Как скелет приспособлен к прямохождению кратко

Обновлено: 04.07.2024

Скелетом называют совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок.

Вопрос 2. На какие части он подразделяется?

В скелете человека различают осевой скелет и добавочный скелет. Осевой скелет объединяет череп и скелет туловища. Добавочный скелет состоит из костей поясов конечностей и скелета свободных конечностей.

Вопрос 3. Почему череп и скелет туловища относят к осевому скелету?

Череп определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния, вкуса, зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике. Основу скелета туловища составляет позвоночник. Они представляют собой своеобразную ось, поэтому и относятся к осевому скелету.

Вопрос 4. Как скелет приспособлен к прямохождению?

Благодаря S — образной форме позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении. Это является приспособлением к прямохождению.

Вопрос 5. Почему можно кивать и качать головой?

С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков. Благодаря этому сочленению можно поднимать и опускать голову.

Вопросы после параграфа

Вопрос 1. Какие части скелета относят к осевому скелету, а какие — к добавочному?

Осевой скелет объединяет череп и скелет туловища. Добавочный скелет состоит из костей поясов конечностей и скелета свободных конечностей.

Вопрос 2. Каково значение межпозвоночных хрящевых дисков?

Между телами позвонков лежат межпозвоночные хрящевые диски. Они придают позвоночному столбу подвижность, упругость и смягчают сотрясения при беге, ходьбе, прыжках.

Вопрос 3. Какое значение имеет неподвижное соединение костей черепа, за исключением нижней челюсти?

Кости мозгового и лицевого черепа неподвижно соединены между собой, за исключением нижней челюсти. Она может двигаться не только вверх и вниз, но и влево — вправо, вперёд — назад. Это позволяет пережёвывать пищу и членораздельно говорить. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.

Вопрос 4. Как череп прикрепляется к позвоночнику? Почему головку новорождённого надо придерживать?

Череп прикрепляется к позвоночнику посредством первого шейного позвонка при помощи двух мыщелков, что позволяет поднимать и опускать голову. У первого шейного позвонка нет тела, в процессе эволюции оно срослось с телом второго шейного позвонка и образовало зуб — ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости вместе с головой вращается первый шейный позвонок. От спинного мозга зуб отделяет особая связка, состоящая из соединительной ткани. Она непрочна у грудных детей, поэтому их головку необходимо поддерживать во избежание травмы.

1. Объясните значение S — образного изгиба позвоночника человека.

Благодаря S — образной форме позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении.

2. Расскажите о строении и функциях грудной клетки.

Грудной отдел позвоночника состоит из 12 позвонков, к которым прикрепляются рёбра. Из них 7 пар рёбер подвижно крепятся к грудине, 3 пары через хрящи соединены с вышележащими рёбрами. Две нижние пары рёбер оканчиваются свободно. Грудной отдел позвоночника, рёбра и грудина образуют грудную клетку.

3. Используя материал предыдущих курсов биологии, сравните форму грудной клетки человека и других млекопитающих, например собаки. В чём их отличия? Как вы думаете, с чем это связано?

Скелет человека и большинства млекопитающих имеет одинаковый тип строения, состоит из тех же отделов и костей. Но человек отличается от всех животных способностью к труду и разумом. Это наложило существенный отпечаток и на строение скелета.

Грудная клетка человека сжата спереди назад и приближена к позвоночнику. У животных она сжата с боков и вытянута книзу.

4. Владимирский князь Андрей Боголюбский, живший в XII в., по свидетельству современников, был человеком гордым: ни перед кем главы не клонил и никому чести не оказывал. И только через 800 лет учёные, восстанавливая облик князя по его костным останкам, установили то, о чём не догадывались приближённые князя. Используя дополнительные источники информации, выясните, почему Андрей Боголюбский всегда ходил с высоко поднятой головой.

При изучении останков Андрея Боголюбского ученые обнаружили у него ряд сросшихся шейных позвонков и следы спондилёза и остеохондроза. Все это вместе взятое и обуславливало положение княжьей головы — всегда высоко поднятой.

§ 11. Скелет человека. Осевой скелет

1. Что такое скелет?

2. На какие части он подразделяется?

3. Почему череп и скелет туловища относят к осевому скелету?

4. Как скелет приспособлен к прямохождению?

5. Почему можно кивать и качать головой?

Скелетом называют совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок. Они определяют форму тела, служат опорой мягким частям, защищают внутренние органы от механических повреждений.

Осевой скелет. В скелете человека различают осевой скелет и добавочный скелет . Осевой скелет объединяет череп и скелет туловища. Добавочный скелет состоит из костей поясов конечностей и скелета свободных конечностей (рис. 26).


Рис. 26. Скелет человека: 1 — череп; 2 — плечевой пояс; 3 — рёбра, вместе с грудиной и грудным отделом позвоночника образующие грудную клетку; 4 — плечевая кость; 5 — лучевая кость; 6 — локтевая кость; 7 — позвоночник (поясничный отдел); 8 — таз; 9 — крестец; 10 — бедренная кость; 11 — большеберцовая кость; 12 — малоберцовая кость; 13 — кости стопы; 14 — кости кисти

Череп определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния, вкуса, зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике. В черепе различают мозговой и лицевой отделы (рис. 27). Верхняя часть мозгового отдела образована непарными лобными и затылочными костями и парными теменными и височными костями. Они образуют свод черепа. В основании мозгового отдела черепа находятся клиновидная кость и пирамидные отростки височных костей. В полостях височных костей расположены рецепторы слуха и органа равновесия. В мозговой части черепа находится головной мозг.


Рис. 27. Череп человека: А — вид в профиль: 1 — лобная кость; 2 — теменная кость; 3 — затылочная кость; 4 — височная кость; 5 — нижняя челюсть; 6 — верхняя челюсть; 7 — скуловая кость; 8 — глазница; Б — дно мозговой части черепа: 1 — чешуя лобной кости; 2 — решётчатая кость; 3 — клиновидная кость; 4 — пирамидный отросток височной кости; 5 — затылочная кость; 6 — затылочное отверстие

Лицевой отдел черепа состоит из 15 костей, самые крупные из которых это верхняя и нижняя челюсти, скуловые и носовые кости. Форму и размер носа определяют носовые кости. Сквозь отверстия непарной решётчатой кости проходят волокна обонятельного нерва.

Кости мозгового и лицевого черепа неподвижно соединены между собой, за исключением нижней челюсти. Она может двигаться не только вверх и вниз, но и влево-вправо, вперёд-назад. Это позволяет пережёвывать пищу и членораздельно говорить. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.

Скелет туловища. Основу скелета туловища составляет позвоночник (рис. 28, А). Он образован отдельными позвонками (рис. 28, Б, В, Г). Каждый позвонок имеет тело, дугу и отростки . Тело и дуга позвонка образуют кольцо. Позвонки расположены один под другим так, что их кольца образуют по зво ноч ный ка нал . В нём находится спинной мозг (рис. 29).


Рис. 28. Позвоночник: А — отделы позвоночника: 1 — шейный; 2 — грудной; 3 — поясничный; 4 — крестцовый; 5 — копчиковый. Позвонки: Б — шейного отдела; В — грудного отдела; Г — поясничного отдела; 1 — остистый отросток; 2 — тело позвонка; 3 — дуга; 4 — поперечные отростки; 5 — верхний суставной отросток

Между телами позвонков лежат межпозвоночные хрящевые диски . Они придают позвоночному столбу подвижность, упругость и смягчают сотрясения при беге, ходьбе, прыжках.


Рис. 29. Участок позвоночного столба (хрящевые диски не показаны): 1 — остистый отросток; 2 — тело позвонка

Позвоночник человека имеет четыре изгиба : шейный, грудной, поясничный, крестцовый (у млекопитающих животных — только шейный и крестцовый). Благодаря S-образной форме позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении. Это является приспособлением к прямохождению.

В позвоночнике различают отделы : шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый (см. рис. 28).


Как у всех млекопитающих, в шейном отделе позвоночника человека семь позвонков. С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков. Благодаря этому сочленению можно поднимать и опускать голову. Любопытно, что первый шейный позвонок не имеет тела: оно приросло к телу второго шейного позвонка и образовало зуб — ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости вращается первый шейный позвонок вместе с головой, когда жестом мы показываем отрицание (рис. 30). От спинного мозга зуб отделяет связка из соединительной ткани. Особенно непрочна она у грудных детей, поэтому, удерживая их в вертикальном положении, их головку необходимо поддерживать во избежание травмы.


Рис. 30. Два первых шейных позвонка: 1 — первый шейный позвонок (без тела); 2 — зуб второго шейного позвонка, образованный путём срастания тел первого и второго шейных позвонков; 3 — связка, разделяющая костный зуб и спинной мозг; 4 — второй шейный позвонок; 5 — суставная ямка для сочленения мыщелков черепа с первым шейным позвонком

Грудной отдел позвоночника состоит из 12 позвонков, к которым прикрепляются рёбра. Из них 7 пар рёбер подвижно крепятся к грудине, 3 пары через хрящи соединены с вышележащими рёбрами. Две нижние пары рёбер оканчиваются свободно. Грудной отдел позвоночника, рёбра и грудина образуют грудную клетку (рис. 31).


Рис. 31. Грудная клетка: 1 — грудной отдел позвоночника; 2 — рёбра; 3 — грудина

Поясничный отдел состоит из 5 позвонков, достаточно массивных, поскольку им приходится выдерживать основную тяжесть тела.

Следующий отдел состоит из 5 сросшихся позвонков, составляющих одну кость — крестец (рис. 32). Если поясничный отдел обладает высокой подвижностью, то крестцовый неподвижен и очень прочен. При вертикальном положении тела на него падает значительная нагрузка.


Рис. 32. Крестцовый и копчиковый отделы позвоночника: 1 — пятый поясничный позвонок; 2 — крестец; 3 — копчик

Наконец, последний отдел позвоночника — копчик . Он состоит из 4—5 сросшихся маленьких позвонков.

Осевой скелет, добавочный скелет, мозговой и лицевой отделы черепа, позвонок, межпозвоночный диск, отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый; грудная клетка, рЁбра, грудина.

1. Какие части скелета относят к осевому скелету, а какие — к добавочному?

2. Каково значение межпозвоночных хрящевых дисков?

3. Какое значение имеет неподвижное соединение костей черепа, за исключением нижней челюсти?

4. Как череп прикрепляется к позвоночнику? Почему головку новорождённого надо придерживать?

1. Объясните значение S-образного изгиба позвоночника человека.

2. Расскажите о строении и функциях грудной клетки.


3. Нагните голову и прощупайте на границе шейного и грудного отделов седьмой шейный позвонок.

4. Используя материал предыдущих курсов биологии, сравните форму грудной клетки человека и других млекопитающих, например собаки. В чём их отличия? Как вы думаете, с чем это связано?

5. Владимирский князь Андрей Боголюбский, живший в XII в., по свидетельству современников, был человеком гордым: ни перед кем главы не клонил и никому чести не оказывал. И только через 800 лет учёные, восстанавливая облик князя по его костным останкам, установили то, о чём не догадывались приближённые князя. Используя дополнительные источники информации, выясните, почему Андрей Боголюбский всегда ходил с высоко поднятой головой.

Ход урока.

А. Проверка знаний.

  1. Значение опорно-двигательной системы
  2. Химический состав костей
  3. Строение кости
  4. Типы костей
  1. - Два ученика спорили. Один утверждал, что кость - сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему? ( Прав первый ученик. Кость, действительно, очень сложный живой орган, имеющий особую физическую структуру и химический состав. Органические вещества придают ей эластичность, а неорганические - твёрдость. Трубчатое строение и губчатое вещество обусловливают прочность костей.)
  2. - У молодого петуха удалили бедренную кость, оставив только надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт? ( Опыт доказывает, что кость - живой орган. Клетки внутренней поверхности надкостницы быстро делятся, образуя на поверхности кости новые слои костных клеток. За счёт надкостницы происходит срастание костей после перелома и даже целиком восстанавливается удалённая кость.)
  3. - Давно известно, что если ампутировать одну ногу, то происходит изменение внутреннего строения костей другой ноги. Дайте объяснение этому явлению. ( На расположение перекладин губчатого вещества в кости влияет изменение нагрузки. Так, увеличение количества плотного вещества наблюдается под влиянием усиленной физической нагрузки. При ампутации одной ноги усиливается нагрузка на другую, и строение костей оставшейся ноги изменяется.)
  4. - Какие свойства костей скелета обеспечивают их прочность и сравнительную лёгкость? (Прочность костям придают: плотная наружная поверхность, особое расположение костных перекладин, противодействующих линиям максимальной нагрузки, утолщения на концах костей. Снижают вес костей: трубчатая форма, губчатое строение и наличие полостей в трубчатых костях.)
  5. -Объяснить результаты опыта

Демонстрация опыта. На демонстрационный стол выставляются два штатива с кольцами, расположенными вертикально. Один лист бумаги сворачивается в полоску, другой — в трубку.

Бумажную полоску просовывают в кольца и укрепляют так, что ее середина свободно провисает между кольцами. Учитель вешает на нее чашку от аптекарских весов, которую затем нагружает грузом до тех пор, пока лист не согнется.

Между кольцами закладывают трубку и сразу вещают на нее чашку с грузом, который согнул бумажную полоску. Учащиеся видят, что эта нагрузка не может согнуть трубку. Чашку весов учитель нагружает до критической величины, после чего сравниваются результаты первого и второго испытаний. Учащиеся делают вывод: трубка обладает большей прочностью, чем стержень такой же массы.

Б. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя

Как многообразны и сложны трудовые движения. А вспомните акробатические трюки гимнастов или изящные пируэты танцоров. Но и все наши каждодневные обычные движения не так уж просты. Работа мышц невозможна без опоры на кости. Вместе они обуславливают характер движений, поз.

Вопрос: - Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов?

Ответ: Все это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат.

Вопрос: Из чего же он состоит?

Вопрос: Ребята, как вы думаете, какие функции выполняет опорно -двигательная система?

Ответ: - Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов — мозга, легких, сердца, кишечника и т.д.. Наконец, скелет — пассивный орган движения, т. к. к нему прикрепляются мышцы.

Одни части укрепляются в неподвижном состоянии, а другие движутся. Например, когда человек стоит и двигает руками, ноги и позвоночник у него укрепляются в почти неподвижном положении, а мышцы рук, сокращаясь и расслабляясь, вызывают различные движения. Следовательно, в опорной функции скелета обязательно участвуют мышцы. Когда у человека при потере сознания перестают работать мышцы, он падает. Наряду с механическими функциями, костная система выполняет ряд биологических функций, играющих важную роль в жизнедеятельности организма. В костях содержится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора, магния и др. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

2. Сколько у человека костей?

Врачеватели Тибета называли число 360.

Древнеиндийский хирург Сушрута полагал, что костей 300—306. В одном из апокрифов XI в. утверждается, что их 295. Викинги же насчитывали 219.

Современные учебники анатомии не указывают точное количество костей у человека. Говорится, что костей около 200, точнее, 208—210. Отчего же учёные до сих пор не могут определиться? Дело в том, что из-за индивидуальных особенностей у людей бывают дополнительные или, наоборот, отсутствуют некоторые (чаще мелкие) косточки либо несколько костей срастаются в единое целое.

3. У истоков изучения скелета.

С давних времён многие учёные Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах - Демокрит - собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален - древнеримский врач и естествоиспытатель - посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мраком ночи тайно крал трупы повешенных.

Выдающийся немецкий поэт и учёный Гёте также увлекался изучением скелета, описывал его строение и роль в жизни организма.

Религия неустанно чинила препятствия изучению организма человека. В первой половине 19 века в Казани церковники организовали захоронение на городском кладбище анатомических препаратов и костей человека, которые изучали студенты - медики,

Наука закалялась в борьбе с религией и неустанно стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и животных.

4. Общий план скелета человека и животных.

В строении скелета позвоночных животных и человека много общего. Они построены по единому плану. У рыб скелет представляет собой позвоночник с массивным черепом. К скелету относятся и костные плавниковые лучи. Скелет парных плавников древних кистепёрых рыб уже напоминает скелет парных конечностей наземных позвоночных животных. В течение многих миллионов лет эти костные образования усложнялись.

Единая основа скелета, одинаковые отделы его у черепахи и шимпанзе, жирафа и воробья, мыши и человека.

Великий английский натуралист Ч. Дарвин подметил, что все кости скелета человека могут быть сопоставлены не только с костями обезьяны, но и с костями летучей мыши или тюленя. Различия между их скелетами выражаются лишь в меньшем или большем развитии отдельных костей, их форме и размерах.

5. Скелет: осевой и дополнительный.

Скелет головы - Череп. Череп состоит из 29 костей и представляет собой единое целое, в котором все кости, за исключением нижней челюсти, прочно сочленены между собой швами и хрящевыми соединениями. Несмотря на общее сходство, строение черепа у разных людей имеет свои индивидуальные особенности. Что касается половых различий, то они весьма условны. У мужчин, как правило, чуть сильнее выражены надбровные дуги и затылочный бугор, а также более глубокие глазницы. Череп служит для защиты мозга.

Мозговой отдел: непарные лобная и затылочная кости, парные теменные и височные (свод черепа), основание: клиновидная кость и пирамидные отростки височных костей, в которых расположены рецепторы слуха и органы равновесия.

Лицевой отдел: верхняя и нижняя челюсть (снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи), скуловые, носовые и решетчатые кости.

Скелет туловища - позвоночник и грудная клетка.

Строение позвонка: тело, дуга и отростки.

Отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый(5), копчик (4-5 сросшихся позвонков).

Изгибы: шейный , грудной , поясничный , крестцовый ( у млекопитающих только шейный и крестцовый).

Строение первого шейного позвонка: не имеет тела, оно приросло к телу второго шейного позвонка и образовало зуб: ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости вращается первый шейный позвонок вместе с головой, когда жестом мы показываем отрицание. От спинного мозга зуб отделяет связка из соединительной ткани. Особенно непрочна она у грудных детей, поэтому их головку необходимо поддерживать во избежание травмы.

С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков. Благодаря этому сочленению можно поднимать и опускать голову.

Грудной отдел: к 12 позвонкам крепятся рёбра, 10 их них с помощью хрящей прикрепляются другими концами к грудине, две нижние пары рёбер оканчиваются свободно. Грудной отдел позвоночника, рёбра и грудина образуют грудную клетку.

Поясничный отдел: 5 массивных позвонков (выдерживают основную тяжесть тела).

Крестец (5 сросшихся позвонков, неподвижны и прочны).

Копчик(4-5 сросшихся маленьких позвонков).

Скелет пояса верхней конечности:

2 ключицы и 2 лопатки

По положению лопаток и ключиц можно судить о положении рук. Анатомы помогли скульпторам восстановить отломанные руки древнегреческой статуи Венеры Милосской, определив их положение по силуэтам лопаток и ключиц.

Скелет верхней конечности:

  • плечо (плечевая кость)
  • предплечье (локтевая и лучевая кости)
  • кисть (запястье, пясть и фаланги пальцев -14)

Великий анатом Андрей Везалий мог с завязанными глазами определить каждую запястную косточку и сказать, к левой или правой руке она относится.

Скелет пояса нижней конечности.

Тазовые кости толстые, широкие, почти полностью сросшиеся, тесно сочленённые с крестцом. Вместе с мышцами образуют дно брюшной полости, на которое опираются все внутренние органы.

Скелет нижней конечности:

  • бедро (бедренная кость)
  • голень (большеберцовая и малоберцовая кости)
  • стопа (предплюсна - таранная и пяточная кости, плюсна и фаланги пальцев)

б. Сравнение показателей физического развития мужского и женского организма.

7. Интересные факты о строении опорно-двигательной системы.

Самое большое количество пальцев, отмеченное у человека - 29: 14 - на ногах и 15 - на руках.

Самая длинная ступня - около 60 см. - принадлежала великану Мохаммеду Аллам Чана (рост 233. 6 см) из Пакистана. Он носил обувь 86 размера.

Самая длинная кость - бедренная. Длина её составляет обычно 27, 5 % от роста человека. Это значит, что при росте 170 см она должна иметь длину около 62 см. Известно, что самая длинная бедренная кость длиной 76 см. принадлежала немецкому великану, высота которого была 245, 8 см.

Самая маленькая кость - стремечко, одна из трёх косточек, участвующих в передаче звука во внутреннее ухо. Её длина всего 2, 6 - 3, 4 мм, а вес - от 2 до 4, 3 миллиграмма.

Самая прочная кость нашего скелета — большая берцовая, на нее ложится наибольшая тяжесть при поддержании тела в вертикальном положении. Эта кость способна выдержать нагрузку до 1650кг, т.е. примерно в 25 раз больше ее обычной нагрузки. Таков запас технической прочности природной конструкции.

Сопоставьте следующие факты:

8. Самые высокие и самые низкие люди.

Самые рослые люди на Земле - племя тутси. Средний рост взрослого мужчины этой высокорослой этнической группы составляет 185 см. Живут великаны в Восточной Африке. Высокорослые группы (170 см. и выше) проживают также на восточном побережье Северной Америки и в Аргентине. В Европе высокорослые люди живут на севере континента. Это норвежцы, шведы, датчане, шотландцы. Однако среди европейцев рекорд за черногорцами: средний рост мужчин в стране - 177 см., а в городе Требине -183 см.

Китайские эксперты утверждают, что вывели прямую зависимость между ростом человека и продолжительностью жизни. По их мнению, с увеличением роста на 5%, кожная поверхность увеличивается на 10%, вес -на 16%, длина кровеносных сосудов - на 10%).

Китайские специалисты считают, именно рост 140 см. позволил Гонжу Лайджу прожить 131 год, причём весил он 40 кг. Рост другого китайца - 122-летнего Кончжа, составил 130 см. при весе 30 кг.

Более половины китайских долгожителей были ростом менее полутора метров, а весили не более 40 кг. Бывшему лидеру Китая Дэн Сяопину, рост которого 150 см., недавно исполнился 91 год, что позволяет ему надеяться попасть в когорту тех, кому за 100.

9. Пропорции тела.

От величины отделов скелета или основных костей зависят пропорции тела человека. Знать их особенно важно художникам, ваятелям, ибо нормы соотношения размеров служат мерой красоты телосложения.

Возникновение учения о пропорциях тела относится к периоду расцвета Египетского государства. Египтяне установили, что длина всего тела в 19 раз больше среднего пальца. Это правило они соблюдали при создании статуй. Древнегреческие скульпторы предложили пользоваться шириной ладони как единицей измерения, и поэтому пропорции тела они выражали так: 2 кисти -высота лица, 3 кисти - длина ступни, 4 кисти - расстояние от плеча до локтя.

В более позднее время анатомы и художники установили ещё целый ряд подобных соотношений, например, 3 длины головы - длина туловища, 3 длины кисти - длина руки, 3 длины стопы - длина ноги, размах рук равен длине туловища.

Занятия спортом с ранних лет гармонично развивают красоту тела.

10. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением:

  • позвоночник имеет изгибы
  • грудная клетка расширена в стороны
  • тазовый пояс широкий, имеет вид чаши
  • массивные кости нижних конечностей толще и прочнее костей рук
  • стопа сводчатая

Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью:

  • большой палец руки противопоставлен остальным
  • мозговой отдел черепа преобладает над лицевым

В. Домашнее задание:

п. 11, 12, стр. 56-59.

Г. Закрепление:

1 - Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Объясните это явление. (Уменьшение роста человека на протяжении суток происходит за счёт наличия в позвоночном столбе межпозвоночных хрящей, являющихся своеобразными амортизаторами, пружинами, смягчающими механические удары, толчки. Сдавливаясь при движении и ходьбе, межпозвоночные пластинки несколько сплющиваются, что приводит к уменьшению тела).

2 - Выполнение теста

1. Сколько пар рёбер у человека?

2. Позвонки какого отдела позвоночника соединены неподвижно?

1) шейного 2) грудного 3) поясничного 4) крестцового

3. Какой отдел позвоночника состоит из 7 позвонков?

1) шейный 2) грудной 3) поясничный 4) крестцовый

4. Какой отдел позвоночника состоит из 12 позвонков?

1) шейный 2) грудной 3) поясничный 4) крестцовый

5. Каковы особенности скелета, связанные с прямохождением?

  1. позвоночник имеет изгибы
  2. стопа сводчатая
  3. пояс нижних конечностей имеет вид чаши
  4. всё перечисленное

6. Каковы особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью?

  1. позвоночник имеет изгибы
  2. стопа сводчатая
  3. пояс нижних конечностей имеет вид чаши
  4. большой палец руки противопоставлен остальным

7. Парными костями в черепе являются:

1) лобная 2) затылочная 3) височная 4) теменная

8. Непарными костями в черепе являются:

1) лобная 2) затылочная 3) височная 4) теменная

9. К поясу верхних конечностей относятся:

1) ключица 2) грудина 3) лопатка 4) тазовые кости

10. К поясу нижних конечностей относятся:

1) ключица 2) грудина 3) лопатка 4) тазовые кости

3 - Заполнить таблицу

Оберегает внутренние органы от механических воздействий. Череп - вместилище головного мозга и органов чувств: надежно защищает их. Соединяясь друг с другом, позвонки образуют позвоночный (спинномозговой) канал, в котором располагается хорошо защищенный спинной мозг.

Спинной мозг в позвоночном канале

Опорная функция скелета заключается в прикреплении мягких тканей, внутренних органов к различным частям скелета.

Эту функцию скелета также называют - амортизирующая (фр. amortir - ослаблять, смягчать, заглушать). Строение скелета (изгибы позвоночника, сводчатая стопа, межпозвонковые диски) обеспечивает смягчение толчков и сотрясений при передвижении, равномерное распределение нагрузки.

Рессорная функция скелета

Кости в местах суставов (подвижных соединений) образуют рычаги, которые, сокращаясь, приводят в движение мышцы.

Работа трицепса и бицепса

Кости активно участвуют в минеральном обмене: кости - депо кальция, фосфора. При нарушении минерального обмена возникает множество заболеваний, наиболее известное - рахит, мы обсудим данное заболевание в этой статье.

Изучив строение костей, вы отлично понимаете, что губчатое вещество - место расположения красного костного мозга, в котором появляются и дифференцируются клетки крови: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.

Внутри трубчатых костей расположен костномозговой канал, в котором находится желтый костный мозг. Он выполняет питательную функцию (накопление жиров), в случае кровопотери способен превращаться в красный костный мозг (резервная функция).

Костный мозг

Осевой скелет
  • Шейный - 7 позвонков
  • Грудной - 12
  • Поясничный - 5
  • Крестцовый - 5
  • Копчиковый - 3-5

Строение позвоночника

Каждый позвонок (за исключением первого шейного - атланта, который имеет только переднюю и заднюю дуги) образован телом и дугой, которые ограничивают отверстие позвоночного канала с проходящим в нем спинным мозгом. В составе позвонка также находятся отростки: суставные и поперечные, остистый отросток. Соединяясь друг с другом суставными отростками, позвонки образуют позвоночный столб со спинномозговым каналом внутри - надежным вместилищем спинного мозга.

Строение позвонков

У поясничных позвонков наиболее массивные и большие тела: соразмерно нагрузке, которую им приходится выполнять (по сравнению с шейными позвонками).

Строение шейных, грудных и поясничных позвонков отличается между собой. Первый шейный позвонок - атлант (лат. atlantus - несущий) соединяется с затылочной костью черепа и образует с ней сустав. Атлант не имеет тела, у него есть только передняя и задняя дуги. Второй шейный позвонок - аксис (осевой позвонок, эпистрофей) имеет вырост тела - зуб, участвует в повороте головы.

Аксис и атлант

Вероятно, вы обратили внимание, что позвоночник человека непрямой: он имеет изгибы вперед и назад. Замечу, что позвоночник младенца этих изгибов не имеет - он абсолютно прямой. Эти изгибы начинают формироваться после того, как ребенок принимает вертикальное положение, начинает ходить.

В связи с прямохождением у человека формируются 4 физиологических изгиба, то есть у всех имеются в норме: шейный лордоз (изгиб вперед), грудной кифоз (изгиб назад), поясничный лордоз и крестцовый кифоз. Кифозы и лордозы позволяют равномерно распределить нагрузку на весь позвоночник.

Чтобы легко запомнить для себя два новых термина, рекомендую воспользоваться следующей ассоциацией: спросите себя, как ходит английский лорд? Представьте всю его важность и пафосность, выставленную вперед грудь и выгнутую вперед спину (вот и лордоз!). Ассоциируя слово лорд со словом лордоз, вы не будете путаться ;)

Шарж петух-лорд

Осанкой называют привычное положение спины. Часто у подростков возникают нарушения осанки из-за слабого развития мышц спины. Могут быть слишком сильно выражены лордозы и кифозы, либо, наоборот, очень плохо выражены, плоская спина. Возможно искривление позвоночника вправо или влево: в этом случае говорят о наличии сколиоза.

Нарушения осанки

  • Не носить тяжелые предметы в одной руке, тяжелые сумки, портфели на одном плече
  • Правильно организовать учебное место - спина должна быть плотно прижата к спинке стула, слегка прогнута в пояснице
  • Плечи должны быть расположены на одном уровне, не напряжены
  • Девушкам следует избегать обуви на высоком каблуке - это приводит к возникновению поясничного гиперлордоза

Последствия неправильной осанки: нарушение кровоснабжения, смещение и сдавливание внутренних органов, деформация грудной клетки.

Нарушения осанки

Скелет грудной клетки состоит из 12 пар ребер, грудины. Череп подразделяется на два отдела: лицевой и мозговой.

К лицевому отделу черепа относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловая, носовая, слезная, небная и подъязычная кости. Единственная подвижная кость черепа - нижняя челюсть, с зубами, расположенными в зубных альвеолах, служит для измельчения пищи.

Парные кости лицевого отдела черепа: скуловая, носовая, слезная, небная кости и верхняя челюсть. Непарные кости лицевого отдела черепа: нижняя челюсть, подъязычная кость.

Лицевой отдел черепа

Мозговой отдел черепа включает в себя затылочную, лобную, височную и теменную кости, а также решетчатую и клиновидную кость.

Парные кости мозгового отдела черепа: височная и теменная кости. Непарные кости мозгового отдела черепа: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая.

Мозговой отдел черепа

Скелет поясов конечностей

Мы переходим к изучению поясов конечностей, хочу заметить одну деталь. В главе зоология мы с вами изучали пояса конечностей, пользуясь терминами - пояс "передних, задних" конечностей. Поскольку человек занимает вертикальное положение, то изучая анатомию человека, мы будем говорить о поясе "верхних, нижних" конечностей.

Пояс верхних конечностей (плечевой) состоит из парных ключиц и лопаток. Ключица одним концом крепится к грудине, а другим - к акромиону (отростку лопатки). Плечевой пояс обеспечивает опору верхним конечностям и разнообразие их движений: к лопатке и ключице крепится большое количество мышц.

Пояс нижних конечностей (тазовый) состоит из двух тазовых костей, каждая из которых образована сросшимися подвздошной, лобковой и седалищной костями. Тазовый пояс служит опорой для внутренних органов, местом прикрепления многих мышц.

Плечевой и тазовый пояс человека

Скелет конечностей

Скелет нижней конечности включает в себя бедренную кость и надколенник (бедро), малоберцовую и большеберцовую кости (голень), предплюсну, плюсну и фаланги пальцев (стопа). Скелет верхней конечности состоит из плечевой кости (плеча), лучевой и локтевой кости (предплечья), запястья, пястья и фаланг пальцев (кисть).

Верхняя и нижняя конечность человека

Бедренная кость сочленяется с тазовым поясом с помощью головки бедренной кости, образующей тазобедренный сустав с вертлужной впадиной тазовой кости. Головка плечевой кости образует плечевой сустав с суставной поверхностью лопатки.

Плечевой и тазобедренный суставы

Иногда на рисунке нужно определить, где лучевая и локтевая кости, это довольно несложно сделать, если вы запомните, что лучевая кость всегда расположена ближе к большому пальцу кисти, а локтевая - к мизинцу. При любом расположении на схеме руки это правило будет действовать.

Лучевая кость на рисунке

Особенности скелета человека

Мы уже изучили скелет человека, однако следует обратить внимание на некоторые его детали. Может быть, они покажутся вам незначительными и слишком очевидными, но именно они отличают человека от многих других животных. Некоторые из этих особенностей связанны с прямохождением и трудовой деятельностью.

  • Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым (у обезьян - наоборот)
  • Слабо выражены надбровные дуги
  • Менее массивная челюсть, чем у обезьян
  • Хорошо развит подбородочный выступ, что указывает на возможность членораздельной речи у человека
  • Череп сверху насаживается на позвоночник, а не подвешивается спереди, как у животных
  • Позвоночный столб имеет 4 физиологических изгиба: 2 кпереди (лордоз) и 2 кзади (кифоз)
  • Масса позвонков сверху вниз (от шейного отдела к поясничному) увеличивается соразмерно нагрузке
  • Грудная клетка уплощенная (в спинно-брюшном направлении)
  • Массивные нижние конечности
  • Широкий, низкий таз (у обезьян - узкий, высокий и длинный)

Таз человека и таз шимпанзе

Череп человека и обезьяны

Заболевания опорно-двигательного аппарата

Наиболее часто при слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата, изменяется форма стопы, опускается ее поперечный и продольный свод: такое заболевание называется плоскостопием.

Причины: неправильная обувь, избыточный вес, длительное хождение или стояние (чрезмерно повышенная или пониженная нагрузка). Сопровождается болями в стопе, неестественной походкой. Из-за смещения центра тяжести организма плоскостопие может приводить к нарушению осанки.

Плоскостопие

Лечение: физические упражнения, ортопедические стельки (греч. orthos – прямой, правильный + paedos – ребенок).

Супинаторы (лат. supino - опрокидываю) - внутренняя деталь низа обуви, поднимающая внутренний край стопы, прикрепляемая к стельке, или между стелькой и полустелькой. Супинаторы предназначены для уменьшения нагрузки на свод стопы и формоустойчивости подошвы.

Ортопедические стельки, супинаторы

Рахит (греч. rhachis - позвоночник) - заболевание детей грудного и раннего возраста, связанное с нарушением костеобразования и недостаточностью минерализации костей.

Причины рахита: недостаточное получение витамина D с пищей, недостаточное нахождение на солнце (недостаточное облучение ультрафиолетом - необходимо для синтеза витамина D в организме), недоношенность ребенка.

Рахит, искривление нижних конечностей

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Estestvoznanie-11grade-gabrielyan.jpg

Комментарии, вопросы по параграфу можно добавить на странице обсуждения.

Содержание

  • Назовите создателя первой научной классификации растений и животных, основные систематические единицы этой классификации, приведите примеры.

Создателем первой научной классификации растений и животных является К. Линней (1707—1778).

На начальном уровне все живые существа делятся на пять царств — растения, животные, грибы и два царства одноклеточных организмов (безъядерных и содержащих в ядре ДНК). Далее каждое царство делится на типы. Например, в нервную систему человека входит длинный спинной мозг, образующийся из хорды. Это относит нас к типу хордовых. У большинства животных, обладающих спинным мозгом, он расположен внутри позвоночника. Эта большая группа хордовых называется подтипом позвоночных. Человек относится к этому подтипу. Наличие позвоночника — критерий, по которому позвоночные животные отличаются от беспозвоночных, то есть не имеющих позвоночного хребта (к ним относятся, например, крабы).

Следующая категория классификации — класс. Человек является представителем класса млекопитающих — теплокровных животных с шерстью, живородящих и выкармливающих своих детенышей молоком. Этот уровень различает человека и таких животных, как пресмыкающиеся и птицы. Следующая категория — отряд. Мы относимся к отряду приматов — животных с бинокулярным зрением и руками и ногами, приспособленными для хватания. Классификация человека как относящегося к приматам отличает нас от других млекопитающих — таких, например, как собаки и жирафы.

Следующие две категории классификации — семейство и род. Мы относимся к семейству гоминид и роду Homo.

Последняя категория в классификации Линнея — вид — обычно определяется как популяция особей, которые могут скрещиваться между собой. Человек относится к виду sapience. [1]

  • Объясните, почему Человека разумного относят к типу Хордовые, подтипу Черепные, классу Млекопитающие, подклассу Плацентарные и отряду Приматы, перечислите другие классы, которые выделяют в подтипе Черепные.

Человек принадлежит к типу Хордовые, так как у его эмбриона в процессе развития появляются хорда, жаберные щели, нервная и пищеварительная трубки.

К подтипу Черепные человека позволяет отнести формирование позвоночного столба и скелета головы — черепа, положение сердца на брюшной стороне тела, наличие двух пар конечностей.

К классу Млекопитающие человек относится в силу наличия у него теплокровности, пары молочных желёз, волосяного покрова, дифференциации зубов, диафрагмы (мышечной грудобрюшной перегородки) и т. д.

Также к подтипу черепные относятся классы: круглоротые (миноги и миксины), рыбы, земноводные, пресмыкающиеся и птицы.

Принадлежность человека к подклассу Плацентарные, очевидно, определяют развитие плода внутри матери и его питание через плаценту.

Человек является представителем отряда Приматы, к которому принадлежат полуобезьяны (лемуры, долгопяты) и обезьяны. Подобно им, человек имеет пятипалые конечности хватательного типа с ногтями, крупный головной мозг с развитыми большими полушариями, цветное бинокулярное зрение.

  • Определите, чем отличаются первая и вторая сигнальные системы человека.

Первая сигнальная система, ответственна за восприятие раздражений анализаторами, а в основе второй сигнальной системы лежит способность человека воспринимать (читать или слышать) устную или письменную речь. Таким образом, вторая сигнальная система становится негенетическим способом передачи информации в поколениях людей через обучение и воспитание.

  • Опишите, как переход к прямохождению отразился на особенностях строения скелета человека — его черепа, позвоночного столба, грудной клетки, верхних и нижних конечностей, мышц головы и конечностей.

В отличие от обезьян, у человека наблюдается S-образный позвоночник с отчётливыми шейным и позвоночным изгибами. Это связано с прямохождением.

У человека вертикальное положение, позволяющее длительное время стоять (опора), ходить и бегать, обусловило иную, по сравнению с обезьянами, анатомию как верхних, освободившихся от функции передвижения, так и нижних конечностей. Центр тяжести тела человека лежит в области таза на линии, проходящей вдоль бедра, колена и голени.

Значительная доля массы конечностей приходится на мышцы — около 50% всей мускулатуры человека составляют мышцы ног, которые удерживают тело. Например, наибольшее развитие получили такие мышцы, как икроножные, четырёхглавые и разгибатели бедра. Очень развиты ягодичные мышцы.

Большой палец кисти полностью противопоставлен остальным, что способствует подвижности руки и позволяет ей выполнять разнообразные точные движения: писать, рисовать, шить, играть на музыкальных инструментах и др.

Стопа человека стала как органом опоры, так и амортизатором от толчков и сотрясений, которые испытывают не только ноги, но и остальные части скелета и находящиеся под их защитой внутренние органы.

Прямохождение привело и к изменению формы грудной клетки. Она стала более округлой и уплощённой в переднезаднем направлении. Этот же фактор определил и форму таза, который характеризуется низкой расширенной формой.

Прямохождение и возникновение речи наложило отпечаток и на череп.

В черепе человека произошло смещение точки опоры головы вперёд, а возникновение речи и изменение процесса питания (зубы перестали быть средством защиты или нападения, и отпала необходимость в грубой переработке пищи) привело к уменьшению размеров челюстей и в целом лицевой части черепа. Мозговая же часть черепа, наоборот, увеличилась, так как увеличилась масса головного мозга. В процессе развития происходило как бы выдвижение мозговой части черепа над лицевой.


  • Охарактеризуйте человека как биосоциальное существо.

Человек — это биосоциальное существо, которому характерны как свойства, передающиеся по наследству, обусловленные природой, так и появившиеся в результате социализации, жизни в обществе.

  1. Способность обладать мышлением, способностью анализировать, размышлять, думать.
  2. Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
  3. Способность к постановке цели и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
  4. Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
  5. Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
  6. Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
  7. Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
  8. Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
  9. Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные. [2]
  • В прежние времена преподаватели анатомии, обожающие публичные эффекты, бросали на пол череп молодого человека и череп старика, первый подпрыгивал как мячик, а второй раскалывался на куски. Объясните почему.

С возрастом стареют все ткани организма и стареют кости. Если проверить кости 75-летнего человека, они окажутся хрупкими и рыхлыми.

До 25-30 лет обновление костной ткани преобладает над разрушением. После 30 лет эти процессы приходят в равновесие. Постепенно происходит смещение баланса — разрушительные процессы начинают превосходить восстановительные, образование новых клеток минерального матрикса затрудняется, в суставах начинается процесс отложения солей, костная ткань с каждым годом теряет минеральные вещества, возникает остеопороз, артриты (воспаления), артрозы (деструкции).

Качество и прочность кости у 70-ти летнего человека более чем в 2 раза меньше, чем у 35-летнего. [3]


  • Объясните, что изучает наука палеонтология, приведите примеры вымерших организмов на Земле.

Палеонтология – это наука, которая изучает особенности строения и жизнедеятельности организмов, которые существовали в геологическом прошлом, по сохранившимся ископаемым останкам, следам жизнедеятельности и ориктоценозам.

Цель изучения предполагает выяснение всех аспектов их существования. Это, в частности, строение (морфология) и систематика; распределение в пространстве и во времени; пути и закономерности эволюции; образ жизни и среда обитания. [4]

Примерами вымерших организмов на Земле являются саблезубые тигры, мамонты, динозавры и др.

  • Дайте определение биосферы как оболочки Земли.

Биосфера - это своеобразная оболочка земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами. По физическим природным условиям биосфера может быть подразделена на три среды: атмосферу, гидросферу и литосферу. [5]

Читайте также: