Деятельность школьного социального педагога внешкольное взаимодействие

Обновлено: 05.07.2024

Деятельность социального педагога в общеобразовательных учреждениях является ведущей разновидностью социально-педагогической работы.

Такая специализация на сегодняшний день самая востребованная.

Именно общеобразовательные учреждения обеспечивают возможность охватить практически все детское население профессиональной социально-педагогической деятельностью, направленной на защиту прав детей и оказание им необходимой помощи.

Социальный педагог – это специалист призванный непосредственно

выполнять функции социальной защиты прав учащихся, решать их социальные проблемы, которых у ученика школы может быть достаточно много.

От профессиональной подготовки социального педагога, его социальной зрелости, коммуникативных качеств и организаторских способностей, а также опыта работы в данной сфере деятельности зависит успешность его работы.

Большое значение в деятельности социального педагога имеет умение взаимодействовать с администрацией школы и членами педагогического коллектива, строить с ними партнерские отношения.

Партнерские отношения предполагают организацию совместной деятельности всех членов педагогического коллектива таким образом, чтобы обеспечивалась согласованность действий в решении возникающих проблем и исключалось дублирование в работе. А также, при необходимости, возникает возможность объединять усилия и достигать, таким образом, положительных результатов.

В школе в процессе взаимодействия социального педагога образуется малый круг взаимодействия. Малый круг профессионального взаимодействия социального педагога включает в себя: директора школы, зам. директора по учебной работе, зам. директора по воспитательной работе, учителей- предметников, классных руководителей, психолога, логопеда, медицинских работников школы.

Взаимодействие с органами социальной защиты населения.
Система социальной защиты населения призвана оказывать социальную помощь и поддержку наиболее незащищенным гражданам. Одной из таких групп являются дети и семьи, нуждающиеся в дополнительной государственной поддержке.
К категориям семей, имеющих право на государственную поддержку, относятся: малоимущие, многодетные семьи, матери-одиночки, беженцы и переселенцы, ликвидаторы аварий, участники военных действий.
Помимо утвержденных законодательством льгот и дотаций для данных категорий населения, существуют различные программы федерального и регионального уровня, направленные на оказание дополнительных видов помощи и услуг населению.
Взаимодействие социального педагога и органов социальной защиты населения состоит:
во взаимном информировании о семьях и детях, нуждающихся в социальной и педагогической помощи;
в организации и проведении совместных мероприятий с целью повышения результативности в оказании помощи;
в исключении дублирования форм и методов, а также противоречивых действий, применяемых для изменения ситуации.

Взаимодействие с органами опеки и попечительства.
Орган опеки и попечительства является органом, имеющим законодательно оформленное право выявлять нарушения и принимать меры к изменению ситуации (а именно –вмешиваться в семейную жизнь) на основании Гражданского и Семейного кодексов. Дети, лишенные родительского попечения, - субъекты деятельности и специалистов органов опеки, и социальных педагогов.
Взаимодействие осуществляется:

С целью взаимного информирования о детях, лишенных родительского попечения, и детях, чьи права нарушены;
Для проведения совместных действий по защите прав ребенка и его дальнейшего жизнеустройства.

Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.
Одним из условий реабилитации и адаптации проблемного ребенка является развитие его способностей и возможностей. Успешно решает эти задачи сеть учреждений дополнительного образования, детских объединений.
Взаимодействие социального педагога со специалистами данных типов учреждений на основе взаимной заинтересованности. В деятельности социального педагога это взаимодействие – дополнительная, а зачастую основная возможность для реабилитации ребенка.
Взаимодействие строится на основе сотрудничества, объединения усилий. Социальный педагог информирует детей и родителей об услугах, оказываемых учреждениями дополнительного образования, является представителем и защитником интересов несовершеннолетних в выборе занятий, является заказчиком на формы и виды деятельности.

Взаимодействие с центром занятости населения.
Одной из форм профилактики преступлений и правонарушений является летнее трудоустройство учащихся – сирот и подростков, состоящих на учете ПДН ОВД, ВШК. Социальный педагог обращается в центр занятости населения с просьбой оказать помощь в трудоустройстве этих учащихся на время летних каникул. В ГУ ЦЗН подается список детей, которые будут работать (утвержд. директором). Заключается трудовой договор с лицом, достигшим 14 лет (с письменного согласия одного из родителей либо лиц, их заменяющих), для выполнения легкой работы, которая не является вредной для здоровья и развития.
По предложению специалистов из центра занятости населения, в этом году, в нашей школе учащиеся из социально опасных семей трудились и в период учебы, после занятий в школе.
Подготовлены списки подростков и для работы на летний период. Желающих поработать и получить заработную плату очень много. Дети готовятся к будущей самостоятельной жизни.

Взаимодействие с ЦСОН.
Взаимодействие осуществляется в том, что совместно со специалистами проводятся рейды контрольного посещения семей, находящихся социально-опасном положении, принимают участие подростки из нашей школы из малообеспеченных, социально-опасных семей в мероприятиях проводимых при ГУ ЦСОН.
Взаимодействие с АТП. Получение социальным педагогом социальных проездных билетов для детей-сирот, опекаемых, детей из многодетных семей. Как это происходит? Составляются списки (после предоставления документов из УСЗН, что семья многодетная), список направляется в Отдел образования, утверждается. В конце каждого месяца социальный педагог ездит и получает проездные билеты в АТП, а дети получив проездной билет расписываются в ведомости.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

СТРУКТУРА ВНУТРЕННЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТЫ СОЦ.ПЕДАГОГА

Социальный педагог по опеке

участников структуры внутреннего взаимодействия

- определяет основные направления и содержание воспитания во внеурочное время;

- ставит проблемы с учащимися на обсуждение педсовета;

- устанавливает контакты с руководителями предприятий и учреждений микрорайона, районной администрацией.

- направляет деятельность учителей-предметников на организацию системы дополнительного образования;

- помогает в оказании консультационной помощи учащимся школы;

- организует индивидуальную помощь детям, нуждающимся в особом педагогическом подходе;

- устанавливает контакты с внешкольными социальными институтами для реализации интересов детей и решения их проблем .

- знает структуру распределения учащихся своего класса по месту жительства, обладает всей полнотой информации по каждому ученику;

- знает воспитательный потенциал семьи ребёнка и осуществляет помощь в семейном воспитании ребёнка;

- использует воспитательное влияние среды для коррекции детского поведения.

- знает интересы детей и деятельность их по углублению и закреплению знаний по предмету в УДО;

- привлекает интересных людей к работе с учащимися на уроках и в свободное время;

- участвует в проведении массовых мероприятий в школе.

- организует внеурочную досуговую и культурно-массовую работу в школе;

- оказывает помощь учителям в проведении досуговых и иных мероприятий внеурочного плана;

- вовлекает учащихся, нуждающихся в особом педагогическом подходе, во внеурочную деятельность;

- устанавливает контакты с УДО.

- организует профилактическую и оздоровительную деятельность школы по сохранности здоровья учащихся;

- оказывает необходимую консультационную помощь педагогам, родителям и детям;

- устанавливает контакты с районной детской поликлиникой и другими учреждениями здравоохранения.

- организует работу психологической службы школы;

- оказывает профилактическую психологическую помощь в работе с детьми, находящихся в социально опасном положении;

- проводит консультации, диагностику с участниками учебно-воспитательного процесса;

- устанавливает контакты с районным психологическим центром.

- организует необходимую консультационную и практическую помощь учащимся согласно специфики своей работы;

- устанавливает контакт с поликлиникой и иными учреждениями системы здравоохранения.

Инспектор по опеке

- осуществляет работу с детьми, оставшимися без попечения родителей, а так же с их опекунами либо усыновителями;

- оказывает необходимую поддержку тем семьям, которые находятся в пределах компетенции их деятельности;

- устанавливает контакты с районным отделом опеки и попечительства.

СТРУКТУРА ВНЕШНЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТЫ СОЦ.ПЕДАГОГА

Зам.гл.администрации по соц.вопросам

Отдел опеки и попечительства

Служба участковых уполномоченных милиционеров (УУМ)

Центр социальной помощи населения

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

участников структуры внешнего взаимодействия

Участники структуры

Заместитель главы администрации района по социальным вопросам

- координирует практическую деятельность районной администрации по организации культурной, досуговой и иной социальной работе, в т.ч. и среди учащихся школ района;

- отвечает за реализацию социальных программ федерального, регионального, городского и районного уровня;

- устанавливает контакты с руководителями предприятий и учреждений района.

Комиссия по делам несовершеннолетних (КДН)

- отвечает за оказание реальной помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;

- устанавливает контакт с городскими и областными учреждениями социально-воспитательного характера.

Подразделение по делам несовершеннолетних (ПДН)

- отвечает за практическую работу среди несовершеннолетних правонарушителей;

- организует работу по разрешению проблем несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения и уголовные преступления;

- контролирует поведение проблемных подростков, состоящих на учёте в ПДН;

- устанавливает контакты со всеми участниками социально-педагогической деятельности.

Комитет территориально-общественного самоуправления (КТОС)

- оказывает помощь информационного и организационного характера по работе с неблагополучными семьями, где имеются несовершеннолетние.

- оказывает необходимую консультационную и практическую помощь учащимся и членам их семей согласно их запросов;

- организует необходимую консультационную помощь участникам социально-педагогической деятельности;

- координирует деятельность школьных психологических служб.

- оказывает консультационную помощь участникам социально-педагогического процесса;

- оказывает необходимую лечебную помощь наркозависимым подросткам.

Учреждения дополнительного образования (УДО)

- организуют мероприятия по реализации дополнительного образования среди учащихся школ района;

- оказывает помощь учебным учреждениям в проведении досуговых и иных мероприятий системы дополнительного образования;

- оказывает необходимую методическую помощь педагогам ОДО в ОУ.

Отдел опеки и попечительства

- организует работу по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

- организует и координирует работу инспекторов по опеке района.

- помогает в трудоустройстве подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- организует временную летнюю занятость несовершеннолетних граждан с целью приобщения их к трудовой деятельности.

Служба участковых уполномоченных милиционеров (УУМ)

- оказывает необходимую поддержку при проведении культурно-массовых мероприятий;

- оказывает помощь информационного, профилактического и практического характера по работе с неблагополучными семьями.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК)

- проводит консультационную и лечебно-профилактическую работу согласно запросов школы с детьми, имеющими проблемы в развитии;

- отслеживает результаты проведённой работы с данной категорией детей.

Центр социальной помощи населения

- выявляет и ставит на учёт семьи, нуждающиеся в материальной государственной поддержке;

- оказывает необходимую материальную помощь малообеспеченным семьям.

- организует реализацию оздоровительных программ среди учащихся микрорайона;

- оказывает необходимую профилактическую, оздоровительную и медикаментозно-лечебную помощь;

Выступление с докладом и презентацией "Роль школьных объединений и организаций в становлении личности ребенка" на семенаре социальных педагогов г. Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края

ВложениеРазмер
seminar_sotsialnykh_pedagogov.doc 68 КБ

Предварительный просмотр:

Успешное решение задачи создания в России демократического государства, в первую очередь, зависит от формирования и развития у подрастающего поколения гражданского демократического сознания. Такое сознание предполагает потребность человека жить в социальном пространстве конституционных прав и свобод, дающих возможность не только быть членом общества, но и проявлять свою индивидуальность, неповторимость.

Человек как биосоциальное существо вне общества себе подобных не может нормально ни развиваться, ни функционировать. Дети не являются исключением. В демографической структуре современного общества они составляют значительную часть. Возрастной показатель объединяет их в единую группу. Однако это не означает, что они автономны в обществе. Подрастающее поколение живет, действует, формируется в условиях социальной жизни государства и, естественно включение их в соответствующую социальную структуру, которая оказывает влияние на его положение в обществе, род занятий, интересы, ценностные ориентации.

Для того чтобы защитить свои специфические интересы и найти выход сферу общественных отношений, дети создают свои объединения, которые могут быть различны по характеру и сфере деятельности, обладать меньшей или большей устойчивостью.

Детские объединения - это ступенька для вступления развивающейся личности во взрослую жизнь, настоящее общество. Это один из путей социализации личности. Явление это социальное, закономерное, динамичное, многоуровневое. Стремление к объединению объясняется и рядом психологических закономерностей развития личности ребенка, его возрастными особенностями.

Сейчас очень остро стоит проблема занятости детей во внеурочное время. Нередко можно наблюдать подростков в подъездах домов или просто на улице, убивающими своё свободное время посредством курения, распития спиртных напитков и даже употребления наркотиков. Во многом это происходит потому, что дети неестественно мало заняты социально-значимой деятельностью, плохо организован их досуг, резко сократились материальные, технические и духовные блага, которые традиционно принадлежали детству и должны ему принадлежать.

В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних государственной Думой РФ был принят Закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. Этим документом определены основные направления работы органов управления образования и образовательных учреждений в организации досуга и занятости несовершеннолетних.

В начале нового учебного года в школе проводится презентация кружков, спортивных секций, детских объединений и организаций, где для ребят создается благоприятная среда развития всех видов поисковой активности. Во внеурочной жизни школы моделируются формы существования гражданского общества, вырабатываются необходимые для него навыки отношений и взаимодействий.

Именно здесь, после уроков, в работе кружков и секций, общественных объединений, художественной самодеятельности, подготовки различных развлекательных и познавательных мероприятий, в работе органов самоуправления, в реализации принятой школой концепции развития – проявляется свободная инициатива, самостоятельно разрабатываются планы и программы, осуществляются решения.

Мною в сентябре проводится мониторинг занятости учащихся группы ДЕСОП во внеурочное время и выявление неопределившихся. Дальнейшую работу проводит психолог, помогающий в выборе вида деятельности на основе результатов тестирования. По итогам мониторинга и результатов тестирования даются рекомендации классным руководителям, руководителям кружков, спортивных секций, творческих объединений и организаций заинтересовать учащихся в выборе досуговой деятельности. Свои рекомендации получают и ребята для дальнейшего самоопределения.

Анализ современного состояния детских объединений и организаций позволяет распределить их по следующим группам:

  1. объединения, направленные на начальную профессиональную подготовку детей:

фитоклуб – руководитель Ковшова И.А.

юные пожарные – руководитель Якимова И.А.

юные милиционеры – руководитель Колесникова Е.Н.

вокальная группа – руководитель Нечаева Т.В.

  1. детские общественные организации, ориентированные на патриотическое и гражданское воспитание:
  1. объединения, направленные на утверждение здорового образа жизни:

карате-до – тренер Ревенко Дмитрий

бокс – тренер Попов Александр

Согласно результатам анкетирования учащихся группы ДЕСОП, наибольшим вниманием (в сумме более 35% опрошенных) пользуются патриотические организации, объединения, направленные на утверждение здорового образа жизни. Профильные детские общественные объединения, выигрывающие в глазах ребят конкретностью своей предметной деятельности, привлекательной для подростков и удовлетворяющей их интересы и потребности пользуются приоритетом у 20,8% опрошенных, объединения творческой направленности - у 14,7 % .

В целях выявления эффективности работы в организации досуговой деятельности учащихся группы ДЕСОП систематически - один раз в четверть осуществляется мониторинг посещаемости кружков, спортивных секций, детских объединений и организаций.

Взаимодействие социально-психологической службы, классных руководителей с детскими объединениями и организациями показывает свою высокую результативность.

Организация досуговой деятельности имеет цель не только занять учащихся во внеурочное время, но и позволяет самоопределиться с будущей профессией. Учащиеся Шавкута Артем и Пихота Иван, состоявшие на учете в КДН, активно занимались в секции бокса (тренер Попов Александр) и показывали высокие результаты на краевых и всероссийских соревнованиях. По окончании 8 класса ребята успешно поступили в школу олимпийского резерва в г. Ставрополь.

В заключение хотелось бы сказать, что организованная занятость учащихся во внеурочное время является и на сегодняшний день самой актуальной и требующей особого внимания проблемой. Главными помощниками становятся спорт, творчество и культура. Ведь в каждом учебном заведении действуют творческие кружки, объединения и спортивные секции. Их высокая посещаемость – показатель того, что дети под контролем не только во время уроков. Целью работы социального педагога является оказание помощи учащимся в самоопределении и самореализации.

Чем так привлекал меня Непал?

Почему к нему вели дороги.

Он ребенка божеством назвал…

Может статься, дети вправду боги.

Может, от рожденья им дано

Смутное сознанье высшей цели.

Будущее в них воплощено.

Вот оно – лепечет в колыбели!

Дети – это совесть всей Земли.

Чем мы нашей совести ответим?

В мир они для радости пришли…

Ну а мы. Что мы оставим детям?!

Кто подскажет выход из тисков

Нашего жестокого столетья?!

Боги. Плохо верится в богов.

Может, выход нам подскажут дети?

В детском сердце – нового ростки.

Чудо – каждый малый человечек,

Но они, как стебельки, хрупки…

Дети. О, как надо нам беречь их!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Социальная роль старшего вожатого в деятельности детского объединения или организации

В статье говорится о традициях развития детского общественного движения в России и роли взрослых в детских объединениях. Статья может представлять интерес для старших вожатых, педагогов-организа.


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

Как же в нашем образовательном учреждении ведется работа в этом направлении? Основной целью деятельности классного руководителя и социального педагога.


Воспитание социально-активной личности в пространстве деятельности школьного детского объединения.

Гражданин Отечества начинается с гражданина ШКОЛЫ. Одним из основных направлений воспитательной системы школы является вооружение растущего человека средствами самореализации через овладение различным.

Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в организации профилактической работы с учащимися.

Школьная социально – психолого – педагогическая служба обеспечивает сопровождение ребенка на всех этапах его школьной жизни через тесное сотрудничество психолога и социального педагога с классными рук.

В своей практической деятельности социальный педагог выполняет основные функции: защитно-охранную, профилактическую, организаторскую через различные социальные роли – посредника, защитника, наставника, координатора, организатора и др. В современных условиях его спектр деятельности очень широк: от работы с ближайшим окружением обучающихся (семья, одноклассники, учителя, друзья, соседи) до координации действий с различными социальными партнерами, субъектами профилактики, без участия которых часто невозможно эффективно, оперативно и результативно решить социальные проблемы ребенка и его семьи. В центре внимания социального педагога - личность каждого обучающегося, его семья, а также социальные общности, которые формируются в различных сферах их жизнедеятельности. Социальные пороки и проблемы, такие как социальная депрессия, социальная дезадаптация, бродяжничество, душевные травмы, бытовая неустроенность и материальные проблемы, вынужденная миграция, инвалидность, алкоголизм, наркомания и т. п. ориентируют социального педагога на разработку и реализацию комплекса мер, которые способствовали бы выравниванию социальных возможностей обучающихся, их социально-психологической реабилитации, компенсации ограниченных возможностей, возникших вследствие определенных обстоятельств, конкретных жизненных ситуаций. Таким образом, можно кратко сформулировать профессиональные обязанности социального педагога:

- обеспечение профилактики негативных явлений, девиаций в поведении обучающихся, их общении, оздоровлении школьного социума;

- оказание комплексной помощи находящимся в трудной жизненной ситуации;

- проведение системной работы с социально-незащищенными категориями обучающихся и их родителями.

Комплексный подход социального педагога образовательной организации к решению социальных проблем обучающихся позволяет не только привлечь специалистов учреждений конкретных ведомств (в зависимости от типа проблемы), но и внесет необходимый педагогический компонент в общую межведомственную систему служб, педагогическую целесообразность работы, которую будут проводить различные учреждения, организации. Тем самым через свою посредническую функцию социальный педагог осуществит взаимодействие в рамках социального партнерства со всеми ведомствами и субъектами профилактики, гарантирующими социальную помощь и защиту интересов ребенка и его семьи. Социальный паспорт образовательной организации, каждого класса в отдельности, дополнительная диагностика, перечень категорий детей и семей “группы риска” согласно ФЗ №124 “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от 24 июля 1998 г. позволяют выделить группы социально-незащищенных обучающихся и необходимые приоритетные формы социальной помощи для них. Главным социальным партнером в оказании различных видов социальной поддержки и помощи таким категориям семей являются органы социальной защиты и учреждения данного ведомства. Взаимодействие социального педагога и органов социальной защиты направлено на создание стабильных позитивных изменений в жизнедеятельности обучающегося и его семьи, на создание оптимальных условий их существования, оказание социальной помощи и дополнительной государственной поддержки. В соответствии с законодательством выделены категории семей и детей, имеющие право на государственную поддержку, например дети-инвалиды, дети-сироты и лишенные родительского попечения, несовершеннолетние, освободившиеся из мест лишения свободы, многодетные и малоимущие семьи, беженцы и переселенцы, ликвидаторы аварий и т. д. Социальный педагог должен знать и информировать такие категории семей не только об утвержденных законодательством льготах, но и о различных программах федерального и регионального уровня, направленных на оказание дополнительных видов помощи и услугах населению. Необходимую информацию о мерах социальной поддержки, льготах, а также о государственных учреждениях и общественных организациях, оказывающих юридическую, медицинскую, социальную, психологическую, педагогическую помощь социальный педагог Санкт-Петербурга может найти в ежегодном справочнике “Социальная поддержка семей и детей в Санкт-Петербурге”, который выпускает Комитет по социальной политике и распространяют районные отделы социальной защиты населения. Сотрудничество с Центрами социальной помощи семье и детям, реабилитационными центрами, деятельность которых максимально приближена к реальным нуждам семей и детей, где помогут оказавшимся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении, окажут реабилитационную помощь и содействие в необходимом жизнеустройстве или предоставят временный приют, окажут комплекс других услуг в зависимости от проблемной ситуации, является необходимым условием эффективности и результативности работы социального педагога. Успешность сотрудничества обеспечат следующие условия взаимодействия:

- взаимное информирование о семьях и детях, нуждающихся в социальной и педагогической помощи;

- организация и проведение совместных мероприятий с целью повышения результативности в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- исключение дублирования форм и методов, противоречивых действий, применяемых для изменения ситуации или решения проблемы.

Решение сложных жизненных ситуаций, социальных проблем обучающихся невозможно без взаимодействия социального педагога с органами опеки и попечительства, т.к. на основании Гражданского и Семейного кодексов только орган опеки и попечительства имеет законодательно оформленное право выявлять нарушения и принимать меры к изменению ситуации, вмешиваться в семейную жизнь. Дети, лишенные родительского попечения, - субъекты деятельности социального педагога и специалистов органов опеки. Взаимодействие осуществляется с целью взаимного информирования об условиях жизни детей с опекунами и оказания им различных видов социальной помощи и поддержки, а также о детях, чьи права нарушены для принятия соответствующих мер и совместных действий. В последнем случае социальный педагог, имея полную информацию о причинах и следствиях, приведших к сложной ситуации, определяет оптимальный путь жизнеустройства ребенка, а орган опеки и попечительства на законодательной основе утверждает решение о жизнеустройстве, исходя из интересов ребенка.

Взаимодействие социального педагога с учреждениями дополнительного образования помогут социальному педагогу не только в решении проблем адаптации и реабилитации обучающихся “группы риска”, но и материально необеспеченной семье в организации досуга несовершеннолетнего. Сеть учреждений дополнительного образования способна успешно переориентировать или развить интересы, способности, возможности, но с учетом запросов и потребностей современного детского сообщества. Взаимодействие строится на основе сотрудничества и объединения усилий. Социальный педагог информирует детей и родителей об услугах учреждений дополнительного образования, представляет и защищает интересы несовершеннолетних в выборе вида занятий. Для учреждения дополнительного образования он является партнером по формированию социального заказа на формы и виды деятельности.

Взаимодействие со специалистами органов и учреждений молодежной политики помогает социальному педагогу решать социально-педагогические проблемы посредством организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, т.к. центры по работе с подростками и молодежью предоставляют бесплатно социальные, правовые и другие услуги, организуют досуг и занятость в трудовых отрядах, ведут деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений.

В рамках взаимодействия с Центром занятости населения социальный педагог решает социальные задачи, связанные с необходимостью трудоустройства несовершеннолетних и их семей, нуждающихся в помощи государства. Форма оказания данного вида помощи может быть разной в зависимости от возраста, запроса и потребностей.

Взаимодействие с учреждениями здравоохранения помогает предупреждению и решению социальных проблем, требующих медицинского вмешательства: это употребление ПАВ, токсикомания, социальные болезни и т. п. Партнерами социального педагога в работе по данному направлению являются специалисты районного наркологического кабинета, районной молодежной консультации, Городского Центра “Ювента”, районных поликлиник и диспансеров.

Важными социальными партнерами образовательных учреждений являются общественные организации и фонды. Социальный педагог может привлечь к решению той или иной проблемы этот источник средств, ведь у общественных организаций в отличие от государственных больше возможностей для деятельности, максимального развития потенциала. Общественность является той силой, которая отрабатывает технологии, изыскивает средства, формирует специалистов как более мобильная и гибкая структура.

Руководствуясь инструкцией по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог знает, что органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, в соответствии со ст.9 ФЗ№120-1999 г. информировать:

прокуратуру - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних; КДН и ЗП – о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; опеку и попечительство – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию; органы социальной защиты – о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также семей, находящихся в социально опасном положении; ОВД – о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия; органы здравоохранения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ; органы управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других образовательных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях; органы по делам молодежи – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости; органы службы занятости – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в профессиональной ориентации и трудовом устройстве.

Таким образом, четкое представление о правах несовершеннолетних и семьи, знание функционала специалистов и возможностей субъектов межведомственного взаимодействия, порядка уведомлений и обращений к ним, используя принцип комплексного подхода в решении проблем ребенка, социальный педагог может успешно решать социально-педагогические задачи и проблемы в образовательной организации.

Читайте также: