Как сформулирован в рабочей программе воспитания школы современный национальный воспитательный идеал
Обновлено: 07.07.2024
В настоящее время для Российской Федерации актуальна проблема возрождения национального духа в сознании российских детей. Еще великий русский философ И.А. Ильин обозначил следующее школьно-педагогическое задание: воспитание в русском народе национального духовного характера.
Воспитательные основы федерального государственного образовательного стандарта общего образования представлены несколькими методическими документами.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа ФГОС в образовательном учреждении.
Ценности личности ребенка формируются во многих социальных институтах и сообществах:
- семья;
- неформальные сообщества;
- трудовые, армейские и другие коллективы;
- сфера массовой информации, искусства и отдыха.
Однако наиболее системно, последовательно и глубоко, духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования. Здесь развитие и воспитание обеспечивается самим укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Ориентация только на получение знаний в корне не верна. Часто образованный человек может быть нравственно развитым.
Таким образом можно определить цель современного отечественного образования заключается в воспитании, социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Духовно-нравственное воспитание гражданина России.
Согласно Концепции духовно-нравственное воспитание гражданина России – это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.
Носителями базовых национальных ценностей выступают:
- Многонациональный народ Российской Федерации.
- Государство.
- Семья.
- Культурно-территориальные сообщества.
- Традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские).
- Мировое сообщество.
Концепция формирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших задач.
Социальный заказ образованию.
Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:
- Нация.
- Национальное государство.
- Национальное самосознание.
- Патриотизм.
- Гражданское общество.
- Многообразие культур и народов.
- Межэтнические мир и согласие.
- Социализация.
- Развитие.
- Национальный воспитательный идеал.
- Базовые национальные ценности.
- Духовно-нравственное развитие личности.
Понятие базовых национальных ценностей.
При этом стоит отметить, что основным содержанием духовно-нравственного развития и социализации являются базовые национальные ценности. Они основаны на жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии. Основными базовыми национальными ценностями выступают:
- патриотизм;
- социальная солидарность;
- гражданственность;
- семья;
- здоровье;
- труд и творчество;
- наука;
- традиционная российская религия;
- искусство и литература;
- природа;
- человечество.
Базовые национальные ценности определяют:
- Идеологическую составляющую содержания образования.
- Основное содержание программ духовно-нравственного развития и воспитания молодых граждан России.
- Содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации.
Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
Главной задачей духовно-нравственного развития и воспитания учеников является формирование у ребят личностной, семейной, социальной культуры. При этом под личностной культурой понимается культура здорового образа жизни, культура поведения, национальная культура: все то, что делает человека полноценным и здоровым членом общества. Под семейной культурой понимается культура отношений, культура общения и проведения досуга, формирование семейных традиций. Под социальной культурой понимается культура общения в школьных, трудовых и иных коллективах.
Национальный воспитательный идеал
Возможные формы знакомства субъектов воспитания с основными положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Педагоги:
Воспитанники:
Основные формы работы воспитанников с документом.
Воспитанникам можно предложить следующие задания:
Опыт построения целостных воспитательных систем на основе реализации положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Рассмотрим основные ценности и комплекс мер, по их реализации в укладе школьной жизни.
Семья.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается именно в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Для того, чтобы семья хорошо справлялась со своей функцией, необходимо изменить содержание взаимодействия школы с родителями и старшим поколением. Важно просвещать родителей, обогащать содержание совместной деятельности в деле укрепления семьи, воспитании ответственного семьянина. Для реализации продуктивного взаимодействия с семьей можно реализовать следующий комплекс мероприятий:
Родина, отечество, родная земля и язык.
Ребенок с малых лет должен ценить свою Родину. Педагогами в рамках профессиональной деятельности по формированию любви к Родине могут быть использованы:
Патриотизм, гражданственность.
Невозможно представить развитие данных ценностей без знаний ребенка об истории собственной страны. Формирование патриотизма и гражданственности может проходить в:
- Историческом клубе.
- Объединениях по изучении культуры.
- Школе правовой культуры.
- Военно-патриотических клубах.
Нация, народ, национальное самосознание.
Для того, чтобы ребенок осознал свою национальную принадлежность, необходимо изучать положительные черты характера русского человека, историю родного края. Важно приобщать детей к религиозным ценностям, миру отечественной культуры. В рамках развития данной базовой национальной ценности можно организовать следующие мероприятия:
Традиционные российские религиозные объединения.
В рамках Концепции предусмотрено приобщение детей и подростков к духовным ценностям религиозной культуры. Для этого необходимы:
- Беседы с представителями церковных конфессий.
- Изучение духовной литературы и религиозных традиций.
Природа.
Духовно-нравственное развитие личности предполагает привитие детям любви к родной природе и животному миру. Дети должны быть приучены видеть и слышать природу, подмечать ее красоту. В результате духовного общения с природой формируются такие качества ребенка как:
- Духовность: потребность в познании природы, ее гармонии и красоты. Участие в культурной деятельности по оказанию помощи природе.
- Творчество: расширение знаний о природе, получение практических навыков, направленных на улучшение состояния природы.
Здоровье и спорт.
Наряду с формированием других базовых национальных ценностей перед педагогом стоит и задача формирования культуры здорового образа жизни. В рамках профессиональной деятельности учителя по приобщению к ценностям здоровья и спорта могут быть проведены следующие мероприятия:
Важно отметить, что при построении целостных воспитательных систем на основе реализации положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России педагогическим коллективам обязательно нужно разработать целый комплекс мер, обеспечивающих развитие всех базовых национальных ценностей в совокупности.
К выступлению Шаховой И.С. Ключевые идеи концепции
-
Утверждение национального воспитательного идеала в его исторической преемственности
Объявление базовых национальных ценностей и источников нравственности.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
- патриотизм
- социальная солидарность
- гражданственность
- семья
- труд и творчество
- наука
- традиционные российские религии
- искусство и литература
- природа
- человечество
Современный национальный воспитательный идеал определяется:
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
- нравственного примера педагога;
- социально-педагогического партнёрства;
- индивидуально-личностного развития;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
- социальной востребованности воспитания.
Духовно_нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Воспитание - это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем.
Национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, абсолютно нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох.
Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Наличие такой личности делает возможными частное и коллективное преуспевание и развитие. При этом надо помнить, что человек становится личностью только в обществе.
В условиях, когда государство и общество стоят перед необходимостью модернизировать страну, большое социальное и политическое значение приобретают солидарная устремленность в будущее, нацеленность на достижение качественно нового общественного состояния, наполненность личной жизни социальными смыслами. Модернизация России не самоцель, а способ сделать жизнь в нашей стране нравственнее, гуманнее, человечнее, комфортнее.
Преумножение российского народа в численности, повышение качества его жизни и труда, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие культуры и творчества — важнейшая национальная задача.
В соответствии с ней определяется и современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
2. Цель и задачи воспитания школьников
Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования процесс образования понимается как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и др. ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач.
Личностная культура:
Социальная культура
- принятие учащимися национальных духовных и нравственных ценностей;
- вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
- готовность молодых россиян солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению;
- доверие к другим людям, общественным и государственным институтам;
- забота о преуспевании и целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.
Семейная культура
- сформированность отношения к семье как к основе российского общества;
- приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;
- бережное отношение к жизни человека, продолжение рода;
3. Духовно-нравственное развитие гражданина России
Таким образом, духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.
Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
Обеспечение духовно-нравственного развития личности россиянина — ключевая задача современной государственной политики, направленной на модернизацию страны.
Сферу педагогической ответственности можно обозначить двумя положениями.
1. программы воспитания и социализации должны обеспечивать духовно-нравственное развитие гражданина России.
2. Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания.
Более высокая ступень духовно-нравственного развития россиянина — принятие культуры и духовных традиций народа или народов, в среде которых он родился и продолжает жить.
Открытость миру, толерантность к другим культурам — важная ступень и характеристика духовно-нравственного развития гражданина России.
4. Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования
Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять человеческое в человеке, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.
Источники человечности открываются на российской почве как сокровищницы национальных и общечеловеческих духовных ценностей:
— чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан — богаче и счастливее. Патриотизм — это источник силы народа. Он выражается в ценностях:
- Любовь к России;
- Любовь к своему народу;
- Любовь к своей малой родине;
- Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
Социальная солидарность - возможность личности развиваться в неагрессивной, благоприятной социальной среде. Социальная солидарность раскрывается в ценностях:
- Свобода личная и национальная;
- Доверие на всех уровнях общества;
- Справедливость;
- Милосердие;
- Доброта;
- Честь и честность;
- Достоинство.
Российские народы образуют российскую гражданскую нацию. Их объединяет общая историческая судьба, культура, ментальность, русский язык. Гражданственность основана на ценностях:
- Правовое государство;
- Гражданское общество;
- Долг;
- Закон;
- Правопорядок;
- Межэтнический мир.
ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ
Традиционные российские религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм, - это источники национальной духовности. Духовно-нравственное развитие личности чаще всего происходит в душевной сопричастности человека ценностям, которые лежат в их основе. В общеобразовательной школе ценности российских религий представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности. В таком, культурологическом, контексте школьники могут усваивать системные представления о:
- Вере в Бога;
- Религиозных организациях;
- Святости и благочестии
Россия начинается с российской семьи. Здесь впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он неслучаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны ему, чтобы стать человеком. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми:
- Любовь и верность;
- Здоровье и благополучие;
- Почитание родителей;
- Забота о старших и младших;
- Продолжение рода;
ТРУД И ТВОРЧЕСТВО
Нет средства более важного, чтобы стать человеком, личностью, семьянином и гражданином, сделать себя и окружающий мир лучше, чем свободное творчество и каждодневный труд. Это возможно, если человек принимает ценности:
- Познание и истина;
- Креативность и инновационность;
- Целеустремленность и настойчивость;
- Трудолюбие;
- Бережливость
ПРИРОДА И ИСКУССТВО
Россияне вправе гордиться своей страной, ее славной историей, великой культурой, традиционной духовностью, великолепной природой. Открыть для себя красоту российской земли, ее уникальные природные и культурные ландшафты школьники могут, приобщаясь к ценностям:
- Жизнь;
- Родная земля;
- Красота;
- Гармония
У россиянина необходимо воспитывать способность к духовно-нравственному развитию через обращение к другим национальным культурам и мировому культурному наследию. В то же время он сам должен быть понятен представителям других народов, открыт и дружелюбен по отношению к ним, что возможно через принятие ценностей:
- Планета Земля;
- Мир во всем мире;
- Многообразие культур и народов;
- Прогресс человечества;
- Международное сотрудничество
5. Система воспитательной работы общеобразовательной школы
Национальный воспитательный идеал — воспитание гражданина России — является главной педагогической задачей, задает смыслы и характер воспитательного процесса. Базовые ценности определяют содержание, качество и количество воспитательных программ в общеобразовательной школе.
Первоочередная задача воспитания в общеобразовательной школе — развитие личности гражданина России. Для ее осуществления необходима гражданская позиция педагогического коллектива школы. Российская идентичность не будет сформирована у школьников, если она отсутствует или имеет формальный, отчужденный характер у учителей, руководителей образовательных учреждений, родителей, иных лиц, чья деятельность определенным образом влияет на воспитание школьников.
Духовно-нравственное развитие российских школьников в общеобразовательной школе обеспечивается программами воспитания и социализации.
1. ПАТРИОТИЗМ; 2. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ; 3. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ; 4. ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ; 5. СЕМЬЯ; 6. ТРУД И ТВОРЧЕСТВО; 7. ПРИРОДА И ИСКУССТВО; 8. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.
Содержание воспитания в общеобразовательной школе группируется вокруг базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей превращается в ключевую воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:
- общеобразовательных дисциплин;
- произведений искусства и кино для детей и юношества;
- периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
- традиционных российских религий;
- фольклора народов России;
- истории своей семьи;
- жизненного опыта своих родителей и прародителей;
- общественно полезной и личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
- других источников информации и научного знания.
Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности.
Целостное воспитательное пространство общеобразовательной школы структурируется множеством воспитательных программ и подпрограмм. Каждая воспитательная программа (подпрограмма) осуществляется по пяти направлениям:
1. Урочная деятельность; 2. Внеурочная деятельность (культурные практики); 3. Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики); 4. Семейное воспитание; 5. Изучение культурологических основ традиционных российских религий.
Урочная деятельность. Воспитательные программы и содержащиеся в них воспитательные задачи должны быть интегрированы в содержание учебных предметов.
Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования.
Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика.
Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.
Изучение культурологических основ традиционных российских религий. Приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий рассматривается как важный вариативный компонент программ воспитания и социализации школьников. Обязательным требованием изучения определенной традиционной российской религии является сохранение целостного воспитательного пространства общеобразовательной школы.
7. Взаимодействие школы, традиционных российских религиозных организаций, институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании
Воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты: научный, художественный, религиозный и др., — а также виды образовательной деятельности: учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и др. — согласованно обеспечивали воспитание человека, гражданина и патриота.
Школа и традиционные российские религиозные организации совместно с другими общественными организациями: ветеранскими, национально-культурными, экологическими и др., — а также учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта призваны создавать единое пространство духовно-нравственного развития россиянина.
Следовательно, религиозная организация должна участвовать в воспитании и социализации школьников в силу того, что это часть ее миссии в мире. Религия способна обеспечить чистоту, основательность и устойчивость нравственности и общественной морали.
Воспитание патриотизма и гражданственности, развитие духовности и нравственности есть надежный способ пробуждения и укрепления в народе религиозного чувства.
8. Примерные требования к условиям воспитания и социализации учащихся
Требования к условиям воспитания и социализации школьников должны быть реализованы в каждой государственной и муниципальной общеобразовательной школе, которая позиционирует себя в едином федеральном воспитательном пространстве.
В числе таких требований:
- создание (наличие) культурно-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности (символы) российской нации, народов РФ, территориально-регионального и местного сообщества;
- создание (наличие) социально-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображения лидеров государства и знаменитых людей российской истории, государственные праздники, памятные даты национальной истории и другие;
- создание (наличие) эколого-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своей жизни, жизни других людей, природы, планеты в целом;
- создание (наличие) эстетической среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы;
- создание (наличие) школьной воспитательной среды, воссоздающей историю данного образовательного учреждения, его культурные, педагогические и другие традиции, портреты и биографии замечательных педагогов и выпускников, другие события ее прошлого и настоящего;
- работа школы с семьей, систематическое привлечение родителей и прародителей обучающихся к разработке и осуществлению школьных программ воспитания и социализации обучающихся;
- взаимодействие общеобразовательного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с социальными субъектами воспитания: ветеранскими, экологическими, национально-культурными и иными общественными организациями, традиционными российскими религиозными организациями, армией, органами охраны правопорядка;
- взаимодействие общеобразовательного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;
- установление и совершенствование системы межпредметных связей, содержательно раскрывающих базовые национальные ценности, на освоение которых обучающимися направлены программы воспитания и социализации;
- интеграция учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно- полезной деятельности в рамках программ воспитания и социализации обучающихся;
- направленность программ воспитания и социализации обучающихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни, а также проблем поселка, района, города, области, республики, края, России;
- педагогическая поддержка детско-юношеских и молодежных организаций и движений, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина России
Заключение
Этот процесс идет уже в новой ситуации. Государство вернуло себе роль основного организатора общественной жизни и начало последовательно проводить курс на модернизацию страны, несмотря на трудности в связи с мировым экономическим кризисом.
Духовное-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Все права защищены
1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ……………………………………
2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
3. Духовно-нравственное развитие и воспитание
4. базовые национальные Ценности..
5. основные принципы организации духовно-нравственного РАЗВИТИЯ И воспитания..
Общие положения
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на ее территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности.
Конституция Российской Федерации гласит:
Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.
Несмотря на установленные российским законодательством общественные ценности и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.
В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
· характер современного национального воспитательного идеала;
· цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
· систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
· основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции,
Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.
Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:
· национальное государство –государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, с общей территорией, с общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация - национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой;
· национальное самосознание (идентичность) – разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба;
· формирование национальной идентичности – формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма;
· патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую Родину, т.е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;
· гражданское общество –общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся, прежде всего, общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путем контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нем ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования;
· многообразие культур и народов –культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоев): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия;
· межэтнический мир и согласие –единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряженности и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т.е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;
· социализация –усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;
· развитие –процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.
· воспитание –педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;
· национальный воспитательный идеал ― высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;
· базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;
· духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
· духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Национальный воспитательный идеал
Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.
Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.
В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.
Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.
Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:
· преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;
· духовно-нравственные ценности, определенные в соответствии с действующим российским законодательством;
· внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.
Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей, является преумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.
Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России,
Современный национальный воспитательный идеалопределяется:
· в соответствии с национальным приоритетом;
· исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
· согласно Конституции Российской Федерации;
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
· готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
· укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
· формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
· развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
· принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
· готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
· способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
· трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
· осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
· свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
· укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
· осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
· готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
· развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
· заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
· осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
· понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
· бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
· законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
· духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
· укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
· повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
· повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
Читайте также:
- Почему растровая графика эффективно представляет изображения фотографического качества кратко
- План урока по физике 9 класс векторы
- Анализ олимпиады по физической культуре школьный этап
- Как начисляются больничные в 2021 году по болезни работника детского сада
- Кто защищал духовенство и крестьянство от врагов 6 класс кратко