Как сделать свою онлайн школу через инстаграм

Обновлено: 05.07.2024

Instagram на хайпе. Выросло поколение “предпринимателей”, которые не знают интернет за пределами социальной сети. Молодые мальчики и девочки мечтают создать блог и зарабатывать на рекламе. Видел школьников, которые создают видео и сториз, учатся дизайну и копирайтингу, для них это важнее, чем учеба в школе или ВУЗе. SMM-щиков стало, как вшей на бездомной собаке, каждая домохозяйка готова высказать экспертное мнение о том, как делать описание аккаунта, как часто писать посты и как проводить лайвы.

Не хотелось влазить в это счастливое пространство, заполненное розовыми пони и богатыми “психологинями”. Задавать неудобные вопросы — например, какое у вас ROMI? — и получать невнятные ответы. Но жизнь заставила — потребности клиентов и любопытство, — изучить стратегию продвижения в этой социальной сети.

В итоге появилась публикация, где рассказываю, как запустить онлайн курс в Instagram, два варианта: через открытый и закрытый аккаунт.

Это не единственные варианты. Например, можно через WhatsApp, Telegram, мастер-классы и даже сториз. Для разбора выбрал самые “классические”.

Содержание:

Стратегия продвижения онлайн-курса в Instagram

Классическая теория запусков Джеффа Уокера выглядит так:

  • пред-предзапуск, даем понюхать продукт, анонсируем;
  • предзапуск, даем попробовать на вкус;
  • запуск, продажи;
  • пост-запуск, проводим обучение, готовим почву к следующему запуску.

Это обобщенно. В каждом конкретном случае есть нюансы, платформа социальной сети тоже диктует условия.

Как выглядит запуск через Instagram?


“Наше внимание привлекают первичные потребности: выживание, голод, секс, защита близких, страх смерти.”

— Блейк Снайдер, “Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства.”

В каком жанре работаете? Триллер, детектив или фэнтези? У всех жанров своя специфика. Характер рассказа, повествования и последовательность изложения создают сюжет, за которым интересно следить, который интригует, пугает или смешит.

Voice of Tone, тональность общения с аудитория. Грубо или мягко, с применением обсценной лексики либо литературного языка. Здесь проявляется индивидуальность спикера.

Какой путь проделает главный герой, чтобы достичь желаемого? Анонсируем, вовлекаем в общение и по итогу проходим некий путь, в процессе которого главный герой перерождается, трансформируется, обретает новые смыслы.

Желательно видеть общие показатели по аккаунта и по отдельным публикациям. Оценивать корреляцию между вовлеченностью, числом подписчиков и реальными продажами. Здесь тоже могут быть открытия в виде “число подписчиков не равно числу продаж” — сильно не равно.

Автоматизация

Слабое место в Instagram, это автоматизация. За последние пару лет появились подвижки в виде автоответчика. Но пока что официального чат-бота нет.

Для чего нужна автоматизация:

  • напоминание о мероприятии (вебинар),
  • рассылка контента,
  • создание закрытых комьюнити (проведение марафона через мессенджер).
  • Емейл-рассылка, классический, проверенный годами и многими проектами вариант. Часто ругаются на низкую открываемость, но это вопрос степени заинтересованности и привычки аудитории общаться через емайл.
  • WhatsApp. Есть несколько крупных, очень успешных проекта, которые проводят марафоны через WhatsApp. Этот мессенджер самый распространенный в России. Проблемы: нет нормального API, чат-боты работают в серую, регулярно банятся. Максимальная численность группы 256, что слишком мало и приходится создавать несколько разных групп, что, в свою очередь, создает много работы для комьюнити-менеджера.
  • Telegram. Прекрасная автоматизация, много бесплатных возможностей. Это компенсируется слабой распространенностью, неудобством для некоторых групп пользователей. Об этом в Заключении.
  • Вконтакт. Технически много возможностей для чат-бота и автоматизации. Но некоторые группы аудитории не приемлют эту социальную сеть, потому что “по статусу не подходит”. Однако опыты показывают, что при прочих равных, ⅔ аудитории Instagram уверенно выбирают для подписки на уведомления чат-бот Вконтакте.
  • Facebook. Сильно ограничил возможности для рассылки, слабо распространен в России. Отдельный мир со своими особенностями.
  • Instagram Директ, нелегальные чат-боты. На свой страх и риск. Не рекомендую. Высокая вероятность бана. Хотя знаю людей, которые успешно применяли для своих проектов.

Итого, если вы технически подкованы и не хотите обрастать комьюнити менеджерами, путаться в бесконечных чатах WhatsApp, то оптимальный вариант Емайл+Вконтакт+Telegram. Довольно много конструкторов с чат-ботами поддерживает Вконтакт и Telegram. Для простых задач есть SendPulse с бесплатным тарифом, где кроме чат-ботов мощный конструктор триггерных емайл-рассылок (рекомендую).

Либо использовать только емайл-рассылки, что значительно проще и несет стратегические выгоды.

Либо простой вариант для начинающих, группа в WhatsApp. Это прямо совсем для начинающих. Либо богатых, которые готовы оплачивать работу штата поддержки для многих группы.

Проведение вебинара

Три варианта: напрямую через Instagram, через YouTube (Бизон или StreamYard), через связку OBS+Желтая утка.

Через Instagram

Самый простой вариант. Нужен смартфон. Можно изловчиться, рисовать на листочке и показывать зрителям. Для вебинара длительностью до часа вполне рабочий вариант. Но если продаете дорогой продукт, требуется эфир на 2-4 часа с демонстрацией презентации, то рекомендую что-то более удобное.

Через YouTube

Самое простое, сделать трансляцию с доступом по ссылке, которую высылать подписчикам (см. раздел Автоматизация). Трансляцию лучше сделать через StreamYard, с поддержкой интерактивных комментариев. Почему-то зрителям нравится, когда их комментарии появляются на экране и спикер отвечает на вопросы в прямом эфире.

Пример использования стримярд

Можно включить бегущую строку, подпись с именем спикера, делать всплывающие напоминания. В целом удобно проводить совместные эфиры и администрировать. Интуитивно понятный интерфейс, не требует установки отдельного софта.

Как вариант, использовать сервис Бизон, где тоже подключение через YouTube, но есть дополнительные возможности. Более профессиональный.

OBS и Желтая утка

Извращенный вариант, но… возможно кому-то пригодиться. В чем суть:

Все программы бесплатные.

Получается такой промежуточный вариант между вебинаром через Instagram и YouTube. Зрители со смартфонами, презентация в формате экрана телефона. Микрофон, камера и презентация подключаются с компьютера.

Во время трансляции нельзя входить в Instagram со смартфона, иначе прервется эфир.

Ссылка в описании аккаунта Instagram

Любимая тема для “сммщиц”, дескать заветные три строчки описания сделают вас богатыми. Ниже мой метод, продиктованный опытом.

Между запусками ссылка в описании ведет на Taplink, где:

  • три продукта-открывашки, самые ходовые, недорогие — либо вообще бесплатные лид-магниты;
  • ссылка на техподдержку,
  • ссылка на страницу-презентацию эксперта.

Все. Больше 5 ссылок размещать нельзя. Любое кладбище ссылок ведет к падению общей кликабельности. Это закон человеческой психики. Излишний выбор снижает удовлетворенность потребителя.

В момент открытия продаж Taplink убираем, вставляем ссылку на лендинг с описанием продукта. Одна ссылка, один продукт. Купить можно только сейчас, пока есть окно продаж.

Специфика Instagram

Социальная сеть Instagram на волне хайпа. Сотни или даже тысячи инстаблогеров рассказывают про успешный успех. Рынок смм делится на Instagram и всех остальных. (Теперь подтягивается Тик-Ток.)

В инфобизнесе и Instagram в основном женская аудитория. Поэтому продукт, сценарий запуск, эксперт — все работает на женщин. Женщинам проще себя продвигать, легче искать варианты размещения рекламы у блогеров, проще стартовать.

Условная цена лайка в Instagram самая низкая. Здесь проще всего заслужить лайки удачным постом. Нет дизлайков. Как следствие много нагламуренных аккаунтов с вылизанными картинками. Много эмоций. Мало смысла.

За последние пару лет хорошо видно, как упало качество контента, аудитория поглупела. Аудитория из Вконтакта и Одноклассников переехала в Instagram. Это самая большая и активная аудитория в русскоязычном пространстве.

Неоднородное. Есть старые качественные блоги, например Gurov Digital. Одновременно с этим появилось громадное число треша, откровенной глупости в глянцевой упаковке. Термин “однокнопочное мышление” приобретает особый смысл.

Посты до 2200 знк, много ценного не вложить в принципе. Аудитория привыкла к маленьким порция контента. Для справки: эта статья 20 тыс. знк. — 10 постов в Instagram.

Пользователи Instagram в 98% случаев заходят со смартфона. Трафик дешевый, мобильный. Это надо учитывать, планируя запуск, создавая вебинарные комнаты, рисуя лендинги. Возможно красивый сайт никто не оценит на экране смартфона. Скорость загрузки критична.

  • продажи часто спонтанные, особенно для недорогих продуктов,
  • можно продавать сразу с одного мастер-класса, каждую неделю;
  • технические усложнять нет смысла, Instagram требует от пользователя примитивный уровень владения технологиями;
  • продукты для женщин — прежде всего;
  • большое кол-во дилетантов, которые продают себя как специалисты. Подбор кадров это боль.

Ценовая политика

Чем дороже продукт, тем дольше марафон. В принципе через запуски лучше продавать продукты ценой выше $250.

Если цена продукта $50, то проще продавать через мастер-классы, с циклом 1 или 2 недели.

Сроки

Классическая ошибка затягивать сроки проведения продаж или марафона. Опытным путем замечено, что через 5-6 дней падает активность в марафоне. Поэтому:

  • марафон 3-7 дней,
  • окно продаж 5-7 дней.

Самые активные периоды со вторника до четверга включительно. Это период для продающих вебинаров или открытия окна продаж.

Заключение

Если убрать пену хайпа, то в сухом остатке видим преимущества Instagram:

  • технически доступный,
  • аудитория женская,
  • продаются гуманитарные продукты: психология, эзотерика, дети, здоровье;
  • трафик мобильный и дешевый;
  • низкая цена подписчика.
  • аудитория женская,
  • “технический имбецил” — это диагноз большей части аудитории,
  • низкая компетентность, сложные тексты не читают;
  • нет встроенных чат-ботов,
  • много псевдоэкспертов и проходимцев,
  • продажи через эмоции и сторителлинг.
  • продвигать аккаунт только за деньги.

Уже приводил пример кейса с Мариной Сухининой. Что показательно, в процессе сотрудничества было принято решение уйти от емайл рассылки в сторону “чистого Instagram”, потому что “все так делают”. В довесок был найден “специалист по продажам”. Итогом стал запуск с гораздо большей движухой, оборотом средств и… выхлопом +- как через емайл-рассылку. Т.е. в разрезе денег ничего сверхестественного Instagram не предлагает. Но эмоций больше, технически проще, комфортней для некоторых экспертов.

В любом случае, на 1-м месте качество исполнения и оценка фактов на основе данных. Это работает во всех социальных сетях без исключения.

Разбираемся, как открыть онлайн-школу с минимальным бюджетом и куда стоит вкладываться в первую очередь.

  • в какой нише вы запускаетесь
  • проект какого масштаба хотите запустить
  • сколько планируете заработать на старте и как скоро выйти в плюс.

Расходы на сервисы для создания сайта и продвижения

А) Сайт

Если вы будете продавать с сайта, вам потребуются:
лендинг. Его можно сделать на конструкторе сайтов (например, Tilda) самостоятельно, не привлекая дизайнера — у сервиса множество готовых шаблонов. Расходы на пользование конструктором — от 500 руб. в месяц при оплате на год. На старте проще выбрать вариант с помесячной оплатой + воспользоваться бесплатным пробным периодом, чтобы понять, подходит ли вам этот сервис.
хостинг — начинается от 100 руб. в месяц
домен — в зависимости от названия вашего сайта, может стоить от 100 до десятков тысяч рублей в год. Домен лучше выбрать запоминающийся, но красивое название сайта — не такое больше преимущество, чтобы за него переплачивать.

Б) Сервисы для рассылки

На эту статью бюджета мы закладываем:

  • конструктор Tilda — 750 рублей в месяц
  • хостинг — 200 рублей в год
  • домен — 200 рублей в год
  • email-рассылка — 1404 рублей в месяц
  • рассылка в чат-ботах — 1490 рублей в месяц

Итого: 3678 рублей в месяц.

Можно ли сэкономить?

Да. Мы можем значительно сэкономить на этой графе, если:

Пример

Расходы на сервисы для обучения

Если вы планируете обучать на платформе, лучше подключить ее сразу на старте, чтобы не перестраиваться на бегу, когда проект уже будет работать.
Для онлайн-обучения вам могут понадобиться:

  • LMS-системы, где вы будете загружать учебные материалы, проверять домашние работы и общаться с учащимися.

Например, базовый тариф Getcourse (до 1 тыс. пользователей) обойдется вам в 4 400 руб. при помесячной оплате. Базовый тариф Core (от 10 активных онлайн-курсов) — от 990 руб. в месяц. Базовый тариф Антитренинги (до 2 тыс. пользователей) — от 1 500 руб. в месяц.

Можно ли сэкономить?

  • вести обучение в соцсетях. Например, в Инстаграм можно проводить прямые эфиры, принимать домашние задания в комментариях под постом, там же давать обратную связь. Правда, таким образом можно организовать только непродолжительное обучение, например, soft skills. Для более масштабных программ все-таки понадобится LMS-система.
  • воспользоваться бесплатными решениями. Например, хранить учебные материалы на Google disc или Taplink, а учебные и промо-вебинары на небольшую аудиторию проводить в Zoom.
  • на старте воспользоваться пробной версией LMS-системы. Она есть практически у всех продуктов. Можно даже протестировать возможности нескольких платформ и выбрать ту, которая вам больше подходит.

Пример

Юлия уже решила проводить обучение в соцсетях, поэтому расходы на LMS она вычеркивает. А вот в платформу для проведения промо-вебинаров решает вложиться. Юлия предполагает, что на старте проекта привлечь на вебинары больше 100 участников не получится, поэтому она выбирает базовый тариф Pruffme и закладывает в расходы 3 400 руб.

Расходы на подоходный налог и эквайринг⠀

Налоги


Чаще всего онлайн-школы открываются или как ИП, или как самозанятый.

Если у вас ИП, скорее всего, вы выберете упрощенную систему налогообложения и будете платить или 6% с доходов, или 15% c доходов за вычетом расходов. Тут рекомендую посоветоваться с бухгалтером, ведь он может знать, например, о налоговых льготах для определенного вида деятельности в вашем регионе.

Сейчас популярность набирает регистрация себя как самозанятого. Это удобно: вы можете быстро и бесплатно стать самозанятым, вы не обязаны платить обязательные страховые взносы и ваш подоходный налог будет меньше, чем у ИП (4% — с поступлений от физлиц, 6% — с поступлений от ИП и юридических лиц). Минусы в том, что вы не можете нанимать сотрудников и ваш доход не может превышать 2,4 млн рублей в год.

В такой ситуации многие стартуют как самозанятые, а потом переходят на ИП, когда доход увеличивается и требуются сотрудники в штат.

Эквайринг

Когда вы проводите платеж на сайте, система оплаты удерживает небольшой процент с транзакции. Например, Ю-kassa забирает от 2,8% с каждой успешной транзакции. Поэтому если вы принимаете платежи на сайте, заранее уточните, какой процент вы заплатите за эквайринг.

Можно ли сэкономить?

  • вы узнаете о налоговых льготах в вашем регионе на ваш вид деятельности
  • вы получите налоговый вычет как самозанятый.

Пример


Расходы на оборудование

Если вы планируете вести уроки в видеоформате, вам может понадобиться качественное оборудование для съемки. Например:

  • петличный микрофон — от 1 500 руб. Для записи качественного звука
  • кольцевая лампа — от 2 000 руб. Ее можно использовать для съемки со смартфона или с ноутбука
  • веб-камера — от 2 000 руб. В случае, если встроенная камера на вашем ноутбуке или смартфоне не дает качественную картинку
  • фон с подставкой — от 3 000 руб. Фон можно выбрать бумажный или тканевый.

Можно ли сэкономить?

  • у вас современный ноутбук или смартфон, камера которых позволяет записать видео приемлемого качества
  • у вас дома несколько ламп, с помощью которых вы можете создать качественную картинку. И есть светлая однотонная стена без декора, на фоне которой вы можете записывать видео.

Пример

У Юлии современный смартфон с хорошей камерой, поэтому расходы на веб-камеру она вычеркивает из списка. Съемки она планирует вести из дома, где у нее светлые обои без рисунка. Поэтому в графу расходы она записывает только покупку петличного микрофона и кольцевой лампы — 3 500 руб.

Расходы на рекламу

Расходы на рекламу очень сильно зависят от того:

Если говорить о небольшом проекте, то на тестовый запуск рекламной кампании лучше заложить 5-10 тыс. руб., если тест окажется удачным, вложить дополнительную сумму — скажем, еще 20 тыс. руб. — чтобы привлечь больше аудитории. Лучше начинать с небольшого бюджета, тестировать, смотреть на результат и решать, вкладывать больше средств в этот канал привлечение или попробовать другой.

Можно ли здесь сэкономить?

  • у вас есть подписчики, например, в соцсетях, которые регулярно читают ваши посты и смотрят эфиры. В таком случае вы можете набрать первый поток платного продукта, сделав 2-3 поста в группе и сэкономив на рекламе. Но это удастся, если у вас не меньше тысячи активных подписчиков и продукт, который вы предлагаете, стоит недорого — до 3 тыс. руб.

Пример

Юлия ведет группу в Инстаграм, где у нее 1 500 подписчиков. Поэтому она:

  • делает 2 поста о том, что скоро стартует обучение и сейчас можно записаться в группу со скидкой
  • проводит 2 прямых эфира, где дает полезный контент и рассказывает про платный продукт
  • вкладывает в рекламу 5 тыс. руб., чтобы привлечь новую аудиторию.

И в итоге набирает 15 человек на первый запуск своего курса.

Расходы на команду

На старте для запуска проекта вам могут понадобиться:

  • бухгалтер. Его лучше взять с самого старта проекта, если у вас ИП.
  • копирайтер. Вам понадобятся тексты для соцсетей, рассылок, лидмагнитов, и будет здорово, если вы найдете универсального специалиста, который умеет писать в разных жанрах. На фрилансе такой специалист может стоить от 15 тыс. руб. при неполной занятости (3-4 часа в день)
  • интернет-маркетолог. Необходим, если вы вкладываетесь в рекламу и хотите привлечь больше аудитории. Вы можете нанять интернет-маркетолога не только в штат, но и под проект, для конкретного канала, также можете воспользоваться услугами агентства. Оклад интернет-маркетолога начинается от 50 тысяч рублей, агентства готовы брать за свои услуги от 20 тысяч рублей за 1 проект (например, за запуск рекламы 1 вебинара в 1 соцсети)
  • менеджер по продажам. Он будет звонить участникам бесплатных мероприятий, разговаривать с потенциальными клиентами. Половину дохода такого специалиста обычно составляет премиальная часть — она выплачивается, если вы сделали план по продажам
  • технический специалист. Он настроит рассылку, чат-бота, подключит платежные системы к лендингу, настроит LMS-систему. Специалиста можно нанять на проект от 5 тыс. руб. за консультацию и 2-3 часа работы.

Можно ли сэкономить?

Да. Чем больше задач вы готовы взять на себя на старте, тем больше получится сэкономить на команде. Например, здорово, если вы или ваш партнер умеете сами:

  • писать тексты
  • настраивать рекламные кампании
  • вести прямые эфиры
  • верстать лендинги или лидмагниты
  • настраивать чат-боты и рассылки
  • общаться с клиентами
  • вести финансовые документы.

Ту часть работы, которую вы не сможете взять на себя, лучше делегировать, например, специалисту, которого вы взяли на аутсорс.

Пример

Юля выбрала самозанятость и пока обходится без бухгалтера. Тексты для постов и рассылок она также пишет сама.
Менеджера по продажам Юлия планирует нанять со 2-3 запуска, а пока будет обзванивать участников вебинаров и оставивших заявки самостоятельно. Заодно узнает, что интересно ее аудитории и получит идеи для развития проекта.

Чтобы разобраться с вебинарной платформой, она наняла технического специалиста, но не в штат, а под проект. Он помог ей настроить вебинарную комнату и объяснил, как в следующий раз Юлии сделать это самостоятельно. Юлия заплатила ему 5000 рублей.

Итог

В нашем примере запуск онлайн-курса обойдется Юлии в 18 390 руб. Дальше ее расходы будут расти, но она уже сможет вкладывать деньги, заработанные на первом запуске и развивать проект.


Как создать онлайн-школу с нуля: выбор ниши, анализ рынка, создание и упаковка продукта, монетизация, реклама и продвижение, стратегия развития и иные нюансы.

Сегодня стало популярным обучение в онлайн-школах. Люди изучают иностранные языки, рисование, психологию, проходят образовательные, кулинарные тренинги и даже курсы по уборке дома и укладыванию детей спать в удобном режиме, получая знания и общаясь с преподавателем через интернет. Технические возможности для организации таких школ доступны каждому, и многие преподаватели стремятся монетизировать свои знания и передать их как можно большему числу учеников. Для предпринимателей эта ниша также интересна, поскольку онлайн-школа и для бизнеса имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с другими формами обучения.

Что такое онлайн-школа

Онлайн-курсы подразумевают передачу знаний от преподавателя к ученику посредством сети интернет. Для организации обучения онлайн могут использоваться разные платформы:

За подробностями приходите на бесплатный мастер-класс от владельца крупной онлайн школы.

Такой бизнес при грамотной организации рентабелен и требует минимальных вложений для старта. Бизнесмен может заработать на онлайн-курсах больше, чем в офлайн-школе, поскольку накладные расходы снижаются:

  • уходят затраты на аренду помещения и его эксплуатацию,
  • нет необходимости платить зарплату штатным педагогам (по курсу, подготовленному один раз, могут заниматься тысячи человек с минимальным участием преподавателя или вовсе без него).

Кроме того, онлайн-школа открыта для учеников со всего мира, что существенно расширяет базу потенциальных клиентов. Зарабатывать можно как на продаже собственных знаний, так и на знаниях приглашённых экспертов. Можно продавать мастер-классы, вебинары и курсы из нескольких занятий с обратной связью, а можно общаться с клиентом один на один и каждый раз решать его конкретные задачи (например, готовить к ЕГЭ или учить китайский язык).

Онлайн-курсы сегодня пользуются огромной популярностью, а статистические институты сообщают, что рынок онлайн-образования в целом растёт огромными темпами.

Люди за столом

В онлайн-школе можно научиться даже создавать онлайн-школы

Подготовка к созданию онлайн-школы с нуля

Чтобы оценить потенциальные затраты на старт проекта, прежде всего необходимо определить нишу для школы и формат работы.

Если вы выбрали нишу, в которой сами прекрасно разбираетесь, и хотите преподавать и разрабатывать учебные материалы лично, ваши стартовые расходы будут ниже, чем у того, кто с самого начала захочет пригласить экспертов и преподавателей.

Разные форматы работы также требуют и разных финансовых вложений. Например, наименее затратным является рассылка серии статей по подписке. Статьи для рассылки нужно составить только один раз, а продавать их можно бесконечно, пока будут желающие купить. Но такой формат подходит не для всех направлений, более универсальными являются видеоуроки. Затраты на производство видеоконтента будут зависеть от его типа. Например, для съёмки кулинарных мастер-классов, помимо собственно оборудования для съёмки, нужны также красивая кухня, преподаватель в фирменной одежде, продукты, кухонная техника и аксессуары и так далее. Для курсов по работе в компьютерных программах удобным окажется формат скринкастов, когда в готовой видеозаписи пользователь увидит все действия преподавателя в программе и услышит его комментарии за кадром. Затраты на эти два типа видеозаписей просто несопоставимы.

Подобным образом можно пройти по всем этапам создания онлайн-школы и понять, что однозначного ответа на вопрос о стартовом бюджете не существует. Кому-то для старта будет достаточно собственной головы и аккаунта в Instagram, другой же человек потратит несколько миллионов, и оба будут правы.

Как открыть онлайн-школу с нуля

При открытии онлайн-школы необходимо пройти ряд этапов:

  • выбрать нишу;
  • сформулировать цель и миссию проекта;
  • описать свою целевую аудиторию;
  • разработать и описать продукт (чему и как можно будет научиться в вашей школе, в каком формате будут идти занятия);
  • упаковать продукт для продажи (выбрать платформу для онлайн-занятий и/или сделать собственный сайт);
  • организовать рекламу и продвижение;
  • собрать статистику и проанализировать её.

Расходы и время, потраченное на каждый из этапов, будут зависеть от масштабов вашей деятельности, от выбранной ниши и ваших возможностей. Кто-то начнёт, потратив несколько тысяч рублей на рекламу, кому-то придётся серьёзно вложиться на каждом из этапов.

Видео: 7 шагов создания онлайн-школы

Начальный этап

На начальном этапе необходимо чётко оформить картинку будущего бизнеса сначала в своей голове, а затем на бумаге. Сперва необходимо выбрать нишу. Чем шире ниша, тем больше у вас конкурентов, тем сложнее занять место на рынке. Чтобы отстроиться от соперников, рекомендуется сузить нишу до разумных пределов. Примером широкой ниши могут быть кулинарные курсы, более узкие ниши — курсы для дошкольников, курсы для тортоделов или курсы полезного питания.

Начинающие бизнесмены часто пренебрегают формулированием цели и миссии проекта, считая это занятие глупостью и развлечением для больших корпораций. Однако понимание цели и миссии необходимы как самому предпринимателю для разработки стратегии развития, так и его потенциальным клиентам для принятия решения о покупке.

Когда вы поняли, каким хотите видеть свой бизнес, необходимо максимально подробно описать своих клиентов.

Чем точнее вы опишете свою аудиторию, тем тоньше будут настройки рекламы и тем быстрее эта аудитория сможет вас отыскать среди предложений конкурентов. Учитывайте возраст, географию проживания, пол, семейный статус, наличие или отсутствие детей и/или домашних животных, уровень образования, место работы, интересы, доход в цифрах, преследуемые цели и любые другие критерии, релевантные для вашего образовательного проекта.

Эти же курсы фотографии могут ориентироваться на целевую аудиторию, описанную следующим образом: студенты старших курсов, проживающие в регионах, заинтересованные в приобретении профессии для подработки без отрыва от учёбы, не делают спонтанных покупок, любят скидки, не готовы тратить большие суммы на дополнительное образование.

Разработка продукта

Необходимый элемент вашего продукта — план обучения. На этапе анализа потребностей целевой аудитории вы выделяете цели, для достижения которых люди пойдут учиться в вашу школу. План обучения отражает путь клиента к достижению этих целей.

Например, если человек хочет подготовиться к сдаче ЕГЭ по математике, в курс необходимо включить учебные блоки по темам школьного курса математики, блок психологической подготовки, предусмотреть проведение пробных экзаменов в рамках курса.

Когда каркас курса готов, можно наполнять каждый из блоков релевантным контентом: теорией, задачами и тестами разного уровня сложности.

Выбор формата занятий в онлайн-школе во многом зависит от выбранной ниши. Если основы контент-маркетинга можно освоить по статьям из рассылки, то одних текстовых материалов едва ли хватит, чтобы научиться ремонтировать автомобиль. Кроме формы представления учебного материала (рассылка, видеоуроки, живое общение через мессенджеры и так далее), необходимо продумать и другие моменты:

  • расписание;
  • частота и продолжительность уроков;
  • наличие домашних заданий и способ их проверки;
  • сопроводительная литература или онлайн-ресурсы, которые вы будете рекомендовать своим ученикам;
  • выпускной экзамен;
  • документ об окончании курса.

Разрабатывая продукт, важно не погрязнуть в перфекционизме. Допиливать любую программу до совершенства можно бесконечно, но совершенный, с вашей точки зрения, продукт может оказаться ненужным вашей аудитории. Кроме того, каждый день вокруг стартуют сотни похожих друг на друга проектов. Чтобы избежать напрасной работы и быть уверенным, что ваша школа будет востребованной, продукт необходимо начинать тестировать уже в процессе разработки. Собирайте лояльную аудиторию и на льготных условиях (бесплатно, в обмен на обратную связь) предлагайте учёбу в вашей школе или отдельные уроки. Полученный фидбек поможет скорректировать направление работы.

Упаковка продукта

Когда учебный контент готов, а целевая аудитория описана, пора оформлять контент для конечного потребителя. Необходимо принять решение, нужен ли вашей школе отдельный сайт или вы готовы обойтись лендингом (специальная рекламная страница с описанием услуги и формой для сбора контактных данных) либо аккаунтом в социальной сети.

Сайт онлайн-школы вязания Маргариты Тереховой

Онлайн-школы могут функционировать и на мобильных платформах

Если же вы планируете использовать свой сайт как платформу для онлайн-обучения, к его разработке придётся привлекать программистов, однако подавляющая часть онлайн-курсов сегодня функционирует на готовых специализированных платформах. Базовый функционал таких платформ позволяет создавать каждому студенту личный кабинет, в котором можно просматривать учебные материалы, отслеживать учебный прогресс, общаться с преподавателем и другими студентами. Платформы бывают платными и бесплатными и отличаются удобством использования и наличием дополнительных фишек, например, возмоожностью внедрить геймификацию. К числу наиболее популярных в России относятся:

  • Moodle — бесплатная система с открытым кодом; громоздкий интерфейс и сложность в управлении для пользователей, не знакомых с программированием;
  • Stepik — российская разработка (сайт и мобильные приложения), позволяет создавать бесплатные открытые и платные приватные онлайн-курсы, общаться со слушателями, собирать оплату, анализировать статистику, выдавать электронные сертификаты;
  • iSpring — платный продукт с бесплатным тестовым периодом в 2 недели, безлимитное хранилище для учебных материалов, возможность использовать разные форматы материалов, собирать статистику, допускает геймификацию и позволяет брендировать страницу онлайн-курса под ваш стиль;
  • Teachbase — платная отечественная программа с 14-ти дневным тестовым периодом и с оплатой за активных слушателей, если слушателей не больше 5 человек, можно использовать бесплатно;
  • GetCourse — многофункциональная система, позволяет делать вебинары, рассылки, лендинги, принимает платежи, обладает функционалом CRM, можно даже внедрить собственную партнёрскую программу для привлечения клиентов.

Образовательные платформы часто позволяют принимать оплату за курс, поэтому не всегда целесообразно устанавливать систему оплаты на собственном сайте. Если же вы хотите самостоятельно собирать оплату за занятия, можно использовать Яндекс.Деньги, Web Money, Qiwi, Pay Pal или сервис Робокасса.

Видео: обзор платформ для создания онлайн-курсов

Продвижение продукта и привлечение целевой аудитории

Для заработка недостаточно просто создать сайт и залить образовательный контент на учебную платформу. Необходимо позаботиться о постоянном потоке клиентов, то есть о рекламе. Доступны следующие базовые онлайн-каналы:

  • реклама в социальных сетях (таргетированная или реклама у блогеров);
  • контекстная реклама в поисковиках (Яндекс, Google);
  • бесплатные вебинары.

Выбирать социальные сети для рекламы нужно исходя из особенностей вашей целевой аудитории. В Instagram легко найти фотографов и молодых мамочек, во ВКонтакте встречаются представители разных целевых групп, Facebook традиционно является площадкой для поиска бизнес-аудитории. Для контекстной рекламы в соцсетях необязательно иметь в этих соцсетях аккаунты, а с рекламных объявлений можно переводить пользователей напрямую на свой сайт. Для рекламы у блогеров удобнее иметь свой аккаунт в соцсети.

Контекстная реклама в поисковиках может приводить потенциальных клиентов на сайт, учебную платформу или аккаунт в соцсети. Чтобы реклама была максимально эффективной, то есть приносила максимум клиентов при минимальной стоимости, при настройке необходимо учитывать портрет целевой аудитории максимально точно.

Видео: как продвигать онлайн-школу

Статистика

Для успеха в глобальной перспективе необходимо анализировать показатели статистики. Помимо стандартной для любого бизнеса оценки эффективности рекламных кампаний полезно отслеживать и статистику по работе студентов над учебными материалами. Если учебная платформа, с которой вы работаете, не предоставляет такие данные, их можно собрать вручную, раздав фокус-группе анкеты. Вы поймёте, не перегружен ли курс, понятно ли изложены сведения, всё ли работает так, как вы задумали, удобно ли это людям и так далее. Эти сведения помогут выявить ошибки и улучшить курс.

Видео: как организовать продажи в онлайн-школе

Итоговая оценка финансовых и временных вложений

К расходам на запуск онлайн-школы стоит добавить также и расходы на официальную регистрацию бизнеса (ИП или ООО) и бухгалтерские услуги. Как успешно стартовать, так и завалить бизнес можно и на 30 000 рублей, и на полмиллиона. Чем меньше денег вы готовы вложить, тем больше придётся потратить своего времени и усилий, но если вы планируете онлайн-курс, где преподавать будете только вы, подготовить его можно даже за месяц. Более масштабные проекты могут готовиться от трёх до шести месяцев в зависимости от типа учебного контента, структуры школы и прочих моментов.

Более подробно о том, как запустить онлайн школу и заработать более 20 млн рублей, вы узнаете на бесплатном мастер-классе.

Идеи для создания онлайн-школ и курсов

Онлайн-курсы можно создавать на разные темы и на разных площадках. Для монокурсов одного преподавателя достаточно закрытой группы в соцсети, более масштабные проекты (например, школа рисования Вероники Калачёвой) используют только профильные платформы.

Сайт онлайн-школы рисования Вероники Калачёвой

Создатели онлайн-школы рисования для взрослых утверждают, что рисовать может каждый

Популярной нишей для онлайн-курсов является изучение иностранных языков. Успех крупнейшей в России школы дистанционного образования SkyEng заставляет приходить на рынок всё новые амбициозные образовательные стартапы. Успешными могут оказаться даже небольшие проекты. Выехать можно не только на удачно подобранной нише, но даже на личной харизме преподавателя. Вот здесь можно скачать бизнес план языковых курсов.

Мои знакомые открыли небольшую онлайн-школу испанского языка, занятия проходят в закрытом сообществе ВКонтакте. Ребята имеют филологическое образование и преподают самостоятельно. Когда группа учеников сформирована, преподаватель выкладывает небольшие учебные ролики и выдаёт домашние задания. Проверку домашних работ берёт на себя ассистент. Продвигаются посредством таргетированной рекламы в этой же соцсети. Во ВКонтакте обитают представители самых разных слоёв и социальных групп, поэтому правильно настроенная реклама помогает набрать учеников быстро и недорого.

Российские онлайн-курсы по разным видам рукоделия привлекают учеников со всего света. Школы вязания, вышивки, шитья, бисероплетения и изготовления украшений очень востребованы. Появляются даже мобильные приложения для обучения (например, такое приложение есть у Школы вязания Маргариты Тереховой).

Дизайнеры и иллюстраторы со склонностью к преподаванию тоже получили возможность монетизировать свои умения. Школы рисования для детей и взрослых открывают свои виртуальные двери всем желающим. Можно проходить как комплексные академические курсы живописи, так и осваивать конкретные техники.

Моя любимая школа рисования — Lil School. Проект позиционируется как детский, однако многие родители с удовольствием подключаются к творчеству. У ребят есть сайт, своё мобильное приложение и аккаунт в Instagram. Видеозаписи уроков предоставляются за определённую плату, доступ к ним даётся на целый год.

Видео: урок в онлайн-школе Lil School

Кулинарное искусство также можно осваивать в онлайн-режиме. Виртуальную школу поваров могут посещать дети и взрослые, любители и профессионалы.

Кстати, русскоговорящие жители западных стран часто учатся в российских онлайн-школах ещё и для экономии бюджета. В пересчёте на евро и доллары отечественные проекты предлагают более чем доступные цены на учёбу.

Отзывы о создании онлайн-школ

Число онлайн-школ во всём мире растёт, и многие создатели таких школ охотно делятся в сети своим опытом. Полезно обращать внимание не только на отзывы соотечественников, но и на опыт зарубежных коллег, ведь в Россию многие онлайн-тренды до сих пор приходят из западных стран.

Видео: интервью с создателем онлайн-школы рисования

Открытие своей онлайн-школы для многих специалистов стало возможностью уйти с наёмной работы в собственный бизнес. Безусловно, одного преподавательского таланта недостаточно для достижения успеха, но вопросы, в которых вы недостаточно компетентны, всегда можно делегировать специалистам. Если вы мечтаете об открытии своей школы, сейчас самый подходящий момент для старта. Создавайте качественный продукт, совершенствуйте его, используйте грамотно каналы продвижения, учитесь управлять своим бизнесом и успех обязательно придёт.

Писатель, копирайтер и редактор. Пишу о бизнесе, инвестициях и криптовалютах

Один дома: как открыть онлайн-школу для детей

Ажиотажный спрос на онлайн-обучение в период пандемии и прогнозы по трехкратному росту рынка к 2023 году, подсказывают, что в наступающем году онлайн-школы будут одной из популярнейших бизнес-ниш.

Уходящий 2020-ый год ознаменовался настоящим бумом на онлайн-образование вообще, и на детское обучение в частности. В первую очередь на всплеск интереса к курсам в сети повлияла конечно же пандемия - все большее количество родителей стараются сократить посещение детьми занятий в “оффлайне”, а на обучение через Skype и Zoom переходят даже те представители детских образовательных школ, которые ранее не делали ставки на такой формат обучения.

Тем не менее, тренд на переход образовательных стартапов в интернет наметился даже задолго до глобального распространения COVID-19. Неумолимая статистика гласит, что еще по итогу 2019-го года в России было открыто столько же онлайн-школ, сколько появилось в стране за последние 10(!) лет.

То есть все в любом случае шло к тому, чтобы перевести детские курсы и обучающие программы в сеть, а пандемия лишь ускорила этот процесс.

Тем не менее, есть где развернуться и предпринимателям с куда меньшими возможностями инвестиций - многие представители малого и среднего бизнеса на рубеже 2022 года имеют отличную возможность запустить свой проект и успешно раскрутить его на волне растущего спроса. Итак, что нужно для того, чтобы открыть свою детскую онлайн-школу и как пошагово можно выстроить бизнес-процессы?

В какую нишу податься

Для начала потребуется выбрать направление, в котором вы планируете развивать обучение в сети. Среди наиболее востребованных ниш в EdTech - курсы иностранных языков и обучение школьников программированию. В последнее время набирает популярность также подготовка старшеклассников к ЕГЭ и поступлению в ВУЗы.

Интересно, что даже в таком довольно консервативном изначально сегменте как образование, некоторые предприниматели придумывают нестандартные инструменты, которые позволяют привлечь к проекту внимание детей и их родителей. Среди весьма действенных примеров - геймификация процесса обучения, например использование популярных среди школьников игр наподобие Minecraft.

При этом многие аналитики предсказывают, что наибольшим успехом в ближайшие годы станут пользоваться те представители онлайн-школ, которые смогут разработать четкую систему грейдов (уровней), рассчитанную на долгие годы (и даже десятилетия) обучения. Идеальный вариант - формирование экосистемы, которая позволит поступить в цифровую школу ребенку младшего школьного возраста, и обучить его вплоть до высококлассного специалиста в определенной области в будущем. То есть, все большее количество онлайн-школ по сути будет конкурировать не только с коммерческими проектами, но и “играть на поле” государственных образовательных учреждений.

При открытии детской онлайн-школы потребуется официально зарегистрировать бизнес. Многие начинают образовательные интернет-проекты в качестве ИП, на старте это оптимальный формат, если вы сами будете непосредственно участвовать в ведении учебного процесса. При этом самый частый вопрос, который стоит у начинающего предпринимателя - какой код ОКВЭД нужно указать при регистрации своей онлайн-школы?

Важно понимать, что юридически для государства по большому счету не имеет значения, оказываете ли вы образовательные услуги онлайн, либо делаете это офлайн (по крайней мере пока что). Поэтому при регистрации онлайн-школы вполне подойдет следующий код согласно классификатору: 85.41.9 — образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки. Сюда входят следующие общеобразовательные направления:

образование, которое не определяется квалификационным уровнем, академическое образование, центры обучения, предлагающие коррекционные курсы, курсы по подготовке к экзаменам, обучение языкам, компьютерные курсы

дальнейшее образование, а также тренинги и курсы для разных профессий, хобби и занятия для личного роста

лагеря и школы, предоставляющие обучение в областях спорта группам и индивидуально, обучение искусствам, драме или музыке или другое обучение или специальное обучение

Свой тренинговый центр за 69 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Однако если для образовательного процесса обучения будут привлечены сторонние преподаватели, то тут без лицензирования деятельности, увы, никак не обойтись. При этом не имеет значения, работаете вы как ИП, либо через ООО - соответствующее разрешение получать придется в любом случае.

Впрочем, все это “работает” зачастую только лишь на бумаге - многие онлайн-школы пытаются использовать лазейку в законодательстве и заключают с учащимися договоры на информационные услуги и консалтинг. Формально такая деятельность не попадает под определение образования, а значит в теории не требует лицензирования. Однако мы настоятельно рекомендуем работать “в белую” - такой подход позволит избежать возможных судебных разбирательств и даст возможность спокойно масштабировать бизнес с течением времени.

Получение лицензии для детской онлайн-школы: пошаговая инструкция

Полный список региональных органов, в которых можно оформить лицензию на обучение, есть на официальном сайте Рособрнадзора, а процедура подачи заявления довольно проста и логична (для оформления заявки можно воспользоваться Госуслугами). Однако придется соответствовать некоторым требованиям, которые предъявляются к онлайн-школам при прохождении процедуры лицензирования:

Наличие помещения. До недавнего времени законодательство отставало от текущих реалий и свое помещение под образовательную деятельность было обязательным даже для тех, кто работал только в сети. Однако с 1 января 2021 года вступает в силу новое постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490 "О лицензировании образовательной деятельности", согласно которому онлайн-школы наконец освободят от необходимости предоставлять заключение о соответствии помещений и оборудования санитарным нормам.

Это существенно облегчит процедуру получения лицензии новым предпринимателям, поскольку не только избавит от необходимых ранее трат на аренду помещения, но и сократит время сбора документов.

Однако с нового года добавляется и новое условие для бизнеса из “онлайна” - теперь предприниматель должен будет доказать, что у его организации для построения качественного обучения есть вся необходимая электронная информационно-образовательная среда.

Наличие профессионального педагогического образования у наемных преподавателей и стажа работы по специальности.

Потребуется предоставить на согласование собственную образовательную программу, которая должна соответствовать текущим требования Министерства образования РФ.

Пакет документов. Ну и наконец нужно будет собрать полный пакет документов. Кто-то из предпринимателей готовит его самостоятельно, а некоторые предпочитают обратиться за помощью в специализированные консалтинговые агентства. Обязательны правильно составленное заявление на получение лицензии, справки, копии Устава в случае с ООО и свидетельства о регистрации, а также подтверждение оплаты государственной пошлины.

При этом полученная лицензия не будет иметь сроков действия и пролонгируется автоматически каждый год.

Персонал онлайн-школы

Маркетинг и продажи

Основной упор в привлечении потенциальных клиентов детские онлайн-школы делают на контекстную рекламу в сети. Чтобы не “слить” впустую большой бюджет на старте по неопытности, лучше нанять директолога - специалиста, который возьмется за настройку и ведение рекламных кампаний.

Хорошие результаты показывает активное использование соцсетей - наличие собственного аккаунта в “Инстаграм” и “ВКонтакте” стало практически обязательным для любой онлайн-школы.

В качестве альтернативных вариантов привлечения клиентов можно использовать партнерские программы со школами и ВУЗами, через которые поступает до четверти лидов детских онлайн-школ.

Оцифровка бизнеса

Многие онлайн-школы используют собственный сайт как визитную карточку бизнеса - на страничке компании можно ознакомиться с действующими тарифами на обучение, узнать подробнее про расписание курсов и ознакомиться с преподавательским составом. При этом адаптировать сайт под платформу для обучения - удовольствие довольно затратное как по времени, так и по финансовым ресурсам. Если использовать его только как информационную составляющую, вполне реально уложиться в бюджет до 10 000 рублей, либо и вовсе самостоятельно воспользоваться готовыми шаблонами web-page.

Разработка обучающей платформы на базе сайта существенно дороже - тарифы разработчиков стартуют с отметки 50 000 рублей и выше, поэтому мы рекомендуем на старте воспользоваться готовыми специализированными платформами для онлайн-обучения. Благо выбор на просторах Рунета сейчас довольно большой. Перечислим наиболее популярные площадки:

Stepik – продукт российских разработчиков, который позволяет не только проводить онлайн-конференции, но и собирать аналитику по пользователям, получать оплату за курсы и использовать мобильное приложение.

Teachbase - тот случай, когда есть возможность попробовать в деле саму платформу (есть бесплатный двухнедельный тестовый период) чтобы решить, насколько она подходит под ваши потребности.

GetCourse - платформа с обширным функционалом, который предполагает даже наличие CRM и возможность запуска партнерской программы для привлечения новых пользователей.

iSpring - подойдет тем, кому необходимо будет хранить большие объемы обучающих материалов в “облаке” и дает возможность геймификации учебного процесса, что крайне актуально для детских курсов и обычно стоит немалых денег в случае с “допиливанием” собственного продукта силами сторонних IT-разработчиков.

Большинство готовых площадок для проведения онлайн-курсов дают возможность сэкономить на установке собственной системы оплаты. В любом случае, не стоит забывать 54 Федеральный закон, который обязывает предпринимателя иметь онлайн-кассу, предоставлять чеки клиентам и подавать соответствующие данные о продажах в налоговую инспекцию. Затраты на покупку онлайн-кассы составят от 20 000 рублей.

Финансовые показатели

Среди преимуществ бизнеса в сфере детского онлайн-образования - возможность запуска проекта с небольшими инвестициями. Конечно, среди крупных проектов нередки случаи, когда в открытие онлайн-школы вкладывались шестизначные суммы, однако большинство предпринимателей на старте все же предпочтет запуститься, ограничившись малыми вложениями.

Наибольшие затраты придется понести в сфере маркетинга и оцифровки бизнеса.

Запуск первичной контекстной рекламной компании в сети: 50 000 рублей (далее бюджет на продвижение можно уменьшить, поскольку начнет работать так называемое “сарафанное радио” - ученики и их родители станут рекомендовать вашу онлайн-школу своим друзьям и знакомым, что уменьшит затраты на формирование новых групп).

Разработка сайта: 10 000 рублей

Предоплата за использование готовой площадки для онлайн-обучения: 10 000 руб.

Настройка и продвижение аккаунта в соцсетях: 20 000 рублей, включая услуги интернет-маркетолога

Затраты на открытие бизнеса (800 рублей госпошлина за лицензию, плюс госпошлина за открытие ИП или ООО, а также услуги консалтинговой компании по желанию): до 5000 руб.

Итого при открытии детской онлайн-школы на начальном этапе можно уложиться до 100 000 рублей.

Доходы онлайн-школы

Теперь что касается выручки. Аналитика российского онлайн-образования свидетельствует, что средний размер трат на детские курсы в стране пока меньше, чем на образование взрослого населения. Если за курсы совершеннолетних пользователей в 2020 году в среднем клиенты отдавали от 30 000 до 50 000 рублей, то по детским обучающим программам средний чек меньше - порядка 15 000 рублей (в среднем около 5 тысяч рублей в месяц).

Размер вознаграждения преподавателя варьируется и в среднем составляет порядка 40 процентов от выручки. Таким образом, сформировав минимум 5 группы из 5-6 человек с ежемесячной выручкой в 30 000 рублей каждая, предприниматель получит ежемесячно порядка 150 000 рублей.

Ежемесячные траты включают в себя следующие пункты:

Выплата сдельной заработной платы преподавателям - 60 000 руб.;

Затраты на онлайн-маркетинг - 20 000 руб.;

Налог: 9000 руб. (при работе ИП На УСН по системе 6 процентов от дохода). Кстати, в качестве альтернативы по оптимизации налоговой базы некоторые сейчас стали переходить на патентную систему - это 20 000 – 30 000 рублей в год в зависимости от региона.

Таким образом, чистая прибыль предпринимателя при указанном объеме учащихся составит 61 000 рублей. С одной стороны немного, однако не стоит забывать о некоторых положительных моментах:

Сумму вложений мы рассматривали минимальную, поэтому срок окупаемости онлайн-школы не превысит 2 месяцев.

Как любой другой проект в сфере услуг, онлайн-школа со временем начнет обрастать новыми клиентами по рекомендациям. Свой рост показывают с течением времени аккаунты в соцсетях.

Отложенный спрос, что особенно актуально в случае сезонности обучения (например, подготовка к ЕГЭ или поступлению в ВУЗы).

Если учесть ажиотажный спрос на онлайн-обучение в период пандемии, весьма велика вероятность того, что с течением времени прибыль от бизнеса будет расти. Закладывают существенное увеличение оборотов в сфере онлайн-обучения и эксперты ВШЭ (Высшей школы экономики). По их подсчетам, рынок обучения в сети в России по итогу 2020 года составит 40 миллиардов рублей, а уже через 3 года, в 2023-ем, вырастет до 60-ти. Поэтому в списке ниш для развития бизнеса в наступающем двадцать первом мы, безусловно, отдаем онлайн-школам одну из лидирующих позиций в топе.

Читайте также: