Как сложную информацию сделать доступной и понятной кратко

Обновлено: 05.07.2024

Как качественно преподносить информацию, чтобы ее запомнили?

Обычно люди воспринимают информацию прежде всего зрительно, поэтому для лучшего усвоения информации ее желательно сопровождать яркими, запоминающимися зрительными образами. Это могут быть фотографии, рисунки, схемы и даже видеоролики, непосредственно связанные с этой информацией.

Вторым по важности восприятия чувством для человека является слух, поэтому информация должна доводиться, по возможности, голосом (в письменной форме это невозможно, но, поскольку восприятие устных и письменных слов похоже, то и в письменной речи это важно) и понятным для слушателя (читателя) языком, примерно соответствующим уровню его подготовки. Например, устройство какого-то сложного механизма инженеру-профессионалу и подсобному рабочему надо объяснять разными словами и понятиями.

И еще один прием, который можно использовать для лучшего закрепления информации. При доведении информации можно коротко, но очень подробно и даже с отвлеченными, но интересными рассуждениями, остановиться на паре пусть даже и незначительных, казалось бы, моментов, которые должны остаться в памяти слушателя или читателя и в будущем послужить как бы ключевыми точками, вспомнив которые он сможет восстановить всю или почти всю информацию.

А если это руководитель, через удаленный доступ?!
Он должен, тоже красочные картинки показывать своим подчиненным? Вопрос не так прост и лежит в сфере психологии.

Через удаленный доступ? Посредством чего? По телефону? По Скайпу? По электронной почте? В последних двух случаях рекомендации вполне осуществимы. Ну а по телефону. Если Вашему подчиненному недостаточно разъяснений начальника и он стесняется переспросить, переспросите сами, все ли он понял, пусть повторит своими словами, а Вы поправьте, что не так. Ну, а если совсем не понимает, так может его заменить на более понятливого? Впрочем, я же не претендую на полноту своего ответа, ведь информация - такое широкое понятие.

1. Есть хорошая поговорка

Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь

Конечно, зависит от типа информации. Но чтобы человек усвоил материал хорошо, необходимо, чтобы он получил какой-нибудь личный опыт, а не просто слушал и смотрел.

2. Попробуйте передавать человеку так, чтобы ему было интересно. Чтобы он ее воспринимал, находясь в своем мире. Чтобы ему было просто.
То есть используйте лексику, примеры и метафоры, понятные человеку. Чтобы он мог представить Вашу информацию в более привычном виде.

Как качественно преподносить информацию?

Недавно я также задалась этим вопросом, как преподносить детям информацию так, чтобы она приносила им пользу, а не вылетала в другое ухо. Мои выводы:
1. Передача информации должна происходить на нескольких уровнях (зрительном, словесном, и какие еще доступны в момент разговора). Это означает, что произнося текст его нужно подтверждать жестами, мимикой, картинками, примерами на человеке (вовлечь его в процесс, чтобы он его прочувствовал).
2. Человека нужно подготовить к принятию той или иной информации. То есть сначала необходимо наладить с ним личный контакт, чтобы он всецело мог посвятить вниманию Вашей информации, а не думать о том, как он хочет рассказать Вам о своих делах.

Затем плавно перевести разговор на нужную Вам тему и выдать саму информацию. Конечно, не так "так, сейчас я тебе скажу очень важную вещь, ты ее должен запомнить и сделать", а сказать ее в разговоре, не уделяя негативного внимания этой информации. Очень важно подвести итог беседы. Можно сказать, что именно он играет роль закрепления всей информации. Еще стоит учесть, что информация должна быть подана четко, без лишней "литературной воды". "Вода" только отвлечет внимание и можно с уверенностью сказать, что к моменту подачи нужно информации Вы уже не сможете собрать внимание собеседника.

Преподносить информацию нужно четко.

Часто человек запоминает лишь то что было в начале разговора и в конце. поэтому нужную информацию преподносите очень кратко и внятно. Не следует долго что-то "размусоливать" иначе человеку становится скучно и он переключается на что-то другое. Если вы хотите спросить что-то важное и чтобы человек вам ответил и не вспомнил этого то можно спросить его как бы мельком в середине разговора.

Формулируйте правильно свою информацию.

Как качественно преподносить информацию, чтобы ее запомнили?

Все еще зависит от того, что это за информация и кому она преподносится! Если аудитория детская, то использую одни методы, в большинстве наглядные, если это взрослые люди, то тогда используют другие методы. Уже было сказано очень много по этому вопросу до меня и все важно и правильно, от себя хотел бы еще добавить, что важно что бы подача информации не была бы долгой, например школьник воспринимает информацию первых 15 - 20 минут урока, далее идет ее закрепление.

Для качественной подачи информации нужно подавать ее лаконично, четко и с учетом возраста аудитории!

Заполните пустоту

За одну минуту в голове могут появиться до 1400 различных мыслей. Скорость чтения в среднем составляет около 200 слов в минуту. Иначе говоря, при чтении у нас еще остается много незадействованного ментального пространства, чтобы думать о другом.

Один из способов заполнения пустоты — запоминать информацию быстрее. Если вы читаете со скоростью 300, 400, 500 слов в минуту, свободного для других мыслей пространства остается меньше. В результате концентрация внимания увеличивается и уровень понимания повышается, что приводит к лучшему запоминанию.

Конечно, нужно найти баланс. Если вы читаете слишком быстро, ваш мозг перестанет понимать содержание текста, а если слишком медленно — мысли будут блуждать.

Смотрите на общую картину

Еще один способ помочь нашему мозгу лучше понимать и запоминать информацию — смотреть на общую картину. Простой пример — собирание пазла. Если бы нас попросили собрать пазл из тысячи элементов, не глядя на картинку, это было бы невероятно сложно, потому что отдельные элементы ни о чем не говорят. Однако, как только вы увидите общую картину, у вас появится контекст для каждого элемента, что упростит задачу.

Очень сложно усваивать не связанные друг с другом части информации. Усвоение идет быстрее и эффективнее, когда нам понятна общая картина.

Довольно интересное исследование подтвердило эту концепцию. Двум группам студентов предложили прочитать детективный роман. Участники первой группы получали его по одной странице, переходя к следующей только после прочтения предыдущей. Участников другой группы попросили сначала прочитать заключение, чтобы они знали, кто и почему совершил убийство. А потом им дали книгу полностью.

Информация никогда не бывает сама по себе, она всегда часть чего-то большего. Как только вы увидите это большее, вам будет легче изучить отдельные элементы.

пазл

Взгляните на картинку, прежде чем собирать пазл. Источник

Общая картина, особенно если речь идет о большом количестве текстов, помогает провести предварительный просмотр. Вы можете сориентироваться в тексте, понять, что вы уже знаете по теме. Так создаются ожидания относительно текста. А когда вы знаете, чего ждать, во время чтения мозговые клетки быстрее отправляют нужные сигналы.

Другими словами, вы быстрее обрабатываете информацию. Конечно, просмотр текста занимает время, но это инвестиции, которые сразу же приносят дивиденды. Критический момент — десять страниц, то есть если вам нужно обработать десять страниц информации, сначала просмотрите ее.

Вспомните, как это бывает. Вы собираетесь посмотреть фильм, трейлер которого уже видели или о котором вы читали отзыв, то есть вы уже знаете сюжет. Другой пример — участие в гонках. В этом случае просмотр трассы жизненно важен. Штурман сидит рядом с водителем и может предупреждать его о предстоящих маневрах, например о крутом повороте через 300 метров. Конечно, водитель его тоже заметит, но теперь он будет лучше к нему готов. Как результат, водитель может ехать гораздо быстрее. То же относится и к обработке информации.

Используйте образы

Что вы лучше запоминаете: слова или изображения? Большинство людей ответят, что изображения, и будут правы — изображения сохраняются в нашей памяти невероятно хорошо. Аж треть нашего мозга задействована в обработке визуальной информации.

Через две недели участники, которым сказали, что речь идет о пекаре, смогли это легко вспомнить. А из участников, которых просили запомнить имя, только один смог его воспроизвести. Почему же так отличаются результаты, если участникам нужно было запомнить одно и то же слово? Объяснить это можно следующим: когда вы думаете о профессии пекаря, то представляете образ человека, что-то пекущего. Это просто визуализировать. Запомнить имя Бейкер не так просто — оно не создает в вашем мозге никаких образов, если только вы не знаете человека с таким же именем.

В Гарварде проводят исследования, насколько точно изображения сохраняются в нашем мозге. Участникам показали три тысячи изображений пустынь, парков и школ, затем показали 200 пар изображений, состоящих из новых и тех, что они уже видели, и попросили показать изображение, которое им уже знакомо. Никто не испытал никаких трудностей, точность распознавания составила 96%. Даже когда исследователи увеличили количество изображений, которые нужно было вспомнить, способность участников их воспроизвести не снизилась.

Не всегда вам нужно превращать информацию в образы самостоятельно. Если рядом с текстом есть рисунок, будет проще его запомнить.

Даже если рисунок к тексту не относится, информация все равно задержится в памяти, потому что образ оставит в ней след.

Одно исследование красиво это доказало на примере того, какие статьи в газетах лучше запоминаются. Большинство людей запомнили статьи рядом с рекламой. Это удивительно, потому что реклама обычно никак не связана с текстом статьи. Тому есть простое объяснение: сознательно или бессознательно, вы ассоциируете информацию с изображением рядом. Оно дает вашему мозгу дополнительную зацепку для воспроизведения информации.

С точки зрения восстановления из памяти не важно, имеет изображение отношение к тексту или нет. Образ может быть даже таким простым, как нарисованное солнце. Поэтому вы можете взять эту идею на вооружение: нарисуйте что-то на полях или рядом со своими заметками — запоминание и обращение к этой информации упростятся.

Понять и запомнить любую информацию просто, если действуешь по технике Фреймана. Об этом расскажем подробнее.

1. Пишем ребёнку

На этом этапе важно определить, что вы знаете о рассматриваемой теме, а где у вас есть пробелы и стоит уделить им больше внимание.

Для этого нужно взять листок и попытаться описать простыми словами всё то, что вы знаете по этой теме. При этом необходимо сложную информацию сделать понятной даже для маленького ребёнка. Это значит, что в вашем рассказе не должно быть сложных слов и терминов. За ними может скрываться незнание.

Диод — двухэлектродный электровакуумный, полупроводниковый или газоразрядный прибор, обладающий односторонней проводимостью.

Диод — это прибор, который с одной стороны хорошо пропускает ток, а с другой — не пропускает. Он помогает управлять током и используется для работы электротехники, и т. д.

2. Заполняем пробелы

После того, как примерное описание будет готово, сразу станет понятно, что нужно подучить. Вернитесь к учебникам или другой литературе. Необходимо изучать информацию до тех пор, пока не сможете её передать простыми словами.

3. Упрощаем записи

На этом этапе нужно прочитать свои записи вслух. Если ваше объяснение кажется сложным и запутанным, стоит потрудиться ещё — упростить до максимума и сделать повествование логичным и последовательным. Помним про то, что в тексте не должно быть никаких терминов и узкопрофессиональных слов.

Чтобы наверняка запомнить весь пройденный материал вы можете объяснить его другому человеку. Так изученная информация надолго останется в вашей памяти. А самое главное, вы наверняка будете знать то, о чём говорите.

Понравилась статья? Ставьте пальцы вверх и подписывайтесь , чтобы не пропустить другие наши материалы.

Визуализация в презентации: красиво и информативно

В этой статье мы расскажем вам о визуализации как важнейшем инструменте создания запоминающейся презентации и поделимся секретами, которые помогут сделать вашу презентацию эффектной и запоминающейся.

А есть ли смысл в визуализации?

Знаете ли вы что-нибудь об эффекте превосходства образа? Это явление, при котором изображение и картинки запоминаются человеком лучше, чем слова или текст. Это доказано многими экспериментами. Например, исследования в области медицины показали, что человек лучше понимает инструкцию к лекарству, если она содержит картинки. В частности, простой текст с описанием медикамента усваивается на 70%, а текст с изображениями – на 95% [R. Dowse , M. Ehlers, 2004].

Еще одно исследование показало, что 65% людей – визуалы, т.е. большинство лучше воспринимает информацию через изображения [W. Bradford, 2004]. Зрительное восприятие – это один из самых быстрых способов передачи данных. Мозг подсознательно обрабатывает информацию, если она представлена в виде иллюстраций, иконок, смайликов и т.д. При этом, чтобы понять смысл изображения, человеку необходимо всего 150 миллисекунд [S. Thorpe, D. Fize, C. Marlot, 1996].

Компания FreshBooks провела интересное исследование, которое показало, что изображения куда больше привлекают внимание человека, чем текст. На своем сайте они разместили информацию о команде, добавив фото сотрудников и краткую биографию каждого из них. В итоге выяснилось, что посетители сайта тратят на 10% больше времени на просмотр фотографий, а не на прочтение текста. Пользователям было важно получить максимум информации за минимальное время и удостовериться, что в компании работают реальные люди [J. Nielsen, 2010]. Вот так выглядит карта взглядов посетителей сайта:


Визуализация – это не только яркие картинки, но и графики, диаграммы, таблицы, схемы, матрицы, картограммы и т.д. С помощью них докладчик делает информацию более понятной и запоминающейся, ведь, например, статистические данные лучше воспринимаются в виде диаграммы, чем на слух или при чтении текста.


Визуализация – это отличный прием эмоционального воздействия на аудиторию. К примеру, можно просто сказать о том, что молодые мамы должны бросить вредные привычки, но лучше показать, например, это изображение:


Что произвело на вас большее впечатление: фраза или изображение?

Универсальных технологий визуализации в презентации учебной, рекламной и другой информации нет. К оформлению каждой из них должен быть индивидуальный подход, но есть приемы, которые помогут вам сделать презентацию понятной и привлекательной для пользователя. Если вы для своей презентации подготовили огромную папку со множеством текстовой информации и стандартных графиков, сделанных по шаблонам графических редакторов, советуем отложить ее в сторону и продолжить чтение нашей статьи.

Правила визуализации презентации

Визуализация данных – это способ передачи информации в виде, который обеспечивает наиболее эффективную работу человека по ее восприятию и изучению. Чтобы определить наиболее подходящий формат визуализации, необходимо выделить ключевые моменты самой презентации, разделить данные на блоки, определить цель каждого слайда и понять, кто является целевой аудиторией.

Даже если вы решили обойтись текстом, нужно помнить, что текст, размещенный на слайде, – это тоже визуализация, которая требует грамотного оформления. Но зачем отказывать себе в удовольствии создания уникального продукта, когда все для этого инструменты доступны в диапазоне одного щелчка кнопки мыши?

Эти простые рекомендации от экспертов в области рекламы и маркетинга, помогут вам сделать свою презентацию запоминающейся и интересной для пользователей:


  • Соблюдайте правило третей: это принцип построения композиции, который подразумевает условное разделение кадра (слайда, листа раздаточного материала и т.д.) двумя вертикальными и горизонтальными линиями. Они образуют трети по горизонтали и вертикали. Важные моменты изображения нужно располагать в точке пересечения линий. Это поможет сделать презентацию визуально сбалансированной и неперегруженной:


  • Используйте сетку: этот инструмент поможет сориентироваться в пространстве и правильно разместить информацию, учитывая правила построения композиции и нюансы восприятия информации в зависимости от ее расположения.
  • Подберите подходящий размер символов: создатели презентаций часто не учитывают, как будут выглядеть символы на экранах пользователей, т.е. не берут во внимание условия просмотра. Если один человек, изучая презентацию на компьютере, может легко прочесть данные, это не означает, что при групповом просмотре с большого экрана выбранный формат будет удобен для восприятия. Размер символов можно рассчитать на основании эргономических зависимостей. Если зритель располагается на расстоянии 4 метра от экрана, высота букв должна быть примерно 20-30 миллиметров.
  • Следуйте основным принципам при выборе шрифта: вы можете использовать несколько видов шрифтов, например один – для заголовков, другой – для основного текста. Главное, чтобы они заметно отличались друг от друга. Используйте шрифт без засечек. Если вам трудно определиться со шрифтом, загляните на страницу сервиса Canva или скачайте подходящие на Google Fonts или Font Squirrel.
  • Разделяйте текст на абзацы: в таком формате текст воспринимается лучше, он становится читабельным и отражает логическую структуру.
  • Выравнивайте текст по левому краю и не растягивайте на всю длину: вы можете выровнять текст по центру, если он небольшого объема или размещается в формате колонки. В остальных случаях придерживайтесь левой стороны и помните, что на одной строке рекомендуется размещать от 40 до 70 символов, но не более.
  • Выбирайте инструмент визуализации данных правильно: если нужно сравнить 3-5 показателей, воспользуйтесь круговой диаграммой. Если показателей больше – гистограмму. Примечательно, что при помощи визуальной подачи информации можно манипулировать вниманием аудитории, расположив график или диаграмму так, чтобы нужный показатель казался больше. Так сделал однажды Стив Джобс:


Этот прием, с одной стороны, нечестный, но все же возьмите его на вооружение, чтобы быть начеку, если кто-то решит воздействовать на ваше сознание подобным образом [Е. Новикова, 2018].

  • Помните про правило 12 часов: если вы используете круговую диаграмму, поверните ее главный сегмент на 12 часов. Вот так:


  • Выделяйте цветом важное: не нужно делать цветными все данные диаграммы, схемы или гистограммы. Выделите цветом только ту долю (столбец, график), на которую нужно обратить внимание:



  • Сделайте график и текст единым целым: не размещайте график на одном листе (слайде), а пояснение к нему – на другом. Если информации много, сокращайте. Сделайте все в одном пространстве, подписав нужные элементы изображения [Диджитал-агентство AND, 2019]:


  • Используйте только качественные изображения: забудьте про картинки из поисковиков и стоковые изображения, пользуйтесь проверенными сайтами, где фотографы размещают свои работы. Например, загляните на Pixabay или Unsplash [Artrange-digital, 2020].

Выбор цветовой гаммы и стиля для презентации – это один из важных этапов ее создания: неудачный выбор графического элемента может испортить впечатление о материале презентации, поэтому стоит уделить данному вопросу отдельное внимание.

О цвете, стиле и креативных фишках

Если речь идет о слайдах, которые будут транслироваться на небольшом экране, рассылаться пользователям, эксперты рекомендуют выбирать для оформления основной цвет и два дополнительных, которые сочетаются между собой. Следует отказаться от кричащих оттенков и сделать выбор в пользу эстетики и стиля. Для удобства воспользуйтесь мудбордом, цветовым кругом Иттена или сервисом Adobe Color CC – эта программа поможет определить цветовую гамму загруженного вами изображения и подобрать цвета для презентации [К. Денисова, 2019].

При выборе фона презентации рекомендуется придерживаться трех основных принципов:

Использовать картинку в качестве фона – отличный вариант. Главное, чтобы изображение не отвлекало от сути информации. Для этого фон можно высветлить, затемнить, размыть или наложить подходящий цвет:


Если на создание презентации у вас мало времени, воспользуйтесь универсальным способом: сделайте фон белым, серым или с градиентной заливкой. Такой минималистичный дизайн избавит от визуального шума и поможет сконцентрировать внимание аудитории на главном [Esprezo, 2021]. Этим приемом воспользовался Тим Урбан в своем выступлении, а посмотреть его можно здесь.

Следует учитывать, что текста, написанного белым цветом на черном фоне, должно быть как можно меньше, иначе потеряется весь смысл контраста [А. Ашомко, 2019]. Такого подхода к визуальному оформлению информации придерживаются многие известные компании, например, Apple и Samsung:

Если тема вашей презентации позволяет использовать яркие цвета и акценты, добавьте в нее изюминку, выбрав для себя наиболее подходящий визуальный прием.

Используйте неоновые цвета в качестве акцента: это привлечет внимание зрителя, но здесь важно не переборщить. Выделите ярким цветом отдельные элементы:


Воспользуйтесь дуотоном: идея заключается в том, чтобы использовать две контрастные тональности разных оттенков. Вы можете сделать фон ярким или приглушенным, самостоятельно настроив тональность изображения:


Добавьте яркое пятно в черно-белую презентацию: можно выделить цветом одну или несколько деталей. Главное правило – придерживаться баланса:


Используйте деревянную тему: такой прием особенно актуален, если необходимо создать уютную атмосферу своим выступлением. Выбирайте структуру и цвет дерева соответственно теме презентации:


Подберите монохромную палитру: используйте бледный оттенок для фона и более яркие оттенки для текста и заголовков:


Добавляйте GIF-файлы: этот яркий элемент презентации может нести занимательный, юмористический или информационный смысл.

Сделайте каждый слайд похожим на пост в социальных сетях: воспользуйтесь шаблоном известного контента, например, Instagram. Сделайте скриншоты интересных постов и вставьте их в слайды [ Velarde, 2021]:


Александр Кучерук, Ex-product-маркетолог Microsoft, предлагает изобразить статистику о том, чем занимается сотрудник во время рабочего дня, при помощи всем известного офисного предмета:


Используйте инфографику: этот оригинальный способ визуализации данных в презентации помогает превратить скучные цифры в увлекательный контент. Например, так:

На самом деле, приемов, как сделать свою презентацию яркой и оригинальной, очень много. Можно использовать винтажный стиль, оригинальные шрифты советского времени, тему природы, эффект изображения данных на меловой доске и т.д.

Полезные ссылки

Если вы собрали всю необходимую информацию, выделили главную суть всего материала и определились с форматом визуализации, пора переходить к созданию шедевра, т.е. к техническому оформлению презентации. В этом вам помогут различные сервисы.

Сервисы для создания презентаций:

Из всех предложенных вариантов только Microsoft PowerPoint является платным сервисом, а остальными можно пользоваться бесплатно с возможностью подключить дополнительные функции за отдельную плату.

Сервисы для создания диаграмм, графиков, дашбордов:

Если вы хотите донести до аудитории максимум информации и сделать это креативно, остановитесь на инфографике. Вот несколько вдохновляющих сервисов:

Если вы решили пойти оригинальным путем и превратить свою презентацию в анимацию, это тоже легко сделать самостоятельно. Для этого есть инструменты, которые помогут оживить информацию в кадре и даже имитировать рисование от руки. Марк Хлынов, руководитель коммуникационного агентства и образовательной компании esPrezo, рекомендует воспользоваться следующими инструментами:

Если вы не знакомы со скрайбинг-презентацией, посмотрите это видео. Такой формат отлично подойдет для презентации продукта, ведь это практически минимультфильм, нарисованный вручную. А если вы еще не вдохновились на создание анимированной презентации и считаете, что такой формат оформления отвлекает от основной сути выступления (обучения, рекламы и т.д.), посмотрите пример презентации, который был сделан для одного бренда из ОАЭ:

Для желающих более детально погрузиться в мир создания презентаций есть возможность пройти бесплатные курсы, не выходя из дома. Вот некоторые из них:

  1. Дизайн информации в презентации: здесь можно научиться подбирать палитру, работать со шрифтами, составлять инфографики. Обучение длится 4 недели.
  2. Дизайн презентации: этот курс подойдет тем, кто хотел бы изучить азы оформления презентации за короткий срок. За 2 дня вы поймете, как создавать дизайн слайдов, подготавливать сценарий презентации, и в итоге создадите свой проект.
  3. Структура презентации технологических и инвестиционных проектов: если вы разработчик и планируете участвовать в тендерах, это обучение для вас. Курс длится всего 3 дня.

Резюме

Визуализация данных в презентации – это не только изображения, но и любые другие графические формы, которые отображают идею и смысл презентации. Они помогают быстро и легко донести до аудитории ту информацию, которая на слух или с помощью текста воспринимается хуже, чем в схематичном виде.

Чтобы понять, какой формат визуализации подойдет наилучшим образом, сначала определите основную мысль слайда. Какую информацию вам нужно донести до аудитории? Сформулируйте цель своей презентации и выясните, кто ваша целевая аудитория, ведь то, что легко воспринимается молодежью, может быть сложным для понимания или неприемлемым для старшего поколения. Предстоит выступление перед первыми лицами компании? Отдайте предпочтение классическим графикам и диаграммам. Если ваши слушатели студенты, смело проявляйте креативность.

Если используете только текст, обратите внимание на его оформление: начиная от шрифта, заканчивая стилем самой презентации. Чтобы информация в презентации была понятна зрителю, избавьтесь от лишнего шума в виде объемных изображений, выделенных границ, переизбытка цвета и т.д.

Следите за качеством картинок, которые вы добавляете в презентацию. Они должны быть к месту и без водяных знаков. Не используйте типичные изображения из Интернета (радостные лица сотрудников, рукопожатия и т.д.), которыми никого не удивишь.

Желаем успехов! А еще предлагаем закрепить знания с помощью небольшого теста:

Читайте также: