Как сочинить стихотворение 3 класс литературное чтение школа россии

Обновлено: 07.07.2024

Методы исследования.

Посмотри в книгах, поищи информацию в Интернете.

Спроси у других людей, лучше у тех, кто сами близки к творчеству.

Подумай и попробуй сама.

Новизна: я напишу собственные стихотворения.

Глава 1. ТВОРЧЕСКИЕ ВСТРЕЧИ.

Встреча с московским поэтом Алексеем Егоровичем Бахуриным очень поразила меня потому, что поэт очень много внимания уделил рассказу о эмоциях и переживаниях, благодаря которым и рождаются стихотворения. Оказывается, поэту больше важна не ритмика своих произведений, а то, смог ли он донести до читателя свои мысли и чувства, заложенные в стихотворения.

Эти встречи подтвердили мою гипотезу о том, что даже в очень маленьком возрасте можно начинать сочинять стихотворения. После этих встреч у меня появилось желание творить, сочинять. Однако, я задумалась о том, действительно ли в написании стихотворений самым главным является соблюдение законов стихосложения.

Глава 2. ЗАКОНЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ.

РИФМЫ.

С чего же мне начать изучать законы стихосложения? И снова на помощь пришел Незнайка. Поэт Цветик, обучая Незнайку стихотворениям, начал с рассказа про рифму. Рифма - это созвучие в окончании двух или нескольких слов.

Когда я была совсем маленькой мама читала мне четверостишия в которых было пропущено последнее слово, такие стихи-загадки, но это слово должно быть произнесено в рифму. Я вспомнила и повторила такие стихотворения:

Как бревно. С большою пастью.

Ты не встреть его, к несчастью,

Чтоб тебя не проглотил.

Он зовётся … (крокодил).

Я среди лесных зверей

Поумней и похитрей.

Гордо рыжий хвост несу,

Посмотрите на …(лису).

Затем я стала перечитывать свои любимые стихотворения детских поэтов: С. Маршака, Ю. Мориц, С. Михалкова и обратила внимание, что рифмы в стихотворениях строятся по- разному, и в большинстве случаях можно проследить закономерность, увидеть чередование рифм. Оказываются рифмы в зависимости от своего положения бывают:

Смежные. Когда рифмуется первая строка со второй, третья с четвертой. Если буквами обозначить строки, то одинаковыми будут обозначаться рифмующиеся строки. Записать смежные можно так: ААББ.

Где обедал, воробей?В зоопарке у зверей.Пообедал я сперваЗа решеткою у льва.

Перекрестные. Рифмуется первая строка с третьей, вторая - с четвертой. АБАБ.

В доме восемь дробь одинУ заставы ИльичаЖил высокий гражданин,По прозванью Каланча

Опоясанные или охватные. Рифмуется первый стих с четвертым, а второй - с третьим. АББА.

И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне песни говорил.

Сплетенная. Она имеет много разных схем. Так, в общем, называются сложные виды рифмовки, например, АБВАБВ или АБВВБА и другие варианты.

Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые годы, Живые помертвеют чувства, Мечты развеются твои.

БУРИМЕ.

Оказывается, существует игра, которая может помочь в умении сочинять стихи, она называется Буриме, что в переводе с французского означает рифмованные концы. Ее смысл в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему. Игра в буриме появилась в XVII веке при дворе французского короля, когда малоизвестный поэт Дюло потерял заготовки своих сонетов, а его друзья, найдя записки, устроили забавную игру, сочиняя продолжение. В это время игра пользуется спросом в салонах, среди придворных дам и королей. Александр Дюма даже издает сборник буриме, написанных обычными людьми. В России буриме писали и Пушкин, и Минаев, и Голенищев-Кутузов. В 1914 году один журнал написал статью о том, как играть в буриме, устроив конкурс среди читателей.

В наше время буриме продолжает оставаться популярной игрой среди всех любителей стихотворного жанра. Они позволяют проявить свои творческие способности в поэзии, блеснуть остроумием и оригинальностью, в считанные минуты (или даже секунды) продемонстрировать своё владение словом. В жанре буриме выступают многие мастера эстрады, разговорного жанра, конферанса. Например, Юрию Горному было предложено 4 пары рифм и он мгновенно выдал замечательный экспромт. Заданные рифмы:

воздух - отдых игра - топора недуг - досуг земля - рубля Избу не возвести без друга-топора, И труд иной порою просто отдых, Работа- радость мне: весёлая игра, Когда в лицо - удачи свежий воздух. Болезни я отверг, мне незнаком недуг. Не трачу на лекарства ни рубля. Дорогой под ноги мне стелится земля: Природа для меня - лекарство и досуг.

Примеры моих буриме в Приложении № 2.

АКРОСТИХ.

Я изучила еще одну игру "Сочинение акростихов". Слово это греческого происхождения – краестишие. Начальные буквы строк стихотворения, прочитанные сверху вниз, составляют слово или фразу.

Акростих рассчитан на зрительное восприятие текста. Исследователи по-разному определяют время его появления. Одни говорят, что он родился из магических текстов, другие считают его чисто поэтическим жанром.

Известно, однако, что акростих был популярен еще в древнегреческой поэзии. Его изобретение приписывают поэту Эпихарму (около 540 — 450 до н.э.).

В русской поэзии акростих был особенно распространен среди поэтов-монахов, сторонников патриарха Никона. Их стихи распространялись в рукописных песенниках на протяжении XVII-XVIII веков.

Известно достаточно много акростихов, содержащих в основном обращения к определенным лицам. Акростих использовался и как один из видов тайнописи. Его применяли тогда, когда нужно было обмануть цензуру, например, чтобы сообщить читателям имя автора или адресата запрещенного по содержанию стихотворения.

Родясь от пламени, на небо возвышаюсь; Оттуда на землю водою возвращаюсь! С земли меня влечет планет всех князь к звездам; А без меня тоска смертельная цветам. (Г. Державин)

СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ

Прочитав разные стихотворения я заметила еще кое-что, вот послушайте поэтов из Незнайки:

У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка

Огромный шар, надутый паром,

Поднялся в воздух он недаром.

Оба отрывка содержат смежную рифму, но у этих стихотворений разный ритм. А именно ритм и отличает стихи от прозы. Ритм возникает в результате чередования ударных и безударных слогов, стихотворный размер - это порядок чередования ударных и безударных слогов. Сочетание ударного и безударного слога называется стопа. Рассмотрим основные виды стихотворных размеров.

Ямб - один из основных стихотворных размеров. Стопа ямба состоит из двух слогов: безударного и ударного. Чаще всего встречается ямб, в котором ударение падает на каждый второй, четвертый, шестой и восьмой слоги каждой строки.

Люб-лю́ гро-зу́ в на-ча́-ле ма́-я,

Ког-да́ ве-се́н-ний пе́р-вый гро́м.

Хорей – еще один распространенный размер. Тоже двусложный, только в стопе хорея сначала идет ударный слог, а за ним – безударный.

Бу́-ря мгло́-ю не́-бо кро́-ет

Ви́х-ри сне́ж-ны-Е кру-тя́

Дактиль - трехсложный размер стиха, то есть его стопа состоит из трех слогов: первого ударного и двух последующих безударных.

Ту́ч-ки не-бе́с-ны-е, ве́ч-ны-е стра́н-ни-ки!

Сте́пь-ю ла-зу́р-но-ю, це́-пью жем-чу́ж-но-ю

Анапест – состоит из трех слогов, первые два не имеют ударения, а ударение падает на последний слог.

По зер-ка́ль-ной во-де́, по куд-ря́м лоз-ня-ка́

От за-ри́ а-лый све́т раз-ли-ва́-ет-ся…

Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер, в стопе которого ударный слог с двух сторон окружен безударными. Довольно сложный, и потому нечасто встречающийся размер.

На се́-ве-ре ди́-ком сто-и́т о-ди-но́-ко

На го́-лой вер-ши́-не сос-на́…

Чтобы научиться определять стихотворный размер я составила следующий алгоритм:

Определим количество слогов в строке, для этого подчеркнем все гласные буквы.

Произнесем строку нараспев и расставим ударения.

Теперь проверим, через какое количество слогов повторяется ударение: а) если повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб.б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.

Зна́й-ка ше́л гу-ля́ть на ре́ч-ку (Хорей)

Пе-ре-пры́г-нул че́-рез о-ве́ч-ку

Ог-ро́м-ный ша́р, на-ду́-тый па́-ром,

Под-ня́л-ся в во́з-дух о́н не-да́-ром. (Ямб)

Я подумала о том, что одно и то же содержание можно передать в разных стихотворных размерах. Я взяла рифмы: Кошка - окошко, спать - вставать. В результате у меня получилось 5 четверостиший, написанных разными стихотворными размерами, они находятся в Приложении № 3.

Глава 3. АНКЕТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ, АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Я получила следующие результаты:

Рис. 1. Любимые виды произведений.

Рис. 2. Пробуем в творчестве

Рис. 3. Оценка собственных достижений.

Рис. 4. Желание научиться писать стихи.

Я опросила 28 человек. Мой опрос показал, что большая часть детей любят читать рассказы – 15 человек. Многие дети пробовали себя в творчестве, ничего не пробовали сочинять только 4 человека. Большая часть пробовала сочинять сказки – 16 человек. У большинства школьников не получилось сочинять стихи или получались стихотворения, которые самим детям не понравилось. Считают, что у них не получилось 16 человек. Основные трудности с которыми столкнулись дети это: сложность выбора темы, сложность подбора рифм, отсутствие вдохновения, нехватка знаний о том как пишут стихи. 22 человека хотят научиться писать стихотворения.

Я увидела большую заинтересованность у детей к процессу написания стихов, желание сочинять собственные произведения. Я думаю, что материал, собранный мною, может быть использован учителем на внеклассных занятиях по литературному чтению. Этот материал должен научить ребят основам стихосложения, усилить интерес к прочтению стихотворений и побудить их к самостоятельному сочинению стихотворений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Я провела исследование, выполнила поставленные задачи и подтвердила свои гипотезы.

На основании проведенной работы я делаю следующие выводы:

В раннем возрасте можно начинать сочинять стихотворения.

Знание законов и принципов стихосложения помогает в написании стихотворений. Однако, не является гарантией того, что стихотворения будут удачными.

Стихотворения должны вызывать эмоции, как положительные, так и отрицательные, и если написанное не вызывает глубоких чувств у автора, то у читателя тем более не возникнет никаких эмоций. Нужно глубоко чувствовать, писать с душой, переживать описываемые ситуации. Также нужно воображать, придумывать интересные, неожиданные образы, красочные картины. Я научилась самостоятельно сочинять стихотворения, однако, многим моим стихам не хватает душевности и красочности.

В результате анкетирования видно большое желание школьников изучить законы стихотворной речи и научиться самостоятельно писать стихотворения.

Ценность моей работы состоит в том, что материал, собранный мною, может быть использован учителем на внеклассных занятиях по литературному чтению. Этот материал должен научить ребят основам стихосложения, усилить интерес к прочтению стихотворений и побудить их к самостоятельному сочинению стихотворений.

Рифмы: детки-конфетки, дали-спали.

Любят так конфетки.

Им родители их дали,

Чтобы детки крепко спали.

Рифмы: нужно-дружно, пол-стол.

Если вдруг убраться нужноЛучше делать это дружно.Чтоб быстрей стал чистым пол,Кресло, стул, ковер и стол.

Рифмы: лесу-несу, норка-шторка.

Ежик я, живу в лесу,На себе листок несу.Станет теплой моя норкаИз листочка будет шторка.

Рифмы: котлета-конфета, глядят-хотят.

Я не буду есть котлеты,А достану-ка конфеты.На меня они глядят,Чтобы съела их хотят.

Рифмы: мороз-вопрос, скорее-веселее.

На улице сильный мороз.Что одевать? – Вопрос.Настала бы весна скорее,Всем станет теплее и веселее.

Рифмы: домик-гномик, птица-синица.

В лесу, под деревом маленький гномикУютный построил собственный домик.Соседству такому была рада птица,Подруга его - лесная синица.

Рифмы: краски-сказки, друзья-семья.

Скажу вам не сгущая краски,Что в жизни также, как и в сказке:На свете всех важней семья,Ну и, конечно же, друзья.

Приложение 2. Мои акростихи.

Зима засыпает дороги

И только в уютной берлоге

Медведь свою лапу сосет,

А снег все идет и идет.

Вот по лесному переулку

Ежата вышли на прогулку.

С ними шла ежиха мать,

Надо шишки собирать,

А потом ложиться спать

Лягушка залезла по шею в болото,

Ей мошек ловить совсем неохота.

Так помогло ей сесть на диету

Очень хорошее жаркое лето.

Облетела листва неспеша,

Снова осень в наш город пришла.

Естественно, на этом точка.

На мягкий знак не будет строчки.

Ь

Приложение 3.Мое стихотворение, написанное в разных стихотворных размерах.

Све́тит со́лнышко́ в око́шко,

На́ ковре́ мурлы́чет ко́шка

Я́ хочу́ еще́ поспа́ть,

То́лько вре́мя мне́ встава́ть.

Люблю́ смотре́ть, как на́ша ко́шка

На со́лнце дре́млет у́ око́шка.

Она́ спосо́бна су́тки спа́ть,

Не на́до в шко́лу е́й встава́ть.

Когда́ загляну́ло мне со́лнце в око́шко,

Просну́лась моя́ ненагля́дная ко́шка.

Ника́к не дае́т хоть немно́го поспа́ть,

Пора́ поднима́ться, пора́ мне встава́ть.

У́тренний ча́с, но темно́ за око́шком,

Дре́млет моя́ непослу́шная ко́шка.

Спи́т мой пито́мец, и я́ буду спа́ть

Во́т рассвете́т – тогда бу́ду встава́ть.

Очень ти́хо, без сло́в подошла́ я к око́шку,

Разбуди́ла лежа́щую ры́жую ко́шку.

Я ж просну́лась, а зна́чит и е́й хватит спа́ть.

Я же вста́ла, а зна́чит пора́ ей встава́ть.

Приложение 4.Анкетирование.

1.Что ты любишь читать больше всего?

г) что-то другое (напиши)

2.Пробовал ли ты сам сочинять?

д) да, что-то другое (напиши что)

3.Как ты считаешь, у тебя получилось? ( подчеркни) Да Нет

4. Если нет, как ты думаешь, почему? Напиши.

5.Хочешь ли ты научиться писать стихи? ( подчеркни ) Да Нет

Приложение 5.Продолжи рифму.

В реке большая драка:Поссорились два . (рака)Ёжик вырос в десять раз,Получился . (дикобраз)Хитрая плутовка, рыжая головка,Хвост пушистый - краса!А зовут её. (лиса)Кто на свете ходит в каменной рубахе?В каменной рубахе ходят . (черепахи)Живёт спокойно, не спешит,На всякий случай носит щит.Под ним, не зная страха,Гуляет . (черепаха)И в море не купаются,И нет на них щетинки,И всё же называютсяОни - морские . (свинки)Он ходит голову задрав,Не потому, что гордый нрав,Не потому, что важный граф,А потому, что он . (жираф)По реке плывёт бревно.Ох и злющее оно!Тем, кто в речку угодил,Нос откусит . (крокодил)Летом, в болоте, вы её найдёте.Зелёная квакушка. Кто это? (Лягушка)В прошлый раз был педагогом,Послезавтра - машинист.Должен знать он очень много,Потому, что он . (артист)Тучек нет на горизонте,Но раскрылся в небе зонтик.Через несколько минутОпустился . (парашют)К дальним сёлам, городам,Кто идёт по проводам?Светлое величество!Это . (электричество)Это тесный-тесный дом:Сто сестричек жмутся в нём.И любая из сестёрМожет вспыхнуть, как костёр!Не шути с сестричками,Тоненькими . (спичками)Ты весь мир обогреваешьТы усталости не знаешь,Улыбаешься в оконце,И зовут тебя все . (солнце)

Говорю я брату:- Ох, с неба сыплется горох!- Вот чудак, - смеётся брат,- Твой горох ведь это . (град)От кого, мои друзья,Убежать никак нельзя?Неотвязно в ясный деньРядом с нами бродит . (тень)

Приложение 6. Мои стихотворения.

Родители спросили: "Ксеня,

Что подарить на день рожденья?"

Я им ответила негромко,

Что очень хочется котенка

И как-то утром очень рано

Ко мне заходят папа с мамой,

Сказали: "Ксюша, хватит спать!

Пойдем подарок выбирать!"

Нам приглянулась одна крошка,

И вот уже в своих ладошках

Держу, завернутый в платочек,

Пушистый маленький комочек.

Принесли домой мы киску,

Как назвать? Давай, Алиской.

Чтобы жизнь как у принцесс,

Чтобы как в стране чудес

Быть послушной не заставить -

Смотрит хитро, без опаски,

Как лиса Алиса в сказке

Только сяду я играть -

Киска мчится помогать.

Стали общими игрушки

У меня и у зверушки.

Я кормлю, я с ней играю,

Я за нею убираю,

Ведь отвечать нас научили

За тех, кого мы приручили

Кошка - это не игрушка!

Люблю ли я школу, ну конечно - да,

Там детство поселилось навсегда.

Ждут лучшие подружки и друзья,

Серьезные уроки и детская возня.

И даже дома, усадив игрушки,

Возьму звоночек и начну урок.

Глаголы и спряжения, таблицу умножения

Теперь усердно учат игрушки назубок.

И вечером за ужином, когда дела все сделаны

Отметила восторженно, порадовав семью:

"Как много интересного, мне раньше неизвестного,

Столь нужного, полезного я в школе узнаю!

Здесь жизнь моя течет неторопливо

И не грустна она и не тосклива.

Науки кладезь, радость детских встреч,

Я буду помнить это и беречь.

Однажды рано утром, на рассвете

От взрывов и сирен проснулись дети

Они не поняли что происходит тут

И в честь какого праздника салют?

Но это был не праздник, а наоборот

Случилось горе, в панике народ.

И лишь родители шептали "нет, нет, нет"

Вот так в историю попал тот злой рассвет.

Я люблю…Люблю я дни рождения, когда подарки дарят,Когда вокруг веселье - танцуют и поют.Еще люблю, когда я на сцене выступаю,И хоть я не лентяйка - каникулы люблю.

Прошли зима, весна и лето,И вот ноябрь передалОчередную эстафету - Мой день рождения настал!Всегда волшебно в этот деньХоть осень за окошком.Тепло, светло и весело,И рада даже кошка.

Как бы было хорошо,Если б не было печали,Если бы цветы не вяли,Люди бы не умирали.

Во Владимир влюбилась я с первого взгляда

И сюда приезжать я всегда очень рада.

Каждый год посещаю теперь этот город

Фестиваль театральный этому повод.

Ах, дорогая мама,Ты не буди так рано.Укроюсь с головой,Сегодня - выходной!

Я сегодня был в лесу,Я лукошко принесу.Ягодки лежат в нем дружно,Это для здоровья нужно.

Задачи: формировать умения выполнять учебно-познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы, развивать логические и творческие способности, интеллект, умение работать в группе, расширение кругозора учащихся; воспитывать любовь к природе через образное её представление.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

научатся: развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; делиться своими впечатлениями и участвовать в дискуссиях о прочитанных стихотворениях; понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы;

регулятивные: определять наиболее эффективные способы достижения результата; анализировать собственную работу, выделять и осознавать то, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить;

коммуникативные: активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, умения проверить себя и самостоятельно оценить свои достижения на основе диагностической работы, представленной в тесте.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-диалогический.

Формы работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в группах, беседа.

Основные понятия: стихотворение, рифма, поэты

Оборудование: тесты, карточки, жетоны.

ИКТ: мультимедийный проектор, 4 компьютера, презентация PowerPoint.

1. Самоопределение к деятельности.

- Дорогие ребята! Сегодня у нас гости, а гости это всегда радость и хорошее настроение, подарите им свои улыбки.

- Начинаем наш урок. Работать вы сегодня будете в группах. Но, прежде чем мы приступим к выполнению заданий, необходимо вспомнить правила работы в группе.

- Высказывай и доказывай свое мнение.

- Выслушивай и уважительно относись к мнению других.

- Ответственно выполняй порученную тебе часть задания

- Соблюдай правила культурного общения

2. Актуализация знаний. Введение в тему.

- Перед вами портреты. Скажите, кто на них изображен и какой портрет лишний, почему? (Портреты Бунина, Бальмонта, Некрасова, Крылова.)

3. Работа по теме урока.

-Молодцы, вспомнили, о ком мы будем говорить сегодня. А как раздел называется?

- А кто догадался, почему так называется этот раздел в учебнике?

- Вы уже знаете, что строчки в стихотворениях записываются особым образом – как? (в столбик)

На слайде дети читают:

Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьёт и сам про себя удалую, хвастливую песню поёт.

- Является ли это произведение стихотворением? Читаем шепотком

Что обязательно есть в стихотворении? (рифма)

-Найдите все слова, которые рифмуются и запишите. Думаем по группам.

(Здесь есть рифма: большую - удалую, бьёт – поёт.

Есть ритм, стихи ритмичны.

Описание выразительное в стихотворении.

Стихотворный текст отличается краткостью, точностью)

-Итак, читаем какие рифмы вы записали. Оценим работу групп. (отлично - зеленый жетон, хорошо - желтый, подумай - красный)

-Молодцы, вы поняли, чем стихотворения отличаются от других литературных жанров.

- А теперь посмотрим, как вы помните фамилии, имена, отчества поэтов, названия стихов, биографии.

- Перед вами на столах лежат файлы. В них портреты писателей, отдельно фамилии, имена, отчества, отрывок из биографии, список произведений. Вам необходимо создать карточку о писателе, наклеив на нее портрет, список произведений и его биографию. Очень хорошо будет, если вы добавите что-то от себя (то, что вам еще запомнилось из биографии). Давайте проверим. Каждая группа зачитывает 1 карточку. Оцените работу группы.

б) « Детство поэта прошло в родовом имении Грешнёво на Волге. Ещё ребёнком увидел он бурлаков, которые согнувшись, медленно брели вдоль реки и тянули за собой тяжелую баржу. Их нелёгкий, безрадостный труд тревожил мальчика до слёз. Отец его, отставной офицер, очень часто наказывал крестьян, и его все очень боялись. Несмотря на запреты отца, мальчик тайком через лаз в заборе бегал к крестьянским детям.

-Итак, молодцы, хорошо работали, а сейчас отдохнем.

Задание 3. Кому принадлежат строки?

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни.

В них шёл олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога.

Там, где не достала - лютик золотой,

Жёлтый одуванчик - будет и седой.

Задание 4. Составить синквейн всей группой: Бунин, Бальмонт, Некрасов.

Правила составления синквейна:

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (1 имя существительное).
  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (2 прилагательных)
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (3 глагола)
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (предложение, пословица)
  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

-Итак, сравним наши синквейны. У меня для примера взят Пушкин.

3.Писал, сочинял, творил.

4.Поэзия его пережила.

Задание 5. Тест. Оценка ваших личных достижений по этому разделу.

2. Кто автор этих строк?

«Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

4. Автором какого из стихотворений является И.А.Бунин?

6. В каких строках И.А. Бунина говорится о полевых цветах?

Задание для каждого и от каждой группы за компьютер.

6. Подведение итогов.

-Ребята, а чем вам понравились стихи?

-Как вы понимаете слово (счастье), и в чём оно, по-вашему, заключается?

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

-Давайте и мы с вами будем жить и радоваться каждому прожитому дню.

- Сосчитайте, сколько вы заработали жетонов за этот урок.

Каждый оцените свою работу на уроке, выберите жетон себе.

Оцени свою работу на уроке:

Зелёный - отлично справились со всеми заданиями.

Жёлтый - хорошо работал, но справился не со всеми заданиями.

Красный - не всё удалось на уроке.

- А я счастлива тем, что у нас сегодня очень хорошо прошёл урок, на котором вы показали свои знания, проявили творчество, сообразительность, помогали друг другу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Пробы пера"- курс элементов урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2-4 классе.


"Пробы пера"- курс элементов урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2-4 классе.


Методическая разработка урока литературного чтения по программе "Школа России" для 4 класса

Проектная деятельность является неотъемлемой частью современной школы. Она способствует осуществлению связи урочной и внеурочной деятельности, являясь одной из важных составляющих внеклассной деятельности по новым стандартам общего образования. Проблемы, решаемые в ходе проекта, активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более целостным, творческим, учат применять, полученные на уроках знания в новых, нестандартных ситуациях, а также развивает творческий потенциал, способствует укреплению связей ученик – ученик, учитель – ученик, родитель – ученик, библиотекарь – ученик внутри детского коллектива. Одна из целей, которую преследует метод проектов – это научить школьников работать с источниками информации, обрабатывать полученную информацию (анализировать, систематизировать, выделять главное).

  • долгосрочный;
  • творческий, практико-ориентированный;
  • межпредметный;
  • с непосредственной координацией.

Цель проекта: развивать творческую личность

  • учить умению сочинять стихи, иллюстрировать их;
  • формировать коммуникативную компетентность;
  • формировать позитивную само- и взаимооценку;
  • формировать умения планировать свою и совместную деятельность;
  • учить умению работать с источниками информации;
  • прививать любовь к книге.

Этапы работы над проектом

I этап. Введение в тему

Цель: на классных часах, беседах, на уроках чтения раскрыть роль поэзии как особого вида искусства, влияние чтения, книги на становление личности читателя.

II этап. Работа над проектом

Цель: непосредственное включение школьников в творческую деятельность, выполнение своей работы по созданию сборника.

На данном этапе распределяются роли с учётом пожеланий, интересов и способностей:

– авторы;
– художники;
– редактор;
– корректор;
– верстальщик.

Работа над проектом представляет собой индивидуальную работу по сочинению стихов и иллюстрированию их. При этом проиллюстрировать стихотворение может любой ученик. (Помощь в сочинении стихотворения могут оказать родители.) Сочинённые стихотворения выносятся на совместное обсуждение перед классом, где школьники могут высказать альтернативные мнения, подсказать более удачную рифму, заменить слово или строку. Редактор отбирает материал для сборника. Учитель оказывает помощь в отборе текстов и рисунков, комплектации и оформлении страниц. Корректор берёт в библиотеке словарь и исправляет ошибки. Верстальщиком может стать любой ученик и набрать текст совместно с родителями. Создание проекта предполагает также парную и групповую работу по сочинению небылиц, заголовков, по разработке различных идей, подготовке презентации книги и т.д.

Иллюстрации к стихотворениям можно на уроках изобразительного искусства. Рисунки можно также выполнить в технике аппликации, торцевания и др.

Предлагаем вашему вниманию некоторые стихи, вошедшие в сборник:

Мистер Снеговик

Это было в декабре,
Как раз под новый год.
Деревья были в серебре.
Шёл с ёлками народ.

Смотрел в окно, печалясь, я,
Что заболел слегка.
Не пустят взрослые меня
Лепить снеговика.

Кипит работа во дворе.
И получился вмиг,
На радость местной детворе,
Мистер Снеговик.

Ведро на голове сидит,
Как шляпа-котелок.
И нос морковкою торчит,
А глазки – уголёк.

Я ночью выглянул в окно,
Когда весь дом уснул.
Он улыбнулся озорно
И глазом подмигнул!

От удивленья сам не свой,
Я радостью проник.
Поверить в чудеса помог
Мне Мистер Снеговик!

Волченко Виктор 3 класс

Очень важно воробью,
После зимней стужи,
У дороги на краю
Искупаться в луже.

Непоседа воробей
Рад теплу и свету.
– Умывайся! Не робей!
Скоро будет лето!

Лутфуллин Адель 3 класс

Цель: показать результат проектной деятельности – сборник творческих работ учащихся.

Работа над данным проектом показала, что младших школьников возможно и необходимо учить сочинению собственных произведений, создавать основы творческого потенциала, прививать интерес к книге.

КАК НАУЧИТЬ ВАШЕГО РЕБЁНКА ПИСАТЬ СТИХИ
3 КЛАСС

как научить ребенка писать стихи 3 класс

Эта книга – первое руководство для обучения стихосложению третьеклассников.

Поэзия возникла раньше прозы. Самые древние произведения создавались в поэтической форме. Лишь в XVIII-XIX вв. эти области сравнялись по значению.

как научить ребенка писать стихи 3 класс

Стихосложение учит внимательнее относиться к слову, что, в свою очередь, способствует повышению грамотности. Причём грамотность понимается здесь в широком смысле – не только как орфография и пунктуация, но и как стилистическая грамотность, как умение правильно пользоваться всеми богатствами русского языка.

как научить ребенка писать стихи 3 класс

Других практических руководств по русскому стихосложению нет, за исключением двух, написанных очень давно, весьма непрактичных и запутанных и потому вышедших из употребления. В некоторых школах преподается теория поэзии, но обучить детей искусству стихосложения, как правило, не удаётся. Почему? Хотя бы потому, что очень часто всю теорию поэзии сводят к простому перечислению стихотворных метров (хорея, ямба и т. д.). Понятие стопы, чрезвычайно важное для традиционного русского стиха, не вводится. Не даётся, следовательно, и представление о стихотворных размерах (например, четырёхстопном ямбе, трёхстопном амфибрахии и т. д.). В самых продвинутых программах по литературе вводятся, правда, некоторые понятия и кроме стихотворных метров, но очень торопливо и без должной практической отработки. Все виды русских рифм, а также основные схемы рифмовки даются за 4-5 уроков. Овладеть столь сложным материалом в столь краткий срок – это, пожалуй, было бы трудновыполнимой задачей даже для маленького Пушкина. Невозможно за такое короткое время научиться различать мужскую, женскую, дактилическую рифмы, перекрёстную, кольцевую, парную схемы рифмовки, освоить такие понятия, как эпитет, олицетворение, метафора, сравнение и т. д. А уж о том, чтобы научиться использовать полученные знания практически, при написании стихов – об этом и говорить смешно. В данном руководстве мы постарались ясно, очень подробно, пошагово изложить для любого ученика адаптированную программу обучения теории и, главное, практике стихосложения.

как научить ребенка писать стихи 3 класс

Что же касается тех детей, которых природа наделила не поэтическим, а какими-либо другими талантами, – для них поэзия станет источником высокого, облагораживающего интеллектуального и духовного наслаждения, подобного, например, музыке или шахматам.

Данное пособие ставит своей задачей, кроме обучения школьников теории и практике стихосложения, ознакомление детей с русской поэзией, как классической, так и более или менее современной. Большая подборка стихов, использованных в качестве примеров, научит детей не только писать свои стихи, но и читать, и любить произведения великих поэтов. Кроме того, чтение чужих стихов – лучшая поэтическая школа. По всей видимости, все великие поэты (даже Пушкин и Лермонтов) проходили через этап подражания – вольного или невольного – своим великим предшественникам. В этом нет ничего зазорного, это естественный путь к мастерству.

В конце пособия даны ответы на многие хитрые задания. Пособие можно использовать в государственных и частных школах на уроках литературы, во время факультативных занятий, а также оно является прекрасным материалом для индивидуальных занятий дома с ребёнком.

Как работать с этим материалом?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа факультативного курса "Пишем без ошибок"

Программа по курсу "Пишем без ошибок" представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уров.

Презентация к логопедическому занятию "Говори и пиши грамотно"

Презентация на правила написания парных звонких и глухих согласных.


как я пишу стихи

Стихи сочиненные учениками на уроках литературного чтения.


Данная презентация составлена как наглядное пособие для автоматизации звуков Л и Ль в скороговорках. Разучивание скороговорок – одновременно и нелегкий труд, и забава. У каждой скороговорки своя мален.

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: К. Бальмонт "Как я пишу стихи". М. Шагал "Автопортрет с семью пальцами".

На уроке обучающиеся раскрывают поэтические секреты создания художественного образа.



Рекомендации для родителей "Как учить стихи с ребенком, если сам ребенок эти стихи учить отказывается"

Как учить стихи с ребенком,если сам ребенок эти стихи учить отказывается. Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когд.

Читайте также: