Как сделать сцену в школе

Обновлено: 17.05.2024

На основании Государственного контракта и технического задания группа компании SBL в соответствии требований ГОСТов, СНИП-ов и других действующих нормативных актов Российской Федерации осуществила разработку технологических решений проектной документации актового зала Сибирской академии государственной службы (СибАГС). По завершению работ проектная документация представлена заказчику в виде: пояснительной записки, комплекта основной документации, технических характеристик оборудования и спецификации оборудования и материалов.


Объектом разработки проекта является актовый зал СибАГС, имеющий форму амфитеатра со ступенчато расположенными рядами. На площадке верхнего ряда актового холла проектом предусмотрено размещение операторской с установкой оборудования системы управления. При выполнении проекта учитывалось многопрофильное использование актового помещения:
-проведение конференций, презентаций, собраний, лекций;
-проведение культурно-массовых мероприятий;
-просмотр видеофильмов.
В составе технологических решений проекта представлены системы:
- проекционная;
- звуковая;
- сценического освещения;
- машинерии сцены и холла;
- режиссерской связи;
- элементы интерьера.

Проекционная система, предназначенная для отображения видео и графической информации была укомплектована необходимым проекционным оборудованием. Разработка проекционной системы актового зала осуществлена с учетом многофункционального использования на основании произведенных расчетов и особенностей эксплуатации. В состав проекционной системы, кроме проектора и экрана, включены:

- персональный компьютер с LCD -монитором;
- усилитель-распределитель;
- коммутатор;
- DVD -проигрыватель;
- два комплекта передатчика и приемника;
- адаптер аудиосигнала;
- сетевой концентратор;
- ноутбук;
- устройство потолочного крепления проектора.

Проекционная система

Проекционная система актового зала

В режиме презентации в качестве источника видеосигнала принят персональный компьютер и ноутбук. Компьютер устанавливается в операторской, а ноутбук в зале на столе президиума или на трибуне. Для удобства коммутации ноутбука, проектом предусмотрена установка врезной монтажной коробки, в которой устанавливается передатчик XGA сигнала по витой паре в виде панельного адаптера и панельный адаптер аудиосигнала.
В режиме просмотра видеофильмов источником видеосигнала принят DVD – проигрыватель, установленный в рэковый шкаф операторской.
Принятое решение о возможности управления проектором при помощи компьютера позволило проецировать изображение форматом 4:3, 16:10 и 16:9. Мощный световой поток выбранного проектора (6000 ANSI лм) и возможность управления яркостью и контрастностью позволяют получить четкое изображение не только при дневном освещении, но и при затемнении помещения.
Выбранный в соответствии расчетов моторизированный экран с размерами 4х3м позволяет проводить презентации, совещания, конференции и просмотры фильмов. Управление экраном предусмотрено с помощью настенного трехкнопочного блока со встроенным радиочастотным приемником и дистанционным пультом управления

Для расчета акустических систем и акустики была построена математическая модель с учетом архитектурных особенностей помещения. Чтобы создать необходимую акустику были подобраны акустические стеновые и потолочные панели на основе базальтового волокна.

Функциональная схема звуковой системы

Для достижения хорошей акустики и качественного, разборчивого звука при помощи моделирования актового зала были подобраны определенные акустические системы, их мощность, полярные данные и место расположение, при этом учитывалась возможность прослушивания стерео фонограммы и звуковой многоканальной линии 5,1. Так как зал имеет два боковых кармана, то для лучшего покрытия и эффекта присутствия в любой точке зрительских мест установлены три пары акустических систем. Первая пара S 1и S 1* являются фронтальной линией. Вторая пара S 2 и S 2* ближняя тыловая линия. Она покрывает боковые карманы и первые, и средние центральные ряды. Третья пара S 3 и S 3* дальняя тыловая линия. Она покрывает задние центральные ряды. Под сценой установлены два сабвуфера Sub 1 и Sub 2, мощность и полярные данные, которых подобраны для равномерного звучания в любой точке. На сцене установлены две мониторные акустические системы М1 и М2, используемые выступающими на сцене и как центральная линяя при просмотре фильмов. Управление звуковой системой предусмотрено осуществлять при помощи микшерного пульта Mix . К пульту через мультикор подключаются проводные микрофоны.

Схема раположения звуковой системы и коммутации

Две радиосистемы Rs 1, Rs 2, размещенные в операторской, подключаются в свободные микрофонные входы. Для получения равномерного сигнала и предотвращения обратной связи все шесть микрофонов обрабатываются тремя компрессорами Com 1, Com 2, Com 3. DVD -проигрыватель и компьютер подключаются к оставшимся стерео и микрофонным входам. Дальше тыловые и фронтальные выходы сведены с динамическим процессором.


Процессор путем, суммирования и копирования сигналов, получает в сабвуферную линию и две тыловых линии. Каждая, линяя обрабатывается процессором цепочкой эффектов, которые позволяют добиться сбалансированного четкого сигнала и защитить акустические системы от перегрузок. С процессора выходы в соответствии с назначением каналов соединены с соответствующими усилителями Asub , Afr , As 1 и As 2 и в дальнейшем с акустикой. Мониторный выход микшерного пульта соединяется с усилителем Am и в дальнейшем через коммутационный люк установленный на сцене, сигнал подается на мониторные колонки М1 и М2.

Система сценического освещения
Система сценического освещения представлена из заливающего и внешнего света. Заливающий свет образует 24 LED парблайзерами. Они устанавливаются на вертикальные и горизонтальные фермы. LED пары могут менять цвет по палитре RGB . Использование LED пары дает неограниченные возможности для создания декорационного освещения и динамического шоу представления. Управляются LED пары по протоколу DMX . LED технология обладает большим ресурсом работы, низким энергопотреблением и малым тепловыделением. Она позволяет существенно сэкономить на обслуживании приборов.

Сценическое освещение

Оборудование сценического освещения

Внешний свет состоит из четырех театральных прожекторов и управляемого диммерного блока. Театральные прожекторы обладают мягким желтоватым, классическим светом, и хорошо дополняют общую картину.
Для управления парблайзерами в операторской комнате установлен 24-ех канальный DMX пульт, который позволяет управлять каждым отделено взятым прибором и формировать их в группы. Пульт управления театральными прожекторами встроен в диммерный блок.

Система машинери и сцены и зала
В состав системы машинерии сцены и зала включены устройство подвеса оборудования системы сценического освещения, устройство раздвижного занавеса и декораций, устройство моторизованных штор, одежда сцены и актового зала. Выбор элементов системы машинерии осуществлен на основании технического задания, произведенных расчетов, а также требований обеспечивающих безопасную эксплуатацию.
Устройство подвеса оборудования системы сценического, освещения укомплектовано горизонтальными штанкетами, горизонтальными и вертикальными фермами, ручной червячной лебедкой. Устройством раздвижного занавеса является карниз с электроприводом, занавес и декоративный фартук.

Устройства систем машинерии сцены

Устройства системы машинерии сцены

В качестве одежды сцены предусмотрено два комплекта декорации в виде римских штор, а в качестве одежды актового зала – шторы окон. Для подъема штор декорации и окон использованы моторизованные карнизы. Полотна занавеса, штор декорации и штор окон выполнены из ткани типа BLACK - OUT . Ткань, используемая для занавеса, штор декорации и окон обладает светонепроницаемыми теплоотражающими свойствами и соответствует требованиям пожарной безопасности. Управление занавесом, декорационными и оконными шторами осуществляется дистанционными пультами управления.

Система режиссерской связи

Проектом предусмотрена режиссерская связь, обеспечивающая связь оператора с режиссером, столом президиума, докладчиком и службой обеспечивающей безопасность и охрану всего объекта заказчика.

Система управления и коммутации
Управление и коммутация актового зала разрабатывалась как подсистема передачи сигналов (проекционной и звуковой, системы сценического освещения и машинерии). При этом оборудование центрального пульта управления предусмотрено разместить в операторской комнате, а коммутационные сети проложить в подвесных лотках и кабельных каналах, отдельно от электрических кабелей питания. Размещение кабельных каналов предусмотрено под сценой, под подвесным потолком и на стенах.

Оборудование операторской комнаты

Оборудование операторской комнаты

Элементы интерьера актового зала

Техническим заданием не ставилась задача разработки архитектурных и дизайнерских решений. Однако для достижения критериев назначения помещения и комфортных условий участникам, исполнители проекта разработали ряд элементов интерьера и представили их к обязательному исполнению. К элементам интерьера для обязательного исполнения относятся акустические потолочные и стеновые панели, которые выполняют задачу в достижении не только необходимых акустических показателей, но и дизайнерских решений.

3D. Общий вид актового зала

Другим важным элементом интерьера является выбор и расстановка кресел. Выбор кресел для зрителей и их планировочная расстановка осуществлена на основании требований ГОСТов и рекомендаций СНИПов, с учетом создания комфортности, продолжительной эксплуатации и доступной стоимости. В соответствии требований и произведенных расчетов, проектом предусмотрено установить 244 мягких кресел с откидными спинками с устройствами крепления кресел к полу. В принятой схеме расстановки кресел предусмотрены проходы между рядами кресел, между первым рядом кресел и передней границей сцены.



При работе над элементами интерьера разработчики проекта принимали дизайнерские решения, направленные на обеспечение комфортных условий в актовом зале. При выборе акустических настенных и потолочных панелей, занавеса, штор декора и окон, кресел для зрителей и оборудования учитывались не только технические характеристики, но и их цветовая гамма.

Если же в школьном зале есть сцена, которая отделяется от зрительской части лишь своим возвышением над уровнем пола, то можно оборудовать ее простейшими приспособлениями. В случае, когда на сцене отсутствуют порталы, их нетрудно соорудить, натянув плотный материал на деревянную раму. Желательно, чтобы в высоту портал достигал потолка (при его небольшой высоте). Портал должен быть не ниже 2 м и 70—100 см в поперечнике (в зависимости от ширины сцены). Крепятся такие порталы на откосах к полу и стенке.

Можно оборудовать сцену и кулисами. Их нужно подвесить на нескольких планах, не ниже 2 м от пола сцены. Для каждой пары кулис (правой и левой) понадобится один трос, протянутый от стены к стене параллельно зеркалу сцены. Кулисы лучше подвешивать к тросу не на петлях, а на металлических кольцах (можно использовать гардинные). Трос можно заменить нетолстым гибким проводом при условии, если он хорошо натягивается и кольца кулис легко скользят по нему.

На низкой сцене вполне можно обойтись без падуг, а вот кулисы лучше изготовить пошире и вешать их в сборку. При необходимости следует растянуть одну из них или обе, вплоть до соединения их в центре на любом плане. Это даст возможность разнообразить выгородку сцены, перекрывать ее на разных планах. Крайние кольца кулис крепятся к стенам, чтобы кулиса не отходила от стены.

Более сложный раздвижной занавес устроен по принципу, который используется в раздвижных оконных шторах.

Функции актового зала в общеобразовательных организациях

Актовый зал многофункционален и используется обучающимися, педагогами и администрацией как универсальный инструмент для учебного процесса, творческой и организационно-педагогической работы.

  • просмотры обучающих фильмов, презентации, занятия по музыке, пению и хореографии в рамках основной программы, факультативов и внеучебной деятельности;
  • массовые общешкольные и студенческие мероприятия — театральные выступления, концерты, интеллектуальные командные игры;
  • встречи руководства и преподавателей с родителями для решения общих организационных вопросов, знакомства со школой при поступлении в первый класс;
  • педагогические, молодежные и студенческие, научные, научно-практические чтения и конференции.

Правильно подобранные мебель и оборудование для актовых залов позволяют создать удобную информационно-техническую среду и успешно реализовывать тематические нагрузки.

Планировка и оформление актового зала

Планировочное решение разрабатывается с учетом возможностей образовательной организации и с соблюдением требований к актовым залам школы, установленных СП 251.1325800.2016 в части раздела 7.2.6 и СанПиН 2.4.2.2821-10, СП 279.1325800.2016 для зданий техникумов, колледжей, училищ и СП 278.1325800.2016 для ВУЗов.

  • зрительный зал с креслами, секционными стульями и специальной площадкой или трансформируемыми местами для обучающихся и приглашенных с ОВЗ на креслах-колясках;
  • эстрада или сцена для выступления лектора, заседания президиума, проведения занятий, спектаклей, представлений, концертов и других групповых зрелищных мероприятий;
  • закулисные помещения — гримерные и костюмерные для выступающих, места для хранения декораций, музыкальных инструментов и другого сценического имущества;
  • технические помещения — серверная, радиоузел, дикторская, кинопроекционная и светозвуковая аппаратная для размещения светового, звукового, мультимедийного, коммуникационного оборудования;
  • отдельные санузлы и рекреация, душевые и пожарные посты (для актовых залов ВУЗов).

Визуальное оформление актового зала в школе, организациях профессионального и высшего образования должно способствовать восприятию информации, настраивать на творчество и быть нейтральным, так как помещение используется для разных целей.

Оборудование для оснащения актовых залов

В комплект входят:

  • специализированная мебель — интерактивные трибуны, столы и стулья для президиума, секционные кресла и скамьи в зрительный зал;
  • различные системы хранения — шкафы, тумбы, столы, рэковые стойки для звукового и светового оборудования, реквизита, костюмов;
  • музыкальное и звуковое оборудование — пианино или синтезатор, микрофоны, акустические системы с сабвуфером, усилителем и эквалайзером, микшерные пульты;
  • световое оборудование — линзовые, безлинзовые, светодиодные прожекторы и светильники, генераторы сценических эффектов;
  • оборудование для передачи и отображения визуальной информации — стационарные и портативные длиннофокусные и короткофокусные проекторы, проекционные экраны больших размеров;
  • цифровое, компьютерное и коммуникационное оборудование — видеокамеры, коммутаторы, пульты управления, презентационные компьютеры с возможностью обработки звука.

Особенности оснащения актовых залов для обучающихся с ОВЗ

В актовых залах используются:

  • оборудование для обучающихся и участников мероприятий с нарушениями слуха — акустические и индукционные системы для усиления звуковой частоты, электронное табло для визуальной передачи информации, настенные дублирующие проекционные экраны, веб-камеры с микрофоном;
  • отделка с помощью хорошо различимых цветов и контрастная маркировка важных элементов для слабовидящих — дверей, дверных проемов и ступеней, световые маяки на выходе, настенные поручни как направляющие движения, тактильная разметка перед лестницей и дверью;
  • пандус для подъема на сцену и зона для обучающихся на креслах-колясках с проблемами опорно-двигательного аппарата — горизонтальная площадка в первом ряду со свободным доступом и местами размером от 0,9*1,4 м.

Оснащение должно соответствовать СП для зданий школ, учреждений профессионального и высшего образования, а также СП 138.133302012 и СП 59.13330.2016.

Компания Логия помогает создать современное пространство и комфортную среду для обучения и проведения мероприятий разного характера. Мы предлагаем комплексные решения по оснащению актовых залов мебелью, звуковым, презентационным, коммуникационным и компьютерным оборудованием с учетом условий инсталляции, требований нормативных документов и бюджета образовательной организации. Доставка заказа возможна в любой регион России.


Во всех учебных заведениях совсем скоро, в профессиональный праздник День учителя, будут организованы праздничные концертные программы!

А если это праздничный концерт, то и украшение сцены должно быть соответствующее.

В этой статье мы решили поделиться с вами простыми в реализации идеями, как можно украсить сцену на День Учителя своими руками.

Как украсить сцену на День Учителя своими руками?


Для украшения сцены ко Дню учителя вы можете использовать самые разные материалы. Это могут быть цветной картон и цветная бумага, разноцветные атласные ленты, объемные бумажные цветы, ткани, гирлянды и растяжки, плакаты, воздушные шарики.

Но для начала, стоит подумать о том, есть ли возможность использовать для украшения сцены проектор. Если такая возможность есть, то предлагаем использовать красивые тематические футажи в качестве электронных декораций и праздничных заставок на вашем концерте. Футажи можно транслировать в период сбора зрителей в актовом зале, в момент выступления директора или учителей.

Футаж С Днем учителя

Футажи и красивые фотографии вы можете использовать так же для сопровождения концертных номеров.


Оригинальным и эффектным украшением сцены могут стать разные драпировки тканей. Из тканей вы можете сделать роскошные арки, лучи солнца, радугу и т.п. Дополните декор бумажными цветами или небольшими композициями из воздушных шариков.



Используйте для украшения сцены бумажные цветы, буквы и бабочки. Сделать такое украшение будет не сложно. Крепить декор тоже будет просто, ведь подойдут самые обыкновенные булавки.


Ну и, конечно же, воздушные шарики! Этот материал всегда смотрится в декоре праздников эффектно и нарядно. Из воздушных шариков можно сделать арки, надписи, хаотично закрепить их на заднике сцены, сделать объемные цветы и т.п.





Мы будем очень рады, если вы решите поделиться с нами своими фотографиями, украшенной сцены к празднику, Дню Учителя. Все фотографии мы разместим у нас на сайте. Присылайте ваши работы нам на электронную почту [email protected]

Читайте также: