам Маслоу включил в эту группу саморазвитие, самообразование и иные способы работы над собой, своими навыками, знаниями и способностями.

Если внимательно посмотреть на 5 ярусов пирамиды Маслоу, можно заметить, что на первых двух находятся биологические, на третьем и четвертом – социальные и частично духовные, а на пятом – чисто духовные потребности.

Одно из важнейших утверждений теории Маслоу заключается в том, что каждый из уровней обретает важность только при условии, что все потребности, находящиеся на более низких уровнях, полностью удовлетворены. К примеру, голод или нереализованность сексуального инстинкта (первый уровень) заставляют человека забыть об осторожности и безопасности (второй уровень).

Если сравнивать низшие потребности с высшими, то можно заметить несколько характерных отличий:

В первоначальной концепции, предложенной Абрахамом Маслоу, было 5 ярусов, которые мы рассмотрели выше. Позже многие авторы допускали вольности в её трактовке и привносили дополнения, увеличивая количество уровней. Поэтому не удивляйтесь, если увидите разные вариации пирамиды с 7 или 10 ярусами. В любом случае, базовая концепция теории Маслоу сохраняется.

Более подробно о Пирамиде потребностей Маслоу читайте в этой статье.

Теория ERG Альдерфера

Американский профессор Клейтон Альдерфер предложил альтернативную теорию мотивации. Она не противоречит теории Маслоу, но в ней используется собственная классификация потребностей, включающая 3 группы (от их названий и образована аббревиатура ERG):

  1. Existence (существование, жизнь).
  2. Relatedness (отношения, общение).
  3. Growth (личностный рост, развитие).

Как несложно догадаться, первая группа представлена физиологическими потребностями, вторая – социальными, а третья – духовными. При этом Клейтон Альдерфер показал, что взаимосвязь между этими группами несколько сложнее, чем описывал Маслоу (влияние на приоритеты оказывает не только сам факт удовлетворения, но и степень удовлетворенности).

Кроме того, он заметил, что неудовлетворенность высших потребностей усиливает стремление удовлетворить низшие. К примеру, известно, что во время любых кризисов резко увеличивается выручка кондитерских магазинов. Объясняется это тем, что люди, теряя ощущение стабильности, начинают покупать больше сладостей (даже те, кто их вообще не любит и обычно не покупает).

Теория Фромма

Немецкий психолог и социолог Эрих Фромм считал социальное взаимодействие ключевым фактором, влияющим на психику человека. Это нашло отражение в его теории потребностей. Он предложил иерархическую схему из пяти пунктов:

  1. Межличностные связи (любовь, дружба).
  2. Творчество (любая творческая деятельность, независимо от вида).
  3. Ощущение прочных и глубоких корней (стабильность).
  4. Поиск идеала и уподобление ему (самосовершенствование).
  5. Познание мира (духовное совершенствование).

Будучи одним из основателей неофрейдизма, Фромм считал, что нашими основными потребностями управляет бессознательное. Но поскольку бессознательное часто сталкивается с такими преградами как табу, стереотипы, логика, рациональность и прочее, потребности остаются нереализованными.

Теория приобретаемых потребностей МакКлелланда

Американский писатель и психолог Дэвид МакКлелланд предложил свою теорию мотивации. Он считал, что все потребности формируются в детском возрасте. При этом подразделял их на три группы, объясняя механизм формирования каждой из них:

  1. Причастность. Данная потребность возникает у детей, которые занимались коллективной деятельностью, играли в командные игры. В результате и во взрослом возрасте они чувствуют необходимость быть частью группы, участвовать в общественно значимом проекте или движении.
  2. Власть. Если в детстве так или иначе поощряется контроль над другими детьми, во взрослом возрасте такой человек нуждается в ощущении власти. Также данная потребность может формироваться под влиянием семейной атмосферы.
  3. Успех. Если ребёнка приучают быть самостоятельным, добиваться чего-то, получать призы и грамоты, во взрослом возрасте он также будет нуждаться в успехе.

Заключение

Знание того, какие существуют потребности и как они взаимосвязаны, имеет большую ценность для любого человека, заинтересованного в самосовершенствовании. Хорошо понимая, как работает данный механизм, можно лучше понять уровень своей удовлетворенности жизнью, а также эффективнее мотивировать себя на достижение важных целей. Кроме того, это знание поможет своевременно отказываться от лишних желаний, сосредотачиваясь на самом важном.

↑ Потребности человека. Основные виды потребностей.

Потребность - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности — это внутренний побудитель активности человека.

Потребности имеют различные классификации. Основными видами потребностей человека являются: биологические, социальные, духовные.

Виды потребностей человека

Биологические потребности (органические) связаны с физическим телом и их удовлетворение необходимо для поддержания жизни и развития. К таким потребностям относятся: необходимость дыхания, употребления пищи и воды, движения, отдыха и сна. К ним также можно отнести и ряд других более сложных, но жизненно важных потребностей таких как: тепловой комфорт, сбалансированность питания, продолжение рода, защита от болезней.

Человек может прожить: без еды 40—45 дней, без воды 7—10 дней, без сна 4 дня, без воздуха от 3 до 5 минут.

Социальные потребности - это потребность человека в общении с другими людьми, взаимопонимании, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

Духовные (идеальные) потребности - это потребности в самореализации, создании прекрасного, приобретении новых знаний и опыта, самосовершенствовании. Духовные потребности выступают как стремление к созданию духовных ценностей, творчеству, духовному общению. Предела реализации данного вида потребностей не существует, нет и границ в выборе средств и способов их удовлетворения.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

↑ Пирамида потребностей А. Маслоу

Из множества различных классификаций потребностей самой популярной является иерархическая (иерархия - размещение элементов от низших к высшим) пирамида психолога Абрахама Маслоу.

Пирамида потребностей Маслоу

ПЕРВИЧНЫЕ (ВРОЖДЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ

Первые две ступени являются первичными или врожденными, так как если эти потребности не удовлетворены, человек не сможет заниматься другой деятельностью, а все его устремления будут направлены на реализацию именно этих потребностей. Например, если он голоден, то все его мысли, желания и действия будут о еде. От этого зависит жизнь человека. К таким потребностям относятся физиологические и экзистенциальные.

Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, дыхании, убежище, отдыхе и воспроизводстве рода.

Экзистенциальные включают потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
ВТОРИЧНЫЕ (ПРИОБРЕТЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ

Все остальные потребности А. Маслоу определил как вторичные или приобретенные.

Социальные потребности или потребности в принадлежности и любви, в социальных связях, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности.

Престижные или, другими словами, потребности в самоуважении, оценке или уважении со стороны других людей, признании, в достижении успеха и высокой оценке, служебном росте.

Престиж - это мера признания обществом заслуг человека.

У каждого человека в большей или меньшей степени есть потребность в соперничестве, стремлении выделиться, быть лучше кого-либо, в уважении со стороны окружающих. Поэтому стремление добиться более высокого положения в обществе, поступить на престижные, популярные факультеты, сделать карьеру, добиться благополучия - и есть престижные потребности.

Познавательные потребности - это исследование окружающего мира, действительности с целью получения новых знаний, впечатлений, стремление к целенаправленной творческой деятельности. Также их называют когнитивными потребностями.

Эстетические потребности - это духовное стремление человека к гармонии и красоте, искусству и творчеству. Благодаря этим потребностям в мире существуют театры, выставки, музеи, картинные галереи, балет, музыка и танцы.

На самой верхней ступеньке находятся духовные потребности или потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности (саморазвитие, самосовершенствование).

Осознавая свои потребности, индивид выстраивает свою жизнь в соответствии с ними.

Потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение
человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

Если базовые потребности не реализуются, то они заменяются псевдопотребностями, например, потребностью в предметах роскоши, алкоголе, азартных играх и т. п.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Мнимые потребности - искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

↑ Интересы и склонности

Интересы возникают на основе потребностей.

Интерес - целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту, стремление к ознакомлению с новыми фактами о нем, более полному и глубокому его изучению.

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Иногда интересы перерастают в увлечения всей жизни или становятся её смыслом. В процессе удовлетворения одних интересов человек зачастую приобретает новые, что даёт ему возможность постоянно совершенствоваться.

Существует несколько классификаций интересов:

  • по направленности: социальные, экономические, политические, духовные;
  • по степени общности: индивидуальные, групповые, общественные;
  • по содержанию: непосредственный (интерес к самому процессу деятельности), опосредованный (интерес к результатам деятельности);
  • по характеру субъекта: национальные, государственные;
  • по уровню деятельности: пассивный (ограничивается восприятием интересующего объекта), активный (человек действует для того, чтобы получить объект).
  • по возможности их реализации: реальные, мнимые;

Склонность — направленность на определённую деятельность.

Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес человека к кино не обязательно влечёт за собой возможность работать в качестве кинорежиссёра, актёра или оператора. Зато интерес к шахматам возникает вместе со склонностью играть в них.

Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Читайте также: